Программа дополнительного образования детей "Основы народной культуры \Культурологический аспект"
Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
24.02.2018
Первое, чем мы должны оправдать необходимость повсеместного изучения русской традиционной народной культуры, это то, что, узнав культуру одного народа, впитавшую в себя традиции многих народов, нам будет легче определить свою собственную человеческую сущность и свое место в общекультурном мировом пространстве и, одновременно, осознать общечеловеческие ценности.
Надо отчетливо понимать, что приобщение детей к исторической народной памяти имеет своей целью отнюдь не бездумное возвращение к прошлому народа в его изжитых конкретно-исторических формах. Напротив, оно должно обеспечить жизнеспособность человека и народа на современном этапе и в будущем. Для этого требуется и бережное сохранение уже сформировавшихся традиций, и их творческое переосмысление в новых условиях. В программе прописаны цели и задачи, методы и формы, и содержание программы на 4 года обучения.Программа дополнительного образования детей младшего школьного возраста.
Программа для ФГОС Основы народной культуры Культурологический аспект.doc
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя школа №132»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ОСНОВЫ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»
(культурологический аспект)
Возраст учащихся: 712 лет
Сроки реализации: 4 года
Составлена на основе Программы «Введение в
народоведение» М.Ю.Новицкой
методистом БОУ ДО г.Омска
«Центр творческого развития и
гуманитарного образования «Перспектива»
Вороновой Еленой Викторовной ОМСК 2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы.
Современный воспитательный и образовательный процесс требует совершенно
нового подхода к решению задач по формированию гармонически развитой
личности, сочетающей в себе и духовную и эстетическую красоту. К сожалению,
современный человек приобрел многие черты, несвойственные традиционно
русскому менталитету. Влияние западной массовой культуры исказило многие
понятия об истинных ценностях. Далеко не каждая современная мать может дать
своему ребенку необходимые знания о законах жизни, здоровья и красоты.
Немногие семьи сохранили традиции «русской патриархальности», на которых
воспитывались многие поколения русских людей, даже и в советскую эпоху.
Поэтому программа, в основе которой лежат знания предков об устройстве мира, об
основных его законах, влияющих на жизнь природы и человека, об отношениях
людей между собой, об устройстве дома и семьи просто необходимы не только
ребенку, но и его родителям.
«В течение всей многовековой истории России среди проживающих на её
территории народов сложились тесные исторические и культурные контакты, которые
привели к взаимопроникновению культурных традиций и ценностей. Культура каждого
народа при всей своей самобытности включает в себя – одна больше, другая меньше –
многообразие мирового культурного опыта.
Поэтому, первое, чем мы должны оправдать необходимость повсеместного
изучения русской традиционной народной культуры, это то, что, узнав культуру
одного народа, впитавшую в себя традиции многих народов, нам будет легче
определить свою собственную человеческую сущность и свое место в общекультурном
мировом пространстве и, одновременно, осознать общечеловеческие ценности.
Надо отчетливо понимать, что приобщение детей к исторической народной памяти
имеет своей целью отнюдь не бездумное возвращение к прошлому народа в его
изжитых конкретноисторических формах. Напротив, оно должно обеспечить
жизнеспособность человека и народа на современном этапе и в будущем. Для этого
требуется и бережное сохранение уже сформировавшихся традиций, и их творческое
переосмысление в новых условиях.»
Поэтому, приобщая детей к традиционной культуре, необходимо помнить второе:
изучение традиций это не просто получение знаний о них, но осмысление этих
явлений с точки зрения их значения для детей и взрослых как нравственных и
эстетических ценностей. Именно поэтому мы будем здесь говорить не об изучении, а
2 об освоении народной культуры. Ведь ценность – нравственную, эстетическую –
нельзя освоить, не пережив её эмоционально, в форме единичного, важного для тебя
лично.
И третье: жизнеспособность каждого народа, а поэтому и каждого человека,
зависит от трех важнейших факторов:
Умение людей осознать и строить свои взаимоотношения с природной средой
Необходимость духовной преемственности и единства в основе народа –
семье
Историческое становление, развитие и сохранение лучших черт
национального характера.
В ходе работы с детьми раскрывается система миропонимания, выработанная
нашими предками по трем основным вечным вопросам человеческой жизни. Они
практически, духовно, нравственно и эстетически являются стержневыми для любого
народа и для любой эпохи, в том числе и современной: человек и природа, человек и
семья, человек и история. В соответствии с этими проблемами и распределяется
материал по освоению традиционной культуры: календарнообрядовая культура,
семейнообрядовая культура и становление национального характера в ходе
исторического развития народа.
Отсюда – особенность построения программного материала, соответствующего
сезонности и цикличности народной жизни. Гармоническое соотношение сезонного
труда и развлечений – нравственная норма народной жизни. «Делу – время, потехе –
час», говорится в народной пословице. Поэтому примерно через каждые полторадва
месяца занятий проводятся народные календарные праздники как итог
образовательной трудовой деятельности. Сентябрь – «Осенины», октябрь –
«Капустники», ноябрь – «Кузминки», январь – «Святки», конец февраля начало
марта – «Масленица», апрель – пасхальный цикл, начало мая «Егорьев день», июнь
«Троица», июль – «Купальский праздник».
В ходе подготовки каждого праздника происходит освоение каждым ребенком
знаний о прошлом, осмысленных с позиций настоящего. Каждый участник
образовательного процесса осознает свое место и свою роль в будущем мероприятии,
выбирает тот род деятельности, который ему более близок. Соотнести себя с общими
задачами и устремлениями, сделать свою жизнь и жизнь тебя окружающих радостной и
созидательной – вот цель каждого участника праздника. Так постепенно формируется
идеал, который бы хотелось осуществить в будущем, применить к разным сторонам
жизни: природе, семье, обществу, миру. Учиться видеть свою перспективу – в этом
цель развития проектных способностей каждого ребенка. Этот идеал в будущем
может частично отличаться от традиционного в связи с изменившимися условиями
жизни, но в основе своей он будет соответствовать тому, что было заложено в детстве.
Важно, чтобы точкой отсчета было не субъективное мнение эгоиста, а позиция
духовной, нравственной личности.
И еще один аспект развития личности ребенка очень важен в рамках
существующей проблемы. Речь идет о развитии воображения, творческого
мышления и связанного с этим творческого начала по отношению к любой сфере
3 деятельности. Уникальный материал традиционной культуры дает богатейшие
возможности для этого. Мифопоэтическое мышление наших предков породило такие
жанры фольклора как сказки, загадки, пословицы и поговорки. Умение сравнивать и
сопоставлять различные объекты в загадках, придумывать счастливые избавления для
любимых героев сказок и изобретать способы избавления от злых и завистливых
персонажей, постигать мудрость смысла народных высказываний – важная ступень
абстрагирующего мышления и эффективный способ развития аналитических
способностей каждого ребенка.
Содержание программы призвано обеспечить расширение круга эстетических,
исторических, специальных знаний, формирование творческих возможностей
личности, развитие духовных и нравственных качеств: патриотизма, коллективизма,
взаимопомощи, любви к людям, природе и др.
Народное творчество коллективно. Оно складывается из отдельных
индивидуальностей. При правильном подходе педагога к каждому исполнителю
появляется возможность не только выявить, но и максимально воплотить
творческие возможности каждого воспитанника.
Отсюда очень важен
количественный состав детей. Учитывая возрастные психофизические особенности
воспитанников (816 лет) оптимальный состав группы 15 человек.
Цели программы :
– нравственное и эстетическое воспитание детей через освоение ценностей
народной культуры, формирование идеала отношения к природе, семье, родной
земле, миру, который детям хотелось бы осуществить в будущем.
В процессе обучения детей решаются следующие задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
открыть для воспитанников нравственных, эмоциональных, эстетических
ценностей, связанных с жизнью природы, семьи и историей родной земли.
познакомить с народным календарем и связанными с ним обычаями и традициями;
сформировать представление о музыкальноприкладном народном творчестве;
обучить на этой основе навыкам декоративноприкладного творчества, пения,
хореографии, игры на простейших народных инструментах (ложки, трещотки,
бубенцы);
РАЗВИВАЮЩИЕ:
развитие проектных способностей каждого ребенка;
развитие художественнообразного мышления, фантазии детей, их творческих
способностей на основе импровизации, игры и элементов театрального действа.
развитие музыкальноритмических способностей детей через пение, движение,
игру на народных инструментах;
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
воспитание любви к родной природе, национальным традициям, семье через
осуществление социокультурного системного подхода;
воспитание у учащихся любви к народному творчеству и народным традициям.
4 воспитание личностных качеств ребенка через участие в творческой работе
коллектива;
воспитание чувства коллективизма, взаимоуважения и ответственности;
В календарнотематическом плане каждое занятие имеет название, связанное с
основной темой курса: народной традиционной культурой. Согласно теме занятия
по возможности подбирается оборудование, наглядный и видео материал, игровой
репертуар.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 мин. Одно занятие проводит педагог
дополнительного образования, специалист по фольклору. Второе занятие проводит
учитель начальной школы, выбирая для преподавания наиболее приемлемое для
себя содержание темы и соответствующий ему вид деятельности: декоративно
прикладное, литературное или театральное творчество, рукоделие, природоведение,
краеведение, игровые формы и др. Кроме обучающих занятий программа
предусматривает проведение фольклорных календарных праздников, участие в
фольклорных фестивалях, детских и взрослых (в качестве зрителей), посещение
выставок народных промыслов и декоративноприкладного искусства, посещение
спектаклей, так или иначе связанных с традиционной народной культурой.
Программа рассчитана на 4хгодичный период обучения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Тематическое планирование 1 года обучения
«Человек и природа в народной культуре»
Сюжет года: Вслед за солнышком живем. (36 час.)
Вводное занятие: Россия – наш общий дом.(1 час.)
Тема 1. Кто мы, откуда мы? Чем живы? (10 час.)
Понятие о народе, народной культуре, о многообразии видов народной
художественной культуры, об исторической народной памяти, её глубине и формах.
Детский фольклор. Понятие о детской культуре как части общенародной.
Специфика бытования народной культуры: анонимность и коллективность,
традиционность, устойчивость и вариативность, импровизационность.
Тема 2. Чудодерево или, Вслед за солнышком живем! (5 час.)
Человек и природа в народной культуре. Ритм в жизни природы и человека. Меры
природных ритмов и времени.
Тема 3. Зачинается, починается, от начала начинается. (3 час.)
Понятие «начала» «конца». Условность начала. Новолетие – начало мира. Разные
начала года в разных календарях мира. Юлианский и григорианский календари.
5 Тема 4. Знакомство с древними идеями и образами на основе анализа
произведений народного творчества. (5 час.)
Образы мира, природных стихий и мирового древа в народном искусстве. Образ
женщины в народном прикладном искусстве, загадках, волшебных сказках.
Вселенная в земных образах.Крестьянский дом как образ Вселенной и человека.
Происхождение и устройство мира по древним представлениям.
Тема 5. Тайны детских народных игрушек и игр.(4час.)
Детская народная культура как наследница и хранительница народной культуры
взрослых. Пережитки древних представлений в произведениях детского фольклора
и игрушках.
Тема 6.Сказка, открой свою тайну!(4 час.)
Сказки о животных и волшебные сказки. Пережитки в них древних одушевлений
природы. Тридесятое царство и образы волшебных героев.
Праздники и игровые прораммы (5 час.)
РЕПЕРТУАР ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ:
Загадки, пословицы по содержанию праздников. Скороговорки, потешки, попевки:
«Барашенькикрутороженьки», «Чикичики», «Как у нашего овса».
Песни, хороводы: «На горето калина», «Здравсвуй, осень» «Осень к нам пришла»,
«Долгоногий журавель», «Уж ты зимушказима», «Блины», «А мы просо сеяли»,
«Ой кулики», «Я на камушке сижу» «Вейся капустка», «Земелюшкачернозем».
Игры: «Ворон», «Бубен», «Ваняпростота», «Золотые ворота», «Колечко»,
«Плетень», «Гори ясно», «Пузырь».
Игра на ложках: «Поппури на темы рус.нар.песен»
Праздники: «Осенины», «Капустник», «Святки», «Масленица», «Пасха», «Троица».
Тематическое планирование 2 года обучения
1. Вводное занятие. Природа – сердечный друг (1час)
Главное сокровище человека – познать самого себя, познание своего народа и
умение ценить народы всей страны, понимая, как много общего в культурах разных
народов. Важность для всех народов жить в мире и согласии.
Тема 1. Сентябрь красно лето провожает, осень встречает.(8 час.) Первый
месяц осени – итог старого урожайного года, начало нового. Понятие «лето».
Осеннее новолетье – новые новины. Осенние приметы.Знакомство с древними
орудиями крестьянского труда и быта. Всякому лету – аминь.Загадки об осеннем
урожае. Пословицы о крестьянском труде. Госпожахозяйка жатвы. Праздник
урожая «Осенины»
Тема 2. Хозяйка Мира – мать природа.(8час.) Октябрьзазимник. Праздник
Покрова. Покровская ярмарка. Знакомство с народными промыслами. Народные
промыслы Западной Сибири. Барынякапуста. Древние рецепты заготовки овощей.
Понятие вечерки. Вечерочные игры на знакомство. Игрызабавы. А у нас «капустник».
6 Тема 3. Играем,всех потешаем.(8час.)Ноябрь – ворота зимы. Синичкин
праздник.Быт крестьянской избы. Понятия женского и мужского труда. Прялка.
Ткачество. Льняные смотрины. Каша – основа русской кухни. Кузьминкипервый
зимний праздник.
Тема 4. Что такое зимние Святки? (14час.)Декабрь – шапка зимы. Приметы
зимнего времени года.. Смысл Рождественских колядок, гадания и ряжения.
Рождественский стол Рождество в Росси и на Западе. Разница юлианского и
григорианского календарей. Легенда о рождении Иисуса Христа. Вертепный театр.
Колядки – обрядпраздник. Святочная вечёрка. Крещение. Святцы – рождение имени.
Крестные родители.
Тема 5. Что за прелесть эти сказки.(6час.) Обычаи «страшных вечеров».
Волшебные сказки. Образы Бабы Яги и Кащея. Сказки «Морозко» и «Царевна
лягушка» ключи к разгадке. Образ медведя в русских сказках.
Тема 6.«Масленица» поворот на лето.(6час.) Обряды масленичной недели.
Символы масленицы. Образ Масленицы – обрядовая кукла, символ зимы,
прошлогоднего урожая. Масленичные песни, игры, хороводы. Проводы Масленицы.
Тема 7. От Великого Поста до Светлого Христова воскресенья.(10час.) Мост на
семь верст. Обряды Великого Поста.Весенние заклички. Приметы весны. Образы
перелетных птиц. Знакомство с народными духовыми инструментами: свистульки,
кугиклы и др. Изготовление птиц из бумаги, ткани и теста. Закликание Весны. Вербный
базар. Страстная неделя. Легенда о распятии. Великий Праздник Пасхи. Символы
Пасхи – яйцо и кулич. Игры с пасхальными яйцами.
Тема 8. Здравствуй весна красная. (6час.)Капель, на дворе апрель. Приметы весны.
Словесный фольклор о весне. Радостная неделя. Игры, хороводы весенней тематики.
Жавороночки, прилетите к нам! Красная Горка обряды и игры. Егорий Вешний –
пастух и воин. Пастушьи дудки и наигрыши. Символы русской природы: деревья,
травы и цветы.
Праздники и игровые прораммы (5 час.)
РЕПЕРТУАР ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ:
Загадки, пословицы по содержанию праздников. Скороговорки, потешки, попевки:
«Барашенькикрутороженьки», «Чикичики», «Как у нашего овса».
Песни, хороводы: «На горето калина», «Осень к нам пришла», «Долгоногий
журавель», «Как под наши ворота», «Как у наших у ворот», «Уж ты зимушказима»,
«Блины», «А мы просо сеяли», «Ой кулики», «Я на камушке сижу» «Вейся
капустка», «Земелюшкачернозем».
Игры: «Ворон», «Бубен», «Золотые ворота», «Колечко», «Дударьдударище»,
«Плетень», «Гори ясно»,
Танцы: «Жилабыла бабка», «Ручеек».
Праздники: «Осенины», «Капустник», «Святки», «Масленица», «Пасха», «Троица».
Тематическое планирование 3го года обучения.
7 «Человек и семья в народной культуре»
Сюжет года: Жизнь дана на добрые дела.(36 час.)
Тема 1. Мир и дом. (4 час)
Понятие дом и мир. Мир дома. Мир природы и мир людей в их единстве. Мир
деревни. Типы русских поселений.
Тема 2. Мир старинного дома. (7 час.)
Композиция старинного дома. Деревянное зодчество. Обряды и обычаи постройки
дома. Интерьер жилища. Мужская и женская половина. Домашняя утварь.
Искусство в быту у народа.
Тема 3. Жизнь человека в доме и в мире. (20 час.)
Родство и свойство. Внутренний строй крестьянской семьи. Человеческая жизнь от
рождения до кончины. Рождение ребенка. Младенческий возраст – поэзия
пестования. Игровая культура детства и отрочества. Воспитание в семье. Период
юности: взаимоотношения юношей и девушек. Свадебный обряд. Этика и эстетика
повседневной жизни в традиционной семье. Этика поведения человека в преклонном
возрасте. Народные представления о взаимоотношениях возрастов. Красота и
мудрость поминальных обрядов. Возрождение ушедшего человека в лице потомков.
Сравнение жизни человека с жизнью природы: цикличность, ритмичность,
традиционность.
Праздники и игровые прораммы (5 час.)
РЕПЕРТУАР ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ:
Попевки: «Осень пришла», «Жавората», «Патока с имбирем», «Скокскок»
Песни, хороводы: «Бабушкаделенка», «Сад во дворе», «Посмотритека у нас в
мастерской», «Прялица», «Во кузнице», «В Рождество Христово», «Коляда», «А
мы масленицу состречали», «»Веснакрасна», «Как у нашей Дуни», «Дрема».
Игры: «Гори ясно», «Зайчик», «В медведя», «Зарязаряница», «Родничок»,
«Тетера», «Как у дяди Трифона», «Умер покойник», «Утка и селезень».
Народные праздники: «Осенины», «Капустники», «Кузминки», «Именины»
«Святки», «Масленица», «Пасха», «Вербные гуляния», «Красная горка»,
«Троица».
Тематическое планирование 4го года обучения
Сюжет года: Велика родная земля, а везде солнышко.(36 час.)
Вводное занятие. Где жить, там и слыть (1час)
Понятие о географических картах и летоисчислении. Предания о возникновении
населенных мест.
Тема 1 Знакомство с историей родного города.(6 час.)
8 Предания старины. Арии. Освоение Западной Сибири. Омск – столица казачества.
Омск – культурная столица Западной Сибири. Топонимика. Имена знаменитых
людей. Знаменитые постройки. Омск вчера, сегодня.
Тема 1. Откуда Русская земля стала есть. (5 час.)
Начало сложения Российского государства, отражение истории народа в
произведениях древнерусской литературы, устного народного творчества,
памятниках древней материальной культуры. Понятия род, племя, народ. Народы
России в прошлом. Эпос, фольклор, памятники материальной культуры. Киевская и
Новгородская Русь. Древние славянские верования. Крещение Руси.
Тема 2. Не продажное, а заветное. (6 час.)
Историческое становление и развитие народного характера; отражение духовных
ценностей народа в произведениях древнерусской литературы, исторических
преданиях, песнях, сказках, притчах, воспоминаниях взрослых, в памятниках
материальной культуры.
Тема 3. Велика родная земля, а всюду солнышко. (8 час.)
Знакомство с исторически сложившимся многообразием культуры России через
игру в ярмарку. Традиционный народный костюм. Традиционные промыслы.
Традиционные художественные промыслы. Языки и диалекты народов России.
Старинные ярмарочные развлечения.
Тема 4. Заключительные занятия. (4 часа)
История семьи и история народа. Итог всех занятий по курсу. Беседы о судьбах
народов России, о её собственной судьбе, о самих воспитанниках.
Научнопрактическая конференция: «Юные исследователи»
Праздники и игровые программы. (6 час.)
РЕПЕРТУАР 4 года обучения
Песни, игры, хороводы предыдущих лет.
Песни: Золотые колоски, Зимушка хрустальная, Песня о России. Ярмарка.
Эх, казачата. Рождество Христово. Пойдем, братцы, вдоль улицы.
Хороводы: Каравай. Если солнышко смеется. Уж мы сеяли ленок.
Игры: «Селезень и утка». «А мы просо сеяли.», «Бояре», «Подушечка».
Пляски: «Круговая», «Во саду ли», «Жилабыла бабка»,
Праздники: «Покровская ярмарка», «Слава хлебу на столе», «Святочные посиделки»,
«Масленица», «Пасхальные гуляния», «Вслед за солнышком живем».
Образовательные результаты
В конце первого года обучения учащиеся должны знать:
основные понятия о жизни природы, смене времен года, их значении в народном
календаре;
9 последовательность календарных циклов народного месяцеслова (осенний, зимний,
весеннеелетний)
названия основных народных праздников, их назначение и знание некоторых
обрядов, название предметов русского быта;
тексты малых фольклорных форм: загадок, пословиц, скороговорок, потешек.
название деревянных народных инструментов.
Должны уметь:
исполнять несложные песни по содержанию праздников;
танцевать в несложных хороводах по показу педагога;
играть в знакомые народные игры, соблюдая текст и правила;
К концу второго года обучения воспитанники должны знать:
основные законы жизни природы;
понятие «начала» «конца»
образы мира, природных стихий и мирового древа в народном искусстве,
виды народных промыслов;
виды мужских и женских крестьянских работ.
Должны уметь:
сравнивать образы природы в произведениях рукотворного и нерукотворного
искусства (образы солнца, земли, воды, птицы, животного в загадке и в
произведениях изобразительноприкладного искусства);
дать нравственноэстетическую оценку произведениям изобразительно
прикладного искусства и традиционного календаря с точки зрения использования
в них мотивов и образов природного мира и отражения взаимоотношений
человека и природы;
инсценировать несложные песни по содержанию праздников;
танцевать в несложных хороводах используя знакомые движения;
играть в знакомые народные игры, соблюдая текст и правила;
К концу третьего года обучения воспитанники должны знать:
основные конструктивные особенности традиционного жилища (клеть,
безгвоздевая крыша, типы изб – «кошель», «брус», «глаголь»)
основные понятия о жизни человека, место семьи в его жизни и его место в
семье;
традиционное устройство русского дома и назначение предметов быта (красный
угол, печь и печной угол, женская и мужская половина дома);
основные особенности традиционной одежды в зависимости от возраста и
положения в семье (одежда младенца. Одежда девочки и мальчика, девушки,
невесты и жениха);
обрядовые и ритуальные традиции календарных и семейных праздников
(родильнокрестильные, свадебные, поминальные);
Должны уметь:
10 дать нравственноэстетическую оценку предметнопространственной среды, в
которой протекала жизнь традиционной семьи с точки зрения современного
человека;
дать нравственноэстетическую оценку образа жизни, характерного для
традиционной семьи, с точки зрения современного человека;
сравнивать произведения материальной и духовной семейной культуры родного
народа с соответствующими по функции произведениями других народов России
и мира, выявлять в них общее и особенное;
дать нравственноэстетическую оценку родной семейной культуры и уметь
выразить эмоциональноличностное отношение к ней с помощью пословицы,
рисунка, пластического образа.
К концу четвертого года обучения учащиеся должны знать:
основные этапы формирования явления «родная земля» в его изменяющихся
пространственновременных координатах (древний период, средние века, новое
время, современность);
основные культурноисторические и этноконтактные зоны России,
формирующиеся в ходе её истории: Древний Киев, Новгород Великий, Москва,
Петербург, СевероЗапад России, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток;
основные образы легендарных и исторических деятелей, внесших вклад в
формирование национального характера (былинные герои,
создатели
государтвенности, духовные вожди, знаменитые земляки).
Должны уметь:
дать нравственноэстетическую оценку понятию «отечество»;
дать нравственноэстетическую оценку образам деятельности и деятельности
своих соотечественников;
соотнести особенности своего характера и понимания жизни с характером и
пониманием жизни своих знаменитых земляков в прошлом и настоящем.
На выходе по окончании программы воспитанники должны знать:
произведения народнообрядовой календарной культуры, ритм их приурочения к
годовому календарному кругу, особенности образной системы, связанные с миром
природы;
произведения народносемейной обрядовой культуры и их роль в осмыслении
народом ритма человеческой жизни от рождения до кончины;
произведения материальной культуры (традиционное жилище, костюм, утварь),
определяющие своеобразие народа, сложившееся в ходе его истории.
Воспитанники должны уметь:
сравнивать произведения материальной и духовной художественной культуры
родного народа с соответствующими по функции произведениями других народов
России и мира; выявлять в них общее и особенное;
11 дать нравственноэстетическую оценку родной культуры и уметь выразить
эмоциональноличностное отношение к ней с помощью пословицы, рисунка,
пластического образа (по выбору воспитанника).
Формы работы:
групповые занятия;
экскурсии;
игровые программы и календарные праздники.
Методическое обеспечение образовательной программы.
Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля. 12 класс. Учебник
тетрадь. В 4 ч. – М., Дрофа, 1997.
Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля. 3 класс. Учебник. – М.,
Дрофа, 2001.
Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля. 4 класс. Учебник. В 2 ч.
М., Дрофа, 2003.
Новицкая М.Ю. Введение в нвродоведение. Книги для учителя 14 классы. М,
Дрофа 1998 – 2003гг.
Аудио записи народных песен и наигрышей.
Видеозаписи учебных, мультипликационных и художественных фильмов.
Набор слайдов по содержанию программы.
Дидактическое обеспечение программы:
предметы народного быта, костюмы, куклы, игрушки;
наглядные пособия по программе,
видео и аудиоматериалы: фильмы и мультфильмы: («Русские народные сказки»,
«Былины») фильмы о народных календарных праздниках, фильмы о народных
промыслах, аудиозаписи народных песен, плясовых наигрышей, народных игр.
шумовые народные инструменты: ложки, трещотки, бубны и др.
атрибуты и костюмы к праздникам.
Литература для руководителя.
1.Аксюк С.В. Песни Аграфены Оленичевой. – М. Советский композитор 1960.
2.Аркин Е.Я. Ты, березка моя. – Омск Книжное издательство 1987.
3.Кабинетская Т.Н. Традиционные русские праздники в начальной школе. Псков
1998.
4.Колесникова в.с. Русские православные праздники. – м. КронПресс,
5.Коринфский А.А. Народная Русь. – М. 1997.
6.Леонова Т.Г. Народные песни Прииртышья. Новосибирск. ЗападноСибирское
книжное издательство 1969.
7.Меканина Л. Хрестоматия русской народной песни. – М. Музыка. 1991.
8. М.Ю.Новицкая «Родная земля»Книга для учителя М. Дрофа, 2005.
9.Панфилов В.В. По старому русскому обычаю РИГ М. 1997.
12 10.Рыженко Г.Д. Народный месяцеслов – М. Современник. 1991.
11.Сахаров И.П.
литература.1997.
12.Традиционные промыслы и ремесла. №5. 1997.
Сказания русского народа.
М.
Художественная
13.Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. М. Уч.пед.издво 1962.
14.Филатов Ю.Н. Поэзия русских деревень . М. Советская Россия.1990.
Учебная литература
1. М.Ю.Новицкая Учебник «Введение в народоведение» 12г.о «Родная земля». (4
тетради) М., «Дрофа», 2000.
2. М.Ю.Новицкая Учебник «Введение в народоведение» 3 г.о. «Учебник семейного
лада» М., «Дрофа», 2003.
3. М.Ю.Новицкая Учебник «Введение в народоведение» 4 г.о. «Путешествие по
родной земле» М., «Дрофа», 2005.
Литература для детей
1. Даль В. Круглый год. М. 1987.
2. Миловский А.Песнь ЖарПтицы. М. Детская литература 1987.
3. Науменко Г.М. Новицкая М.Ю. Раз, два, три, четыре, пять. М. 1998.
4. Мы идем с тобой играть. М. Просвещение 1995.
5. Рождественская елка . м. Молодая гвардия 1992.
6. Никин Б.А. Русский фольклор. М. Художественная литература 1995.
7. Частушки. М. Художественная литература 1992.
8. Русские народные сказки. (любые выпуски)
9. Русские волшебные сказки.
10. Сказки народов Сибири.
11. Сборники стихов Тимофея Белозерова.
12. Л.Мартынов «Воздушные фрегаты»
13
Программа дополнительного образования детей "Основы народной культуры \Культурологический аспект"
Программа дополнительного образования детей "Основы народной культуры \Культурологический аспект"
Программа дополнительного образования детей "Основы народной культуры \Культурологический аспект"
Программа дополнительного образования детей "Основы народной культуры \Культурологический аспект"
Программа дополнительного образования детей "Основы народной культуры \Культурологический аспект"
Программа дополнительного образования детей "Основы народной культуры \Культурологический аспект"
Программа дополнительного образования детей "Основы народной культуры \Культурологический аспект"
Программа дополнительного образования детей "Основы народной культуры \Культурологический аспект"
Программа дополнительного образования детей "Основы народной культуры \Культурологический аспект"
Программа дополнительного образования детей "Основы народной культуры \Культурологический аспект"
Программа дополнительного образования детей "Основы народной культуры \Культурологический аспект"
Программа дополнительного образования детей "Основы народной культуры \Культурологический аспект"
Программа дополнительного образования детей "Основы народной культуры \Культурологический аспект"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.