Программа дополнительного образования школьников "Я -Исследователь" (Живая планета). (1 класс)
Оценка 5

Программа дополнительного образования школьников "Я -Исследователь" (Живая планета). (1 класс)

Оценка 5
Образовательные программы
docx
естествознание +2
Все классы
08.04.2019
Программа дополнительного образования школьников "Я -Исследователь" (Живая планета). (1 класс)
программа.docx
Программа кружка: «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»  (Живая планета).  Для обучающихся    1классов   Программу разработал: Гажала Ольга Георгиевна педагог дополнительного  образования МБУ ДО  «Центр творческого развития и гуманитарного образования  школьников» Муниципального района «Олекминский район»  Республики Саха  (Якутия) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  Рабочая программа составлена на основе  ­ Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012г. №273; ­ Федерального государственного образовательного стандарта ­     Порядка   организации   и   осуществления   образовательной   деятельности   по   дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. №1008; ­Устава учреждения МБОУ ДОД ЦТРиГОШ ­ других нормативно­правовых документов (локальные акты). Общая характеристика программы    Для того чтобы быть успешным и востребованным в современном обществе современному человеку необходимо развивать в себе  умения быть самостоятельным,   видеть и решать проблему в различных сферах своей  деятельности,     планировать  и организовывать свою деятельность.   В данных   условиях,     возрастает   значимость   подготовки   ребенка   к   самостоятельной исследовательской деятельности. Исследование является   для ребенка неотъемлемой частью его познания   мира,       которую   он   осуществляет   самостоятельно,     совместно   с   ровесником,   под руководством   старшего.     Программа   «Я   –   исследователь»   позволяет   организовать исследовательскую   деятельность   младших   школьников,       направить   в   русло   совершения   своих открытий в  окружающем  мире.    Исследовательские проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено   психологическими   и   возрастными   особенностями   младших   школьников; исследовательская     деятельность   носит   групповой   характер,   что   способствует   формированию коммуникативных умений;   результатами исследовательской деятельности являются творческая самопрезентация.     Направленность программы дополнительного образования: Программа   «Я   ­   исследователь»   направлена   на   расширение   знаний   об   окружающей   природной среде,   подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности.          Программа предусматривает   межпредметные     использует региональный   компонент.    Занятия,   вошедшие   в   программу,   направлены     на     формирование интереса к   природе   через познание ее законов, освоение  начальных навыков исследовательской деятельности.     Основные   принципы   реализации   программы  –  научность,   доступность, субъективность, деятельностный  и личностный подходы,    результативность.    связи   с   программой   «Окружающий   мир»,   Основная идея программы: Исследовательская  деятельность ­ это основная форма  занятий, в ходе которых у обучающихся расширяется   кругозор   в   предметных   областях;   формируется   способность   к   саморазвитию, самоорганизации,   осваиваются   приемы метопознания;         развиваются   навыки универсальных учебных действий.                                        Цели обучения: Расширение  знаний  об  окружающем   мире  с   введением  элементов    экологических   взаимосвязей природной  среды, животного и растительного мира;                                              Развитие у     младшего школьника способности   к деятельности     по выполнению исследования; проектировать пути решения исследовательской задачи,  опираясь на имеющийся опыт и знания о природе; контролировать и оценивать свои действия. Использование   приобретенных   знаний   и   умений   в   природоохранной   практике. Воспитание   личностных качеств – активности, точности, самостоятельности;  соблюдение правил экологической  безопасности;   воспитание   бережного и ответственного отношения к окружающей среде, всему живому. Развитие  логического мышления  ­ сравнение и обобщение, постановка опыта и анализ;  формирование представления об исследовании;   развитие навыков   применения  экологических  знаний на практике.                                                                                                                                        Овладение первичными навыками использовать информацию; работать с различными источниками  информации; проведения  опыта, обобщение и  формулировка вывода.                                                   Освоение  простейших навыков  проведения   исследования;  расширение представления о природе с введением элементов  экологических взаимосвязей в природном  сообществе. Задачи обучения:   Формирование познавательной деятельности  ­ творческого подхода   при выполнении заданий;  любознательности  при изучении природы. Формирование социальной компетентности в отношении себя к окружающей среде, всему живому.   Формирование регулятивных действий по   контролю и оценке своих действий; целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей.    Понимание   взаимосвязи процессов и явлений в природе;    оценивание правильности поведения  людей  в  природе.                                                                                                                         Овладение   начальными   навыками формулирования вывод, построения логической взаимосвязи, умения  приводить пример.   Место курса в учебном плане «На изучения предмета отводится 1 час в неделю, итого 38 часов в год. Результаты  обучения   по  курсу Личностные УУД:                                                                                                                                         Будут сформированы:                                                                                                                                     ­  умение следовать самым  простым  правилам  поведения в природе; ­  потребность сохранения  животных и растений;                                                                                       ­  понимание   необходимости  приобретения знаний о природе в аспекте   эстетического,  рекреационного, рационального природопользования. Предметные результаты изучения курса:                                                                                                ­  объяснять значение  воды, почвы, воздуха в жизни   животных и растений;                                          ­  прослеживать причинно–следственную связь   животных и   мест  их  обитания;                                 ­  называть животных и указывать особенности.                                                                                       ­  объяснять некоторые  экологические термины.  Познавательные УУД: ­   устанавливать причинно следственные связи;                                                                                          ­   сопоставлять  и отбирать информацию;                                                                                                    ­   анализировать объекты с целью выделения признаков;                                                                           ­   устанавливать аналогии и причинно­следственные связи;                                                                      ­   совместно с преподавателем контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;         ­   учитывать разные мнения  и обосновывать собственную позицию. Регулятивные УУД:                                                                                                                                      ­  принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;                                                     ­  действовать по  предложенному плану;                                                                                                     ­  выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;                                          ­ стремиться выполнить поставленную задачу. Коммуникативные УУД: ­   формулировать собственное мнение;                                                                                                        ­  учитывать разные мнения  и интересы и обосновывать собственную позицию.                                  Содержание курса обучения  Тема 1. Введение (7 часов). Мое отношение  к природе. За что я ценю «Природу» ­ с позиции оценки красоты и разнообразия, пользы, «в природе все  взаимосвязано».           Игра:  «Моя маленькая коллекция».  Подбор предметов в коллекцию. Задание:    Отвечаем на вопрос  –  «..за что я ценю: розы, яблоко,  синичку..»                                         Как можно изучать окружающий нас мир.                          Простые методы познания окружающего мира   Отмечаем – «что нового ты узнал».    Органы  чувств.  Линейка. Современные инструменты помощники – фотоаппарат, микроскоп, телескоп.        Игра:  «Ящик ощущений».                                                                                                                            Задание: «Что я вижу через увеличительное  стекло»  Закончить рисунок.   Опыты юного исследователя. Результат опыта – всегда ли его можно предсказать.    Перед опытом пробуем угадать его  результат.  После  обсуждаем, верно, ли ты думал.                                                                           Опыт  «Погружение предметов в воду с целью оценки их плавучести».                                          Опыт: «Почему апельсин без шкурки тонет?»       Опыт как метод познания. Когда опыт помогает установить истину.  Перед опытом пробуем угадать его результат.   Планирование проведения опыта.  Планирование использования измерительного оборудования.    Опыт:  «В какой емкости вода остынет быстрее?» Использование емкостей одинакового объема, но  разного диаметра.    Исследуем,  задавая вопросы. Исследуем ­   задавая вопросы,    выполняя измерения.   Работа с  коллекцией предметов живой и  неживой природы.      Игра «Определяем предмет, задавая вопросы».                                                                                         Задание: «Определи длину  червяка»,  «Выбери самый тяжелый камень».  Наука о живой природе  Природа источник познания.   Для чего необходимо изучать природу? На примере домашних  животных, культурных растениях  оценить необходимость и значимость изучения природы  для   человека.  Самостоятельный поиск примеров демонстрирующих необходимость и полезность   изучения природы. Обсуждение и формулирование выводов по результатам прослушивания   «История картофеля». Чтение для прослушивания: «История картофеля»                                                                                    Игра: «Ящик ощущений»;   Кто что изучает? Знакомимся с  направлениями  по изучению окружающей природы.   Кто изучает рыб?  Почему  «Астрономии» дано такое название? Игра: «Лото»;  находим ответ по картинке или  озвученному тексту. Тема 2.  Природа (9 часов)  Воздух повсюду.    Как мы ощущаем воздух. Воздух повсюду.   Ветер приносит влагу.  Работа с иллюстрацией: «О чем нам подскажет дым из печной трубы?», «Для чего лодкам парус?» Простые опыты:     «Погружение пустой емкости в воду».    Как ветер помогает  животным и растениям. Эксперимент как метод познания. Роль воздуха в жизни животных и растений. Распространение  запахов. Распространение семян.                                                                                                                   Игра «Носы», «Полет семян».    Вода нужна всем Знакомимся с самыми засушливыми  территориями на планете Земля.  Растения пустынь и  сезонных осадков. Что общего у кактуса  и баобаба.   Странники пустыни. Вода недоступная для  растений. Работа с картой и  иллюстрациями: Территории пустыни на планете Земля.  Растения  и животные  засушливых территорий.    ( Презентация) Работа с дидактическим материалом: карточки на группировку по признаку. Опыт: Определяем ­ Вода в твердом состоянии – сухая или мокрая? Вода и неживая  природа  Вода как физическое тело.  Вода в водоемах и  почве; вода в  атмосфере и комнате; вода на  вершинах гор и полюсах планеты Земля. Работа с картой и  иллюстрациями: Планета Земля    ( Презентация)                                                       Работа с дидактическим материалом: «Путешествие капельки воды» Как работает вода Работа, совершаемая водой в неживой природе.  Русло и берега реки. Овраги. Работа с иллюстрациями: «Овраг», «Морской пляж», «Селевые потоки»,  Отвечаем на вопрос:   Как картина видимой природы  определяется  водой?                                     Проводим эксперимент:   «Куда спряталась вода?» Что у нас под ногами. Камни и песок.  Камни  и руды  разного цвета.   Каменная соль.    Ценные минералы.  Твердость и  вес камня.   Простые опыты: определение механических свойств камня.  Почему почва отличается от  минералов? Опыт как метод познания.    Почва и минералы.    Свойства почвы и минералов как тел.                       Игра «Ящик ощущений».                                                                                                                             Простые эксперименты:  «Что удержит больше воды  ­ почва, песок или камень?» Как неживая природа соединяется с живой природой. Неживая   природа   как   среда   обитания   живых   организмов.   Жизнь   в   норах.   Жизнь   в   водоемах. Путешествие по воде и воздуху. Работа с иллюстрациями: «Обитатели водоемов», «Обитатели нор», «Обитатели наземно­  воздушной среды»                                                                                                                                     Лабиринт Значение   неживой   природы   для   живых   организмов.     Влияние     живых   организмы   на   неживую природу? Игровая деятельность: Решение ситуационных задач по предложенному рассказу, иллюстрации.        Решение ситуационных задач: Криминальная история для чтения и расследования. Тема   3. Уникальный мир живой природы    (9 часов) Наземные обитатели планеты Бегуны, прыгуны – приспособление к активному передвижению в наземновоздушной среде.  Охотники и их жертвы – приспособления побеждать.  Работа с иллюстрациями: Обитатели суши. Творческая мастерская: «наземные» Обитатели водоемов Пловцы, гребцы  – приспособление к активному передвижению в воде. Охотники и их жертвы –  приспособления побеждать.   Работа с иллюстрациями:  Обитатели водоемов                                                                                         Творческая мастерская: «в толще воды» Обитатели почвы Копатели, рыхлители  – приспособление к активному передвижению в грунте. Охотники и их  жертвы – приспособления побеждать.  Научиться выделять представителей обитателей почвы, узнавать их на рисунках,  научиться  выделять признаки приспособленности в зависимости от среды их обитания.   Работа с иллюстрациями. Обитатели почвы. Творческая мастерская: «жители подземелья» Специальность  ­ строители Уникальные жилища среди животных, птиц, насекомых, рыб.  Жилище  ­  убежище от непогоды и  хищников.  Жилище  ­  кладовая. Жилище  ­ родильный дом.  Творческая мастерская: «Жилище для друга» Работа с пластилином.    Кочевники Как животные   спасаются от непогоды?   Кочевки на новые  пастбища.  Северный олень. Полярная  сова.  Сом. Работа с дидактическим материалом: «Тропа  оленя»   Перелетные птицы Причины  миграции птиц.  Ласточки, стрижи и другие перелетные птицы.  Воробьи – наши  постоянные соседи.  Кто такие «оседлые» птицы?    Работа с дидактическим материалом: Карточки для группировки «оседлые», «мигрирующие». Травоядные Чем обедал бегемот. Фрукты и орехи  к обеденному столу.  Травоядные и в чем их преимущество.   Работа с иллюстрациями (презентация).                                                                                                       Мини исследование: «У кого, что на обед?» (группировка по признак у). Хищники Пищевые  взаимоотношения  животных.      Хищники среди насекомых и пауков.  Хищники среди  рыб.  Смертельное оружие.    Работа с  дидактическими карточки: выбери и отметь   ­ «это хищники»                                                 Работа над понятием: «хищники» Творческая мастерская: Делаем паутину Мусорщики История  скоробея, или почему египтяне  считали сего священным насекомым.  Путешествие жуков навозников   в Австралию.   Дидактические карточки: выбери и отметь «это мусорщики».                                                                  Работа над понятием: «мусорщики» Тема 4.  Жизнь на разных материках  (5 часа) Соболь – представитель Евразии   Евразия. На этом материке находится наша страна.   Бор и тайга. Внешний  вид соболя.  Супер ­   охотник тайги.     Работа с картой и  иллюстрациями: Расположение Евразии.    Животное в естественной среде  (Презентация) Дидактический материал: Контурная карта Евразии. Картинка с изображением животного.      Зебра – представитель Африки Африка. Баобаб – хранитель воды. Покровительственная окраска. Преимущества жизни  в группе.   По  тропам африканских кочевников.   Дидактический материал: Контурная карта Африки.  Картинка с изображением животного. Кенгуру – представитель Австралийского континента Австралия. Естественный заповедник.  Эвкалипт. Удивительные животные изолированного  континента.  Кенгуру и другие удивительные животные Австралии.   Работа с картой и  иллюстрациями: Расположение континента.    Животное в естественной среде  (Презентация) Дидактический материал: Контурная карта  Австралии. Картинка с изображением животного. Карибу – представитель Северной Америки Северная Америка. Карибу и его родственники живущие в северной части Евразии.  Приспособление для жизни среди озер и камней.  Шуба карибу – легкая и тепла.  Работа с картой и  иллюстрациями: Расположение Северной Америки и северной части Евразии.     Животное в естественной среде (Презентация) Дидактический материал: Контурная карта Америки  и Евразии. Картинка с изображением  животного. Пингвины – представители Антарктиды  В погоню за пищей.  Внешний облик как приспособление к жизни среди снега и льда. Работа с картой и  иллюстрациями: Расположение Антарктиды.    Животное в естественной среде  (Презентация)  Дидактический материал: Контурная карта южного полушария.  Тема 4.  Экологический  практикум (8  часов) Исследуем водоем    (качество воды)                                                                                                           Знакомимся с признаками соответствующие чистой воде; Узнаем, как брать пробу воды.  Узнаем, как проводить простые наблюдения за качеством воды.  Сравниваем  полученные результаты.  Находим обоснование актуальности  выполненного   исследования Опыт: Определение качества воды «запах», «цветность»,  «мутность», .  Исследуем водоем   (обитатели водоема) Знакомимся с группами растений и живыми организмами  водоема. Составляем описание водоема. Работа с дидактическим материалом: карточки «околоводные растения»,»водные растения»,  «обитатели водоема»,  «околоводные птицы». Работа над понятием: водные; околоводные.  Исследуем чистоту воздуха Знакомимся с  простыми методами  наблюдения и мониторинга. Выполняем сбор отпечатков с горизонтальных  поверхностей  в разных помещениях. Сравниваем   полученные результаты.  Находим обоснование актуальности  выполненного  исследования Мини исследование: Исследуем чистоту воздуха в учебном помещении, коридоре, гардеробе,  лестнице.  Посади свое дерево  Знакомимся с правилами посадки растения.  Составляем алгоритм посадки растения.   Сравниваем  полученные результаты.  Находим обоснование актуальности  выполнения    практической работы.   Практическая работа с моделью: закладка грунта, подготовка к посадке, проведение посадки и  после ­ посадочный  уход.    Как уменьшить количество мусора  Выделяем  и узнаем о способах  утилизации  опасного  мусора.  Узнаем, по каким признакам можно  группировать мусор. Обсуждаем и предлагаем варианты уменьшения количества мусора, не  выбрасывая его.  Практическое задание: Выполнение задания на классификацию бытового мусора.  Проигрывание мини постановки: «Медуза и пластиковый пакет" Классифицировать по предложенному основанию.    Как экономить воду  Знакомимся с простыми приемами экономии воды. Обсуждаем и приводим  аргументы в  необходимости бережно расходования воды. Выбираем наиболее эффективные способы действия  по экономии воды,  в зависимости от конкретных условий.   Сравниваем  полученные результаты.   Находим обоснование актуальности  выполненного  эксперимента. Проводим эксперимент: определение оптимального способа мытья рук, дающего существенную   экономию   расхода воды. Погода   сегодня Наблюдаем  погодные явления. Используем  карту для определения типа облаков и  прогнозирования погоды. Знакомимся с измерительным прибором – термометр (разные виды  термометров); узнаем о правилах измерения температуры. Сравниваем результаты  наблюдения.  Объясняем необходимость соблюдения правил выполнения наблюдения. Практическая работа: «Наблюдения на пришкольной площадке». Работа с картой облаков; замер температуры воздуха на разных участках. Как я могу помочь природе. Мало времени много дел. Мои союзники.  О наших делах должны знать как можно больше людей.   Деловая  игра: Спонсоры и помощники.  Творческая работа: плакат природоохранной тематики. Тематическое планирование учебного материала № Тема Количеств Тема 1. Введение (7 часов). Мое отношение  к природе.. 1 Как можно изучать окружающий нас мир.  2 Опыты юного исследователя. 3 Опыт как метод познания.  4 Исследуем,  задавая вопросы. 5   Наука о живой природе 6 7 Кто что изучает? Тема 2.  Природа (9 часов) 8 Воздух повсюду    9 Как ветер помогает  животным и растениям.   10 Вода и неживая  природа  11 Как работает вода 12 Вода нужна всем 13 Что у нас под ногами. 14 Почему почва отличается от  минералов? 15 Как неживая природа соединяется с живой 16 Лабиринт Тема   3. Уникальный мир живой природы    (9 часов) 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Тема 4.  Жизнь на разных материках  (5 часа) 26 Соболь – представитель Евразии   27 Зебра – представитель Африки 28 Кенгуру – представитель австралии 29 Карибу – представитель северной Америки 30 Пингвины – представители антарктиды Тема 4.  Экологический  практикум  (8 часа) 31 Исследуем водоем  (качество воды) 32 Исследуем водоем   (обитатели водоема) 33 Исследуем чистоту воздуха 34 Посади свое дерево 35 Как уменьшить количество мусора 36 Как экономить воду 37 Погода   сегодня    Наземные обитатели планеты Обитатели водоемов Обитатели почвы Специальность  ­ строители Кочевники Перелетные птицы Травоядные Хищники Мусорщики о часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 38 Как я могу помочь природе 1

Программа дополнительного образования школьников "Я -Исследователь" (Живая планета). (1 класс)

Программа дополнительного образования школьников "Я -Исследователь" (Живая планета). (1 класс)

Программа дополнительного образования школьников "Я -Исследователь" (Живая планета). (1 класс)

Программа дополнительного образования школьников "Я -Исследователь" (Живая планета). (1 класс)

Программа дополнительного образования школьников "Я -Исследователь" (Живая планета). (1 класс)

Программа дополнительного образования школьников "Я -Исследователь" (Живая планета). (1 класс)

Программа дополнительного образования школьников "Я -Исследователь" (Живая планета). (1 класс)

Программа дополнительного образования школьников "Я -Исследователь" (Живая планета). (1 класс)

Программа дополнительного образования школьников "Я -Исследователь" (Живая планета). (1 класс)

Программа дополнительного образования школьников "Я -Исследователь" (Живая планета). (1 класс)

Программа дополнительного образования школьников "Я -Исследователь" (Живая планета). (1 класс)

Программа дополнительного образования школьников "Я -Исследователь" (Живая планета). (1 класс)

Программа дополнительного образования школьников "Я -Исследователь" (Живая планета). (1 класс)

Программа дополнительного образования школьников "Я -Исследователь" (Живая планета). (1 класс)

Программа дополнительного образования школьников "Я -Исследователь" (Живая планета). (1 класс)

Программа дополнительного образования школьников "Я -Исследователь" (Живая планета). (1 класс)

Программа дополнительного образования школьников "Я -Исследователь" (Живая планета). (1 класс)

Программа дополнительного образования школьников "Я -Исследователь" (Живая планета). (1 класс)

Программа дополнительного образования школьников "Я -Исследователь" (Живая планета). (1 класс)

Программа дополнительного образования школьников "Я -Исследователь" (Живая планета). (1 класс)

Программа дополнительного образования школьников "Я -Исследователь" (Живая планета). (1 класс)

Программа дополнительного образования школьников "Я -Исследователь" (Живая планета). (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2019