Целостный курс изобразительного и декоративно-прикладного искусства включает в себя несколько направлений художественной деятельности: живопись, графику, пластику малых форм, дизайн, роспись (по ткани, керамике, стеклу), а также изучению народного художественного творчества (роспись по дереву, игрушку, народный костюм). Такие занятия нравятся детям.
Министерство образования и науки РФ
Управление образования администрации Кудымкарского муниципального района
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Ёгвинская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено на педагогическом совете
« »2013 года
«Утверждаю»
Пр.№от 2013 г.
Директор школыРочева Р.В.
«»2013г.
Программа
по художественно – эстетическому направлению внеурочной деятельности
«Тюбик»
(для детей 67 лет с 2х годичным обучением)
Соста
витель:
Рочева Л.В.
Учитель изобразительного искусства
1 квалификационная категории
2013Программа кружка по изобразительному искусству
«Школа Тюбика»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность, педагогическая целесообразность программы.
Занятия художественным творчеством имеют огромное значение в
становлении личности ребенка. Содействуя развитию воображения и фантазии,
они
пространственного мышления,
способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносят в процесс
колористического восприятия,
его эмоциональной
формирования эстетической культуры ребенка,
отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области
художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить
потребность в созидании, реализовать желание чтото создать своими руками. В
свою очередь, будучи сопряжено с изучением детьми произведений искусств,
художественное творчество пробуждает у них интерес к искусству, любовь и
уважение к культуре своего народа.
Целостный курс изобразительного и декоративноприкладного
искусства включает в себя несколько направлений художественной
деятельности: живопись, графику, пластику малых форм, дизайн, роспись (по
ткани, керамике, стеклу), а также изучению народного художественного
творчества (роспись по дереву, игрушку, народный костюм). Детям,
занимающимся в кружке, важно попробовать себя в ряде направлений это
позволит найти наиболее близкий ребенку вид деятельности, где бы он
наилучшим образом смог реализовать собственные возможности, а также
поддержит интерес к художественному творчеству. Именно такую возможность
и предоставляют занятия художественным творчеством в системе
дополнительного образования детей. Настоящая программа как раз ипредназначена для развития творческих задатков детей в различных видах
художественноэстетической деятельности.
Цель и задачи программы
Целью программы является расширение знаний и приобретение
практических навыков в области изобразительного и декоративно прикладного
творчества, развитие художественных способностей детей. Программа ставит
следующие задачи:
1. Обучающие:
освоение детьми более глубоких знаний в сравнении со школьным
курсом рисования – по различным аспектам изобразительного творчества
(композиция, графика, колористка, техника изображения, техника владением
инструментом, светотеневая работа, пропорционирование);
формирование у обучающихся творческого мышления:
ассоциативных образов, фантазии, умения решать художественнотворческие
задачи на повтор, вариации и импровизацию по мотивам народного орнамента;
овладение различными художественными материалами и техниками
изображения и декоративноприкладной деятельности;
развитие эстетической взыскательности, самостоятельности
суждений при восприятии произведений искусства.
2. Воспитательные:
воспитание у детей уважения и любви к сокровищам
национальной и мировой культуры;
формирование аккуратности в работе и трудолюбия;
преодоление обучающимися «комплекса неумения в отношении
изобразительной деятельности, развитие уверенности в себе, формирование
адекватной самооценки;
развитие коммуникативных навыков, культуры общения со
сверстниками.
Возраст детейПрограмма рассчитана на детей 6 лет. В кружок принимаются все желающие, без
специального отбора.
Для успешной реализации программы целесообразно объединять детей в
учебные группы численностью от 10 до 15 человек.
При этом оптимальное число обучающихся составляет:
для 1го года обучения: 8 10 человек;
для 2го года обучения: 8 10 человек.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на два года обучения. Общая продолжительность
обучения составляет 67 часов, в том числе в первый год обучения – 33 часа; во
второй год – 34часа.
Формы и режим занятий
В процессе реализации программы используются разнообразные формы
занятий:
беседа;
практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием
обучающихся;
игры;
конкурсы;
викторины;
выставка;
спектакль;
экскурсия;
работа на пленере и др.
В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться:
занятия по композиции сменяются занятием по рисунку, работа декоративно
прикладного характера следует за прослушиванием аудиозаписи или просмотра
видеофильма и т.п. это способствует удержанию внимания учащихся и позволяет
избежать их переутомления. При этом полученные знания и практические навыкизакрепляются через задания, связанные с созданием понятных им образов
(«веселый клоун», «ваза для мамы»), иллюстрирование сказок.
При определении режима занятий учтены санитарноэпидемиологические
требования к учреждениям дополнительного образования детей.
Занятия проводятся:
в первый год обучения – 1 раза в неделю: по 1 часа;
во второй год – также 1 раза в неделю, по 1 часа.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы,
дифференцированы по годам обучения и делятся на три группы:
1. Теоретическая подготовка ребенка по основным разделам программы,
2. Практические умения и навыки.
3. Личностные качества, формирование и развитие которых осуществляет в
процессе реализации программ.
К концу 1го года обучения:
1. Дети научаться применять на практике такие знания:
правила техники безопасности и личной гигиены при работе в кружке;
виды линий;
основы соотношения света и тени;
понятие теплого и холодного цвета;
понятие цветового круга, правила смешивания цветов;
понятие композиции и принципы ее построения;
значения фона в работе;
принципы работы цветными карандашами и фломастерами;
понятие «иллюстрация»;
понятие цветового нюанса.
2. Дети научаться:
выполнять графические работы, передавать форму и объем предметов;
работать с натуры;делать быстрые зарисовки карандашом и красками;
работать кистью по готовому фону;
выполнять работы с ограниченной палитрой;
делать роспись объемной фигурки;
составлять композиции (объемные, в технике аппликации, с использованием
орнамента);
3. Дети приобретут:
навыки аккуратности и трудолюбия;
основные навыки работы в группе;
навыки культурного общения со сверстниками.
К концу 2го года обучения:
1. Дети научаться применять на практике такие знания:
понятие симметрии;
понятие перспективы, световоздушной перспективы;
принципы построения композиции натюрморта, пейзажа;
понятие «силуэт»
виды и символы орнамента;
различные народные промыслы;
отличительные особенности портретной живописи;
этапы построения фигур животных и птиц,
пропорции человеческой фигуры.
2. Дети научаться:
конструировать из бумаги;
работать с пластилином и глиной;
делать роспись деревянных предметов;
составлять эскиз росписи изделия;
изготавливать барельеф, объемные предметы
3. Дети приобретут:
умение самостоятельно рассуждать о произведениях искусства;уверенность в своей способности творить;
навыки культурного общения со сверстниками.
Структура программы 1 года обучения
1 блок Линия и цвет (7ч).
2 блок Композиция на заданную тему (6ч).
3 блок Работа с натуры (6ч).
4 блок Декоративноприкладное творчество (4ч).
5 блок Лепка (4ч).
6 блок Работа над созданием экспозиции. Выставочный показ работ и подведение
итогов.(6ч).
Структура программы 2 года обучения
1 блок Работа с натуры (8ч).
2 блок Работа над тематической композицией (8ч).
3 блок Декоративноприкладное творчество (9ч).
4 блок Экскурсия (2ч).
5 блок Оперативные средства информации и пропаганды. Оформление итоговой
выставки. Подведение итогов (7ч).Учебнотематический план 1 года обучения
№ Наименование разделов и тем
обще колво
учебных часов
В том числе
теори
практика
Введение в программу
1
2 Линия и цвет
2.1 Волшебные карандаши
2.2 Волшебная кисточка и ее друзья
2.3 Главные краски в стране ИЗО
2.4 Секрет волшебства главных красок
2.5 Теплое и холодное
2.6 Цветные города в стране ИЗО
2.7 Волшебная белая
3 Композиция на заданную тему
3.1 Рисуем сказку
3.2 Аппликация «Осень»
3.3 «В цирке»
3.4 «Зима в селе»
3.5 Спорт в нашей жизни
4
Рисование с натуры, по памяти ,
1
7
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
2
6
я
0,5
3,5
0,5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
2
0,5
0.5
0.5
0,5
1
3
0,5
3,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
6
0,5
0,5
0,5
0,5
1
3по представлению
1
2
1
1
1
4.1 Рябина осенью
4.2 Снежные деревья
4.3 Снежинки
4.4 Лесная красавица
4.5 Веселый клоун
5 Декоративноприкладное творчество 4
5.1 Объемная аппликация
2
1
5.2 Поздравительная открытка
1
5.3 Орнамент
6 Лепка
4
2
6.1 Барельеф «Рябина»
1
6.2 Ваза для мамы
6.3 Барельеф «Рыбки»
1
6
7 Оформление выставочных работ
33
Итого:
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
1
0.5
0,5
1
0,5
0,25
0,25
2
13
0,5
1,5
0,5
0,5
0,5
3
1,5
0,5
1
3
1
1
1
4
20№
Наименование разделов и
обе
тем
кол
во
1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
3
3.1
3.2
3.4
3.5
3.6
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
5
6
над
Вводное занятие
Работа с натуры
Зарисовка фруктов
Рисуем грибы
Осенняя ветка
Горящая свеча
Лепим животных
Работа
тематической
композиции
2
Вспоминаем лето
2
Осень в парке
1
Синяя фантазия
Синие горы
1
Замок Снежной королевы 2
9
Декоративно
прикладное творчество
Орнамент из осенних
листьев
Филимоновская игрушка
Оригами (композиция)
Гжель. Украшаем синим.
Узоры на стекле
Экскурсии
Оформление
выставочных
работ.
Оперативные средства
и
информации
пропаганды.
Подведение итогов.
Итого:
Учебно
тематический
план 2 года
обучения
В том числе
теори
практика
я
1
2
0.5
0,5
0.5
0.5
0,5
2
1
6
1,5
0,5
1.5
0.5
1.5
6
0,5
0,5
0,25
0,25
0,5
3
1,5
1,5
0,75
,075
1,5
6
0.5
1,5
1
0,5
1,5
1,5
2
5
1
0.5
0,5
0.5
0
2
уч.
часов
2
8
2
1
2
1
2
8
2
2
1
2
2
2
7
34
10
24