Данная программа предназначена для педагогов дополнительного образования, которые обучают детей дошкольного возраста азам спортивных бальных танцев. Программа рассчитана на 2 года обучения. В первый год дети занимаются ритмической гимнастикой, параллельно осваивая танцы медленный вальс и ча-ча-ча, полька. На втором году обучения разучиваются танцы фокстрот, самба, вару-вару.
1. Пояснительная записка
Данная программа разработана на основании программ внеклассной и внешкольной
работы, предлагаемых Министерством образования РФ, Министерством культуры РФ, Устава
Общероссийской общественной организации "Российский танцевальный союз", Устава дома
детского творчества и других нормативных актов.
Основная цель хореографического обучения дошкольников в группе
«Юный танцор» СТК «Вдохновение»:
способствовать музыкальноэстетическому развитию дошкольников;
привития детям любви к
танцевальному спорту, как одному из разделов
эстетического воспитания детей, развития их танцевальных способностей (музыкальность,
координацию движений, изящество);
учить грамотному и выразительному исполнению танца;
знакомить с историей развития бального и спортивного танца.
Данная рабочая программа разработана на основании новых требований к исполнению
спортивных танцев, предъявляемых Российским танцевальным союзом, и многочисленного
опыта применение аналогичных правил и программ других зарубежных федераций.
Программа рассчитана на 2 года обучения для детей дошкольного возраста – 57 лет.
Занятия в группах 12 года обучения проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу,
либо 1 раз в неделю – 2 часа. В группу 1 года обучения принимаются все физически здоровые
дети. В одной группе занимаются дети, как правило, одного возраста. В группу 2 года
переводятся и принимаются дети прошедшие обучение и усвоившие основы спортивного
танца в группах 1 года.
При обучении педагог опирается на знания и умения, которые получены ребенком на
занятиях музыки в дошкольном учреждении.
При определении содержания занятий учитываются задачи обучения, условия работы в
танцевальных клубах, участие в различных соревнованиях и конкурсах и возможности детей
различного возраста. Предлагается следующее распределение предметов и разделов по годам
обучения:
в группе 1 года обучения изучаются ритмические упражнения на укрепление
различные группы мышц, подготовительные движения и основные шаги по стандарту (St) и
латиноамериканской программе (La);
в группе 2 года изучаются и отрабатываются основные движения, фигуры и позиции
необходимые для исполнения композиций из 23 движений.
Выполнение всей этой программы позволит дошкольникам успешно исполнять
изученные движения, но и развивать собственное мастерство для участия в различных
соревнованиях проводимых Российским танцевальным союзом для детей «Бэби 7 лет и
моложе».
Наряду с изучением танцевальной хореографии, проводится работа по ознакомлению
детей с музыкальной грамотой, необходимой для целенаправленного развития ритмических
чувств детей.
Группы комплектуются педагогом дополнительного образования (руководителем
объединения) в соответствии с Уставом спортивнотанцевального клуба. Группы 1 года
обучения – 1214 человек, 2го года обучения – 1012 человек (желательно, что бы мальчиков
и девочек было поровну),
Занятия проводятся в зале. Помещение должно быть светлым, чистым и хорошо
проветренным. Костюмы детей должны соответствовать проведению занятий и
температурному режиму зала.
Обеспечение занятий
1. Диски с записями бальных танцев.
2. Аудиокассеты с записями 10 танцев для проведения занятий и фонограммы для
проведения ритмики и классического урока.З. Видеокассеты с записями уроков ведущих преподавателей страны и зарубежных
педагогов.
4. Магнитофон.
5. Видеомагнитофон и телевизор.
По окончании двух лет обучения обучающийся должен знать и уметь:
Должны знать. Взаимосвязь ритмических упражнений и движений по бейсику и их
влияние на красоту, и техничность исполнения движений. Влияние ритмики на качество и
эмоциональность исполнения спортивных танцев, на совершенствование мастерства.
Историю развития танцев. Историю развития бальных танцев в нашей стране.
Музыкальный размер каждого танца. Характерные особенности каждого танца, его манеру,
положение в паре.
Название изученных движений. Выбор направления движения при исполнении каждой
фигуры и движения. Постановка корпуса и головы. Правила спортивного костюма.
Организацию и проведение соревнований, конкурсов по спортивным танцам. Правила
техники безопасности при проведении различных конкурсов, соревнований, концертов,
правила поведения в общественном транспорте.
Должны уметь. Правильно исполнять ритмические движения. Правильно выполнять
различные варианты поклонов (реверансов) при проведении соревнований, конкурсов и
концертов. Уметь выполнять все движения по программе «Юный танцор».Учебнотематический план
1 год обучения (56 лет)
Тема
Количество
часов на
теоретическое
Колво часов
на практичес
кое обучение
Итого
часов
1
1. Вводное занятие
2. Культура поведения и общения.
3. Ритмика (ритмическая разминка)
4. Элементы движений по бейсику (St, La)
5. Европейские танцы
5.1. Медленный вальс (LW)
6 Латиноамериканские танцы
6.1. Чачача (Ch)
7. Другие танцы
7.1. Варувару
7.2. Полька
8. Заключи тельное занятие (итоговый конкурс)
Итого
обучение
2
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
4,5
3
0
0.5
11
11
14
14
8
8
1
67.5
4
1
1
11,5
11,5
14,5
14,5
8,5
8,5
1
72
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 .Вводное занятие 1 час
Теоретическое обучение: Запись в кружок. Знакомство с правилами внутреннего
распорядка в клубе, правилами поведения во время занятий, концертных выступлениях,
поведения в общественном транспорте и соблюдения техники безопасности. Форма одежды во
время занятий. Планирование учебной работы в кружке, массовых мероприятий на год.
2. Культура поведения и общения 1 час.
Теоретическое обучение: Правило этикета на конкурсах и соревнованиях, поведение в
обществе, друг с другом, между партнерами.
Практическое обучение: Практический показ поведения и общения в паре между партнерами,
друг с другом и комментирование различных ситуаций.
3.Ритмика (ритмические упражнения)11,5 часов.
Теоретическое обучение: Музыкальный размер, темп, такт, затакт, акцент, характер
музыки.
Практическое обучение: Ритмикопластические упражнения на координацию рук, ног,
корпуса, головы. Упражнения по 6 позиции: шаги в сторону, вперед, назад. Шаги с различным
движением рук. Наклоны по 1,2,3 позициям. Упражнения на растяжку мышц ног, для
отработки пластики рук.
4.Элементы движений по
бейсику – 11,5 часов.Теоретическое обучение: значение грамотного исполнения движений для правильного
выполнения всех фигур танцев европейской и латиноамериканской программы. Правильность
постановки ноги, переноса тяжести корпуса.
Практическое обучение: Движения для изучения танцев европейской программы (St).
Отведение ноги вперед и назад. Приседания и подъемы на полупальцы. Шаги на месте. Шаги
вперед и назад. Положение в паре (закрытое, променадное). Шаги вперед и назад с резким
переносом тела на опорную ногу. Движения для изучения основных шагов
латиноамериканской программы (La). Пружинистое движение на месте. Шаги на месте. Шаги
вперед и назад. Шаги влево и вправо. Движение рук при исполнении танцев.
5.Европейские танцы.
5.1. Медленный вальс (W) 14,5 часа.
Теоретическое обучение: История развития современного медленного вальса. Характер
танца и музыкальный размер – 3/4.
Практическое обучение: Закрытая перемена (Closed Changes) с правой ноги вперед,
закрытая перемена с левой ноги вперед. Правый четвертной поворот. Левый четвертной
поворот. Соединения на основе данных движений.
6. Латиноамериканские танцы.
6.1. Чачача (Сh) – 14,5 часов.
Теоретическое обучение: История развития танца «Чачача». Связь танца с народными
танцами Кубы. Характерные особенности исполнения данного танца. Положение в паре,
Характер музыки и его размер – 4/4.
Практическое обучение: Таймстеп. Закрытое основное движение вперед и назад (Basic
Cha Cha Cha).
7.Другие танцы.
7.1. Варувару
7.2. Полька
8. Итоговое занятие – 1 час.
Практическое обучение: Подготовка и проведение итогового конкурса (возможно
открытого занятия).Учебнотематический план
2 год обучения (67 лет)
Тема
Количество
часов на
теоретическое
обучение
Колво часов
на практичес
кое обучение
Итого
часов
1 .Вводное занятие
2. Культура поведения и общения.
3. Ритмика (ритмическая разминка)
4. Элементы движений по бейсику (St, La)
5. Европейские танцы
5.1. Медленный вальс (LW)
5.2. . Быстрый фокстрот (Q)
6 Латиноамериканские танцы
6.1. Самба (Sm)
6.2. Чачача (Ch)
7. Другие танцы
7.1. Полька
7.3. Вару вару
8. Заключительное занятие
Итого:
1
0,5
0,5
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0
8,0
0
0,5
6,5
5
12
7
7
12
6
6
2
64,0
1
1
7
6
13
8
8
13
6,5
6,5
2
72,0
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Вводное занятие 1 час.
Теоретическое обучение: Планирование работы на новый учебный год. Порядок
проведения занятий. Техника безопасности и охрана труда при проведении занятий в зале, на
сцене, во время проведения концертов и конкурсов, при нахождении в общественном
транспорте.
2.Культура поведения и общения 1 час.
Теоретическое обучение: Правило этикета при проведении конкурсов различного
ранга. Правила спортивного костюма утвержденные Российским танцевальным союзом.
Практическое обучение: Поклоны (реверансы) при проведении занятий, конкурсов,
концертов. Прохождение парадным маршем при открытии и закрытии конкурсов и
соревнований.
3.Ритмика (ритмическая разминка) 7 часов.Теоретическое обучение: Связь ритмических упражнений с движениями спортивных
танцев. Влияние правильного исполнения упражнений на качество и эмоциональность
исполнения спортивных танцев.
Практическое обучение: Ритмические движения для гибкости шейных позвонков.
Хлопки и шаги для отработки умения слышать музыку. Движения для развития мышц рук, ног
и пресса живота. Наклоны и перегибы по 1,2,3 позициям. Повторение пройденного на первой
ступени обучения. Усложненные движения для гибкости рук с элементами различных шагов и
в разном темпе.
4.Элементы движений по бейсику 8 часов.
Теоретическое обучение: Требования предъявляемые к танцору при проведении
различных соревнований по спортивным танцам. Необходимость отработки основных шагов
для улучшения качества подготовки спортсмена.
Практическое обучение: Отработка основных шагов из программы первого года
обучения. Углубление данных шагов и движений. Постановка и отработка различных
соединений из данных движений по европейской (St) и латиноамериканской программе (La).
5. Европейские танцы.
5.1. Медленный вальс (W) 13 часов.
Теоретическое обучение: Из истории рождения медленного вальса. Классическая
постановка танца, его музыкальная характеристика.
Практическое обучение: Все фигуры и движения из программы 1 года обучения.
Правый (натуральный) поворот – Natural Turn. Левый (натуральный) поворот – Reverse Turn.
Соединения на основе данных движений.
5.2. Быстрый фокстрот (Q) 8 часов.
Теоретическое обучение: Характеристика музыкальных произведений написанных и
используемых для исполнения быстрого фокстрота. Темп танца (быстрый, умеренно
быстрый).
Практическое обучение: Четвертные правые и левые повороты (Quarter Turns).
6. Латиноамериканские танцы.
6.1. Самба (Sm) 8 часов.
Теоретическое обучение: Характеристика музыкальных произведений, написанных в
ритме самба. Положение в паре. Характер и манера исполнения танца.
Практическое обучение: Основное движение с левой и с правой ноги вперед и назад
(Basik – Natural and Reverse), виски самба влево и вправо (Whisk to L and R).
6.2. Чачача (Ch) 22 часа.
Теоретическое обучение: Характеристика музыкальных произведений, написанных в
ритме чачача. Положение в паре и размещение на площадке. Характер и манера исполнения
танца.
Практическое обучение: Все фигуры и движения из программы первого года обучения.
НьюЙорк (The New York). Повороты на месте (Spot Turns).
7. Другие танцы
7.1. Варувару – 6,5 часа7.2. Полька – 6,5 часа
8. Итоговое занятие 2 часа.
Практическое обучение: Подготовка и проведение конкурса и открытого итогового
занятия.
Список рекомендуемой литературы для педагога и родителей.
1. Программы для внеклассной и внешкольной работы. М., "Просвещение", 1972.
2. Сборник документов и материалов по бальным танцам. М.," Советская Россия",
1974. (Министерство культуры РСФСР. Управление клубных учреждений).
3. 3ахаров Р.В. Беседы о танце. М.,Профиздат,1963. (Мастера искусств участникам
художественной самодеятельности).
4. Танцы в школе. Под редакцией Е.В.Коноровой. М.,Издательство АПН РСФСР, 1960.
5. Школьников Л.С. Рассказы о танцах. Послесловие Р.В.Захарова. М., "Советская
Россия", 1966.
6. Разрешите пригласить! Сборник популярных бальных танцев. Вып.1. Составители
В.Кудряшов и Л.Школьников. М., "Советский композитор" 1976.
7. Разрешите пригласить! Сборник популярных бальных танцев. Вып.2. Составитель
В.Кудряшов, М., "Советский композитор" 1977.
8. Разрешите пригласить! Сборник популярных бальных танцев. Вып.5. Составители
В.Кудряшов и Л.Школьников. М., "Советский композитор" 1980.
9. Приглашаем танцевать. Сборник популярных бальных танцев. Составитель
В.Кудряшов. М., "Советский композитор" 1982.
10. Руднева С.Д. и Фиш Э.М. Ритмика. Музыкальное движение. Методическое пособие.
М., "Просвещение", 1972.
11. Положение РТС «Классификация фигур для N класса и школы бального танца
(ШБТ)».
12. Положение РТС «Единая классификация танцоров любительской лиги
Российского танцевального союза».