Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Оценка 4.6

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
13.02.2017
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект, Концепции УМК «Школа России» и «Перспективная начальная школа» с учетом методических разработок издательства «Просвещение», опыта реализации воспитательной работы школыПрограмма духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в современном мире.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся .docx
Программа   духовно­нравственного   воспитания   и   развития   учащихся разработана   в   соответствии   с   требованиями   Закона   «Об   образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования   и   на   основании   Концепции   духовно­нравственного   развития   и воспитания   личности   гражданина   России   (Концепция   духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект, Концепции УМК «Школа России» и «Перспективная начальная школа» с учетом методических разработок издательства «Просвещение», опыта реализации воспитательной работы школы  по следующим направлениям: Социальная защита подопечных детей и детей из малообеспеченных семей; Формирование здорового образа жизни; Воспитание гражданственности,  культуры взаимоотношений; Профилактика правонарушений; Методическая работа с классными руководителями; Кружковая деятельность; Программа   духовно­нравственного   воспитания   и   развития   учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в современном мире. Программа реализуется МКОУ «ДСОШ № 3» в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими социальными партнерами школы: городской краеведческий музей (экскурсии, выставки), воскресная школа при Далматовском Свято­Успенском монастыре (посещение праздников),    ДДТ (кружки:   театральный,   бисероплетение,   танцевальный),  КДЦ   (участие   в представлениях,   конкурсах),  городская   библиотека   (выставки,   викторины, конкурсы). 1 Портрет ученика школы:  умеющий   учиться,   способный   самоорганизовываться,   умеющий пользоваться различными источниками информации;  владеющий опытом участия в конкурсах  разных уровней;  обладающий   основами   коммуникативной   культуры   (умеет   слушать   и   дискутировать),   высказывать   свое   мнение, слышать   собеседника, доброжелательность;  любознательный,  активно познающий мир;  владеющий   основами   умения   учиться,   способный   к   организации собственной деятельности;   любящий свой край и свою Родину;  уважающий и принимающий ценности семьи и общества;  готовый  самостоятельно действовать   и  отвечать  за свои  поступки  перед семьей и школой;   выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих. Цель   и   задачи   духовно­нравственного   развития   и   воспитания обучающихся  является   воспитание,   социально­педагогическая   поддержка становления   и   развития   высоконравственного,   ответственного,   творческого, инициативного, компетентного гражданина России.  Задачи духовно­нравственного воспитания  1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:  начальные   представления   о   политическом   устройстве   Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;  представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе   субъекта   Российской   Федерации,   в   котором   находится   образовательное учреждение; 2  начальные   представления   об   институтах   гражданского   общества,   о возможностях участия граждан в общественном управлении;  начальные представления о правах и обязанностях гражданина России;  интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;  уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;  ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;  начальные   представления   о   народах   России,   об   их   общей   исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;  начальные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;  интерес  к государственным  праздникам  и важнейшим  событиям в жизни  Курганской   области,   города России,   субъекта   Российской   Федерации, Далматово;  стремление   активно   участвовать   в   делах   класса,   школы,  семьи,  родного города;  любовь к МКОУ «ДСОШ № 3»,  городу Далматово, народу, России;  уважение к защитникам Родины;  умение отвечать за свои поступки;  негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей. 2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:  первоначальные   представления   о   базовых   национальных   российских ценностях;  различение хороших и плохих поступков;  представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе; 3  элементарные   представления   о   религиозной   картине   мира,   роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;  уважительное   отношение   к   родителям,   старшим,   доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;  установление   дружеских   взаимоотношений   в   коллективе,   основанных   на взаимопомощи и взаимной поддержке;  бережное, гуманное отношение ко всему живому;  знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;  стремление   избегать   плохих   поступков;   умение   признаться   в   плохом поступке и анализировать его;  отрицательное   отношение   к   аморальным   поступкам   и   действиям,   в   том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач. 3)   Воспитание   трудолюбия,   творческого   отношения   к   учению,   труду, жизни:  первоначальные   представления   о   нравственных   основах   учёбы,   ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;  уважение к труду и творчеству старших и сверстников;  элементарные представления об основных профессиях;  ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;  элементарные   представления   о   роли   знаний,   науки,   современного производства в жизни человека и общества;  первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно­трудовых проектов;  умение   проявлять   дисциплинированность,   последовательность   и настойчивость в выполнении учебных и учебно­трудовых заданий; 4  бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; 4)   Воспитание   ценностного   отношения   к   природе,   окружающей   среде (экологическое воспитание):  развитие   интереса   к   природе,   природным   явлениям   и   формам   жизни, понимание активной роли человека в природе;  ценностное отношение к природе и всем формам жизни;  первоначальный опыт природоохранительной деятельности;  бережное отношение к животным и растениям.  5)   Воспитание   ценностного   отношения   к   прекрасному,   формирование представлений   об   эстетических   идеалах   и   ценностях   (эстетическое воспитание):  представления о духовной и физической красоте человека;  формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;  интерес к чтению, произведениям искусства;  интерес к занятиям художественным творчеством;   Ценностные   установки   духовно­нравственного   развития   и   воспитания обучающихся в МКОУ «ДСОШ № 3» начальных классов заключаются в связи с традиционными   источниками   нравственности,  которыми    являются   следующие ценности:  патриотизм   (любовь   к   России,   к   своему   народу,   к   своей   малой   родине; служение Отечеству);  социальная   солидарность   (свобода   личная   и   национальная;   доверие   к людям,   институтам   государства   и   гражданского   общества;   справедливость, милосердие, честь, достоинство); 5  гражданственность   (правовое   государство,   гражданское   общество,   долг перед   Отечеством,   старшим   поколением   и     семьей,   закон   и   правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);  семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);  труд   и   творчество   (творчество   и   созидание,   целеустремленность   и настойчивость, трудолюбие, бережливость);  наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);  традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных  школах, ценности традиционных российских религий   принимаются   школьниками   в   виде   системных   культурологических представлений о религиозных идеалах;  искусство   и   литература   (красота,   гармония,   духовный   мир   человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);  природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);  человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество). Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.   Основные направления духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся  отбирается   на   основании   базовых   национальных   ценностей   в логике реализации следующих направлений: Направление 1.  Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности:  любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ;   закон   и   правопорядок,   поликультурный   мир,   свобода   личная   и 6 национальная,   доверие   к   людям,   институтам   государства   и   гражданского общества. Направление   2.  Воспитание   нравственных   чувств   и   этического   сознания. Ценности:   нравственный   выбор;   жизнь   и   смысл   жизни;   справедливость; милосердие;   честь;   достоинство;   свобода   совести   и   вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике. Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и  настойчивость, бережливость. Направление 4. Формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому   образу   жизни.   Ценности:   уважение   родителей;   забота   о   старших   и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально­психологическое. Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание. Направление   6.  Воспитание   ценностного   отношения   к   прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие. Содержание духовно­нравственного развития и воспитания учащихся Реализация   программы   направленна   на   создание   социально   открытого пространства,   когда   каждый   педагог,   сотрудник   школы,   родители   разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в 7 основание   данной   программы,   стремясь   к   их   реализации   в   практической жизнедеятельности:   в содержании и построении уроков;   в   способах   организации   совместной   деятельности   взрослых   и   детей   в учебной   и   вне   учебной   деятельности;   в   характере   общения   и   сотрудничества взрослого и ребенка;  в   опыте   организации   индивидуальной,   групповой,   коллективной деятельности учащихся;  в   специальных   событиях,   спроектированных   с     учетом   определенной ценности и смысла;  в личном  примере педагога ученикам.  Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются   согласованные   усилия   всех   социальных   субъектов­участников воспитания:   семьи,   общественных   организаций,   включая   и   детско­юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений. Организация   социально   открытого   пространства   духовно­нравственного развития и воспитания  личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:   нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;  социально­педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации;  индивидуально­личностного   развития   –   педагогическая   поддержка самоопределения   личности,   развития   ее   способностей,   таланта,   передача   ей 8 системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;  интегративности   программ   духовно­нравственного   воспитания   – интеграция   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   в   основные   виды деятельности обучающихся:  урочную,  внеурочную, внешкольную и общественно полезную;  социальной   востребованности   воспитания   –   соединение   духовно­ нравственного   развития   и   воспитания   с   жизнью,   реальными   социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. Программа   реализуется   в   рамках   урочной,   внеурочной,   внешкольной деятельности,   социальных   и   культурных   практик   с   помощью   следующих инструментов:  УМК «Школа России» и « «Перспективная начальная школа»; В   содержание   системы   учебников   «Школа   России»   и   «Перспективная начальная школа» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий   учителю   эффективно   реализовывать   целевые   установки, заложенные   в   «Концепции   духовно­нравственного   развития   и   воспитания личности гражданина России». Важнейшая   задача   современной   российской   школы   —   становление российской гражданственности, в УМК «Школа России» реализуется различными средствами: 1. Отбор   содержания   учебного   материала   осуществлен   с   ориентацией   на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы   учебников   «Школа   России»   в   детях   воспитывается   благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным,   природным   и   культурным   ценностям,   уважительное   отношение   ко 9 всем   народам   России,  к   их   национальным   культурам,  самобытным   обычаям   и традициям, к государственным символам Российской Федерации. Дети, обучающиеся по системе учебников «Школа России» знакомятся с образцами   служения   Отечеству,   постигают   причастность   каждого   человека, каждой   семьи   к   жизни   России,   осознают   значимость   усилий   каждого   для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя маленькими гражданами великой страны. 2. Родиноведческие и краеведческие знания, содержательное, дидактическое и методическое обеспечение которых составляет значительную часть содержания учебников.   Учитывая   особенности   предметных   областей   учебного   плана   НОО ФГОС и возрастные психологические особенности младших школьников, одной из важнейших   задач   является   развитие   у   ребенка   интереса,   переходящего   в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия. Поликультурность содержания системы учебников «Школа России» носит 3. сквозной характер. Она обеспечивается в каждой предметной линии, с учетом предметной   специфики   и   отражает   многообразие   и   единство   национальных   народов   России,   содействуя   формированию   у   обучающихся культур   толерантности,   способности   к   межнациональному   и   межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами  народов других стран мира.  В   этой   связи,   важное   место   в   системе   учебников   «Школа   России»   и «Перспективная начальная школа» занимает курс «Основы религиозных культур и светской этики». Курс органично интегрирован в систему учебников «Школа России» для решения задачи формирования у младших школьников мотивации к осознанному   нравственному   поведению,   основанному   на   знании   и   уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к   диалогу   с   представителями   других   культур   и   мировоззрений.  Учителем 10 начальных классов МКОУ «ДСОШ № 3» Нужиной Ольгой Владимировной была составлена   адаптивная   программа   факультатива   по   духовно­нравственному воспитанию и развитию младших школьников: «Основы православной культуры». Которая успешно реализуется до сегодняшнего дня. Календарь традиционных школьных дел и праздников Время проведения Тема мероприятия Сентябрь 1   сентября   –   День   знаний   «Здравствуй,   новый Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель школьный год!»; «Звени, звонок!» ­ праздник первого звонка; День здоровья.   Кросс «Золотая осень»; День старшего поколения; неделя безопасности. Праздник   осени   (конкурс   поделок   «Чудеса осеннего леса», конкурс рисунков «Осень – праздник природы»);  праздничный  концерт, посвящённый   Дню учителя День народного единства; День Матери. Новогодний   праздник   (конкурс   рисунков, новогодних поделок «Праздник зимы».)  Организация зимних каникул. День   защитника   Отечества   (проведение   уроков мужества,   посещение   музеев,   встреча   с   ветеранами ВОВ и участниками локальных войн).   Праздник мам; День птиц; Прощание с Азбукой; масленица. Всероссийский   урок   здоровья.   Международный день   музеев   (знакомство   с   музеями   города   и   их 11 Май День Победы (классные часы, посвящённые ВОВ историей). «Пусть мирно проходят года, пусть не будет войны никогда», конкурс рисунков «Подвиг народа в ВОВ»). Международный   день   семьи.   До   свидания,   школа; Здравствуй лето!  Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно­ нравственному развитию и воспитанию учащихся Одной из педагогических задач разработки и реализации программы духовно –   нравственного   развития   и   воспитания   детей,   является   организация эффективного   взаимодействия   школы   и   семьи   в   целях   духовно­нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:  Повышение   педагогической   культуры   родителей     (законных представителей)   учащихся   путем   проведения   родительских   лекториев («Трудности   адаптации   первоклассника   к   школе»,   «Предупреждение   вредных привычек   у   детей   и   подростков»),   оформлен   информационный   стенд   для родителей.  Совершенствования   межличностных   отношений   педагогов,   учащихся   и родителей   путем   организации   совместных   мероприятий   ко   Дню   старшего поколения,   ко   Дню   матери,   организации   праздника   «Прощание     с   Азбукой», новогодних праздников.   Расширение   партнерских   взаимоотношений   с   родителями   путем привлечения их к активной деятельности в составе Совета школы, активизации деятельности   родительских   комитетов   классных   коллективов   учащихся, проведения совместных школьных акций в микрорайоне школы и т.п. Ожидаемые результаты духовно­нравственного развития и воспитания учащихся 12 По каждому из заявленных направлений духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО планируется достижение следующих результатов:  1)   Воспитание   гражданственности,   патриотизма,   уважения   к   правам, свободам и обязанностям человека: 2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания: 3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: 4)   Формирование   ценностного   отношения   к   здоровью   и   здоровому   образу жизни: 5)   Воспитание   ценностного   отношения   к   природе,   окружающей   среде (экологическое воспитание): 6)   Воспитание   ценностного   отношения   к   прекрасному,   формирование представлений   об   эстетических   идеалах   и   ценностях   (эстетическое воспитание): Основные   результаты   духовно­нравственного   развития  и   воспитания обучающихся   МКОУ   «ДСОШ   №   3»   оцениваются   в   рамках   мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут:     самооценочные суждения  детей; экспертные суждения (родителей, партнеров школы);  анонимные   анкеты,   позволяющие     анализировать   (не   оценивать) ценностную сферу личности;   различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста.  К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся: 13  ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально­   религиозные   взгляды, личностные   позиции   (этические,   эстетические, политические предпочтения и др.);  характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);  индивидуальные   личностные   характеристики   (доброта,   дружелюбие, честность и т.п.). Оценка   и   коррекция   развития   этих   и   других   личностных   результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.                В   результате   наблюдения   за   детьми   и   подростками   нашей   школы, анкетирование, беседы с социальными педагогами и психологом, было сделано ряд выводов. Причиной многих бед, неустроенности в жизни детей и подростков заключается   в   незнании   ими   смысла   жизни,   в   неумении   отделить   хорошее   от плохого,   определить   нравственные   ценности   жизни.   В   обстановке   кризиса ценностных ориентаций общества большое значение в образовании приобретает формирование у учащихся новой системы ценностей, которые позволили бы им жить   в   современных   условиях   демократического   общества,   не   утрачивая социально   обусловленных   нравственных   ориентиров.   Поиск   оптимально соответствующих данной задаче перспективных моделей образования, которые станут базовыми для нашего общества, привели к появлению разнообразных форм процесса обучения, которые буквально заполонили образовательное пространство России,  но по сути дела основаны на информативно­знаковой парадигме. В последнее время остро ощущается потребность общества и особенно родителей в модели   образования,   в   большей   степени   содержащей   воспитательную   и просвещенческую   компоненту.   Ориентируясь,   на   традиционные   системы воспитания   и   просвещения   были   выделены   модели,   ориентированные   на обеспечение духовно­нравственного содержания образования. 14 Россия   как   национальное   и   культурное   единство   невозможна   без восстановления   утраченной   традиционной   самобытной   российской   культуры. Тысячелетняя   традиционная   культура   как   раз   и   является   основой   настоящей программы.        Главная   цель  данной   программы   –   способствовать   развитию   духовно­ нравственной   личности   гражданина   Отечества,   обеспечение   религиозной безопасности, что предполагает постановку и выполнение ряда задач. Цель и задачи курса «Основы православной культуры» Цель   курса   ОПК:   совершенствование   образования   и   приведение   содержания современного   образования   в   соответствие   с   принципом   культуросообразности путём включения традиционного познавательного компонента.      Концептуальные (стратегические: образовательные и общекультурные) задачи:  Начать формирование целостного восприятия мира и человека через усвоение русской   культуры,   помочь   учащимся   осознать   производность   культуры   от   её духовных основ; воспитать любовь и уважение к Отечеству, его народу, культуре и святыням;  Сформировать   у   ребёнка   твёрдую   позицию   неприятия   хамства,   пошлости, цинизма, алчности;  Дать детям нравственные ориентиры добра, истины, любви, предпочтения правды перед   ложью,   добродетели   перед   пороком;   научить   ответственности   за   свои поступки,   отзывчивости   по   отношению   к   сверстникам   и   старшим,   развить способность к сопереживанию, умению мирно разрешать конфликты;  Способствовать   усвоению   детьми   христианского   искусства:   иконописи, литературы, зодчества; Ввести детей в круг основных христианских праздников, обрядов и обычаев.       Учебные и психолого­адаптационные задачи курса:  Изучение православной религиозной традиции; 15  Изучение истории христианства;  Изучение православной этики;  Ознакомление с православным календарём;  Ознакомление с особенностями церковного искусства;  Изучение устроения православного храма;  Ознакомление с основными видами православного богослужения;  Ознакомление с церковнославянским языком;  Формирование целостного восприятия мира;  Воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;  Формирование культуры общения;  Предупреждение возможных тупиков личностного развития;  Воспитание волевых культуры, культуры мышления и культуры чувств;  Выработка   этических   принципов,   определяющих   качество   межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества;  Предупреждение   религиозной   эксплуатации   и   конфликтов   на   национальной   и религиозной почве;  Воспитание патриотизма;  Формирование представления о культурном и историческом единстве России и  российского народа, важности сохранения культурно­национального единства;  Духовно­нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;  Приобщение к художественно­эстетическим отечественным традициям;  Расширение и активизация словаря школьников путём пополнения его лексикой духовного и историко­культурологического значения;  Оказание помощи молодёжи в успешной социализации в отечественной культуре;  Возрождение православных основ семьи;  Пробуждение   интереса   и   формирование   мотивации   к   изучению   отечественной культуры и истории;  Творческое   развитие   ребёнка   на   основе   знаний   об   отечественной   культуре   и истории;  Формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.      Доминирующая  форма   обучения   ­  повествовательно­   диалоговая:   рассказ, беседа,   диалог,   дискуссия,   цитирование   оригинальных   текстов.   На   занятиях используются   пособия:   репродукции   картин,   икон,   фресок,   фотоальбомов, археологических   материалов,   карт.   Прослушивается   классическая   музыка древнее   духовное   песнопение.   Специфическим   элементом   обучения   ребёнка является рисование на темы, предложенные учителем на занятии.     Содержание курса рассчитано на три года обучения по одному часу в неделю. Его   содержание   строится   по   принципу   возрастания:   от   приобретения   навыка отличать Добро от Зла к полноте Добра и Любви в Богочеловеке Иисусе Христа. 16 Цель первого года обучения–познакомить ребёнка с основными христианскими понимания мирового противоборства Добра и Зла, относительности свободного выбора   между   добром   и   злом.   Добро   понимается   как   нравственное   действие, согласованное с голосом чистой совести и просвещённого разума. Постоянное столкновение с ситуациями конкретного выбора между добром и злом развивает привычку избирать социально – позитивную мотивацию.         Цель  второго   года  обучения   ­   способствовать   формированию   идеала   личности.   Этот   идеал   реально   воплощён   в   образах   православных   святых. Примеры   деятельного   служения   добру   и   красоте,   личного   благочестия раскрывают для ребёнка высокий смысл общечеловеческих ценностей.     Цель третьего года обучения ­ познакомить ребёнка с евангельским учением о любви и главной книгой христианства, Библией. Дети узнают о жизни Иисуса Христа, давшего миру высший  нравственный закон любви и милосердия. Детям откроется подлинный смысл жизни человека. Учебно­тематический план. Первый год обучения: №   Тема 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Введение. Добро и его родственники. Праздники ­ радости сентября: Рождество Пресвятой  Богородицы. Православный храм ­ дом Божий. О чём рассказывают иконы. Радостный мир православной иконы. Скорби и торжество в православной иконе. Повторение. 17 Кол­во  часов 1 1 1 1 1 1 1 1 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. Праздник ­ радости октября: Покров Пресвятой Богородицы. Радостные гимны Романа Сладкопевца. Какими законами Бог сохранял красоту мира. Синайское законодательство. История Царя Давида. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Что могла увидеть в храме Пресвятая Дева Мария? Что мы  видим в православном храме. Ветхозаветные пророчества о Христе. Рождество Христово. Красота и радость в иконах "Рождество Христово". Как разговаривает икона? Радость встречи. Праздник Сретения Господня в православном храме. Иоанн Креститель. "И многие о рождении его возрадуются". Для чего Бог пришёл к людям? Христос Спаситель. Прославление Творца тварью: животные как меньшие братья  человека. Как сохранить красивый Божий мир? Нагорная проповедь. Радость послушания. Дети и родители. "Небесное веселье". Христианские мученики. Радости православной веры. О чём рассказывают создатели православной культуры? Благовестие спасения. Воля Божья и воля человеческая. Радость праведных. Праздник праздников. Торжество торжеств. 18 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 1 2 32. 33. 34. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Защита веры. Святые люди. Доброта и милосердие христианина. Какой он, христианин? Итого: Второй год обучения. Тема Дат а Красота и радость в жизни людей.  Святые ­ сильнейшие в добре. Великие праздники. (Воздвижение Креста Господня. Рождество православные     2 1 1 40 Прак. К­во часов 1 2 2 Теор . 1 2 2 Пресвятой Богородицы.) Лев служит человеку. Великие православные (Покрова Божьей Матери) Трудолюбие   и   послушание   мальчика праздники.     Варфоломея. Святые ­ сильнейшие в добре. Испытания закаляют душу. Мудрая дева Варвара. Кроткий   Святитель   Николай   спасает людей от многих бед. Великие православные праздники.       во (Введение   Богородицы). Праведный Филарет –   милосердный друг храм   Пресвятой нищих. Бесстрашие   и   справедливость   Иоанна Крестителя. Щедрость   и   сострадание   юного   врача 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Пантелеймона. Великие   православные 19   праздники. 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 16 17 18 19 20 21 22 23 24      25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 (Рождество Христово) Любовь сильнее смерти. Миролюбие   и   бесстрашие   юного   князя Михаила. Мужественный   полководец   и   заступник Георгий. Великие православные     праздники. (Сретение Господне) Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки. День защитников Отечества. Масленица. Прощёное воскресенье. Твоё святое имя. Покаяние. Притча о мытаре и фарисее. Грех и  добродетель. Праздник: Торжество православия. Явление архангела Гавриила Деве Марии. Сила веры святые люди. Предрекший Бога. Симеон – ожидающий Мессию. От воскрешения Лазаря до Голгофы. Ликующая встреча у врат Иерусалима. Жёны­ мироносицы не находят Учителя. Древнерусская икона Итого: 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 40 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 0.5 2 1 1 2 1 1 39,5 0.5 1 1,5 № Тема Третий год обучения. 1. Чему нас учит осень? 2. Сотворение Добра и появление в мире зла. 20 Практ. К­во часов 2 1 Теор . 2 1 Вознесение. Закон умножения добра. Послушание отрока Иисуса. Крещение и уход в пустыню. Пасха –надежда на спасение. Из истории христианства на Руси. О высоком достоинстве человека. 3. О совести. 4. Первый грех. 5. О покаянии. 6. 7. О празднике Рождества Христова. 8. Сколько раз прощать? 9. Об обязанностях человека перед собой. 10 . 11 . 12 . 13 . 14 . 15 . 16 . 17 . 18 . 19 . 20 . 21 . 22 . 23 . 24 . 25 . 26 . 27 Торжественный вход в Иерусалим. Призвание учеников. Чудеса в природе. Исцеление больных. Воскрешение мёртвых. Кто мой ближний? Возвращение к жизни. Достоинство человека. О талантах. Нагорная   проповедь­основа   нравственного   учения Христа. Преображение. Воскрешение Лазаря. 21 1 1 1 1 2 1 3 2 2 2 3 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 1 2 2 2 2 2 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 . 28 . 29 . 30 . 31 . 32 . 33 . Предательство Иуды. Тайная вечеря. Страдания Господа Иисуса Христа. Смерть и погребение. Возвещение о воскрешении. Явление воскресшего Спасителя. Итоговое занятие. Итого:            1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 40 20 2 Требования к уровню подготовки учащихся.        Учащиеся первого года обучения должны уметь: Передавать содержание услышанного рассказа по вопросам учителя или по картине, рисунку, иконе; Устно излагать сюжет прочитанного текста; Передавать   смысл   своего   рисунка,   включаться   в   ролевую   игру   – экспромт; Правильно произносить новые слова и имена; Знать названия главных православных праздников.                                  Учащиеся второго года обучения должны уметь: Осмысливать   поведение   героев,   оценивать   их   поступки,   высказывать своё отношение к ним; Отличать икону от картины; Знать события главных праздников и уметь пересказывать эпизоды из жизни святых в ответ на вопросы учителя; Знать имя святого – своего небесного покровителя и по возможности узнавать его изображение на иконе.                    Учащиеся третьего года обучения должны иметь: Знание   истории   о   появления   современного   христианского           летоисчисления; 22    Понятие о евангельской притче; Способность   анализировать   свои   действии,   ориентируясь   на нравственные ценности православия; Стремление к глубокому постижению истин православия. Основные   результаты   курса   должны   проявляться   в   улучшении   нравственной атмосферы в классе.  Содержание курса. Первый год обучения. 1. Введение. Вместе   радостно   и   хорошо.   (Коллективная   игра.   Цель   игры­   знакомство.) Рассказ о том, что будем делать и как. 2. Добро и его родственники. Добро, когда тебе хорошо и другим. Добрые дела, слова, мысли и намерения. 3. Праздники  радости сентября. Рождество   Пресвятой   Богородицы.   Благодать   в   мире.   Благочестие. Честность. Лицемерие. Где и как празднуют православные праздники. 4. Православный храм. Православный   храм,   его   духовное   и   культурное   значение.   Украшение. Постройка. Храм­ хранитель памяти. 5. О чём рассказывают иконы. Икона   и   картина.   Лик.   Лицо.   Образ.   История   первой   иконы.   Спас Нерукотворный. Чудотворные иконы. 6. Радостный мир православной иконы. В чём радость православной иконы? Содержание и духовный смысл. 7. Скорби и торжество в православной иконе. Воздвиженье Креста Господня. История обретения святыни. 9. Праздник радости октября. Покров Пресвятой Богородицы. Чудеса. 10. Радостные гимны Преподобного Романа Сладкопевца. Добрые дела, добродетели, радость. Почему человек утратил радость? Как восстановить радость в душе человека? 11. Какими законами Бог сохранял красоту мира. Вавилон. Неопалимая купина. 12. Синайское законодательство. Почему   человек   не   может   самостоятельно   сохранить   красоту   в   себе   и   в окружающем мире? 13. Царь и пророк Давид. Когда к человеку возвращается радость? Как её получить? 14. Радость праздника «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Что в нём радостного? Чему радовались наши предки в этот праздник? 23 15. Что могла увидеть в храме Пресвятая Отроковица Мария? Скиния. Иерусалимский храм. Что мы видим в православном храме? 16. Рождество Христово. Каким   был   пророк?   Пророки:   Даниил,   Аггей,   Захария,   Иона.   Пророки   и мученики. Почему на Рождество украшают ёлку? 17. Красота и радость в иконах Рождества. Иконопись. Сюжет, иконописный канон. 18. Как разговаривают иконы. Два мира в иконе: земной и небесный.              19. Радость встречи. Праздник Сретения Господня в православном храме. Когда    человек может приблизиться к Богу? Покаяние. Радость.        20. Иоанн Креститель. Почему было предсказано, что «многие о рождении его возрадуются»? Какие качества Иоанна Крестителя являются примером для людей? 21. Для чего Бог пришёл к людям?  Как восстановить первозданную красоту человека? 22. Прославление Творца тварью. Животные как меньшие братья. Пророк Даниил 23. Как сохранить красивый Божий мир? Апостолы и евангелисты Матфей, Марк. Лука, Иоанн. 24. Радость послушания дети и родители. Ной и его сыновья. Радость и несчастье. 25. «Небесное веселье». Христианские мученики.  Во   имя   чего   терпели,   чему   радовались   40   мучеников   севастийских? Мученические венцы. Кого следует называть умными? 26. Радости православной веры. Великий пост. Почему христиане называли это время «весёлое время» 27. О чём рассказывают создатели православной культуры? Какими   качествами   обладали   православные   мастера:   иконописец,   зодчий, поэт, певчий. 28. Благовестие спасения. Предвестие Великого праздника.  29.   Воля   Божия   и   воля   человека.  Праздничные   песнопения.   Светские   и церковные композиторы. 30. Радость праведных. Притча о зерне горчичном. Радости нашей жизни. 31. Праздник праздников и торжество торжеств. Чудеса в жизни человека. Вера. Доверие. Благодарение. 32. Защита веры. Святые люди. Благочестивые и неблагочестивые люди. Честь. Неблагодарность. Верность. 33. Доброта и милосердие христианина. 24 Притча о милосердном самаритянине. 34. Кто он – христианин? Праведники.   Равноапостольные.   Какими   средствами   выражается   радость   в православной культуре. 1 раздел: «Мир вокруг и внутри нас».(3 ч.) Второй год обучения.  О чём рассказывает история религиозной культуры. Красота и радость в жизни людей. Твоё святое имя. 2 раздел: «Духовное в реальном мире». (3 ч.)     Мир   внешний   и   внутренний.   Человек   венец   творения.   Добро   и   зло   в человеческом обществе и в мире природы. 3 раздел: «Православные праздники». (14 ч.)     Воздвижении   Креста.   Рождество   Пресвятой   Богородицы.   Покрова   Божьей Матери.   Введение   во   храм   Пресвятой   Богородицы.   Рождество   Христово. Крещение   Господне.   Сретение   Господне.   Масленица.   Прощёное   воскресенье. Торжество православия. Благовещение. Вход Господень в Иерусалим. Пасха. 4 раздел: « О тех, кто живёт в добре». (19ч.)   Житие Серафима Саровского. Лев служит человеку. Трудолюбие и послушание мальчика   Варфоломея.   Что   ты   знаешь   о   преподобном   Сергии   Радонежском. Испытания закаляют душу. Мудрая дева Варвара. Кроткий святитель Николай спасает людей от многих бед. Праведный Филарет – милосердный друг нищих. Щедрость   и   сострадательность   юного   врача   Пантелеймона.   Любовь   сильнее смерти.   Миролюбие   и   бесстрашие   юного   князя   Михаила.   Мужественный полководец и заступник Георгий. Сила веры. Святые люди. Праведные Иоаким и Анна. Жены – мироносицы. Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки. 5 раздел: Итоговое занятие. (1 ч.) 25 Просмотр видеофильма «Древнерусская икона». Третий год обучения. 1. Чему нас учит осень? Чем   плоды   человека   отличаются   от   плодов   растений.   Плоды   материальные, душевные, духовные. 2. Сотворение Добра и появление в мире зла. Сотворение Добра. Свобода выбора человека между добром и злом. Воля. 3. О совести. Ответственность человека за выбор. Совесть как критерий выбора, как показатель нашего духа, как наш судья. 4. Первый грех. Нарушение человеком заповеди. Упущенная возможность раскаяния. 5. О покаянии. Покаяние   –   единственный   путь   исправления   греха.   Преодоление   страха наказания. 6. Закон умножения добра. Возвышение души при покаянии. Свобода выбора между добром и злом. Дело как результат мыслей. 7. О празднике Рождества. Рождество   как   событие   всемирной   истории:   начало   отсчёта   нового   времени. Рождество   в   русской   поэзии   и   литературе.   Различие   иконы   и   картины   о Рождестве. Санта – Клаус или святитель Николай Мирликийский? 26 8. Сколько раз прощать? Как прощал Христос. Притча о двух должниках. Умение прощать не право, а дар Божий. Разговор об умении прощать одноклассников. 9. Об обязанностях человека перед собой. Житие Сергия Радонежского и притча о талантах. 10. О высоком достоинстве человека. Перечень учебно­методического обеспечения. Закон РФ от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской 1. Федерации» 27 2. Концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение» 2009. 3. Библия для детей. Избранные места из Св. Писания. М.: Книга, 1990. Бородина А.В. Лекции по курсу «Основы православной культуры». 4. М.: издательство Основы православной культуры, 2006.  5. 6. 7. М.: 2006.  8. 9. 10. Детская библия. Алма–Ата.: Интербук, 1991 Шевченко Л.Л. Православная культура. М.:2004  Я иду на урок в начальную школу. Основы православной культуры. Великие православные праздники. М.: Олма­Пресс, 2002. Основы христианской культуры. Екатеринбург, 2005. журнал «Родные мои». Екатеринбург, № 6, 2006.   28 29

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017