Программа элективного курса " Поэты и писатели родного края" ( 10-11 класс, литература)
Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
русская литература
10 кл—11 кл
01.04.2018
Данная работа является обобщением учебного материала учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ №11 г.Брянска Борисовой Людмилы Анатольевны и Диденко Ларисы Дмитриевны. Элективная программа ориентирована на учащихся профильных гуманитарных классов, а также классов с углубленным изучением филологических дисциплин. Программа позволяет познакомиться с поэтами и писателями Брянщины, в связи с этим имеет широкое практическое применение. Представленный материал может помочь не только в подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе, но и в написании исследовательских и проектных работ.
поэты и писатели родного края.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11 имени П.М.Камозина» г.Брянска
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
(профильное обучение)
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ РОДНОГО КРАЯ
(34часа)
предмет литература
класс ______1011класс________
Авторы:
Борисова Людмила Анатольевна и
Диденко Лариса Дмитриевна,
учителя русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 11 г. Брянска 2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Предлагаемый элективный курс предназначен в первую очередь для
учащихся профильных гуманитарных классов, классов с углубленным
изучением филологических дисциплин. Он может также найти применение
при организации занятий, ориентированных на подготовку к выпускному
экзамену в форме ЕГЭ по литературе и русскому языку
В
проекте
ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
(Среднее (полное) общее образование) сказано, что стандарт «ориентирован
на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника
школы»). Логично предположить, что в развитии гармонической личности
одной из ведущих проблем является воспитание чувства любви к родине. Это
чувство начинается с углубленного познания литературы родного края. Она
расширяет кругозор, помогает глубже понять жизнь народа, развивает
эстетическое чувство.
В соответствии с этим главной целью обучения элективного курса
становится не собственно усвоение знаний, а формирование готовности к
саморазвитию, то есть качеств мышления и качеств личности, необходимых
для полноценного функционирования человека в современном обществе, для
динамичной адаптации его к современной действительности. Это означает,
прежде всего, организацию индивидуальной деятельности ученика для
познания и осознания окружающего мира, деятельности, в результате которой
собственно и формируются личностные качества – развивается мышление и
речь, чувства и эмоции, воля и целеустремленность, творческие способности и
мотивы деятельности.
Таким образом, с точки зрения приоритета развивающей функции
обучения, знания перестают быть самоцелью, а становятся базой для
организации полноценной интеллектуальной деятельности учащихся. Вместе с
тем это не означает снижение уровня подготовки. Напротив, самостоятельное
«добывание» учащимися знаний обеспечивает более сознательное и глубокое
усвоение материала, создает условия, при которых практически все учащиеся
получают возможность полноценно развивать и реализовывать свои
способности.
Основная цель курса – развитие и поддержка интереса к литературе
как предмету гуманитарного цикла, повышение общей культуры ученика
читателя, развитие у него стремления к вдумчивому чтению, художественного
вкуса.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие
задачи
: дополнение содержания профильного курса литературы;
обучение использованию информации, полученной во время
обучение овладению нормами литературного языка;
обучение умению связно, логично и последовательно излагать
занятий, на экзаменах, в реальной жизни;
свои мысли.
Объектом изучения данного элективного курса являются не только
художественные произведения, но и основы теории литературы. Это
позволяет активизировать исследовательскую деятельность учащихся,
привлечь их внимание литературе писателейземляков.
Программа элективного курса строится с опорой на важнейшие
принципы организации учебного материала. Базируясь на принципе
историзма, программа предполагает осознание учащимися связи различных
культур и эпох, формирует у старшеклассников представление о динамике
развития литературных форм и приемов.
Принципу системности
соответствует подача учебного материала в структурно организованном виде.
Соблюден принцип преемственности литературных знаний. Принципы отбора
художественных текстов определялись соотнесенностью материала с
возрастными особенностями старшеклассников, задачами развития личности
ученикачитателя.
Практическая направленность курса проявляется в том, что
теоретический материал постигается учащимися через
опыт
самостоятельного анализа художественных произведений. Особое внимание
уделяется развитию монологической устной и письменной речи учащихся.
Актуальность данного элективного курса обусловлена осознанием своей
причастность к прошлому, настоящему, будущему нашей малой Родины, с
развитием коммуникативных умений школьников.
Формы контроля:
написание творческих работ;
степень участия в дискуссиях;
исследовательская и проектная деятельность;
защита презентаций;
выпуск стенгазет.
Методы и формы обучения:
опыт и сотрудничество;
учёт индивидуальных способностей;
интерактивность (тренинги, создание презентаций);
личностнодеятельный и субъективный подход (большое
внимание к личности учащегося, а не к цели учителя, равноправие их
взаимодействия). Содержание элективного курса « Писатели и поэты родного края».
Введение
Цели, задачи, структура элективного курса. Основная цель курса – развитие
и поддержка интереса к литературе как предмету гуманитарного цикла,
повышение общей культуры ученикачитателя, развитие у него стремления к
вдумчивому чтению, художественного вкуса.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие
задачи
:
дополнение содержания профильного курса литературы;
обучение использованию информации, полученной во время
занятий, на экзаменах, в реальной жизни;
свои мысли.
Лекция учителя с элементами беседы. Первичное тестирование.
обучение овладению нормами литературного языка;
обучение умению связно, логично и последовательно излагать
Мемуаристы ХVIII века и земля Пересвета.
«Писать сущую правду» (Творчество мемуариста Г.И.Добрынина)
Г.С.Винский. История жизни и времени.
Теоретический материал к занятию
Два столетия отделяет нас от начала работы Добрынина над своими
мемуарами, но написанные художественно и с неподдельным юмором они и в
наше время читаются с интересом.
Записки Добрынина помогут читателю открыть для" себя XVIII век на
Брянщине, познакомят с человеком, который, проживая в "пятистах верстах
от Москвы", стал одним из образованнейших людей своего времени.
Постоянные раздумья Добрынина о себе, о жизни, о мире позволили ему,
разночинцу, поповичу, подняться до понимания ценности своей личности.
Проблема личности, ярко выраженной в человеке индивидуальности,
неповторимости, стоит перед каждым вступающим в жизнь. "Не всякий
человек, писал В.Г. Белинский, есть личность, но многие люди, по своей
безличности, походят на плохо оттиснутую гравюру (оттиск рисунка), в
которой, как ни бейся, не отличишь дерево от копны сена, лошади от дома, а
деревянного чурбана от человека".
Изучение мемуаров Добрынина поможет вам сделать вывод, что нужно
для того, чтобы стать личностью, чтобы раскрыть тот Дар, который вы
получили от Природы,
Гавриил Иванович Добрынин родился в семье священника села Радогож
Орловской губернии ныне Радогож Брянской области. Лишившись рано отца, он до четырнадцатилетнего возраста живет у деда
монаха: мать ушла в монастырь. Дед и научит внука читать и писать.
"Народных училищ, сообщает Добрынин в мемуарах, тогда не было в
России; из семинарий самая близкая в пятистах верстах, то есть в Москве... А
университеты и гимназии не для нас".
Одиннадцать лет он будет в штате архиерейского дома в Севске певчий,
келейник (служка), секретарь архиерея.
В 1777 году ему было уже двадцать пять лет вместе с товарищем он
уходит из родных мест, чтобы начать светскую службу. "Мы не знали,
пишет ohs куда едем, но знали, от чего бежим и чего хотим". Вся дальнейшая
его жизнь связана с Белоруссией, которая в начале 1770х годов
присоединилась к России. Чиновничью карьеру он начнет канцеляристом и
закончит прокурором в чине коллежского советника.
Однако обессмертит себя Добрынин "Истинным повествованием", над
которым он работал с 1787 по 1823 год.
Напечатаны мемуары Добрынина были в 1871 году в журнале "Русская
старина", и в этом же году они вышли отдельной книгой. К сожалению,
изданные небольшим тиражом семьсот экземпляров они стали
библиографической редкостью и не известны массовому читателю.
Отрывки из "Истинного повествования" печатаются по первому изданию.1
А.Погорельский. Талант воспитателя и прозаика.
Классика ХIХ века и Брянщина.
http
D 0%
B 0%
D 0%
BB
D 1%80%
B 8%
D 0%
D 1%84%
D 1%82%
BE
% D 0%
% D 1%8
C % D 1%81%
D 0%
BE
D 0%
D 0%
% D 0%
B 8%
B 5%
:// www
B 8%
. my
article
/ get
. net
/%
D 1%82%
B 5%
D 0%
% D 0%
B 0/%
D 0%
D 0%
B 1%
80%
D 1%80%
B 0%
D 0%
B 3%
% D 0%
D 1%81%
D 0%
B 0%
B 8%
% D 0%
B 9/%
D 0%
BF
D 0%
% D 0%
B 5%
BB
D 0%
B 5%
D 0%
% D 1%80%
D 0%
B 9%
D 0%
B 0
% D 0%
B 8%
http
://900
igr
/ literatura
/ prezentacija
. net
vospitatel
101539.
:// www
html
. ru / rsf
/ pogorel
http
XIX
. htm
. rusf
D 1%82%
D 1%83%
D 1%
D 0%
BF
D 0%
D 0%
B 8%
BB
D 0%
BE
BA
B 3%
D 0%
/ a . pogorelskij
pisatel
psikholog
i
Лекция учителя с элементами беседы. Защита презентаций.
А. К. Толстой. «…Я родился художником»
https://infourok.ru/literaturnayagostinayakletiyuaktolstogo
2632370.html
http://arzbiblio.ru/index.php/20091007061300/200911291705
15/2042yarodilsyakhudozhnikom
1 https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/01/04/elektivnyykurspoliteratureputeshestviepoliteraturnym https://infourok.ru/prezentaciyakklassnomuchasuivsezemnoeya
lyublyu2478454.html
Исследовательская деятельность учащихся.
Природа в лирике А.К.Толстого. Анализ лирического произведения.
https://xn8sbiecm6bhdx8i.xnp1ai/%D0%A2%D0%BE%D0%BB
%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9%20%D0%BE%20%D0%BF
%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B5.html
http://www.skachatreferat.ru/referaty/%D0%9F
%D0%B5%D0%B9%D0%B7%D0%B0%D0%B6%D0%BD
%D0%B0%D1%8F%D0%9B%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BA
%D0%B0%D0%B8%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE
%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%A2%D0%B2%D0%BE
%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5/84439
226.html
Анализ лирического произведения. Написание творческой работы.
Народная поэзия в песенной лирике А.К.Толстого.
http
https
:// dlyc
:// refdb
. lyc
. ru / p 248
1 brr
. edusite
/1272682
pall
. ru / look
aa 1. html
. html
Лекция учителя с элементами беседы. Дискуссия.
Ф.И. Тютчев. Вера в высокое призвание Росси.
http://russian7.ru/post/tyutchev/
http://www.ruthenia.ru/tiutcheviana/publications/solovjev.html
http://www.ereading.club/chapter.php/146236/73/Dunaev_
_Vera_v_gornile_Somneniii._Pravoslavie_i_russkaya_literatura_v_XVII
XX_vv.html
Лекция учителя с элементами беседы. Исследовательская деятельность
учащихся.
Овстуг – родина Ф.И.Тютчева.
http://musovstug.ru/Default.aspx
https://goo.gl/maps/pJHL3MdejUT2
http://turbina.ru/guide/OvstugRossiya136591/Zametki/Ovstugrodina
poeta87179/
https://infourok.ru/prezentaciyapoliteraturenatemuovstugrodinafi
tyutcheva2582198.html
https://www.liveinternet.ru/users/4211284/post363449375/
Лекция учителя с элементами беседы. Заочная экскурсия. Природа в лирике Ф.И.Тютчева.
http://www.hintfox.com/article/prirodavlirikefTjutcheva.html
http://licey.net/free/14
razbor_poeticheskih_proizvedenii_russkie_i_zarubezhnye_poety/71
russkaya_poeziya_xix_veka/stages/4342
tema_prirody_v_lirike_tyutcheva.html
http://www.studbirga.info/prirodavlirikefityutcheva/
Защита проектов, выпуск стенгазет.
Любовь в лирике Ф.И.Тютчева.
https://studwood.ru/984603/literatura/lyubov_v_lirike_fi_tyutcheva
https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2011/12/04/lyubovnayalirika
tyutcheva
http://www.myshared.ru/slide/1265670/
http://musovstug.ru/Default.aspx
Исследовательская деятельность учащихся. Написание творческой
работы.
Творчество Н.С.Лескова. Связь писателя со средней полосой России.
https://www.syl.ru/article/170981/new_nikolaysemenovichleskov
biografiyatvorchestvoilichnayajizn
http://mdeksperiment.org/post/20151012tvorchestvoleskovaipoetika
russkojromanticheskojprozy2030hgodovxixv
http://ruskline.ru/analitika/2013/07/11/mir_gde_rusyu_pahnet/?
commsort=back
Лекция учителя с элементами беседы. Дискуссия.
«Брянский текст» литературы ХХ века.
«Уездный Сочинитель» советского времени. (Брянский период жизни
Л.И.Добычина).
http://cvetkoff.by/writing/chtoznachilobyitofitsialnyimpisatelemv
sovetskoevremya.html
http://dobychin.litinfo.ru/
Лекция учителя с элементами беседы. Дискуссия.
Д.Л.Андреев – писательдуховидец.
http://libverse.ru/andreyev/list.html
http://daniilandreev.org/intro/index.php?theme=about&language=ru
https://www.liveinternet.ru/users/4373400/post298096481
Исследовательская и проектная деятельность «Верным до конца себе остаться…» (Творчество Н.И. Рыленкова)
https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/11/04/ustnyyzhurnal
stranitsyzhizniitvorchestvanrylenkova
https://infourok.ru/prezentaciyapoliteraturnomuchteniyunirilenkov
zhiznitvorchestvo1806653.html
Лекция учителя с элементами беседы. Дискуссия.
«Брянские страницы» Великой Отечественной войны.
http://libryansk.ru/hudozhestvennayaprozabryanskihpisatelej.21992/
https://nikodimitrij.livejournal.com/49374.html
http://xn326kcdaytbth8a0c.xnp1ai/files/prezent/branzi.pdf
Исследовательская деятельность учащихся. Защита презентаций.
Н.М. Грибачев. «Поднимаюсь рывком в атаку…»
http://www.videoresursy.ru/demo/konkurs/4/1.html
https://www.litmir.me/br/?b=249473&p=1
https://kopilkaurokov.ru/literatura/presentacii/urokpolitieraturiedanie
umriotnisnaminipotomk105lietiiusodniarozhdieniianikolaia
matvieievichagribachiova
https://nsportal.ru/shkola/vneklassnayarabota/library/2015/12/10/stsenariy
literaturnomuzykalnoykompozitsii
http://libryansk.ru/fotoarhiv.20762/
Защита проектов.
Тема Брянщины в поэзии Грибачева.
http://pandia.ru/text/77/485/953.php
https://project.1september.ru/works/610844
Лекция учителя с элементами беседы. Дискуссия.
Язык поэзии Н.М.Грибачева.
Исследовательская деятельность учащихся.
С любовью к людям. (Поэзия И.А. Швеца)
https://infourok.ru/vneklassnoemeropriyatiepoliteratureslyubovyuk
lyudyamposvyaschennonbryanskomupoetuiashvecu458299.html
https://nsportal.ru/kultura/narodnayakhudozhestvennaya
kultura/library/2016/10/06/hudozhestvennyymirpoeziiili
http://www.myshared.ru/slide/1092479/
Лекция учителя с элементами беседы. Дискуссия.
Историческое прошлое Брянщины в произведениях литературы. http://www.myshared.ru/slide/1274960/
http://uchitelya.com/literatura/39291konspekturokapoetybryanskogo
kraya.html
https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2014/12/04/bryanshchina
literaturnaya
Защита презентаций.
П.Л. Проскурин. Свет судьбы.
http://proskurin.moy.su/index/gorjainova_e_eh_p_l_proskurin_quot_svet_su
dby_quot/015
http://xn326kcdaytbth8a0c.xnp1ai/files/virt%20wist%20Proskurin.pdf
http://fb.ru/article/257008/proskurinptrlukichsemyabiografiya
tvorchestvo
Лекция учителя с элементами беседы. Дискуссия.
Литература ХХ века. Защита презентаций. (По творчеству одного писателя).
Брянская земля л литературе конца ХХ – начала ХХ1 веков.
Творчество А.К. Якушенко.
http://libryansk.ru/yakushenkoaleksandrkirillovich.21459/
http://www.puteshestvie32.ru/content/bryanshchinaliteraturnaya
Исследовательская деятельность учащихся.
«Строки, опаленные войной» (Поэзия В.Д.Динабургского)
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%BD
%D0%B0%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA
%D0%B8%D0%B9,_%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD
%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%94%D0%B0%D0%B2%D1%8B
%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
http://docplayer.ru/25794092Valentindinaburgskiy.html
Лекция учителя с элементами беседы. Дискуссия.
В.Д.Динабургский «Соната ля минор». Анализ произведения.
http://evraziafm.ru/theme/4328sonatalyaminorfilmodobrotei
miloserdii.html
https://my.mail.ru/bk/wyacheslavovich/video/480/649.html
http://www.stoletie.ru/kultura/skripka_i_vojna_598.htm
https://vk.com/videos71717360?section=album_55652930
Исследовательская деятельность учащихся.
Тема возрождения родного края в рассказах А.Н.Саввина.
http://libryansk.ru/savvinaleksandrnikolaevich.21651/ https://yandex.ru/images/search?text=%D0%90.%D0%9D.
%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D0%B2%D0%B8%D0%BD%20%D0%BF
%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB
%D1%8C&stype=image&lr=191&source=wiz
Лекция учителя с элементами беседы. Дискуссия.
Н.И.Посновпродолжатель классической традиции.
http://libryansk.ru/files/text_news/posnov/posnov1.pdf
http://textarchive.ru/c1789907.html
http://www.myshared.ru/slide/404635/
Исследовательская деятельность учащихся. Написание творческой
работы.
Итоговое занятие. Выпуск литературной стенгазеты как форма зачета по
элективному курсу.
Учебнотематический план
№
Тема
Колво
часов
Дата
1
1
1
1
Введение
Цели, задачи, структура элективного курса.
Мемуаристы ХУ111 века и земля Пересвета.
«Писать сущую правду» (Творчество мемуариста
Г.И.Добрынина)
Г.С.Винский. История жизни и времени.
Классика Х1Х века и Брянщина.
А.Погорельский. Талант воспитателя и прозаика. 2
1
А. К. Толстой. «…Я родился художником»
Природа в лирике А.К.Толстого. Анализ
1
лирического произведения.
Народная поэзия в песенной лирике
А.К.Толстого.
Ф.И. Тютчев. Вера в высокое призвание Росси.
Овстуг – родина Ф.И.Тютчева.
Природа в лирике Ф.И.Тютчева.
Любовь в лирике Ф.И.Тютчева.
Творчество Н.С.Лескова. Связь писателя со
средней полосой России.
«Брянский текст» литературы ХХ века.
«Уездный Сочинитель» советского времени. 1
1
1
1
1
2
1
2
3
4 5
6
7
8
9
10
11
12
1314
15 (Брянский период жизни Л.И.Добычина).
1617 Д.Л.Андреев – писательдуховидец.
18
19
«Верным до конца себе остаться…» (Творчество
Н.И. Рыленкова)
«Брянские страницы» Великой Отечественной
войны.
Н.М. Грибачев. «Поднимаюсь рывком в атаку…»
Тема Брянщины в поэзии Грибачева.
Язык поэзии Н.М.Грибачева.
С любовью к людям. (Поэзия И.А. Швеца)
20
21
22
23
2425 Историческое прошлое Брянщины в
произведениях литературы.
П.Л. Проскурин. Свет судьбы.
26
2728 Литература ХХ века. Защита презентаций. (По
творчеству одного писателя).
Брянская земля л литературе конца ХХ –
начала ХХ1 веков.
Творчество А.К. Якушенко.
«Строки, опаленные войной» (Поэзия
В.Д.Динабургского)
В.Д.Динабургский «Соната ля минор». Анализ
произведения.
Тема возрождения родного края в рассказах
А.Н.Саввина.
Н.И.Посновпродолжатель классической
традиции.
Итоговое занятие. Выпуск литературной
стенгазеты как форма зачета по элективному
курсу.
29
30
31
32
33
34
2
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
Методические рекомендации:
Описанная программа может быть реализована на любой ступени
образования старшей школы: дополнить уроки русского языка, как
самостоятельный элективный курс, как факультатив.
Программа элективного курса " Поэты и писатели родного края" ( 10-11 класс, литература)
Программа элективного курса " Поэты и писатели родного края" ( 10-11 класс, литература)
Программа элективного курса " Поэты и писатели родного края" ( 10-11 класс, литература)
Программа элективного курса " Поэты и писатели родного края" ( 10-11 класс, литература)
Программа элективного курса " Поэты и писатели родного края" ( 10-11 класс, литература)
Программа элективного курса " Поэты и писатели родного края" ( 10-11 класс, литература)
Программа элективного курса " Поэты и писатели родного края" ( 10-11 класс, литература)
Программа элективного курса " Поэты и писатели родного края" ( 10-11 класс, литература)
Программа элективного курса " Поэты и писатели родного края" ( 10-11 класс, литература)
Программа элективного курса " Поэты и писатели родного края" ( 10-11 класс, литература)
Программа элективного курса " Поэты и писатели родного края" ( 10-11 класс, литература)
Программа элективного курса " Поэты и писатели родного края" ( 10-11 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.