Программа элективного курса по экономике «Основы современной экономической теории» 11 класс

  • Образовательные программы
  • docx
  • 01.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа элективного курса имеет цель: выработка функциональной экономической грамотности, необходимой для социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни российского общества, а также для профессиональной ориентации в сфере экономики. данная программа разработана для углубления знаний по экономике в курсе обществознания.
Иконка файла материала Программа элективного курса по экономике.docx
Программа элективного курса по экономике  «Основы современной экономической теории» 11 класс Пояснительная записка Цели:  выработка   адекватных   представлений   о   сути   экономических   явлений   и   их взаимосвязи, умения выносить аргументированные                суждения по экономическим вопросам, обретение опыта в анализе экономических ситуаций происходящих изменений в жизни                общества (формирование общей экономической культуры); выработка   функциональной   экономической   грамотности,   необходимой   для социальной адаптации учащихся к происходящим                            изменениям в жизни российского общества, а также для профессиональной ориентации в сфере экономики; воспитание у учащихся инициативы и активности в принятии решений, способности к саморазвитию и самообразованию; выработка практических навыков хозяйственной деятельности. Задачи:                  их взаимосвязи; добиться   четкого   понимания   учащимися   определенного   круга   основных экономических концепций, законов, принципов, а также                  формировать желание, навыки и умение самостоятельно приобретать, усваивать и применять экономические знания, наблюдать,                    анализировать и объяснять экономические явления, события, ситуации; выработать  у учащихся  умение  применять  принципы  экономического  мышления при принятии решений на практике, в                    повседневной жизни. Принципы: актуальность   программы   обусловлена   как   радикальными   изменениями   в политической и экономической жизни России, так и                         отсутствием единства в понимании предмета, целей и места экономики как учебной дисциплины в школьном образовании; преемственность позволяет использовать знания из курсов «Основы экономической культуры» (5 – 6 классы), «Экономика:                         история и современная организация хозяйственной деятельности» (7 – 8 классы); гуманизация   и   гуманитаризация   школьной   экономики   тесно   связана   с социализацией; интеграция учебных предметов; научность; практическая направленность.   Содержание ориентировано на:                    ­ изучение базовых экономических понятий и законов;                    ­ механизмы микроэкономических процессов;                    ­ макроэкономические проблемы;Программно­ методическое обеспечение учебник: Автономов В.С. Введение в экономику. ­ М.: Вита­Пресс, 2001;   методические пособия для учителя:   Основы экономической теории /Под ред. С.И.Иванова – М.: Вита­Пресс, 1999;   Преподавание курса «Основы экономической теории»/ Под ред. С.И.Иванова –М.: Вита­ Пресс,2000;     Равичев   С.,   Григорьев   С.,  Свахин   А.,  Протасевич   Т.   Сборник   задач  по   экономике   с решениями. – М.: МЦЭБО, 2001;     Равичев   С.,   Григорьев   С..   Протасевич   Т.,   Свахан   А.   Сборник   тестовых   заданий   по экономике. – М.: МЦЭБО­Вита­Пресс,2001. Формы контроля Контроль за знаниями учащихся осуществляется с помощью:  ­ контрольных работ по темам;  ­ тестовых текущих проверок;   ­ постановки проблемных вопросов;  ­ решения задач;   ­ экономических диктантов (ключевых понятий и терминов);  ­ практикумов;  ­ творческих работ;  ­ семинарских занятий;   ­ резюме; эссе и др. Требования к ЗУН   формирующие   спрос   и   предложение.   Понимать,   что   такое   относительные   цены   и Учащиеся должны знать: ­ понятия о микро­ и макроэкономике, экономической системе, альтернативной стоимости; ­ главные вопросы экономики; ­ типы экономических систем, основные принципы производства, распределения, обмена и потребления в различных экономических     системах; ­ законы спроса и предложения, формирование рыночной цены, предельную полезность, эластичность спроса и предложения; факторы,     рыночное равновесие; ­   существо   концепции   ограниченности   ресурсов   индивида   и   общества,   необходимость выбора, сущность категории «альтернативная     стоимость» и ее значение в принятии решений; ­ содержание совершенной конкуренции,   монополии, монополистической конкуренции, олигополии; ­   значение   маржинальных   (предельных)   величин,   суть   маржинального   (предельного) анализа; ­ закон уменьшающейся маржинальной (предельной) производительности; ­ суть эффекта отдачи от масштаба производства; ­   что   такое   рынок   труда;   механизмы   формирования   заработной   планы   и   причины   ее дифференциации; как  используется минимальная      заработная плата в России;  что такое профсоюзы;  ­ основные цели государственного вмешательства в экономику;цели   и   последствия   либерализации   цен,   создания   рынка   факторов   производства, ­ суть национальных счетов, основные показатели совокупного продукта и дохода, понятия добавленной стоимости, промежуточной        продукции, дефлятор валового внутреннего продукта (ВВП); представлять основные методы расчета ВВП; ­   иметь   представления   об   основных   принципах   классического,   кейнсианского, монетаристского анализа макроэкономического равновесия; ­ основные проблемы динамики экономического роста, занятости и совокупного уровня цен; ­ понимать суть и знать инструменты фискальной и монетарной политики государства; ­   представлять   закономерности   функционирования   и   развития   мировой   торговли, международной финансовой системы, проблемы     экономического развития; ­   иметь   представление   о   важнейших   особенностях   экономического   развития   России, понимать источники инфляции в переходный период,     разгосударствления собственности; важность сокращения     бюджетного дефицита, финансовой стабилизации, подавления инфляции; ­ представлять суть антимонопольной политики и политики поддержания конкуренции; ­ представлять источники финансирования бизнеса, суть и значение финансового учета; ­ представлять общие принципы работы товарных и фондовых бирж, страховых компаний, финансовых и налоговых институтов; ­ принципы работы фирмы; ­ суть менеджмента и маркетинга; ­ представлять роль государства в экономике, что такое общественные товары и услуги, какова роль государства в компенсации слабых      сторон рыночного механизма; ­ знать что такое затраты производства и какие факторы их определяют; уметь объяснять роль прибыли как мотива деятельности     производителей; ­ понимать суть и экономические причины безработицы, знать основные   разновидности безработицы, уметь объяснять что такое      естественная норма безработицы;  ­ понимать природу и функции денег в экономике, знать виды денег; ­ знать что такое «инфляция» и ее основные типы и социально­экономические последствия; ­ знать роль государственных финансов в экономике страны; представлять круг основных статей доходов и расходов федерального бюджета     России, понимать причины возникновения дефицита бюджета и методы его покрытия; что такое государственный долг; ­   представлять   устройство   налоговой   системы   России   и   механизм   сбора   налогов,   как заполняется налоговая декларация о личных доходах. Учащиеся должны уметь: ­ объяснять смысл категории «альтернативная стоимость»; ­ прослеживать влияние факторов формирования спроса и предложения на российских товарных рынках; ­ определять типы экономических систем; ­ анализировать затраты фирмы; ­ различать и сравнивать основные организационно­правовые формы предприятий; ­ анализировать причины различий в уровне оплаты труда;­   определять   случаи   несостоятельности   рынка   и   приводить   примеры   из   российской экономики; ­ рассчитывать прибыль и затраты на условных примерах; ­ вычислять производительность различных факторов на условных примерах; ­ строить графики спроса и предложения на рынке труда; ­ вычислять индивидуальный подоходный налог; ­ определять реальный и номинальный ВВП (ВНП); ­   анализировать   влияние   изменений   совокупных   спроса   и   предложения   на   равновесие товарного рынка; ­ различать регрессивные, пропорциональные и прогрессивные налоги; ­ уметь пользоваться уравнением обмена для анализа и прогноза экономических ситуаций; ­ объяснять взаимосвязь эмиссии денег и инфляции; ­ вычислять темп инфляции и индекс цен на условных примерах; ­ рассчитывать простой и сложный проценты, вычислять сумму процента по депозиту и сумму платы за кредит; ­ различать незанятых и безработных, виды безработицы; ­ различать покупательную способность валюты и валютный курс; анализировать тенденции изменения валютного курса в результате     изменения спроса и (или) предложения иностранной валюты. Требования ОУУН Учащиеся должны: ­ уметь  выделять главные моменты в тексте и рассказе учителя; ­ составлять конспекты по различным источникам информации; ­ отбирать материал для докладов и рефератов; ­ писать рефераты и творческие работы; ­ делать сообщения ; ­ чертить и читать графики; ­ составлять таблицы и схемы.        Часть. Раздел. Тема № пп Календарно­тематическое планирование элективного курса в 11 классе Об щее кол иче ств о час В том числе Тео рия Формы контроля П ра к т ик у м ы, се1 Введение  м ин ар ы ­­­ ­   Глава   1.   Предмет   и   метод экономической науки –   Безграничность   потребностей   и ограниченность ресурсов. Проблема выбора   –   Альтернативная   стоимость   и кривая производственных возможностей   –   Фундаментальные   проблемы предмет экономики экономической   теории.   Метод экономической   науки.   Измерение экономических величин и       1 1 Практикум: возможностей   кривая   производственных   фундаментальные   проблемы Проблема: экономики Резюме  Тесты  2 3 4 Семинар: фундаментальных проблем экономики способа два       решения Контрольные вопросы по теме 2 1 1   –   Два   способа   решения проблем   Административно­ Глава   2.   Рыночная   система хозяйствования.   Смешанная экономика   фундаментальных экономики. плановая система –   Рынок   и   его   функции. Кругооборот доходов в рыночной экономике. Ограниченность возможностей   рынка.   Смешанная экономика   Глава 3. Спрос, предложение и рыночное равновесие  – Спрос и закон спроса –   Предложение   и   предложения  – Рыночное равновесие   –   Реакция   рынка   на   изменение спроса и предложения   –   Воздействие   внешних   сил   на рыночное равновесие закон Глава 4. Эластичность спроса и предложения   –   Ценовая   эластичность   спроса. Эластичность   спроса   и   доход производителей 2 1 1 Практикум: решение экономических задач по теме Контрольные вопросы по теме Тесты  2 1 1 Практикум:   решение   задач   на   определение эластичности спроса и предложения Тесты– Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса  – Эластичность спроса по доходу. Перекрёстная эластичность   предложения   –   Практическое   применение теории эластичности –   Ценовая   эластичность Резюме Контрольные вопросы 5 6 7     Поведение Глава 5. потребителя  – Общая и предельная полезность. Закон   убывающей   предельной полезности   полезности. Кривые безразличия   Равновесие потребителя   –   Индивидуальный   и   рыночный спрос –   Бюджетное   ограничение. –   Правило   максимизации   Современная Глава 6. Фирма. Производство и издержки –   фирма. Организационно­правовые   формы фирмы  – Продукт фирмы  – Бухгалтерские и экономические издержки   –   Какой   размер   фирмы   считать оптимальным   Конкуренция   и Глава   7. рыночные структуры   –   Типы   рыночных   структур. Совершенная конкуренция  – Монополия – Олигополия   конкуренция   Монополистическая – 2 1 1 Практикум: кривые безразличия Деловая   игра:   индивидуальный   и   рыночный спрос 2 1 1 Семинар:   организационно­правовые   формы фирмы Практикум: продукт фирмы Тесты Резюме  2 1 1 Контрольные вопросы Таблица: типы рыночных структур Тесты8 9 услуг     Рынок Глава   8.   Рынки   факторов производства   и   распределение доходов –   Особенности   рынков   факторов производства.   Рынок   труда   и заработная плата – земли   (землепользования)   и   земельная рента – Капитал и процент –   В   каких   случаях   фирме целесообразно инвестировать   Глава   9.   Деньги   и   банковская система –   Роль   денег   в   рыночной экономике.   Виды   денег   и   их свойства – Коммерческие банки – Центральный банк 2 1 1 Семинар:   особенности   рынков   факторов производства Контрольные вопросы Резюме Тесты  2 1 1 Контрольные вопросы Резюме Тесты  11 Итого  17 9 8

Посмотрите также