Программа элективного курса имеет цель: выработка функциональной экономической грамотности, необходимой для социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни российского общества, а также для профессиональной ориентации в сфере экономики. данная программа разработана для углубления знаний по экономике в курсе обществознания.
Программа элективного курса по экономике
«Основы современной экономической теории»
11 класс
Пояснительная записка
Цели:
выработка адекватных представлений о сути экономических явлений и их
взаимосвязи, умения выносить аргументированные
суждения по экономическим вопросам, обретение опыта в анализе экономических
ситуаций происходящих изменений в жизни
общества (формирование общей экономической культуры);
выработка функциональной экономической грамотности, необходимой для
социальной адаптации учащихся к происходящим
изменениям в жизни российского общества, а также для профессиональной
ориентации в сфере экономики;
воспитание у учащихся инициативы и активности в принятии решений, способности
к саморазвитию и самообразованию;
выработка практических навыков хозяйственной деятельности.
Задачи:
их взаимосвязи;
добиться четкого понимания учащимися определенного круга основных
экономических концепций, законов, принципов, а также
формировать желание, навыки и умение самостоятельно приобретать, усваивать и
применять экономические знания, наблюдать,
анализировать и объяснять экономические явления, события, ситуации;
выработать у учащихся умение применять принципы экономического мышления
при принятии решений на практике, в
повседневной жизни.
Принципы:
актуальность программы обусловлена как радикальными изменениями в
политической и экономической жизни России, так и
отсутствием единства в понимании предмета, целей и места экономики как
учебной дисциплины в школьном образовании;
преемственность позволяет использовать знания из курсов «Основы экономической
культуры» (5 – 6 классы), «Экономика:
история и современная организация хозяйственной деятельности» (7 – 8
классы);
гуманизация и гуманитаризация школьной экономики тесно связана с
социализацией;
интеграция учебных предметов;
научность;
практическая направленность.
Содержание ориентировано на:
изучение базовых экономических понятий и законов;
механизмы микроэкономических процессов;
макроэкономические проблемы;Программно методическое обеспечение
учебник: Автономов В.С. Введение в экономику. М.: ВитаПресс, 2001;
методические пособия для учителя:
Основы экономической теории /Под ред. С.И.Иванова – М.: ВитаПресс, 1999;
Преподавание курса «Основы экономической теории»/ Под ред. С.И.Иванова –М.: Вита
Пресс,2000;
Равичев С., Григорьев С., Свахин А., Протасевич Т. Сборник задач по экономике с
решениями. – М.: МЦЭБО, 2001;
Равичев С., Григорьев С.. Протасевич Т., Свахан А. Сборник тестовых заданий по
экономике. – М.: МЦЭБОВитаПресс,2001.
Формы контроля
Контроль за знаниями учащихся осуществляется с помощью:
контрольных работ по темам;
тестовых текущих проверок;
постановки проблемных вопросов;
решения задач;
экономических диктантов (ключевых понятий и терминов);
практикумов;
творческих работ;
семинарских занятий;
резюме; эссе и др.
Требования к ЗУН
формирующие спрос и предложение. Понимать, что такое относительные цены и
Учащиеся должны знать:
понятия о микро и макроэкономике, экономической системе, альтернативной стоимости;
главные вопросы экономики;
типы экономических систем, основные принципы производства, распределения, обмена и
потребления в различных экономических
системах;
законы спроса и предложения, формирование рыночной цены, предельную полезность,
эластичность спроса и предложения; факторы,
рыночное равновесие;
существо концепции ограниченности ресурсов индивида и общества, необходимость
выбора, сущность категории «альтернативная
стоимость» и ее значение в принятии решений;
содержание совершенной конкуренции, монополии, монополистической конкуренции,
олигополии;
значение маржинальных (предельных) величин, суть маржинального (предельного)
анализа;
закон уменьшающейся маржинальной (предельной) производительности;
суть эффекта отдачи от масштаба производства;
что такое рынок труда; механизмы формирования заработной планы и причины ее
дифференциации; как используется минимальная
заработная плата в России; что такое профсоюзы;
основные цели государственного вмешательства в экономику;цели и последствия либерализации цен, создания рынка факторов производства,
суть национальных счетов, основные показатели совокупного продукта и дохода, понятия
добавленной стоимости, промежуточной
продукции, дефлятор валового внутреннего продукта (ВВП); представлять основные
методы расчета ВВП;
иметь представления об основных принципах классического, кейнсианского,
монетаристского анализа макроэкономического равновесия;
основные проблемы динамики экономического роста, занятости и совокупного уровня
цен;
понимать суть и знать инструменты фискальной и монетарной политики государства;
представлять закономерности функционирования и развития мировой торговли,
международной финансовой системы, проблемы
экономического развития;
иметь представление о важнейших особенностях экономического развития России,
понимать источники инфляции в переходный период,
разгосударствления собственности; важность сокращения
бюджетного дефицита, финансовой стабилизации, подавления инфляции;
представлять суть антимонопольной политики и политики поддержания конкуренции;
представлять источники финансирования бизнеса, суть и значение финансового учета;
представлять общие принципы работы товарных и фондовых бирж, страховых компаний,
финансовых и налоговых институтов;
принципы работы фирмы;
суть менеджмента и маркетинга;
представлять роль государства в экономике, что такое общественные товары и услуги,
какова роль государства в компенсации слабых
сторон рыночного механизма;
знать что такое затраты производства и какие факторы их определяют; уметь объяснять
роль прибыли как мотива деятельности
производителей;
понимать суть и экономические причины безработицы, знать основные разновидности
безработицы, уметь объяснять что такое
естественная норма безработицы;
понимать природу и функции денег в экономике, знать виды денег;
знать что такое «инфляция» и ее основные типы и социальноэкономические последствия;
знать роль государственных финансов в экономике страны; представлять круг основных
статей доходов и расходов федерального бюджета
России, понимать причины возникновения дефицита бюджета и методы его покрытия; что
такое государственный долг;
представлять устройство налоговой системы России и механизм сбора налогов, как
заполняется налоговая декларация о личных доходах.
Учащиеся должны уметь:
объяснять смысл категории «альтернативная стоимость»;
прослеживать влияние факторов формирования спроса и предложения на российских
товарных рынках;
определять типы экономических систем;
анализировать затраты фирмы;
различать и сравнивать основные организационноправовые формы предприятий;
анализировать причины различий в уровне оплаты труда; определять случаи несостоятельности рынка и приводить примеры из российской
экономики;
рассчитывать прибыль и затраты на условных примерах;
вычислять производительность различных факторов на условных примерах;
строить графики спроса и предложения на рынке труда;
вычислять индивидуальный подоходный налог;
определять реальный и номинальный ВВП (ВНП);
анализировать влияние изменений совокупных спроса и предложения на равновесие
товарного рынка;
различать регрессивные, пропорциональные и прогрессивные налоги;
уметь пользоваться уравнением обмена для анализа и прогноза экономических ситуаций;
объяснять взаимосвязь эмиссии денег и инфляции;
вычислять темп инфляции и индекс цен на условных примерах;
рассчитывать простой и сложный проценты, вычислять сумму процента по депозиту и
сумму платы за кредит;
различать незанятых и безработных, виды безработицы;
различать покупательную способность валюты и валютный курс; анализировать тенденции
изменения валютного курса в результате
изменения спроса и (или) предложения иностранной валюты.
Требования ОУУН
Учащиеся должны:
уметь выделять главные моменты в тексте и рассказе учителя;
составлять конспекты по различным источникам информации;
отбирать материал для докладов и рефератов;
писать рефераты и творческие работы;
делать сообщения ;
чертить и читать графики;
составлять таблицы и схемы.
Часть. Раздел. Тема
№
пп
Календарнотематическое планирование
элективного курса в 11 классе
Об
щее
кол
иче
ств
о
час
В том числе
Тео
рия
Формы контроля
П
ра
к
т
ик
у
м
ы,
се1
Введение
м
ин
ар
ы
Глава 1. Предмет и метод
экономической науки
– Безграничность потребностей и
ограниченность
ресурсов.
Проблема выбора
– Альтернативная стоимость и
кривая
производственных
возможностей
– Фундаментальные проблемы
предмет
экономики
экономической теории.
Метод
экономической науки. Измерение
экономических величин
и
1
1
Практикум:
возможностей
кривая производственных
фундаментальные проблемы
Проблема:
экономики
Резюме
Тесты
2
3
4
Семинар:
фундаментальных проблем экономики
способа
два
решения
Контрольные вопросы по теме
2
1
1
– Два способа решения
проблем
Административно
Глава 2. Рыночная система
хозяйствования.
Смешанная
экономика
фундаментальных
экономики.
плановая система
– Рынок и его функции.
Кругооборот доходов в рыночной
экономике.
Ограниченность
возможностей рынка. Смешанная
экономика
Глава 3. Спрос, предложение и
рыночное равновесие
– Спрос и закон спроса
– Предложение и
предложения
– Рыночное равновесие
– Реакция рынка на изменение
спроса и предложения
– Воздействие внешних сил на
рыночное равновесие
закон
Глава 4. Эластичность спроса и
предложения
– Ценовая эластичность спроса.
Эластичность спроса и доход
производителей
2
1
1
Практикум: решение экономических задач по
теме
Контрольные вопросы по теме
Тесты
2
1
1
Практикум: решение задач на определение
эластичности спроса и предложения
Тесты– Факторы, влияющие на ценовую
эластичность спроса
– Эластичность спроса по доходу.
Перекрёстная эластичность
предложения
– Практическое применение
теории эластичности
– Ценовая эластичность
Резюме
Контрольные вопросы
5
6
7
Поведение
Глава
5.
потребителя
– Общая и предельная полезность.
Закон убывающей предельной
полезности
полезности. Кривые безразличия
Равновесие потребителя
– Индивидуальный и рыночный
спрос
– Бюджетное ограничение.
– Правило максимизации
Современная
Глава 6. Фирма. Производство
и издержки
–
фирма.
Организационноправовые формы
фирмы
– Продукт фирмы
– Бухгалтерские и экономические
издержки
– Какой размер фирмы считать
оптимальным
Конкуренция и
Глава 7.
рыночные структуры
– Типы рыночных структур.
Совершенная конкуренция
– Монополия
– Олигополия
конкуренция
Монополистическая
–
2
1
1
Практикум: кривые безразличия
Деловая игра: индивидуальный и рыночный
спрос
2
1
1
Семинар: организационноправовые формы
фирмы
Практикум: продукт фирмы
Тесты
Резюме
2
1
1
Контрольные вопросы
Таблица: типы рыночных структур
Тесты8
9
услуг
Рынок
Глава 8.
Рынки факторов
производства и распределение
доходов
– Особенности рынков факторов
производства. Рынок труда и
заработная плата
–
земли
(землепользования) и земельная
рента
– Капитал и процент
– В каких случаях фирме
целесообразно инвестировать
Глава 9. Деньги и банковская
система
– Роль денег в рыночной
экономике. Виды денег и их
свойства – Коммерческие банки
– Центральный банк
2
1
1
Семинар: особенности рынков факторов
производства
Контрольные вопросы
Резюме
Тесты
2
1
1
Контрольные вопросы
Резюме
Тесты
11 Итого
17
9
8