Программа элективного курса по экономике «Основы современной экономической теории» 11 класс
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
обществознание
10 кл—11 кл
01.02.2017
Программа элективного курса имеет цель: выработка функциональной экономической грамотности, необходимой для социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни российского общества, а также для профессиональной ориентации в сфере экономики. данная программа разработана для углубления знаний по экономике в курсе обществознания.
Программа элективного курса по экономике.docx
Программа элективного курса по экономике
«Основы современной экономической теории»
11 класс
Пояснительная записка
Цели:
выработка адекватных представлений о сути экономических явлений и их
взаимосвязи, умения выносить аргументированные
суждения по экономическим вопросам, обретение опыта в анализе экономических
ситуаций происходящих изменений в жизни
общества (формирование общей экономической культуры);
выработка функциональной экономической грамотности, необходимой для
социальной адаптации учащихся к происходящим
изменениям в жизни российского общества, а также для профессиональной
ориентации в сфере экономики;
воспитание у учащихся инициативы и активности в принятии решений, способности
к саморазвитию и самообразованию;
выработка практических навыков хозяйственной деятельности.
Задачи:
их взаимосвязи;
добиться четкого понимания учащимися определенного круга основных
экономических концепций, законов, принципов, а также
формировать желание, навыки и умение самостоятельно приобретать, усваивать и
применять экономические знания, наблюдать,
анализировать и объяснять экономические явления, события, ситуации;
выработать у учащихся умение применять принципы экономического мышления
при принятии решений на практике, в
повседневной жизни.
Принципы:
актуальность программы обусловлена как радикальными изменениями в
политической и экономической жизни России, так и
отсутствием единства в понимании предмета, целей и места экономики как
учебной дисциплины в школьном образовании;
преемственность позволяет использовать знания из курсов «Основы экономической
культуры» (5 – 6 классы), «Экономика:
история и современная организация хозяйственной деятельности» (7 – 8
классы);
гуманизация и гуманитаризация школьной экономики тесно связана с
социализацией;
интеграция учебных предметов;
научность;
практическая направленность.
Содержание ориентировано на:
изучение базовых экономических понятий и законов;
механизмы микроэкономических процессов;
макроэкономические проблемы; Программно методическое обеспечение
учебник: Автономов В.С. Введение в экономику. М.: ВитаПресс, 2001;
методические пособия для учителя:
Основы экономической теории /Под ред. С.И.Иванова – М.: ВитаПресс, 1999;
Преподавание курса «Основы экономической теории»/ Под ред. С.И.Иванова –М.: Вита
Пресс,2000;
Равичев С., Григорьев С., Свахин А., Протасевич Т. Сборник задач по экономике с
решениями. – М.: МЦЭБО, 2001;
Равичев С., Григорьев С.. Протасевич Т., Свахан А. Сборник тестовых заданий по
экономике. – М.: МЦЭБОВитаПресс,2001.
Формы контроля
Контроль за знаниями учащихся осуществляется с помощью:
контрольных работ по темам;
тестовых текущих проверок;
постановки проблемных вопросов;
решения задач;
экономических диктантов (ключевых понятий и терминов);
практикумов;
творческих работ;
семинарских занятий;
резюме; эссе и др.
Требования к ЗУН
формирующие спрос и предложение. Понимать, что такое относительные цены и
Учащиеся должны знать:
понятия о микро и макроэкономике, экономической системе, альтернативной стоимости;
главные вопросы экономики;
типы экономических систем, основные принципы производства, распределения, обмена и
потребления в различных экономических
системах;
законы спроса и предложения, формирование рыночной цены, предельную полезность,
эластичность спроса и предложения; факторы,
рыночное равновесие;
существо концепции ограниченности ресурсов индивида и общества, необходимость
выбора, сущность категории «альтернативная
стоимость» и ее значение в принятии решений;
содержание совершенной конкуренции, монополии, монополистической конкуренции,
олигополии;
значение маржинальных (предельных) величин, суть маржинального (предельного)
анализа;
закон уменьшающейся маржинальной (предельной) производительности;
суть эффекта отдачи от масштаба производства;
что такое рынок труда; механизмы формирования заработной планы и причины ее
дифференциации; как используется минимальная
заработная плата в России; что такое профсоюзы;
основные цели государственного вмешательства в экономику; цели и последствия либерализации цен, создания рынка факторов производства,
суть национальных счетов, основные показатели совокупного продукта и дохода, понятия
добавленной стоимости, промежуточной
продукции, дефлятор валового внутреннего продукта (ВВП); представлять основные
методы расчета ВВП;
иметь представления об основных принципах классического, кейнсианского,
монетаристского анализа макроэкономического равновесия;
основные проблемы динамики экономического роста, занятости и совокупного уровня
цен;
понимать суть и знать инструменты фискальной и монетарной политики государства;
представлять закономерности функционирования и развития мировой торговли,
международной финансовой системы, проблемы
экономического развития;
иметь представление о важнейших особенностях экономического развития России,
понимать источники инфляции в переходный период,
разгосударствления собственности; важность сокращения
бюджетного дефицита, финансовой стабилизации, подавления инфляции;
представлять суть антимонопольной политики и политики поддержания конкуренции;
представлять источники финансирования бизнеса, суть и значение финансового учета;
представлять общие принципы работы товарных и фондовых бирж, страховых компаний,
финансовых и налоговых институтов;
принципы работы фирмы;
суть менеджмента и маркетинга;
представлять роль государства в экономике, что такое общественные товары и услуги,
какова роль государства в компенсации слабых
сторон рыночного механизма;
знать что такое затраты производства и какие факторы их определяют; уметь объяснять
роль прибыли как мотива деятельности
производителей;
понимать суть и экономические причины безработицы, знать основные разновидности
безработицы, уметь объяснять что такое
естественная норма безработицы;
понимать природу и функции денег в экономике, знать виды денег;
знать что такое «инфляция» и ее основные типы и социальноэкономические последствия;
знать роль государственных финансов в экономике страны; представлять круг основных
статей доходов и расходов федерального бюджета
России, понимать причины возникновения дефицита бюджета и методы его покрытия; что
такое государственный долг;
представлять устройство налоговой системы России и механизм сбора налогов, как
заполняется налоговая декларация о личных доходах.
Учащиеся должны уметь:
объяснять смысл категории «альтернативная стоимость»;
прослеживать влияние факторов формирования спроса и предложения на российских
товарных рынках;
определять типы экономических систем;
анализировать затраты фирмы;
различать и сравнивать основные организационноправовые формы предприятий;
анализировать причины различий в уровне оплаты труда; определять случаи несостоятельности рынка и приводить примеры из российской
экономики;
рассчитывать прибыль и затраты на условных примерах;
вычислять производительность различных факторов на условных примерах;
строить графики спроса и предложения на рынке труда;
вычислять индивидуальный подоходный налог;
определять реальный и номинальный ВВП (ВНП);
анализировать влияние изменений совокупных спроса и предложения на равновесие
товарного рынка;
различать регрессивные, пропорциональные и прогрессивные налоги;
уметь пользоваться уравнением обмена для анализа и прогноза экономических ситуаций;
объяснять взаимосвязь эмиссии денег и инфляции;
вычислять темп инфляции и индекс цен на условных примерах;
рассчитывать простой и сложный проценты, вычислять сумму процента по депозиту и
сумму платы за кредит;
различать незанятых и безработных, виды безработицы;
различать покупательную способность валюты и валютный курс; анализировать тенденции
изменения валютного курса в результате
изменения спроса и (или) предложения иностранной валюты.
Требования ОУУН
Учащиеся должны:
уметь выделять главные моменты в тексте и рассказе учителя;
составлять конспекты по различным источникам информации;
отбирать материал для докладов и рефератов;
писать рефераты и творческие работы;
делать сообщения ;
чертить и читать графики;
составлять таблицы и схемы.
Часть. Раздел. Тема
№
пп
Календарнотематическое планирование
элективного курса в 11 классе
Об
щее
кол
иче
ств
о
час
В том числе
Тео
рия
Формы контроля
П
ра
к
т
ик
у
м
ы,
се 1
Введение
м
ин
ар
ы
Глава 1. Предмет и метод
экономической науки
– Безграничность потребностей и
ограниченность
ресурсов.
Проблема выбора
– Альтернативная стоимость и
кривая
производственных
возможностей
– Фундаментальные проблемы
предмет
экономики
экономической теории.
Метод
экономической науки. Измерение
экономических величин
и
1
1
Практикум:
возможностей
кривая производственных
фундаментальные проблемы
Проблема:
экономики
Резюме
Тесты
2
3
4
Семинар:
фундаментальных проблем экономики
способа
два
решения
Контрольные вопросы по теме
2
1
1
– Два способа решения
проблем
Административно
Глава 2. Рыночная система
хозяйствования.
Смешанная
экономика
фундаментальных
экономики.
плановая система
– Рынок и его функции.
Кругооборот доходов в рыночной
экономике.
Ограниченность
возможностей рынка. Смешанная
экономика
Глава 3. Спрос, предложение и
рыночное равновесие
– Спрос и закон спроса
– Предложение и
предложения
– Рыночное равновесие
– Реакция рынка на изменение
спроса и предложения
– Воздействие внешних сил на
рыночное равновесие
закон
Глава 4. Эластичность спроса и
предложения
– Ценовая эластичность спроса.
Эластичность спроса и доход
производителей
2
1
1
Практикум: решение экономических задач по
теме
Контрольные вопросы по теме
Тесты
2
1
1
Практикум: решение задач на определение
эластичности спроса и предложения
Тесты – Факторы, влияющие на ценовую
эластичность спроса
– Эластичность спроса по доходу.
Перекрёстная эластичность
предложения
– Практическое применение
теории эластичности
– Ценовая эластичность
Резюме
Контрольные вопросы
5
6
7
Поведение
Глава
5.
потребителя
– Общая и предельная полезность.
Закон убывающей предельной
полезности
полезности. Кривые безразличия
Равновесие потребителя
– Индивидуальный и рыночный
спрос
– Бюджетное ограничение.
– Правило максимизации
Современная
Глава 6. Фирма. Производство
и издержки
–
фирма.
Организационноправовые формы
фирмы
– Продукт фирмы
– Бухгалтерские и экономические
издержки
– Какой размер фирмы считать
оптимальным
Конкуренция и
Глава 7.
рыночные структуры
– Типы рыночных структур.
Совершенная конкуренция
– Монополия
– Олигополия
конкуренция
Монополистическая
–
2
1
1
Практикум: кривые безразличия
Деловая игра: индивидуальный и рыночный
спрос
2
1
1
Семинар: организационноправовые формы
фирмы
Практикум: продукт фирмы
Тесты
Резюме
2
1
1
Контрольные вопросы
Таблица: типы рыночных структур
Тесты 8
9
услуг
Рынок
Глава 8.
Рынки факторов
производства и распределение
доходов
– Особенности рынков факторов
производства. Рынок труда и
заработная плата
–
земли
(землепользования) и земельная
рента
– Капитал и процент
– В каких случаях фирме
целесообразно инвестировать
Глава 9. Деньги и банковская
система
– Роль денег в рыночной
экономике. Виды денег и их
свойства – Коммерческие банки
– Центральный банк
2
1
1
Семинар: особенности рынков факторов
производства
Контрольные вопросы
Резюме
Тесты
2
1
1
Контрольные вопросы
Резюме
Тесты
11 Итого
17
9
8
Программа элективного курса по экономике «Основы современной экономической теории» 11 класс
Программа элективного курса по экономике «Основы современной экономической теории» 11 класс
Программа элективного курса по экономике «Основы современной экономической теории» 11 класс
Программа элективного курса по экономике «Основы современной экономической теории» 11 класс
Программа элективного курса по экономике «Основы современной экономической теории» 11 класс
Программа элективного курса по экономике «Основы современной экономической теории» 11 класс
Программа элективного курса по экономике «Основы современной экономической теории» 11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.