Программа элективного курса по МХК "Загадки античности"
Оценка 4.6

Программа элективного курса по МХК "Загадки античности"

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
искусство +2
Взрослым
16.02.2017
Программа элективного курса по МХК "Загадки античности"
Наследие греко-римского мира, его искусство, политические идеи, право, литературный язык, философские взгляды составили одно из оснований, на котором выросла вся европейская культура средних веков. Античная философия питала средневековое богословие, из античного мира феодализм унаследовал христианство. Культура Древней Греции и Древнего Рима - это эстетическое, философское и религиозное выражение взглядов людей той эпохи, осуществленная мечта человечества об идеале человека. Изучив данный курс, учащиеся могут проследить, как появлялись и исчезали древние города с их культурным наследием, и как закрепилась и органично вошла в наш век эта гигантская духовная культура, не состарившаяся даже через тысячелетия.
Программа элективного курса по МХК.docx
Программа элективного курса по МХК "Загадки античности" Пояснительная записка Наследие   греко­римского   мира,   его   искусство,   политические   идеи,   право, литературный   язык,   философские   взгляды   составили   одно   из   оснований,   на   котором выросла   вся   европейская   культура   средних   веков.   Античная   философия   питала средневековое   богословие,   из   античного   мира   феодализм   унаследовал   христианство. Культура Древней Греции и Древнего Рима ­ это эстетическое, философское и религиозное выражение   взглядов   людей   той   эпохи,   осуществленная   мечта   человечества   об   идеале человека. Изучив данный курс, учащиеся могут проследить, как появлялись и исчезали древние города с их  культурным наследием, и как закрепилась и органично вошла в наш век эта гигантская духовная культура, не состарившаяся даже через тысячелетия.     Времени,   которое   по   программам   и   учебным   планам   отводится   для   изучения античного   искусства   достаточно   лишь   для   обзорного   рассмотрения   культурно­ эстетических   достижений   античности,   поэтому   программа   элективного   курса   "Загадки античности»   поможет   учащимся   систематизировать   и   дополнить   полученные   знания   по истории,   литературе,   мировой   художественной   культуре,   музыке   и   изобразительному искусству.   Программа   курса   направлена   на   познание   подростком   "картины   мира   и человека"   через   произведения   античного   искусства,   понимание   собственного   "Я"   в современном   мире,   который   вобрал   в   себя   эстетический   и   эмоциональный   опыт человечества, формирование умений понимать и оценивать творения античных мастеров разных   исторических   эпох,   вырабатывание   своих   собственных   оценок   и   эстетических суждений. Цели и задачи   Основная цель курса ­ формирование представлений о художественной культуре античности   как   части   мировой   духовной   культуры;   знакомство   с   выдающимися   художественного   опыта   прошлого; достижениями   античных   мастеров;   освоение   воспитание художественного вкуса учащихся. Задачи курса: 2 •   выявить   историческую   логику   развития   художественного   мышления   через знакомство с выдающимися достижениями культуры Древней Греции и Древнего Рима, показать основные этапы и периоды становления систем художественно­образного видения мира в разные эпохи; • создать условия для формирования эстетического вкуса учащихся; •   помочь   школьникам   освоить   навыки   наблюдения,   сравнения,   систематизации, культурологического анализа. В настоящее время не каждая школа может себе позволить достаточное количество часов на изучение предмета «МХК», поэтому появилась потребность составить программу, адаптированную   к   условиям   конкретной   школы,   ее   контингента   и   уровня подготовленности учащихся. Программа курса предназначена для учащихся 9­го класса и рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Количество учебных часов может быть уменьшено. В этом   случае   некоторые   рассматриваемые   темы   могут   быть   объединены   или   возможно изучение на выбор первой или второй части курса. Система занятий по изучению элективного курса "Загадки античности" делится на две составляющие – теоретическую и практическую части. Первая часть предусматривает лекции,   беседы   и   т.п.,   на   которые   отводится   24   часа   учебного   времени.   Вторая   – самостоятельную или   коллективную деятельность учащихся: проектную   деятельность, выступление   на   семинарах,   участие   в   диспутах   и   дискуссиях,   презентацию   проектов, обеспечивающих не только новую творческую деятельность, но и повторение пройденного материала в деятельностной форме. На них соответственно отводится 10 часов учебного времени.   Тем   не     менее,   следует   помнить,   что   любое   деление,   когда   дело   касается искусства, условно. Так как в теоретической части присутствуют такие виды деятельности, как активное восприятие произведений искусства, их обсуждение,   создание гипотез. Во второй – прослушивание экскурсионной программы, выявление необходимого для работы теоретического   материала   в   книгах   по   искусству   и   в   Интернете,   его   обобщение   и систематизация. Учащиеся учатся последовательно формулировать вопросы и отвечать на них,   отделять   главное   от   второстепенного,   заглядывать   в   суть   явлений,   преодолевать разрыв информации. Базовые   проблемы   курса   поставлены   во   введении.   В   дальнейшем   теоретические положения   раскрываются   на   конкретном   материале   искусства   античности.   При   этом 3 предпочтение   в   изучении   изобразительных   искусств,   архитектуры,   музыки   или театрального искусства определяется тем, какое значение для конкретного исторического периода имел тот или иной вид искусства. Эмоциональная сфера занятий поможет проявлению индивидуальных способностей учащихся   через   различные   формы   деятельности:   участие   в   диспутах,   дискуссиях, составление таблиц, защита творческих проектов, написание рефератов. Все это призвано обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а так же подготовить их к осознанному выбору будущей профессии. В качестве контроля за успеваемостью на уроках могут проводиться письменные и устные опросы, тесты, а в конце каждого полугодия – контрольные уроки и семинары. Данный курс обеспечивается иллюстративным материалом, красочными пособиями, учебными фильмами по искусству античности, тестовыми материалами. Принципы отбора материала Процесс освоения содержания курса предполагает, что в центре изучения культуры каждого хронологического периода – человек, его представления о мире и своем месте в мироздании, творческая деятельность. Главный   критерий   отбора   материала   –   целесообразность   включения   произведений разных видов искусства в образовательный процесс.  Критерии отбора содержания:     критерий выделения главного и существенного в содержании образования, высокой значимости   изучаемого,   т.   е.   отбора   наиболее   универсальных,   необходимых элементов; критерий соответствия возрастным возможностям учеников; критерий соответствия выделенному на изучение данного предмета времени; критерий   соответствия   содержания   учебно­материальному   и   методическому оснащению школы с учетом реальных перспектив ее развития. Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса В результате изучения мировой художественной культуры ученик 9 класса должен знать:  4 особенности возникновения и основные черты художественной культуры;   шедевры художественной культуры;   Роль знака, символа, мифа в художественной культуре;  основные виды и жанры искусства; основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства; Уметь:  узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением; пользоваться различными источниками информации о художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения, презентации).    Сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть ведущих представителей; пользоваться искусствоведческими терминами; осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства; аргументировать собственную точку зрения;    Использовать приобретенные знания и умения в жизни для:     выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения   собственного   суждения   о   произведениях   классики   и   современного искусства; самостоятельного художественного творчества. Тематический план № Раздел Тема Кол­во часов Формы занятий 1. Часть 1. Искусство  2. Древней Греции. Раздел 1. Крито­ микенская культура. Раздел 2.Греческая  архаика. 3. 4. 5. 6. 1 1 1 1 1 1 Лекция  Лекция  Лекция Лекция Лекция Лекция Вводное занятие. Дворцовое искусство Крита. Микенская культура. Религиозные представления греков. Архитектура   и скульптура 8­6 вв. до н.э. Искусство вазописи архаической эпохи. 5 Формы подведения итогов Беседа, тестирование. Беседа, тестирование, подготовка сообщений Раздел 3.  Греческая  классика.   Раздел 4.  Эллинистическое  искусство. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Часть 2. Искусство  этрусков и древнего  Рима.   Раздел 1. Искусство  этрусков. 17. 18. 19. 20. 21. 22. Раздел 2. Искусство  Рима эпохи  Республики.   по Олимпийские игры. Прогулка афинскому Акрополю. Искусство скульптуры 5­4 вв. до н.э. Рождение греческого театра. Музыкальное искусство. Расцвет   античной философии. Греческая скульптура в период   поздней античности.   Декоративные изделия эллинистического периода. –   Греция «Колыбель европейской цивилизации». Вводное занятие.   «Загадочный   народ»     «Искусство   для вечности» Республиканская архитектура – воплощение   силы города государства. Быт   народа. Искусство Помпей. Римская мифология   и   её отражение в искусстве римского   6 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 Семинар  экскурсия Лекция Беседа Лекция Лекция Лекция Лекция Обсуждение  Лекция Лекция Лекция Лекция Семинар  Лекция Беседа  Беседа, тестирование, подготовка сообщений, чтение текстов Тестирование, подготовка  сообщений Беседа, тестирование Беседа, тестирование, подготовка сообщений, чтение текстов, подготовка проектов 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. форумах   и   Древнего Рима. На Древнего Рима. Театральное музыкальное искусство. Искусство скульптурного портрета. Раздел 3. Искусство  Рима эпохи Империи и поздней античности. Архитектура императорского Рима. Колизей. Жестокая особенность культурной   жизни римлян.     «Новая   религия» и   ее   отражение   в искусстве   эпохи императора Константина.   Место   и   роль римского наследия мировой художественной культуре. Итоговое занятие  в   Итого: Беседа, тестирование, подготовка сообщений, чтение 1 2 1 1 1 семинар Беседа  Беседа  Лекция  Семинар  1 Лекция 1 Беседа  Беседа, тест тест 1 34 Содержание занятий Часть 1. Искусство Древней Греции.  Раздел 1. Крито­микенская культура.  1. Вводное занятие. Мировоззрение и мировосприятие человека в античный период развития культуры. Истоки древнегреческой художественной культуры. 7 Понятие   о   художественно­исторической   эпохе,   стиле   и   направлении,   важнейшие закономерности   их   смены   и   развития   в   истории   человеческой   цивилизации.   Значение понятия «античный мир». Эгейское искусство как прелюдия греческой художественной культуры.  2. Дворцовое искусство Крита. Кносский дворец – выдающийся памятник мирового зодчества. Лабиринт и Минотавр –   миф   или   история.   Фрески   Кносского   дворца.   Излюбленные   сюжеты   торжественных церемоний   и   религиозных   процессий.   Игры   и   развлечения   детей,   театральные представления и Акробатические танцы. «Парижанка» и «Игры с быком» ­ прославленные шедевры фресковой живописи.  3. Микенская культура. Микенский   и   Тиринфский   дворцы­крепости.   «Львиные   ворота»   в   Микенах,   их внешний облик, использование «циклопической» кладки. Символические рельефные изображения. Тиринфский акрополь. Загадочное сходство находок Шлимана с повествованиями Гомера. Шахтные гробницы.  Раздел 2.Греческая архаика.  4. Религиозные представления греков.   Греческая мифология и её отражение в искусстве Древней Греции. Мифология как система   образов   и   представлений   о   жизни.   Глубина   художественного   обобщения важнейших   сторон   бытия.   Проблема   смысла   жизни,   идеалы   красоты,   добра,   борьбы   и подвига,   любви   и   страдания.   Диалог   героев   мифологии   с   человеком   нового   времени. Пантеон греческих богов.  5. Архитектура и скульптура 8­6 вв. до н.э.         Архитектура   Древней   Греции   как   синтез   искусств.   Сложение   системы архитектурных ордеров. Дорический, ионический и коринфский стили. Куросы и коры периода   архаики.   Скульптурные   фигуры   «архаических   Апполонов»   как   воплощение 8 мужского   идеала.   Женские   фигуры   кор   –   воплощение   изысканности   и   утонченности. Оригинальность   причесок   отсутствие индивидуализации образов.   и   орнаментальных   узоров   одежды.   Повторяемость   поз,  6. Искусство вазописи архаической эпохи.      Формы античных ваз (кратер, килик, амфора, гидрия и др.) Амфора из Дипилона – древнейшее произведение искусства, её назначение. Понятие о «геометрическом» стиле. Чернофигурная и краснофигурная вазопись. Эксекий – крупнейший мастер чернофигурной керамики. Ваза с изображением Ахилла и Аякса, играющих в кости. Евфроний и Дурис – выдающиеся мастера краснофигурной вазописи.  7.Олимпийские игры.        Время и место проведения игр, их мифологическое основание. Организация и программа   Олимпийских   игр.   Награда   олимпиоников   (победителей   игр).   Значение Олимпийских игр для будущих поколений.  Раздел 3.  Греческая классика.  8. Прогулка по афинскому Акрополю.      Афины – столица греческой цивилизации, крупнейший политический и культурный центр   Эллады.   Особенности   композиции   Акрополя.   Пропилеи.   Внешний   облик   и назначение.   Храм   Ники   Аптерос.   Парфенон   –   главный   храм   Акрополя.   Скульптурные украшения, фризы, раскраска храма. Храм Эрехтейон – главное святилище Акрополя, его сложная  ассиметричная  планировка,  скульптуры  кариатид.  Театр  Диониса – место  для театральных   представлений   из   жизни   богов   и   людей.   Причины   разрушения  памятников Акрополя.  9.  Искусство скульптуры 5­4 вв. до н.э.      Знаменитые скульпторы греческой классики. Скульптурные каноны Поликлета и Мирона. «Дорифор» Поликлета и «Дискобол» Мирона – гимн величию и духовной мощи Человека.   Скульптурные   творения  Скопаса   и   Праксителя.   Пракситель   –  вдохновенный певец     женской   красоты.   История   создания   Афродиты   Книдской.   Лисипп   и   Леохар   – мастера   поздней   классики.   Голова   Александра   Македонского   –   вершина   творчества Лисиппа. 9 10.  Рождение греческого театра.      Выдающиеся трагики и комедиографы греческого театра. Эсхил – «отец греческой трагедии». Основные произведения драматурга. Трагедии Софокла и их отличительные особенности. «Философ» на сцене – Еврипид, огромное творческое наследие драматурга. Новаторство   в   области   драматургической   и   театральной   техники.   Развитие   жанра реалистической бытовой комедии. Распространение мим. 11. Музыкальное искусство.      Греческие мифы о рождении музыки. Особое значение музыки в жизни общества. Аэды   и   рапсоды   –   странствующие   певцы­сказители   эпических   преданий.   Хоровая   и сольная,   гражданская   и   военная   лирика   –   основа   для   создания   военных   произведений. Популярные музыкальные инструменты (формингс, лира, кифара, флейта Пана и авлос). Теоретические школы музыкального искусства (гармоники и каноники).  12.  Расцвет античной философии.       Сократ, Платон и Аристотель – великие философы 5­4 вв до н.э. Учение Сократа. Самопознание как путь к постижению истинного блага. Платон – основатель Академии. Учение   об   идеях   и   познании.   Знаменитые   сочинения   Платона.   Учение   Аристотеля. Центральный   принцип   его   этики   –   разумное   поведение,   умеренность   (метриопатия). Эпикурейство и стоицизм – выдающиеся греческие философские школы. Раздел 4. Эллинистическое искусство.  13.  Греческая скульптура в период поздней античности.            Значение  понятия  «эллинизм».   Главная   тенденция  скульптурного  искусства эллинистического   периода   –   отход   от   обобщенного   человеческого   типа   к   пониманию человека   как   существа   индивидуального.   Интерес   к   психологии   человека.«Портрет философа»,   его   психологическое   истолкование.   Афродита   Мелосская   и   Ника Самофракийская   –   синтез   высших   достижений   античной   пластики.   Статуя   Афродиты Мелосской   –   «мраморная   загадка»,   загаданная   нам   античностью,   как   символ   далекой Эллады. Скульптурная группа «Лакоон». Пессимистичная трактовка сюжета.  14.  Декоративные изделия эллинистического периода. 10 Широкое распространение декоративных изделий. Искусство глиптики (резьбы по камню).   Камея   Гонзага   –   образец   резьбы   по   трехслойному   сардониксу,   создающая красочные и светотеневые эффекты. Создание многослойного рельефа.  15. Греция – «Колыбель европейской цивилизации».       1.Греческая архитектура – образец гармонии и красоты для будущих поколений.       а) Три ордера греческой архитектуры и их пластическое различие.       б) Ансамбль Акрополя – памятник «золотого века» античной культуры.           2.Воплощение   идеала   в   скульптурных   произведениях   греческих мастеров(   Мирона,   Поликлета,Скопаса,   Лисиппа)   и   их   значение   для   европейской   художественной культуры.  Часть 2. Искусство этрусков и древнего Рима.  Раздел 1. Искусство этрусков.  16. Вводное занятие.      Влияние культуры покоренных народов на мировоззрение и художественное   творчество   римлян.   Греция   и   Этрурия   –   окружение   Рима.   Этрусская проблема. Загадка появления этрусков. Значение их культуры, её влияние на культуру Древнего Рима.  17. «Загадочный народ»            Знакомство с искусством этрусков. Некрополи – средоточия потусторонней жизни. Культ мертвых. Археологические открытия 19 века. Дорогие вещи из гробницы Реголини­Галасси в Черветери – свидетели роскоши этрусской аристократии. Культовое значение   геометрической   формы   гробниц.   Ложный   свод.   Понятие   о   «мировой   оси»   и «мировой   горе»,   их   воплощение   в   своеобразной   конструкции   гробниц.   Особенность этрусских храмов.  18. «Искусство для вечности»             Глубокая   архаичность   мировоззрения   этрусков.   Этрусские   канопы   как беспрецендентное явление в античном искусстве. Знаменитые канопы. «Очеловечивание» сосудов.   Соединение   архаичного   и   нового   в   росписях   этрусских   гробниц.   Расписные глиняные саркофаги как воплощение оптимизма, надежды и веры этрусков (саркофаг с 11 изображением супружеской четы из Черветери).Воцарение пессимизма в искусстве 3 в. до н.э. Расцвет портретного искусства. Отражение границ эпох и народов в скульптуре Авла Метелла.  Раздел 2. Искусство Рима эпохи Республики.  19. Республиканская архитектура – воплощение силы города государства.     Утилитарные   формы   римского   искусства   4   в.   до   н.э.   Водопроводы­акведуки, каменные мосты и дороги – вершина инженерных сооружений. Мост Фабриция в Риме. Творческий замысел сооружения. Развитие конструктивного начала в творческом гении римлян. Создание монолитно­балочной системы. Храм Сивиллы в Тиволи (нач.1 в.до н.э.) Греческий ордер в римской архитектуре. Создание композитного ордера. 20. Быт римского народа.            Распорядок дня, особенности римской трапезы, основные элементы одежды римлян, обувь, украшения римлянок («Женский мир»).Похоронный ритуал. 21. Искусство Помпей. Знакомство с искусством Помпей. Архитектурные постройки города – термы, театр, амфитеатр, жилые дома. Воспроизведение образа этрусского жилища в доме Альбуция Цельса. Перистильные дворики Помпей. Богатый мир образов поэзии, религии и мифов в знаменитых помпейских фресках. Стили помпейской живописи. Художественный анализ стенной росписи виллы Мистерий. Отход от греческого канона в росписи дома.  22. Римская мифология и её отражение в искусстве Древнего Рима. Основные   стадии   и   формы   мира   религиозных   образов.   Земледельческие   культы обожествления   природы,   культы   предков   и   другие   магические   ритуалы   –   древнейшие религиозные   представления   римлян.   Римский   пантеон.   Значения   термина   «триада». Почитание   душ   предков.   Практический   принцип   общения   с   божествами.   Политическая власть римского жречества.  23.. На форумах Древнего Рима. Форум – молчаливый свидетель былого великолепия «вечного города», центр деловой и общественной жизни. Форум (лат. forum – площадь, место суда). Сплав государственных 12 дел, религии и быта в Республиканском Риме. Причины ассиметричной планировки главной площади.   Чувство   величия   мира   в   архитектуре   Табулария.   Священная   дорога,   храмы, посвященные   богам   и   обожествленным   людям.   (Храм   Весты,   Юлия   Цезаря,   Сатурна). Колонна Трояна – величественный памятник, призванный прославить мощь государства и императора. Военные походы в рельефных изображениях.  24. Театральное и музыкальное искусство. Грандиозность театральных представлений. Роль актера в жизни римского общества. Крупнейшие римские комедиографы. Плавт (250­184 до н. э.) и Теренций (190­159 до н. э.). комедии   нравов.   Греческое   влияние   и   проникновение   музыки   Востока   –   причина возникновения   разностильного   сплава   музыки.   Основное   назначение   музыки   в   Риме. Популярность   музыкальных   состязаний   поэтов,   певцов   и   кифарезов.   Возникновение различных музыкальных жанров. Гидравлосы – водяные органы как наиболее популярные музыкальные инструменты. Роль духовных оркестров, сопровождающих военное походы римлян. Раздел 3. Искусство Рима эпохи Империи и поздней античности.  25.  Искусство скульптурного портрета. Римский   скульптурный   портрет   –   одно   из   главных   завоеваний   римской художественной   культуры.   История   создания   и   эволюция   римского   скульптурного портрета. Портреты­маски умерших, их ритуальный и культовый смысл. Реалистичность скульптурного   портрета   –   отличительная   черта   римского   искусства.   Скульптурные портреты   простых   граждан   Рима.   Портрет   старого   Патриция   –   идеал   гражданина, республиканца. Образ Цезаря – образ нового человека, гражданина Рима. Статуя Августа из Прима – ключ к пониманию всего искусства эпохи принципата. Портретное сходство, сложность   соотношений   между   физическим   и   духовным   миром   человека.   Женские портреты. Портрет римлянки с высокой прической. Эпоха «солдатских императоров» в скульптурном портрете. 26.  Архитектура императорского Рима. Гробница Цецилии Метелы в Риме – свидетель (духовных) связей духовных традиций римлян с этрусками. Пантеон – «храм всех богов». Грандиозность купольного перекрытия. Основные   элементы,   определяющие   облик   храма.   Золотой   дом   Нерона   в   Риме. 13 Несоответствие конструкции и декора как отражение проблемы несовпадения видимости и сути. Вилла Адриана в Тибуре – всемирный музей чудес. Термы – неотъемлемая часть городской жизни, место отдыха и развлечений. Термы императора Каракаллы.  27.  Колизей. Жестокая особенность культурной жизни римлян. Предназначение амфитеатров. Состязания гладиаторов в Колизее – единственная в истории драма жизни в «театре мира». Внешний архитектурный облик Колизея (четыре яруса   сводчатых   арок,   пилястры,   колонны   трех   ордеров,   скульптурные   украшения). Организация   внутреннего   пространства   амфитеатра,   его   величие   и   грандиозность масштабов. Дальнейшая историческая судьба Колизея.  28.  «Новая религия» и ее отражение в искусстве эпохи императора Константина. Христианство – новая официальная религия Рима. Язык символов в христианском искусстве.   Особенности   архитектурных   сооружений   в   период   правления   Константина. Арка   Константина   в   Риме.   «Мертвенный»   рельеф   арки.   «Вставки»   из   сооружений императоров 2 века н. э. Базилика Максенция как символ величия божественной власти на земле. Скульптурный портрет императора Константина.  29. Место и роль римского наследия в мировой художественной культуре.        1.Понятие об идеале.        2.Сравнительный анализ римского портрета и портретного искусства художников Высокого   Возрождения   (на   примере   портретов   Пьеро   Дела   Франческа,   Тициана   и Пинтуриккьо).               3.Значение   грандиозных   инженерных   сооружений   римлян   для   будущих поколений.    14 Информационное обеспечение Литература для учителя 1.    Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.М. и др. История Древнего мира. Древний Рим. Харвеен, 2000. 2.    Гнедич П.П. История искусств. Античность. Древняя Греция и Рим. М., 2005. 3.    Дмитриева Н.А., Акимова Л.И. Античное искусство. М.,1988. 1988 4.    Кравченко А.И. Культурология. М., 1991. 5.    Мифологический словарь. М., 1991. 6.    Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве. М., 1979. 7.    Сансоне В. Камни, которые надо спасти. М.,1986. 8.    Словарь античности. М., 1989. 9.    Читова А.П., Конькова, Давыдова Л.И. Античные мастера. Л., 1986   Литература для учащихся 1.Гнедич П.П. История искусств. Античность. Древняя Греция и Рим. 2.Дмитриева Н.А, Акимова Л.И. Античное искусство. М., 1988.   3. Мифологический словарь. М., 1991.              15

Программа элективного курса по МХК "Загадки античности"

Программа элективного курса по МХК "Загадки античности"

Программа элективного курса по МХК "Загадки античности"

Программа элективного курса по МХК "Загадки античности"

Программа элективного курса по МХК "Загадки античности"

Программа элективного курса по МХК "Загадки античности"

Программа элективного курса по МХК "Загадки античности"

Программа элективного курса по МХК "Загадки античности"

Программа элективного курса по МХК "Загадки античности"

Программа элективного курса по МХК "Загадки античности"

Программа элективного курса по МХК "Загадки античности"

Программа элективного курса по МХК "Загадки античности"

Программа элективного курса по МХК "Загадки античности"

Программа элективного курса по МХК "Загадки античности"

Программа элективного курса по МХК "Загадки античности"

Программа элективного курса по МХК "Загадки античности"

Программа элективного курса по МХК "Загадки античности"

Программа элективного курса по МХК "Загадки античности"

Программа элективного курса по МХК "Загадки античности"

Программа элективного курса по МХК "Загадки античности"

Программа элективного курса по МХК "Загадки античности"

Программа элективного курса по МХК "Загадки античности"

Программа элективного курса по МХК "Загадки античности"

Программа элективного курса по МХК "Загадки античности"

Программа элективного курса по МХК "Загадки античности"

Программа элективного курса по МХК "Загадки античности"

Программа элективного курса по МХК "Загадки античности"

Программа элективного курса по МХК "Загадки античности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2017