Программа элективного курса <<Русский национальный характер в фольклоре , живописи и литературе>>
Оценка 4.9

Программа элективного курса <<Русский национальный характер в фольклоре , живописи и литературе>>

Оценка 4.9
Разработки курсов +1
docx
Междисциплинарный 4
7 кл—8 кл
03.05.2018
Программа элективного курса <<Русский национальный характер  в фольклоре , живописи и литературе>>
Основной целью элективного курса для учащихся 7-х классов <<Русский национальный характер в фольклоре , живописи и литературе>> является : -расширение и углубление жизненного и художественного опыта учащихся; -приобщение к осознанию или нравственные основ русского национального характера, воспитание подлинного чувства уважения к таланту и мастерству русского народа ; -обогащение духовного мира школьников идеалами красоты и совершенства, добра и человечности. Названой целью определяются задачи курса: 1. Показать школьникам все многообразие культурной жизни нации в определенной системе, в развитие от простого к сложному. 2. Раскрыть перед ними своеобразие национального характера русского народа, процесс непрерывного совершенствование его высоких этических и эстетических идеалов. 3. Вызвать у учащихся чувство удивление, восхищение талантом, мастерством народа, желание узнать ещё больше и лучше, т.е. дать стимул к самообразованию воспитанию. 4. Формировать устойчивый интерес к своему народу, его истории, материальной и духовной культуре как главное условие национального возрождение.Считаю, что спецкурс может явиться существенным началом для дальнейшего глубокого познание русского национального характера в старших классах при изучении крупных произведений русских классиков и современных писателей. Программа состоит из восьми разделов, каждый из которых поэтапно раскрывает суть русского характера, начиная с истории славянских племен, его становление в семейно-бытовых обрядах и обрядовом фольклоре.
электив 7клсс.docx
о Министерство образования и науки РБ Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 57 г. Улан­Удэ имени А. Цыденжапова» Программа элективного курса  <<Русский национальный характер  в фольклоре , живописи и литературе>> Составила: Харнутова Аксана Александровна, учитель русского языка и литературы г.Улан­Удэ о 2016г  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основной   целью   элективного   курса   для   учащихся   7­х   классов   <<Русский национальный характер  в фольклоре , живописи и литературе>> является :  ­расширение и углубление жизненного и художественного опыта учащихся; ­приобщение к осознанию или нравственные основ русского национального характера, воспитание подлинного чувства уважения к таланту и мастерству русского народа ;  ­обогащение духовного мира школьников идеалами красоты и совершенства, добра и человечности. Названой целью определяются задачи курса: 1. Показать   школьникам   все   многообразие   культурной   жизни   нации   в определенной системе, в развитие от простого к сложному. 2. Раскрыть   перед   ними   своеобразие   национального   характера   русского народа,   процесс   непрерывного   совершенствование   его   высоких этических и эстетических идеалов. 3. Вызвать   у   учащихся   чувство   удивление,   восхищение   талантом, мастерством   народа,   желание   узнать   ещё   больше   и   лучше,   т.е.   дать стимул к самообразованию воспитанию. 4. Формировать   устойчивый   интерес   к   своему   народу,   его   истории, материальной и духовной культуре как главное условие национального возрождение. В   результате   изучение   предмета   у   учащихся   должно   сложиться целостное представление о русском национальном характере, культуре русского народа, её богатстве и разнообразии, красоте и благородстве. Считаю,   что   спецкурс   может   явиться   существенным   началом   для дальнейшего глубокого познание русского национального характера в старших   классах   при   изучении   крупных   произведений   русских классиков и современных писателей. Программа состоит из восьми разделов, каждый из которых поэтапно раскрывает   суть   русского   характера,   начиная   с   истории   славянских племен,   его   становление   в   семейно­бытовых   обрядах   и   обрядовом фольклоре.   Программа   дает   возможности   обратиться   к   высшим духовным   ценностям   русского   народа,   русскому   фольклору, о изобразительному искусству, классическим  произведениям литературы (не   включенным   в   учебный   план,   но   дополняющих   курс   изучения предмета), помогая глубже развить интерес к своему народу. Программа рассчитана на 34 часа (один урок в неделю). Сюда включены часы и на развитие речи, посещение музея, защиту рефератов. На уроках можно   использовать   рассматривание   картинок,   иллюстраций, прослушивание   фонозаписей,   разучивание   песен   с   использованием методов совместно­ разделенной деятельности, поиска, эвристической беседы,   всевозможного   творчества   с   преобладанием   групповой   и индивидуальной работы. о  Введение. I.            Предмет   и   задачи   курса   .   Быть   русским­   что   для   этого   надо? Православность   –   непременное   качество   всего   русского   в   его историческом   развитии.   «Народ   святорусский»­   излюбленное выражение былинных сказителей. Русская   соборность   как   сознание   духовной   общности   народа. Державность   и   державное   сознание.   Открытость,   «всечеловечность» русского характера. Литература: 1. Ф.М.Достоевский. «Русский народ­ богоносец». 2. 3. 4. 5. Д.С.Лихачев. «Записки о русском», М.: Сов. Россия, 1984г. 6. В.Белов. Лад: Очерк о народной эстетике. М.: 1982.г  Л.Н.Толстой . «Русский народ­ святой»  Н.А. Бердяев. «Русская идея есть идея царства божьего»   Собеседник православных христиан, № 1, 1993г. II.   «Откуда есть пошла русская земля» Славянские   племена   в   древности,   их   расселение.   Древние   русские города. Другие племена, составившие государство Российские. Внешних облик,   черты   характера,   верования   древних   славян.   принятие христианства на Руси. Роль христианства в истории России, в развитии материальной и духовной культуры народа. Литература: 1. Н.М.Карамзин. «История государства Российского» 2. Н.М.Карамзин. «Предания веков», М,: 1988, т.1, гл. 1­3. 3. А.Н.Афанасьев.»Живая вода и вещие слова». М,, 1981г. 4. Б.А.Рыбаков.»Язычество древних славян», М, 1981г. 5. А.Н.Афанасьев»Древо Жизни», М, 1982г. 6. А.В.Муравьев, А.М.Сахаров. Очерки истории русской культуры IX­ XVIII веков: Книга для учителя. просвещение, 1984г. III.   Становление   русского   характера   в   семейно­   бытовых   обрядах   т обрядовом фольклоре. Жизненный   круг   человека   о   его   рождения   до   смерти.   Мудрость народной   философии­   осознание   цельности   человеческой   жизни. Стремление сохранить, укрепить нравственные устои семьи, прочность брачных   связей.   Авторитет   главы   семьи­   важное   условие   её о существование. Любовь и согласие в доме­ залог счастья, достатка. Роль , место каждого члена сеьи. Литература: 1. Сказания   русского   народа   ,   СОБР.   И.П.   Сахаровым:     Народное чернокнижие, игры, загадки, присловья, притчи и др.,  2. Обрядовая поэзия , М, :Современник, 1989г. 3. Ю.Т.Круглов. «Русские обрядовые песни», М., 1982г. 4. В. Белов. Лад: Очерки о народной эстетике. М., 1982г. 5. П. Еремеев. Обиход (былички), М., 1982г. 6. Н.Н.Костанян. Курс народной словесности.  из журнала «Литература в школе», №2., 1990г.   IV. “Зеркало духа народа»­ русская народная песня. Гражданственность, человечность русского характра в народной песне. Виды песен. Литература: 1. Обрядовая поэзия , М., Современник, 1989г 2. Живая вода. Сост. В.П. Аникин, М.,: Детская литература, 1977г. 3. В.П. Аникин, Ю.Т.Круглов. Русское  народное  поэтическое творчество. М., Молодая гвардия, 1970г. 4. Ю.Т.Круглов. Русские обрядовые песни. М., 1982г. 5. К. Чистов. Причитания. Л., 1960г. 6. Русские народные песни. Сост. А.Н.Розов. М., 1988г. 7. Русская историческая песня. Сост А.И. Емельянов. М., : Сов. писатель, 1090г. V.   Русские   народные   сказки   и   легенды.   Их   связь   с   христианским   миро   с библейскими сюжетами. Сочетание языческого и христианского  . Духовные стихи(песни).   Мораль   легенд,  стихов,   былин,   призывающая   к   благочестию, высокой нравственности, духовности. Литература: 1. Д.С.Лихачев. Заметки о русском. М., Сов . Россия, 1984г. 2. мифологический словарь. М., Сов. энциклопедия, 1991г 3. В.П.Аникин. Русский фольклор. М., 1987г. 4. А.Н.Афанасьев. Народные русские легенды. Новосибирск, 1990г о 5. Стихи духовные. Сост. Ф. Селиванов. М., Сов. Россия., 1990г. 6. Русская сатирическая сказка. Сост. Д.Молдавский .Л., Художественная литература., 1979г. 7. Н.Е.   Костанян.   Курс   народной   словесности.   Статья   из   журнала «Литература в школе»., №3. 1990г. VI. Былины. Былина­ великое древнее искусство народа, выражение   его исторического сознания и памяти, высоких общественных и нравственно­ этических идеалов. Отражение исторической действительности в образах реальных, жизненных, но обогащенных фантастическим вымыслом. Периодизация  былин в связи с историческим развитием государственности на Руси. Типы былинных героев: ­древнейшие   былинные   образцы,   старинные   богатыри:   Святогор,   Волх Всеславович, Михайло Потык и др.; ­ главные герои русского эпоса: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович;   ­богатыри   героического   цикла:   Суровен   Суздалец,   Василиц   Игнатьевич, братья Дородовичи, Калина­ богатырь, Авдотья – рязаночка и др.; богатыри киевского цикла: Дунай, Ставр Годинович, Глеб Володьевич и др.; богатыри новгородского цикла: Садко, Василий Буслаев. Назначение былин­ прославление необыкновенных  людей и величественных событий   истории,   изображение   русской   земли,   её   просторов,   восхваление силы, героической борьбы против иноземных завоевателей. Значение былин в становлении национального самосознания русского народа. Торжественность, высокая   патетика   былинных   песнопений.   Былинные   герои   на   полотнах русских   художников,   в   русской   музыке.   Удаль   ,   сила,   мужество   русских богатырей в картинах В.М. Васнецова. Литература: 1 А.В.Муравьев., А.М. Сахаров . Очерки истории русской культуры  IX­ XVIIIвеков: Книга для учителя.: Просвещение, 1984г. о 2 В.П.Аникин . Русский фольклор..М., 1987г. 3 Былины. Сост. В.И.Калугин., М.: Современник, 1986г. 4 Н.Н.Костанян.   Курс   народной   словесности.   Статья   из   журнала «Литература в школе». №3, 1990г. VII .   Внутренний мир русского человека в портретной живописи. Русская   иконопись.   Обобщенный   образ   русского   человека:   князя­ властелина,   мудреца   и   ученого,   «гений   трогательной   любви»   в искусстве   Рублева.   Мысль   о   силе   любви   человеческой,   призыв   к самопожерствованию   ради   единства   и   счастья   Родины   в   иконе «Троица».   Образ   человека   простого   и   мужественного,   смелого   и решительного   в   «Портрете   Напольного   гетмана»   М.М.   Никитина. Внутреннее достоинство, обаяние сильной и смелой личности. Идеал   народной   красоты   в   творчестве   И.П.   Никитина.   Внутреннее достоинство, обаяние сильной и смелой личности. Идеал   народной   красоты   в   творчестве   И.П.   Аргунова.   Моральная чистота,   строгость   форм,   обаяние   образа   в   «Портрете     неизвестной крестьянки   в   русском   наряде».   Поэтизация   русского   человека, утверждение   его   высого   достоинства,   душевного   благородства, идеализация труда и быта крестьян в творчестве А.Г. Венецианова «На пашне. Весна», «На жатве. лето», «Весна.», «Гумно». Одухотворенность крестьянских портретов Ф.А. Малявина. Пытливый ум, смышленость, живость характеров крестьянской детворы в картинах Н.П. Богданова­ Бельского «У дверей школы.», «Устный счет», «У больного учителя», «Сочинение». Творчество В И Сурикова . Народ , его душевые силы в картине «Утро стрелецкой   казни».   Психологическая   выразительность   сильного   , несломленного   бунтаря­   стрельца.   Стойкость   народного   духа,   его упорство и мужество в картине «Боярыня Морозова». Страстность, вдохновенный порыв, внутренняя сила образа Морозовой­ героини­ мученицы а правое дело. Чарующая душевная красота женских образов. Духовная сила образа юродивого. Сила могучих характеров, не подавленная   тяжким   трудом,   в   картинах   «Бурлаки   на   Волге». Разносторонняя и глубокая характеристика действующих лиц. Литература для учителя: 1 . Русское искусство : Очерки о жизни и творчестве художников  XVIII века, М., 1952г. о 2. Очерки по истории русского портрета, конца XIX – начало  XX века. М., 1964г. 3. И.В.Долгополов. Певцы Родины. М., 1981г. 4. А.Н. Савинов . Венецианов. М., 1955г. 5. О.А. Лековская. И.Е. Репин. М., 1962г. 6. О.М. Губеровская. В гостях у картин. Л., 1973г. 7. А.Б.Иванов. Рассказы о русских художниках. М., 1988г. 8. В.Н. Стасевич. Искусство портрета: Пособие для учителя. М., 1972г. Литература для учащихся: 1. Детская энциклопедия. М., 1977г., т.2. 2. Популярная   художественная   энциклопедия.   Архитектура. Живопись.   Скульптура.   графика.   Декоративное   искусство.   М., 1986г., т. 12. 3. С веком наравне: Рассказы о картинах. М., 1989г., т. 1. 4. Беседы о русских художниках. М., 1988г. 5. В.В.Стасов. Избранные статьи о русских художниках. М., 1982г. 6. Э.В.Кузнецова. Исторический и батальный жанр. М., 1982г. 7. Г. Смирнов. Венецианов и его школа, альбом. Л., М., 1973г. VIII .  Интерес к человеческим типам из народа­ непреходящая особенность русской литературы. Талантливые люди, поэты в душе, умеющие тонко чувствовать прекрасное; «государственные   умы»   в   «Записках   охотника»   И.С.   Тургенева   (рассказы «Хорь и Калиныч»и «Певцы».). Жизнестойкость   русского   человека   в   творчестве   Н.  С.   Лескова(  «Левша», «Тупейный художник», «Очарованный странник»). М.Е Салтыков –Щедрин о русском крестьянине в сказках «Повесть о том, как   один   мужик   двух   генералов   прокормил»,   «Коняга»,   «Богатырь». Изображение   коренных   свойств   национального   духа   русского   крестьянина средствами художественной фантастики. высокие духовные качества русских солдат, героизм, не осознаваемый ими, их изумительная стойкость и выносливость в «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого. о Поиск   многообразных   проявлений   народного   характера   в   рассказах   В.М. Шукшина.   Проблема   заковыристого   русского   национального   характера   . Близость В.М.Шукшина к Ф.М.Достоевскому в разрешении этой проблемы (люди среды ; люди почвы; люди, связанные со всем миром). Тип   «чудика»   в   рассказах   Шукшина   «Чудик»,   «Мой   зять   украл   машину дров!», «Классный водитель», «Коленчатые валы», «Микроскоп», «Сапожки». Русский   национальный   характер   нашего   времени.   Последствия революционных   преобразований   в   характере   русского   человека.   Рассказы «Наказ», «Обида», «Крепкий мужик». Связь русского человека со всем миром в рассказах «Алеша Бесконвойный», «Солнце, старик и девушка».

Программа элективного курса <<Русский национальный характер в фольклоре , живописи и литературе>>

Программа элективного курса <<Русский национальный характер  в фольклоре , живописи и литературе>>

Программа элективного курса <<Русский национальный характер в фольклоре , живописи и литературе>>

Программа элективного курса <<Русский национальный характер  в фольклоре , живописи и литературе>>

Программа элективного курса <<Русский национальный характер в фольклоре , живописи и литературе>>

Программа элективного курса <<Русский национальный характер  в фольклоре , живописи и литературе>>

Программа элективного курса <<Русский национальный характер в фольклоре , живописи и литературе>>

Программа элективного курса <<Русский национальный характер  в фольклоре , живописи и литературе>>

Программа элективного курса <<Русский национальный характер в фольклоре , живописи и литературе>>

Программа элективного курса <<Русский национальный характер  в фольклоре , живописи и литературе>>

Программа элективного курса <<Русский национальный характер в фольклоре , живописи и литературе>>

Программа элективного курса <<Русский национальный характер  в фольклоре , живописи и литературе>>

Программа элективного курса <<Русский национальный характер в фольклоре , живописи и литературе>>

Программа элективного курса <<Русский национальный характер  в фольклоре , живописи и литературе>>

Программа элективного курса <<Русский национальный характер в фольклоре , живописи и литературе>>

Программа элективного курса <<Русский национальный характер  в фольклоре , живописи и литературе>>

Программа элективного курса <<Русский национальный характер в фольклоре , живописи и литературе>>

Программа элективного курса <<Русский национальный характер  в фольклоре , живописи и литературе>>
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2018