С января 2012 года школа имеет статус Казачьей кадетской и в связи с внедрением казачьего компонента разработка факультатива обоснована основной направленностью школы . В школе также появились новые предметы и факультативы, отражающие культуру, самобытность и традиции казачества. В дополнительном образовании учащиеся также приобщаются к народному творчеству, особенно, к культуре Забайкальского казачества.На занятиях факультатива учащиеся знакомятся с историей Забайкальского казачества, традициями и обрядами, песнями и танцами, что позволяет учащимся лучше понять и оценить традиционную культуру казачества.
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Казачья школа
с. Знаменка
факультатива
для 68 классовСоставила: учитель музыки
Трушина Светлана Юрьевна
Пояснительная записка
В настоящее время появились позитивные тенденции возрождения и
сохранения народных традиций, традиций казачества: создаются и внедряются
в жизнь культурные и образовательные программы, основанные на
национальных традициях, разрабатываются и реализуются планы возрождения
народной культуры.
Воспитание учащихся на традициях русской культуры – одно из главных
направлений обновления содержания педагогического процесса. Народное
творчество не только неиссякаемый источник мудрости и красоты, но и
неоценимое средство воспитания, приобщения современных подростков к
сокровищам устной художественной, прикладной фольклорной культуры.
Интерес к народному творчеству, в том числе и к праздникам наших предков,
возник в связи с изменениями социального строя в нашей стране, т.к. многое
было утрачено. Появилась необходимость изучения народного творчества –
это проявляется в возрождении старинных праздников и обрядов, увеличение
количества специализированной литературы по народному творчеству,
появлении на телевидении и радио специальных передач по фольклору и
этнографии, введении элементов народноприкладного творчества на уроках
трудового обучения в школах, появление учебных видеоматериалов.
Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство
национальной гордости не возникает у людей сами по себе. С самого раннего
возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этомнадо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, на
которой родился и рос. В наши дни высказывание академика Д.С.Лихачева
«Любовь к родному краю, знание его истории основа, на которой только и
может осуществляться рост духовной культуры всего общества» приобретает
актуальное значение.
На протяжении веков культура казачества Забайкалья являла собой образец
традиций и устоев, вобравший в себя лучшие черты культуры разных народов
Сибири. Неимоверно трудный быт казаковземледельцев сочетался с суровой
защитой рубежей отечества, и нашел отражение в богатом по содержанию
казачьем фольклоре. Возрождение культуры, традиционных устоев и
народного творчества казаков является основой для будущей жизни такого
феномена как казачество.
Казачество – это обособленная этнокультурная группа, сложившаяся на
протяжении XVII – XVIII вв. в приграничных областях Российского
государства. Привилегированное положение военного сословия, особенности
жизненного уклада, соединение в казачьей среде народной культуры разных
национальностей – позволило казачьей культуре стать поистине уникальным
явлением.
На занятиях факультатива учащиеся знакомятся с историей Забайкальского
казачества, традициями и обрядами, песнями и танцами, что позволяет
учащимся лучше понять и оценить традиционную культуру казачества.
Программа включает в себя:
исторические сведения о возникновении и развитии казачества как
культурноэтнической общности с момента первых упоминаний в документах
и по сегодняшний день;
роль казачества в становлении, укреплении и защите Российского
государства; знакомство с традиционными промыслами казаков и способами ведения
хозяйства;
народное художественное и песенное творчество казачества.
Культурологический
аспект
предполагает изучение народного
быта, традиций, литературных произведений о
творчества
казачестве и произведений, написанных казаками. Этот аспект несет не только
казаков,
знания и умения, но и формирует убеждения, определяет качества личности,
направленность жизненных интересов.
Нравственный
аспект
предполагает,
знакомство с моралью,
нравственностью, этикой казаков при всей их самоценности заставляет
задуматься учащихся над коренными вопросами бытия.
Факультатив не только информирует учащихся, но и в определенной мере
способствует формированию направленности жизненных интересов на всю
послешкольную жизнь.
Цель факультатива «Духовная культура казаков»:
Формирование духовно богатой личности через знакомство с историей,
традициями и культурой казаков, в том числе Забайкальского казачества.
Задачи факультатива.
1. Активизировать учащихся к работе по изучению культуры казачества.
2. Развивать понимание учащимися своей ответственности за настоящее и
будущее своей малой Родины.
3. Прививать интерес к культуре, традициям казачества.
4. Воспитывать уважение к традициям казаков.
Реализовать цели и задачи помогут различные виды деятельности:
творческие задания;
работа с различными источниками информации (книги, журналы, газеты,
Интернет и т.д.;
разучивание и исполнение народных песен; проведение казачьих праздников и обрядов;
лекции учителя;
практические занятия;
просмотр видеозаписей казачьей направленности.
Планируемый результат:
Более углублённое знакомство учащихся с традициями и обычаями
забайкальского казачества;
Возрождение традиций предков;
Участие детей в проведении народных праздников
Тематический план
Тема занятия
Количество часов
1.Происхождение казачества.
2. Создание Забайкальского войска.
Теория Практика
1
1
Казаки Забайкалья.
3. Возрождение Забайкальского казачества.
4. Казачий фольклор как форма сохранения традиций
казачьей культуры.
5 Роль фольклорных казачьих ансамблей в сохранении и
возрождении культуры казаков.
6. Заповеди казаков.
7. Казачья символика и казачьи знаки.
1
1
1
1
1
1
1
1
8. Ансамбль «Забайкальские узоры», «Забайкальские
казаки», и др. Песни Забайкальских казаков.
9. Казачьи пляски
3
1
1
110. Военные песни по старшинству и периодам развития
забайкальского казачьего войска
11. Песни бытовые казачьи
1
1
1
12. Песни плясовые, хороводные и святочные
1
1
13. Казаки в быту. Казачья хата.
1
1
14. Обзор свадебных обрядов.
1
1
15. Свадебные обряды и песни казаков Забайкалья.
1
1
16. Праздники и посиделки.
17. Игры и забавы казаков.
1
1
2
18. Песенно поэтическое творчество Нерчинского
района
19. Круглый стол.
Выполнение итоговой работы. Изготовление буклета.
20. Защита итоговой работы.
1
1
1
35 час.
Литература.
1. А.В. Терещенко. История культуры русского народа. Москва, ЭКСМО,
2008
2. В.С. Левашова. Сборник песен Забайкальского казачьего войска Изд. 2е,
доп. Чита: Экспресс издательство, 2009
3. Карпов М.М, Филатченко И.А., Вопросы традиционной культуры, вып. 2.4. Казачество: Духовная культура. Чита, 2009.
5. Казачий вестник Забайкалья 2000. № 4.
6. Видео и аудиотека.
7.
Интернетресуры.