Программа факультатива "Духовная культура казаков"
Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
искусство +1
Взрослым
18.02.2018
С января 2012 года школа имеет статус Казачьей кадетской и в связи с внедрением казачьего компонента разработка факультатива обоснована основной направленностью школы . В школе также появились новые предметы и факультативы, отражающие культуру, самобытность и традиции казачества. В дополнительном образовании учащиеся также приобщаются к народному творчеству, особенно, к культуре Забайкальского казачества.На занятиях факультатива учащиеся знакомятся с историей Забайкальского казачества, традициями и обрядами, песнями и танцами, что позволяет учащимся лучше понять и оценить традиционную культуру казачества.
attachment_1855777612.doc
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Казачья школа
с. Знаменка
факультатива
для 68 классов Составила: учитель музыки
Трушина Светлана Юрьевна
Пояснительная записка
В настоящее время появились позитивные тенденции возрождения и
сохранения народных традиций, традиций казачества: создаются и внедряются
в жизнь культурные и образовательные программы, основанные на
национальных традициях, разрабатываются и реализуются планы возрождения
народной культуры.
Воспитание учащихся на традициях русской культуры – одно из главных
направлений обновления содержания педагогического процесса. Народное
творчество не только неиссякаемый источник мудрости и красоты, но и
неоценимое средство воспитания, приобщения современных подростков к
сокровищам устной художественной, прикладной фольклорной культуры.
Интерес к народному творчеству, в том числе и к праздникам наших предков,
возник в связи с изменениями социального строя в нашей стране, т.к. многое
было утрачено. Появилась необходимость изучения народного творчества –
это проявляется в возрождении старинных праздников и обрядов, увеличение
количества специализированной литературы по народному творчеству,
появлении на телевидении и радио специальных передач по фольклору и
этнографии, введении элементов народноприкладного творчества на уроках
трудового обучения в школах, появление учебных видеоматериалов.
Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство
национальной гордости не возникает у людей сами по себе. С самого раннего
возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, на
которой родился и рос. В наши дни высказывание академика Д.С.Лихачева
«Любовь к родному краю, знание его истории основа, на которой только и
может осуществляться рост духовной культуры всего общества» приобретает
актуальное значение.
На протяжении веков культура казачества Забайкалья являла собой образец
традиций и устоев, вобравший в себя лучшие черты культуры разных народов
Сибири. Неимоверно трудный быт казаковземледельцев сочетался с суровой
защитой рубежей отечества, и нашел отражение в богатом по содержанию
казачьем фольклоре. Возрождение культуры, традиционных устоев и
народного творчества казаков является основой для будущей жизни такого
феномена как казачество.
Казачество – это обособленная этнокультурная группа, сложившаяся на
протяжении XVII – XVIII вв. в приграничных областях Российского
государства. Привилегированное положение военного сословия, особенности
жизненного уклада, соединение в казачьей среде народной культуры разных
национальностей – позволило казачьей культуре стать поистине уникальным
явлением.
На занятиях факультатива учащиеся знакомятся с историей Забайкальского
казачества, традициями и обрядами, песнями и танцами, что позволяет
учащимся лучше понять и оценить традиционную культуру казачества.
Программа включает в себя:
исторические сведения о возникновении и развитии казачества как
культурноэтнической общности с момента первых упоминаний в документах
и по сегодняшний день;
роль казачества в становлении, укреплении и защите Российского
государства; знакомство с традиционными промыслами казаков и способами ведения
хозяйства;
народное художественное и песенное творчество казачества.
Культурологический
аспект
предполагает изучение народного
быта, традиций, литературных произведений о
творчества
казачестве и произведений, написанных казаками. Этот аспект несет не только
казаков,
знания и умения, но и формирует убеждения, определяет качества личности,
направленность жизненных интересов.
Нравственный
аспект
предполагает,
знакомство с моралью,
нравственностью, этикой казаков при всей их самоценности заставляет
задуматься учащихся над коренными вопросами бытия.
Факультатив не только информирует учащихся, но и в определенной мере
способствует формированию направленности жизненных интересов на всю
послешкольную жизнь.
Цель факультатива «Духовная культура казаков»:
Формирование духовно богатой личности через знакомство с историей,
традициями и культурой казаков, в том числе Забайкальского казачества.
Задачи факультатива.
1. Активизировать учащихся к работе по изучению культуры казачества.
2. Развивать понимание учащимися своей ответственности за настоящее и
будущее своей малой Родины.
3. Прививать интерес к культуре, традициям казачества.
4. Воспитывать уважение к традициям казаков.
Реализовать цели и задачи помогут различные виды деятельности:
творческие задания;
работа с различными источниками информации (книги, журналы, газеты,
Интернет и т.д.;
разучивание и исполнение народных песен; проведение казачьих праздников и обрядов;
лекции учителя;
практические занятия;
просмотр видеозаписей казачьей направленности.
Планируемый результат:
Более углублённое знакомство учащихся с традициями и обычаями
забайкальского казачества;
Возрождение традиций предков;
Участие детей в проведении народных праздников
Тематический план
Тема занятия
Количество часов
1.Происхождение казачества.
2. Создание Забайкальского войска.
Теория Практика
1
1
Казаки Забайкалья.
3. Возрождение Забайкальского казачества.
4. Казачий фольклор как форма сохранения традиций
казачьей культуры.
5 Роль фольклорных казачьих ансамблей в сохранении и
возрождении культуры казаков.
6. Заповеди казаков.
7. Казачья символика и казачьи знаки.
1
1
1
1
1
1
1
1
8. Ансамбль «Забайкальские узоры», «Забайкальские
казаки», и др. Песни Забайкальских казаков.
9. Казачьи пляски
3
1
1
1 10. Военные песни по старшинству и периодам развития
забайкальского казачьего войска
11. Песни бытовые казачьи
1
1
1
12. Песни плясовые, хороводные и святочные
1
1
13. Казаки в быту. Казачья хата.
1
1
14. Обзор свадебных обрядов.
1
1
15. Свадебные обряды и песни казаков Забайкалья.
1
1
16. Праздники и посиделки.
17. Игры и забавы казаков.
1
1
2
18. Песенно поэтическое творчество Нерчинского
района
19. Круглый стол.
Выполнение итоговой работы. Изготовление буклета.
20. Защита итоговой работы.
1
1
1
35 час.
Литература.
1. А.В. Терещенко. История культуры русского народа. Москва, ЭКСМО,
2008
2. В.С. Левашова. Сборник песен Забайкальского казачьего войска Изд. 2е,
доп. Чита: Экспресс издательство, 2009
3. Карпов М.М, Филатченко И.А., Вопросы традиционной культуры, вып. 2. 4. Казачество: Духовная культура. Чита, 2009.
5. Казачий вестник Забайкалья 2000. № 4.
6. Видео и аудиотека.
7.
Интернетресуры.
Программа факультатива "Духовная культура казаков"
Программа факультатива "Духовная культура казаков"
Программа факультатива "Духовная культура казаков"
Программа факультатива "Духовная культура казаков"
Программа факультатива "Духовная культура казаков"
Программа факультатива "Духовная культура казаков"
Программа факультатива "Духовная культура казаков"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.