Программа факультатива "Духовная культура казаков"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 18.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

С января 2012 года школа имеет статус Казачьей кадетской и в связи с внедрением казачьего компонента разработка факультатива обоснована основной направленностью школы . В школе также появились новые предметы и факультативы, отражающие культуру, самобытность и традиции казачества. В дополнительном образовании учащиеся также приобщаются к народному творчеству, особенно, к культуре Забайкальского казачества.На занятиях факультатива учащиеся знакомятся с историей Забайкальского казачества, традициями и обрядами, песнями и танцами, что позволяет учащимся лучше понять и оценить традиционную культуру казачества.
Иконка файла материала attachment_1855777612.doc
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение      Средняя Общеобразовательная Казачья  школа                                            с. Знаменка           факультатива          для 6­8 классовСоставила: учитель музыки                                              Трушина Светлана Юрьевна                                                                                                                                                                                                                                                               Пояснительная  записка В   настоящее   время   появились   позитивные   тенденции   возрождения   и сохранения народных традиций, традиций казачества: создаются и внедряются в   жизнь   культурные   и   образовательные   программы,   основанные   на национальных традициях, разрабатываются и реализуются планы возрождения народной культуры.   Воспитание   учащихся   на   традициях   русской   культуры   –   одно   из   главных направлений   обновления   содержания   педагогического   процесса.   Народное творчество   не   только   неиссякаемый   источник   мудрости   и   красоты,   но   и неоценимое   средство   воспитания,   приобщения   современных   подростков   к сокровищам   устной   художественной,   прикладной   фольклорной   культуры. Интерес к народному творчеству, в том числе и к праздникам наших предков, возник в связи с изменениями социального строя в нашей стране, т.к. многое было утрачено. Появилась необходимость изучения народного творчества – это проявляется в возрождении старинных праздников и обрядов, увеличение количества   специализированной   литературы   по   народному   творчеству, появлении   на   телевидении   и   радио   специальных   передач   по   фольклору   и этнографии, введении элементов народно­прикладного творчества на уроках трудового обучения в школах, появление учебных видеоматериалов.  Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникает у людей сами по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этомнадо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, на которой родился и рос. В наши дни высказывание академика Д.С.Лихачева «Любовь к родному краю, знание его истории ­ основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества» приобретает актуальное значение.    На протяжении веков культура казачества Забайкалья являла собой образец традиций и устоев, вобравший в себя лучшие черты культуры разных народов Сибири. Неимоверно трудный быт казаков­земледельцев сочетался с суровой защитой  рубежей отечества, и нашел  отражение в богатом по  содержанию казачьем   фольклоре.   Возрождение   культуры,   традиционных   устоев   и народного творчества казаков является основой для будущей жизни такого феномена как казачество.  Казачество   –   это   обособленная   этнокультурная   группа,   сложившаяся   на протяжении  XVII  –  XVIII  вв.   в   приграничных   областях   Российского государства. Привилегированное положение военного сословия, особенности жизненного уклада, соединение в казачьей среде народной культуры разных национальностей – позволило казачьей культуре стать поистине уникальным явлением.  На занятиях  факультатива учащиеся знакомятся с историей  Забайкальского казачества,     традициями   и   обрядами,   песнями   и   танцами,   что   позволяет учащимся лучше понять и оценить традиционную культуру казачества. Программа включает в себя: ­   исторические   сведения   о   возникновении   и   развитии   казачества   как культурно­этнической общности с момента первых упоминаний в документах и по сегодняшний день; ­   роль   казачества   в   становлении,   укреплении   и   защите   Российского государства;­   знакомство   с   традиционными   промыслами   казаков   и   способами   ведения хозяйства; ­ народное художественное и песенное творчество  казачества. Культурологический  аспект  предполагает   изучение   народного   быта,   традиций,   литературных   произведений   о творчества   казачестве и произведений, написанных казаками. Этот аспект несет не только   казаков,   знания и умения, но и формирует убеждения, определяет качества личности, направленность жизненных интересов. Нравственный  аспект  предполагает,   знакомство   с   моралью, нравственностью,   этикой     казаков   при   всей   их   самоценности   заставляет задуматься учащихся над коренными вопросами бытия.   Факультатив  не только  информирует учащихся, но и в определенной мере способствует   формированию   направленности   жизненных   интересов   на   всю послешкольную жизнь. Цель факультатива­ «Духовная культура  казаков»:     ­ Формирование духовно богатой личности через знакомство с   историей, традициями и культурой казаков, в том числе  Забайкальского казачества. Задачи факультатива. 1. Активизировать учащихся к работе по изучению культуры  казачества.  2.   Развивать   понимание   учащимися   своей   ответственности   за   настоящее   и будущее своей малой Родины. 3. Прививать  интерес  к культуре, традициям  казачества.  4. Воспитывать уважение к традициям казаков. Реализовать цели и задачи помогут различные виды деятельности: ­  творческие задания; ­   работа с различными источниками информации (книги, журналы, газеты, Интернет и т.д.; ­ разучивание и  исполнение народных песен;­ проведение казачьих праздников и обрядов; ­лекции учителя; ­практические занятия; ­ просмотр видеозаписей  казачьей направленности. Планируемый результат: ­   Более   углублённое   знакомство   учащихся   с   традициями   и   обычаями забайкальского казачества;  ­ Возрождение традиций предков; ­ Участие детей в проведении народных праздников                                      Тематический  план                    Тема  занятия  Количество часов   1.Происхождение  казачества. 2. Создание Забайкальского войска.   Теория Практика       1       1   Казаки Забайкалья. 3. Возрождение Забайкальского казачества. 4. Казачий фольклор как форма сохранения традиций  казачьей культуры.  5 Роль фольклорных казачьих ансамблей в сохранении и  возрождении культуры казаков. 6.  Заповеди казаков. 7. Казачья символика и казачьи знаки.       1       1       1       1          1      1        1        1 8. Ансамбль «Забайкальские узоры», «Забайкальские  казаки»,  и др.          Песни Забайкальских казаков. 9. Казачьи пляски       3        1       1       110. Военные песни по старшинству и периодам развития  забайкальского казачьего войска 11. Песни бытовые казачьи      1      1        1 12.   Песни плясовые, хороводные и святочные      1         1 13.  Казаки в быту.  Казачья хата.       1           1 14. Обзор свадебных обрядов.      1         1 15. Свадебные обряды и песни  казаков Забайкалья.     1         1 16. Праздники и посиделки. 17. Игры и забавы казаков.     1         1             2 18.  Песенно­ поэтическое творчество Нерчинского  района 19. Круглый  стол.     Выполнение  итоговой работы. Изготовление буклета. 20. Защита итоговой работы.     1     1    1                                                                                                                                                       35 час.                                          Литература. 1. А.В. Терещенко.  История культуры русского народа.­ Москва, ЭКСМО,  2008 2. В.С. Левашова. Сборник песен Забайкальского казачьего войска­  Изд. 2­е,­ доп. Чита: Экспресс­ издательство, 2009 3. Карпов М.М,  Филатченко И.А., Вопросы традиционной культуры, вып. 2.4. Казачество: Духовная культура.  Чита, 2009. 5. Казачий вестник Забайкалья­ 2000.­  № 4. 6. Видео и аудиотека. 7.  Интернет­ресуры.

Посмотрите также