Программа факультатива в 5 классе "Русская словесность"
Оценка 4.6

Программа факультатива в 5 классе "Русская словесность"

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
русский язык
5 кл
25.03.2017
Программа факультатива в 5 классе "Русская словесность"
Программа содержит необходимые части для ведения факультативного курса "Русская словесность" в 5 классе: 1.Пояснительную записку. 2.Цели изучения русского (родного) языка в основной школе. 3.Главные особенности программы. 4.Формы обучения. 5.Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения предмета. 6.Содержание изучаемого курса. 7.Тематическое планирование. 8.Предполагаемую результативность курса. 9.Учебно – методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса.
Факультатив 5 класс.docx

                                                 Пояснительная записка

         Рабочая программа кружка «Русская словесность» для обучающихся 5 классов создана на основе авторской Программы  «Русская словесность. От слова к словесности»  для обучающихся 5 – 9 классов под редакцией Р.И. Альбетковой,   опубликованной в сборнике «Программа для общеобразовательных школ, гимназий. Лицеев. – М.: Дрофа, 2009  

   Программа  кружка «Русская словесность» рассчитана на 42 аудиторных  занятия и  является дополнением к программе по русскому языку  в 5 классе, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.

Русский язык - это родной язык русского народа, госу­дарственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Метапредметные образовательные функции родного язы­ка определяют универсальный, обобщающий характер воздей­ствия предмета «Русский язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, вооб­ражения, интеллектуальных и творческих способностей обучающих­ся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, вклю­чая организацию учебной деятельности. Родной язык явля­ется средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми шкальны­ми предметами, влияет па качество их усвоения, а в дальней­шем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуника­ции, высокая социальная и профессиональная активность яв­ляются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех облас­тях жизни, способствуют его социальной адаптации к изме­няющимся условиям современного мира. Родной язык явля­ется основой формирования этических норм поведения ре­бенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Целями изучения  русского (родного) языка  в основной школе являются:

•воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения  знаний  в  разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в об­ществе; осознание эстетической ценности родного языка;

•овладение русским  языком  как средством общения  в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими обшеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль  и  самокоррекцию;   проводить  библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять инфор­мационную переработку текста и др.);

•овладение видами речевой деятельности, практическими  умениями   нормативного использования  языка  в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; обогащение активною и потенциального словарного   запаса;   расширение   объема   используемых   в   речи грамматических   средств;   совершенствование   орфографиче­ской и пунктуационной грамотности; развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию.

Каждый школьный предмет, по сути, является инструментом становления личностных качеств человека, его социальных и духовных ориентиров.

Воспитательное воздействие на обучающихся при обучении русскому языку велико. Оно вытекает из объективно существующих связей межу языком и самыми разнообразными сторонами действительности. Природа лингвистических  объектов такова, что в них отражаются  и реалии предметного мира, и человеческие отношения, и внутренний мир человека, его познавательная деятельность.

Одним из несомненных преимуществ уроков русского языка является то, что учитель может  и организовать  откровенную беседу по тому или иному этическому вопросу, и затронуть тот же вопрос незаметно для обучающихся, давая лишь образцы для подражания, пищу для размышлений, оставаясь, казалось бы,  в стороне  от тех нравственных проблем, которые, по его замыслу, встают перед обучающимися.

 

Предлагаемый курс не противоречит общим задачам учебного учреждения  и направлен на решение следующих задач:

1.Освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка;

2.Умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами;

3.Интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, духовно-нравственных и эстетических качеств личности.

 

Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:

1.Обеспечение языкового развития  обучающихся.

2.Овладение ими речевой деятельностью.

Главной особенностью программы является  ее направленность на:

- достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык,

- осмысления его основных закономерностей,

- усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа,

- развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений,

- навыков самостоятельной учебной деятельности,

- самообразования, речевого самосовершенствования,

- успешное овладение видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.

 Курс отличается:

- ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико – орфографического материала;

- усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка, формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей;

- вниманием  к вопросам  истории русского языка, целенаправленным обращением к этимологии.

 Программа реализует:

- идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам;

- идею дифференцированного подхода к обучению, это выражается прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы;

- культуроведческий аспект в обучении русскому языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии.

 Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой. 

Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие обучающихся.

Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации системно-деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Организация учебного процесса в МБОУ «СОШ№ 8» строится с учетом принципов дифференциации и индивидуализации обучения, что отражено в учебном плане. Организация образовательного процесса  общеобразовательного учреждения учитывает социальный заказ обучающихся и родителей на образовательные услуги и даёт возможность обучающимся:

- владеть знаниями в соответствии с требованиями  государственного стандарта;

- достичь повышенного уровня владения русским и иностранным языком, что позволяет им грамотно строить высказывания; достичь коммуникативной компетенции в рамках стандартных ситуаций общения на иностранном языке; уметь работать  со справочной литературой, оформлять свою речь в соответствии с нормами иноязычного речевого этикета;

- усвоить нравственные и эстетические ценности русской и мировой  культуры, развить потребность в общении с искусством, эстетический вкус, понимания самобытности и неповторимости культур разных времён и народов;

- освоить  навыки  проектно-исследовательской деятельности;

- овладеть умениями использовать компьютер как средство работы с информацией;

- овладеть способами самопознания, саморегуляции, самореализации в деятельности и в отношениях.

 Формы обучения:

- Деловая игра

- Аукцион

- Конкурс

- Зачет

- Общественный смотр знаний

- Взаимообучение

- КСО

 

    Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения предмета

 Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном.

 Личностными результатами освоения обучающимися 5 класса программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств  для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

 

Метапредметными результатами освоения обучающимися 5 класса программы по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

 

Предметными результатами освоения обучающимися 5 класса программы по русскому  языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

 

                                                

                                   Содержание изучаемого курса

1.Что такое слово – 1

Слово как единица языка и как словесное высказывание. Начальные сведения о происхождении  слов.

Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо.

Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества. Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь.

Выразительное прочтение текстов, различных по теме высказывания и эмоциональной окраске. Знакомство с этимологическим  словарем.  Размышление о значении языка.        

2.Что такое словесность – 3

Словесность как словесное творчество, словесное искусство. Письменная и устная формы словесности.

Разговорный язык и литературный язык, их свойства. Диалог и монолог. Просторечие.

Язык художественной словесности. Отличие значения языка в жизни от значения языка в произведении.

ЗУН: Различение разговорного и литературного языка, выработка умения употреблять их в соответствующих условиях. Умение различать разговорную и книжную окраску выражений. Различение понятий: устная речь и разговорный язык; письменная речь и литературный язык. Обогащение разговорного языка школьника. Умение построить диалог. Уместное употребление просторечия. Формирование умения, идя от слов к смыслу, понимать художественное произведение.

3.Богатство  лексики  русского  языка – 5

Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности.

Слова-термины, способы определения понятия.

Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.

Синонимы, их роль в художественных произведениях.

Антонимы, их роль в художественных произведениях.

Неологизмы, их роль в художественных произведениях.

Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их значение в произведении.

Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску.

ЗУН: Работа с толковыми словарями. Умение читать словарную статью. Выработка умения определять лексическое значение слова, давать определение понятия. Умение находить в тексте художественного произведения многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, неологизмы, архаизмы, историзмы, фразеологизмы, понимать их роль, и передавать свое понимание в выразительном чтении. Употребление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях.

4.Прямое и переносное значения слова – 4

Прямое значение слова. Употребление слова в переносном значении.

Эпитет. Сравнение. Аллегория.

ЗУН: Понимание прямого и переносного значения слова. Нахождение в произведении эпитетов и сравнений, понимание их значения, понимание смысла аллегории. Выразительное чтение произведений, в которых употреблены средства художественной изобразительности: эпитет, сравнение, аллегория. Употребление в собственных высказываниях эпитетов, сравнений, аллегории.

5.Текст – 4

Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль (идея) текста. Способы связи предложений в тексте.

Формы словесного выражения:  повествование, описание, рассуждение,  диалог,  монолог.

ЗУН: Определение темы и основной мысли текста. Устное и письменное изложение повествовательного текста. Создание собственного повествовательного текста на предложенную тему. Выразительное чтение текста-описания. Создание словесного описания предмета. Понимание причинно-следственных отношений в рассуждении. Выразительное чтение научного и художественного текста-рассуждения. Выразительное чтение диалога. Создание собственного рассуждения,  диалога,  монолога.

6.Стихотворная  и  прозаическая  формы  словесного  выражения – 3

Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения.

Интонация. Повествовательные, вопросительные и  побудительные  предложения  в  прозаическом  тексте, интонация в них. Восклицательные  предложения  и  их  интонация.

Особенности интонации в стихотворной речи: стиховая пауза. Ритм и рифма в стихах. Строфа как единица композиции стихотворной речи.

ЗУН: Различение стихотворной и прозаической речи. Различение видов интонации в повествовательных вопросительных и побудительных предложениях, их чтение. Чтение предложений с восклицательной  интонацией.  Чтение стихов с соблюдением стиховой паузы. Выразительное чтение стихотворного и прозаического произведений: определение основного тона, пауз, ударений, повышений и понижений голоса. Подбор рифм к предложенным  словам.

7.Устная народная словесность – 4

Понятия: произведение, устная народная словесность.        

Знакомство со сказками. Виды сказок. Особенности словесного выражения содержания в сказках. Правдивость сказки.

Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки.

Использование в произведениях устной народной словесности языковых  средств  выражения  содержания.        

ЗУН: Различение видов устной народной словесности. Рассказывание сказки, небылицы. Произнесение скороговорки и считалки. Отгадывание загадок. Сочинение собственных загадок. Употребление пословиц и поговорок, понимание их аллегорического  значения.        

8.Литературное эпическое произведение – 3

Произведение, созданное писателем. Эпическое, лирическое и драматическое произведения.

Эпическое произведение: произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях.

Литературная сказка. Ее сходство с народной сказкой и отличие от нее.

Басня. Басенные герои и сюжеты. Особенности языка и построения басен. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль».

Рассказ и повесть.

Понятие о  сюжете и  эпизоде эпического произведения.

Особенности языка эпического произведения: повествование, описание и  диалог в эпическом произведении.

ЗУН: Понимание того, что эпическое произведение — результат творчества писателя, произведение, созданное из языкового материала. Различение литературной сказки, басни, рассказа и повести. Пересказ литературной сказки. Выразительное чтение эпизода рассказа, басни. Создание устного рассказа по собственным впечатлениям.

9.Литературное лирическое произведение – 3

Лирическое произведение: произведение, в котором главное — выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни.

Стихи о родине и о природе. Стихи о животных. Стихи, рассказывающие о событии.

Значение стихотворной речи в лирическом произведении.

ЗУН: Понимание главного свойства лирических произведений — выражения мыслей и  чувств автора. Выразительное чтение стихов. Соблюдение стиховых пауз, логических и стиховых ударений, определение основного тона.        

10.Литературное драматическое произведение – 4

Драматическое    произведение:     произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.

Пьеса-сказка.

Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении. Диалогическая форма изображения жизни в драматическом произведении, реплики героев. Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки.

ЗУН: Умение отличить драматическое произведение от произведений других родов словесности. Понимание рощ авторских-ремарок: Чтение пьесы по ролям. Определение основного тона высказывания героя, правильное интонирование реплик. Сочинение собственной сценки, инсценировка эпического произведения

 

                                             Тематическое планирование

 

Содержание курса

Количество занятий

Перечень универсальных действий учащихся

теория

практика

1.

Введение. Что такое слово.

 

1

Чтение, слушание, игры со словами

 

Словесность.

3

 

 

2.

Что такое словесность. Формы словесности.

1

 

Слушают, отвечают на вопросы, выполнение упражнений, чтение, пересказ

3.

Разговорный язык и литературный язык. Диалог и монолог. Просторечие.

 

1

Самостоятельное чтение, работа в тетради, выполнение упражнений, игры со словами

4.

Язык художественной словесности. Отличие значения языка в жизни от значения языка в произведении.

 

1

Комментированное чтение, ответы на вопросы, выполнение упражнений

 

Богатство лексики русского языка.

5

 

 

5.

Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности.

1

 

Слушают, читают, анализ текстов, ответы на вопросы, игры со словами

6.

Слова-термины, способы определения понятия. Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.

 

1

Комментированное и самостоятельное чтение, ответы на вопросы, выполнение упражнений, работа в тетради

7.

Синонимы, их роль в художественных произведениях. Антонимы, их роль в художественных произведениях.

1

 

Слушают, ответы на вопросы, работа в тетради

8.

Неологизмы, их роль в художественных произведениях. Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их значение в произведении. Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску.

 

1

Чтение, работа в тетради, выполнение упражнений, игры со словами

9.

Употребление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях. Составление рассказа о событии, которое могло с вами произойти.

 

1

Слушают учителя, читают, работа в тетради, со словарём, выполнение упражнений

 

Прямое и переносное значения слова.

4

 

 

10.

Прямое значение слова.

1

 

Слушают учителя, читают, ответы на вопросы, выполнение упражнений

11.

Употребление слова в переносном значении.

 

1

Комментированное чтение, выполнение упражнений, краткие записи в тетради

12.

Эпитет. Сравнение. Аллегория.

 

1

Комментированное чтение, выполнение упражнений, краткие записи в тетради

13.

Проверочная работа по теме «Лексика».

 

1

Письменно и устно отвечают на вопросы

 

Текст.

4

 

 

14.

Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное или устное высказывание.

1

 

Самостоятельное чтение, ответы на вопросы, выполнение упражнений, написание миниатюры

15.

Тема и основная мысль (идея) текста. Способы связи предложений в тексте.

 

1

Анализ текста, составление схем, выполнение упражнений, игры со словами

16.

Формы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение. Диалог и монолог.

 

1

Анализ текста, составление схем, выполнение упражнений, игры со словами

17.

Проверочная работа по теме «Типы текста. Стили речи».

 

1

Письменно и устно отвечают на вопросы

18.

Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения.

 

1

Комментированное чтение, ответы на вопросы, выполнение упражнений

19.

Интонация. Цель высказывания и интонация. Особенности интонации в стихотворной речи: стиховая пауза.

 

1

Комментированное чтение, ответы на вопросы, выполнение упражнений

20.

Ритм в стихах. Рифма в стихах. Строфа как единица композиции стихотворной речи.

 

1

Комментированное чтение, ответы на вопросы, выполнение упражнений

 

Устная народная словесность.

4

 

 

21.

Понятия: произведение, устная народная словесность. Знакомство со сказками. Сказки и их виды.

 

1

Самостоятельное чтение, краткие записи, выполнение упражнений, игры со словами

22.

Особенности словесного выражения содержания в сказках. Правдивость сказки.

 

1

Самостоятельное чтение, краткие записи, выполнение упражнений, игры со словами

23.

Другие виды народной словесности: небылицы. Пословицы и поговорки. Загадки. Особенности языка загадок. Скороговорки. Считалки.

 

1

Самостоятельное чтение, краткие записи, выполнение упражнений, игры со словами

24.

Использование в произведениях устной народной словесности языковых средств выражения содержания.

 

1

Самостоятельное чтение, краткие записи, выполнение упражнений, игры со словами

 

Литературное эпическое произведение.

3

 

 

25.

Произведение, созданное писателем. Эпическое, лирическое и драматическое произведения.

 

1

Игры со словами, наблюдение, работа в тетради (схемы), чтение

26.

Литературная сказка. Ее сходство с народной сказкой и отличие от нее. Басня. Басенные герои и сюжеты. Басенная «мораль».

 

1

Игры со словами, наблюдение, работа в тетради (схемы), чтение

27.

Рассказ, повесть. Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения. Особенность языка эпического произведения.

 

1

Игры со словами, наблюдение, работа в тетради (схемы), чтение

 

Литературное лирическое произведение.

3

 

 

28.

Что такое лирическое произведение.

 

1

Комментированное чтение, анализ текста, ответы на вопросы, работа в тетради

29.

Стихи о  родине и о природе. Стихи о животных. Стихи, рассказывающие о событии.

 

1

Комментированное чтение, анализ текста, ответы на вопросы, работа в тетради

30.

Значение стихотворной речи в лирическом произведении.

 

1

Комментированное чтение, анализ текста, ответы на вопросы, работа в тетради

 

Литературное драматическое произведение.

4

 

 

31.

Что такое драматическое произведение.

 

1

Работа в группах при чтении текста, анализ текстов, устные ответы, выразительное чтение, устное рисование по картине

32.

Пьеса-сказка. Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении. Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки.

 

1

Комментированное чтение и чтение по ролям, письменные ответы на вопросы, выполнение упражнений

33.

Итоговая контрольная работа за курс 5 класса.

 

1

Письменные ответы на вопросы.

34.

Итоговый урок-конференция.

 

1

Выяснение непонятого материала, индивидуальные задания, консультации, оформление лучших творческих работ

 

                               Предполагаемая результативность курса

 Обучающиеся 5 класса научатся:

Аудирование. Понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, восприни­маемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста.

Чтение. Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст,

владеть техникой чтения; выделять в тексте глав­ную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысло­вые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по со­держанию прочитанного текста;

Говорение. Доказательно отвечать на вопросы учителя; по­дробно и сжато пересказывать прочитанный научно-учебный текст, сохраняя его строение, тип речи, выступать по заданной теме.

Письмо. Подробно и сжато пересказывать тексты разных ти­пов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (со­чинения-миниатюры) разных стилей,

Фонетика и орфоэпия. Выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безудар­ные слоги; не смешивать звуки и буквы;

Графика. Правильно произносить названия букв русского ал­фавита.

Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на осно­ве смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учетом значения слов, учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами.

Лексикология и фразеология. Объяснять лексическое значе­ние слов, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

Морфология. Различать части речи (простые случаи), пра­вильно указывать морфологические признаки имен существи­тельных, прилагательных и глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать.

Орфография. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5классе.

Синтаксис и пунктуация. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами; выделять словосочетания в предло­жении, определять главное и зависимое слово; выделять основу предложения с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов; соблюдать верную интонацию конца предложений.

 Обучающиеся 5 класса получат возможность:

 Чтение. Составлять сложный план текста, владеть ознакомительным и изучающим видами чтения; прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать инфор­мацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы, выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.

Говорение. Создавать устные выска­зывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных язы­ковых средств и интонации.

Письмо. Подробно и сжато пересказывать тексты разных ти­пов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (со­чинения-миниатюры) разных стилей, в том числе и научного; пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи.

Текстоведение. Определять тему, основную мысль текста, принадлежность его к функционально-смысловому типу речи; находить в тексте типовые фрагменты — описание, повествова­ние, рассуждение; подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста; делить текст на абзацы; использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимения, избыточная информация, наруше­ние логики изложения и др.); исправлять недочеты в содержа­нии высказывания и его построении.

Фонетика и орфоэпия. Использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художествен­ном тексте явление звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее упо­требительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем.

Графика. Свободно пользоваться алфавитом, работая со словаря­ми; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.

Морфемика и словообразование. Пользоваться слова­рем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оце­ночными суффиксами в художественных текстах.

Лексикология и фразеология. Объяснять лексическое значе­ние слов разными способами (описание, краткое толкование зна­чения слова, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова; распределять слова на тематиче­ские группы; нахо­дить в тексте выразительные приемы, основанные на употребле­нии слова в переносном значении; владеть наиболее употребитель­ными оборотами русского речевого этикета; толковать значения употребительных фразеологизмов, отличать их от словосочетаний.

Морфология. Различать части речи (простые случаи), пра­вильно указывать морфологические признаки имен существи­тельных, прилагательных и глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы на­клонения и т. п.; правильно, уместно и выразительно употреб­лять слова изученных частей речи.

Орфография. Находить орфограммы в морфемах, группиро­вать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изу­ченных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначе­ния; самостоятельно подбирать слова на изученные правила.

Синтаксис и пунктуация. Составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочета­ния по заданной схеме; опознавать предложения, ослож­ненные однородными членами, обращением, вводными словами; находить предложения с прямой речью; анализировать и кон­струировать предложения с прямой речью. Владеть правиль­ным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях изученных синтаксических конструкций и ис­пользовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуацион­ные правил.

 

 

 

Учебно – методическое и  материально- техническое обеспечение образовательного процесса

 Литература для учителя

 1.      Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений  (в трёх частях). Часть 1. – Мнемозина. М.2012.

2.      Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений  (в трёх частях). Часть 2. – Мнемозина. М.2012.

3.      Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений  (в трёх частях). Часть 3. Справочные материалы. Приложение к учебнику. – Мнемозина. М.2012

4.      Васильевых И.П. Уроки русского языка. Пособие для учителя к учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова «Русский язык.5класс».под редакцией С.И.Львовой. – Мнемозина. М. 2012

 

                                              Литература для обучающихся

1. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений  (в трёх частях). Часть 1. – Мнемозина. М.2012.

2. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений  (в трёх частях). Часть 2. – Мнемозина. М.2012.

3.   Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений  (в трёх частях). Часть 3. Справочные

материалы. Приложение к учебнику. – Мнемозина. М.2012

4. Прохватилина Л.В. Проверь себя. Рабочая тетрадь по русскому языку. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Под редакцией С.И.Львовой – Мнемозина. М.2012

5.      Черепанова Л.В. Дневник достижений учащегося по русскому языку. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Под редакцией С.И.Львовой – Мнемозина. М.2012

6.      Бажанова И.А., Львова С.И.. Учимся читать, слушать, говорить, писать. Рабочая тетрадь по русскому языку для 5 класса (в двух частях). Часть 1. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – Мнемозина. М. 2012.

7.      Бажанова И.А., Львова С.И.. Учимся читать, слушать, говорить, писать. Рабочая тетрадь по русскому языку для 5 класса (в двух частях). Часть 2. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – Мнемозина. М. 2012.

 

                       Материально-технические средства обучения

1. Ноутбук

2.Проектор

3.Экран

4.Схемы-таблицы 

                                             Мультимедийные пособия

 1.«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

2. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

3.Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

4.Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

5.Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий

6.Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс.

7.Презентации к урокам.

                                                                       Сайты

1.      Культура письменной речи   http://www.gramma.ru

2.      Имена.org – популярно об именах и фамилиях   http://www.imena.org

3.      Крылатые слова и выражения   http://slova.ndo.ru

4.      Мир слова русского   http://www.rusword.org

5.      Рукописные памятники Древней Руси  http://www.lrc-lib.ru

6.      Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/

7.      Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru

8.      Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку  http://www.svetozar.ru

9.      Электронные пособия по русскому языку для школьников    http://learning-russian.gramota.ru

10.  http://rusolimp.kopeisk.ru/

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Пояснительная записка

Пояснительная записка

СМИ и Интернет; осуществлять инфор­мационную переработку текста и др

СМИ и Интернет; осуществлять инфор­мационную переработку текста и др

Курс отличается: - ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико – орфографического материала; - усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической…

Курс отличается: - ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико – орфографического материала; - усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической…

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие обучающихся

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие обучающихся

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения предмета

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: - способность определять цели…

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: - способность определять цели…

Предметными результатами освоения обучающимися 5 класса программы по русскому языку являются: 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского…

Предметными результатами освоения обучающимися 5 класса программы по русскому языку являются: 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского…

Содержание изучаемого курса 1

Содержание изучаемого курса 1

Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску

Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску

Подбор рифм к предложенным словам

Подбор рифм к предложенным словам

Значение стихотворной речи в лирическом произведении

Значение стихотворной речи в лирическом произведении

Слушают, читают, анализ текстов, ответы на вопросы, игры со словами 6

Слушают, читают, анализ текстов, ответы на вопросы, игры со словами 6

Комментированное чтение, ответы на вопросы, выполнение упражнений 19

Комментированное чтение, ответы на вопросы, выполнение упражнений 19

Литературное драматическое произведение

Литературное драматическое произведение

Морфемика и словообразование.

Морфемика и словообразование.

Фонетика и орфоэпия . Использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художествен­ном тексте явление звукописи; правильно произносить гласные,…

Фонетика и орфоэпия . Использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художествен­ном тексте явление звукописи; правильно произносить гласные,…

Учебно – методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно – методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса

Материально-технические средства обучения 1

Материально-технические средства обучения 1

10. http://rusolimp.kopeisk.ru/

10. http://rusolimp.kopeisk.ru/
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2017