Программа факультатива «Я учусь общаться»
Оценка 4.8

Программа факультатива «Я учусь общаться»

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
дефектология +2
8 кл
03.03.2017
Программа факультатива  «Я учусь общаться»
Известно, что в ходе взаимодействия с окружающими людьми происходит социализация ребенка, усвоение им определенной системы ценностей, норм общечеловеческой культуры. Кроме того, общение выполняет важнейшую роль в возникновении и развитии самосознания и самооценки. В процессе общения подросток получает возможность с помощью взрослых и сверстников оценивать себя в разных сферах жизнедеятельности.
кружок 8А.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Волжская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» Программа факультатива «Я учусь общаться» Составитель: Лазарева Л.В. педагог­психолог г. Волжский 2014г. Пояснительная записка Известно, что в ходе взаимодействия с окружающими людьми происходит  социализация ребенка, усвоение им определенной системы ценностей, норм  общечеловеческой культуры. Кроме того, общение выполняет важнейшую роль в возникновении и  развитии самосознания и самооценки. В процессе общения подросток  получает возможность с помощью взрослых и сверстников оценивать себя в  разных сферах жизнедеятельности. Гармоничное развитие личности подростка, успешность во взрослой жизни  возможны при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией  здравоохранения как состояние физического, психического и социального  благополучия. Психическое здоровье — фундамент духовного развития. В последнее  время отмечается рост пограничных нервно­психических расстройств у детей  и подростков. Доказано, что между душевным равновесием и физическим  здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное состояние  относится к числу важнейших условий развития личности. Одной из важнейших задач подросткового периода является социализация  ребенка и важнейшая ее часть — развитие коммуникативности, т.е. умения  общаться со сверстниками и взрослыми. По определению психолога Р.С.  Немова коммуникативные способности — это умения и навыки общения  человека с людьми, от которых зависит его успешность. Составитель словаря  «Педагогическое речеведение» А.А.Князьков, ссылаясь на психолога  А.Н.Леонтьева, дает более емкое определение коммуникативных  способностей. Коммуникативные способности (коммуникативный потенциал)  — понятие, отражающее комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот или иной уровень взаимодействия человека с окружающими.  По мнению педагога Е.Юдиной, взрослый, обладающий высокой  компетентностью в общении, — наиболее вероятный образец для подростка.  Если подростка понимают и принимают, он легче преодолевает внутренние  конфликты и становится способным к личностному росту. Это основное  положение психолого­педагогического сопровождения, в котором взрослый  как хороший садовник: не пытается вырастить из астры розу, а создает для  каждого растения оптимальные условия для развития. Умение общаться имеет огромное значение для общего  психологического развития ребёнка с ОВЗ, для коррекции недостатков его  личности, развития его самооценки. Умение общаться является одним из  критериев, определяющих готовность детей с ОВЗ жить в обществе. Именно в общении формируются у воспитанников умение подчиняться  правилам, ориентироваться на социальные нормы. Цель программы: формирование коммуникативных умений и  социальных контактов с окружающими людьми. Задачи программы:  Познавательные: познание самого себя, знакомство с эмоциями  человека; осознание собственных эмоций и чувств.  Развивающие: развитие языка жестов, мимики и пантомимики,  коммуникативной гибкости; повышение работоспособности, развитие  творческого мышления; развитие умения распознавать эмоциональные  реакции других людей и адекватно выражать свои эмоции.   Психологические: развитие эмоциональной сферы; развитие психических процессов; преодоление нерешительности, неуверенности в себе;  формирование адекватной самооценки.  Социально­педагогические: освоение норм взаимоотношений с близкими  людьми, сверстниками, окружающими; развитие социальных навыков и  навыков саморегуляции; создание чувства принадлежности к социуму,  положительного эмоционального фона. Программа предполагает использование следующих методов активного  обучения: ролевые игры, анализ ситуаций, игры­упражнения на развитие и  коррекцию памяти и внимания, воображения, мышления, даются понятия  невербальных форм общения. Общение с помощью мимики, жестов,  пантомимики, использование подвижных игр, психологических упражнений,  адаптированных для детей с ОВЗ, а также стихов, сказок, рассказов. Предполагаемые результаты по знаниям и умениям учащихся с ОВЗ: Учащиеся должны знать и уметь: Общаться в разных социальных группах Иметь навыки речевого, жестового общения Владеть своим настроением, мимикой лица Знать правила взаимоотношений между людьми Уметь слушать и быть интересным другом Уметь расположить к себе человека Уметь улыбаться, спорить, избегать драки, конфликты Уметь работать сообща, сотрудничать, учитывать интересы и желания других Программа рассчитана на 68 часов по 2 часа в неделю. Календарно­тематическое планирование Дата Тема занятия 1 четверть (18 часов) I Блок. Вербальные и невербальные средства общения 1. Восприятие мира (наши органы чувств).  2. Взаимозависимость человека и природы.  3. Язык как средство общения.  4. Сколько языков в мире?  5. Слово веселит, огорчает, утешает.  6. Какой окраски твой голос?  7. Влияние позы в процессе обучения.  8. Выражение лица в процессе общения.  9. Влияние дистанции в процессе общения.  10. Язык жестов. Жесты походки.  11. Жесты, раскрывающие защиту, оценку, подозрение,  открытость.  12. Кластер жестов доверия, нервозности, самоконтроля.  13. Жесты скуки, ожидания, принятия.  14. Жесты без зрителей; разговор по телефону, день  рождения.  15. Мимика и пантомима как средство общения.  16. Язык чувств.  17. Итоговое занятие 2 четверть (14 часов)   II Блок. Общение в школе 1. Школьные правила этикета.  2. В школе ты хозяин и гость.  3. Портрет моего учителя.  4. Подари учителю дело и слово доброе.  5. Одноклассник, товарищ, друг.  6. Я, ты, мы.  Кол­во часов 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1                   1 1 1 1 1 1 7. Школьный конфликт. Как его решать?  8. Мир моих увлечений.  9. Коллектив начинается с меня.  10. Когда чувствуешь локоть друга.  11. Портрет моего друга  12. Отношение к неудачам в учёбе.  13. Как стать умнее?  14. Итоговое занятие 3 четверть (20 часов) III Блок.  Ценностные ориентиры личности 1. Путешествие в дом добра и зла.  2. Любим добрые поступки.  3. "Добрым быть совсем­совсем непросто"  4. Душа—это наше творение.  5.  О уважении к себе и окружающим.  6. "Нам счастья не сулит обида чья­то..."  7. Советуем друг другу.  8. Отчего бывает одиноко.  9. Отворите волшебные двери добра и  доверия.  10. Быть уверенным в себе, но не  самоуверенным.  11. Умей разобраться в ситуации.  12. Умей учитывать позицию другого.  13. Моё поведение в трудных ситуациях. 14. Внешняя и внутренняя воспитанность  человека.  15. Встречают по одёжке.  16. Когда какое слово молвить.  17. Чистый ручеёк нашей речи.  18. Алло, я вас слушаю.  19. Умение слушать собеседника и задавать  ему вопросы.  20. Итоговое занятие 4 четверть (16 часов)  IV Блок.  Что такое "Я” 1. Вводное занятие 2. Кто такой "Я" (мой автопортрет).  3. О слабых и сильных сторонах темперамента.  4. Что в имени тебе моём? Тайна имени.  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Три зеркала (самооценка ребёнка).  5. 6. Положи себя под микроскоп.  7. Вглядись в себя, сравни с другими.  8. Помоги понять себя.  9. Скажи себе сам.  10.Мои заветные желания.  11.Мой интеллект.  12.Об умении выразить свои чувства и симпатии.  13.Об умении выразить своё настроение и  чувствовать состояние другого.  14.Итоговое занятие 1 1 1 1 2 1 1 2 68 Итого: Содержание программы Раздел 1 . Вербальные и невербальные средства общения.  Раздел 2. Общение в школе.                                                                                       Раздел 3. Ценностные ориентиры личности.  Раздел 4. Что такое "Я"?  1. Раздел 1  Вербальные и невербальные средства общения. Знаковая природа общения. Отличие способов общения человека и животных.  Взаимозависимость человека и природы. Восприятие мира.  Язык как средство общения. Функции речи. Развивая речь, человек активно  развивает чувства, мышления, получает навыки общения. Речь устная и  письменная.  Невербальные средства общения. Развитие умения выражать свои эмоции и  правильно понимать эмоциональное состояние человека. Влияние зрительного контакта, позы и дистанции в общении. Мимика, жесты, интонация как  средства общения.  Возможные типы заданий. 1. Ролевые игры "Иностранец", "Ощупай и нарисуй", "Угадайка", "Изобрази  сказку", "Расскажи стихи без слов", "Несмеяна", "Краски".  2. Упражнения на развитие мимических движений "Мимическая гимнастика".  3. Игры по обучению выразительным движениям "Кто это?".  4. Этюды по изучению поз, походки, жестов "Деловые переговоры",  "Влюблённые", "Разговор по телефону", "Аэропорт", "Приятели", "Ссора".  5. Игры на тренировку умений распознавать эмоциональные состояния по  мимике.  6. Эксперимент "Отражает ли речь особенности характера человека?".  Рекомендуемая литература: 1. Монина Г.Б. Коммуникативный тренинг. СПб.: Речь, 2010. 2. Клюева, Н.В. Учим детей общению /Н.В.Клюев, Ю.В.Касаткина. –  Ярославль, Академия развития, 1997.  3. Сонин, В.А. Психологический практикум /В.А.Сонин. – Москва, 1998г.  4. Толстых, А.В. Наедине со всеми: о психологии общения /А.В.Толстых. –  Минск, 1990. Раздел 2 Общение в школе. Психологические особенности общения учащихся в системах "Учитель –  ученик", "Ученик – ученик". Необходимость усвоения понятий о  положительных и отрицательных чертах характера. Умение определить  личностные черты своего характера по общению, правильно сориентироваться в главном человеческом взаимодействии, определить взаимодействия  поведения, быть приятным в общении и добиваться при этом успехов.  Создание моделей желательного поведения на определённые черты характера. Развитие способности соотносить особенности своего поведения с нормами и  правилами школьного этикета,  Возможные типы заданий. 1. Моделирование положительных черт характера (Этюды "Альбом марок",  "Так будет справедливо").  2. Моделирование нежелательного поведения (Этюды "Хочу и всё",  "Кривляка", "Ябедник", "Эгоист").  3. Игры на сопоставление различных черт характера "Два друга".  4. Сочинения­фантазии "Сочини сказку", "Рассказ по кругу".  5. Игры­импровизации "Мой двойник", "Разговор по телефону".  6. Психологические задачи­ситуации (из школьной жизни).  7. Сюжетно­ролевые игры "Опять двойка", "Педсовет".  8. Тесты­эксперименты.  Рекомендуемая литература. 1. Сонин, В.А. Психологический практикум /В.А.Сонин. – Москва, 1998г.  2. Монина Г.Б. Коммуникативный тренинг. СПб.: Речь, 2010. 3. Туткина, Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога / Раздел 3  Ценностные ориентиры личности. Нравственные представления о добре и зле, жестокости и человечности,  внимательности к окружающим. Воспитание ответственности за свои  поступки, поведение в целом. Гуманность как проявление уважения и  доброжелательного отношения к любому человеку. Честь как чувство собственного достоинства, основанного на уважении достоинства другого  человека. Возможные типы заданий. 1. Психологические задачи­ситуации.  2. Тематическое рисование "Дом Добра", "Дом Зла", "Карикатура".  3. Игры "На кого я похож", "Ромашка", "Копилка добрых и злых слов",  "Волшебное кресло".  4. Карусели общения "За что меня любят люди?", "От чего бывает одиноко?".  Рекомендуемая литература. 1.Клюева, Н.В. Учим детей общению /Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина. – М.,1997.  2.Толстых, А.В. Наедине со всеми: о психологии общения. /А.В.Толстых.– М., 1990.  3. Сонин, В.А. Психологический практикум /В.А.Сонин. – Москва, 1998г. Раздел 4 Что такое "Я". Изучение индивидуальных, особенностей личности ребёнка. Образ своего "Я"  – это сумма мыслей и чувств ребёнка о самом себе. Позитивные и негативные  мысли о своём "Я" и их участие в процессе общения. Взгляд на себя со  стороны (свой внешний облик, особенности и манеры поведения,  темперамента, черта характера). Воспитание чувства собственной  индивидуальности и личной уникальности у каждого ребёнка.  Процесс познания самого себя формирует самооценку ребёнка. Важность  адекватности самооценки, негативность или завышения самооценки личности.  Чувство собственного достоинства, помогающее обрести уверенность в себе и своих силах.  Возможные типы заданий. 1. Игра "Что такое Я?", "Положи себя под микроскоп", "Вглядись в себя,  сравни с другими", "Интервью", "Прокуроры, адвокаты".  2. Упражнения "Мои сильные стороны", "Автопортрет", "Мои слабые  стороны", "Психологический автопортрет",  3. Ролевой тренинг "Три зеркала".  4. Обсуждение поступков героев книг, кинофильмов.  Рекомендуемая литература. 1. Толстых, А.В. Наедине со всеми: о психологии общения. /А.В.Толстых.–  М., 1990.  2. Юрина, А.А. Основы психологического общения в начальной школе  /А.А.Юрина, К.В.Шевкуненко. М., 1996.  3.Клюева, Н.В. Учим детей общению /Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина. – М.,1997.  4. Кочетов, А.И. Воспитай себя – этика школьникам /А.И.Кочетов. – М., 1982. 5. Файзиева Е.Б. Программа коррекции умений и навыков межличностного  общения подростков 12–15 лет (тренинг общения) // Наука и практика  воспитания и дополнительного образования. 2011. № 1. — С. 83­100. 6. М.М. Левинштейн «Уроки общения»  Брянск 1997г.

Программа факультатива «Я учусь общаться»

Программа факультатива  «Я учусь общаться»

Программа факультатива «Я учусь общаться»

Программа факультатива  «Я учусь общаться»

Программа факультатива «Я учусь общаться»

Программа факультатива  «Я учусь общаться»

Программа факультатива «Я учусь общаться»

Программа факультатива  «Я учусь общаться»

Программа факультатива «Я учусь общаться»

Программа факультатива  «Я учусь общаться»

Программа факультатива «Я учусь общаться»

Программа факультатива  «Я учусь общаться»

Программа факультатива «Я учусь общаться»

Программа факультатива  «Я учусь общаться»

Программа факультатива «Я учусь общаться»

Программа факультатива  «Я учусь общаться»

Программа факультатива «Я учусь общаться»

Программа факультатива  «Я учусь общаться»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2017