Программа «Художественное слово»
Оценка 4.8

Программа «Художественное слово»

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
искусство +1
Взрослым
19.02.2018
Программа «Художественное слово»
Программа «Художественное слово» разработана на основе и в соответствии с федеральными государственными требованиями к содержанию, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства «Искусство театра». Предмет «Художественное слово» тесно связан с другими учебными предметами программы «Искусство театра». При выполнении комплексов по технике речи, в разделе «Сценическая речь» педагог включает элементы сценического движения, мастерства актёра. При разборе произведений также применяется метод действенного анализа, являющийся профессиональным инструментом при разборе пьесы и роли.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВОdoc9.docx
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ИСКУССТВО ТЕАТРА» Принято Педагогическим советом МБОУ ДО «ЛОКОСОВСКАЯ ДШИ») Утверждаю Директор МБОУ ДО  «Локосовская ДШИ» ______________Шевченко А.В. Протокол № _____ от _____________ 2017 г Дата утверждения ______________ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО Предметная область  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО Разработчики: преподаватель театрального искусства Чупрунова Екатерина Александровна Рецензент: Локосово 2017 г. Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка ­ Характеристика   учебного   предмета,   его   место   и   роль   в образовательном процессе; ­ Срок реализации учебного предмета; ­  Объем   учебного   времени,   предусмотренный   учебным   планом образовательного ­ учреждения на реализацию учебного предмета; Форма проведения учебных аудиторных занятий; Цели и задачи учебного предмета; Обоснование структуры программы учебного предмета; Методы обучения;  Описание материально­технических условий реализации учебного ­  ­  ­  ­  ­  предмета; II. ­  ­  Содержание учебного предмета Сведения о затратах учебного времени; Годовые требования по классам; III.  Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля, система оценок ­ Аттестация: цели, виды, форма, содержание;  ­ Критерии оценки; V. Методическое обеспечение учебного процесса 2 VI. Список рекомендуемой литературы ­ Список рекомендуемой методической литературы ­ Список рекомендуемых Интернет­ресурсов; ­ Список рекомендуемых произведений для репертуара обучающихся. I. Пояснительная записка 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа   «Художественное   слово»   разработана   на   основе   и   в соответствии с федеральными государственными требованиями к содержанию, структуре   и   условиям   реализации   дополнительной   предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства «Искусство театра». Предмет   «Художественное   слово»   тесно   связан   с   другими   учебными предметами программы «Искусство театра». При выполнении комплексов по технике   речи,   в   разделе   «Сценическая   речь»   педагог   включает   элементы сценического  движения, мастерства  актёра. При разборе произведений  также применяется   метод   действенного   анализа,   являющийся   профессиональным инструментом при разборе пьесы и роли. В   то   же   время,   задачи   программы   «Художественное   слово»   шире   и предполагают  комплексный  подход, включающий  не  только  освоение  знаний, умений и навыков по технике и логике речи, искусству художественного слова, но   и   развитие   культуры   речевого   общения,   расширение   кругозора   чтения, повышение общекультурного уровня ребёнка. 2. Срок реализации  учебного  предмета  «Художественное  слово»  для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте от десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет. 3.   Объем   учебного   времени,   предусмотренный   учебным   планом образовательного   учреждения   на   реализацию   учебного   предмета «Художественное слово»: Нормативный срок обучения – 5 лет Таблица 1 Классы Максимальная учебная нагрузка (в часах) Количество 3 1­5 классы 330  66 часов на аудиторные  индивидуальные занятия Количество часов на аудиторные  мелкогрупповые занятия Количество часов на внеаудиторную работу 99 165  4. Форма проведения учебных аудиторных занятий Обучение проходит в форме групповых занятий в 1­2­м классах по 1 часу в неделю (40 мин) и в форме индивидуальных занятий  по 1 часу (40 мин.) в 3­5­м классах.   Для   более   эффективного   усвоения   материала,   улучшения   качества практических   навыков,   для   развития   чувства   партнёра   и   умения   работать   в команде   могут   быть   выбраны   такие   виды   аудиторных   учебных   занятий,   как мастер­класс, семинар и другие. Цели и задачи учебного предмета  Рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут. 5. Цели: 1. Выявление одаренных детей в области театрального искусства в раннем детском возрасте. 2.   Художественно­эстетическое   развитие   личности   ребенка   на   основе приобретенных им в процессе освоения программы театрально­исполнительских знаний, умений и навыков. 3.   Подготовка   одаренных   детей   к   поступлению   в   образовательные учреждения,   реализующие   профессиональные   образовательные   программы   в области театрального искусства. Задачи: приобретение детьми знаний, умений и навыков в области техники речи, орфоэпии; обучение   логическому   разбору   и   постановке   действенной   задачи   при исполнении художественного произведения; ознакомление   с   возможностями   различной   исполнительской   трактовки произведения; расширение круга чтения; развитие   осмысленной   ясной,   грамотной   речи   в   быту   и   в   условиях сценической деятельности обучающихся; развитие навыков самостоятельного творческого образного мышления;  развитие культуры речевого общения; воспитание творческой инициативы; приобретение детьми опыта творческой деятельности; 4 подготовка   одаренных   детей   к   поступлению   в   образовательные учреждения,   реализующие   профессиональные   образовательные   программы   в области театрального искусства. 6. Обоснование структуры программы учебного предмета Обоснованием   структуры   программы   являются   ФГТ,   отражающие   все аспекты работы преподавателя с учеником.  Программа содержит следующие разделы: сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; распределение учебного материала по годам обучения; описание дидактических единиц учебного предмета; требования к уровню подготовки обучающихся; формы и методы контроля, система оценок; методическое обеспечение учебного процесса. В   соответствии   с   данными   направлениями   строится   основной   раздел программы "Содержание учебного предмета". 7. Методы обучения Для   достижения   поставленной   цели   и   реализации   задач   предмета используются следующие методы обучения:  ­ словесный (рассказ, беседа, объяснение);  ­ наглядный (наблюдение, демонстрация);  ­ практический (упражнения воспроизводящие и творческие). 8. Описание материально­технических условий реализации учебного предмета Материально­техническая   база   образовательного   учреждения   должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда и предполагает: – просторное, хорошо проветриваемое учебное помещение; –   наличие   в   комнатах   коврового   покрытия   или   спортивных   матов   для выполнения занятий по технике речи с движенческим компонентом; – библиотеку аудио­ и видеозаписей профессиональных чтецов; – библиотеку словарей и художественной литературы; –технические   средства   обучения:   телевизор,  DVD  проигрыватель, магнитофон, видеопроектор. II. Содержание учебного предмета Предмет «Художественное слово» имеет следующие разделы: 5 Техника речи (дыхание, голосоведение, дикция). Орфоэпия. Логический анализ текста. Культура речевого общения. Сценическая речь.  1. 2. 3. 4. 5. Все   разделы   программы   «Художественное   слово»   осваиваются   в   тесной взаимосвязи. Начиная с обучающимися выполнение упражнений ­ дыхательной и артикуляционной   гимнастики,   дикционных   и   орфоэпических   комплексов (преимущественно в игровой форме, сообразно возрасту), знакомя их с основами логического   разбора,   исполняемого   произведения,   педагог   должен   раскрыть необходимость   постоянной   тренировки   своего   речевого   аппарата   и   умения выстраивать   линию   словесного   действия   в  соответствии   с   исполнительскими задачами   для   достижения   главной   цели   занятий   ­   открытия   мира   искусства художественного слова, как материала актёрского искусства, исполнительского искусства   чтеца   и   как   жизненно   важного   принципа   культуры   личности     и культуры общения.  Педагог должен планировать занятия, соединяя теоретический материал с определённо   выстроенными   практическими   занятиями   и   обсуждением пройденного.  Раздел «Сценическая речь» входит в программу, как значительный, особо важный   этап   процесса   реализации   программы   и   предназначен   для   развития навыков владения ясной, логически осмысленной, грамотной речью во время исполнения роли в спектакле. При подготовке к исполнению отдельного художественного произведения или   литературной,   литературно­музыкальной   композиции,   литературного спектакля   предлагается   включить   в   учебный   процесс   групповое   посещение музеев   для   знакомства   с   творчеством   писателя   и   эпохой,   отображённой   в произведении.   Также   возможны   и   виртуальные   экскурсии   с   использованием информационных   средств,   возможностей   интернет­пространства,   что   будет способствовать   развитию   навыков   самостоятельной   работы   над   изучением произведений.   Важным   компонентом   обучения   является   групповое   и мелкогрупповое   запланированное   посещение   библиотек   и   библиографических кабинетов   с   приглашением   библиографов   для   обучения   навыкам   работы   со справочно­информационными ресурсами библиотек, в том числе и электронных. При   планировании   самостоятельной   работы   обучающихся   по   программе «Художественное   слово»   следует   учитывать   время   на   выполнение   домашних заданий,   а   также   посещение   учреждений   культуры   (филармоний,   театров, концертных   залов,   музеев   и   др.),   участие   обучающихся   в   творческих 6 мероприятиях   и   культурно­просветительской   деятельности   образовательного учреждения.   Нормативный срок обучения – 5 лет Учебно­тематический план Первый год обучения № Наименование раздела, темы Вид учебного Общий объем времени занятия (в часах) Таблица 2 я а н ь л а м и с к а М а к з у р г а н я а н б е ч у 66 16   4 4 8 14 8 6 24 2 2 2 18 я а н ь л е т я о т с о м а С а т о б а р 33 8 2 2 4 7 4 3 я и т я н а з   е ы н р о т и д у А 33 8 2 2 4 7 4 3 12 12 1 1 1 9 1 1 1 9 1 Техника речи. Урок 1.1. Дыхание. Основы. 1.2.Ряд гласных. Основы голосоведения. 1.3. Дикция. Речевые игры на развитие активности согласных 2 Орфоэпия.   2.1.Произносительные нормы современного русского языка и ошибки в бытовой речи. 2.1.Зависимость произносительных норм от ударения в слове Логический анализ текста. 3 Урок Урок 3.1.Речевые такты. Главные слова. 3.2. Логические паузы. 3.3. Тема. Идея. Сверхзадача. 3.4.Разбор   произведений.   Исполнение небольших   рассказов   или   отрывков   из рассказов   от   первого   лица   и описательного    характера 7 4 5 6 Культура речевого общения. 4.1.Умение  владеть  грамотной   речью  в основных жизненных ситуациях. Этюды «Знакомство», «Прощание», «Покупка», «Поездка» и т.п. Итоговый показ Консультации Итого с консультациями:  Урок 10 5 2 2 68 часов 5 2 2   Второй год обучения № Наименование раздела, темы Вид учебного занятия 1 Техника речи. Урок 1Техника речи. 1.1.Дыхательно­ артикуляционные  комплексы с движением. 1.2.Дикционные комплексы с движением и  ролевым компонентом. 1.3.Развитие силы голоса. 1.4. Скороговорки с сюжетно ­  ролевым  компонентом. 2 Орфоэпия. 2.1.Пословицы и поговорки для тренировки  ударных и безударных гласных 2.1. Пословицы и поговорки для тренировки   согласных Логический анализ текста. 3 Урок Урок 3.1.  Тема. Идея. Событийный ряд. 3.2. Конфликт 8 Таблица 3 Общий объем времени (в часах) я а н ь л а м и с к а М 66 18 а к з у р г а н я а н б е ч у   4 6 4 4 14 6 8 22 2 2 я а н ь л е т я о т с о м а С а т о б а р 33 9 3 2 2 2 7 3 4 11 1 1 я и т я н а з   е ы н р о т и д у А 33 9 3 2 2 2 7 3 4 11 1 1 Урок Урок 3.3.Объект внимания. 3.4.Разбор произведений. Исполнение басен,  русских народных сказок; авторских сказок Культура речевого общения. 4.1.Речевые игры «Слушаем и отвечаем» Сценическая  речь 5.1.Общение. Чтецкий дуэт. 5.2.Конфликт.  5.3. Действенные задачи и приспособления  для их решения Итоговый показ Консультации 4 5 6 7 1 8 2 3 1 1 1 2 16 4 6 2 2 2 2 2 1 8 2 3 1 1 1 2 2 Итого с консультациями:  68 часов Третий год обучения № Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Таблица 4 Общий объем времени (в часах) я а н ь л а м и с к а М а к з у р г а н я а н б е ч у   я а н ь л е т я о т с о м а С а т о б а р 33 9 2 3 2 2 7 2 е ы н р о т и д у А я и т я н а з 33 9 2 3 2 2 7 2 1 Техника речи. 1.1.Дыхательно­артикуляционные комплексы. 1.2.Дикционные комплексы 1.3.Развитие силы голоса. 1.4. Скороговорки 2 Орфоэпия. 2.1. Ударение в слове. 66 18 4 6 4 4 14 2 Урок в индивидуальн ой форме Урок в индивидуальн 9 2.1.Двойные согласные. ой форме Урок в индивидуальн ой форме Логический анализ текста. 3.1.Основы работы над стихотворным   произведением. Ритмические законы  стиха. Межстиховая пауза  3.2. Знаки препинания в стихотворном  произведении. 3.3.Фантазия и воображение. Видения.  Исполнительская задача передачи  видений в поэтическом произведении.     3.4.Исполнение поэтического  произведения лирического характера Культура речевого общения. 4.1.Речевые игры Сценическая речь. Действенный анализ монолога из пьесы и его исполнение. 5.1. Сверхзадача. Сквозное действие. 5.2. Контрдействие Экзамен Консультации Урок в индивидуальн ой форме Урок в индивидуальн ой форме 3 4 5 6 7 5 22 2 2 2 16 4 6 2 2 2 2 4 Итого с консультациями:  70 часов 5 11 5 11 1 1 1 8 2 3 1 1 1 1 1 1 8 2 3 1 1 1 2 4 Четвёртый год обучения № Наименование раздела, темы Вид учебного занятия 1 Техника речи. 1.1.Дыхательно­   Урок в  индивидуаль артикуляционные 10 Таблица 5 Общий объем времени (в часах) я а н ь л а м и с к а М а к з у р г а н я а н б е ч у   66 10 2 я а н ь л е т я о т с о м а С 33 а т о б а р 5 1 е ы н р о т и д у А я и т я н а з 33 5 1 ной форме Урок в  индивидуаль ной форме Урок в  индивидуаль ной форме   комплексы с движением. 1.2.Дикционные комплексы   движением и ролевым компонентом. 1.3.Развитие силы голоса. 1.4.   Скороговорки   с   сюжетно   ­ ролевым компонентом.  с Орфоэпия. 2.1.Пословицы   и   поговорки   для тренировки   ударных   и   безударных гласных 2.1.Пословицы и поговорки для  тренировки  согласных  Логический анализ текста. 3.1.Логика словесного действия и  композиционный анализ произведения. 3.2.Разбор произведений. Тема. Идея. Сверхзадача.  3.3. Исполнение отрывков из сюжетных произведений крупных эпических форм (повесть, роман).  Культура речевого общения. 4.1.Обсуждение   спектакля,   концерта. Виды аргументации Урок в  индивидуаль ной форме Сценическая  речь. 5.1. Исполнение монологов  из пьес  различных  жанров. Характерность.  Приспособления.  5.2. Внутренний монолог. Второй план. 5.3. Объекты сценического внимания Урок в  индивидуаль ной форме 2 3 4 5 6. 7. Итоговый показ Консультации 2 2 4 8 4 4 36 4 6 26 4 6 2 2 2 2 4 1 1 2 4 2 2 1 1 2 4 2 2 18 18 2 3 2 3 13    13 2 3 1 1 1 2 3 1 1 1 2 4 Итого с консультациями:  70 часов Пятый год обучения № Наименование раздела, темы 11 Вид Общий объем времени Таблица 6 учебного занятия я а н ь л а м и с к а М 66 6 4 а к з у р г а н я а н б е ч у   2 4 (в часах) я а н ь л е т я о т с о м а С а т о б а р 33 3 2 1 2 е ы н р о т и д у А я и т я н а з 33 3 2 1 2 34 17 17 2 2 2 30 4 10 2 1 1 1 1 1 1 15    15 2 5 2 5 2 1 2 3 4 5 Техника речи. 1.1.Тренинги­разминки,   включающие   в себя  дыхательно­ артикуляционные  и дикционные комплексы с движением и сюжетно­ролевым компонентом. 1.3.Развитие силы голоса. Гекзаметр Урок в  индивидуаль ной форме Орфоэпия. 2.1.Сюжетно­ролевые  комплексы на  основе отрывков из поэтических  произведений для тренировки  согласных  Логический анализ текста. 3.1.Действенный анализ текста.  3.2. Общая сверхзадача и задачи  эпизодов. 3.3.Понятие перспективы словесного  действия чтеца и актёра.  3.4.Разбор произведений. Исполнение   произведений различных жанров Культура речевого общения. 4.1.Искусство дискуссии Сценическая  речь Работа над словесным действием в   отрывках и пьесах различных жанров. Работа над речью в учебном спектакле. Урок в  индивидуаль ной форме Урок в  индивидуаль ной форме Урок в  индивидуаль ной форме Урок в  индивидуаль ной форме 6 Итоговый показ 12 7 Консультации Итого с консультациями:  4 70 часов 4   III. Требования к уровню подготовки обучающихся В   результате   освоения   учебного   предмета   «Художественное   слово» обучающиеся приобретут следующие знания, умения, навыки:  знание приемов дыхания, характерных для театрального исполнительства;  знание строения артикуляционного аппарата;   знание основных норм литературного произношения текста;  умение использовать голосовой аппарат в соответствии с особенностями театрального исполнительства;   умение работать с литературным текстом;   умение устанавливать непосредственное общение со слушателями;  навыки по использованию голосового аппарата, владению дыханием;  навыки владения выразительными средствами устной речи;  навыки по тренировке артикуляционного аппарата, а также:  – знание основ строения рече­голосового аппарата,  – знание основ фонетики и орфоэпии русского языка,  – знание законов логического разбора произведения;  –   умение   выполнять   и   проводить   комплексы   речевой   гимнастики   с элементами   дыхательного,   артикуляционного   и   голосового   тренинга,   в   том числе и с элементами сценического движения; –   навыки   выполнения   разминки   для   подготовки   речевого   аппарата будущего чтеца и актёра перед выступлением; – умение применить полученные знания по современному литературному произношению в бытовой речи и в условиях сценической практики; –  умение проводить разбор стихотворного и прозаического произведения методом: идейно­тематического содержания, авторского и личного отношения к поставленной   проблематике,   сознательного   отношения   к   выразительным особенностям стиля автора; –  умение   пользоваться   методом   действенного   анализа   при   разборе художественных текстов; 13 – умение самостоятельно подбирать определённую речевую характерность и речевой темпо­ритм для исполнения роли в спектакле;  – навык самостоятельного выбора материала для репертуара; – умение работать с библиографическими ресурсами обычных библиотек, и с электронными ресурсами; –   умение   воплотить   литературные   произведения   различных   жанров   в звучащем   художественном   слове   с   учетом   освоения   основ   актерского мастерства; –навыки творческой деятельности;  –умение   планировать   свою   домашнюю   работу   и   осуществлять самостоятельный контроль за своей учебной деятельностью; –умение давать объективную оценку своему труду;  –навыки   взаимодействия   с   преподавателями   и   обучающимися   в образовательном процессе. IV. Формы и методы контроля, система оценок 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание В   процессе   освоения   обучающимися   предмета   «Художественное   слово» преподаватель   осуществляет   оперативное   управление   учебным   процессом, контролируя качество полученных знаний, умений и навыков в соответствии с определёнными критериями и показателями, а также обеспечивает обучающую, проверочную,   воспитательную   и   корректирующую   функции   аттестационных мероприятий. Освоение   разделов   программы   могут   контролироваться   в   форме проведения открытых уроков. Основной   формой   промежуточной   аттестации   по   программе «Художественное слово» является итоговое занятие в форме показа творческих работ.   На   начальных   этапах   обучения   с   1   по   3   класс   для   обучающихся   по программе   5­летнего   цикла   в   содержание   итогового   занятия   включаются комплексы по технике речи. Итоговые   занятия   в   форме   показа   творческих   работ   с   приглашением зрителей проводятся в конце учебных полугодий. На   экзаменационную   аттестацию   составляется   утверждаемое руководителем   образовательного   учреждения   расписание   экзаменов,   которое доводится до сведения обучающихся и педагогических работников не позднее чем за две недели до начала проведения экзаменационной аттестации. Качество подготовки обучающихся оценивается по пятибалльной шкале:  2. Критерии оценки 14 Оценка 5 («отлично») 4 («хорошо») 3 («удовлетворительно») 2  («неудовлетворительно») зачет (без оценки) Критерии оценивания Таблица 19       элементами   видимая дикционная культура, соблюдение орфоэпических  законов, логики речи; выразительное, богатое  интонационно, точное, эмоциональное исполнение  произведений различных жанров  (в соответствии с этапами освоения программы);  донесение авторской задачи, подтекста;  работоспособность, успешная самостоятельная  работа по освоению профессиональных навыков,  дисциплина, самоконтроль частично   правильное   использование   элементов техники   и   логики   речи,   некоторая   зажатость   в исполнении,   но   с   донесением   логики   авторской мысли, интонационной выразительности; возможность дальнейшего   развития,   дисциплина   и   желание обучаться ученик плохо владеет элементами техники речи и словесного   действия,  недостаточно   работает   над собой,   не   держит   сценическую   задачу,   не   умеет пользоваться объектами внимания; говорит тихо, неэмоционально,   в   основном   из­за   отсутствия самоконтроля, дисциплины, но в его  исполнении присутствуют   элементы   освоенного   материала,  а также   он   проявляет   стремление   к   дальнейшему профессиональному росту невозможность выполнить поставленные задачи по технике,   логическому   разбору, культуре   речи   и   искусству   звучащего   слова   в результате   регулярного   невыполнения   заданий, недисциплинированности,   пропуска   занятий   без уважительных   причин,   невыполнения   домашней работы промежуточная   оценка   работы   ученика, отражающая   полученные   на   определённом   этапе навыки и умения   орфоэпии, 15 Согласно   ФГТ,   данная   система   оценки   качества   исполнения   является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «­», что даст возможность более гибко подойти к оценке.  Фонды   оценочных   средств   призваны   обеспечивать   оценку   качества приобретенных   выпускниками   знаний,   умений   и   навыков,   а   также   степень готовности   учащихся   выпускного   класса   к   возможному   продолжению профессионального образования в области театрального искусства.  V. Методическое обеспечение учебного процесса Методические рекомендации педагогическим работникам Обучение по предмету «Художественное слово» проходит в форме занятий, состоящих   из  теоретической   части,   выполнения  практических   заданий, обсуждения и показа домашнего задания. В то же время часть занятий проходит в   виде  беседы,   в   ходе   которой  эвристическим   методом  обучающиеся выявляют   ту   или   иную   проблему,   обсуждают   и   пытаются   найти   наиболее интересный способ её решения. Программа делится на разделы. Каждый раздел требует особенного методического подхода. Например,   в   разделе   «Техника   речи»  необходимо   обратить   особое внимание на начальный этап практических занятий, где  закладываются основы правильного дыхания, голосоведения и дикционной культуры. На первых годах обучения   упражнения   проводятся   в   но   важно проконтролировать  правильность   выполнения, а  не  обозначения «понарошку» элементов дыхательно­речевых и дикционных комплексов.  игровой   форме, Проводится   тренировка   произношения   сочетаний   согласных   звуков   с гласными   в   упражнениях,  словах,   фразах,   специально   подобранных   для   этой цели. Эти слова и фразы могут быть  частями детских стихотворений любимых авторов (детские стихотворения и композиции из них с успехом используются в тренингах   при   обучении   профессиональных   актёров   драматического   и музыкального театра).  Особое   внимание   уделяется   активности   согласных   по   специально созданному   курсу   упражнений.   Проводится   постоянное   наблюдение   за естественностью   артикуляции,   свободой   мышц   голосового   аппарата,   за правильным   использованием   дыхания,   за   естественным,   ненапряжённым звучанием голоса. Также проводятся беседы и практический показ упражнений, необходимых для профилактических мер по сохранению здорового голосового аппарата.  К   концу   обучения   каждый   должен   уметь   провести   расслабляющий 16 массаж   и   несколько   упражнений   для   полного   раскрытия   гортани,   научиться координировать   дыхание   со   звуком,   укреплять   и   освобождать   от   ненужного напряжения мышцы речевого аппарата. Необходимо придерживаться  принципа постепенного освоения материала – «от простого к сложному». В старших классах, при изучении раздела «Сценическая речь», необходима совместная беседа о роли слова на сцене, раскрытой в книге К.С.Станиславского «Работа актера над собой. II» (гл. 3). Например,  обсуждение  следующего   утверждения   мастера.   “Говорить   – значит действовать. Эту­то активность дает нам задача внедрять в других свои видения. Об этом позаботятся матушка­природа и батюшка­подсознание. Ваше дело – хотеть внедрять, а хотения порождают действия”. Или: «Прошу всех обратить внимание, что в жизни, когда мы слушаем своего собеседника, в нас самих в ответ на все, что нам говорят, всегда идет такой внутренний монолог по отношению к тому, что мы слышим. Актеры же очень часто думают, что слушать партнера на сцене – это значит уставиться на него глазами и ни о чем в это время не думать. Сколько актеров “отдыхают” во время большого монолога партнера по сцене и оживляются к последним словам его, в то время как в жизни мы ведем всегда внутри себя диалог с тем, кого слушаем». После  интерактивной   беседы  необходимо   выполнить   несколько практических упражнений на сценическое общение и словесное действие, как бы соединив практические  и теоретические навыки.  В   разделе   «Логический   анализ   текста»  при   работе   над   текстом исполняемого художественного произведения значительное внимание уделяется индивидуальной   работе  с   обучающимся,   в   ходе   которой   он   должен   уметь выразить своё отношение к рассказываемым фактам, ознакомиться с понятиями перспективы речи, цели и сверхзадачи. Обязательной является домашняя работа по   выбору   литературных   произведений   для   индивидуального   и   группового исполнения,   подбору   сведений   о   творческих   биографиях   авторов   данных произведений,   об   эпохе,   в   которую   жил   автор,   об   историческом   времени, освещаемом   в   исполняемом     произведении.   Так   постепенно   обучающийся обращается к методу исследовательской деятельности. Индивидуальный   подход   к   каждому   ученику   очень   важен.   Педагогу необходимо создать условия для проявления инициативы и самостоятельности ребёнка.   Также   важно   создать   творческую   атмосферу   занятий,   атмосферу доброжелательности, и вместе с тем ­ осознанной дисциплины. Обучающийся должен   сам,   по   мере   прохождения   этапов   занятий,   попробовать   методом «ролевой   игры»   побыть   «педагогом»   и   осознать   необходимость     творческой дисциплины.   В   такой   форме   лучше   осваиваются   последовательность 17 упражнений   тренингов.   Педагог   должен   развивать   мотивированность обучающихся, поддерживать их уверенность в дальнейших творческих успехах, ставить   новые   задачи   с   учётом   психофизических   особенностей   каждого. Необходимо применение  деятельностного метода,  когда результат обучения зависит   от   того,   насколько   активно   ребенок   включается   в   творческую деятельность, выполняя самостоятельные задания и   этюды, обсуждая работу других членов группы и т.д. Также необходимо избегать показа «с голоса», т.е. бездумного заучивания интонации,   предлагаемой   педагогом.   Ученик   сам   должен   открыть   свою неповторимую   интонацию   с   помощью   метода   действенного   анализа   и поставленных задач. При   освоении   раздела   «Культура   речевого   общения»  важным   является метод  создания проблемных ситуаций в ролевых играх.  Предлагая темы для этюдов   по   освоению   речевой   культуры,   педагог   должен   учитывать     наличие различной     социальной   среды   в   окружении     обучающихся.   Этюды   можно объединять   с   повторением   пройденного   в   разделе  Орфоэпия.  Такой комплексный подход поможет сделать выбор в организации  языковых средств с обязательным учетом литературных норм. Совместное   посещение   театров,   концертов,   музеев,   конкурсов   и фестивалей, прослушивание аудиозаписей известных мастеров слова и просмотр видеозаписей  их выступлений, посещение мастер­классов известных чтецов и актёров     с   последующим   обсуждением   повышает   уровень   культуры обучающихся  и воспитывает желание профессионального совершенствования.  Программа   состоит   из   нескольких   разделов,   но   в   процессе   обучения используется комплексный подход, то есть, на каждом занятии изучаются темы из разных разделов. Техника речи. Дыхательные и дикционные комплексы. Орфоэпические комплексы. Упражнения. Этюды.  Этюды на развитие культуры речевого общения. Логический   разбор   произведений   различных   жанров   и   их Примерная структура занятия: 1. 2. 3. 4. исполнение. 5. Обсуждение занятия. Получение домашнего задания. VI. Список рекомендуемой литературы Список рекомендуемой методической литературы Андроников   И.Л.   Я   хочу   рассказать   вам...   ­   М.:   Советский 1. писатель,1962 18 2. 3. 4.  Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. ­ М., 1972 Бруссер А.М. Основы дикции. – М., 2003 Булатова   Л.Н.,   Касатникн   Л.Л.,   Строганова   Т.Ю.   О   русских говорах. – М., 1975 5. Введенская   Л.А.Словарь   ударений   для   работников   радио   и телевидения –М., Феникс, 2012 6. 7. 8. 9. 1977 1988 1999 Вербовая Н.П., Головина О.М., Урнова В.В. Искусство речи. – М., Винокур Г.О. Русское сценическое произношение. – М., 1997 Выготский Л.С. Театральное творчество в школьном возрасте. ­ М., Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. ­ М., 10. Галендеев   В.Н.,   Кирилова   Е.Н.   Групповые   занятия   сценической речью. ­ Л., 1983 11. 12. Головин Б.Н. Основы культуры речи. ­ М.,1980 Гольтяпина   Н.   Материалы   для   работы   над   дыханием,   дикцией, орфоэпией и текстом на факультете музыкального театра. ­ М., 2007 1978 13. 14. 15. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., Запорожец Т.И. Логика сценической речи. ­ М.: Просвещение, 1974 Искусство сценической речи. Учебник /Под ред. И. Ю. Промптовой. – М.: ГИТИС, 2007 16. Казарцева   О.М.   Культура   речевого   общения:   Теория   и   практика обучения: Учебное пособие. ­ М.: Флинта; Наука, 1998 17. 18. М., 1985 19. 20. 21. Л., 1984 22. 23. 24. 25. 26. 1976 27. М., 2001 28. Кнебель М.О. Слово в творчестве актера. ­ М., 1970 Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. ­ Козлянинова И.П. Произношение и дикция. ­ М., 1977 Леонарди Е.И. Дикция и орфоэпия. ­ М., 1967 Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси.­ Оссовская М.П. Орфоэпия. – М., 1998 Оссовская М.П. Русские диалекты. – М., 2000 Петрова А.Н. Сценическая речь. – М., 1983 Станиславский К. С. Собр. соч. в 8­ми т. Т. 3.­ М., 1995 Филимонов Ю.С. Заметки о слове   на эстраде. – М.: Сов. Россия, Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. ­ Формановская Н.Н. Употребление русского речевого этикета. ­ М.: Русский язык, 1994 29. Kristin Linklater. Freeing the Natural Voice, Drama Pub, 2006 19 Список рекомендуемых Интернет­ресурсов 1. Архив образцов художественного чтения. Записи мастеров эстрады ­И.Андронникова, Н. Журавлёва и др. ­ Режим доступа: http://gold.stihophone.ru Театральная   энциклопедия.   –   Режим   доступа:   http://www.theatre­ 2. enc.ru. Список рекомендуемых произведений для репертуара обучающихся. Русские народные пословицы, поговорки, потешки, дразнилки, считалки,   загадки Русские народные сказки Русские былины Легенды и мифы Древней Греции (под ред. Н. Куна) Эзоп. Жизнеописание. Басни Басни   Бабрия,   Лафонтена,   Тредиаковского,   Крылова,   Михалкова, Кривина Братья Гримм. Сказки В. Гауф. Сказки Ш. Перро. Сказки Г.­Х. Андерсен. Сказки А.С.Пушкин. Сказки. Поэзия. Поэмы. Повести М.Ю.Лермонтов. Поэзия.  Ашик­Кериб. Песня про купца Калашникова Л.Н.Толстой. Детство. Отрочество. Юность С. Аксаков. Детские годы Багрова­внука Н. Гарин­Михайловский. Детство Темы  А.Н. Толстой. Детство Никиты П. Бажов. Малахитовая шкатулка Тютчев Ф.И. Стихи Чехов А.П. Рассказы Л. Чарская. Рассказы для детей К. Паустовский. Стальное колечко Ю. Олеша. Три толстяка  А. Волков. Волшебник изумрудного города Н. Носов. Незнайка и его друзья Поэзия С. Маршака, В.Берестова, А.Барто, С.Михалкова, К.Чуковского, Д. Хармса, Ю. Мориц, Л. Квитко, В. Дриза, Г. Сапгира, А. Кушнера, Г. Остера Э. Успенский. Чебурашка А. Милн. Винни­Пух и все, все, все А. Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино Дж. Свифт. Приключения Гулливера Р.­Э. Распе. Барон Мюнхгаузен Пивоварова И. Рассказы Черный С.  Детский остров  20 Аверченко А. Юмористические рассказы   Р. Киплинг. Маугли. Сказки, поэзия Ф. Бернет. Приключения маленького лорда Фаунтлероя Д. Барри. Питер Пэн М.   Твен.   Принц   и   нищий.   Приключения   Тома   Сойера   и   Геккельберри Финна А. Сент­Экзюпери. Маленький принц М. Додж. Серебряные коньки Ч. Диккенс. Рождественские рассказы В. Каверин. Два капитана В. Драгунский. Денискины рассказы Теффи Н. Юмористические рассказы Л. Кассиль. Дорогие мои мальчишки. Кондуит и Швамбрания А. Гайдар. Повести и рассказы В. Катаев. Белеет парус одинокий Поэзия Великой Отечественной войны Б. Шергин. Поморские были Б. Житков. Что бывало. Рассказы А. Грин.  Алые паруса. Рассказы Ф. Искандер. Дерево детства Повесть временных лет Новгородские былины Завещание Владимира Мономаха Калевала Гомер. Одиссея, Илиада Махабхарата. Рамаяна Старшая Эдда. Младшая Эдда Исландские саги Песнь о Нибелунгах Песнь о Роланде Песнь о моем Сиде А.С.Пушкин. Стихотворения. Поэмы. Повести Белкина. Пиковая дама М.Ю.Лермонтов. Стихотворения. Поэмы. Герой нашего времени Н.В.Гоголь. Мёртвые души. Петербургские повести. Шинель. Вечера на хуторе близ Диканьки. Тарас Бульба  Поэзия   Ломоносова,   Державина,   Радищева,   Жуковского,   Некрасова, Жемчужникова, Тютчева, Фета, Баратынского М.Е.   Салтыков­Щедрин.   История   одного   города.   Сказки.   Господа Головлёвы И.С.Тургенев. Ася. Отцы и дети. Записки охотника  Н.С.Лесков. Левша. Тупейный художник Л.Н.Толстой. Хаджи Мурат. Война и мир  21 М.Горький.  Песня о  Соколе. Челкаш. Дед  Архип и  Ленька.  Сказки  об Италии Ф.М. Достоевский.  Преступление и наказание. Идиот А.П.Чехов. Рассказы И.Бунин. Рассказы. Жизнь Арсеньева М.Булгаков. Белая гвардия  А.Аверченко. Юмористические рассказы М.Зощенко. Юмористические рассказы Н.Тэффи. Юмористические рассказы Поэзия Серебряного века. В. Я. Брюсов, Н. С. Гумилёв, М. И. Цветаева, О. Мандельштам, А. Белый, А. Ахматова, В. Ходасевич, Д. Мережковский Поэзия Блока, Есенина, Маяковского И.С.Шмелев. Лето Господне В.М.Шукшин  Рассказы Прозаические произведения о Великой отечественной войне Б. Горбатова, Э. Казакевича, А. Бек, В. Некрасова, В. Быкова, Ю. Бондарева, В.Богомолова, Г. Бакланова, К. Воробьёва, В. Васильева А.Твардовский. Василий Тёркин. За далью даль В. Г. Распутин. Последний срок. Прощание с Матёрой. Живи и помни А.Дюма. Три мушкетера В.Скотт. Айвенго Э.­Т.­А. Гофман. «Золотой горшок». «Кавалер Глюк» Дж. Г. Байрон. Стихотворения. Корсар В.Гюго. Отверженные. Собор Парижской богоматери  Архив образцов художественного чтения. Уникальные  записи авторского исполнения    Ахматовой, Блока,  Есенина    и  других  поэтов. Записи  мастеров эстрады ­ И.Андронникова, Н. Журавлёва и др. ­http://gold.stihophone.ru 22

Программа «Художественное слово»

Программа «Художественное слово»

Программа «Художественное слово»

Программа «Художественное слово»

Программа «Художественное слово»

Программа «Художественное слово»

Программа «Художественное слово»

Программа «Художественное слово»

Программа «Художественное слово»

Программа «Художественное слово»

Программа «Художественное слово»

Программа «Художественное слово»

Программа «Художественное слово»

Программа «Художественное слово»

Программа «Художественное слово»

Программа «Художественное слово»

Программа «Художественное слово»

Программа «Художественное слово»

Программа «Художественное слово»

Программа «Художественное слово»

Программа «Художественное слово»

Программа «Художественное слово»

Программа «Художественное слово»

Программа «Художественное слово»

Программа «Художественное слово»

Программа «Художественное слово»

Программа «Художественное слово»

Программа «Художественное слово»

Программа «Художественное слово»

Программа «Художественное слово»

Программа «Художественное слово»

Программа «Художественное слово»

Программа «Художественное слово»

Программа «Художественное слово»

Программа «Художественное слово»

Программа «Художественное слово»

Программа «Художественное слово»

Программа «Художественное слово»

Программа «Художественное слово»

Программа «Художественное слово»

Программа «Художественное слово»

Программа «Художественное слово»

Программа «Художественное слово»

Программа «Художественное слово»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018