МОУ«Самусьский лицей имени академика В. В. Пекарского»
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
(методические рекомендации)
Авторы: Сергеева Т. И., Андольщик Л. М. Урок №1
1. Знакомимся с героем нашей тетради Зайчишкой, который встречает
ребят на первой странице. Он предлагает ребятам познакомиться и
выучить стихотворение Е. Авдиенко «В школу».
2. Задание с загадками «Прочитай и докончи»: проверяет навык чтения и
умения печатать, т.к. словоотгадку нужно допечатать по первой букве.
Помогут отгадать загадки рисунки. После выполнения задания задаётся
вопрос: Какие из указанных предметов можно назвать общим словом
названием? (инструменты: пила, лопата)
3. Задание «Напечатай название инструментов, нарисуй» предлагается
ребятам для самостоятельного выполнения. По первой букве и
количеству букв дети должны отгадать, напечатать слово и нарисовать
данный предмет. Название инструмента, которым пользовались в
старину подчеркнуть.
Урок №2
Задания данного урока предназначены для отработки умения выделять
предложения в тексте, изображения предложения графически, умения
определять количество слов в предложении.
1. Задание предполагает определить количество предложений в рассказе и
изобразить их графически.
2. Хрюша предлагает рассмотреть схемы предложений к тексту, сосчитать
их количество, а затем предложенный текст разделить на столько
предложений, сколько их было в схеме.
По второму заданию возможны вопросы:
Прочитай 2е предложение, 4е предложение.
Прочитай предложение о птицах.
Как вы понимаете слово ЛИСТОПАД?
Предлагаются вопросы к текстам 1 и 2 заданий:
Прочитай оба текста.
О каком времени года эти рассказы?
По каким признакам вы определяете, что это осень?
А какое время года было перед осенью?
Найдите и прочитайте об этом в предложении. 3. Задание: подумай и скажи, о чём говорит эта схема? (Дети: это схема
предложения, в нём три слова).
_ Что вы знаете о предложении? (Дети: Начало предложения пишется с
большой буквы, это слово с уголком в схеме; предложение выражает
законченную мысль; в конце предложения ставится точка).
4. Задание: Кто это? Необходимо напечатать названия предметов, которые
изображены на рисунке. Устно составить о них предложения и
напечатать схемы.
Вопросы к заданию:
Как одним словом назвать эти предметы? (Животные)
Петух и ворона – кто это? (Птицы)
Какая из данных птиц домашняя?
А слон – это кто? (Зверь)
5. Задание предполагает отгадать загадку и нарисовать отгадку: под
буквой а) – мальчики, под буквой б) – девочки.
Урок №3
Задания ориентированы на отработку навыка деления слов на слоги.
1. Задание: Зайчишка предлагает к картинкам напечатать названия
предметов, начертить схему и указать количество слогов.
Вопросы к заданию:
По каким признакам можно разделить все предметы на две группы?
(живые и неживые)
Как можно сказать, одним словом, об утятах и жуке?
Прочитай слова, состоящие из трёх слогов.
Внизу предлагается нарисовать предмет,
соответствует предложенной схеме.
название которого
2. Задание: подумай и допиши недостающие слоги.
Вопросы к заданию:
Назови все слова одним общим словом. (Животные)
На какие две группы и по какому признаку вы бы разделили эти
слова?
Прочитайте трёхсложные слова.
Прочитайте слова, которые обозначают много предметов.
Одно из слов можно предложить для звукобуквенного анализа.
Заучиваются словарные слова: медвежата, лисица. Урок №4
Задания данного урока помогают совершенствовать навык деления слов на
слоги, умение выделять ударный слог.
1. Задание: Хрюша предлагает разделить на две группы предметы на
картинках. (Можно напечатать слова, либо указать их цифрами)
Ребята должны объяснить, как и по каким признакам, они разделили
предметы на группы.
2. Задание: помочь Карлсону расколдовать слова. Ребята могут
самостоятельно, анализируя схему, напечатать соответствующее ей
слово или учитель на доске предлагает группу слов, а ученики
выбирают и печатают слово, которое соответствует схеме.
3. Задание творческого характера. Сконструированную фигуру можно
предложить заштриховать различными видами штриховки или просто
раскрасить.
Урок №5
Задания ориентированы на формирование навыка узнавания гласных и
согласных звуков и букв.
1. Зайчишка предлагает среди всех букв найти гласные и раскрасить их
красным цветом, а согласные синим.
При выполнении этого задания повторить признаки гласных и
согласных звуков. Устно из данных букв составить слова.
2. Задание: профессор Почемучка предлагает узнать предметы на
картинках, напечатать их названия, гласные выделить красным
цветом, согласные – синим.
Вопросы к заданию:
Прочитайте односложные слова.
Прочитайте те слова, в которых второй слог ударный.
Сделайте звукобуквенный анализ слова УТЯТА.
3. Задание творческого характера: нарисуй любимый цветок. Можно
порекомендовать детям найти стихотворение о своём любимом
цветке, либо сочинить собственное или придумать об этом цветке
сказку. Урок №6
Основное назначение заданий – это отработка умения выделять в словах
слияния.
1. Задание: помочь Хрюше найти и подчеркнуть в словах слияния.
Вопросы к заданию:
Прочитайте односложные слова, трёхсложные слова.
В трёхсложных словах назовите ударный слог.
Знакомство со словарными словами: МАШИНА, КАРТИНА.
2. Задание: Пчёлка предлагает помочь Хрюше после анализа схем к
словам, соединить их чёрточкой с той картинкой, которая к ней
подходит.
Детям предлагается назвать слияния в словах, пользуясь схемой. К
лишней схеме ребята могут подобрать различные слова, называя в
них слияния, например, КОШКА, ШАПКА.
3. Задание может быть выполнено самостоятельно. Предлагается
придумать и напечатать слова, в которых есть одно слияние.
Слияние подчеркнуть.
Урок №7
Задания на определение мягких и твёрдых согласных в словах, в
зависимости от гласного звука, следующего за согласным.
1. Задание: нужно помочь Зайке найти слоги с мягкой согласной
(мягкую согласную закрасить зелёным цветом), а затем – с твёрдой
согласной (закрасить твёрдую согласную синим цветом).
Предлагается прочитать мягкие слияния, твёрдые слияния.
2. Задание знакомит с йотированными гласными. Отгадай загадки и
нарисуй отгадки.
Урок №8
Задания данного урока на распознавание признаков йотированных
гласных и обозначение мягкости согласных гласными буквами е, ё, ю, я.
Урок №9 13
Задания на закрепление материала по теме «Гласные звуки и буквы». 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Задание: по рисункам нужно выбрать названия, которые
соответствуют приведённой схеме. Слова напечатать и подчеркнуть
гласные буквы.
Задание «Дождик». Даны согласные и гласные буквы на кончиках
дождинок. Из данных букв составить и напечатать слова, начертить
их схемы.
Задание: даны слова с пропущенными гласными буквами. Вместо
точек нужно вставить гласную, чтобы получилось слово, например, Д
. М (у, о, е, ы) слова ДЫМ ДОМ
Задание творческого характера, на развитие умения раскрывать
смысл обобщающего слова. Дети должны нарисовать те предметы,
которые можно отнести к посуде.
Задание: предлагается дописать слоги, которые спрятались в схемах
так, чтобы получились словаимена ребят: Таня, Антон, Алла, Ира.
Задание: даны два предложения, к каждому предложению схема
одного слова. Нужно выбрать из предложения и напечатать то слово,
которое подходит к данной схеме.
Задание: нужно найти слова, в которых все согласные мягкие и
подчеркнуть их. Дальше предлагается напечатать слово, которым
можно назвать все эти предметы, начертить схему этого слова.
Задание: предлагается отгадать загадку, нарисовать отгадку,
напечатать слово – отгадку (ромашка) и подчеркнуть в нём гласные
буквы.
Урок №14
Задания направлены на закрепление знаний о гласных и согласных звуках
и буквах.
1. Задание: профессор Почемучка предлагает подумать, какие слова
спрятаны.
Вопросы к заданию:
Что общего у этих слов? (1 слог)
Чем различаются эти слова? (по количеству букв и лексическому
значению)
Почему слово ВОЛК будет лишним среди этих слов? (слово
обозначает одушевлённый предмет) К схемам, после их анализа, предлагается придумать предложения,
используя данные слова.
2. Задание: отгадать загадки, нарисовать отгадки или подобрать
картинки. Отгадки: рот, лист, крот, зонт. Это задание можно
использовать и для ознакомления с парными звонкими и глухими
согласными.
Урок №15
Задание к этому уроку ориентировано на развитие детского воображения. В
соответствии со смыслом стихотворения, нужно превратить СЛОНА в
ТРАМВАЙ, БЕГЕМОТА в ПРОДАВЦА воздушных шаров, ЖИРАФА в
ПОДЪЁМНЫЙ КРАН. Детям предлагается нарисовать, какие сны могут
видеть жители зоопарка.
Урок №16
Задания на отработку навыка проверки парных согласных на конце слова.
1. Задание: Хрюша предлагает отгадать кроссворд.
Отгадки кроссворда: 1. жёлудь, 2. дуб, 3. лёд. 4. лук, 5. зуб.
Дети, печатая отгадку, объясняют написание парной согласной на
конце слова, допечатывают рядом проверочное слово.
2. Напечатай названия предметов, написание парной согласной
проверить проверочным словом.
Урок №17
Задание на развитие умения различать мягкие и твёрдые согласные, на
отработку написания сочетаний ЖИШИ, ЧАЩА, ЧУЩУ
1. Задание: Зайка просит помочь ему найти слова, в которых все
согласные мягкие, затем слова, в которых все согласные твёрдые.
Какое слово нельзя вычеркнуть?
Почему? (МАЛИНА – в нём и мягкие и твёрдые согласные)
2. Задание: отгадай кроссворд.
Отгадки кроссворда: 1. мыши, 2. часы, 3. ерши, 4. лыжи, 5.чайник, 6.
ландыши.
На какие две группы можно разделить слова? (Одушевлённые и
неодушевлённые; с сочетаниями ЖИШИ, ЧАЩА)
Почему слово ландыши будет лишним? (Оно трёхсложное) 3. Задание: выполняется самостоятельно. Придумать и напечатать слова
с сочетаниями ЖИШИ, ЧАЩА, ЧУЩУ.
Урок №1820
Задания используются для закрепления темы «Согласные звуки и буквы».
1. Задание: найдите начало и конец слова. Нужно найти линию, которая
соединяет слоги и буквы в целое слово, прочитать составленное
слово. Подчеркнуть сочетание ЖИШИ.
2. Задание: допечатай слова, используя слоги ЧАЩА, ЧУЩУ.
Вертикальной чертой разделить слова на слоги. Прочитать слова,
обозначающие живые предметы.
3. Задание на развитие речи. Закончить предложения, используя слова
задания №2.
4. Заполнить клетки словаминазваниями животных. Каждое слово
должно оканчиваться парной согласной. Например: ёж, уж, крот, волк,
кот. Обязательно объяснить правописание парной согласной на конце
слова.
5.Задание метаграмма. Нужно напечатать словаотгадки, объяснив их
правописание и лексическое значение. Отгадки: ПЛОТПЛОД, ЁЖ УЖ.
6. Задание: даны пословицы, в которых нужно найти и подчеркнуть слова с
парной согласной на конце слова.
Урок №21
Задания к теме «Правописание Ъ и Ь знаков»
1. Задание: Учащимся предлагается подобрать к схеме нужную картинку и
соединить их линией.
Назвать слова с Ь на конце, с Ь в середине слова.
Что показывает мягкий знак? (мягкость согласного звука)
2. Задание: Хрюша просит помощи. Нужно проанализировать первое
предложение, составить к нему схему. Дети допечатывают второе
предложение и самостоятельно составляют к нему схему. Сравнивают
слова ЛИСТЛИСТЬЯ. Проводится звукобуквенный анализ слова ЛИСТЬЯ. Учитель разъясняет, то Ь разделяет согласный с гласным и
пишется после согласных, перед гласными е, ё, ю, и, я. В качестве
разделительного знака используется буква Ь.
3. Задание: вставить в словах, где нужно, Ъ или Ь знаки.
Урок №2223
Задания используются для закрепления темы «Правописание Ъ и Ь знаков»
1. Задание: определи, какие слова спрятались в воздушных шариках.
Напечатать эти слова.
Что обозначают слова СЕМЬ и ПЯТЬ? (числа)
Название, каких чисел оканчивается на Ь? Назовите их.
2. Задание: Заполнить кроссворд буквами, чтобы получились слова.
Например, КОНЬКИ
ДЕНЬКИ
ХОРЬКИ
ПЕНЬКИ
Что показывает мягкий знак в середине слова?
3. Задание: нужно заменить первую согласную так, чтобы получились
новые слова: ТЕНЬ – ПЕНЬ …
4. Задание: спрячь мягкий знак в середину слова, допечатав в слове слог.
5. Задание: данную группу слов распредели в два столбика. В 1й столбик
слова с разделительным Ь знаком, во 2ой с Ь знаком, показателем
мягкости согласного звука.
6. Задание: предлагается допечатать в предложении последнее слово по
смыслу.
7. Задание творческого характера: подумай и нарисуй предмет, в названии
которого есть мягкий знак.
Урок №2425
Задания к теме «Предложение». 1. Задание: Кот в сапогах предлагает подумать и указать номер
предложения, которое соответствует схеме. Из двух предложений
ребята должны выбрать одно, проанализировав схему предложения.
Вопросы к заданию:
О ком говорится в предложении, которое вы выбрали к схеме?
Почему в 1м предложении первое и второе слова написаны с большой
буквы?
2. Задание на развитие речи: составить из слов предложения и напечатать
их.
Прочитай предложение, в котором 4 слова.
3. Задание: предлагается найти в тексте повествовательное предложение
и начертить к нему схему.
Каким по цели высказывания будет предложение о цветке, о воробье?
4. Задание: самостоятельно придумать и напечатать восклицательное и
вопросительное предложение.
Урок № 2627
Задания к теме «Предложение».
1. Задание: предлагается прочитать текст и разделить его на предложения.
Вопросы:
Прочитайте предложение, в котором говорится о соловье.
Прочитайте предложение, в котором идёт описание утра.
Прочитайте, какая рожь колыхалась на полях?
2. Задание: детям нужно расположить предложения в таком порядке,
чтобы получился текст.
Вопросы:
Как звали девочку, которая ухаживала за розами?
Для кого Таня срезала розы?
3. Задание: предлагается напечатать ответы к данным вопросам.
Дополнительное задание:
Поставьте ударение в словах 1го предложения.
В словах второго предложения подчеркните гласные буквы.
В словах третьего предложения подчеркните звонкие согласные.
Программа и методические рекомендации к урокам обучения грамоте (1 класс,обучение грамоте)
Программа и методические рекомендации к урокам обучения грамоте (1 класс,обучение грамоте)
Программа и методические рекомендации к урокам обучения грамоте (1 класс,обучение грамоте)
Программа и методические рекомендации к урокам обучения грамоте (1 класс,обучение грамоте)
Программа и методические рекомендации к урокам обучения грамоте (1 класс,обучение грамоте)
Программа и методические рекомендации к урокам обучения грамоте (1 класс,обучение грамоте)
Программа и методические рекомендации к урокам обучения грамоте (1 класс,обучение грамоте)
Программа и методические рекомендации к урокам обучения грамоте (1 класс,обучение грамоте)
Программа и методические рекомендации к урокам обучения грамоте (1 класс,обучение грамоте)
Программа и методические рекомендации к урокам обучения грамоте (1 класс,обучение грамоте)
Программа и методические рекомендации к урокам обучения грамоте (1 класс,обучение грамоте)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.