ПРОГРАММА изучения личности воспитанников
Оценка 4.7

ПРОГРАММА изучения личности воспитанников

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
Междисциплинарный 3
5 кл—9 кл
12.03.2019
ПРОГРАММА изучения личности воспитанников
Программа имеет целеполагание - создание педагогических условий для выявления качества воспитанности обучающихся воспитанников и определения эффективности воспитательного процесса. Программа предполагает оказать своевременную помощь воспитанникам: развивать положительные качества, поддержать и в дальнейшем продолжать развивать, через коррекцию устранять отрицательные качества. Программа, как любой теоретико – прикладной конструкт не свободна от недостатков. Педагог пользователь может в рамках авторских концепций (либо через качество, либо через отношение) дополнить список теми компонентами воспитанности, которые отражают своеобразие воспитательной системы данного учебного заведения или самого воспитателя.
программа изучения уровня воспитанности.doc
государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области  «Асбестовская школа­интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» I отделение ПРОГРАММА изучения личности воспитанников                                                                                                                                                                                                                  Составитель: Юдина И. Н.                                                                                     воспитатель I категории/ Асбест 2016 год Пояснительная записка Педагогическая   деятельность,   как   и   всякая   другая   профессиональная    деятельность, имеет предмет, цели, задачи, содержание, формы, методы и результат   Центральным   звеном   деятельности   воспитателя   является   изучение   личности воспитанников, их уровень воспитанности. Воспитанность личности определяется не только внешними социальными, но и внутренними индивидуальными регуляторами, т. е.   системой   отношений   личности   к   объектам   действительности.   Педагогический процесс как целостная, динамическая система немыслим без стабильного, глубокого проработанного   информационного   обеспечения.   Чтобы   избежать   организации педпроцесса   «впотьмах»,   «на   ощупь»,   нужна   разнообразная   информация   о возможностях   учащихся,   нужны   сведения   о   результатах   и   отклонениях,   нужна обратная связь. В исследованиях А. И. Кочетова отмечается: чтобы ответить, что именно   надо   изучать   в   конкретном   воспитаннике,   следует   знать   определённый общественный   эталон,   по   которому   можно   судить   о   воспитанности   детей.   Таким эталоном принято считать всесторонне развитую личность, которая формируется в процессе   взаимосвязи   умственных,   нравственных,   физических,   трудовых   и эстетических   отношений.   Воспитанность   понимается,   как   итоговый,   целостный результат   всех   основных   сторон   воспитания.   Воспитателю   необходимо   знать, положительные   и   отрицательные   стороны   каждого   воспитанника,   для   того,  чтобы своевременно   помочь   воспитанникам:   положительные   качества   поддержать   и   в дальнейшем   продолжать   развивать,   через   коррекцию   устранять   отрицательные качества. Для этого воспитателю необходимо провести педагогическую диагностику, которая   ориентирована   на   изучение   воспитательного   потенциала   микро   и макросреды: семьи, коллектива обучающихся воспитанников, ближайшей среды вне школы.      Диагностика (от греческого слова diagnostikos – способный распознавать) – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня   воспитанности.   Данные   оценочного   уровня   сопоставляются   с   исходными характеристиками воспитанности. Разница между ними определяет эффективность воспитательного   процесса.   Через   диагностику     устанавливается,   как   реализованы педагогические   задачи,   какие   из   них   требуют   дальнейшего   решения.   Диагностика проходит в три этапа: входной, промежуточный и итоговый. Полнота и объективность информации   при   входной   диагностики   в   максимальной   степени   приближает планирование   воспитательных   задач   к   реальным   потребностям   коллектива   и соответствует   оптимальному   развитию   воспитанников.   Информация   полученная   в результате   промежуточной   диагностики,  помогает   воспитателю   быстро,  точно  и  с минимумом   ошибок   корректировать   свою   работу   и   совершенствовать   стиль отношений   с   детьми,   корректировать   методику   воспитательной   работы,   через коррекцию.   На   основе   диагностики,   воспитатель   имеет   возможность   быстро реагировать на изменения в уровне воспитанности обучающихся воспитанников. В системе   прогнозирования   результатов   воспитательной   работы   проводится обобщающая  или итоговая диагностика, в конце учебного года. Она даёт основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года.   Содержание   диагностики   зависит   от   возраста   воспитанников.   В   качестве эталонных   показателей   воспитанности   используют   оценочные   критерии.   Критерии воспитанности – это  разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности.   1   балл   –   низкий   уровень   (слабо   развиты   положительные   качества,   редко Показатели уровня воспитанности: проявляются);  2 балла – средний уровень (достаточно развиты положительные качества, но не  всегда проявляются);  3 балла – высокий уровень (хорошо развиты положительные качества и часто  проявляются).   Цель программы    :          Создание   педагогических   условий   для   выявления   качества   воспитанности обучающихся   воспитанников   и   определения   эффективности   воспитательного процесса.   Задачи:  1. Подбор литературы и методик по изучению личности. 2. Повышение компетентности в выявлении качеств воспитанности через изучение методической литературы. 3. Создать   педагогические   условия   для   выявления   и   развития   положительных качеств воспитанников.  4. Предупредить   развитие   отрицательных   качеств   воспитанников   через мониторинг воспитанности обучающихся воспитанников. Предполагаемый результат:   Своевременная   помощь   воспитанникам:   положительные   качества   поддержать   и   в дальнейшем   продолжать   развивать,   через   коррекцию   устранять   отрицательные качества.           Программа, предлагаемая,  как  любой  теоретико –  прикладной  конструкт  не свободна от недостатков. Педагог пользователь может в рамках авторских концепций (либо через качество, либо через отношение) дополнить список теми компонентами воспитанности,   которые   отражают   своеобразие   воспитательной   системы   данного учебного заведения или самого воспитателя.      Какие методы может использовать воспитатель для определения уровня тех или иных качеств воспитанности обучающихся воспитанников?  Самая большая и популярная группа этих методов – это опросы. С их помощью выявляются ценностные ориентации воспитанников, знания, установки, отношения к сверстникам, окружающему миру и себе.   Метод  наблюдения  –   наиболее   доступный   способ   получения   знаний   о воспитанниках.  Метод  беседа  – обязывает прислушиваться к суждениям окружающих ребёнка, чтобы правильно определить сущность формирующейся личности.   Метод анкетирования – позволяет выяснить не только мнение воспитанников по интересующим   вас   вопросам,   но   и   выявить   их   склонности,   связи,   оценочные суждения.  Метод  суждения   взглядов,   позиций.  Форма   данного   метода   позволяет обращаться к воспитанникам с просьбой, высказать своё мнение, дать совет, как относиться к определённому явлению, поведению, проблеме.  Метод  социометрического   выбора.   Этот   метод   помогает   проникнуть   во взаимоотношения одноклассников, выявить разные микрогруппы, неформальных лидеров, а также личную позицию ребёнка в коллективе сверстников.  Метод  ранжирования  –   это   расположение   по   значимости   (по   рангу). Используется   для   выяснения   ценностных   ориентаций   воспитанников,   какие качества ценят в людях. При   составлении   Программы   использовались   методики   Г.А.Карповой, Л.М.Фридмана, Рене Жиля и других авторов. Диагностическая программа изучения уровней воспитанности учащихся 5 – 9 классов № п/п 1 Патриотизм Показатели  воспитанности 2 Интернационализм. 3 Ответственность,  гражданская позиция 4 Бережливость Признаки проявления разных уровней воспитанности 3 – высокий 2 – средний Интересуется историей и  культурой Родины, любит её,  ведёт историко­патриотическую  работу Интересуется историей и  культурой Родины, любит её,  участвует в историко­ патриотической работе Проявляет интерес и уважение к  людям другой национальности, их куль туре и традициям.  Пресекает неуважительное  отношение к национальным  традициям и культуре, людям  других национальностей Хорошо знает права и  обязанности гимназиста, права  ребёнка согласно Декларации  прав ребёнка, конституционные  права гражданина России и  поступает в соответствии.  Занимает активную позицию в  пресечении нарушений  дисциплины Не портит гимназического  имущества, бережливо относится  к природе. Активен в  поддержании чистоты и порядка  в гимназии. Активен в ремонте Проявляет интерес и уважение к  людям другой национальности, их культуре и традициям Знает права и обязанности  гимназиста, права ребёнка  согласно Декларации прав  ребёнка, конс­ титуционные права гражданина  России, чаще поступает в  соответствии с правами и  обязанностями, но склонен  делать нарушения Бережёт личное и гимназическое  имущество, бережливо относится  к природе. Участие в поддер­ жании чистоты, порядка в  гимназии, в ремонте гимназии  принимает при побуждении 1 – низкий Мало интересуется историей  Родины, пренебрежительно  относится к истории и культуре  страны, историко­ патриотическую работу выполняет под контролем Не проявляет интереса к культуре и традициям другой  национальности. Не дружит с  людьми другой национальности,  терпимо относится в обществе Недостаточно знает правовые  документы гимназии, государства. Нарушает дисциплину и порядок.  Требует постоянного контроля Неряшлив, требует постоянного  контроля в поддержании чистоты  и порядка. Принимает участие в  ремонте только при наличии  контроля старших 5 Любознательность 6 7 Трудолюбие Гуманность 8 Целеустремлённость 9 Воля 10 Идейная  устремлённость 11 Совесть Осознаёт личную и общественную значимость знаний. Активен во  внутригимназических, районных  олимпиадах, конкурсах, смотрах Осознаёт личную и общественную ценность труда, проявляет  творчество в труде Пресекает грубость, недобрые  отношения к людям, заботится об окружающих. Помогает  одноклассникам и младшим  товарищам в учёбе Осознаёт, кем и каким хочет  стать. Стремится к знаниям в  сфере выбранной профессии Имеет власть над собой,  управляет своими действиями  сознательно, упорен, настойчив в  деятельности, в преодолении  встречающихся препятствий Приверженность человека  определённой идее, исходя из неё он совершает поступки,  служению ей посвящает свою  жизнь Сознание моральной  ответственности за своё  поведение и пос­ тупки перед окружающими  людьми, обществом. Поведение в  соответствии с  общечеловеческим убеждениями,  Осознаёт личную и общественную значимость знаний, учится в меру своих сил. Принимает участие в  конкурсах, олимпиадах. В меру  читает Осознаёт личную и общественную ценность труда, исполнителен в  труде Заботится об окружающих,  помогает в учёбе, но не пресекает грубость других Осознаёт, кем и каким хочет  стать, но упорства в достижении  цели не проявляет Имеет власть над собой,  сознательно управляет своими  дейст­ виями, но нуждается время от времени в поддержке и участии  окружающих Привержен определённой идее  под влиянием старших Не осознаёт значение знаний,  учится не в полную меру своих  сил, участвует в познавательной  деятельности, но только под на­ пором Трудится при наличии  побуждений и контроля со  стороны взрослых. Помогает окружающим при  побуждении. Бывает  недоброжела­ телен, груб Чётко не представляет, кем и  каким хочет стать,  Прислушивается к советам  взрослых и родителей Нарушает дисциплину, не может  объяснить свои действия. Любое  дело доводит до конца при по­ буждении и контроле  окружающих Не имеет определённой идеи,  мечется под влиянием  окружающих Способен осознать  безнравственность своих  поступков и в последующем не  совершать их Очень трудно воспринимает за­ мечания по поводу своего  безнравственного поведения.  Требует постоянного контроля со стороны окружающих взглядами 12 Требовательность к  себе, стремление к  самосовершенствовани ю Объективно оценивает свои  познавательные возможности и  черты характера. Настойчиво  работает над собой Объективно оценивает свои  познавательные возможности и  черты характера. Работает над  собой недостаточно Несамокритичен, самооценка  завышена, работать над собой не  умеет, нуждается в постоянной  стимуляции со стороны окружа­ ющих Цветовое обозначение: высокий – 3 балла, средний – 2 балла, низкий – 1 балл. Способы  оценки эффективности воспитательного процесса для воспитанников  5 класса Название методик используемых в работе  Методика «Лесенка»       автор Г.А.Карпова  Методика «Путешествие»      автор Л.М.Фридман   Диагностическая игра  «Справедливость»     автор Л.М.Фридман     Рисуночный тест «Моя семья»  Методика Рене Жиля  Опросник «Знаю ли я своих  товарищей?»  Методика «Что такое хорошо, что  такое плохо?» Инструментарий  Заполнение бланка с целью выявления  уровня самосознания воспитанников.  Ответы на вопросы с заполнением бланка с  целью определения круга предпочитаемых  лиц, обосновать причины.  Обсуждение рассказа «Чашка» с целью  выявления правильности понимания  воспитанниками категории «справедливость».  Через рисунок воспитанников отслеживается  то, как себя чувствует ребёнок в семье, как  оценивает своё место в ней.   Предлагаются для работы картинки с  ситуациями с целью выявления особенностей  межличностных отношений воспитанников.   Через ответы на вопросы выявляются  ценностные ориентации и нравственные  идеалы воспитанников.  Анкетирование с целью установления  нравственных представлений воспитанников о чуткости, принципиальности, честности,  справедливости, ответственности. Способы  оценки эффективности воспитательного процесса для воспитанников  6 класса Название методик используемых в работе Инструментарий  Методика «Математика и вежливость»      автор Л.М.Фридман   Диагностическая игра «Билет в кино»     автор Л.М.Фридман  Тест «Добры ли Вы?»  Рисуночный тест «Я в школе»  Методика Рене Жиля  Метод «Фантастический выбор»  Методика «Что мы ценим в  человеке?»  Решение задачи с целью выявления  правильности понимания воспитанниками  слов «вежливость», «чуткость».  Ответы на вопросы с заполнением таблицы с  целью выявления представлений учащихся о  товариществе.  Тест проводиться с целью выявления  самооценки доброго отношения к  окружающим.  Через рисунок воспитанников отслеживается  то, что им нравится в школе, как себя  чувствует ребёнок в школе, как оценивает  своё место в ней.   Предлагаются для работы картинки с  ситуациями с целью выявления особенностей  межличностных отношений воспитанников.   Через высказывания воспитанников  выявляются соотношения духовных и  материальных интересов, потребительских и созидательных, эгоистических и  коллективистских.  Через выполнение задания, выявляются  ценностные ориентиры и нравственные идеалы воспитанников. Способы  оценки эффективности воспитательного процесса для воспитанников  7 класса Название методик используемых в работе Инструментарий  Методика «Рассказ с ошибками» /1  вариант      автор Л.М.Фридман   Опросник «Знаю ли я свои  обязанности?»  Методика «Круг»      автор Г.А.Карпова  Опросник коммуникативных умений  Тест «Самооценка коллективизма»      автор Л.М.Фридман   Метод «Альтернативный тезис»  Метод «Недописанный тезис»  Предлагается рассказ в котором допущены  автором ошибки с целью выявления знаний  поведенческих навыков воспитанников. Задаются вопросы, через ответы выявляются  знания воспитанников о своих обязанностях.  Через заполнение бланка выявляется уровень   самооценки воспитанников  Опросник проводится с целью выявления  самооценки умений общаться  воспитанников  с людьми.  Через выбор ответов воспитанников  выявляется самооценка коллективизма.  Применяется для контроля  формирования  мировоззренческих отношений  воспитанников.  Воспитанникам необходимо дополнить  незаконченный тезис с целью выявления  умений объектировать установку на  ценностное отношение к своему «Я». Способы  оценки эффективности воспитательного процесса для воспитанников  8 класса Название методик используемых в работе Инструментарий  Тест «На сколько Вы ответственны?»  Методика «Образы «Я» / 1 вариант     автор Г.А.Карпова  Методика «Рассказ с ошибками» / 2  вариант      автор Л.М.Фридман  Через выбор ответов отслеживается   самооценка ответственности воспитанников Заполняется бланк с целью выявления  самооценки, самосознания собственной  мотивации воспитанников  Предлагается рассказ с ошибками с целью  выявления знаний поведенческих навыков  воспитанников.  Метод «ТАТ»  Недописанный рассказ  Метод «Нравственно –  ориентационное единство группы»  Тест «Эгоцентрических ассоциаций»      автор Г.А.Карпова  Предлагаются карточки с ситуацией,  необходимо дорисовать ситуацию и озвучить  её с целью выявления у воспитанников  коммуникативных навыков.  Предлагаются для работы предложения с  ситуацией, необходимо дописать с целью  выявления у воспитанников  коммуникативных навыков.  Через выполнение задания определяется  степень нравственного единства, духовной  консолидации ученического коллектива.  Воспитанникам необходимо дополнить  незаконченное предложение с целью  выявления умений объектировать установку  на ценностное отношение к своему «Я» Способы  оценки эффективности воспитательного процесса для воспитанников  9 класса Название методик используемых в работе  Методика «Самооценка скромности»  Методика «Образы «Я» /2 вариант      автор Г.А.Карпова  Опросник – тест «На сколько Вы  любознательны?»  Рисуночный тест «Автопортрет»  Тест «На сколько Вы конфликтны?»  Метод «Что мы ценим в людях»      автор Л.М.Фридман  Методика диагностики локуса  контроля автор Г.А.Карпова  Тест «Готовность к  профессиональному  самоопределению» Инструментарий  Через заполнение анкеты выявляется   самооценка скромности воспитанников. Заполняется бланк с целью выявления  самооценки, самосознания собственной  мотивации воспитанников.  Воспитанники отвечают на вопросы с целью  выявления уровня любознательности,  мотивации учения воспитанников.  Через рисунок воспитанников отслеживается  отношение к самому себе.  Через выбранные ответы выявляется уровень  конфликтности воспитанников в различных  ситуациях.   Через выполнение задания отслеживаются  ценностные ориентиры и нравственные идеалы воспитанников.  Опросник проводится с целью самоанализа  жизненных ориентиров воспитанников.  Через тест выявляется готовность к  профессиональному самоопределению  воспитанников Литература 1. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. М., 1989. 2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М.,1990. 3. Вицплак Г. Оценка поведения и характеристика учащихся. М., 1986. 4. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. М., 1989. 5. Грищенко Л.А., Алмазов Б.Н. Психология отклоняющегося поведения и задачи  педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся. Свердловск, 1987. 6. Изучение личности школьника учителем. М., 1991. 7. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991. 8. Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. Л.,  1989. 9. Карпова Г.А. Методы педагогической диагностики Екатеринбург, 2001. 10. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика взаимоотношений «Учитель ­ ученик».  Екатеринбург, 1998. 11. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика воспитанности и ценностных ориентаций  школьников. Екатеринбург, 2001. 12. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика отклоняющегося поведения. Екатеринбург, 1998. 13. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика поведения учащихся. Екатеринбург, 2001 14. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика самосознания учащихся. Екатеринбург, 2000. 15. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика семьи. Екатеринбург, 1999. 16. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика учебной мотивации. Екатеринбург, 1999. 17. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика ученического коллектива. Екатеринбург, 1999. 18. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика эмоционального самочувствия школьников.  Екатеринбург, 1997. 19. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992. 20. Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми. М., 2001. 21. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика. М., 1981. 22. Педагогическая диагностика. Минск, 1987. 23. Рычкова Н.А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, психопрофилактика и  коррекция. М., 2001. 24. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988. 25. Формирование личности старшеклассника. М., 1989. 26. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1990.

ПРОГРАММА изучения личности воспитанников

ПРОГРАММА изучения личности воспитанников

ПРОГРАММА изучения личности воспитанников

ПРОГРАММА изучения личности воспитанников

ПРОГРАММА изучения личности воспитанников

ПРОГРАММА изучения личности воспитанников

ПРОГРАММА изучения личности воспитанников

ПРОГРАММА изучения личности воспитанников

ПРОГРАММА изучения личности воспитанников

ПРОГРАММА изучения личности воспитанников

ПРОГРАММА изучения личности воспитанников

ПРОГРАММА изучения личности воспитанников

ПРОГРАММА изучения личности воспитанников

ПРОГРАММА изучения личности воспитанников

ПРОГРАММА изучения личности воспитанников

ПРОГРАММА изучения личности воспитанников

ПРОГРАММА изучения личности воспитанников

ПРОГРАММА изучения личности воспитанников

ПРОГРАММА изучения личности воспитанников

ПРОГРАММА изучения личности воспитанников

ПРОГРАММА изучения личности воспитанников

ПРОГРАММА изучения личности воспитанников

ПРОГРАММА изучения личности воспитанников

ПРОГРАММА изучения личности воспитанников

ПРОГРАММА изучения личности воспитанников

ПРОГРАММА изучения личности воспитанников

ПРОГРАММА изучения личности воспитанников

ПРОГРАММА изучения личности воспитанников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2019