Программа "Керамика"
Оценка 4.6

Программа "Керамика"

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
Междисциплинарный 3
4 кл—11 кл +1
23.02.2019
Программа "Керамика"
Программа "Керамика" для детских художественных школ, а так же для системы дополнительного образования, работа с глиной, обжиг, роспись ангобами, глазурями. Региональный компонент. Программа рассчитана на четыре года 3- 4-5-6 классы (в художественной школе, семилетнее обучение). В системе образования, можно сделать предпрофильное обучение.
керамика.docx
Программа по учебному предмету Скульптура Невьянск  2018      Структура программы учебного предмета    I. Пояснительная записка ­ Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном  процессе.   ­ Срок реализации учебного предмета.  ­ Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом.  образовательного учреждения на реализацию учебного предмета.  ­ Форма проведения учебных аудиторных занятий.  ­ Цели и задачи учебного предмета.  ­ Обоснование структуры программы учебного предмета.  ­ Методы обучения.   ­ Описание материально­технических условий реализации учебного предмета.    II. Содержание учебного предмета        Сведения о затратах учебного  времени.  Годовые требования по классам.    III. Требования к уровню подготовки обучающихся  IV. Формы и методы контроля, система оценок       ­ Аттестация: цели, виды, форма, содержание.   ­ Критерии оценки.    V. Методическое обеспечение учебного процесса  ­ Методические рекомендации педагогическим работникам.  ­ Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.    VI. Средства обучения    VII. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы   ­ Список рекомендуемой методической  литературы.  ­ Список рекомендуемой учебной литературы.                1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА    Характеристика   учебного   предмета,   его   место   и   роль     в образовательном   процессе   Программа   учебного   предмета   «Скульптура» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным   предпрофессиональным общеобразовательным программам в   области   изобразительного   искусства   «Живопись»,   «Декоративно­ прикладное творчество».   Учебный   предмет   «Скульптура»   дает   возможность   расширить   и дополнить образование детей в области изобразительного искусства, является одним   из   предметов   обязательной   части   предметной   области «Художественное творчество».  Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.  Предметы обязательной части дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной   программы   в   области   изобразительного   искусства «Живопись»,   а   именно:   «Основы   изобразительной   грамоты»,   «Прикладное творчество», «Скульптура» ­  взаимосвязаны,  дополняют  и  обогащают   друг друга.   При   этом   знания,   умения   и   навыки,   полученные   учащимися   на начальном   этапе   обучения,   являются   базовыми   для   освоения   предмета «Скульптура».   Особенностью   данной   программы   является   сочетание   традиционных приемов   лепки   глиной   с   дальнейшим   ее   декорированием   различными методами,   что   активизирует   индивидуальную   творческую   деятельность учащихся.   Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.     Срок реализации учебного предмета    Учебный предмет «Скульптура» реализуется при 4­летнем сроке  обучения в 4­7 классах.    Объем   учебного   времени,   предусмотренный   учебным   планом образовательного   учреждения   на   реализацию   учебного   предмета.     Общая трудоемкость учебного предмета «Керамика» при 4 летнем сроке обучения составляет 288 часов.    5     Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки  Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации Всего часов в неделю 2 2 2 2 КЛАССЫ Вид промежуточной  аттестации  5 4 зачет зачет 6 зачет 7 экзамен Форма проведения учебных аудиторных занятий    Занятия   по   предмету   «Скульптура»   и   проведение   в   форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.  Мелкогрупповая   форма   занятий   позволяет   преподавателю   построить процесс   обучения   в   соответствии   с   принципами   дифференцированного   и индивидуального подходов.  Цели учебного предмета Целями учебного предмета «Скульптура» являются:  1. Создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно­нравственного развития детей.  2. Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте.  3.  Формирование   у   детей     школьного   возраста   комплекса   начальных знаний,   умений   и   навыков   в   области   художественного   творчества, позволяющих   в   дальнейшем   осваивать   учебные   предметы   дополнительной предпрофессиональной   общеобразовательной   программы   в   области изобразительного искусства «Живопись».       Задачи учебного предмета    1. Знакомство с оборудованием и пластическими материалами: стеки, ножи,  специальные валики, фактурные поверхности, глина).   2. Знакомство со способами лепки простейших форм и предметов.  3. Формирование понятий  «скульптура», «объемность», «пропорция»,  «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой  обзор», композиция».  4. Формирование умения наблюдать предмет, анализировать его объем,  пропорции, форму. 5. Формирование умения передавать массу, объем, пропорции, характерные  особенности предметов.  6. Формирование умения работать с натуры и по памяти.  7. Формирование умения применять технические приемы лепки рельефа и  росписи.  8. Формирование конструктивного и пластического способов лепки.    Обоснование структуры программы    Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:  ­ сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;  ­ распределение учебного материала по годам обучения;  ­ описание дидактических единиц учебного предмета;  ­ требования к уровню подготовки обучающихся;  ­ формы и методы контроля, система оценок;  ­ методическое обеспечение учебного процесса.  В   соответствии   с   данными   направлениями   строится   основной   раздел программы «Содержание учебного предмета».  Методы обучения  Для   достижения   поставленной   цели   и   реализации   задач   предмета используются следующие методы обучения:   ­ словесный (объяснение, беседа, рассказ);   ­ наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);   ­ практический;   ­эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).  Предложенные   методы   работы   в   рамках   предпрофессиональной образовательной   программы   являются   наиболее   продуктивными   при реализации   поставленных   целей   и   задач   учебного   предмета   и   основаны   на проверенных   методиках   и   сложившихся   традициях   изобразительного творчества. Описание материально­технических условий реализации учебного предмета  Каждый  обучающийся  обеспечивается   доступом  к   библиотечным фондам   и   фондам   аудио   и   видеозаписей   школьной   библиотеки.   Во   время самостоятельной   работы   обучающие   я   могут   пользоваться   сетевыми ресурсами для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.   Библиотечный   фонд   укомплектовывается   печатными   и   электронными изданиями   основной   и   дополнительной   учебной   и   учебно­методической литературы по специфике предмета. Мастерская для занятий лепкой должна быть оснащена удобной мебелью (столы и стуль), подиумами, натюрмортными столиками, компьютером, интерактивной доской.    2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  Содержание учебного предмета «Скульптура» построено с учетом    возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их  пространственного мышления.    УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ  4 класс №  темы Вид Учебная нагрузка 2 1.1  Вводный урок. Беседа по истории освоения  человечеством керамики. 1.2 Метод лепки  «Вытягивание,  декорирование  скульптурным методом». 1.3 Скульптура малых форм. Игрушка­сувенир. Мир  рыб, птиц и животных. Изучение основных свойств  глины (пластичность,  спекаемость, усадка,  огнеупорность, цвет и др.) Практический показ лепки  солонки и колокольчика. Показ аналоговых изделий.   1.4 Декорирование  Отмывка и локальная роспись  акриловыми красками. 1.5. Метод лепки «Из жгута». Определение метода.  живописным методом. Практический показ лепки  солонки и карандашницы. Практический показ лепки  вазочки и  светильника(подсвечника).   Приемы декорирования  скульптурным методом, показ  аналоговых изделий Роспись акриловыми красками.  1.6. Метод лепки «Из  пласта». Определение  метода. 1.7. Декорирование  живописным методом. 72 часа 10 22 12 10 10 6 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ  5 класс № темы Вид 2.1 Вводная беседа  «Народная керамическая игрушка». 2.2 Беседа «Абашевская,  Каргопольская,  Филимоновская и  Дымковская игрушка». 2.3 Беседа «Абашевская  керамическая игрушка». 2.4. Лепка Абашевской  игрушкисвистульки. 2.5. Новогодняя тема «Лепка авторской игрушки на  основе Абашевской». 2.6. Беседа. «Особенности  росписи Абашевской  игрушки». 2.7 Беседа «Декоративная  ваза». «Декоративная ваза». 2.8 2.9. Беседа «Плакета». 2.1 0 Беседа. «Особенности  росписи вазы и плакеты». Основные центры, условия  возникновения и развития  промыслов.   Показ изделий, сравнительный  анализ.   Стилистические особенности,  техника лепки.  Урок игра Собака, корова, олень, петух,  баран. Эскизирование на бумаге,  работа в материале Практический показ росписи  акриловыми красителями. Лепка методом «Из жгута».  Показ аналоговых изделий. Творческая работа,  эскизирование на бумаге,  практическая лепка вазы. Лепка методом «Из жгута».  Сюжеты Фауна и флора.  Творческая работа,  эскизирование на бумаге,  практическая лепка плакет. Практический показ приемов  росписи ангобами красками.   Общий  объем  времени  в часах 2 6 2 10 10 4 6 12 12 6 72 часа 3 ГОД ОБУЧЕНИЯ     6 класс № темы Вид 3.1. Вводная беседа  «Изразец». 3.2. «Изразец». Копия. 3.3. «Керамическое панно». 3.4. Беседа «Особенности  росписи изразца и  рельефных панно». 3.5. Беседа «Декоративная  ваза». 3.6. «Декоративная ваза». 3.7. Беседа «Керамическая  посуда». 3.8. Декорирование  живописным методом. 72 Виды изразцов: плоские и  рельефные. Технология  изготовления рельефного  изразца Выбор образца для  копирования, изготовление  картона, практическая лепка  модели изразца. Творческая работа, лепка  авторского панно на основе  изученных изразцов.    Практический показ росписи.   Лепка методом «Из пласта» или «Из пластов». Показ и анализ  аналоговых изделий.   Творческая работа.  Эскизирование на бумаге.  Практическая лепка вазы. Лепка методом  «Из пластов».  Показ аналоговых изделий  (сахарница, конфетница,  заварной чайник). Лепка  авторских изделий.   Практический показ росписи  изделий. Роспись вазы и посуды. Общий  объем  времени в часах 2 10 18 6 6 14 12 4 4 ГОД ОБУЧЕНИЯ   7 класс   № темы Вид 4.1. Беседа «Скульптура  4.3 4.4 малых форм». Творческая работа,  лепка авторских изделий. Сюжеты: мир животных,  человек, техника «Скульптура малых  форм». 4.5 Декорирование  живописным методом 4.6 Беседа «Использование  гипсовых форм при  лепке керамических  изделий». 4.7 Беседа «Керамический  значок». 4.8 «Керамический значок». 4.9 Беседа «Изготовление  4.1 0 4.1 1 4.1 2 гипсовой формы». Отминка значков по  гипсовой форме. Вариативность в росписи значков. Трехмерная композиция  «Преобразование  природных форм». 4.1 Художественный образ  Общий  объем  времени в  часах 4 6 10 12 2 2 8 2 2 8 Лепка фигуры человека.  Авторская работа.   Эскизирование на бумаге Эскизирование в материале.  Практическая лепка авторских  фигур. Практический показ приемов  росписи фигур. теория Виды значков: плоский,  рельефный. Технология –  модель, форма, изделие. Творческая работа.  Эскизирование на бумаге.  Практическая лепка модели  значка Практический показ. Практический показ. Акриловые красители, лаки «Преобразование природных  форм». Декорирование изделий  ангобами. Трехмерная композиция.   10 2 человека в историческом или мифологическом  аспекте.  72 часа 3   ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ    Первый год обучения  1.1.Тема:  Вводная беседа по истории освоения человечеством керамики. Возникновение керамики   в   древности,   широкое   распространение   по   миру.   Утилитарное назначение,   предметы   религиозного   культа   и   тд.   Керамика   в   современном мире. Предмет «Керамика». Оборудование и порядок работы в мастерской керамики.   Знакомство   с   глиной,   ее   физическими   и   химическими свойствами(пластичность, спекаемость, усадка, огнеупорность). Знакомство с инструментами(стеки,   резаки,   петли   и   др.)   Организация   рабочего   места. Самостоятельная работа:закрепление теоретического материала.  1.2. Тема:  Метод лепки «Вытягивание из целого куска», декорирование скульптурным методом.   Формирование   умения   создавать   несложную   форму   «Солонка», «Колокольчик»   из   целого   куска   путем   вытягивания.   Знакомство   с выразительными   средствами   предмета   «Керамика».   Практический   показ лепки солонки и колокольчика. Выполнение предварительных упражнений на изготовление простых элементов: жгут, шарик, колбаска, сплющенный шарик и   др.   Формирование   умения   комбинировать   простые   формы   при декорировании   изделия.   Самостоятельная   работа:   выполнение   зарисовок несложных орнаментов из простых элементов.  1.3. Тема:  Скульптура   малых   форм.   Изготовление   игрушки­сувенира.   Знакомство   с объемом   и   первоначальные   навыки   передачи   объема.   Мир   рыб,   птиц   и животных.   Формирование   умения   перерабатывать   природные   формы, развитие   наблюдательности,   фантазии,   образного   мышления.   Творческое задание:   «Птица»,   «Рыбка»,   «Животное».   Эскизирование   на   бумаге. Самостоятельная   работа:   выполнение   набросков   и   зарисовок   ­   «Птица», «Рыбка», «Животное». 1.4. Тема:  Декорирование живописным методом. Локальный цвет и его оттенки. Развить умение   смешивать   цвета   для   получения   различных   оттенков.   Отмывка   и локальная   роспись   акриловыми   красками.   Практическая   работа:   роспись обожженных изделий. Воспитание терпения и аккуратности. Самостоятельная работа: Работа с книгой. Цвет в работах известных мастеров.  1.5.Тема:  Метод   лепки   «Из   жгута».   Практический   показ   лепки   солонки   и карандашницы.   Показ   аналоговых   изделий.   Закрепление   ранее   изученных приемов   декорирования   скульптурным   методом   и   изучение   новых. Знакомство   с   фактурами.   Способы   выполнения   различных   фактур. Упражнения   на   оттиски   различных   поверхностей(природные   материалы, ткани,   мелкие   предметы).   Упражнения   на   выполнение   фактур   с   помощью различных   инструментов(стеки,   гребни,   зубные   щетки   и   т.д.).   Выполнение разного характера линий. Развитие наблюдательности, образного мышления, мелкой моторики. Самостоятельная работа:выполнение эскиза к творческому заданию.  1.6. Тема:  Метод   лепки   «Из   пласта».   Практический   показ   лепки   простой цилиндрической   формы.   Вазочка   и   подсвечник.   Формирование   умения равномерно раскатывать глиняную массу посредством скалки и специального станка.   Эскизирование   на   бумаге.   Применение   ранее   изученных   приемов декорирования.   Развитие   образного   мышления,   способность   передать характер формы. Самостоятельная работа: Выполнение зарисовок силуэтов светильников и ваз сложной формы.  1.7.  Тема:    Продолжить   знакомить   с Декорирование   живописным   методом. особенностями   росписи   акриловыми   красителями.   Формирование способности   добиваться   выразительности   образа,   развитие   фантазии, воображения. Стремиться к цельности в которой сочетается колористическое решение   и   форма   изделия.   Практическая   работа:   роспись   обожженных изделий   «Солонка»,     «Светильник». Самостоятельная   работа:   просмотр   иллюстративного   материала,   открыток, фотографий аналоговых изделий.       «Карандашница»,     «Вазочка», Второй год обучения.  5 класс 2.1. Тема:  «Народная   керамическая   игрушка».   Вводная   беседа.   Познакомить   с основными   центрами   производства,   условиями   возникновения   и   развития. Роль и место в современном искусстве. Вызвать интерес и воспитать любовь к народным традициям. Практическая работа:    эскизирование на бумаге, в материале. Самостоятельная работа: закрепление и осмысление изученного материала.  2.2. Тема:  «Абашевская, Каргопольская, Филимоновская и Дымковская игрушка». Показ изделий.   Беседа.   Формирование   навыков   сравнительного   анализа   изделий различных   промыслов.   Знакомство   и   практическая   лепка   свисткового приспособления   Абашевской   игрушки.   Воспитание   аккуратности   при выполнении   задания.   Самостоятельная   работа:   зарисовки   игрушек   разных промыслов.  2.3. Тема:    Освоение   техники   лепки. «Абашевская   керамическая   игрушка». Практический показ лепки фигуры животных: собака, корова, олень, петух, баран. Формирование умения предельно обобщать форму, сохраняя при этом индивидуальные особенности разных животных. Развитие мелкой моторики. Самостоятельная работа: выполнение эскиза глиняной игрушки.     2.4.Тема:  Лепка Абашевской игрушки­свистульки. Практическая  работа в материале. Собака,   корова,   олень   и   др..   Дальнейшее   формирование   понятия «декоративность»,   «стилизация».   Закрепление   навыков   лепки   методом «Вытягивание».  Самостоятельная работа: работа с книгой.  2.5. Тема:  Лепка   авторской   игрушки   на   основе   Абашевской.   Формирование   умения перерабатывать изученный ранее материал при создании авторского изделия. Эскизирование на бумаге. Работа в материале. Развитие фантазии, образного мышления,   художественного   вкуса.     Самостоятельная   работа:   выполнение эскиза.  2.6. Тема:  Беседа   «Особенности   росписи   Абашевской   игрушки».   Выявление характерных   особенностей   росписи.   Своеобразие   колористического   ряда. Практический   показ   росписи.   Закрепление   понятиялокальный   цвет, применение   золота   и   серебра.   Дальнейшее   закрепление   навыков   работы акриловыми   красителями   при   росписи   изделий.   Пробуждение   интереса   к народным традициям, родной культуре. Самостоятельная работа: упражнения по технике росписи.   2.7. Тема:  Беседа «Декоративная ваза». Лепка методом « Из жгута» . Показ аналоговых изделий  выполненных   художниками­керамистами,  а  также   образцы   лучших детских   работ   прошлых   лет.   Воспитание   художественного   вкуса,   любви   к прекрасному. Самостоятельная работа: работа с книгой.   2.8. Тема.  «Декоративная   ваза».   Творческая   работа.   Эскизирование   на   бумаге. Формирование навыков поэтапной работы(составление эскиза, набор общих масс,   декорирование   изделия).   Дальнейшее   освоение   метода   лепки   «Из жгута».   Умение   добиваться   идентичности   между   замыслом   и   конечным результатом   в   работе.   Развитие   фантазии,   образного   мышления,   навыков декорирования   изделий.   Самостоятельная   работа:   разработка   эскиза «Декоративная ваза».   2.9. Тема:  «Декоративная   плакета».   Лепка   методом   «Из   жгута».   Сюжеты:   фауна   и флора.   Эскизирование   на   бумаге,   практическая   лепка   плакет.   Дальнейшее формирование   умения   работать   с   полуобьемным   изображением.   Развитие наблюдательности,   умение   работать   с   природными   формами. Самостоятельная работа. Зарисовки по теме: фауна и флора.  2.10. Тема:  «Особенности росписи вазы и плакет». Беседа. Практический показ приемов росписи акриловыми красителями. Развитие фантазии, аккуратности. Умение добиваться   гармоничных   цветовых   комбинаций.   Стремиться   к   взаимосвязи между формой изделия и его колористическим решением. Самостоятельная работа:  упражнения по поиску  разнообразных колористических  решений.  Третий год обучения. 6 класс  3.1. Тема:  «Изразец». Вводная беседа.  Историческая справка. Виды изразцов: плоские и рельефные.   Технология   изготовления   рельефного   изразца.   Упражнение   по раскатке   пласта   заданного   параметра.   Практический   показ   лепки   изразца. Приобщение   к   художественным   традициям   родной   культуры. Самостоятельная   работа:   работа   с   иллюстративным   материалом,   подбор изображений по заданной теме.   3.2. Тема:  «Изразец». Копия. Выбор образца для копирования. Изготовление картона. Знакомство   с   техникой   переноса   изображения   с   эскиза   на   материал. Практическая   работа   в   материале.   Развитие   глазомера.   Воспитание усидчивости, терпения.   Дальнейшее освоение приемов работы с рельефным изображением. Самостоятельная работа: анализ изученного материала.   3.3. Тема:  «Керамическое панно». Творческая работа. Лепка авторского панно на основе изученных   изразцов.   Эскизирование   на   бумаге.   Практическая     работа   в материале.   Умение   анализировать   и   запоминать   пройденный     материал, использовать эти знания при создании авторских изделий. Развитие фантазии, образного мышления. Самостоятельная работа: выполнение композиционных поисков для творческой работы.  3.4. Тема:  «Особенности   росписи   изразца   и   керамического   панно».   Беседа.   Показ аналоговых   изделий.   Практический   показ   росписи   обожженных   изделий акриловыми красителями. Дальнейшая отработка навыков росписи изделий. Формирование способности добиваться выразительности образа по средствам колористического   решения.   Воспитание   художественного   вкуса,   чувства меры. Самостоятельная работа: выполнение цветовых поисков для росписи изразца и керамического панно.  3.5. Тема:  «Декоративная ваза». Беседа. Лепка методом «Из пласта» или «Из пластов». Показ и анализ аналоговых изделий. Практический показ лепки. Дальнейшее совершенствование навыков при работе с пластом. Самостоятельная работа: работа с книгой.  3.6. Тема:  «Декоративная ваза». Творческая работа. Формирование навыков поэтапной работы (эскизирование на бумаге, набор общих масс, работа над деталями). Умение использовать полученные знания при создании авторских композиций. Закрепление   предыдущего   материала,   развитие   фантазии,   воображения, пространственного   художественного   мышления.   Выполнение   пластического решения   с   учетом   кругового   обзора.   Самостоятельная   работа:   выполнение эскиза по теме «Декоративная ваза».  3.7. Тема:  «Керамическая   посуда».   Творческая   работа.   Беседа.   Лепка   методом   «Из пластов».   Показ   аналоговых   изделий   (сахарница,   конфетница,   заварной чайник).  Эскизирование   на   бумаге.  Умение   передавать   пластику   объемных форм средствами лепки. Формирование умения создавать сложную объемную форму составным методом «Из пластов». Развивать умение видеть прекрасное в   окружающих   повседневных     вещах.   Применение   различных   приемов декорирования   (налепы,   тиснение).   Дальнейшее   формирование   понятия «декоративность». Самостоятельная работа: выполнение зарисовок посуды.   3.8. Тема:  Декорирование живописным методом. Роспись вазы и посуды. Практический показ росписи изделий. Тренировочные упражнения по технике росписи вазы и   посуды.   Развить   умение   передавать   взаимосвязь   между   живописным решением и формой изделия. Умение грамотно подбирать цвета. Дальнейшая отработка   навыков   росписи   изделия.   Самостоятельная   работа:   подбор иллюстративного материала, цветовые поиски по данной теме.   Четвертый год обучения.  7 класс 4.1.  Тема:  «Скульптура малых форм». Беседа. Показ аналоговых образцов, выполненных художниками­скульпторами.   Практический   показ   лепки   фигуры.   Умелое успользование всех ранее изученных методов ручной лепки. Формирование знаний   о   пропорциях   человеческой   фигуры,   отработка   навыков     передачи движения. Самостоятельная работа: просмотр книжных иллюстраций, подбор материала по теме.   4.2. Тема:  «Скульптура малых форм». Творческая работа. Лепка авторских изделий по теме:   мир   животных,   человек,   техника.   Эскизирование   на   бумаге. Формирование умения находить цельную форму изображаемой композиции в рамках   задуманного   образа.   Развитие   фантазии,   образного   мышления. Самостоятельная работа: завершение работы над эскизом.  4.3. Тема:  «Скульптура малых форм». Эскизирование в материале. Практическая лепка авторских   изделий.   Развитие   наблюдательности,   умение   выразить   то,   что особенно запомнилось. Умение поэтапно выстраивать работу(от составления эскиза   до   финальных   элементов   в   декорировании   изделия).Продолжить развивать   умение   передавать   характер   персонажей   по   средствам   лепки. Выяснить степень усвоения материала трех лет обучения. Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала по теме.  4.4. Тема:  Декорирование живописным методом. Практический показ приемов росписи фигур.   Дальнейшая   отработка   навыков   росписи   изделий.   Развитие способности по средствам цвета передавать выразительность фигур, умение сохранять   цельность   композиции   при   отработке   ее   отдельных   элементов. Воспитание   художественного   вкуса,   чувства   меры.   Самостоятельная работа:зарисовки отдельных элементов композиции, подбор иллюстративного материала по заданной теме.  4.5. Тема: Использование   гипсовых   форм   при   лепке   керамических   изделий.   Беседа. Практический показ различных видов работы с гипсовыми формами: техника отмина по гипсовой форме, техника отливки с гипсовой формы. Продолжить знакомить с разнообразием техник и приемов лепки, тем самым пробуждать интерес   к   предмету.   Самостоятельная   работа:   подбор   и   просмотр иллюстраций  работ выполненных с использованием гипсовых форм.   4.6. Тема:  «Керамический   значок».   Беседа.   Познакомить   с   видами   значков:   плоский, рельефный.   Изучить   технологию   изготовления   значка   ­   модель,   форма, изделие. Практический показ лепки модели значка.  Самостоятельная работа: просмотр иллюстраций и фотографий по теме – керамический значок.  4.7. Тема:  «Керамический значок». Творческая работа. Применение полученных знаний в   изготовлении   сувенира,   например,   значка.   Формирование   понятия   о декоративности,   выразительности   образа.   Выполнение   эскиза   на   бумаге, практическая   лепка   модели   значка.  Применение  в  работе   изученных  ранее фактур и приемов.Самостоятельная работа: выполнение эскиза   авторского значка.   4.8.  Тема:  «Изготовление гипсовой формы». Беседа. Практический показ с дальнейшим изготовлением гипсовой модели значка. Воспитание терпения, усидчивости. Соблюдение   технологических   особенностей   при   выполнении   задания. Самостоятельная   работа:   продолжение   работы   над   эскизом   авторского значка.    4.9. Тема:  «Отмин   значков   по   гипсовой   форме».   Практический   показ   и   дальнейшая работа   с   материалом.   Дальнейшее   формирование   умения   работать   с рельефным   изображением,   добиваться   аккуратности   в   работе. Самостоятельная работа: работа с книгой, продумывание колористического образа значка.  4.10. Тема:  Вариативность в росписи значков. Практическая роспись значков акриловыми красителями. Вариативность при подборе цветовой гаммы изделий. Поощрять творческий подход в работе. Умение применять полученные за четыре года знания   и  умения   в  создании   авторского   изделия.  Самостоятельная  работа: упражнения на отработку навыков росписи.  4.11. Тема: Преобразование   природных   форм.   Трехмерная   композиция.   Творческая работа.     Закрепление   приобретенных   знаний,   применение   их   в   творческой работе. Развитие навыков анализа формы и стилизации образа, умение видеть красоту природных форм.  Реализация художественного замысла посредствам композиционного   решения.   Развитие   способности   передавать выразительность   изображаемых   фигур,   умение   сохранять   цельность композиции   при   обработке   ее   отдельных   элементов.   Проверка   навыков поэтапной   работы:   составление   эскиза   на   бумаге,   эскиз   в   материале, практическая   лепка   изделия.   зарисовки растительных форм,  работа с иллюстративным материалом.    Самостоятельная   работа:   4.12. Тема:  Преобразование   природных   форм.   Декорирование   изделий   ангобами. Дальнейшее   знакомство   с   техникой   декорирования   керамики   цветом. Знакомство с ангобами. Приобретение навыков работы с ангобами. Умение сочетать цвет и форму, составлять узоры и орнаменты, умение гармонично разместить   их   в   заданном   формате.   Развитие   фантазии,   художественного вкуса, аккуратности. Самостоятельная работа: работа с книгой.   4.13. Тема:  Художественный   образ   человека   в   историческом   или   мифологическом аспекте. Трехмерная композиция. Беседа, выполнение зарисовок, составление эскиза   на   бумаге   и   в   материале,   практическая   лепка.   Развитие   навыков самостоятельной работы над образом, реализации художественного замысла посредствам   композиционного   решения.   Развитие   пространственного мышления,   творческого   воображения,   художественного   вкуса.   Воспитание терпения и усидчивости при выполнении длительных работ. Самостоятельная работа:   выполнение   зарисовок,   поисков,   которые   помогли   бы   найти пластическое решение. Художественный образ человека в историческом или мифологическом   аспекте.   Декорирование   цветом.   Эскиз   в   цвете. Самостоятельный   выбор   способа   декорирования   (клеевые     красители, ангобы),  выбор   цветовой   гаммы,  элементов   росписи   т.д.  Развитие   навыков декорирования изделий разными способами. Развитие фантазии, воображения, художественного   вкуса.   Воспитание   интереса   к   творческой   деятельности. Самостоятельная   работа:   сбор   подготовительного   материала,   изучение иллюстраций.     3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Раздел   содержит   перечень   знаний,   умений   и   навыков,   приобретение которых обеспечивает программа учебного предмета «Скульптура»:   1.   Знание   понятий   «скульптура»,   «объемность»,   «пропорция», «характер предметов»,  «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», композиция».  2. Знание оборудования и различных пластических материалов.  3.   Умение   наблюдать   предмет,   анализировать   его   объем,   пропорции, форму.  4.   Умение   передавать   массу,   объем,   пропорции,   характерные особенности предметов.  5. Умение работать с натуры и по памяти.  6.Умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи.            7. Навыки конструктивного и пластического способов лепки.  4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК   Аттестация: цели, виды, форма, содержание  Программа   предусматривает   текущий   контроль,   промежуточную аттестацию.   Промежуточная   аттестация   (зачет)   проводится   в   форме творческих   просмотров   работ   учащихся   за   счет   аудиторного   времени.   На просмотрах   учащимся   выставляется   оценка   за   полугодие.   Одной   из   форм текущего контроля может быть проведение отчетных выставок творческих работ   обучающихся.   Оценка   теоретических   знаний   (текущий   контроль), может   проводиться   в   форме   собеседования,   обсуждения,   решения тематических кроссвордов, тестирования.  Критерии оценок  Оценивание работ осуществляется по следующим критериям:    «5»   («отлично»)­  ученик   выполнил   работу   в   полном   объеме   с соблюдением   необходимой   последовательности,   составил   композицию, учитывая   законы   композиции,   проявил   фантазию,   творческий   подход, технически грамотно подошел к решению задачи;   «4»   («хорошо»)    ­     в   работе   есть   незначительные   недочеты   в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность;  «3»   («удовлетворительно»)  ­   работа   выполнена   под   руководством преподавателя,   самостоятельность   обучающегося   практически   отсутствует, работа выполнена неряшливо, ученик безынициативен.    5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Методические рекомендации педагогическим работникам  Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом   уровня   развития   детей.     Помимо   методов   работы   с   учащимися, указанными   в   разделе   «Методы   обучения»,   для   воспитания   и   развития навыков   творческой   работы   учащихся   программой   применяются   также следующие методы:  –   объяснительно­иллюстративные   (демонстрация   методических пособий, иллюстраций);  – частично­поисковые (выполнение вариативных заданий);  – творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);  –   исследовательские   (исследование   свойств   бумаги,   красок,   а   также возможностей других материалов);  –  игровые   (занятие­сказка,   занятие­путешествие,  динамическая   пауза, проведение праздников и др.).  Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала.    Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению   у   учащихся   заинтересованности   в   собственной   творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами мастеров,   Важной составляющей   творческой   заинтересованности   учащихся   является приобщение   детей   к   конкурсно­выставочной   деятельности   (посещение художественных   выставок,   проведение   бесед   и   экскурсий,   участие   в творческих мероприятиях).    народных   умельцев,   скульпторов,   керамистов. Несмотря на направленность программы на развитие индивидуальных качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить коллективные творческие задания. Это позволит объединить детский коллектив.  Рекомендации   по   организации   самостоятельной   работы обучающихся  Для   полноценного   усвоения   материала   учебной   программой предусмотрено ведение самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащихся   отводится   50%   времени     аудиторных   занятий,   которые выполняются в форме заданий (упражнения к изученным темам, рисование с натуры, эскизирование). Учащиеся имеют возможность посещать ремесленные мастерские   (скульптура,   керамика),   работать   с   книгой,   иллюстративным материалом в библиотеке. 6. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ  ­ материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;  ­ наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд   работ   учащихся,   настенные   иллюстрации,   магнитные   доски, интерактивные доски; ­ демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;  ­   электронные   образовательные   ресурсы:   мультимедийные   учебники, мультимедийные   универсальные   энциклопедии,   сетевые   образовательные ресурсы;  ­   аудиовизуальные:   слайд­фильмы,   видеофильмы,   учебные   кинофильмы, аудио­записи.    7. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ    Список рекомендуемой методической литературы  1. Бабанский Ю.А. Учет возрастных и индивидуальных особенностей в  учебно­воспитательном процессе. Народное образование СССР, 1982. ­ №7, с.  106­111  2. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. – М.: Владос, 2004.   с.66­74  3. Бурдейный М.А. Искусство керамики. ­ М.: Профиздат, 2005  4. Буткевич Л.М. История орнамента. – М.: Владос, 2003  5. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление: 1век дон.э. – 8 в. н.э. – М.: Искусство, 1977  6. Васильева Т.А. Развитие творческих способностей младших школьников  средствами скульптуры малых форм. Диссерт. на соиск. уч. степ. канд. пед.  наук. – М., 1998  7. Ерошенков И.Н. Культурно­воспитательная деятельность среди детей и  подростков. – М.: «Владос», 2004  8. Захаров А.И. Конструирование керамических изделий. Учебное пособие,  РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2004  9. Захаров А.И. Основы технологии керамики. Учебное пособие. – М.: РХТУ  им. Д.И.Менделеева, 2004, с.5­29  10. Керамика Абрамцева. Под ред. О.И.Арзуманова, В.А.Любартович,  М.В.Нащокина. ­ М.: Из­во «Жираф», 2000, с. 64­77 11. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. ­  М.: «Владос», 2002. с.6­15  12. Кузин В.С. Изобразительное искусство и основы его преподавания в  школе. Издание 3­е. – М.: «Агар», 1998. с. 179­184  13. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М.: Владос, 2004. с. 8­20 14. Малолетков В.А. Керамика. В 2­х частях. ­ М.: «Юный художник», 2000. 1­я  часть: с. 28­30, 2­я часть:  с.23­25 15. Мелик­Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. – М.:  «Искусство в школе», 1995, с.9­29 16. Моделирование фигуры человека.  Анотомический справочник./Пер. с англ. П.А.Самсонова – Минск, 2003, с.31,  36, 56  17. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в  школе. – М.: Просвещение, 1980  18. Русская народная игрушка. Академия педагогических наук СССР. – М:  Внешторгиздат, 1980, с.33­36  19. Русские художественные промыслы./Под ред. Поповой О.С. Каплан Н.И.  ­М.: Издательство «Знание», 1984, с.31­48.  20. Скульптура. История искусства для детей. – М.: «Росмэн». Под ред.  Е.Н.Евстратовой. 2002, с.8­17  21. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его  преподавания в начальной школе. – М.: Издат. центр «Академия», 1999, с.  246­250  22. Федотов Г.Я. Русская печь. – М.: Изд­во Эксмо, 2003, с. 140­144 23.  Фокина Л.В. Орнамент. Учебное пособие. – Ростов­на­Дону. «Феникс», 2000  с.51­56      Список рекомендуемой учебной литературы  1. Белашов А.М. Как рисовать животных. – М.:«Юный художник», 2002, с.3­ 15  2. Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Методика преподавания лепки в детском кружке. – М.: Издательство «Агар». 1998, с.26­28  3. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. – М.: Просвещение, 1979  4. Богуславская И. Русская глиняная игрушка. ­ Л.: Искусство,  Ленинградское отделение, 1975  5. Ватагин В.А. Изображение животного. Записки анималиста. – М.: «Сварог и К», 1999. с.129, 135, 150   6. Волков И.П. Учим творчеству. ­ М.: Педагогика, 1982 7. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. – М.: Просвещение, 1985  8. Лукич Г. Е. Конструирование художественных изделий из керамики. М.:  Высшая школа, 1979  9. Федотов Г.Я. Глина и керамика. – М.: Эксмо­Пресс, 2002, с.44, 47  10. Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. М.:  АСТ­ПРЕСС, 1997

Программа "Керамика"

Программа "Керамика"

Программа "Керамика"

Программа "Керамика"

Программа "Керамика"

Программа "Керамика"

Программа "Керамика"

Программа "Керамика"

Программа "Керамика"

Программа "Керамика"

Программа "Керамика"

Программа "Керамика"

Программа "Керамика"

Программа "Керамика"

Программа "Керамика"

Программа "Керамика"

Программа "Керамика"

Программа "Керамика"

Программа "Керамика"

Программа "Керамика"

Программа "Керамика"

Программа "Керамика"

Программа "Керамика"

Программа "Керамика"

Программа "Керамика"

Программа "Керамика"

Программа "Керамика"

Программа "Керамика"

Программа "Керамика"

Программа "Керамика"

Программа "Керамика"

Программа "Керамика"

Программа "Керамика"

Программа "Керамика"

Программа "Керамика"

Программа "Керамика"

Программа "Керамика"

Программа "Керамика"

Программа "Керамика"

Программа "Керамика"

Программа "Керамика"

Программа "Керамика"

Программа "Керамика"

Программа "Керамика"

Программа "Керамика"

Программа "Керамика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2019