ПРОГРАММА коррекционно-развивающей деятельности
Оценка 4.9

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей деятельности

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
психологическая работа +1
1 кл
03.03.2017
ПРОГРАММА  коррекционно-развивающей деятельности
ПРОГРАММА коррекционно-развивающей деятельности, направленной на развитие социальной адаптации младшего школьного возраста. На сегодняшний день психологи отмечают, что современные дети стали все больше времени проводить у телевизора, компьютера и меньше общаться друг с другом в саду, в школе и в семье. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу.
прогр.соц.адаптации.docx
ПРОГРАММА коррекционно­развивающей деятельности направленной на развитие социальной адаптации младшего школьного возраста Пояснительная записка На сегодняшний день психологи отмечают, что современные дети стали все  больше времени проводить у телевизора, компьютера и меньше общаться друг с другом в саду, в школе и в семье. А ведь именно общение в значительной степени обогащает  чувственную сферу. Поэтому большое внимание педагогам необходимо уделять  развитию эмоциональной сферы ребенка для того, чтобы ему легче было социально  адаптироваться к обучению в школе и к новым взаимоотношениям с окружающими.  Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в  общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание  считаться с мнением другого ребенка, жалобы педагогу. Это происходит не потому,  что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно “влезть в шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой. В процессе жизни  у ребенка меняются взгляды на мир и отношения с окружающими. Постепенно  возрастает способность сознавать и контролировать свои эмоции, а также идет  усвоение способов общения. Однако, опыт работы с детьми показывает, что сама по  себе эмоциональная сфера качественно не развивается, и способы общения без  специального обучения в должной степени не формируются. Коррекционно­ развивающие занятия позволяют ребенку легче адаптироваться в группе детей,  снижают агрессию, создают безопасное пространство для общения, условия для  самовыражения, объединяют всех детей совместной деятельностью, способствуют  повышению уверенности в своих силах, появлению сплоченности. Для успешной  коррекционно­развивающей работы по данной проблеме необходимо использовать  творческий потенциал ребенка. Занятия предусматривают использование рисуночных  методик, в ходе которых, ребенок освобождается от негативных эмоций, и приобретает положительные, так как  в основе этих методик лежит создание ребенку ситуации  успеха и ощущения удовольствия. Системная работа будет способствовать изменению  взгляда ребенка на мир и отношения к окружающим, осознания и контролю его  эмоциональных проявлений. А проведение систематических игр помогут развить в  ребенке творческое воображение, слуховое восприятие, активизировать мышление,  развить зрительную и слуховую память, умение концентрировать свое внимание.  Ребенок получит опыт свободно выражать свои мысли, чувства, желания, эмоции с  помощью речевых и неречевых средств. Коррекционно­развивающие   занятия   проводятся   один   раз   в   неделю   по   25­30 минут (в зависимости от возраста детей), в течение шести месяцев с октября по март. Занятия   рекомендуется   проводить   под   приятную   музыку   или   исполнять   веселые детские песенки, что в свою очередь способствует фиксации положительных эмоций и поддержанию интереса к занятиям. направленной на развитие социальной адаптации детей младшего школьного коррекционно­развивающей деятельности, План  возраста Месяц Неделя № занятия Содержание Цель занятия 1. «Общий круг». 2. «Несуществующее животное». 3. «Качели». ­ создание определенного  настроения и настроить детей на работу; ­  Рисунки ребят можно  использовать, как  диагностический материал; ­  упражнение направлено на  мышечное расслабление. I II III 1 2 3   ь р б я т к О 1. «Кто я»? 2. «Рисуем себя». 3. «Катушка». 1. «На кого я похож?» 2. Беседа «Кто такой настоящий друг?» 2. «Рисунок мои друзья». 3. «Катушка».   ­     учить   детей возможности   взглянуть на   себя   как   бы   с   разных сторон, расширять представление о себе; ­ выявить самооценку  ребенка. ­ сплочение группы. ­ помочь ребенку лучше  осознать себя и черты  своего характера; ­дать определение, кто  такой настоящий друг  ­ используется как  диагностический  показатель  взаимоотношений в  группе; ­ сплочение группы. ­ помочь ребенку увидеть свои положительные  стороны,  почувствовать, что он  принимаем и ценим  другими детьми;  ­ развивать навыки  совместной  деятельности, умение  договариваться и  соотносить свои  замыслы с замыслами  других детей;  ­  формирование чувства единения с группой. ­ сплочение группы. ­ создание определенного настроения и настроить детей на работу; ­ упражнение  направлено на развитие  фантазии, создания  положительных  эмоций; ­ это упражнение дает  возможность каждому  ребенку участвовать в  общей деятельности,  помогать увидеть, какое место занимает ребенок в группе. Оно поможет  закрепить наглядно те  знания, которые ребенок получает на занятиях в  школе или в детском  саду; ­ сплочение группы. ­ создание определенного  настроения и настроить детей IV 4  1. «Комплименты». 2. «Наш дом». 3. «Катушка». 1. «Общий круг». 2. «Сказочный город». 3.  «Страна X». 4. «Катушка». I 5 Занятие №1 1. «Общий круг». Цель: создание определенного настроения и настроить детей на работу. Когда дети расселись в круг. Взрослый говорит: «А теперь, чтобы убедиться, что  никто не спрятался и я вижу всех, и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет  здороваться мой сосед». (Взрослый заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и  слегка кивает головой; когда он «поздоровался» со всеми детьми, дотрагивается до  плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами.) 2. Тест «Несуществующее животное». Первая часть задания: ребенок   придумывает   какое­нибудь   животное,   которого   на   самом   деле   не существует. Затем ребенок должен изобразить это животное, пройти, как это животное. Изображение   идет   без   слов,   под   музыку.   Другие   участники   угадывают,   какое   это животное: веселое или грустное, доброе или злое и т.п. Вторая часть задания: дети рисуют «несуществующее животное». Рисунки ребят можно использовать, как диагностический материал.    3. «Качели». Цель: упражнение направлено на мышечное расслабление. Ребенок стоя качается на качелях. Выразительные   движения.  1.  Ноги   слегка   расставить,   обе   ступни   касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на   другую.   2.   Выдвинуть   одну   ногу   вперед,   перенести   на   нее   тяжесть   тела, покачиваться   вперед   –   назад.   Для   большей   экспрессии   сгибать   и   выпрямлять колени. Этюд сопровождается музыкой Я. Степовой «На качелях».   Занятие №2 1. «Кто я»? Цель: учить детей возможности взглянуть на себя как бы с разных сторон, расширять представление о себе. Дети по очереди стараются назвать как можно больше ответов на вопросы: «Кто я?» для описания себя используются характеристики, черты, интересы и чувства, и каждое предложение начинается с местоимения «Я». Например: «Я – девочка», «Я – человек, занимающийся спортом», «Я – хороший человек» и т.п. Взрослый следит за тем, чтобы дети не повторяли то, что говорил предыдущие ребята, а описывали именно себя. 2. «Рисуем себя». Цель: выявить самооценку ребенка.  Ребенку предлагается нарисовать себя таким, какой он есть. После рисования проводится обсуждение. Оговаривается рисунок каждого ребенка.  Необходимо обратить внимание на выбранный цвет ребенком, позу, настроение, в котором изображен ребенок, окружающую обстановку. Дети с заниженной самооценкой рисуют   себя   одним   цветом,   часто   темным,   маленького   размера,   рисунок   грязный, неаккуратный.   При   рисовании   «идеального   ­   Я»   используется   большое   количество цветов, ребенок рисует себя в яркой одежде с элементами, подчеркивающими внешнюю красоту, в ситуациях выполнения положительных поступков.  3. «Катушка». Цель: сплочение группы. Дети стоят в кругу, держась за руки. Выбирается один ребенок, который будет катушкой и на него наматывается нитка (ее изображают другие дети).   Занятие №3 «На кого похож мой сосед?» Цель: помочь ребенку лучше осознать себя и черты своего характера. Дети   садятся   в   круг.  Педагог   показывает   детям   коробочку   с   сюрпризом   и торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, увидит «На какое животное ?», или «На какую птицу?», или «На какое дерево?», или «На какой цветок?» и т.п. похож его сосед. Педагог предлагает ребенку надеть очки, и посмотреть   на   соседа,   ответив   на   выше   перечисленные   вопросы.   А   для   лучшего понимания можно попросить ребенка ответить на вопрос, почему ребенок похож на то или иное животное, птицу, дерево и т.п. Свои варианты может предлагать и сам ребенок.  2. Беседа «Кто такой настоящий друг?» Цель: дать определение, кто такой настоящий друг. 3. «Рисунок мои друзья». Цель:  используется   как   диагностический   показатель   взаимоотношений   в группе. Ребенку предлагается нарисовать его друзей. Можно нарисовать их как людей, а  можно в виде животных, птиц, цветов, деревьев и т.п. После рисования можно обсудить рисунок с ребенком, спросив его, как здесь нарисован, почему он нарисовал именно  этих детей? Рисунок может дать информацию об отношениях вашего ребенка с  другими детьми. Посмотрите, кто нарисовал ближе всего к ребенку, каковы размеры  фигур и т.п. Интересными могут быть и ассоциации, которые связаны у ребенка с его  друзьями. Например, если кто­то из ребят нарисован в виде ели, это можно  интерпретировать, как то, что с ним у ребенка напряженные отношения, может быть, он даже испытывает некоторый страх при общении с ним, потому что этот ребенок  «колется».   При рисование можно использовать веселые детские песенки. 4. «Катушка». Цель: сплочение группы. Дети стоят в кругу, держась за руки. Выбирается один ребенок, который будет катушкой и на него наматывается нитка (ее изображают другие дети).   Занятие №4 1. «Комплименты». Цель: помочь ребенку увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что он принимаем и ценим другими детьми. Игра начинается со слов: «Мне нравится в тебе…» ребенок говорит эту фразу  всем участникам игры, детям и взрослым. Другие участники также говорят  комплименты всем остальным, стараясь, чтобы эти комплименты были разными. После  упражнения желательно обсудить, что чувствовали участники, что неожиданного они о  себе узнали, понравилось ли им говорить комплименты.  «Наш дом». Цель: 1) развивать навыки совместной деятельности, умение договариваться и соотносить свои замыслы с замыслами других детей.  2) формирование чувства единения с группой. Детям предлагается на одном большом листе бумаги нарисовать дом, в котором могла бы жить вся группа. Каждый рисует то, что хочет. Может быть, ребенок будет рисовать свой уголок в доме, а возможно, несколько детей начнут рисовать общую комнату. 3. «Катушка». Цель: сплочение группы. Дети стоят в кругу, держась за руки. Выбирается один ребенок, который будет катушкой и на него наматывается нитка (ее изображают другие дети). Занятие №5 1. «Общий круг». Цель: создание определенного настроения и настроить детей на работу. Когда дети расселись в круг. Взрослый говорит: «А теперь, чтобы убедиться, что никто  не спрятался и я вижу всех, и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со  всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой  сосед». (Взрослый заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой;  когда он «поздоровался» со всеми детьми, дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая  ему поздороваться с ребятами.)     2. «Сказочный город». Цель:  упражнение   направлено   на   развитие   фантазии,   создания   положительных эмоций. Предложить   ребенку   вспомнить   сказки   со   сказочными   городами   и   придумать стихотворение,   рисунок   или   песенку   на   эту   тему.   Вот,   например,   как   с   этим   заданием справился ребенок девяти лет. В стране сказок Далеко – далеко за горами Есть волшебная прекрасная страна. Там сказки в небе летают И каждому счастье несут. Там живут пингвины живые, Разговаривать могут они. Жирафы желтые, медведи белые –  Это сказок герои мои. Там может кто хочет летать. Даже мы улетим с тобой. Приходи ко мне в волшебную страну. Только там не шуми, не шали, Хорошо здесь себя веди! 3. «Страна X». Цель:  это упражнение дает возможность каждому ребенку участвовать в общей деятельности, помогать увидеть, какое место занимает ребенок в группе. Оно поможет закрепить наглядно те знания, которые ребенок получает на занятиях в школе или в детском саду.  Это   упражнение   предусматривает   совместное   рисование   детей   на   большом   листе бумаги. Детям предлагается вместе придумать свою страну, дать ей название и нарисовать. Каждый ребенок рисует на общей картине то, что хочет. Взрослый также может участвовать в общем рисовании. 4. «Катушка». Цель: сплочение группы. Дети   стоят   в   кругу,   держась   за   руки.   Выбирается   один   ребенок,   который   будет катушкой и на него наматывается нитка (ее изображают другие дети). Занятие №6 1. «Общий круг». Цель: создание определенного настроения и настроить детей на работу. Когда дети расселись в круг. Взрослый говорит: «А теперь, чтобы убедиться, что  никто не спрятался и я вижу всех, и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет  здороваться мой сосед». (Взрослый заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и  слегка кивает головой; когда он «поздоровался» со всеми детьми, дотрагивается до  плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами.) 2. «Три краски». Цель: выход негативных эмоций, развитие воображения. Предложить ребенку взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ему это трудно сделать, разрешите ребенку немного дорисовать рисунок, если требуется. Теперь предложите ему придумать как можно больше названий к рисунку. Этюд «Фея сна». Цель: выразительности движений, снятие напряжения. Дети сидят на стульях, стоящих по кругу на достаточно большом расстоянии друг от друга. Звучит «Колыбельная» К. Дуйсейкеева. К детям подходит девочка с тоненькой палочкой в руке – это фея сна (мальчик – волшебник). Фея   касается   плеча   одного   из   играющих   палочкой,   тот   засыпает   (наклоняет голову и закрывает глаза). Фея обходит всех детей, касаясь их волшебной палочкой… Фея смотрит на них:  все спят, она улыбнулась, и тихонько уходит. Занятие №7 1. Беседа с детьми «Что такое радость?» Цель: познакомить детей с эмоцией – радость.  Педагог знакомит детей, что такое чувство радости. Например, «Радость – это когда   все   радуются,   всем   весело»,   «Бывает   радость   большая,   а   бывает   маленькая. Маленькая – это когда у одного, а большая – когда у всех», «Радость – это, когда праздник», «Радость – это, когда никто не плачет. Ни один человек», «Радость – это я , потому что мама говорит: «Ты моя радость!»» 2. «Кто как радуется». Цель: научить детей выражать мимикой чувство – радости.  Дети сидят в кругу. Ведущий предлагает детям изобразить, показать без слов, как они радуются при встречи с мамой, когда они встречают гостей в свой день рождения, при совместных прогулках с родителями или при походе в зоопарк, цирк. Выразительные движения: объятия, улыбки, смех, радостные восклицания. 3. «Рисуем эмоции пальцами».   Цель:  игра   направлена   на   выражение   осознания   своего   эмоционального состояния. В данном случае не важно сюжетным ли будет рисунок. Может быть, ребенок просто нарисует какие­то пятна, надо дать ребенку выразить себя, свои эмоции на листе бумаги. Ребенку   предлагается   выбрать   цвета   и   нарисовать   радость   или   свои   эмоции пальцами. Для этого необходимо использовать баночки с гуашевой краской. Можно нарисовать свое настроение с помощью пальцев. 4. «Качели». Цель: упражнение направлено на мышечное расслабление. Ребенок стоя качается на качелях. Выразительные   движения.  1.  Ноги   слегка   расставить,   обе   ступни   касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на   другую.   2.   Выдвинуть   одну   ногу   вперед,   перенести   на   нее   тяжесть   тела, покачиваться   вперед   –   назад.   Для   большей   экспрессии   сгибать   и   выпрямлять колени. Этюд сопровождается музыкой Я. Степовой «На качелях». Занятие №8  игра   направлена   на   выработку   чувствительности   к «Биография по фото». Цель: переживаниям другого.  Для этого упражнения понадобится несколько фотографий. Хорошо, если их   принесут   сами   дети,   но   в   этом   случае   надо   проследить,   чтобы   каждому ребенку   досталось   не   та   фотография,   которую   он   принес.   Дети   составляют рассказы о людях, изображенных на фото. Особое внимание надо обратить на то, что в данный момент чувствует этот человек и, каковы возможные причины этих переживаний.   2. Беседа: «Способы повышения настроения». Обсудить   с   ребенком,   как   можно   самому   себе   повысить   настроение. Постарайтесь придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркале, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем­нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку и т.д. 3. «Смешной рисунок». Цель:  повышение   настроения,   развитие   творческих   способностей, координации на листе бумаги. Прикрепите лист бумаги на дверь, стену. Играющие выстраиваются в одну линию. Ведущий завязывает первому глаза, подводит его к «мольберту», дает в руки фломастер и говорит, что сейчас все будут рисовать одну корову, слона, зайца, принцессу и т. д. Все   по   очереди   подходят   с   завязанными   глазами   и   дорисовывают недостающие детали. Ну и смешная же картина получается! 4. Этюд «Фея сна». Цель: выразительности движений, снятие напряжения. Дети   сидят   на   стульях,   стоящих   по   кругу   на   достаточно   большом расстоянии   друг   от   друга.   Звучит   «Колыбельная»   К.   Дуйсейкеева.   К   детям подходит   девочка   с   тоненькой   палочкой   в   руке   –   это   фея   сна   (мальчик   – волшебник). Фея   касается   плеча   одного   из   играющих   палочкой,   тот   засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза). Фея обходит всех детей, касаясь их волшебной палочкой… Фея смотрит  на них: все спят, она улыбнулась, и тихонько уходит. Занятие №9  1. «Волшебные очки». Цель: воспитание внимательности и доброжелательности к другим. Педагог показывает детям коробочку с сюрпризом и торжественно  объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, увидит  только хорошее в других, и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки… Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!».  Подходит к каждому ребенку, взрослый называет какое­либо его достоинство  (кто­то хорошо рисует, кто­то умеет строить из кубиков, у кого­то красивое  платье и пр.) «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и  хорошенько рассмотрел своего соседа». Дети по очереди надевают волшебные  очки и называют достоинства своих товарищей. В случае, если кто­то  затрудняется, педагог может помочь и подсказать. 2. «Волшебники». Цель: научить детей передавать свое отношение к объекту через цвет, определять характер объекта. Игровой   материал:  силуэты   нераскрашенных   волшебников,   цветные карандаши. Раздать   детям   листы   бумаги   с   изображением   двух   нераскрашенных волшебников и объяснить, что эти два волшебника имеют разные характеры: один – добрый, другой – злой, и нужно так их раскрасить, чтобы сразу можно было определить, кто из них кто. Когда задание выполнено, педагог вместе с детьми обсуждают каждый рисунок: как ребенок раскрасил волшебников, какие и сколько цветов использовал, какие элементы творчества есть в рисунке. Затем выбирается лучший рисунок. 3. Этюд «Фея сна». Цель: выразительности движений, снятие напряжения. Дети   сидят   на   стульях,   стоящих   по   кругу   на   достаточно   большом расстоянии   друг   от   друга.   Звучит   «Колыбельная»   К.   Дуйсейкеева.   К   детям подходит   девочка   с   тоненькой   палочкой   в   руке   –   это   фея   сна   (мальчик   – волшебник). Фея   касается   плеча   одного   из   играющих   палочкой,   тот   засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза). Фея обходит всех детей, касаясь их волшебной палочкой… Фея смотрит  на них: все спят, она улыбнулась, и тихонько уходит. Занятие №10 1. «Общий круг». Цель: создание определенного настроения и настроить детей на  работу. Когда дети расселись в круг. Взрослый говорит: «А теперь, чтобы  убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех, и все видят меня, пусть  каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед». (Взрослый заглядывает  в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой; когда он  «поздоровался» со всеми детьми, дотрагивается до плеча своего соседа,  предлагая ему поздороваться с ребятами.) 2. «Страна клякс». Цель: развитие воображения детей, снятие напряжения. Перед детьми кладется большой лист бумаги, на котором они должны нарисовать   кляксы:   цветные   пятна   любой   величины   и   формы.   Затем   детям предлагается   попробовать   разглядеть   в   кляксах   какую­нибудь   картинку, придумать сказку про увиденное. 3. «Качели». Цель: упражнение направлено на мышечное расслабление. Ребенок стоя качается на качелях. Выразительные   движения.  1.  Ноги   слегка   расставить,   обе   ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую. 2. Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее тяжесть   тела,   покачиваться   вперед   –   назад.   Для   большей   экспрессии сгибать и выпрямлять колени. Этюд сопровождается музыкой Я. Степовой «На качелях». Занятие №11 1. «Облака». Цель: развитие воображения, выразительности движений Прочитать   детям   стихотворение,   и   предложить   им   нарисовать   облака   в   соответствии   с текстом. По небу плыли облака, А я на них смотрел. И два похожих облачка Найти я захотел. Я долго всматривался ввысь И даже щурил глаз, А что увидел я, то вам все расскажу сейчас. зачем ты щуришь глазки так? Вот облако веселое Смеется надо мной: ­ Какой же ты смешной! Я тоже посмеялся с ним: ­ мне весело с тобой! И долго­долго облачку Махал я вслед рукой. А вот другое облачко Расстроилось в всерьез: Его от мамы ветерок Вдруг далеко унес. И каплями – дождика Расплакалось оно… И стало грустно­грустно так, А вовсе не смешно. И вдруг по небу грозное Страшилище летит И кулаком громадным  Сердито мне грозит. Ох, испугался я, друзья, Но ветер мне помог: Так дунул, что страшилище Пустилось наутек. А маленькое облако Над озером плывет, И удивленно облако  Приоткрывает рот: ­ Ой, кто там в глади озера  Пушистенький такой, Такой мохнатый, мягенький? Летим, летим со мной! Так очень долго я играл И вам хочу сказать, Что два похожих облака не смог я отыскать. 2. «Качели». Цель: упражнение направлено на мышечное расслабление. Ребенок стоя качается на качелях. Выразительные движения. 1. Ноги слегка расставить, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую. 2. Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее тяжесть тела, покачиваться вперед – назад. Для большей экспрессии сгибать и выпрямлять колени. Этюд сопровождается музыкой Я. Степовой «На качелях». Занятие №12 1. «Домашний фото альбом». Цель:  обратить   внимание   ребенка   на   то,   какое   выражение   лица   на фотоснимках, что эти люди чувствуют какое у них настроение. Предложить ребенку посмотреть домашние фотографии. Обсудить, какие люди на них изображены, может быть кого­то он не знает. Предложить ребенку придумать какую­нибудь историю про этих людей. 2. Беседа «Что значит любить родителей»? В ходе беседы обсудить вопросы: «Почему важно в семье любить друг друга? Как выразить свою любовь к родителям? Как научиться не огорчать близких? Как   вести   себя,   если   провинился?   Как   научиться   понимать   настроение родителей?» 3. «Рисунок моя семья». Цель: выявить психологический климат в семье. Ребенок должен нарисовать свою семью.  Интерпретацию   рисунка   смотреть   в   книге   Н.В.   Клюева,   Ю.В. Касаткина «Учим детей общению», стр.52. 4. «Качели». Цель: упражнение направлено на мышечное расслабление. Ребенок стоя качается на качелях. Выразительные   движения.  1.  Ноги   слегка   расставить,   обе   ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую. 2. Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее тяжесть   тела,   покачиваться   вперед   –   назад.   Для   большей   экспрессии сгибать и выпрямлять колени. Этюд сопровождается музыкой Я. Степовой «На качелях». Занятие №13 1. «Спасибо». Цель: научить детей пользоваться вежливыми словами. Педагог   спрашивает   детей,   часто   ли   они   говорят   слово   «Спасибо»   и продолжает:   «Приятно   благодарить   за   подарки,   за   вкусный   завтрак,   за оказанную помощь и многое другое. Слово «спасибо» приятно не только тому, кто его слышит, но и тому, кто его произносит. Не верите? Давайте проверим. Сейчас мы немного посидим молча и каждый постарается вспомнить человека, которому вы бы хотели сказать «спасибо», и за что именно вы благодарны ему. Когда   вы   будете   готовы,   я   попрошу   вас   сказать,   кого   вы   хотели   бы поблагодарить и за что. Начинайте со слов: «Я хочу сказать «спасибо»… ». Когда группа будет готова, педагог предлагает желающим высказаться. «Самоцветы». Цель: упражнение направленно на выход отрицательных эмоций и  развитие творческих способностей. Упражнение   дает   возможность   свободно   экспериментировать   с   цветом. Мокрый лист бумаги – это сундук с драгоценными камнями. Все они имеют свой неповторимый   цвет.   Ребенку   предлагается   попробовать   все   возможные сочетания   трех   красок,   разную   яркость   и   насыщенность   красочных   смесей, наполнить сундук разными самоцветами, просто ставя разноцветные точки. «Пружинки». Цель: упражнение направлено на мышечное расслабление. Давайте   представим,   что   мы   поставили   ноги   на   пружинки.   Они выскакивают   из   пола   и   отталкиваются   носки   наших   ног   так,   что   они поднимаются вверх, а пятки продолжают упираться в пол. А теперь нажимаем на пружинки. Крепче! Сильнее! Ноги напряжены! Тяжело так сидеть. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились. Приятно. Отдыхаем. Вдох – выдох!        Что за странные пружинки Упираются в ботинки? Ты носочки опускай, На пружинки нажимай, Крепче, крепче нажимай… Занятие №14 1. «Колобок». Цель:  развитие   коммуникативных   навыков,   воображение, выразительность речи.  Дети стоят в кругу и катают под музыку друг другу мяч – «Колобок». Тот, к кому попадет   «Колобок», должен сказать ему несколько приятных (добрых) слов или задать ему вопрос: ­ Как тебя зовут? ­ Колобок ты мне нравишься. ­ Колобок, давай с тобой дружить? ­ Приходи ко мне в гости, Колобок. После   сказанной   фразы   ребенок   передает   «Колобка»   соседу   или   кому захочет. 2. «Угадай что получится». Цель:  игра   направлена   на   сплоченность   группы   и   на   развитие воображение ребенка. Для этой игры нужен лист бумаги и карандаши для каждого играющего. Первый играющий начинает какой­нибудь рисунок (провести можно только одну линию). Следующий играющий говорит, что это может быть и дорисовывает еще одну линию. Следующий должен придумать уже что­нибудь другое и дорисовать линию в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто­нибудь   из   играющих   уже   не   сможет   изменить   рисунок   по­своему. Выигрывает тот, кто внесет последнее изменение. 3. «Пружинки». Цель: упражнение направлено на мышечное расслабление. Давайте   представим,   что   мы   поставили   ноги   на   пружинки.   Они выскакивают   из   пола   и   отталкиваются   носки   наших   ног   так,   что   они поднимаются вверх, а пятки продолжают упираться в пол. А теперь нажимаем на пружинки. Крепче! Сильнее! Ноги напряжены! Тяжело так сидеть. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились. Приятно. Отдыхаем. Вдох – выдох!        Что за странные пружинки Упираются в ботинки? Ты носочки опускай, На пружинки нажимай, Крепче, крепче нажимай… Занятие №15 «Облака­загадки».  Цель: снятие напряжения, дискомфорта, развитие воображения. Вариант 1. Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на   рисунках   облака  (чернильные   пятна).  Хорошо,  если   он   сможет   увидеть   в каждом облаке хотя бы один персонаж. Вариант 2. Предложить детям нарисовать что­то интересное, используя  данные фигуры. «Пружинки». Цель: упражнение направлено на мышечное расслабление. Давайте   представим,   что   мы   поставили   ноги   на   пружинки.   Они выскакивают   из   пола   и   отталкиваются   носки   наших   ног   так,   что   они поднимаются вверх, а пятки продолжают упираться в пол. А теперь нажимаем на пружинки. Крепче! Сильнее! Ноги напряжены! Тяжело так сидеть. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились. Приятно. Отдыхаем. Вдох – выдох!        Что за странные пружинки Упираются в ботинки? Ты носочки опускай, На пружинки нажимай, Крепче, крепче нажимай… Занятие №16 1. «Повтори за мной». Цель: обучение детей обращать внимание на другого. Педагог   просит   детей   встать   в   круг   и   сообщает:   «Сейчас   мы   будем бросать друг другу мяч, будем называть имя того человека, которому бросаем. Тот, кто получит мяч, должен изобразить любую эмоцию, и все остальные вслед за   ним   воспроизводят   ту   же   эмоцию.   Затем   тот,   у   кого   мяч,   бросает   его следующему игроку, и так далее до тех пор, пока мяч не побывает у каждого игрока. 2. « Разные эмоции». Цель:  ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из   мальчиков и рассказать, что с ними произошло.  Предложить детям рассмотреть портреты мальчиков и придумать и  рассказать, что произошло у каждого из героев. 3. «Катушка». Цель: сплочение группы. Дети стоят в кругу, держась за руки. Выбирается один ребенок, который будет катушкой и на него наматывается нитка (ее изображают другие дети).   Занятие №17 1. «Волшебные очки». Цель: воспитание внимательности и доброжелательности к другим. Педагог   показывает   детям   коробочку   с   сюрпризом   и   торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, увидит только хорошее в других, и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки… Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!». Подходит к каждому ребенку, взрослый называет какое­либо его достоинство (кто­то хорошо рисует, кто­то умеет строить из кубиков, у кого­то красивое платье и пр.) «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа». Дети по очереди надевают волшебные очки   и   называют   достоинства   своих   товарищей.   В   случае,   если   кто­то затрудняется, педагог может помочь и подсказать.   в     развивает   коллективе; 2. «Парафиновый карандаш». Цель: упражнение помогает снять напряжение; учит детей работать способности. Приготовьте парафиновую свечку, акварель, бумагу и кисточку. Заточите свечку как карандаш. Пусть дети нарисует парафиновым карандашом на бумаге какую­нибудь картинку. Ничего не видно? Теперь в дело пойдет акварель. Дать детям   закрасить   краской   весь   лист.   Посоветуйте   им   использовать   побольше разных   цветов.   Что   за   чудо!   На   цветном   фоне   выступил   первоначальный малышу. рисунок. творческие Объясните Почему?         3. «Снеговик». Цель:  развитие   воображения, сообразительности, произвольности.   выразительности   движений, Все   дети   изображают   снеговиков.   По   команде   педагога   «Наступила весна!» снеговики начинают таять. Дети расслабляют свое тело и постепенно опускаются на пол. Занятие №18 1. «Повтори за мной». Цель: обучение детей обращать внимание на другого. Педагог   просит   детей   встать   в   круг   и   сообщает:   «Сейчас   мы   будем бросать друг другу мяч, будем называть имя того человека, которому бросаем. Тот, кто получит мяч, должен изобразить любую эмоцию, и все остальные вслед за   ним   воспроизводят   ту   же   эмоцию.   Затем   тот,   у   кого   мяч,   бросает   его следующему игроку, и так далее до тех пор, пока мяч не побывает у каждого игрока.   развивает   в   коллективе; 2. «Картофельные штампики». Цель: упражнение помогает снять напряжение; учит детей работать способности. Разрежьте   картофелину   пополам.   На   срезе   вырежьте   какую­нибудь геометрическую   фигуру   ­   круг,   квадрат,   треугольник   ­   или   даже   человечка. Может, малыш придумает еще что­нибудь интересное. В неглубоких ванночках разведите краски разных цветов. Приготовьте бумагу. А теперь покажите своему чаду, как делать отпечатки на бумаге, окуная штампик в краску и прикладывая его   к   бумаге.   Пусть   малыш   даст   волю   фантазии.   Может,   у   него   получится орнамент, может, бытовая сценка, а возможно, и картинка кубиста. творческие   3. «Снеговик». Цель:  развитие   воображения,   выразительности   движений, сообразительности, произвольности. Все   дети   изображают   снеговиков.   По   команде   педагога   «Наступила весна!» снеговики начинают таять. Дети расслабляют свое тело и постепенно опускаются на пол. Занятие №19 1. «Комплименты». Цель:  помочь   ребенку   увидеть   свои   положительные   стороны, почувствовать, что он принимаем и ценим другими детьми. Игра начинается со слов: «Мне нравится в тебе…» ребенок говорит эту  фразу всем участникам игры, детям и взрослым. Другие участники также  говорят комплименты всем остальным, стараясь, чтобы эти комплименты были  разными. После упражнения желательно обсудить, что чувствовали участники,  что неожиданного они о себе узнали, понравилось ли им говорить комплименты.  2. «Три краски». Цель:  это упражнение помогает освободиться от негативных эмоций и хорошо   развивает   фантазию,   образное   мышление,   художественное восприятие. Предложить ребенку взять три краски, по его мнению наиболее подходящие  друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ему это  трудно сделать, разрешите ему немного дорисовать рисунок, если требуется.  Теперь предложите ему придумать как можно больше названий к рисунку.  3. Этюд «Насос и мяч». Цель:  развитие   воображения,   выразительности   движений,   снятие напряжения. Играют двое. Один – большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит обмякнув всем телом на полусогнутых ногах; руки, шея расслаблена.   Корпус   отклонен   несколько   вперед,   голова   опущена   (мяч   не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движения рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все   больше.   Услышав   первый   звук   «с»,   он   вдыхает   воздуха,   одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего   у   мяча   поднимается   голова,   после   четвертого   надулись   щеки   и приподнялись   руки.   Мяч   надут.   Насос   перестал   накачивать.   Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса… Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Играющие меняются ролями. Занятие №20 1. «Волшебный сон». Цель:  1) расслабление мышц, 2)развитие фантазии ребенка. 1) Дети находятся в позе покоя. Взрослый дает им следующую установку: сейчас,   когда   я   буду   читать   стихи,   вы   закроете   глазки.   Начинается   игра «Волшебный  сон». Вы   не заснете  по­настоящему, будете  все  слышать, но  не будете   двигаться   и   открывать   глаза,   пока   не   «проснетесь».   Внимательно слушайте   и   повторяйте   про   себя   мои   слова.   Шептать   не   надо.   Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится, когда я скажу: «Открыть глаза». Внимание: наступает «волшебный сон». Реснички опускаются… Глазки закрываются… Мы спокойно отдыхаем (2 раза), Сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Наши руки отдыхают… Ноги тоже отдыхают Отдыхают засыпают (2 раза) Шея не напряжена И расслаблена она… Губы чуть приоткрываются, Все чудесно расслабляются (2 раза). Дышится легко… ровно… глубоко…     Длительная пауза, Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали. Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем, Их повыше поднимаем. Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать. Это   стихотворение   читается   медленно,   тихим   голосом,   с   длительными паузами. Желательно использовать спокойную, расслабляющую музыку. После пробуждения дети показывают, или рассказывают то, что им приснилось. 2) После чего все садимся дружно рисовать приснившейся сон. 2. Игра «Сосулька».  Цель: мышечное расслабление. У нас под крышей    Белый гвоздь висит, Солнце взойдет,                                                         Гвоздь упадет.    Выразительные движения:   первая и вторая строчки: руки над головой!     В. Селивёрстов Третья и четвертая строчки: уронить расслабленные руки и присесть. Занятие №21 1. «Волшебные очки». Цель: воспитание внимательности и доброжелательности к другим. Педагог   показывает   детям   коробочку   с   сюрпризом   и   торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, увидит только хорошее в других, и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки… Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!». Подходит к каждому ребенку, взрослый называет какое­либо его достоинство (кто­то хорошо рисует, кто­то умеет строить из кубиков, у кого­то красивое платье и пр.) «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа». Дети по очереди надевают волшебные очки   и   называют   достоинства   своих   товарищей.   В   случае,   если   кто­то затрудняется, педагог может помочь и подсказать.   2. «Волшебный салют». Цель: развитие творческих способностей и повышение настроения. На полу расстилают газету, кладут большой лист бумаги. Нужны жидкие  краски, тазик с водой, тряпочки, кисти, либо старая зубная щетка. Манипулируя любым способом кистью или зубной щеткой, стараться брызгать на лист бумаги,  устраивая «волшебный салют». Великолепное зрелище! Совет: Не пугаться, если частички «салюта» попадут на лицо и руки участников, одежду  можно постирать. 3. Этюд «Винт». Цель: расслабление. Исходное   положение:  пятки   и   носки   вместе.   Корпус   проворачивают влево и вправо. Одновременно руки свободно следуют за корпусом в том же направлении. Музыка Рим. – Корсакова «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка». Занятие №22 1. «Комплименты». Цель:  помочь   ребенку   увидеть   свои   положительные   стороны, почувствовать, что он принимаем и ценим другими детьми. Игра начинается со слов: «Мне нравится в тебе…» ребенок говорит эту  фразу всем участникам игры, детям и взрослым. Другие участники также  говорят комплименты всем остальным, стараясь, чтобы эти комплименты были  разными. После упражнения желательно обсудить, что чувствовали участники,  что неожиданного они о себе узнали, понравилось ли им говорить комплименты.  2. «Рисуем настроение».  Цель: игра направлена на выражение осознания своего эмоционального состояния.   В   данном   случае   не   важно   сюжетным   ли   будет   рисунок. Может быть, ребенок просто нарисует какие­то пятна, надо дать ребенку выразить себя, свои эмоции на листе бумаги. Приготовить мокрый лист и краски. Попросить ребенка нарисовать свое настроение. Рядом пусть он изобразит настроение мамы, папы, сестры, кошки и т.д. Взрослый   наблюдает,   но   не   вмешивается   в   процесс   рисования. Интерпретация  будет зависеть от яркости, густоты и цвета рисунка. Темные тона – это тревожные тона. 3. «Качели». Цель: упражнение направлено на мышечное расслабление. Ребенок стоя качается на качелях. Выразительные   движения.  1.  Ноги   слегка   расставить,   обе   ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую. 2. Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее тяжесть   тела,   покачиваться   вперед   –   назад.   Для   большей   экспрессии сгибать и выпрямлять колени. Этюд сопровождается музыкой Я. Степовой «На качелях». Занятие №23 1. Игра «Кто кем будет?» Цель: развивать мышление ребенка. Ребенок отвечает на вопросы взрослого: «Кем будет (или чем будет) … яйцо,   цыпленок,   мальчик,   желудь,   семечко,   икра,   гусеница,   мука,   железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и т.д.?» при обсуждении ответов ребенка важно   подчеркнуть   возможность   нескольких   вариантов.   Например,   из   яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница.  2. «Я в будущем». Цель:  помочь   ребенку   осознать   возможность   преодоления замкнутости, дать ребенку перспективу на будущее и уверенность в своих силах. Ребенку дается задание нарисовать себя таким, каким он видит себя в  будущем. Обсуждая с ним рисунок, спросите, как он будет выглядеть, как он  будет себя чувствовать, какими будут его отношения с родителями, братом или  сестрой, с друзьями. 3. «Катушка». Цель: сплочение группы. Дети стоят в кругу, держась за руки. Выбирается один ребенок, который будет катушкой и на него наматывается нитка (ее изображают другие дети). Литература 1. Белопольская И.Л. и др. Азбука настроений. Развивающая эмоционально­ коммуникативная игра для детей 410 лет. ­ М.: Когитоцентр, 1994  2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки   ­   чтобы   учиться   и   писать,   и   красиво   рисовать.   ­   Ярославль: Академия Развития, 1997  3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. ­ Ярославль:  4. Князева О.Л. Я, ты, мы: Социал.­эмоцион. Развитие детей от 3 до 6 лет: Учеб.­метод. Пособие для воспитателей дошк. Образовант. Учреждения / О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – 2­е изд. М.: Просвещение, 2005. – 93 с.: ил. – ISBN­09­014565­2 5. Краснощекова   Н.В.   Диагностика   и   развитие   личностной   сферы   детей старшего   дошкольного   возраста.   Тесты.   Игры.   Упражнения/   Н.В. Краснощекова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 299 с. – (Школа развития). 6. Лэндрет   ГЛ.   Игровая   терапия:   искусство   отношений.   ­   М.: Международная Педагогическая Академия, 1994  7. Овчарова   Р.В.   Практическая   психология   в   начальной   школе.   ­   М.: Сфера,1996  8. Тарасенко   С.Ф.   Забавные   поделки   крючком   и   спицами.   ­   М.: Просвещение, 1992  9. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. ­ Харьков: Фолио, 1997  10.Хухлаева О.В. Лесенка радости. ­ М.: Совершенство, 1998 11.Чистякова М.И. Психогимнастика. ­ М.: Просвещение, Владос, 1995

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА  коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА  коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА  коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА  коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА  коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА  коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА  коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА  коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА  коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА  коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА  коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА  коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА  коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА  коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА  коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА  коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА  коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА  коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА  коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА  коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА  коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА  коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА  коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА  коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА  коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА  коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА  коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА  коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА  коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА  коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА  коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей деятельности

ПРОГРАММА  коррекционно-развивающей деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2017