Программа коррекционно -развивающей работы педагога-психолога Васильевой О. Ф.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Психологическое сопровождение ребенка в школе преимущественно осуществляется следующими средствами: систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучении, создание социально-психологических условий для развития личности детей и их успешного обучения, создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Участники программы - ученики, родители, учителя и т.д.
ЦЕЛЬ: Содействие психическому и личностному развитию детей,коррекция имеющихся у учащихся недостатков.
ЗАДАЧИ: 1. Диагностировать и проводить коррекцию познавательных процессов и межличностных отношений учащихся, определять уровень ближайшего развития ребёнка.
2.Коррекция и развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
3.Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я концепции» детей, устойчивой самооценки и снижение уровня школьной тревожности.
4. Проводить работу по снятию агрессии у учащихся и воспитывать у них чувство толерантности.
5. Проводить игровые, тренинговые коррекционно-развивающие занятия.
6. Поддерживать связь с родителями учащихся, налаживать совместную работу по психолого-педагогическим проблемам, возникающим в ходе учебно-воспитательного процесса.
7,Организовать индивидуальные коррекционные занятия с учащимися школы.
Эти задачи должны рассматриваться в совокупности, как единый комплекс, так как только целостное воздействие на личность ребёнка может привести к устойчивому позитивному изменению.
Принципы работы
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям.
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).
3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с педагогами, муз. руководителем, родителями.
4.Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка , который является личностно-значимым для ребенка.
Методы и формы работы:
Игротерапия .В процессе игры формируется активное взаимодействие учащегося с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки, формированию позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр-драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы учащегося.
Релаксация – в зависимости от состояния учащегося используется спокойная классическая музыка, звуки природы.
Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный».
Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания учащегося. Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Каракули, представляют собой исходную стадию рисунка и показывают как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности.
Формы и методы работы с родителями и педагогами:
1.Консультирование
2.Семинары-практикумы
3.Деловые игры.
Основные виды деятельности:
1. Психологическая диагностика.
2. Психологическая коррекция и развитие.
3. Психологическое просвещение и профилактика
4. Психологическое консультирование
5. Организационно-методическая работа
Система диагностических минимумов:
Обследование учеников на этапе адаптации в школьной среде:
- ЦТО (Цветовой тест отношений) А.М Эткинда);
- Диагностика уровня социально-педагогической запущенности (Р.В Овчарова);
- Тест тревожности;
- Комплекс методик на диагностику: памяти, внимания, мышления)
- Прогрессивные матрицы Равенна;
- Таблицы Шульте;
- Запоминание цифр (Объем кратковременной памяти);
- Тест школьной тревожности Филипса;
- Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса;
- САН (Самочувствие-Активность-Настроение)
- Тест «Субъективное время» классическая психофизиологическая проба;
- Анкета на эмоциональное отношение к школьным предметам.
Профориентация:
- ДДО (Е.А Климов);
- Карта интересов (А.Е Голомшток);
- Изучение мотивации достижения А Мехрабиан);
- Исследование самооценки (Дембо, Рубенштейн).
Диагностика личностных отклонений:
- Методика диагностики показателей и форм агрессии (Басса А);
- Диагностика предрасположенности к конфликтному поведению (Томас)
Тематика коррекционно-развивающих программ
занятия, способствующие развитию и коррекции произвольной регуляции эмоциональной и познавательной сферы.
Программы::
1. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Психологический институт РАО. Под редакцией Дубровина.
2. 2. А.Л Виноградова. Развитие базовых познавательных функций с помощью игр, адаптированных занятий.
3. Н.В Коноваленко. «Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет» Практикум для педагогов-психологов и логопедов.
4. Программа тренинговых занятий для коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста «ПРОГОНИМ ГНЕВ».
Календарно-тематический план
1.Диагностическая работа
Месяц |
Класс |
Цель обследования |
Методика |
Сентябрь |
1 кл
|
Выявить уровень развития познавательных процессов. |
Комплекс методик на диагностику: памяти, внимания, мышления) |
Октябрь |
1 класс, 5 класс |
Обследование адаптации в школьной среде. |
Цветовой тест отношений А.М Эткинда. Тест школьной и учебной мотивации. Тест тревожности. |
Ноябрь Декабрь Январь |
по запросу |
Исследование эмоционально-волевой сферы |
1. Диагностика уровня социально-педагогической запущенности (Р.В Овчарова). 2. Тест тревожности. 3.САН (Самочувствие-Активность-Настроение) 4. Тест «Субъективное время» классическая психофизиологическая проба; 5. Анкета на эмоциональное отношение к школьным предметам. |
Февраль Март |
4 кл |
Обследование четвероклассников на этапе окончания начальной школы |
Прогрессивные матрицы Равенна; Таблицы Шульте; Запоминание цифр (Объем кратковременной памяти); Тест школьной тревожности Филипса; |
Апрель |
3-9 кл |
Диагностика личностных отклонений |
Методика диагностики показателей и форм агрессии (Басса А); - Диагностика предрасположенности к конфликтному поведению (Томас) |
Май |
по запросу |
Выявить уровень развития познавательных процессов. |
Комплекс методик на диагностику: памяти, внимания, мышления) |
Планируемый результат:
1. Получение результатов тестирования
2. Выявление дезадаптированных детей.
3. Выявление агрессивных, тревожных учеников.
4. Выявление негативного отношения к учебным предметам.
5. Определение уровня сформированности познавательной сферы
6. Определение психологического микроклимата в классном коллективе
7. Мониторинг результатов
2. Психологическая коррекция и развитие.
Месяц |
Класс |
Цель работы |
Содержание работы. |
Сентябрь 1 раз в неделю В теч.года |
1класс 2-9кл. (по запросу) |
Коррекция и развитие познавательной деятельности с учащимися |
Программа занятий по коррекции и развитию познавательных процессов. Программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста. |
Октябрь 1 раз в неделю |
1 класс |
Создание условий для успешной адаптации первоклассников. |
Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. Тренинговые занятия. Программа «Настроение похожее на салют» |
Ноябрь Декабрь |
5-10 кл.по запросу |
Формирование эмоционально-волевой сферы |
Программа "Коррекция страхов и тревожности" |
Январь |
7 класс |
Программа тренинговых занятий для коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста "Прогоним гнев» |
|
Февраль Март |
1-4кл. |
||
Апрель Май |
1-4кл. |
Развитие толерантности |
Тренинг «Мир без конфликтов» Родительское собрание « Влияние семейного воспитания на толерантность подростка» Кл.час. «Толерантность всегда и во всем»(совместно с кл.руководит.) |
Планируемый результат:
1. Формирование и развитие психических процессов.
2. Своевременная адаптации первоклассников.
3. Стабилизация эмоционально-волевой сферы.
4. Формирование адекватного и доброжелательного взаимодействия у учащихся.
3. Психологическое просвещение и профилактика
Сроки |
Ученики |
Учителя |
Родители |
Сентябрь Октябрь |
Обеспечение повышения уровня сплоченности детских коллективов, полной включенности каждого. По запросу учителя |
Индивидуальные консультирование педагогов по проблемам адаптации и психологическим проблемам детей «группы риска» |
Выступление на родительском собрании на тему: «Возрастные особенности младшего школьника» |
Ноябрь Декабрь |
Работа с детьми: «Как избежать конфликт?» Профилактика суицида. |
Как создать благоприятные условия для успешной адаптации |
Выступление на родительском собрании на тему: «Адаптация» Лекция 1, 2 классы |
Январь Февраль Март |
«Обучение приемам эффективного запоминания» «Как уберечь себя от вредных привычек.» Профилактика злоупотребления ПАВ несовершеннолетними |
Психологические рекомендации по итогам психодиагностики по итогам работы с тревожными детьми |
Индивидуальные консультации с родителями учащихся по личным запросам |
Апрель Май |
Рекомендации по профессиональному самоопределению. Приемы эффективного запоминания в период сдачи и подготовки в ГИА, ЕГЭ. Приемы избавления от стресса в период сдачи и подготовки в ГИА, ЕГЭ. По запросу учителя |
Приемы, лечебно-оздоровительные и профилактические упражнения по развитию сенсомоторики и внимательности и произвольности поведения. |
Приемы, лечебно-оздоровительные и профилактические упражнения по развитию сенсомоторики и внимательности и произвольности поведения. |
Предполагаемый результат:
1. Повышение психологической компетентности.
2. Овладение приемами лечебно-оздоровительных и профилактических упражнений, способствующих развитию сенсомоторики, произвольности и внимательности.
4.Психологическое консультирование
Психологическое консультирование ведется как в групповой, так и в индивидуальной форме по мере поступления, по результатам проведенной психодиагностики и наблюдения.
срок |
Содержание |
Участники |
Форма и методы проведения |
В течении учебного года (по запросу участников учебного процесса) |
Оказание помощи в проблемных ситуациях. |
Консультирование родителей, учителей, учащихся по запросу. |
Индив. консульт. |
Профилактика школьной дезадаптации и школьного невроза. Информирование об уровне готовности к обучению в школе, выработка рекомендаций по индивидуальному развитию ребенка |
Консультации учителей, родителей по школьной адаптации |
Родительское собрание Педсовет |
|
Выработка рекомендаций по решению выявленных проблем. Дать рекомендации по взаимодействию. |
Консультации педагогов |
Индив. консульт |
|
Консультация по обеспечению комфортности психологического климата в классе, оказании помощи в установлении межличностных отношений для «непринятых» школьников. |
Консультации по запросу педагогов, родителей и учащихся |
Классный час. Беседы |
|
Консультация по профессиональному самоопределению. |
Консультирование учащихся |
Лекции Классный час |
|
Дать рекомендации по оказанию поддержки в кризисный период. |
По запросу |
Индив.консульт. |
Планируемый результат:
- Коррекция возникающих проблем.
- Сохранение психического здоровья учащихся, формирование школьной учебной мотивации.
- Направление родителей с учащимися к специалистам различного профиля. Создание положительного эмоционального фонда.
- Обеспечения индивидуально развития каждого ученика. Разрешение проблемной ситуации.
- Развитие социальных навыков у учащихся. Формирование классных коллективов.
- Оказание помощи в профессиональном самоопределение.
- Преодолении кризисной ситуации, профилактика суицида.
5. Организационно-методическая работа
Месяц |
Работа с учениками |
Работа с учителями |
Работа с родителями |
Сентябрь |
Работа с индивидуальными картами развития учеников, исследование динамики развития познавательных процессов. Обмен опытом, повышение проф.компетенции. |
||
Психологическое сопровождение психолого-педагогической экспертизы образовательной среды (в течении года) |
|||
Октябрь |
Сбор методической информации. Оформление тематических папок. (В течение учебного года) |
||
Ноябрь |
Заполнение протоколов для школьного ПМПК (в течении года) |
Участие в школьном ПМПК(в течении года) |
|
Декабрь |
Оформление стенной газеты Расширение картотеки коррекционно-развивающих программ. |
Оформление стендовой информации для педагогов |
Подготовка к выступлениям на родительских собраниях |
Январь |
Оформление протоколов психодиагностического исследования (В теч.года) |
||
Февраль |
Участие в школьном совете профилактики |
||
Март |
Исследование динамики развития познавательных процессов |
||
Апрель |
Отбор диагностического инструментария, проведение диагностики, анализ результатов. Составление протоколов проведенной диагностики. (в течении года) |
||
Май |
Планирование работы школьного психолога на 2015-2016 учебный год |
Планируемый результат
Координация деятельности педагога – психолога.
Помощь в заполнении бланков экспертизы, обработка результатов экспертизы.
Система дидактического материала. Исследование динамики развития познавательных процессов.
Посещение семинаров в школах района по плану МО психологов района.
Анализ методической литературы, сбор демонстрационного материала.
Создание архива.
Педагог-психолог Васильева О.Ф.
Ключевой компонент |
Форма работы |
Сроки |
1. Целенаправленная работа по диагностике детей состоящих на учёте, многодетных |
Изучение
документов, личных дел, |
Сентябрь-декабрь |
2. Изучение детей группы риска, их семей и составление их индивидуальных психолого-педагогических карт |
Наблюдение,
опросники исследования семейных отношений, |
В
течение |
3. Выявление причин неадекватного поведения, ассоциального, девиантного поведения детей группы риска |
Наблюдение,
опросники, |
В
течение |
4. Адаптация учащихся 1,5, 10-х классов |
Наблюдение,
опросники, |
В
течение |
5. Организация работы с классными руководителями, педагогами, сопровождающими учащихся, склонных к правонарушениям и ассоциальному, девиантному поведению по темам: «Психофизиологические особенности ребёнка, имеющих нарушения в развитии» «Организация работы с учащимися, имеющими склонность к правонарушениям» Включение учащихся во внеклассную работу, занятость в кружках и секциях.Взаимодействие с родителями учащихся. Формы и методы работы с родителями. |
Беседы, |
В
течение |
6. Посещение уроков, кл. часов, мероприятий с целью наблюдения, изучения поведения, активности, умений, навыков,воспитанности склонных к правонарушениям подростков |
Наблюдение |
В
течение |
7. Участие в работе Совета профилактики школы по предупреждению правонарушений среди учащихся |
Выступления, |
В
течение |
8. Посещение семей учащихся на дому, выходы в Детский дом (совместно с социальным педагогом, инспектором ИДН) |
Встречи,
беседы, |
В
течение |
9. Беседы с родителями в классах (по запросу кл. руководителей) .Примерная тематика: n "Профессиональные намерения учащихся и реальная потребность республики в кадрах", n "Здоровье детей и выбор профессии" и др. n "Социальная адаптация в обществе лиц с ограниченными возможностями здоровья" n "Профилактика правонарушений среди детей и подростков" n " Профилактика наркомании и токсикомании среди детей и подростков" n "Ваш ребенок и здоров» |
|
В
течение |
10. Организация лекций и бесед для
учащихся совместно с кл. руководителями. |
Беседы с учащимися, |
В
течение |
11. Воспитание толерантного отношения к окружающим. Проведение бесед на данную тему совместно с кл. руководителем |
Тренинги |
Ноябрь |
12. Организация лекций и бесед для старшеклассников совместно с кл. руководителем . Примерная тематика: 1) "Защити себя и свои друзей от ПАВ" 2) "Наркомания - путь в бездну" 3) "Твоё здоровье и З. О. Ж." |
Внеклассные
|
В
течение |
Педагог-психолог Васильева О.Ф.
ЦИКЛОГРАММА РАБОТЫ
педагога-психолога МОУ «Дмитровской средней общеобразовательной школы №2»
Васильевой Ольги Федоровны
на 2016-2017 учебный год
Общая нагрузка на учебный год 36 часов
Циклограмма составлена на основании документов:
Должностная инструкция педагога - психолога
Постановление № 65 Министерства труда России от 29.12.92 года
Письма Минобразования РФ от 24 декабря 2001 года № 29/1886-6
РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ:
18 часов - Индивидуальная, групповая,
профилактическая, диагностическая, коррекционная, развивающая, просветительская
работа с обучающимися, экспертно-консультационная и профилактическая работа с
родителями и педагогами.
18 часов - подготовка к индивидуальной и групповой работе с
обучающимися, обработка, анализ, обобщение полученных результатов, подготовка к
экспертно-консультационной и профилактической работе с педагогами и родителями,
заполнение аналитической и отчётной документации, организационно-методическая
работа, повышение квалификации, самообразование и др.
День недели |
Время работы по видам |
Виды (направления деятельности) |
Кол-во часов |
Понедельник |
8.00-10.00 |
Подготовка к психокоррекционной работе |
2 |
1 10.00-11.00 |
Подготовка к экспертно-консультационной и профилактической работе |
1 |
|
11.00-12.00 |
Индивидуальная психокоррекционная работа с обучающимися |
1 |
|
12.00-13.00 |
Корреционно-развивающая деятельность |
1 |
|
14.00-15.00 |
Просветительская работа с обучающимися |
1 |
|
15.00-16.00 |
Профилактическая работа с родителями и педагогами |
1 |
|
|
|||
Вторник |
8.00-10.00 |
Обработка результатов исследований, оформление документации |
2 |
1 10.00-11.00 |
Подготовка к психокоррекционной работе |
1 |
|
11.00-12.00 |
Диагностическая работа |
1 |
|
12.00-13.00 |
Корреционно-развивающая деятельность |
1 |
|
14.00-15.00 |
Групповая работа с обучающимися |
1 |
|
15.00-16.00 |
Аналитическая работа (обработка результатов, оформление заключений) |
1 |
|
Среда |
8.00-10.00 |
Подготовка диагностических материалов |
2 |
1 10.00-11.00 |
Подготовка к индивидуальной и групповой работе с обучающимися |
1 |
|
11.00-12.00 |
Подготовка к психокоррекционной работе |
1 |
|
12.00-13.00 |
Обработка диагностической данных |
1 |
|
14.00-16.00 |
Подготовка к корреционно-развивающей деятельности |
1 |
|
16.00-17.00 |
Аналитическая работа (обработка результатов, оформление заключений) |
1 |
|
|
|||
Четверг |
8.00-10.00 |
Заполнение аналитической и отчетной документации |
2 |
1 10.00-11.00 |
Индивидуальное консультирование учителей, воспитателей |
1 |
|
11.00-12.00 |
Групповая психокоррекционная работа с обучающимися |
1 |
|
12.00-13.00 |
Индивидуальная психокоррекционная работа с обучающимися |
1 |
|
14.00-15.00 |
Корреционно-развивающая деятельность |
1 |
|
15.00-16.00 |
Индивидуальная работа с учащимися |
1 |
|
16.00-17.00 |
Организационно-методическая работа |
1 |
|
|
|||
Пятница |
8.00-10.00 |
Обработка результатов исследований, оформление документации |
2 |
1 10.00-11.00 |
Экспертно-консультационная и профилактическая работа |
1 |
|
11.00-12.00 |
Индивидуальное консультирование учителей, воспитателей |
1 |
|
12.00-13.00 |
Индивидуальная психокоррекционная работа с обучающимися |
1 |
|
14.00-15.00 |
Корреционно-развивающая деятельность |
1 |
|
15.00-16.00 |
Просветительская работа с родителями |
1 |
Итого: 36 часов
Директор школы Л.В. Корягина
Педагог-психолог О.Ф.Васильева
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.