Программа коррекционно-развивающих занятий "Я учусь учиться" для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью
Оценка 4.8

Программа коррекционно-развивающих занятий "Я учусь учиться" для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
психологическая работа +1
3 кл
21.05.2019
Программа коррекционно-развивающих занятий "Я учусь учиться" для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью
Программа курса коррекционных занятий «Я учусь учиться» направлена на снятие эмоционального дискомфорта у младших школьников, создание ситуации успеха, а также на коррекцию и развитие школьно-значимых, психофизиологических и социальных функций в процессе учебной, изобразительной и игровой деятельности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе. Таким образом, система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий. Достижение цели предусматривает решение ряда задач: формирование и развитие общеучебных умений и навыков, развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать, развитие сенсорной сферы ребят и воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Программа 3 класс .docx
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее город Комсомольск­на­Амуре адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа № 1»   УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета                                                                                  от «____»______________2017 года протокол № 1                                                                                   Председатель __________ И.Г. Подоплелова  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА     По коррекционному курсу «Я учусь учиться» Класс 3 Б Количество часов: всего 68 часов Педагог­психолог Березовская Наталья Евгеньевна Планирование составлено на основе:  программы курса коррекционных занятий «Я учусь учиться» (автор  Т.Н.Князева), «120 уроков психологического развития младших шклльников»  (автор Л.П. Локалова) Программа курса коррекционных занятий «Я учусь учиться» направлена на снятие эмоционального дискомфорта у младших школьников, создание ситуации   а   также   на   коррекцию   и   развитие   школьно­значимых, успеха, психофизиологических и социальных функций в процессе учебной, изобразительной и   игровой   деятельности,   способствующее   оптимизации   психического   развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.   Таким образом, система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий. Достижение   цели   предусматривает   решение   ряда   задач:   формирование   и развитие   общеучебных   умений   и   навыков,   развитие   мышления   в   ходе   усвоения детьми   таких   приёмов   мыслительной   деятельности   как   умение   анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать, развитие   сенсорной   сферы   ребят   и   воспитание   системы   нравственных межличностных отношений. I. Планируемые результаты 1. В   результате   целенаправленной   деятельности   на   занятиях   обучающимися Ожидаемые результаты реализации программы  происходит достижение двух видов результатов, личностных и предметных: 1. Личностные результаты  Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;  Формирование познавательных интересов, учебной мотивации;  Формирование   умения   самостоятельно   работать   и   планировать   свою деятельность;  Овладение   начальными   навыками   адаптации   в   динамично изменяющемся и развивающимся мире;  Развитие   адекватных   представлений   о   собственных   возможностях,   о насущно необходимом жизнеобеспечении; Предметные результаты 2.  Развитие различных видов памяти, овладение приемами запоминания;  Развитие навыков произвольного внимания и восприятия;  Воспитание   у   обучающихся   полноценное   восприятие   формы, конструкции,   величины,   цвета,   особых   свойств   предметов,   их положения в пространстве;  Развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением;  Овладение приёмами мыслительной деятельности такими, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать;  Развитие сенсорной сферы ребят;  Формирование точности и целенаправленности движений и действий В   результате   освоения   коррекционного   курса   «Я   учусь   учиться»   у обучающихся   предполагается   формирование   базовых   учебных   действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных). БУД  (базовые   учебные   действия),   формируемые   при   реализации коррекционного курса: 1. Личностные учебные действия:  осознание себя как ученика, заинтересованного посещением занятий, учебной деятельностью;   способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;  положительное   отношение   к   окружающей   действительности,   готовность   к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;  самостоятельность   в   выполнении   учебных   заданий,   поручений, договоренностей;   понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о правилах поведения в школе и обществе. 2. Регулятивные учебные действия:   принятие   цели   и   произвольное   включение   в   деятельность,   следование предложенному плану и умение работать в общем темпе;  активное участие в деятельности, умение контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;   умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать   оценку   деятельности,   оценивать   ее   с   учетом   предложенных критериев,   корректировать   свою   деятельность   с   учетом   выявленных недочетов; 3. Познавательные учебные действия:  группировать предметы по заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать словом;  конструировать предметы из 5­6 деталей;  зрительно дифференцировать 2­3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом;  владеть приемами запоминания;  классифицировать   предметы   и   явления   на   основе   выделенных   свойств   и качеств;  владеть   временными   представлениями,   использовать   их   в   повседневной жизни;  использовать   усвоенные   логические   операции   (сравнение,   анализ,   синтез, обобщение,   классификацию,   установление   аналогий,   закономерностей, причинно­следственных   связей)   на   наглядном,   доступном   вербальном материале,   основе   практической   деятельности   в   соответствии   с индивидуальными возможностями;  способствовать   развитию   мелкой   моторики   пальцев   рук   обучающихся, исправлять недостатки их общей моторики, совершенствовать их зрительно­ двигательную координацию. 4. Коммуникативные учебные действия:  вступать в контакт и работать в коллективе;  использовать   принятые   ритуалы   социального   взаимодействия   с одноклассниками и педагогом;  обращаться за помощью и принимать помощь;  слушать   и   понимать   инструкцию   к   учебному   заданию   в   разных   видах деятельности и быту;  сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;  доброжелательно взаимодействовать с людьми;  договариваться   и   изменять   свое   поведение   в   соответствии   с   объективным мнением большинства  в конфликтных или иных  ситуациях взаимодействия   с конструктивно сопереживать,     относиться,   окружающими. II.  Содержание коррекционного курса  с указанием форм организации  занятий, основных видов коррекционной деятельности 1. Содержание коррекционного курса Содержание программы предпологается реализовывать в объеме 68 занятий за год обучения.   № п/п Название раздела Всего  Диагностические работы Примечани Учебно­тематический план 1. Обследование детей;  комплектование групп для коррекционных  занятий. часов 2 е диагностический альбом  Н.Я.Семаго, М.М. Семаго,  сборник методик  С.Д.Забрамной,  О.В.Боровик,   «Несуществующее  животное»,  «Кактус»,  социометрия,  модифицированный 8­ цветовой тест М. Люшера,  методика «Эмоциональные  лица» (Н. Я. Семаго),  методика «Лесенка». 2. 3. 4. 5. 6. Раздел 1. Умеем ли  мы общаться Раздел 2. Как мы  воспринимаем  информацию Раздел 3. Секреты  нашей памяти Раздел 4. Необычное в обычном Раздел 5. Развиваем  мыщление 6 4 5 4 6 Обучающиеся знакомятся с правилами общения,  обучаются  коммуникативным навыкам Дети учатся осознанному  восприятию, у них  формируется  мотивационная  направленность на  действия и внимания и  восприятия, знакомятся с  различными видами  восприятия Обучающиеся изучают  особенности памяти,  учатся приемам  запоминания. Школьники учатся  анализировать материал, у  них формируется умение  строить суждения на  основе наблюдений. Обучающиеся развивают  аналитическую  наблюдательность,  произвольное внимание.  Они учатся сравнивать,  анализирую существенные  и несущественные  признаки, обобщать на  наглядной основе. 7. 8. 9. 10 11 12 Раздел 6. История о  человеке, который  нашел время Раздел 7.  Путешествие в страну  «Учебных Удач» Раздел 8. Учимся  задавать вопросы и  отвечать на них Раздел 9. Учимся  планировать Раздел 10. Когда  исчезают отметки Раздел 11. Азбука  настроения 4 У обучающихся  продолжается  формирование временных  представлений; они  обучаются элементарным  приемам самоорганизации.  У детей развивается  познавательная мотивация,  выявляются  познавательные  потребности. Школьники обучаются  приемам постановки  вопросов, развивают  познавательную  активность, связную речь. Обучающиеся знакомятся с приемами планирования,  самоконтроля, продолжают развивать мыслительные  процессы, развивают  связную речь Знакомятся с правилами  оценивания, узнают  критерии выставления  отметки, отрабатывают  навык самоконтроля. Обучающиеся учатся  понимать свое  эмоциональное состояние и окружающих, у них  2 4 3 2 4 13 Раздел 12. Страна  эмоций 14 15 16 Раздел 13. Как  преодолеть  неуверенность в себе Раздел 14. В мире  образов Раздел 15. Наука  отдыхать 6 4 4 4 17 Раздел 16. Моя мечта 2 18 Обследование детей,  2 формируется позитивное  отношение к школе. Дети знакомятся с чувствами радости, обиды,  злости, страха,  получают  навыки выражения этих  чувств, учатся различать и  узнавать эти чувства у себя и у других,  учаться управлять  собственными эмоциями. Учатся навыкам  положительного  оценивания себя и своих  одноклассников. Знакомятся с приемами  создания образов,  развивают репродуктивное  и творческое воображение. Дети знакомятся с  приемами снятия  мышечного напряжения,  релаксационными  упражнениями. Обучающиеся обсуждают  свои стремления и  ожидания; учатся строить  суждения, что необходимо  делать, чтобы желания  исполнялись диагностический альбом  анализ результатов  Н.Я.Семаго, М.М. Семаго, освоения  коррекционно­ развивающей  программы  сборник методик  С.Д.Забрамной,  О.В.Боровик,   «Несуществующее  животное»,  «Кактус»,  социометрия,  модифицированный 8­ цветовой тест М. Люшера,  методика «Эмоциональные  лица» (Н. Я. Семаго),  методика «Лесенка». Всего 68 2.Формы организации коррекционных занятий  Коррекционные занятия в форме подгрупповых и групповых   (4­8 человек) проводятся 2 раза в неделю, во вторую половину дня. Продолжительность одного занятия   20­30   минут  Большие   группы   нецелесообразны,   так   как   снижается возможность   ведущего   контролировать     детей   и   учитывать   индивидуальные особенности каждого. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.  3.Основные виды  коррекционно­развивающей деятельности  Данный курс состоит из системы:  дидактических и развивающих игр, специальных тренинговых упражнений и заданий,    психогимнастических упражнений,  релаксационных упражнений,  профилактических бесед,  упражнений с использованием средств арт­терапии,  упражнений пальчиковой гимнастики. Структура занятий включает в себя следующие этапы:  1.ПСИХОГИМНАСТИКА. Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия.  2. РАЗМИНКА. Основной задачей данного этапа является создание у ребят  определённого положительного эмоционального фона, включение в работу.  Поэтому вопросы разминки достаточно лёгкие, способные вызвать интерес и  рассчитаные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей  юмора.  3. ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В  ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ: ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ,  ВООВРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ. Задания, используемые на этом этапе занятия не  только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют,  неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят,  разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять  творческие упражнения. Все задания подобраны так, что степень их трудности  увеличивается от занятия к занятию. 4. ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА. Динамическая пауза, проводимая на занятиях, не только развивает двигательную сферу ребёнка, но и способствует развитию умения  выполнять несколько различных заданий одновременно. 5. ЛОГИЧЕСКИ­ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ. На данном этапе предлагаются задания, обучающие детей: наблюдать,  сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие  предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию,  решать кроссворды, пользоваться выразительными средствами русского языка.  6. КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИ ДЛЯ ГЛАЗ. Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз способствует как  повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению  состояния зрительного комфорта 7. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. ШТРИХОВКА. Задания, направленные на  развитие графомоторных навыков.  В процессе работы формируются внимание, глазомер, зрительная память  ребенка, аккуратность, фантазия; развивается внутренняя и внешняя речь,  логическое мышление, активизируются творческие способности. В конце раздела и занятия проводится совместная рефлексия по поводу того, какое   впечатление   осталось   у   ребенка   от   работы.   Важно   гибко   реагировать   на высказывания   детей,   быть   готовым   обсуждать   интересующие   детей   вопросы. Ребенок   на   этих   занятиях   сам   оценивает   свои   успехи.   Это   создает   особый положительный   эмоциональный   фон:   раскованность,   интерес,   желание   научиться выполнять предлагаемые задания. В   начале   и   в   конце   учебного   года   проводится   обследование   уровня сформированности познавательных процессов, мышления  (диагностический альбом Н.Я.Семаго,   М.М.   Семаго,   сборник   методик   С.Д.Забрамной,   О.В.Боровик, «Несуществующее   животное»,     «Кактус»,   социометрия,   модифицированный   8­ цветовой тест М. Люшера). Календарно­тематическое планирование курса «Я учусь учиться» 3 Б класс (68 часов) № урока Название раздела, тема урока. Количество часов Обследование детей,  комплектование групп для  коррекционных занятий 1,2 3 4 5 6 7 8 9 10,11 Тренировка внимания Совершенствование  мыслительных операций Развитие аналитических  способностей и способности  рассуждать. 12,13 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование  2 12 1 1 1 1 1 1 1 2 2 Сроки сентябрь сентябрь сентябрь сентябрь сентябрь сентябрь сентябрь сентябрь сентябрь октябрь октябрь мыслительных операций 14 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование  мыслительных операций. Развитие логического мышления. Обучение поиску  закономерностей Развитие аналитических  способностей и способности  15 рассуждать Совершенствование  воображения. Развитие наглядно­образного  мышления. 16,17 Развитие быстроты реакции. Совершенствование  мыслительных операций. 18 Развитие концентрации  19 внимания. Развитие пространственного  восприятия и сенсомоторной  координации Тренировка внимания Тренировка слуховой памяти. Совершенствование  мыслительных операций Тренировка зрительной памяти. Совершенствование  1 5 1 2 1 1 4 октябрь октябрь октябрь ноябрь ноябрь мыслительных операций. 20,21 Развитие логического мышления. Обучение поиску  закономерностей Развитие аналитических  способностей и способности  рассуждать 22,23 Совершенствование  воображения. Развитие наглядно­образного  мышления. Развитие быстроты реакции. Совершенствование  мыслительных операций. 24 Развитие концентрации  внимания. Развитие пространственного  восприятия и сенсомоторной  координации Тренировка внимания Совершенствование  мыслительных операций Развитие аналитических  способностей и способности  рассуждать. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование  мыслительных операций 25 26 27 Тренировка зрительной памяти. 2 2 12 1 1 1 1 ноябрь ноябрь декабрь декабрь декабрь декабрь Совершенствование  мыслительных операций. 28 Развитие логического мышления. Обучение поиску  закономерностей Развитие аналитических  способностей и способности  29 рассуждать Совершенствование  воображения. Развитие наглядно­образного  мышления. 30 Развитие быстроты реакции. Совершенствование  мыслительных операций. 31 Развитие концентрации  внимания. Развитие пространственного  восприятия и сенсомоторной  координации Тренировка внимания Совершенствование  мыслительных операций Развитие аналитических  способностей и способности  рассуждать. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование  мыслительных операций 32 33 1 1 1 1 1 1 декабрь декабрь декабрь декабрь январь январь 1 1 январь январь 34 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование  мыслительных операций. 35 Развитие логического мышления. Обучение поиску  закономерностей Развитие аналитических  способностей и способности  рассуждать

Программа коррекционно-развивающих занятий "Я учусь учиться" для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Программа коррекционно-развивающих занятий "Я учусь учиться" для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Программа коррекционно-развивающих занятий "Я учусь учиться" для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Программа коррекционно-развивающих занятий "Я учусь учиться" для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Программа коррекционно-развивающих занятий "Я учусь учиться" для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Программа коррекционно-развивающих занятий "Я учусь учиться" для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Программа коррекционно-развивающих занятий "Я учусь учиться" для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Программа коррекционно-развивающих занятий "Я учусь учиться" для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Программа коррекционно-развивающих занятий "Я учусь учиться" для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Программа коррекционно-развивающих занятий "Я учусь учиться" для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Программа коррекционно-развивающих занятий "Я учусь учиться" для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Программа коррекционно-развивающих занятий "Я учусь учиться" для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Программа коррекционно-развивающих занятий "Я учусь учиться" для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Программа коррекционно-развивающих занятий "Я учусь учиться" для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Программа коррекционно-развивающих занятий "Я учусь учиться" для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Программа коррекционно-развивающих занятий "Я учусь учиться" для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Программа коррекционно-развивающих занятий "Я учусь учиться" для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Программа коррекционно-развивающих занятий "Я учусь учиться" для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Программа коррекционно-развивающих занятий "Я учусь учиться" для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Программа коррекционно-развивающих занятий "Я учусь учиться" для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Программа коррекционно-развивающих занятий "Я учусь учиться" для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Программа коррекционно-развивающих занятий "Я учусь учиться" для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Программа коррекционно-развивающих занятий "Я учусь учиться" для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Программа коррекционно-развивающих занятий "Я учусь учиться" для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Программа коррекционно-развивающих занятий "Я учусь учиться" для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Программа коррекционно-развивающих занятий "Я учусь учиться" для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Программа коррекционно-развивающих занятий "Я учусь учиться" для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Программа коррекционно-развивающих занятий "Я учусь учиться" для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Программа коррекционно-развивающих занятий "Я учусь учиться" для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Программа коррекционно-развивающих занятий "Я учусь учиться" для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Программа коррекционно-развивающих занятий "Я учусь учиться" для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Программа коррекционно-развивающих занятий "Я учусь учиться" для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2019