Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста"
Оценка 4.6

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста"

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
психологическая работа +1
Детсад—4 кл
13.02.2017
Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей  младшего школьного возраста"
Данная программа коррекционно- развивающих занятий рассчитана на детей младшего школьного возраста (7 –12 лет). Цель программы – психологическая поддержка детей, имеющих различные страхи. Задачи программы: Снизить тревожность. Усилить “ Я” ребёнка. Актуализировать чувство страха. Повысить психический тонус ребёнка. Осуществить контроль над объектом страха. Повысить уверенность в себе.
программа тревожности страхи млад.шк..doc
Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей  младшего школьного возраста" Цель программы – психологическая поддержка детей, имеющих различные страхи. Задачи программы:  Снизить тревожность. Усилить “ Я” ребёнка. Актуализировать чувство страха. Повысить психический тонус ребёнка. Осуществить контроль над объектом страха.  Повысить уверенность в себе.  Критерии эффективности программы:  повышение уверенности в себе; снижение тревожности; снижение количества страхов; улучшение взаимоотношений родитель­ ребёнок  1 этап – диагностический. Цель: изучение нарушений психологического здоровья у детей. Диагностика:  Тест “Страхи в домиках”  Тест “ Кактус” Тест “ Тревожности” ( Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен.) для дошкольников. Филипс­ тест для младших школьников. 2 этап – информационный. Цель : информирование родителей и педагогов о имеющихся нарушениях в развитии детей. 3 этап – практический. Цель: профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья детей. 4 этап – контрольный. Цель: определение эффективности коррекционной работы. Методы и техники, используемые в программе:  Релаксация. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения. Концентрация. Сосредоточение на своих зрительных , звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и  переживаниях. Функциональная музыка. Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной  напряжённости, переключает внимание. Игротерапия. Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения  уверенности в себе, снижения страхов. Телесная терапия. Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности. Арт­терапия.  Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности. Цикл практических занятий рассчитан на 7 часов, т .е 10 занятий. Занятия проводятся с одной  группой два раза в неделю. Данная программа коррекционно­ развивающих занятий рассчитана на  детей дошкольного и младшего школьного возраста (5 –12 лет). В каждой группе 5­6 человек. Занятия подобраны так, чтобы на протяжении всего занятия и всего курса сохранялся интерес и у малышей и у детей постарше. Идеальный вариант – одновозрастные группы, но группы могут быть  разновозрастные. Условия проведения занятий :  1) принятие ребёнка таким, какой он есть; 2) нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс; 3) учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации; 4) начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка ощущение  целостности и завершённости занятия; 5) игра не комментируется взрослым; 6) в любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации. Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Во время занятия дети  сидят в кругу. Круг – это ,прежде всего , возможность открытого общения. Он создаёт ощущение  целостности, завершённости, придаёт гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание . В содержании программы занятий выделяются три блока, которые обеспечивают решение  поставленных задач. 1 блок – развлекательные ( контактные) – 1занятие – включает объединение детей , задания  направленные на создание доброй и безопасной обстановки. 2 блок – коррекционно – направленные + обучающие – 8 занятий – коррекция эмоциональных  нарушений (страхов, тревожности, неуверенности в себе) , обучение. 3 блок – развлекательные + обучающие + контрольные. Контрольный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы. Контроль  осуществляется с использованием всех диагностических материалов ранее использованных.  Результаты фиксируются в психологических картах и сравниваются. Структура игрового занятия. Ритуал приветствия – 2 минуты. Разминка ­ 10 минут. Коррекционно­развивающий этап­ 20 минут Подведение итогов­ 6 минут. Ритуал прощания – 2 минуты.  Тематическое планирование занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. № Темы программы Кол.часов Занятие 1 “Здравствуйте , это Я!” 40 мин. Занятие 2 “Моё имя” 3  Занятие 3 “Настроение” Занятие 4 “ Настроение” Занятие 5 “ Наши страхи” 40 мин 40 мин. 40 мин. 40 мин. 1 2 4 5 6 7 8 9 Занятие 6 “ Я больше не боюсь!” 50 мин Занятие 7 “ Волшебный лес” 40 мин Занятие 8 “ Сказочная шкатулка” 40 мин Занятие 9 “ Волшебники” 40 мин. 10 Занятие 10 “Солнце в ладошке” 50 мин Всего часов: 7 часов ЗАНЯТИЕ 1. “ ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭТО Я!” Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей,  эмоциональное и мышечное расслабление. Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги , краски , макеты  кочек.  Разминка : Упражнение “ Росточек под солнцем” Дети превращаются в маленький росточек ( сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками)  всё чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. Все движения выполняются под музыку. Упражнение “ Доброе утро…” Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга Доброе  утро Саша … Оля…и т.д. , которые нужно пропеть . Упражнение “ Что я люблю ?” Дети в кругу , каждый говорит по очереди , что он любит из еды, одежды, во что любит играть и т. д. Упражнение “ Качели” Дети в парах . Один из участников становится в позу эмбриона, другой его раскачивает. Далее  меняются. Упражнение “ Угадай по голосу” Один из игроков выходит за двери , остальные должны обнаружить , кто вышел из комнаты, и описать  его. Упражнение “ Лягушки на болоте” Дети превращаются в лягушек. На полу выкладываются макеты кочек на разном расстоянии друг от  друга, каждый должен попасть на все кочки по порядку. Упражнение “ Художники – натуралисты” Дети рисуют совместный рисунок по теме “ Следы невиданных зверей” . ЗАНЯТИЕ 2. “МОЁ ИМЯ” Цель : раскрытие своего “Я”,Формирование чувства близости с другими людьми, достижение  взаимопонимания и сплочённости . Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски , альбомы для рисования. 1. Упражнение “ Росточек под солнцем” см. 1 занятие. 2. Упражнение “ Узнай по голосу” Дети встают в круг , выбирают водящего. Он встаёт в центр круга и старается узнать детей по голосу. 3. Игра “ Моё имя” Психолог задаёт вопросы ; дети по кругу отвечают .  Тебе нравится твоё имя? Хотел бы ты , чтобы тебя звали по другому? Как? При затруднении в ответах психолог называет ласкательные производные от имени ребёнка, а тот  выбирает понравившееся. Психолог говорит : “ Известно ли вам ,что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и  имя у вас маленькое. Когда вы подрастёте и имя подрастёт вместе с вами и станет полным, например : Маша – Мария; Дима – Дмитрий . т.д. 4. Игра “ Разведчики” Дети выстраиваются змейкой друг за другом . В зале расставляются стулья беспорядочно .Первый в  колонне ведёт запутывая, а последний запоминает этот путь и должен будет потом его воспроизвести. 5. Рисование самого себя. Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах: в зелёном­ такими какими они представляются себе; в голубом – какими они хотят быть; в красном – какими их видят друзья. 6. Упражнение “ Доверяющее падение” Дети встают друг против друга и сцепляют руки . Один из детей встаёт на стульчик и падает спиной  на сцепленные руки. 7. Упражнение “ Горячие ладошки” ЗАНЯТИЕ 3. “НАСТРОЕНИЕ” Цель: осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения,  развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим. Материалы для занятия: магнитофон , спокойная музыка, краски, альбомные листы; “пружинки” на  отдельных листах. 1. Упражнение “ Росточек под солнцем” См. занятие 1. 2. Упражнение “ Возьми и передай” Дети встают в круг , берутся за руки , смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное  настроение, добрую улыбку. 3. Упражнение “Неваляшка” Дети делятся по три человека. Один из них неваляшка , двое других раскачивают эту неваляшку. 4. Упражнение “ Превращения” Психолог предлагает детям :  нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный человек; позлиться как… злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребёнок , у которого отняли  мяч; испугаться как … заяц, увидевший волка; птенец , упавший из гнезда; улыбнуться как … кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;  5. Рисование на тему “ Моё настроение” После выполнения рисунков дети рассказывают какое настроение они изобразили. 6. Упражнение “ Закончи предложение” Детям предлагается закончить предложение : Взрослые обычно боятся….; дети обычно боятся….; мамы обычно боятся….; папы обычно боятся…. 7. Упражнение “ Пружинки” Детям предлагается обвести как можно точнее уже нарисованные пружинки. 8. Упражнение “ Горячие ладошки” ЗАНЯТИЕ 4. “ НАСТРОЕНИЕ” Цель : осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение  тревожности, снижение мышечных зажимов. Материал к занятию: магнитофон , спокойная музыка; краски, ватман; песочница; мел.  1. Упражнение “ Росточек под солнцем” См. 1 занятие. 2. Упражнение “ Злые и добрые кошки” Чертим ручеёк . По обе стороны ручейка находятся злые кошки . Они дразнят друг друга , злятся  друг на друга. По команде встают в центр ручейка и превращаются в добрых кошек ласкают друг  друга, говорят ласковые слова. Далее анализируем возникшие чувства. 3. Игра “ На что похоже моё настроение?” Дети по кругу при помощи сравнения говорят, на что похоже настроение. Начинает психолог : “ Моё  настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе”. 4. Упражнение “ Ласковый мелок” Дети разбиваются на пары . По очереди рисуют на спине друг другу различные предметы. Тот кому  рисуют должен угадать , что нарисовано. Анализируем чувства и ощущения. 5. Упражнение “ Угадай что спрятано в песке?” Дети разбиваются на пары. Один прячет что – то в песке, другой пытается найти. 6. Рисование на тему “ Автопортрет” Детям предлагается нарисовать себя с тем настроением , с которым они пойдут с занятия. 7. Упражнение “ Горячие ладошки” ЗАНЯТИЕ 5. “ НАШИ СТРАХИ” Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка. Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, большой лист  бумаги, подушка. 1. Упражнение “ Росточек под солнцем” См. 1 занятие. 2. Упражнение “ Петушиные бои” Дети разбиваются на пары – петушки. Они стоя на одной ноге дерутся подушками. При этом они  стараются сделать так , что­ бы соперник наступил обеими ногами на пол, что означает его проигрыш. 3. Упражнение “ Расскажи свой страх” Психолог рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым показывая , что страх ­  нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают что они  боялись . когда были маленькими. 4. Рисование на тему “ Чего я боялся , когда был маленьким..” Дети рисуют свои страхи, не показывая никому. 5. Упражнение “ Чужие рисунки” Детям по очереди показывают рисунки “страхов”,только что нарисованных , все вместе придумывают  чего боялись эти дети и как им можно помочь. 6. Упражнение “ Дом ужасов” Детям предлагается нарисовать обитателей дома ужасов. Все страхи и ужасы остаются в кабинете у психолога. 7. Упражнение “ Горячие ладошки” ЗАНЯТИЕ 6. “ Я БОЛЬШЕ НЕ БОЮСЬ” Цель : преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение  эмоционального напряжения. Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски , альбомные листы, подушка, задорная  музыка. 1. Упражнение “ Росточек под солнцем” См . 1 занятие. 2. Упражнение “Смелые ребята” Дети выбирают ведущего – он страшный дракон. Ребёнок становиться на стул и говорит грозным  голосом: “ Бойтесь, меня бойтесь!” Дети отвечают : “ Не боимся мы тебя!” Так повторяется 2­3 раза.  От слов детей дракон постепенно уменьшается ( ребёнок спрыгивает со стула), превращается в  маленького воробушка. Начинает чирикать ,летать по комнате. 3. Упражнение “ Азбука страхов” Детям предлагается нарисовать различных, страшных героев на отдельных листах и дать им имена .  Далее дети рассказывают о том , что нарисовали . Далее каждому ребёнку предлагается превратить  страшных героев в смешных, дорисовав их. 4. Упражнение “ Страшная сказка по кругу” Дети и взрослый сочиняют вместе страшную сказку. Они говорят по очереди , по 1­2 предложения  каждый. Сказка должна нагромоздить так много страшного , чтобы это страшное превратилось в  смешное. 5. Упражнение “ На лесной полянке” Психолог предлагает детям представить , что они попали на залитую солнцем полянку . На неё со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители – всевозможные букашки , таракашки.Звучит музыка ,  дети превращаются в лесных жителей. Выполняют задания , соответственно каждому персонажу  (кузнечику, бабочке, муравью и т. д.) 6. Упражнение “ Прогони Бабу – Ягу” Ребёнка просят представить , что в подушку залезла Баба – Яга , её необходимо прогнать громкими  криками . Можно громко стучать по подушке палкой. 7. Упражнение “ Я тебя не боюсь” Один ребёнок стоит перед психологом , остальные дети начинают его пугать по очереди. Ребёнок  громким уверенным голосом говорит : “Я тебя не боюсь!” 8. Упражнение “ Горячие ладошки” ЗАНЯТИЕ 7. “ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС” Цель : развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ,  снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе. Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, краски, ватман или кусок обоев, макеты  кочек, 1. Упражнение “ Росточек под солнцем” См. 1 занятие. 2. Упражнение “ За что меня любит мама…папа…сестра…и т. д.” Детям предлагается сказать за что их любят взрослые и за что они любят взрослых. 3. Упражнение “ Лягушки на болоте” См. 1 занятие. 4. Упражнение “Неопределённые фигуры” Психолог на доске рисует различные фигуры, ребята говорят на какие страшные существа они  похожи. 5. Игра “ Тропинка” Дети выстраиваются в затылок и идут змейкой по воображаемой тропинке . По команде психолога по  команде они преодолевают воображаемые препятствия. “ Спокойно идём по тропинке … Вокруг  кусты , деревья, зелёная травка… Вдруг на тропинке появились лужи …Одна…Вторая…Третья..  Спокойно идём по тропинке… Перед нами ручей. Через него перекинут мостик. Переходим по  мостику , держась за перила. Спокойно идём по тропинке… и т. д.. 6. Коллективный рисунок по сочинённой общей истории на тему : “Волшебный лес” Психолог предлагает детям представить тот лес , по которому шли по тропинке . Далее обсуждаем  что получилось , что удалось нарисовать вместе.  7. Упражнение “ Доверяющее падение” См. 2.занятие 8. Упражнение “ Горячие ладошки” ЗАНЯТИЕ 8. “ СКАЗОЧНАЯ ШКАТУЛКА” Цель : Формирование положительной “Я­концепции” , самопринятия, уверенности в себе, снижение  тревожности, выявление положительных черт личности. Материалы к занятию : магнитофон , спокойная музыка, шкатулка,  мяч, краски, альбомные листы,  начало страшной сказки. 1. Упражнение “ Росточек под солнцем” См. 1 занятие. 2. Игра “ Сказочная шкатулка” Психолог сообщает детям , что Фея сказок принесла свою шкатулку – в ней спрятались герои сказок .  Далее он говорит : “Вспомните своих любимых сказочных героев и скажите какие они , чем они вам  нравятся , как они выглядят. Далее с помощью волшебной полочки все дети превращаются в  сказочных героев. 3. Упражнение “ Конкурс боюсек” Дети по кругу передают мяч . Получивший должен назвать тот или иной страх, произнося при этом  громко и уверенно “ Я….. этого не боюсь!”  4. Игра “ Принц и принцесса” Дети стоят по кругу. В центр ставится стул – это трон . Кто сегодня будет Принцем (Принцессой)?  Ребёнок садится по желанию на трон. Остальные оказывают ему знаки внимания, говорят что­то  хорошее. 5. Упражнение “ Придумай весёлый конец” Психолог читает ребятам начало детской страшной сказки. Необходимо придумать смешное  продолжение и окончание. 6. Рисование на тему “ Волшебные зеркала” Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах , но не простых , волшебных : в первом­  маленьким и испуганным; во­втором – большим и весёлым; в третьем­ небоящимся ничего и сильным. После задаются вопросы : какой человек симпатичнее? На кого ты сейчас похож? В какое зеркало ты  чаще смотришься? 7. Упражнение “ Горячие ладошки” ЗАНЯТИЕ 9. “ ВОЛШЕБНИКИ” Цель : снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций,  развитие социального доверия Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, 1. Упражнение “ Росточек под солнцем” См. 1 занятие. 2. Игра “ Путаница” Выбирается один водящий . Остальные дети запутываются не расцепляя руки. Водящий должен  распутать клубок. 3. Игра “ Кораблик”  Матрос – один из детей, остальные дети – кораблик в бушующем море. Матрос , находящийся на  корабле должен перекричать бурю : “ Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!” 4. Упражнение “ Кони и всадники” Дети делятся на пары – один ребёнок превращается в “коня” , другой во “ всадника” . “Коням”  завязывают глаза , а всадники встают сзади , берут за локти и готовятся ими править. На скачках  задача “коня” ­ бегать быстрее , а задача “всадника” – не допускать столкновения с другими конями .  5. Упражнение “ Волшебный сон” Все дети отдыхают и всем снится один и тот же сон, который рассказывает психолог. 6. Рисуем , что увидели во сне . Каждый ребёнок вспоминает , что он увидел во сне и рисует эту картинку.  7. Упражнение “ Волшебники” Один из детей превращается в волшебника . Ему завязывают глаза и предлагают догадаться , кто  будет к нему подходить ; он ощупывают кисти рук. ЗАНЯТИЕ 10. “ СОЛНЦЕ В ЛАДОШКЕ” Цель: освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение  уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих. Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, фотографии детей, краски альбомные листы. 1. Упражнение “ Росточек под солнцем” 2. Упражнение “ Неоконченные предложения” Детям предлагается предложения , которые нужно закончить. “Я люблю…” , “Меня любят…”, “ Я не боюсь…”, “Я верю..” “ В меня верят…”, “ Обо мне заботятся…” 3. Игра “ Баба­ Яга”  По считалке выбирается Баба­ Яга. В центре комнаты рисуем круг. Баба­ Яга берёт веточку­ помело и становится в круг. Дети бегают вокруг Бабы­ Яги и дразнят её. “ Баба­Яга , костяная нога . С печки  упала, ногу сломала . Пошла в огород, испугала весь народ. Побежала в баньку испугала зайку!” Баба­ Яга выпрыгивает из круга и старается коснуться ребят помелом. 4. Игра “ Комплименты” Стоя в кругу , все берутся за руки. Глядя в глаза соседа , ребёнок говорит : “ Мне нравится в тебе….”  Принимающий кивает головой и отвечает: “ Спасибо , мне очень приятно!” Упражнение продолжается по кругу. Далее обсуждаем чувства , которые испытали дети при  выполнении данного задания. 5. Упражнение “ В лучах солнышка” Психолог рисует солнышко , в лучах которой находятся фотографии детей . По сигналу психолога  дети по очереди называют понравившиеся качества данного ребёнка , которые он показал на занятиях. 6. Упражнение “Солнце в ладошке” Психолог зачитывает стихотворение, затем дети рисуют и дарят подарки ( рисунки) друг другу. Солнце в ладошке, тень на дорожке, Крик петушиный , мурлыканье кошки, Птица на ветке, цветок у тропинки, Пчела на цветке , муравей на травинке, И рядышком ­ жук , весь покрытый загаром.­ И всё это ­ мне , и всё это­ даром ! Вот так – ни за что ! Лишь бы жил я и жил,  Любил этот мир и другим сохранил…. 7. Упражнение “ Горячие ладошки”

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста"

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей  младшего школьного возраста"

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста"

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей  младшего школьного возраста"

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста"

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей  младшего школьного возраста"

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста"

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей  младшего школьного возраста"

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста"

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей  младшего школьного возраста"

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста"

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей  младшего школьного возраста"

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста"

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей  младшего школьного возраста"

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста"

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей  младшего школьного возраста"

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста"

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей  младшего школьного возраста"

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста"

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей  младшего школьного возраста"

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста"

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей  младшего школьного возраста"

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста"

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей  младшего школьного возраста"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017