Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста"
Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
психологическая работа +1
Детсад—4 кл
13.02.2017
Данная программа коррекционно- развивающих занятий рассчитана на детей младшего школьного возраста (7 –12 лет). Цель программы – психологическая поддержка детей, имеющих различные страхи.
Задачи программы:
Снизить тревожность.
Усилить “ Я” ребёнка.
Актуализировать чувство страха.
Повысить психический тонус ребёнка.
Осуществить контроль над объектом страха.
Повысить уверенность в себе.
программа тревожности страхи млад.шк..doc
Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста"
Цель программы – психологическая поддержка детей, имеющих различные страхи.
Задачи программы:
Снизить тревожность.
Усилить “ Я” ребёнка.
Актуализировать чувство страха.
Повысить психический тонус ребёнка.
Осуществить контроль над объектом страха.
Повысить уверенность в себе.
Критерии эффективности программы:
повышение уверенности в себе;
снижение тревожности;
снижение количества страхов;
улучшение взаимоотношений родитель ребёнок
1 этап – диагностический.
Цель: изучение нарушений психологического здоровья у детей.
Диагностика:
Тест “Страхи в домиках”
Тест “ Кактус”
Тест “ Тревожности” ( Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен.) для дошкольников.
Филипс тест для младших школьников.
2 этап – информационный.
Цель : информирование родителей и педагогов о имеющихся нарушениях в развитии детей.
3 этап – практический.
Цель: профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья детей.
4 этап – контрольный.
Цель: определение эффективности коррекционной работы.
Методы и техники, используемые в программе:
Релаксация.
Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение
от излишнего и нервного напряжения.
Концентрация.
Сосредоточение на своих зрительных , звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и
переживаниях.
Функциональная музыка.
Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной
напряжённости, переключает внимание.
Игротерапия.
Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения
уверенности в себе, снижения страхов.
Телесная терапия.
Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.
Арттерапия.
Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.
Цикл практических занятий рассчитан на 7 часов, т .е 10 занятий. Занятия проводятся с одной
группой два раза в неделю. Данная программа коррекционно развивающих занятий рассчитана на
детей дошкольного и младшего школьного возраста (5 –12 лет). В каждой группе 56 человек. Занятия
подобраны так, чтобы на протяжении всего занятия и всего курса сохранялся интерес и у малышей и у
детей постарше. Идеальный вариант – одновозрастные группы, но группы могут быть
разновозрастные.
Условия проведения занятий :
1) принятие ребёнка таким, какой он есть;
2) нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс;
3) учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации; 4) начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка ощущение
целостности и завершённости занятия;
5) игра не комментируется взрослым;
6) в любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации.
Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Во время занятия дети
сидят в кругу. Круг – это ,прежде всего , возможность открытого общения. Он создаёт ощущение
целостности, завершённости, придаёт гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание .
В содержании программы занятий выделяются три блока, которые обеспечивают решение
поставленных задач.
1 блок – развлекательные ( контактные) – 1занятие – включает объединение детей , задания
направленные на создание доброй и безопасной обстановки.
2 блок – коррекционно – направленные + обучающие – 8 занятий – коррекция эмоциональных
нарушений (страхов, тревожности, неуверенности в себе) , обучение.
3 блок – развлекательные + обучающие + контрольные.
Контрольный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы. Контроль
осуществляется с использованием всех диагностических материалов ранее использованных.
Результаты фиксируются в психологических картах и сравниваются.
Структура игрового занятия.
Ритуал приветствия – 2 минуты.
Разминка 10 минут.
Коррекционноразвивающий этап 20 минут
Подведение итогов 6 минут.
Ритуал прощания – 2 минуты.
Тематическое планирование занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
№ Темы программы
Кол.часов
Занятие 1 “Здравствуйте , это Я!”
40 мин.
Занятие 2 “Моё имя”
3
Занятие 3 “Настроение”
Занятие 4 “ Настроение”
Занятие 5 “ Наши страхи”
40 мин
40 мин.
40 мин.
40 мин.
1
2
4
5
6
7
8
9
Занятие 6 “ Я больше не боюсь!”
50 мин
Занятие 7 “ Волшебный лес”
40 мин
Занятие 8 “ Сказочная шкатулка”
40 мин
Занятие 9 “ Волшебники”
40 мин.
10
Занятие 10 “Солнце в ладошке”
50 мин
Всего часов:
7 часов ЗАНЯТИЕ 1.
“ ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭТО Я!”
Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей,
эмоциональное и мышечное расслабление.
Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги , краски , макеты
кочек.
Разминка : Упражнение “ Росточек под солнцем”
Дети превращаются в маленький росточек ( сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками)
всё чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнышку.
Все движения выполняются под музыку.
Упражнение “ Доброе утро…”
Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга Доброе
утро Саша … Оля…и т.д. , которые нужно пропеть .
Упражнение “ Что я люблю ?”
Дети в кругу , каждый говорит по очереди , что он любит из еды, одежды, во что любит играть и т. д.
Упражнение “ Качели”
Дети в парах . Один из участников становится в позу эмбриона, другой его раскачивает. Далее
меняются.
Упражнение “ Угадай по голосу”
Один из игроков выходит за двери , остальные должны обнаружить , кто вышел из комнаты, и описать
его.
Упражнение “ Лягушки на болоте”
Дети превращаются в лягушек. На полу выкладываются макеты кочек на разном расстоянии друг от
друга, каждый должен попасть на все кочки по порядку.
Упражнение “ Художники – натуралисты”
Дети рисуют совместный рисунок по теме “ Следы невиданных зверей” . ЗАНЯТИЕ 2.
“МОЁ ИМЯ”
Цель : раскрытие своего “Я”,Формирование чувства близости с другими людьми, достижение
взаимопонимания и сплочённости .
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски , альбомы для рисования.
1. Упражнение “ Росточек под солнцем”
см. 1 занятие.
2. Упражнение “ Узнай по голосу”
Дети встают в круг , выбирают водящего. Он встаёт в центр круга и старается узнать детей по голосу.
3. Игра “ Моё имя”
Психолог задаёт вопросы ; дети по кругу отвечают .
Тебе нравится твоё имя?
Хотел бы ты , чтобы тебя звали по другому? Как?
При затруднении в ответах психолог называет ласкательные производные от имени ребёнка, а тот
выбирает понравившееся.
Психолог говорит : “ Известно ли вам ,что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и
имя у вас маленькое. Когда вы подрастёте и имя подрастёт вместе с вами и станет полным, например :
Маша – Мария; Дима – Дмитрий . т.д.
4. Игра “ Разведчики”
Дети выстраиваются змейкой друг за другом . В зале расставляются стулья беспорядочно .Первый в
колонне ведёт запутывая, а последний запоминает этот путь и должен будет потом его воспроизвести.
5. Рисование самого себя.
Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах:
в зелёном такими какими они представляются себе;
в голубом – какими они хотят быть;
в красном – какими их видят друзья.
6. Упражнение “ Доверяющее падение”
Дети встают друг против друга и сцепляют руки . Один из детей встаёт на стульчик и падает спиной
на сцепленные руки.
7. Упражнение “ Горячие ладошки” ЗАНЯТИЕ 3.
“НАСТРОЕНИЕ”
Цель: осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения,
развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
Материалы для занятия: магнитофон , спокойная музыка, краски, альбомные листы; “пружинки” на
отдельных листах.
1. Упражнение “ Росточек под солнцем”
См. занятие 1.
2. Упражнение “ Возьми и передай”
Дети встают в круг , берутся за руки , смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное
настроение, добрую улыбку.
3. Упражнение “Неваляшка”
Дети делятся по три человека. Один из них неваляшка , двое других раскачивают эту неваляшку.
4. Упражнение “ Превращения”
Психолог предлагает детям :
нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный человек;
позлиться как… злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребёнок , у которого отняли
мяч;
испугаться как … заяц, увидевший волка; птенец , упавший из гнезда;
улыбнуться как … кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;
5. Рисование на тему “ Моё настроение”
После выполнения рисунков дети рассказывают какое настроение они изобразили.
6. Упражнение “ Закончи предложение”
Детям предлагается закончить предложение :
Взрослые обычно боятся….; дети обычно боятся….; мамы обычно боятся….; папы обычно боятся….
7. Упражнение “ Пружинки”
Детям предлагается обвести как можно точнее уже нарисованные пружинки.
8. Упражнение “ Горячие ладошки” ЗАНЯТИЕ 4.
“ НАСТРОЕНИЕ”
Цель : осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение
тревожности, снижение мышечных зажимов.
Материал к занятию: магнитофон , спокойная музыка; краски, ватман; песочница; мел.
1. Упражнение “ Росточек под солнцем”
См. 1 занятие.
2. Упражнение “ Злые и добрые кошки”
Чертим ручеёк . По обе стороны ручейка находятся злые кошки . Они дразнят друг друга , злятся
друг на друга. По команде встают в центр ручейка и превращаются в добрых кошек ласкают друг
друга, говорят ласковые слова. Далее анализируем возникшие чувства.
3. Игра “ На что похоже моё настроение?”
Дети по кругу при помощи сравнения говорят, на что похоже настроение. Начинает психолог : “ Моё
настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе”.
4. Упражнение “ Ласковый мелок”
Дети разбиваются на пары . По очереди рисуют на спине друг другу различные предметы. Тот кому
рисуют должен угадать , что нарисовано. Анализируем чувства и ощущения.
5. Упражнение “ Угадай что спрятано в песке?”
Дети разбиваются на пары. Один прячет что – то в песке, другой пытается найти.
6. Рисование на тему “ Автопортрет”
Детям предлагается нарисовать себя с тем настроением , с которым они пойдут с занятия.
7. Упражнение “ Горячие ладошки” ЗАНЯТИЕ 5.
“ НАШИ СТРАХИ”
Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка.
Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, большой лист
бумаги, подушка.
1. Упражнение “ Росточек под солнцем”
См. 1 занятие.
2. Упражнение “ Петушиные бои”
Дети разбиваются на пары – петушки. Они стоя на одной ноге дерутся подушками. При этом они
стараются сделать так , что бы соперник наступил обеими ногами на пол, что означает его проигрыш.
3. Упражнение “ Расскажи свой страх”
Психолог рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым показывая , что страх
нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают что они
боялись . когда были маленькими.
4. Рисование на тему “ Чего я боялся , когда был маленьким..”
Дети рисуют свои страхи, не показывая никому.
5. Упражнение “ Чужие рисунки”
Детям по очереди показывают рисунки “страхов”,только что нарисованных , все вместе придумывают
чего боялись эти дети и как им можно помочь.
6. Упражнение “ Дом ужасов”
Детям предлагается нарисовать обитателей дома ужасов.
Все страхи и ужасы остаются в кабинете у психолога.
7. Упражнение “ Горячие ладошки” ЗАНЯТИЕ 6.
“ Я БОЛЬШЕ НЕ БОЮСЬ”
Цель : преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение
эмоционального напряжения.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски , альбомные листы, подушка, задорная
музыка.
1. Упражнение “ Росточек под солнцем”
См . 1 занятие.
2. Упражнение “Смелые ребята”
Дети выбирают ведущего – он страшный дракон. Ребёнок становиться на стул и говорит грозным
голосом: “ Бойтесь, меня бойтесь!” Дети отвечают : “ Не боимся мы тебя!” Так повторяется 23 раза.
От слов детей дракон постепенно уменьшается ( ребёнок спрыгивает со стула), превращается в
маленького воробушка. Начинает чирикать ,летать по комнате.
3. Упражнение “ Азбука страхов”
Детям предлагается нарисовать различных, страшных героев на отдельных листах и дать им имена .
Далее дети рассказывают о том , что нарисовали . Далее каждому ребёнку предлагается превратить
страшных героев в смешных, дорисовав их.
4. Упражнение “ Страшная сказка по кругу”
Дети и взрослый сочиняют вместе страшную сказку. Они говорят по очереди , по 12 предложения
каждый. Сказка должна нагромоздить так много страшного , чтобы это страшное превратилось в
смешное.
5. Упражнение “ На лесной полянке”
Психолог предлагает детям представить , что они попали на залитую солнцем полянку . На неё со всех
сторон сбежались и слетелись лесные жители – всевозможные букашки , таракашки.Звучит музыка ,
дети превращаются в лесных жителей. Выполняют задания , соответственно каждому персонажу
(кузнечику, бабочке, муравью и т. д.)
6. Упражнение “ Прогони Бабу – Ягу”
Ребёнка просят представить , что в подушку залезла Баба – Яга , её необходимо прогнать громкими
криками . Можно громко стучать по подушке палкой.
7. Упражнение “ Я тебя не боюсь”
Один ребёнок стоит перед психологом , остальные дети начинают его пугать по очереди. Ребёнок
громким уверенным голосом говорит : “Я тебя не боюсь!”
8. Упражнение “ Горячие ладошки” ЗАНЯТИЕ 7.
“ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС”
Цель : развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ,
снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе.
Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, краски, ватман или кусок обоев, макеты
кочек,
1. Упражнение “ Росточек под солнцем”
См. 1 занятие.
2. Упражнение “ За что меня любит мама…папа…сестра…и т. д.”
Детям предлагается сказать за что их любят взрослые и за что они любят взрослых.
3. Упражнение “ Лягушки на болоте”
См. 1 занятие.
4. Упражнение “Неопределённые фигуры”
Психолог на доске рисует различные фигуры, ребята говорят на какие страшные существа они
похожи.
5. Игра “ Тропинка”
Дети выстраиваются в затылок и идут змейкой по воображаемой тропинке . По команде психолога по
команде они преодолевают воображаемые препятствия. “ Спокойно идём по тропинке … Вокруг
кусты , деревья, зелёная травка… Вдруг на тропинке появились лужи …Одна…Вторая…Третья..
Спокойно идём по тропинке… Перед нами ручей. Через него перекинут мостик. Переходим по
мостику , держась за перила. Спокойно идём по тропинке… и т. д..
6. Коллективный рисунок по сочинённой общей истории на тему : “Волшебный лес”
Психолог предлагает детям представить тот лес , по которому шли по тропинке . Далее обсуждаем
что получилось , что удалось нарисовать вместе.
7. Упражнение “ Доверяющее падение”
См. 2.занятие
8. Упражнение “ Горячие ладошки” ЗАНЯТИЕ 8.
“ СКАЗОЧНАЯ ШКАТУЛКА”
Цель : Формирование положительной “Яконцепции” , самопринятия, уверенности в себе, снижение
тревожности, выявление положительных черт личности.
Материалы к занятию : магнитофон , спокойная музыка, шкатулка, мяч, краски, альбомные листы,
начало страшной сказки.
1. Упражнение “ Росточек под солнцем”
См. 1 занятие.
2. Игра “ Сказочная шкатулка”
Психолог сообщает детям , что Фея сказок принесла свою шкатулку – в ней спрятались герои сказок .
Далее он говорит : “Вспомните своих любимых сказочных героев и скажите какие они , чем они вам
нравятся , как они выглядят. Далее с помощью волшебной полочки все дети превращаются в
сказочных героев.
3. Упражнение “ Конкурс боюсек”
Дети по кругу передают мяч . Получивший должен назвать тот или иной страх, произнося при этом
громко и уверенно “ Я….. этого не боюсь!”
4. Игра “ Принц и принцесса”
Дети стоят по кругу. В центр ставится стул – это трон . Кто сегодня будет Принцем (Принцессой)?
Ребёнок садится по желанию на трон. Остальные оказывают ему знаки внимания, говорят чтото
хорошее.
5. Упражнение “ Придумай весёлый конец”
Психолог читает ребятам начало детской страшной сказки. Необходимо придумать смешное
продолжение и окончание.
6. Рисование на тему “ Волшебные зеркала”
Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах , но не простых , волшебных : в первом
маленьким и испуганным; вовтором – большим и весёлым; в третьем небоящимся ничего и сильным.
После задаются вопросы : какой человек симпатичнее? На кого ты сейчас похож? В какое зеркало ты
чаще смотришься?
7. Упражнение “ Горячие ладошки” ЗАНЯТИЕ 9.
“ ВОЛШЕБНИКИ”
Цель : снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций,
развитие социального доверия
Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка,
1. Упражнение “ Росточек под солнцем”
См. 1 занятие.
2. Игра “ Путаница”
Выбирается один водящий . Остальные дети запутываются не расцепляя руки. Водящий должен
распутать клубок.
3. Игра “ Кораблик”
Матрос – один из детей, остальные дети – кораблик в бушующем море. Матрос , находящийся на
корабле должен перекричать бурю : “ Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!”
4. Упражнение “ Кони и всадники”
Дети делятся на пары – один ребёнок превращается в “коня” , другой во “ всадника” . “Коням”
завязывают глаза , а всадники встают сзади , берут за локти и готовятся ими править. На скачках
задача “коня” бегать быстрее , а задача “всадника” – не допускать столкновения с другими конями .
5. Упражнение “ Волшебный сон”
Все дети отдыхают и всем снится один и тот же сон, который рассказывает психолог.
6. Рисуем , что увидели во сне .
Каждый ребёнок вспоминает , что он увидел во сне и рисует эту картинку.
7. Упражнение “ Волшебники”
Один из детей превращается в волшебника . Ему завязывают глаза и предлагают догадаться , кто
будет к нему подходить ; он ощупывают кисти рук. ЗАНЯТИЕ 10.
“ СОЛНЦЕ В ЛАДОШКЕ”
Цель: освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение
уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих.
Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, фотографии детей, краски альбомные листы.
1. Упражнение “ Росточек под солнцем”
2. Упражнение “ Неоконченные предложения”
Детям предлагается предложения , которые нужно закончить.
“Я люблю…” , “Меня любят…”, “ Я не боюсь…”, “Я верю..”
“ В меня верят…”, “ Обо мне заботятся…”
3. Игра “ Баба Яга”
По считалке выбирается Баба Яга. В центре комнаты рисуем круг. Баба Яга берёт веточку помело и
становится в круг. Дети бегают вокруг Бабы Яги и дразнят её. “ БабаЯга , костяная нога . С печки
упала, ногу сломала . Пошла в огород, испугала весь народ. Побежала в баньку испугала зайку!” Баба
Яга выпрыгивает из круга и старается коснуться ребят помелом.
4. Игра “ Комплименты”
Стоя в кругу , все берутся за руки. Глядя в глаза соседа , ребёнок говорит : “ Мне нравится в тебе….”
Принимающий кивает головой и отвечает: “ Спасибо , мне очень приятно!”
Упражнение продолжается по кругу. Далее обсуждаем чувства , которые испытали дети при
выполнении данного задания.
5. Упражнение “ В лучах солнышка”
Психолог рисует солнышко , в лучах которой находятся фотографии детей . По сигналу психолога
дети по очереди называют понравившиеся качества данного ребёнка , которые он показал на занятиях.
6. Упражнение “Солнце в ладошке”
Психолог зачитывает стихотворение, затем дети рисуют и дарят подарки ( рисунки) друг другу.
Солнце в ладошке, тень на дорожке,
Крик петушиный , мурлыканье кошки,
Птица на ветке, цветок у тропинки,
Пчела на цветке , муравей на травинке,
И рядышком жук , весь покрытый загаром.
И всё это мне , и всё это даром !
Вот так – ни за что ! Лишь бы жил я и жил,
Любил этот мир и другим сохранил….
7. Упражнение “ Горячие ладошки”
Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста"
Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста"
Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста"
Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста"
Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста"
Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста"
Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста"
Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста"
Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста"
Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста"
Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста"
Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.