Программа кружка «Очумелые ручки»

  • Образовательные программы
  • docx
  • 06.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная программа направлена на то, чтобы дети в доступной форме усовершенствовали приёмы ручной работы с различными материалами (ткань, атласные ленты, мулине, бисер и т.д.) Программа кружка «Очумелые ручки» имеет художественно-эстетическую и социально-педагогическую направленность. В начальных классах закладывается фундамент общетрудовой подготовки школьников. Именно в этом возрасте ученики начинают интересоваться различными видами рукоделия, пытаются мастерить что-либо своими руками.Данная программа направлена на то, чтобы дети в доступной форме усовершенствовали приёмы ручной работы с различными материалами (ткань, атласные ленты, мулине, бисер и т.д.) Программа кружка «Очумелые ручки» имеет художественно-эстетическую и социально-педагогическую направленность. В начальных классах закладывается фундамент общетрудовой подготовки школьников. Именно в этом возрасте ученики начинают интересоваться различными видами рукоделия, пытаются мастерить что-либо своими руками.
Иконка файла материала Пояснительная записка.docx
«ГУ Приреченская средняя школа отдела образования Акимата Карабалыкского района» Программа кружка  «Очумелые ручки» Учитель начальных классов:  Елисеева Надежда Ивановнауч. год. Утверждена  решением школьного  экспертного совета «    »             20___г.пр. № Председатель ШЭК:           _____________Ф.И.О. Утверждена решением  районного экспертного  совета «   »             20___г. пр.  №Председатель РЭК:   ____________ Ф.И.О..ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Программа   кружка   «Очумелые   ручки»   имеет художественно­эстетическую социально­ педагогическую направленность. В начальных классах и     3закладывается   фундамент   общетрудовой   подготовки школьников.   Именно   в   этом   возрасте   ученики начинают   интересоваться   различными   видами рукоделия,   пытаются   мастерить   что­либо   своими руками.      В  школе, на уроках труда,  дети приобретают необходимый   минимум   знаний   и   умений   по   шитью, вышивке, и работе с бумагой.     Данная программа направлена на то, чтобы дети в доступной форме усовершенствовали приёмы ручной работы   с   различными   материалами   (ткань,   атласные ленты, мулине, бисер и т.д.)                       В основу данных занятий положены  идеи: развивающего   обучения  (знания,   умения   и   навыки превращаются из цели обучения   в средства развития познавательных   и   личностных   качеств   ребёнка). Эльконин, Давыдов.   воспитанников, создание психологического комфорта.    Идея личностно­ориентированного подхода.    Идея воспитания личности в коллективе.                         Принципы педагогической деятельности:     учёт психологических   и   половозрастных   особенностей ребёнка;   построение     педагогического   процесса   от простого ­ к сложному, от непонятного ­ к понятному, от незнания ­ к знанию.  Идея   гуманизации   отношений   педагога   и ситуации   успеха,        Принцип   природосообразности:   4Принцип   культуросообразности:   весь   учебно­ воспитательный   процесс   строить   на   основе национальной   культуры,   развитие   способностей   к созданию и сохранению духовных ценностей.   материала. Принцип связи обучения с жизнью.  Принцип   постепенного   усложнения   изучаемого                          Приёмы и методы обучения:   ­ объяснительно­иллюстративный;   ­ репродуктивный;   ­частично­поисковый;   ­наглядности;   ­творческий выбор.        Цель программы – создание необходимых  условий для самореализации личности ребёнка,  вооружение его знаниями и умениями, опытом  творчества, создание условий для развития личности  ребёнка посредством декоративно­прикладного  творчества на основе народных традиций.             Чтобы реализовать эту цель, в процессе обучения необходимо решать следующие задачи:     Образовательные:                  ­ формирование у учащихся знаний приёмов рукоделия,                конструирования и других видов ручного труда,                   ­ освоение умений и навыков работы при помощи всех видов инструментов для рукоделия, 5­ обучать правилам организации своего рабочего места и безопасным приёмам работы,                   ­ знакомить с историей различных видов рукоделия, культурой и традициями русского народа (вышивка, бисер и т.д.)                Воспитательные:                                    ­ формировать потребность в труде, осознанное, творческое       отношение к нему,                   ­ осуществление трудового и эстетического воспитания учащихся,                   ­ привитие умения работать коллективно,                   ­ формирование чувства взаимопомощи,                   ­ воспитание художественного вкуса,                   ­ воспитание ответственности за порученное дело,                                    ­ воспитать девочку, как будущую хранительницу очага.      Развивающие:                   ­ развитие творческих способностей,                   ­ развитие эстетического вкуса и чувства прекрасного,                                  ­ развитие познавательного интереса, мотивации к творчеству,                    ­ развитие внимания, памяти, мышления, волевых качеств, инициативности,                   ­ развитие мелкой моторики рук. Для осуществления поставленной цели решаются     образовательные, воспитательные, развивающие задачи, в   связи   с   чем   предусмотрена   интеграция   различных 6способности     моделированию, самостоятельности,   Особое   внимание   обращается   на   развитие   у к   творческого видов   деятельности:   шитьё,   вышивка,   поделка, рисунок, декор.             детей конструированию, отношения к выполнению практических работ.            Важно   организовать   занятия   таким   образом, чтобы   воспитанники   принимали   активное   участие   в анализе,   планировании   предстоящей   работы, организации рабочего места, проводили необходимые измерения   и   расчёты,   знакомились   с   различными способами   обработки   материалов,   экономно расходовали   их,   рационально   использовали инструменты,   самостоятельно   контролировали   свои действия.       На протяжении всего периода обучения ведётся практическая   работа,   основными   задачами   которой являются: ­ наработка различных видов рукоделия, ­ работа с бумагой и тканями, ­   разучивание   азов   ручной   работы   и   максимальное раскрытие творческого потенциала детей.       В программу включены такие виды рукоделия, как вышивка и плетение бисером,  в процессе которых ребёнок развивает мелкую моторику рук, образное и пространственное   мышление,   учится   решать 7композиционные   задачи,   создавая   своими   руками необычные,   интересные   работы.   Дети   приучаются работать обеими руками, чувствуют материал.     Вышивка   способствует   развитию   мышц   кистей рук,   совершенствует   глазомер,   закрепляет   трудовые умения и навыки, полученные  при работе с другими материалами. При организации работы учитывается то, что она    должна   быть   посильной   для   детей   данного   возраста, как по характеру, так и по объёму. Количество учебных часов: Изучение дополнительной образовательной  программы кружка «Очумелые ручки» проходит на  первой ступени начального общего образования.  Программа рассчитана на 34 учебных часа в 3 классе, 1 час в неделю.  Форма организации образовательного  процесса: Единицей   учебного   процесса   является   занятие.   На выполнение   различных   практических   работ   отведено более   половины   учебных   часов.   В   программе предусмотрена проектная деятельность. При реализации программы используются  различные методы: словесно­наглядный; репродуктивный; работа под руководством педагога;    8    самостоятельная деятельность; словесные: беседы, викторины, экскурсии; наглядные: просмотр сайтов,  репродукций, работа с литературой, пособиями,  образцами изделий; практические: изготовление наглядных  пособий, образцов. Связь с родителями поддерживается в течение  всего учебного года в форме: выступлений на родительских собраниях;   индивидуальных бесед;  проведений мастер­классов для  родителей;  посещений родителями выставок,  проводимых в классе и школе,  фестивалей детского творчества. Формы   текущего   контроля   знаний,   умений, промежуточной и итоговой аттестации учащихся:  Текущий контроль: на занятиях проводится  оценка знаний, практических умений и навыков,  качество выполнения работы. Промежуточный контроль: проводится  после завершения изученной темы или этапа  практической работы. Формы проведения  текущего и промежуточного  контроля: 9   устный опрос (определение, насколько  учащиеся усвоили материал); объективная оценка выполнения  практических работ; самооценка учащимися своих работ. Итоговый контроль: выполнение итоговых  работ. Формы проведения итогового контроля:  викторины, развивающие игры (усвоение  основных понятий, терминов); выставки детских работ;   конкурсы, фестивали детского  прикладного творчества. Одна из форм стимулирования учащихся к  занятиям – организация выставок, конкурсов, куда  приглашаются родители кружковцев. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В процессе обучения в кружке «Очумелые ручки» дети могут проявить свою фантазию и творчество в разных  направлениях: Вышивка атласными лентами ткани,  лоскутное шитьё, Изготовление изделий в технике  «Канзаши»  и др., а также учатся использовать  подручные материалы в изготовлении сувениров. Дети  знакомятся с различными видами ручной работы,  поэтому они в дальнейшем могут сориентироваться в  выборе кружков декоративно­прикладного  направления. Узнав интересы ребят в начале учебного  10года, можно скорректировать количество часов,  отведённых на ту или иную технику, добавить новую.  На занятиях дети учатся работать с трафаретами и лекалами, вырезать детали, составлять несложные  композиции, подбирать ткань по цвету и фактуре в  соответствии с замыслом, а также получают  первоначальные навыки шитья. Программа имеет  практическую направленность: дети видят результат  своей деятельности, который можно использовать в  качестве украшения, сувенира или предмета,  необходимого в быту.  ИКТ­компетентность. Для того, чтобы  сориентировать младших школьников в  информационных и коммуникативных технологиях и  сформировать способность их грамотно применять в  программу включена работа на компьютере, а именно:  поиск информации в Интернете, посещение  виртуальных выставок, просмотр коллекций мастеров  декоративно­прикладного творчества, подбор цветовой гаммы лоскутного изделия с помощью компьютера в  программе Paint.  Межпредметные связи, используемые в  программе, помогают учащимся осваивать и  анализировать технологические приёмы и способы  обработки материалов, развивать образное и  пространственное мышление. Программа предусматривает выполнение как  индивидуальных, так и коллективных работ, что  способствует развитию самостоятельности,  11инициативы и ответственности личности.  Дополнительное задание на каждом занятии позволяет  осуществить индивидуально­личностный подход к  обучению учащихся,  а также позволяет учителю более  гибко планировать учебный материал.   методы  наблюдения, При   организации   учебного   процесса используются   убеждения, стимулирования,   создания   ситуации   успеха   для каждого, а также  индивидуальная, групповая, парная и фронтальная формы работы.                            Основные  критерии оценки  деятельности детей: ­   правильное,   качественное,   в   полном   объёме выполненное задание; ­ осознанное выполнение задания;  ­   трудолюбие, творчество, самоконтроль, отношение к труду;  ­   экономное   расходование   материалов,   соблюдение правил использования инструментов; ­   соблюдение   правил   безопасности   труда   и   личной гигиены.   самостоятельность,   инициатива,                                      Структура занятий: 1. Приветствие. План занятия. 2. Постановка целей и задач. 3. Демонстрация изделия, инструктаж. 4. Самостоятельная работа детей. 5. Анализ выполненных работ. 6. Подведение итогов. Задание на дом. 12СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ: № Тема. Занятия. Ча сы Дата прове дения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Тема 1. Введение в вышивку. История вышивки лентами.   Технология   вышивки Колористика. Цветовые сочетания. Тема   2. лентами. Материалы   и   принадлежности.   Перенос рисунка на бумагу. Стежки и техника вышивки. Закрепление ленты. Узелки. Стежок   «цепочка», цепочка, «мушка» Тема   3. вышивки.  Бутон на стебле, цветок­бантик Ромашка, подснежник «Майор», простой ирис, ветка вербы Розы и бутоны. «Змейка», «Маркиза», из собранной ленты Бутон пришивной, бутон шиповника Корсажная роза   перекрученная   Основные   элементы Тема 4. Изготовление изделий в  технике «Канзаши» . Что такое техника  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13канзаши? 13 14 «Ромашка – символ семьи» изготовление заготовки для резинок  Розы с побегами и бутонами Заколка из роз­розеток Салфетка «Незабудки» 15 16 17 18 Рождественский мешочек 19,20 , 21,22 23,24 25,26 27,28 , 29,30 31,32 33,34 Майские тюльпаны Коллективное панно. Итоговое занятие. 2 2 2 4 4 4 4 34              К концу обучения дети должны:               Знать:                                                                ­ правила безопасности труда при работе ручными  инструментами;                                                                    ­ правила работы по выкройке, лекалу, линейке;              ­ способы обработки различных материалов;                    ­ способы изготовления деталей    и их сборки; ­ основы вышивки, декора, колористики.                Уметь: ­ соблюдать правила   безопасности;    14­ правильно        пользоваться инструментами;   ­ бережно относиться к материалам и инструментам; ­ составить схему изделия; ­ выполнять основные элементы вышивки; ­ декорировать готовое изделие; ­ правильно подбирать цвета ленточек.                       Методическое обеспечение программы          При организации образовательного процесса все педагогические   технологии,   приёмы,   методы   работы учитывают   тот   подход,   который   облегчает, содействует,  способствует, продвигает путь ребёнка к саморазвитию, самоактуализации. Педагогу отводится роль человека создающего благоприятные условия для самостоятельного   и   осмысленного   обучения   ребят, активизирующего и стимулирующего любознательность и познавательные мотивы.              Всю деятельность ребёнка на занятиях можно рассматривать как цепочку органически проникающих друг в друга видов деятельности – репродуктивный и творческий. Сначала ребёнок усваивает опыт и лишь, затем,   отталкиваясь   от   этого,   начинает   действовать, проявляя своё творчество.          Обучение основывается на поэтапном усложнении заданий.   Каждый   этап   предполагает   ряд   заданий   и упражнений, требующих закрепление  знаний, умений, навыков.   В   этом   большую   помощь   оказывают включаемые   в   процесс   обучения   инструкционные   и технологические карты. 15Для того, что бы обучение проходило более эффективно   необходимо   не   только   самому   педагогу ставить конкретные цели занятий, а учить детей самим ставить   правильные   цели   для   выполнения   того   или иного   задания,   что   является   одним   из   важных дидактических   условий   на   современном   этапе.   Дети обеспечиваются   необходимыми   материалами   и инструментами;   каждый   ребёнок   привлекается   к самостоятельному выполнению задания; определяется примерное   время   для   выполнения   задания; анализируются результаты труда каждого ребёнка. Приемы:  ­ демонстрация эффективного опыта;  ­ объяснение опыта и ответ на поставленный  вопрос.      Методы и формы: 1. По источнику передач и восприятию  информации: а) словесный:  ­ рассказ;  ­ беседа;   ­ объяснение; б) наглядный:  ­ использование в работе иллюстраций,  фотографий, готовых изделий, в) практический:  ­ применяется для закрепления приобретенных  знаний на практике; 16г) проблемно – поисковый; д) проверка результатов обучения:  ­ в устной форме ­ с целью повторения и  закрепления полученного материала;  ­ в практической форме ­ выполнение  практической работы, для выявления  приобретенных знаний; 2. По дидактическим задачам: а) приобретаются знания через сообщение  информации и передачу личного опыта и пр.;  б) формируются умения и навыки через  выполнение практических заданий; в) применяются знания через выполнение  готового изделия; г) творческая деятельность­ показ работ на  выставках, создание собственных изделий на  основе традиционных образцов; 3. По характеру деятельности: а) объяснительно­иллюстративный ­  наглядный метод, рассказ, беседа, показ готовых  изделий, фото­материалы; б) репродуктивный ­ для приобретения  необходимых умений и навыков ученики  повторяют за педагогом; в) частично­ поисковый ­ ребенок может сам  выбирать в определенных изделиях цветовую  гамму, дизайн изделия. Организационные формы: 171) коллективная – подготовка выставочных  работ, создание коллективных панно;      2) парная – изготовление одного изделия  двумя участниками;      3) индивидуальная – оказание помощи  воспитанникам при возникновении проблем в  освоении той или иной техники. Формы обучения:  Игра;  Творческое занятие;  Экскурсия;  Конкурс;  Выставка;  Практические работы;  Индивидуальная работа;  Контрольно­творческое занятие.                              Список литературы 1. Геронимус Т.М. Маленький мастер. – М.: АСТ­ ПРЕСС, 2004 2. Максимова   М.В.,   Кузьмина   М.А.   Девичьи 3. хлопоты. – М.: Эксмо, 2004 Рукоделие   для   девочек./Автор­составитель М.Пермякова. – М.: «Премьера», 2000 184. Цирулик   Н.А.,   Проснякова   Т.Н.   Уроки   Корпорация   –   Самара: творчества. «Фёдоров»,2003 5. Шереминская Л.Т. Школа вышивки шёлковыми ленточками. – М.:Эксмо,2007       6.     Мелинда Косс. Искусство вышивки. –                        М.:ЭКСМО­Пресс, 2000. – 128с.        7.    Донателла Чотти. Вышивка шелковыми                    лентами: техника, приемы, изделия./ Пер. с ит.                – М.: АСТПРЕСС, 2001. – 160 с.: ил. –                (Энциклопедия).    Уильямс М. Шелковая лента/Перевод с англ.      Н. Рейн. – М.: Изд­во ЭКСМО­Пресс, 2000. –      128 с.(Серия «Школа изящных рукоделий») 7. 8. 9. 10.     http://www. silk­ribbon. ru/stich_.html 11.     http://www. webposidelki. ru/VL2.htm 19

Посмотрите также