Данная программа направлена на то, чтобы дети в доступной форме усовершенствовали приёмы ручной работы с различными материалами (ткань, атласные ленты, мулине, бисер и т.д.) Программа кружка «Очумелые ручки» имеет художественно-эстетическую и социально-педагогическую направленность. В начальных классах закладывается фундамент общетрудовой подготовки школьников. Именно в этом возрасте ученики начинают интересоваться различными видами рукоделия, пытаются мастерить что-либо своими руками.Данная программа направлена на то, чтобы дети в доступной форме усовершенствовали приёмы ручной работы с различными материалами (ткань, атласные ленты, мулине, бисер и т.д.) Программа кружка «Очумелые ручки» имеет художественно-эстетическую и социально-педагогическую направленность. В начальных классах закладывается фундамент общетрудовой подготовки школьников. Именно в этом возрасте ученики начинают интересоваться различными видами рукоделия, пытаются мастерить что-либо своими руками.
«ГУ Приреченская средняя школа отдела образования
Акимата Карабалыкского района»
Программа кружка
«Очумелые ручки»
Учитель начальных классов:
Елисеева Надежда Ивановнауч. год.
Утверждена
решением школьного
экспертного совета
« » 20___г.пр. №
Председатель ШЭК:
_____________Ф.И.О.
Утверждена решением
районного экспертного
совета
« » 20___г. пр.
№Председатель РЭК:
____________ Ф.И.О..ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа кружка «Очумелые ручки» имеет
художественноэстетическую
социально
педагогическую направленность. В начальных классах
и
3закладывается фундамент общетрудовой подготовки
школьников. Именно в этом возрасте ученики
начинают интересоваться различными видами
рукоделия, пытаются мастерить чтолибо своими
руками.
В школе, на уроках труда, дети приобретают
необходимый минимум знаний и умений по шитью,
вышивке, и работе с бумагой.
Данная программа направлена на то, чтобы дети
в доступной форме усовершенствовали приёмы ручной
работы с различными материалами (ткань, атласные
ленты, мулине, бисер и т.д.)
В основу данных занятий положены идеи:
развивающего обучения (знания, умения и навыки
превращаются из цели обучения в средства развития
познавательных и личностных качеств ребёнка).
Эльконин, Давыдов.
воспитанников,
создание
психологического комфорта.
Идея личностноориентированного подхода.
Идея воспитания личности в коллективе.
Принципы педагогической деятельности:
учёт
психологических и половозрастных особенностей
ребёнка; построение педагогического процесса от
простого к сложному, от непонятного к понятному,
от незнания к знанию.
Идея гуманизации отношений педагога и
ситуации успеха,
Принцип природосообразности:
4Принцип культуросообразности: весь учебно
воспитательный процесс строить на основе
национальной культуры, развитие способностей к
созданию и сохранению духовных ценностей.
материала.
Принцип связи обучения с жизнью.
Принцип постепенного усложнения изучаемого
Приёмы и методы обучения:
объяснительноиллюстративный;
репродуктивный;
частичнопоисковый;
наглядности;
творческий выбор.
Цель программы – создание необходимых
условий для самореализации личности ребёнка,
вооружение его знаниями и умениями, опытом
творчества, создание условий для развития личности
ребёнка посредством декоративноприкладного
творчества на основе народных традиций.
Чтобы реализовать эту цель, в процессе обучения
необходимо решать следующие задачи:
Образовательные:
формирование у учащихся знаний приёмов
рукоделия,
конструирования и других видов ручного труда,
освоение умений и навыков работы при
помощи всех видов инструментов для рукоделия,
5 обучать правилам организации своего
рабочего места и безопасным приёмам работы,
знакомить с историей различных видов
рукоделия, культурой и традициями русского народа
(вышивка, бисер и т.д.)
Воспитательные:
формировать потребность в труде,
осознанное, творческое отношение к нему,
осуществление трудового и эстетического
воспитания учащихся,
привитие умения работать коллективно,
формирование чувства взаимопомощи,
воспитание художественного вкуса,
воспитание ответственности за порученное
дело,
воспитать девочку, как будущую
хранительницу очага.
Развивающие:
развитие творческих способностей,
развитие эстетического вкуса и чувства
прекрасного,
развитие познавательного интереса,
мотивации к творчеству,
развитие внимания, памяти, мышления,
волевых качеств, инициативности,
развитие мелкой моторики рук.
Для осуществления поставленной цели решаются
образовательные, воспитательные, развивающие задачи,
в связи с чем предусмотрена интеграция различных
6способности
моделированию,
самостоятельности,
Особое внимание обращается на развитие у
к
творческого
видов деятельности: шитьё, вышивка, поделка,
рисунок, декор.
детей
конструированию,
отношения к выполнению практических работ.
Важно организовать занятия таким образом,
чтобы воспитанники принимали активное участие в
анализе,
планировании предстоящей работы,
организации рабочего места, проводили необходимые
измерения и расчёты, знакомились с различными
способами обработки материалов,
экономно
расходовали их,
рационально использовали
инструменты, самостоятельно контролировали свои
действия.
На протяжении всего периода обучения ведётся
практическая работа, основными задачами которой
являются:
наработка различных видов рукоделия,
работа с бумагой и тканями,
разучивание азов ручной работы и максимальное
раскрытие творческого потенциала детей.
В программу включены такие виды рукоделия,
как вышивка и плетение бисером, в процессе которых
ребёнок развивает мелкую моторику рук, образное и
пространственное мышление,
учится решать
7композиционные задачи, создавая своими руками
необычные, интересные работы. Дети приучаются
работать обеими руками, чувствуют материал.
Вышивка способствует развитию мышц кистей
рук, совершенствует глазомер, закрепляет трудовые
умения и навыки, полученные при работе с другими
материалами.
При организации работы учитывается то, что она
должна быть посильной для детей данного возраста,
как по характеру, так и по объёму.
Количество учебных часов:
Изучение дополнительной образовательной
программы кружка «Очумелые ручки» проходит на
первой ступени начального общего образования.
Программа рассчитана на 34 учебных часа в 3 классе, 1
час в неделю.
Форма организации образовательного
процесса:
Единицей учебного процесса является занятие. На
выполнение различных практических работ отведено
более половины учебных часов. В программе
предусмотрена проектная деятельность.
При реализации программы используются
различные методы:
словеснонаглядный;
репродуктивный;
работа под руководством педагога;
8
самостоятельная деятельность;
словесные: беседы, викторины, экскурсии;
наглядные: просмотр сайтов,
репродукций, работа с литературой, пособиями,
образцами изделий;
практические: изготовление наглядных
пособий, образцов.
Связь с родителями поддерживается в течение
всего учебного года в форме:
выступлений на родительских собраниях;
индивидуальных бесед;
проведений мастерклассов для
родителей;
посещений родителями выставок,
проводимых в классе и школе,
фестивалей детского творчества.
Формы текущего контроля знаний, умений,
промежуточной и итоговой аттестации учащихся:
Текущий контроль: на занятиях проводится
оценка знаний, практических умений и навыков,
качество выполнения работы.
Промежуточный контроль: проводится
после завершения изученной темы или этапа
практической работы.
Формы проведения текущего и промежуточного
контроля:
9
устный опрос (определение, насколько
учащиеся усвоили материал);
объективная оценка выполнения
практических работ;
самооценка учащимися своих работ.
Итоговый контроль: выполнение итоговых
работ.
Формы проведения итогового контроля:
викторины, развивающие игры (усвоение
основных понятий, терминов);
выставки детских работ;
конкурсы, фестивали детского
прикладного творчества.
Одна из форм стимулирования учащихся к
занятиям – организация выставок, конкурсов, куда
приглашаются родители кружковцев.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
В процессе обучения в кружке «Очумелые ручки» дети
могут проявить свою фантазию и творчество в разных
направлениях: Вышивка атласными лентами ткани,
лоскутное шитьё, Изготовление изделий в технике
«Канзаши» и др., а также учатся использовать
подручные материалы в изготовлении сувениров. Дети
знакомятся с различными видами ручной работы,
поэтому они в дальнейшем могут сориентироваться в
выборе кружков декоративноприкладного
направления. Узнав интересы ребят в начале учебного
10года, можно скорректировать количество часов,
отведённых на ту или иную технику, добавить новую.
На занятиях дети учатся работать с трафаретами
и лекалами, вырезать детали, составлять несложные
композиции, подбирать ткань по цвету и фактуре в
соответствии с замыслом, а также получают
первоначальные навыки шитья. Программа имеет
практическую направленность: дети видят результат
своей деятельности, который можно использовать в
качестве украшения, сувенира или предмета,
необходимого в быту.
ИКТкомпетентность. Для того, чтобы
сориентировать младших школьников в
информационных и коммуникативных технологиях и
сформировать способность их грамотно применять в
программу включена работа на компьютере, а именно:
поиск информации в Интернете, посещение
виртуальных выставок, просмотр коллекций мастеров
декоративноприкладного творчества, подбор цветовой
гаммы лоскутного изделия с помощью компьютера в
программе Paint.
Межпредметные связи, используемые в
программе, помогают учащимся осваивать и
анализировать технологические приёмы и способы
обработки материалов, развивать образное и
пространственное мышление.
Программа предусматривает выполнение как
индивидуальных, так и коллективных работ, что
способствует развитию самостоятельности,
11инициативы и ответственности личности.
Дополнительное задание на каждом занятии позволяет
осуществить индивидуальноличностный подход к
обучению учащихся, а также позволяет учителю более
гибко планировать учебный материал.
методы
наблюдения,
При организации учебного процесса
используются
убеждения,
стимулирования, создания ситуации успеха для
каждого, а также индивидуальная, групповая, парная и
фронтальная формы работы.
Основные критерии оценки деятельности
детей:
правильное, качественное, в полном объёме
выполненное задание;
осознанное выполнение задания;
трудолюбие,
творчество, самоконтроль, отношение к труду;
экономное расходование материалов, соблюдение
правил использования инструментов;
соблюдение правил безопасности труда и личной
гигиены.
самостоятельность,
инициатива,
Структура занятий:
1. Приветствие. План занятия.
2. Постановка целей и задач.
3. Демонстрация изделия, инструктаж.
4. Самостоятельная работа детей.
5. Анализ выполненных работ.
6. Подведение итогов. Задание на дом.
12СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ:
№
Тема. Занятия.
Ча
сы
Дата
прове
дения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Тема 1. Введение в вышивку.
История вышивки лентами.
Технология вышивки
Колористика. Цветовые сочетания.
Тема 2.
лентами.
Материалы и принадлежности. Перенос
рисунка на бумагу.
Стежки и техника вышивки. Закрепление
ленты. Узелки.
Стежок «цепочка»,
цепочка, «мушка»
Тема 3.
вышивки.
Бутон на стебле, цветокбантик
Ромашка, подснежник
«Майор», простой ирис, ветка вербы
Розы и бутоны. «Змейка», «Маркиза», из
собранной ленты
Бутон пришивной, бутон шиповника
Корсажная роза
перекрученная
Основные элементы
Тема 4. Изготовление изделий в
технике «Канзаши» . Что такое техника
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13канзаши?
13 14
«Ромашка – символ семьи» изготовление
заготовки для резинок
Розы с побегами и бутонами
Заколка из розрозеток
Салфетка «Незабудки»
15 16
17 18 Рождественский мешочек
19,20
,
21,22
23,24
25,26
27,28
,
29,30
31,32
33,34
Майские тюльпаны
Коллективное панно. Итоговое занятие.
2
2
2
4
4
4
4
34
К концу обучения дети должны:
Знать:
правила безопасности труда при работе ручными
инструментами;
правила работы по выкройке, лекалу, линейке;
способы обработки различных материалов;
способы изготовления деталей и их сборки;
основы вышивки, декора, колористики.
Уметь:
соблюдать правила безопасности;
14 правильно пользоваться инструментами;
бережно относиться к материалам и инструментам;
составить схему изделия;
выполнять основные элементы вышивки;
декорировать готовое изделие;
правильно подбирать цвета ленточек.
Методическое обеспечение программы
При организации образовательного процесса все
педагогические технологии, приёмы, методы работы
учитывают тот подход,
который облегчает,
содействует, способствует, продвигает путь ребёнка к
саморазвитию, самоактуализации. Педагогу отводится
роль человека создающего благоприятные условия для
самостоятельного и осмысленного обучения ребят,
активизирующего и стимулирующего любознательность
и познавательные мотивы.
Всю деятельность ребёнка на занятиях можно
рассматривать как цепочку органически проникающих
друг в друга видов деятельности – репродуктивный и
творческий. Сначала ребёнок усваивает опыт и лишь,
затем, отталкиваясь от этого, начинает действовать,
проявляя своё творчество.
Обучение основывается на поэтапном усложнении
заданий. Каждый этап предполагает ряд заданий и
упражнений, требующих закрепление знаний, умений,
навыков. В этом большую помощь оказывают
включаемые в процесс обучения инструкционные и
технологические карты.
15Для того, что бы обучение проходило более
эффективно необходимо не только самому педагогу
ставить конкретные цели занятий, а учить детей самим
ставить правильные цели для выполнения того или
иного задания, что является одним из важных
дидактических условий на современном этапе. Дети
обеспечиваются необходимыми материалами и
инструментами; каждый ребёнок привлекается к
самостоятельному выполнению задания; определяется
примерное время для выполнения задания;
анализируются результаты труда каждого ребёнка.
Приемы:
демонстрация эффективного опыта;
объяснение опыта и ответ на поставленный
вопрос.
Методы и формы:
1. По источнику передач и восприятию
информации:
а) словесный:
рассказ;
беседа;
объяснение;
б) наглядный:
использование в работе иллюстраций,
фотографий, готовых изделий,
в) практический:
применяется для закрепления приобретенных
знаний на практике;
16г) проблемно – поисковый;
д) проверка результатов обучения:
в устной форме с целью повторения и
закрепления полученного материала;
в практической форме выполнение
практической работы, для выявления
приобретенных знаний;
2. По дидактическим задачам:
а) приобретаются знания через сообщение
информации и передачу личного опыта и пр.;
б) формируются умения и навыки через
выполнение практических заданий;
в) применяются знания через выполнение
готового изделия;
г) творческая деятельность показ работ на
выставках, создание собственных изделий на
основе традиционных образцов;
3. По характеру деятельности:
а) объяснительноиллюстративный
наглядный метод, рассказ, беседа, показ готовых
изделий, фотоматериалы;
б) репродуктивный для приобретения
необходимых умений и навыков ученики
повторяют за педагогом;
в) частично поисковый ребенок может сам
выбирать в определенных изделиях цветовую
гамму, дизайн изделия.
Организационные формы:
171) коллективная – подготовка выставочных
работ, создание коллективных панно;
2) парная – изготовление одного изделия
двумя участниками;
3) индивидуальная – оказание помощи
воспитанникам при возникновении проблем в
освоении той или иной техники.
Формы обучения:
Игра;
Творческое занятие;
Экскурсия;
Конкурс;
Выставка;
Практические работы;
Индивидуальная работа;
Контрольнотворческое занятие.
Список литературы
1.
Геронимус Т.М. Маленький мастер. – М.: АСТ
ПРЕСС, 2004
2. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Девичьи
3.
хлопоты. – М.: Эксмо, 2004
Рукоделие для девочек./Авторсоставитель
М.Пермякова. – М.: «Премьера», 2000
184. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки
Корпорация
– Самара:
творчества.
«Фёдоров»,2003
5. Шереминская Л.Т. Школа вышивки шёлковыми
ленточками. – М.:Эксмо,2007
6. Мелинда Косс. Искусство вышивки. –
М.:ЭКСМОПресс, 2000. – 128с.
7. Донателла Чотти. Вышивка шелковыми
лентами: техника, приемы, изделия./ Пер. с ит.
– М.: АСТПРЕСС, 2001. – 160 с.: ил. –
(Энциклопедия).
Уильямс М. Шелковая лента/Перевод с англ.
Н. Рейн. – М.: Издво ЭКСМОПресс, 2000. –
128 с.(Серия «Школа изящных рукоделий»)
7.
8.
9.
10. http://www. silkribbon. ru/stich_.html
11. http://www. webposidelki. ru/VL2.htm
19