Программа кружка "Туристы-краеведы"
Оценка 4.6

Программа кружка "Туристы-краеведы"

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
25.02.2018
Программа кружка "Туристы-краеведы"
Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления образования, отдыха и воспитания детей в походных и исследовательских условиях. Программа рассчитана на детей от 12 до 16 лет, ранее не сталкивавшихся с туризмом, поэтому большая ее часть направлена на усвоение общепринятых навыков туризма и проведение 1-2-х дневных экспедиций и походов. Особое внимание уделяется на подбор членов кружка - разновозрастный, из разных социальных групп, с разной степенью успешности в учебе, но объединенных едиными интересами кружка. По своей продолжительности программа рассчитана на 2 года обучения при периодичности проведения 2 занятий кружка в неделю и составляет 140 часов (по 70 часов в год). Занятия могут проводиться спарено или в отдельности в зависимости от изучаемой темы.Файл ВОРД-2003
Программа кружка Туристы-краеведы.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Б­Кочинская средняя общеобразовательная школа» Программа дополнительного образования  для детского кружка «Туристы­краеведы» Программа составил учитель МБОУ «Б­Кочинская СОШ»                             Гагарин Василий Иванович. 2017 год Пояснительная записка. Существуют множество моделей туристических кружков со своими  программами и особенностями. Но любой туристический кружок, так или  иначе, в своей деятельности сталкивается с проблемами краеведения. В  нашем регионе актуально совмещение туризма с комплексным краеведением,  т.к. регион богат историческими и археологическими памятниками, здесь  сохранилась самобытная культура, традиции и обряды северных коми­ пермяков. Уникальность региона состоит и в том, что наряду с  историческими памятниками существуют и памятники природы, охраняемые  заказники. Незначительная разбросанность населенных пунктов от  центральной дороги позволяет провести мобильные туристические экскурсии  и походы. В районе изобилие рек, ручьев и родников с чистейшей водой. Разработка данной программы была вызвана следующими причинами: ­  повышенным спросом родителей и детей на организованный досуг  школьников в условиях сельской местности ­ малозатратной формой организации отдыха, досуга и оздоровления детей  (нет затрат на коммунальные услуги, на круглосуточное пребывание детей и  т.д.) ­ необходимостью социализации детей из асоциальных семей, их подготовкой  к самостоятельной жизни, ­ необходимостью использовать исторические и природно­климатические  ресурсы региона в учебно­воспитательном процессе ­  потребностью школьников в знаниях истории и культуры родного края и  удовлетворению их интересов ­  наличием туристического снаряжения ­ наличием школьного музея. Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е.  включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные  направления образования, отдыха и воспитания детей в походных и  исследовательских условиях. Программа рассчитана на детей от 12 до 16 лет, ранее не сталкивавшихся с  туризмом, поэтому большая ее часть направлена на усвоение общепринятых  навыков туризма и проведение 1­2­х дневных экспедиций и походов. Особое  внимание уделяется на подбор членов кружка ­ разновозрастный, из разных  социальных групп, с разной степенью успешности в учебе, но объединенных  едиными интересами кружка. По своей продолжительности программа рассчитана на 2 года обучения при  периодичности проведения 2 занятий кружка в неделю и составляет 140 часов (по 70 часов в год). Занятия могут проводиться спарено или в отдельности в  зависимости от изучаемой темы. Принципы и педагогические идеи программы: 1.  Принцип гуманизации ­ ориентация на человека, забота о благе молодого  поколения. 2.  Принцип демократизации ­ создание предпосылок для развития  активности и инициативы учащихся. 3.  Принцип саморазвития ­ программа обладает гибкостью и  динамичностью. Это позволяет вносить в него необходимые в ходе реализации изменения, поэтому в арсенале руководителя должно быть достаточное  количество методов, средств и форм работы, из которых он может выбрать  наиболее оптимальные. 4.  Принцип независимости воспитания ­ признание ценности каждого  возрастного развития человека. В соответствии с этим принципом необходимо так строить работу с учащимся, чтобы в любом возрастном этапе он имел  возможность «состояться заново». 5.  Принцип индивидуализации ­ личная значимость деятельности для  каждого участника программы, а также учет конкретных условий реализации  программы. 6.  Принцип максимизации ресурсов ­   во время подготовки и реализации  программы организаторы используют все возможности для наиболее  успешного решения стоящих перед ними задач. Цель: формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и  краеведения, создание условий для самореализации, социальной адаптации,  оздоровления,     творческого    развития     и     самоопределения    личности,  воспитание патриотизма к своему краю и своей Родине. Задачи: •    привлечение    учеников    к    регулярным    занятиям    по    туризму    и  краеведению •    знакомство   с   элементами   туристической   техники,   топографии   и  ориентирования; обучение детей основам туристского быта, правилам  поведения в походе •   знакомство с историей, культурой и природой родного края, воспитание у  детей чувства личной ответственности за сохранение памятников истории и  культура, родной природы •    организация интересного досуга, оздоровление и закаливание •   изучение    медико­гигиенических    основ    и    способов    выхода    из  экстремальных ситуаций; формирование жизненной самостоятельности и  волевых качеств; укрепление здоровья и организация активного досуга детей •   расширение  и  углубление  знаний  учащихся  по  истории,  биологии,  географии, гуманное отношение к окружающей среде. Методы и формы работы: ­ поисково­исследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев с  выполнением различных заданий на экскурсиях и походах с дальнейшим  оформлением материалов). ­ метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела,  участие в соревнованиях, походах, экскурсиях ­    метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль успеваемости и  качества усвоения программы, роста динамики и спортивных показателей ­    метод комплексного подхода к образованию и воспитанию,  предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и  других форм воспитания. Учебно­тематический план 1 года обучения Количество часов Всего Лек­ ции Практические  На и 2 аудитор В 2 местност 4 5 10 5 5 12 4 7 6 4 8 3 1 2 2 2 1 2 2 1 2 1 1 2 1 3 1 8 3 3 10 3 5 2 2 3 № п./п. Тема 1 Организация и подготовка  туристических походов 2 Исторические памятники  Кочевского района 3 Топография и ориентирование на  местности 4 Туристическое снаряжение 5 Питание в походе 6 Техника, тактика и организация  движения в походе 7 Привалы и ночлеги 8 Обеспечение безопасности 9 Гигиена туриста. Доврачебная  медицинская помощь 10 Общая физическая подготовка.  Планирование и организация  тренировок 11 Поисково­исследовательская  деятельность ИТОГО 70 20 10 40 По завершению 1 года обучения обучаемые должны знать: •   порядок организации и проведения учебно­тренировочных походов; •   правила поведения вне населенных пунктов, вопросы экологии, туризма: •    краткую историю Кочевского района, исторических памятников края; •    основы туристской техники: •   основы топографии и ориентирования; •   иметь общее представление о географическом положении Кочевского  района, его окрестностей; •   иметь общее представление о самоконтроле и доврачебной медицинской  помощи; •    опасные ядовитые растения, растущие в Кочевском районе; •   основы поисково­исследовательской работы По завершению 1 года обучения обучаемые должны уметь: •   передвигаться по дорогам и тропам в составе группы; •   организовать походный быт, составлять раскладку продуктов для учебно­ тренировочных (УТП) и иных походов; •   преодолевать несложные естественные препятствия; •   ориентироваться по карте и компасу на несложном полигоне по  ориентированию; •    оказывать элементарную медицинскую помощь; •    вести полевые записи и заполнять карточки описания экспонатов. Рекомендуется по завершению 1 года обучения провести 2­3­х дневный  учебно­тренировочный или зачетный поход (вне сетки часов учебно­ тематического плана). Краткое содержание программы 1 года обучения 1.  Организация и подготовка туристических походов.(4 ч.) Определение  цели и района похода. Сбор сведений о районе. Разработка маршрута и  графика   движения,   составление   сметы   расходов.   Комплектование  группы   и   распределение   обязанностей.   Подбор   картографического  материала,   составление  схемы  движения.  Подготовка  группового  и  личного   снаряжения,   организация   питания   в   походе.   Оформление  маршрутных    документов,    подготовка    к    утверждению    маршрута.  Организация   и   проведение   предпоходных   тренировок.   Подведение  итогов похода. 2.  Исторические     памятники     Кочевского     района.(5ч.)     Понятие  исторического   памятника.   Виды   исторических   памятников   района.  Картография                                                                                                                исторических     памятников     района.     Топонимика исторических      памятников.     Село     Б­Коча.     Б­Кочинский     старый могильник.    Малокочинское   селище.   Городище  Кугеркар.   Городище Ошкар.     Бельковский    курганный    могильник.    Пармайловское    1­е городище.  Пармайловское 2­е городище (Кончивидз). Митинский курганный могильник.  Урьинский могильник. Таркамыс ­ святой источник. Боринский могильник  (Важжез). Исторические места Кочевского района: д. Борино ­ родина  А.Е.Хомяковой, д. Коса Эшым ­ родина Героя Советского Союза  А.Н.Калинина, с. Юксеево ­ дом­музей переселенцев, с. Кочево ­  Этнографический музей, с. Б­Коча ­ музей этнографии и фольклора. Памятники природы Кочевского района. Пруды Кочевского района. Болота  района. 3.  Топография    и    ориентирование    на    местности.(10ч.)    Значение  топографии и ориентирования для туристов. Карты, используемые в походах.  План,    схема,    кроки    местности.    Основные    условные обозначения.    Что  такое  рельеф.   Способы  изображение  рельефа  на картах.   Сущность    способа   горизонталей.   Сечение,   масштаб.   Виды масштабов. Масштабы  топографических карт. Понятие о генерализации. Измерение расстояния на  картах. Курвиметр. Чтение карт и составление схемы маршрута. Компас.  Магнитное склонение.    Ориентирование на местности    с    помощью     карты,    компаса    и    местных    предметов. Определение сторон горизонта  по местным предметам, часам и солнцу. Азимут и движение по  нему.   Измерение расстояний на местности. Составление   кроков   (схемы)       пройденного   участка.   Практические занятия. 4.  Туристское    снаряжение.(5ч.)    Групповое    и    личное    снаряжение  туристов. Основные требования к нему: малый вес, прочность, удобство,  соответствие назначению. Подготовка снаряжения к путешествию. Уход за  снаряжением и его ремонт.  Состав ремонтной аптечки.  Укладка рюкзака.  Транспортировка острых и громоздких предметов. Порядок получения и  сдачи снаряжения. 5.  Питание в походе.(5ч.)     Значение правильной организации питания.  Калорийность пищи. Примерный набор продуктов питания для похода.  Требования   к   продовольствию.    Составление   меню   и   раскладок.  Упаковка  и  транспортировка  продуктов.   Режим  питания  в  походе.  Приготовление пищи в походных условиях. Санитарные требования. Учет  расхода продуктов питания. Вводно­солевой режим. Простейшие способы  очистки и обеззараживания воды. Съедобные ягоды, растения и грибы  Кочевского района и простейшие способы их приготовления. 6.  Техника, тактика и организация движения в походе.(12ч.) Подробная  характеристика естественных препятствий, встречающихся в походе: лесные  и кустарниковые заросли, бурелом, различные склоны, водные преграды и т.д.  техника движения в различных условиях. Основные тактические приемы  организации движения в походе. Корректировка графика   и   маршрута   движения   с   учетом   реальной   обстановки   и состояния группы.  Ритм  движения,  величина переходов.  Роль смен направляющих    и    замыкающих.  Место    руководителя    в    строю. Организация  разведки,  связь  с  ней,    сигнализация.  Распорядок  дня. Выбор   времени суток для движения в  зависимости от метеоусловий. Подведение итогов дня (разбор действий группы и отдельных участников) и  выработка плана действий на следующий день. Практические занятия (во  время учебно­тренировочного похода ­ УТП). 7.  Привалы   и   ночлеги.(4ч.)   Назначение   привалов,   периодичность   и  продолжительность  привалов  в  зависимости  от  условий  переходов.  Требования к местам привалов и ночлегов, их безопасность. Устройство  ночлега   в   полевых   условиях:    выбор   места,    планировка   лагеря,  распределение    работы,     установка    палатки.     Заготовка    топлива.  Разведение костров. Типы костров и их назначение. Варка пищи, сушка  одежды и обуви. Дежурство. Охрана природы на местах привалов и ночлегов.  Санитарные правила. Снятие лагеря. Гашение костра. Ночлеги в населенных  пунктах и правила поведения туристов. Практические занятия (во время  УТП). 8.  Обеспечение     безопасности.(7ч.)      Обеспечение     безопасности  важнейшее   требование   ко   всем   туристическим   походам,   учебным  занятиям, соревнованиям. Основные причины возникновения опасности:  плохая   техническая,    тактическая,    физическая   и    психологическая  подготовка,    недисциплинированность   туристов,    слабая   разработка  маршрутов, неумелое преодоление естественных препятствий, внезапное  изменение погоды, ядовитые растения, насекомые и т.д. обязанности  руководителя и участников в обеспечении безопасности путешествия. Меры    предупреждения                                                                                                          опасности. Сигналы    бедствия.    Правила    купания    в    неизвестных     водоемах. Практические занятия.               Страховка при преодолении  различных препятствий. Страховка при помощи веревок. 9.  Гигиена туристов. Доврачебная медицинская помощь.(6ч.) Личная  гигиена    туриста.    Значение    медицинского    осмотра.    Закаливание  организма.   Самоконтроль   в   походе.   Предупреждение   потертостей,  тепловых и солнечных ударов, обморожений. Гигиенические требования к  обуви, одежде и другому снаряжению. Вред курения и употребления  спиртных напитков. Врачебный контроль и самоконтроль при занятиях  туризмом.    Контроль    руководителя    за    физической    нагрузкой    и  состоянием здоровья туристов. Объективные и субъективные показатели  самоконтроля. Противопоказания к участию в туристических походах и  прогулках.  Значение  своевременного оказания доврачебной помощи.  Заболевания, возможные в пути, их симптомы и лечение, доступное в  походных условиях.  Практические занятия.  Помощь  при различных травмах, тепловом и солнечном ударе, ожогах. Помощь утопающему. Искусственное  дыхание. Транспортировка пострадавшего. Ю.Общая физическая подготовка. Планирование и организация  тренировок.(4ч.) Значение общей и специальной физической подготовки для  туристов. Физподготовка в тренировочных походах. Подбор упражнений в  зависимости от предстоящего похода. Составление комплексов физзарадки.  Организация и проведение практических занятий                                                   по общей физической подготовке. Необходимость физической и психологической разминки; учета объема и  интенсивности нагрузки, чередования нагрузки и отдыха; соблюдение в плане  подготовки правильного соотношения между общей и специальной  подготовкой, между индивидуальными и групповыми упражнениями;  необходимость повышения нагрузки и ее регулирования. Спортивные игры в  походах. 11.Поисково­исследовательская     деятельность.(8ч.)                                       Направления краеведческого поиска во время туристических экспедиций и походов. Виды  исторических источников и их классификация. Исторические экспонаты и их  сбор. Научное описание исторических экспонатов. Полевые записи. Хранение  и транспортировка экспонатов. Информанты. Способы работы с  информантами. Виды записей бесед с информантами. Аудио и видеозаписи.  Фотографирование. Фотографирование исторических объектов и их деталей.  Обряды и праздники. Понятие языческих обрядов, праздников, обычаев и  христианских. Элементы язычества и христианства. Молитвы, заговоры и  заклинания. Фольклор. Детский фольклор. Топонимика. Костюм. Промыслы.  Виды охоты и рыболовства. Народная медицина. Описание народных  праздников и обычаев. «Коровий день» в д. Урья, «Быкобой» в с. Б­Коча,  Троица в д. Маскали, «Пестера» в д. Борино, Рождество в д. Б­Пальник.  Коми­пермяцкий Семик. Учебно­тематический план 2 года обучения № п./п. Тема 1 Организационный период (до 2  недель) 2 Вводное занятие. 3 Из истории развития туризма 4 Организация и проведение походов 5 Топография и ориентирование 6 Краеведческая подготовка 7 Самоконтроль и доврачебная  медицинская помощь Зеленая аптека 8 9 Туристская техника 10 Основы фотодела и видеодела 11 Оформление походной  документации. Исследовательская  деятельность Количество часов Всего Лек­ ции Практические  На В аудитори местност 1 1 30 6 4 5 2 4 4 5 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 2 1 2 1 1 1 2 27 2 2 2 1 2 2 2 12 Музейное дело Итого  10 70 2 12 4 16 4 42 По завершению второго года обучения обучаемые должны знать: •   расширить и углубить знания по основным разделам программы 1 года  обучения •    порядок оформления учебно­тренировочных походов, порядок действия  при подготовке к многодневным походам •   основные сведения по истории, географии Кочевского района •    способы преодоления различных естественных препятствий •   виды узлов и их применение •   опасные и ядовитые растения и грибы, растущие в регионе, основные  лекарственные растения, которые можно использовать в походе •   основные  принципы  фото­  и  видеодела,  репортажной  и  пейзажной  съемки •   основы музейного дела По завершению второго года обучения обучаемые должны уметь: •   передвигаться по дорогам, тропам и пересеченной местности в составе  группы •    организовать   походный   быт,   составлять   раскладку   продуктов   для  многодневных походов •   преодолевать различные естественные и искусственные препятствия,  владеть приемами самостраховки •   знать и уметь правильно применять несколько узлов •    ориентироваться по карте и компасу, участвовать в соревнованиях по  спортивному ориентированию и топографированию • •    составить описание однодневного похода или паспорт краеведческого  объекта •    оказывать медицинскую помощь, предусмотренную программой •   проводить экскурсии в музее. Рекомендуется     по     завершению     второго     года     обучения     провести  многодневный зачетный поход (вне сетки учебно­тематического плана). Краткое содержание программы 2 года обучения 1. Вводное занятие.(1ч.) Введение в программу второго года обучения. 2.   Из истории развития туризма.(1ч.) Сведения о первых путешествиях.  Развитие туристско­эскурсионного дела в России. Создание первых  туристских клубов. Туризм в Пермском крае. 3.   Подготовка и проведение походов.(30ч.) Подготовка к многодневным  походам: принципы подбора группы, распределение обязанностей,  оформление маршрутной документации. Групповое и личное снаряжение.  Основные требования к нему. Подготовка снаряжения к путешествию. Состав  ремонтного набора. Порядок получения и сдачи снаряжения. Значение  правильной организации питания. Калорийность пищи. Примерный набор  продуктов для похода. Составление меню и раскладок. Упаковка и  транспортировка продуктов. Режим питания в походе. Приготовление пищи в  походных условиях. Водно­солевой режим. Основные меры  предосторожности при движении по осыпям, травянистым склонам. Основные меры безопасности в условиях плохой видимости, грозы, ветра при выборе  мест для бивака. Действия в аварийных ситуациях. Транспортировка  пострадавшего. 4.   Топографирование и ориентирование.(6ч.) Топографические знаки.  Топографическая съемка местности. Виды ориентирования. Прохождение  трассы ориентирования на время. Изображение рельефа и его элементов на  картах­схемах, схемах. Чтение карт­схем и работа с ними. Применение  компаса в походах. 5.   Краеведческая подготовка.(4ч.) Кочевский район и его соседи.  Географическое положение, рельеф, климат. Проблемы охраны и сохранения  природного единства в зонах отдыха и туризма. Практические работы с  картами района. Составление паспорта объекта иди паспорта одно­ двухдневного похода. Продолжение изучение тем 1 года обучения. 6.   Самоконтроль и доврачебная медицинская помощь.(5ч.) Нормы  нагрузок в путешествии. Врачебный контроль. Самоконтроль в походе.  Признаки заболеваний и травм. Противопоказания к участию в походах.  Первая доврачебная помощь в походе. Наложение повязок. Искусственное  дыхание. Транспортировка пострадавшего. Примерный состав медицинской  аптечки для многодневного похода. Ведение дневника самоконтроля. Нормы  и правила личной гигиены. 7.  Зеленая аптека.(2ч.) Знание и умение отличать лекарственные и опасные  растения региона Кочевского района. Применение 10­12 растений. Опасные и  ядовитые растения и грибы. Использование и применение полезных и  съедобных растений. Применение растений местными жителями. 8.   Туристская техника.(4ч.) Вязка узлов. Узлы и их назначение. Грудная  обвязка и страховочная система. Приемы обращения с веревкой. Подъем и  спуск спортивным способом. Различные виды переправ и их наведение.  Страховка и самостраховка. Правила по комплексу туристских соревнований. Особенности технико­тактической подготовки к различным видам  соревнований. Контрольно­туристический маршрут, командная и  индивидуальная техника. 9.  Основы фотодела и видеодела.(4ч.) Устройство фотоаппарата. Выбор  экспозиции, диафрагмы, глубины резкости. Характеристика фотоматериалов.  Пейзажная съемка. Съемка на тренировках и соревнованиях. Устройство  видеокамеры. Сюжет. Составление киноархива.                                                     10. Оформление походной документации. Исследовательская  деятельность.(5ч.) Знакомство с правилами организации и проведения  туристских походов. Работа маршрутно­квалификационных комиссий.  Заявочная и маршрутная книжки. Порядок их заполнения. Отметки на  маршруте. Составление сметы, плана похода. Подбор картографического  материала. Оформление походных документов. Оформление результатов  поисково ­ исследовательской деятельности в виде научно­исследовательской работы (самостоятельно, под руководством учителя истории). 11. Музейное дело.(10ч.) Профили музеев. Б­Кочинский школьный музей  этнографии и фольклора. Направления деятельности музеев. Экспозиция.  Классификация экспонатов. Основной и вспомогательный фонды. Описание  экспонатов. Карточка научного описания. Сохранность экспонатов. Фонотека  и видеотека. Экскурсионное дело. Методические рекомендации по реализации программы Занятия в группах по данной программе могут проводить несколько  педагогов (каждый по своему виду деятельности), привлеченные специалисты  или один педагог ­ специалист по всем видам деятельности, заявленным в  программе. При составлении учебно­тематических планов на основании данной  программы педагог должен исходить из своей личной педагогической и  туристско­спортивной квалификации, опираться на годовые календарные  планы образовательного учреждения и распределять учебный материал в  удобных вариантах по учебным четвертям и полугодиям. При этом необходимо учитывать следующие факторы: объем учебного  материала, цикличность по сезонам года, последовательное усложнение  материала. Рекомендуемая нагрузка при различных формах проведения занятий: ­ теоретические занятия в помещении                                                                      до 2 часов ­ практические занятия в помещении                                                                        до 3 часов ­ практические занятия на местности, экскурсии      до 4 часов ­ тренировки на местности                                                                                         до 6 часов ­ однодневные походы, участие в однодневных соревнованиях                             до 8 часов. Например, при проведении однодневного похода из 6 ­ 8 походных часов  маршевая нагрузка занимает в первых походах 3­4 часа, организация питания ­ до 1 часа, отдых и отработка запланированной темы до 3 часов. Время отдыха  может быть использовано для спортивных игр или краеведческих сообщений. Рекомендуется с первого похода поручать участникам группы готовить  небольшие краеведческие сообщения по определенным темам. Руководитель  может дополнять или углублять эти сообщения. Для походов, тренировок, длительных экскурсий лучше использовать  выходные дни. Двухдневные и более продолжительные походы желательно  планировать на период каникул, получив разрешение на их проведение в  администрации образовательного учреждения. Внимание! Необходимо  обязательно получить согласие родителей на участие их ребенка в походе,  провести соответствующие инструктажи по технике безопасности и правильно их оформить в «Журнале регистрации инструктажей». План занятий необходимо строить так, чтобы перед учениками всегда стояла  ближайшая и доступная им цель: экскурсии к интересному объекту, поход,  участие в соревновании. При планировании работы педагогу необходимо использовать все виды  межпредметных связей: опорные, сопутствующие, перспективные, а также  соотноситься со школьными курсами по географии, истории, биологии и т.д. Для определения результативности работы рекомендуется регулярно  проводить зачеты и тестирования по итогам каникул, по итогам полугодия,  учебного года, после изучения крупных тем, с целью проверки усвоения  теоретического и практического курса программы. Результаты зачетов и тестирований оформляются письменно. В конце года по накопленному материала педагог составляет анализ своей работы, а учащиеся оформляют рефераты и научно­исследовательские работы. Рекомендуемая литература и источники: 1.    Энциклопедия туриста. Под ред. Е.Тамм. М, БРЭ, 1993 2.    Туризм в школе. М.,Физкультура и спорт.,1983 3.    Берман. Юный турист. М., Физкультура и спорт, 1977 4.     Организация и проведение соревнований по пешеходному туризму:  Методические рекомендации. М, Центр «Турист», 1983 5.     Евтушенко А. Организация, подготовка и проведение походов выходного дня: Методическая разработка 6.    Попчиковский В. Организация и проведение туристских походов.  М,Профиздат, 1987 7.    Питание в туристском путешествии. М, Профиздат, 1987 8.    Тыкул В. Спортивное ориентирование. М, Прос.,1990 9.    Куприн А. Слово о карте. М.,Недра, 1087 10.  Справочник путешественника и краеведа. Под ред. С.Обручева, М,  ГИГЛ,1950 11.  Работа кружка юных туристов в школе: Методические рекомендации.  М,Турист,1989 12.  Воронцов А. Охрана природы. М,Агропромиздат,1989 13.  Юньев И. Краеведение и туризм. М,3нание.,1974 14.  Шальков Ю. Здоровье туриста. М.,ФиЗ, 1987 15.  Методическое пособие «Рюкзачок» для начинающих туристов. М.,П.,1989 16.  География КПАО. (Учебное пособие). Пермь, Пермская книга.,1992 17.  Г.К.Конин. Памятники истории и культуры КПНО.Пермь, К­П отдел,  1976 18.  Кочевский район: прошлое и настоящее. Пермское книж.изд.,2006.

Программа кружка "Туристы-краеведы"

Программа кружка "Туристы-краеведы"

Программа кружка "Туристы-краеведы"

Программа кружка "Туристы-краеведы"

Программа кружка "Туристы-краеведы"

Программа кружка "Туристы-краеведы"

Программа кружка "Туристы-краеведы"

Программа кружка "Туристы-краеведы"

Программа кружка "Туристы-краеведы"

Программа кружка "Туристы-краеведы"

Программа кружка "Туристы-краеведы"

Программа кружка "Туристы-краеведы"

Программа кружка "Туристы-краеведы"

Программа кружка "Туристы-краеведы"

Программа кружка "Туристы-краеведы"

Программа кружка "Туристы-краеведы"

Программа кружка "Туристы-краеведы"

Программа кружка "Туристы-краеведы"

Программа кружка "Туристы-краеведы"

Программа кружка "Туристы-краеведы"

Программа кружка "Туристы-краеведы"

Программа кружка "Туристы-краеведы"

Программа кружка "Туристы-краеведы"

Программа кружка "Туристы-краеведы"

Программа кружка "Туристы-краеведы"

Программа кружка "Туристы-краеведы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2018