Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления образования, отдыха и воспитания детей в походных и исследовательских условиях.
Программа рассчитана на детей от 12 до 16 лет, ранее не сталкивавшихся с туризмом, поэтому большая ее часть направлена на усвоение общепринятых навыков туризма и проведение 1-2-х дневных экспедиций и походов. Особое внимание уделяется на подбор членов кружка - разновозрастный, из разных социальных групп, с разной степенью успешности в учебе, но объединенных едиными интересами кружка.
По своей продолжительности программа рассчитана на 2 года обучения при периодичности проведения 2 занятий кружка в неделю и составляет 140 часов (по 70 часов в год). Занятия могут проводиться спарено или в отдельности в зависимости от изучаемой темы.Файл ВОРД-2003
Программа кружка Туристы-краеведы.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«БКочинская средняя общеобразовательная школа»
Программа дополнительного образования
для детского кружка
«Туристыкраеведы»
Программа составил
учитель МБОУ «БКочинская СОШ»
Гагарин Василий Иванович. 2017 год
Пояснительная записка.
Существуют множество моделей туристических кружков со своими
программами и особенностями. Но любой туристический кружок, так или
иначе, в своей деятельности сталкивается с проблемами краеведения. В
нашем регионе актуально совмещение туризма с комплексным краеведением,
т.к. регион богат историческими и археологическими памятниками, здесь
сохранилась самобытная культура, традиции и обряды северных коми
пермяков. Уникальность региона состоит и в том, что наряду с
историческими памятниками существуют и памятники природы, охраняемые
заказники. Незначительная разбросанность населенных пунктов от
центральной дороги позволяет провести мобильные туристические экскурсии
и походы. В районе изобилие рек, ручьев и родников с чистейшей водой.
Разработка данной программы была вызвана следующими причинами:
повышенным спросом родителей и детей на организованный досуг
школьников в условиях сельской местности
малозатратной формой организации отдыха, досуга и оздоровления детей
(нет затрат на коммунальные услуги, на круглосуточное пребывание детей и
т.д.)
необходимостью социализации детей из асоциальных семей, их подготовкой
к самостоятельной жизни,
необходимостью использовать исторические и природноклиматические
ресурсы региона в учебновоспитательном процессе
потребностью школьников в знаниях истории и культуры родного края и
удовлетворению их интересов
наличием туристического снаряжения
наличием школьного музея.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е.
включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные
направления образования, отдыха и воспитания детей в походных и
исследовательских условиях.
Программа рассчитана на детей от 12 до 16 лет, ранее не сталкивавшихся с
туризмом, поэтому большая ее часть направлена на усвоение общепринятых
навыков туризма и проведение 12х дневных экспедиций и походов. Особое
внимание уделяется на подбор членов кружка разновозрастный, из разных
социальных групп, с разной степенью успешности в учебе, но объединенных
едиными интересами кружка.
По своей продолжительности программа рассчитана на 2 года обучения при
периодичности проведения 2 занятий кружка в неделю и составляет 140 часов (по 70 часов в год). Занятия могут проводиться спарено или в отдельности в
зависимости от изучаемой темы.
Принципы и педагогические идеи программы:
1. Принцип гуманизации ориентация на человека, забота о благе молодого
поколения.
2. Принцип демократизации создание предпосылок для развития
активности и инициативы учащихся.
3. Принцип саморазвития программа обладает гибкостью и
динамичностью. Это позволяет вносить в него необходимые в ходе реализации
изменения, поэтому в арсенале руководителя должно быть достаточное
количество методов, средств и форм работы, из которых он может выбрать
наиболее оптимальные.
4. Принцип независимости воспитания признание ценности каждого
возрастного развития человека. В соответствии с этим принципом необходимо
так строить работу с учащимся, чтобы в любом возрастном этапе он имел
возможность «состояться заново».
5. Принцип индивидуализации личная значимость деятельности для
каждого участника программы, а также учет конкретных условий реализации
программы.
6. Принцип максимизации ресурсов во время подготовки и реализации
программы организаторы используют все возможности для наиболее
успешного решения стоящих перед ними задач.
Цель: формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и
краеведения, создание условий для самореализации, социальной адаптации,
оздоровления, творческого развития и самоопределения личности,
воспитание патриотизма к своему краю и своей Родине. Задачи:
• привлечение учеников к регулярным занятиям по туризму и
краеведению
• знакомство с элементами туристической техники, топографии и
ориентирования; обучение детей основам туристского быта, правилам
поведения в походе
• знакомство с историей, культурой и природой родного края, воспитание у
детей чувства личной ответственности за сохранение памятников истории и
культура, родной природы
• организация интересного досуга, оздоровление и закаливание
• изучение медикогигиенических основ и способов выхода из
экстремальных ситуаций; формирование жизненной самостоятельности и
волевых качеств; укрепление здоровья и организация активного досуга детей
• расширение и углубление знаний учащихся по истории, биологии,
географии, гуманное отношение к окружающей среде. Методы и формы работы:
поисковоисследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев с
выполнением различных заданий на экскурсиях и походах с дальнейшим
оформлением материалов).
метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела,
участие в соревнованиях, походах, экскурсиях
метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль успеваемости и
качества усвоения программы, роста динамики и спортивных показателей
метод комплексного подхода к образованию и воспитанию,
предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и
других форм воспитания.
Учебнотематический план 1 года обучения
Количество часов
Всего Лек
ции Практические
На
и
2
аудитор
В
2
местност
4
5
10
5
5
12
4
7
6
4
8
3
1
2
2
2
1
2
2
1
2
1
1
2
1
3
1
8
3
3
10
3
5
2
2
3
№
п./п.
Тема
1 Организация и подготовка
туристических походов
2 Исторические памятники
Кочевского района
3 Топография и ориентирование на
местности
4 Туристическое снаряжение
5 Питание в походе
6 Техника, тактика и организация
движения в походе
7 Привалы и ночлеги
8 Обеспечение безопасности
9
Гигиена туриста. Доврачебная
медицинская помощь
10 Общая физическая подготовка.
Планирование и организация
тренировок
11 Поисковоисследовательская
деятельность
ИТОГО
70
20
10
40
По завершению 1 года обучения обучаемые должны знать:
• порядок организации и проведения учебнотренировочных походов;
• правила поведения вне населенных пунктов, вопросы экологии, туризма:
• краткую историю Кочевского района, исторических памятников края;
• основы туристской техники:
• основы топографии и ориентирования; • иметь общее представление о географическом положении Кочевского
района, его окрестностей;
• иметь общее представление о самоконтроле и доврачебной медицинской
помощи;
• опасные ядовитые растения, растущие в Кочевском районе;
• основы поисковоисследовательской работы
По завершению 1 года обучения обучаемые должны уметь:
• передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;
• организовать походный быт, составлять раскладку продуктов для учебно
тренировочных (УТП) и иных походов;
• преодолевать несложные естественные препятствия;
• ориентироваться по карте и компасу на несложном полигоне по
ориентированию;
• оказывать элементарную медицинскую помощь;
• вести полевые записи и заполнять карточки описания экспонатов.
Рекомендуется по завершению 1 года обучения провести 23х дневный
учебнотренировочный или зачетный поход (вне сетки часов учебно
тематического плана).
Краткое содержание программы 1 года обучения
1. Организация и подготовка туристических походов.(4 ч.) Определение
цели и района похода. Сбор сведений о районе. Разработка маршрута и
графика движения, составление сметы расходов. Комплектование
группы и распределение обязанностей. Подбор картографического
материала, составление схемы движения. Подготовка группового и
личного снаряжения, организация питания в походе. Оформление
маршрутных документов, подготовка к утверждению маршрута.
Организация и проведение предпоходных тренировок. Подведение
итогов похода.
2. Исторические памятники Кочевского района.(5ч.) Понятие
исторического памятника. Виды исторических памятников района.
Картография
исторических памятников района. Топонимика исторических
памятников. Село БКоча. БКочинский старый могильник.
Малокочинское селище. Городище Кугеркар. Городище Ошкар.
Бельковский курганный могильник. Пармайловское 1е городище.
Пармайловское 2е городище (Кончивидз). Митинский курганный могильник.
Урьинский могильник. Таркамыс святой источник. Боринский могильник
(Важжез). Исторические места Кочевского района: д. Борино родина
А.Е.Хомяковой, д. Коса Эшым родина Героя Советского Союза
А.Н.Калинина, с. Юксеево доммузей переселенцев, с. Кочево
Этнографический музей, с. БКоча музей этнографии и фольклора. Памятники природы Кочевского района. Пруды Кочевского района. Болота
района.
3. Топография и ориентирование на местности.(10ч.) Значение
топографии и ориентирования для туристов. Карты, используемые в походах.
План, схема, кроки местности. Основные условные обозначения.
Что такое рельеф. Способы изображение рельефа на картах. Сущность
способа горизонталей. Сечение, масштаб. Виды масштабов. Масштабы
топографических карт. Понятие о генерализации. Измерение расстояния на
картах. Курвиметр. Чтение карт и составление схемы маршрута. Компас.
Магнитное склонение. Ориентирование на местности с помощью
карты, компаса и местных предметов. Определение сторон горизонта
по местным предметам, часам и солнцу. Азимут и движение по нему.
Измерение расстояний на местности. Составление кроков (схемы)
пройденного участка. Практические занятия.
4. Туристское снаряжение.(5ч.) Групповое и личное снаряжение
туристов. Основные требования к нему: малый вес, прочность, удобство,
соответствие назначению. Подготовка снаряжения к путешествию. Уход за
снаряжением и его ремонт. Состав ремонтной аптечки. Укладка рюкзака.
Транспортировка острых и громоздких предметов. Порядок получения и
сдачи снаряжения.
5. Питание в походе.(5ч.) Значение правильной организации питания.
Калорийность пищи. Примерный набор продуктов питания для похода.
Требования к продовольствию. Составление меню и раскладок.
Упаковка и транспортировка продуктов. Режим питания в походе.
Приготовление пищи в походных условиях. Санитарные требования. Учет
расхода продуктов питания. Вводносолевой режим. Простейшие способы
очистки и обеззараживания воды. Съедобные ягоды, растения и грибы
Кочевского района и простейшие способы их приготовления.
6. Техника, тактика и организация движения в походе.(12ч.) Подробная
характеристика естественных препятствий, встречающихся в походе: лесные
и кустарниковые заросли, бурелом, различные склоны, водные преграды и т.д.
техника движения в различных условиях. Основные тактические приемы
организации движения в походе. Корректировка графика и маршрута
движения с учетом реальной обстановки и состояния группы. Ритм
движения, величина переходов. Роль смен направляющих и замыкающих.
Место руководителя в строю. Организация разведки, связь с ней,
сигнализация. Распорядок дня. Выбор времени суток для движения в
зависимости от метеоусловий.
Подведение итогов дня (разбор действий группы и отдельных участников) и
выработка плана действий на следующий день. Практические занятия (во
время учебнотренировочного похода УТП). 7. Привалы и ночлеги.(4ч.) Назначение привалов, периодичность и
продолжительность привалов в зависимости от условий переходов.
Требования к местам привалов и ночлегов, их безопасность. Устройство
ночлега в полевых условиях: выбор места, планировка лагеря,
распределение работы, установка палатки. Заготовка топлива.
Разведение костров. Типы костров и их назначение. Варка пищи, сушка
одежды и обуви. Дежурство. Охрана природы на местах привалов и ночлегов.
Санитарные правила. Снятие лагеря. Гашение костра. Ночлеги в населенных
пунктах и правила поведения туристов. Практические занятия (во время
УТП).
8. Обеспечение безопасности.(7ч.) Обеспечение безопасности
важнейшее требование ко всем туристическим походам, учебным
занятиям, соревнованиям. Основные причины возникновения опасности:
плохая техническая, тактическая, физическая и психологическая
подготовка, недисциплинированность туристов, слабая разработка
маршрутов, неумелое преодоление естественных препятствий, внезапное
изменение погоды, ядовитые растения, насекомые и т.д. обязанности
руководителя и участников в обеспечении безопасности путешествия. Меры
предупреждения
опасности. Сигналы бедствия. Правила купания в неизвестных
водоемах. Практические занятия. Страховка при преодолении
различных препятствий. Страховка при помощи веревок.
9. Гигиена туристов. Доврачебная медицинская помощь.(6ч.) Личная
гигиена туриста. Значение медицинского осмотра. Закаливание
организма. Самоконтроль в походе. Предупреждение потертостей,
тепловых и солнечных ударов, обморожений. Гигиенические требования к
обуви, одежде и другому снаряжению. Вред курения и употребления
спиртных напитков. Врачебный контроль и самоконтроль при занятиях
туризмом. Контроль руководителя за физической нагрузкой и
состоянием здоровья туристов. Объективные и субъективные показатели
самоконтроля. Противопоказания к участию в туристических походах и
прогулках. Значение своевременного оказания доврачебной помощи.
Заболевания, возможные в пути, их симптомы и лечение, доступное в
походных условиях. Практические занятия. Помощь при различных травмах,
тепловом и солнечном ударе, ожогах. Помощь утопающему. Искусственное
дыхание. Транспортировка пострадавшего.
Ю.Общая физическая подготовка. Планирование и организация
тренировок.(4ч.) Значение общей и специальной физической подготовки для
туристов. Физподготовка в тренировочных походах. Подбор упражнений в
зависимости от предстоящего похода. Составление комплексов физзарадки.
Организация и проведение практических занятий
по общей физической подготовке. Необходимость физической и психологической разминки; учета объема и
интенсивности нагрузки, чередования нагрузки и отдыха; соблюдение в плане
подготовки правильного соотношения между общей и специальной
подготовкой, между индивидуальными и групповыми упражнениями;
необходимость повышения нагрузки и ее регулирования. Спортивные игры в
походах.
11.Поисковоисследовательская деятельность.(8ч.)
Направления
краеведческого поиска во время туристических экспедиций и походов. Виды
исторических источников и их классификация. Исторические экспонаты и их
сбор. Научное описание исторических экспонатов. Полевые записи. Хранение
и транспортировка экспонатов. Информанты. Способы работы с
информантами. Виды записей бесед с информантами. Аудио и видеозаписи.
Фотографирование. Фотографирование исторических объектов и их деталей.
Обряды и праздники. Понятие языческих обрядов, праздников, обычаев и
христианских. Элементы язычества и христианства. Молитвы, заговоры и
заклинания. Фольклор. Детский фольклор. Топонимика. Костюм. Промыслы.
Виды охоты и рыболовства. Народная медицина. Описание народных
праздников и обычаев. «Коровий день» в д. Урья, «Быкобой» в с. БКоча,
Троица в д. Маскали, «Пестера» в д. Борино, Рождество в д. БПальник.
Комипермяцкий Семик.
Учебнотематический план 2 года обучения
№
п./п.
Тема
1 Организационный период (до 2
недель)
2 Вводное занятие.
3 Из истории развития туризма
4 Организация и проведение походов
5 Топография и ориентирование
6 Краеведческая подготовка
7
Самоконтроль и доврачебная
медицинская помощь
Зеленая аптека
8
9 Туристская техника
10 Основы фотодела и видеодела
11 Оформление походной
документации. Исследовательская
деятельность
Количество часов
Всего Лек
ции Практические
На
В
аудитори
местност
1
1
30
6
4
5
2
4
4
5
1
1
1
2
1
1
1
1
1
2
2
1
2
1
1
1
2
27
2
2
2
1
2
2
2 12 Музейное дело
Итого
10
70
2
12
4
16
4
42
По завершению второго года обучения обучаемые должны знать:
• расширить и углубить знания по основным разделам программы 1 года
обучения
• порядок оформления учебнотренировочных походов, порядок действия
при подготовке к многодневным походам
• основные сведения по истории, географии Кочевского района
• способы преодоления различных естественных препятствий
• виды узлов и их применение
• опасные и ядовитые растения и грибы, растущие в регионе, основные
лекарственные растения, которые можно использовать в походе
• основные принципы фото и видеодела, репортажной и пейзажной
съемки
• основы музейного дела
По завершению второго года обучения обучаемые должны уметь:
• передвигаться по дорогам, тропам и пересеченной местности в составе
группы
• организовать походный быт, составлять раскладку продуктов для
многодневных походов
• преодолевать различные естественные и искусственные препятствия,
владеть приемами самостраховки
• знать и уметь правильно применять несколько узлов
• ориентироваться по карте и компасу, участвовать в соревнованиях по
спортивному ориентированию и топографированию
•
• составить описание однодневного похода или паспорт краеведческого
объекта
• оказывать медицинскую помощь, предусмотренную программой
• проводить экскурсии в музее.
Рекомендуется по завершению второго года обучения провести
многодневный зачетный поход (вне сетки учебнотематического плана).
Краткое содержание программы 2 года обучения
1. Вводное занятие.(1ч.) Введение в программу второго года обучения.
2. Из истории развития туризма.(1ч.) Сведения о первых путешествиях.
Развитие туристскоэскурсионного дела в России. Создание первых
туристских клубов. Туризм в Пермском крае. 3. Подготовка и проведение походов.(30ч.) Подготовка к многодневным
походам: принципы подбора группы, распределение обязанностей,
оформление маршрутной документации. Групповое и личное снаряжение.
Основные требования к нему. Подготовка снаряжения к путешествию. Состав
ремонтного набора. Порядок получения и сдачи снаряжения. Значение
правильной организации питания. Калорийность пищи. Примерный набор
продуктов для похода. Составление меню и раскладок. Упаковка и
транспортировка продуктов. Режим питания в походе. Приготовление пищи в
походных условиях. Водносолевой режим. Основные меры
предосторожности при движении по осыпям, травянистым склонам. Основные
меры безопасности в условиях плохой видимости, грозы, ветра при выборе
мест для бивака. Действия в аварийных ситуациях. Транспортировка
пострадавшего.
4. Топографирование и ориентирование.(6ч.) Топографические знаки.
Топографическая съемка местности. Виды ориентирования. Прохождение
трассы ориентирования на время. Изображение рельефа и его элементов на
картахсхемах, схемах. Чтение картсхем и работа с ними. Применение
компаса в походах.
5. Краеведческая подготовка.(4ч.) Кочевский район и его соседи.
Географическое положение, рельеф, климат. Проблемы охраны и сохранения
природного единства в зонах отдыха и туризма. Практические работы с
картами района. Составление паспорта объекта иди паспорта одно
двухдневного похода. Продолжение изучение тем 1 года обучения.
6. Самоконтроль и доврачебная медицинская помощь.(5ч.) Нормы
нагрузок в путешествии. Врачебный контроль. Самоконтроль в походе.
Признаки заболеваний и травм. Противопоказания к участию в походах.
Первая доврачебная помощь в походе. Наложение повязок. Искусственное
дыхание. Транспортировка пострадавшего. Примерный состав медицинской
аптечки для многодневного похода. Ведение дневника самоконтроля. Нормы
и правила личной гигиены.
7. Зеленая аптека.(2ч.) Знание и умение отличать лекарственные и опасные
растения региона Кочевского района. Применение 1012 растений. Опасные и
ядовитые растения и грибы. Использование и применение полезных и
съедобных растений. Применение растений местными жителями.
8. Туристская техника.(4ч.) Вязка узлов. Узлы и их назначение. Грудная
обвязка и страховочная система. Приемы обращения с веревкой. Подъем и
спуск спортивным способом. Различные виды переправ и их наведение.
Страховка и самостраховка. Правила по комплексу туристских соревнований.
Особенности техникотактической подготовки к различным видам
соревнований. Контрольнотуристический маршрут, командная и
индивидуальная техника. 9. Основы фотодела и видеодела.(4ч.) Устройство фотоаппарата. Выбор
экспозиции, диафрагмы, глубины резкости. Характеристика фотоматериалов.
Пейзажная съемка. Съемка на тренировках и соревнованиях. Устройство
видеокамеры. Сюжет. Составление киноархива.
10. Оформление походной документации. Исследовательская
деятельность.(5ч.) Знакомство с правилами организации и проведения
туристских походов. Работа маршрутноквалификационных комиссий.
Заявочная и маршрутная книжки. Порядок их заполнения. Отметки на
маршруте. Составление сметы, плана похода. Подбор картографического
материала. Оформление походных документов. Оформление результатов
поисково исследовательской деятельности в виде научноисследовательской
работы (самостоятельно, под руководством учителя истории).
11. Музейное дело.(10ч.) Профили музеев. БКочинский школьный музей
этнографии и фольклора. Направления деятельности музеев. Экспозиция.
Классификация экспонатов. Основной и вспомогательный фонды. Описание
экспонатов. Карточка научного описания. Сохранность экспонатов. Фонотека
и видеотека. Экскурсионное дело.
Методические рекомендации по реализации программы
Занятия в группах по данной программе могут проводить несколько
педагогов (каждый по своему виду деятельности), привлеченные специалисты
или один педагог специалист по всем видам деятельности, заявленным в
программе.
При составлении учебнотематических планов на основании данной
программы педагог должен исходить из своей личной педагогической и
туристскоспортивной квалификации, опираться на годовые календарные
планы образовательного учреждения и распределять учебный материал в
удобных вариантах по учебным четвертям и полугодиям.
При этом необходимо учитывать следующие факторы: объем учебного
материала, цикличность по сезонам года, последовательное усложнение
материала.
Рекомендуемая нагрузка при различных формах проведения занятий:
теоретические занятия в помещении
до 2 часов
практические занятия в помещении
до 3 часов
практические занятия на местности, экскурсии до 4 часов
тренировки на местности
до 6 часов
однодневные походы, участие в однодневных соревнованиях
до 8 часов.
Например, при проведении однодневного похода из 6 8 походных часов
маршевая нагрузка занимает в первых походах 34 часа, организация питания до 1 часа, отдых и отработка запланированной темы до 3 часов. Время отдыха
может быть использовано для спортивных игр или краеведческих сообщений.
Рекомендуется с первого похода поручать участникам группы готовить
небольшие краеведческие сообщения по определенным темам. Руководитель
может дополнять или углублять эти сообщения.
Для походов, тренировок, длительных экскурсий лучше использовать
выходные дни. Двухдневные и более продолжительные походы желательно
планировать на период каникул, получив разрешение на их проведение в
администрации образовательного учреждения. Внимание! Необходимо
обязательно получить согласие родителей на участие их ребенка в походе,
провести соответствующие инструктажи по технике безопасности и правильно
их оформить в «Журнале регистрации инструктажей».
План занятий необходимо строить так, чтобы перед учениками всегда стояла
ближайшая и доступная им цель: экскурсии к интересному объекту, поход,
участие в соревновании.
При планировании работы педагогу необходимо использовать все виды
межпредметных связей: опорные, сопутствующие, перспективные, а также
соотноситься со школьными курсами по географии, истории, биологии и т.д.
Для определения результативности работы рекомендуется регулярно
проводить зачеты и тестирования по итогам каникул, по итогам полугодия,
учебного года, после изучения крупных тем, с целью проверки усвоения
теоретического и практического курса программы.
Результаты зачетов и тестирований оформляются письменно. В конце года по
накопленному материала педагог составляет анализ своей работы, а учащиеся
оформляют рефераты и научноисследовательские работы.
Рекомендуемая литература и источники:
1. Энциклопедия туриста. Под ред. Е.Тамм. М, БРЭ, 1993
2. Туризм в школе. М.,Физкультура и спорт.,1983
3. Берман. Юный турист. М., Физкультура и спорт, 1977
4. Организация и проведение соревнований по пешеходному туризму:
Методические рекомендации. М, Центр «Турист», 1983
5. Евтушенко А. Организация, подготовка и проведение походов выходного
дня: Методическая разработка
6. Попчиковский В. Организация и проведение туристских походов.
М,Профиздат, 1987
7. Питание в туристском путешествии. М, Профиздат, 1987
8. Тыкул В. Спортивное ориентирование. М, Прос.,1990
9. Куприн А. Слово о карте. М.,Недра, 1087 10. Справочник путешественника и краеведа. Под ред. С.Обручева, М,
ГИГЛ,1950
11. Работа кружка юных туристов в школе: Методические рекомендации.
М,Турист,1989
12. Воронцов А. Охрана природы. М,Агропромиздат,1989
13. Юньев И. Краеведение и туризм. М,3нание.,1974
14. Шальков Ю. Здоровье туриста. М.,ФиЗ, 1987
15. Методическое пособие «Рюкзачок» для начинающих туристов. М.,П.,1989
16. География КПАО. (Учебное пособие). Пермь, Пермская книга.,1992
17. Г.К.Конин. Памятники истории и культуры КПНО.Пермь, КП отдел,
1976
18. Кочевский район: прошлое и настоящее. Пермское книж.изд.,2006.
Программа кружка "Туристы-краеведы"
Программа кружка "Туристы-краеведы"
Программа кружка "Туристы-краеведы"
Программа кружка "Туристы-краеведы"
Программа кружка "Туристы-краеведы"
Программа кружка "Туристы-краеведы"
Программа кружка "Туристы-краеведы"
Программа кружка "Туристы-краеведы"
Программа кружка "Туристы-краеведы"
Программа кружка "Туристы-краеведы"
Программа кружка "Туристы-краеведы"
Программа кружка "Туристы-краеведы"
Программа кружка "Туристы-краеведы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.