Программа кружка «Я познаю мир»

  • Образовательные программы
  • docx
  • 31.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

дополнение к программе. Календарно-тематическое планирование

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Программа строится на основе принципов.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:  1Приказом   Министерства   образования   и   науки   Луганской   Народной   Республики   от   26 декабря   2014   года   №72  «Об   утверждении   и   поэтапном   переходе   образовательных учреждений ЛНР  на временный государственный образовательный стандарт (ВГОС)»; 2Приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 04 июля 2016 г.   № 258  «Об   организованном   начале   2016­2017   учебного   года   в образовательных учреждениях Луганской Народной Республики». 3Примерной основной образовательной программой начального общего образования  4Методическими   рекомендациями   по   переходу   на   новые   образовательные   стандарты начального общего образования, утверждёнными на заседании  Научно­методического совета  НМЦРОЛНР(протокол № 2 от 23.12.2014 г.). 5Методическими   рекомендациями   по   организации   проектной   деятельности   учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности Программой «Планируемые результаты начального общего образования».  6 7 Методическими   рекомендациями   по   организации   экскурсий   и   практических   работ учащихся начальных классов на уроках курса «Окружающий мир»    Программа  «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний,   ответить   на   все   вопросы   ребят   и   удовлетворить   любопытство   учащихся,   в свободном   общении   формировать   у   учащихся   интерес   к   естественно­научным дисциплинам,   экологическую   культуру.   Знакомство   с   целостной   картиной   мира   и формирование   оценочного,   эмоционального   отношения   к   миру   –   важнейшие   линии развития личности ученика средствами курс окружающего мира. Программа строится на основе принципов:                ­целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней; ­ междисциплинарности,   который   предполагает   логическое   включение   и ­ ­   форм   и   методов, объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии; взаимосвязи   краеведческого,   регионального   и   глобального   подходов   к отражению экологических проблем; соответствия   содержания, потребностям учащихся.   психолого­возрастным  Программа кружка «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет  расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их  применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями  позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для  развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности,  познавательный интерес и дает возможность самим обучающимся оценить свои успехи. Программа разработана на основе программы «Окружающий мир» (для1­4классов) А.А.  Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан образовательная система «Школа 2100» Москва:  «Баласс» 2011г, допущенной Министерством образования. Программа строится на основе принципов:­целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников  понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку  стратегии поведения человека в ней; ­ междисциплинарности, который предполагает логическое включение и  ­ ­ объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии; взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к  отражению экологических проблем; соответствия содержания, форм и методов, психолого­возрастным  потребностям учащихся. Формы обучения: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом. 1          Индивидуальная работа Участники – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя   заключаются в следующем: ­ выявить уровень знаний учащихся о природе; ­ выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно­следственные связи и закономерности; ­ формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков; ­ определять сформированность познавательного интереса учащихся. 2          Работа в парах Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок,  составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища. Работа проходит в 2 этапа: 1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им  работу. 2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по  проверенной работе. 3          Групповая работа Работа  в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает  навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать  отрицательных сторон соревнования. Организация групповой работы: ­ распределение работы между участниками; ­ умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы; ­ владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля; ­ умение представить результат работы, обосновать выбор решения    Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, практический.     Технологии: личностно­ориентированная, развивающего обучения.     Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются  соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные  работы, выставки. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников  применять полученные знания В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся  разнообразием форм познавательной деятельности. Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов,  уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное  окружение. Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития уменийнаблюдать, анализировать и обобщать ­ к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего  природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений. Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные  конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися  результатов выполненной работы. Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников. В освоении экологических знаний программа предусматривает использование  туристской деятельности как вспомогательного средства. Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся,  вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование  активной гуманной позиции школьников по отношению к природе. Задачи: Расширение   контактов   учащихся   с   природой,   вовлечение   их   в   реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды. Изучение природы родного края. Развитие познавательного интереса учащихся к природе Воспитание   экологической   культуры,   бережного   и   ответственного   отношения   к окружающей среде. Программа «Я познаю мир» рассчитана на 1 год обучения в объеме  34 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю. Наполняемость группы ­ от 15 человек. Планируемые результаты 2 класс: Личностные результаты : ­Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и  ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие. ­ Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные  простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. ­ Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей  правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). ­ В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,   делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметные результаты.  Регулятивные     УУД: ­ Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему совместно с  учителем ­ Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки. ­ Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие  приборы и инструменты). Познавательные УУД: ­ Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная  информация (знания) для решения задачи в один шаг. ­ Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.  ­ Добывать новые знания: находить необходимую информацию  в предложенных учителемсловарях и энциклопедиях  ­ Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах  (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные УУД: ­ Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи  ­ Слушать и понимать речь других. ­ Вступать в беседу. ­  Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).  СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 2 класс Наша планета Земля (22 ч) Мир живой и неживой природы. Почему день сменяется ночью? Почему бывает лето? Где живут белые медведи и слоны? Прозрачный невидимка (воздух). Создание проекта  «Солнечная система» Путешествие по карте России. Адрес на глобусе и карте. Проект «Моя страна» Путешествие по материкам и океанам. Куда текут реки? Как рождаются горы? Моря и острова Обитатели морей. Земля – наш общий дом (12 ч ) Великий круговорот жизни. Путешествие по природным зонам. Красная книга. Жизнь леса. Хрупкая природа степей и пустынь. Где растут тропические леса.  Жизнь в горах.                        Путешествуем по Европе. Страны Африки и Америки. Австралия. Антарктида. Моя Родина –  Россия. Земля – наш общий дом. Проект «Всемирная выставка» ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ На первом уровне школьник должен уметь:  называть окружающие предметы и их взаимосвязи;  называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;  называть основные особенности каждого времени года.:  перечислять особенности  растений; животных (насекомых, пауков, рыб,  земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов. На втором уровне школьник должен уметь:  объяснять, как люди помогают друг другу жить;  оценивать правильность поведения людей в природе;  оценивать правильность поведения в быту  (правила общения, правила ОБЖ,  уличного движения). На третьем уровне школьник должен уметь:   наблюдать и оценивать явления природы и общественной жизни,  выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера,  различные творческие задания.   моделировать правильное поведение на природе и в быту в различных ситуациях  уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа.  доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам   Материально­ техническое обеспечение   Наименование объектов и средств материально­технического Количество обеспечения часов № п/п 1 2 3 Библиотечный фонд  (для учителя) Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. Береги природу! Т.И.Жукова. Часы занимательной зоологии. Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей.  4 Молодова Л.П. Экологические  праздники для детей. Учебно­ 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 методическое пособие.  Л.Экономов. Мир наших чувств Петров В.В. Растительный мир нашей Родины Книга для учителя.  А.А.Воскрушев. О.А.Бурсий. Мир человека Библиотечный фонд (для учеников) Гэнери А. Я познаю мир Детская энциклопедия. Растения Губанов И.А. и др. Популярная энциклопедия растений Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко. С любовью к природе:  / Под ред.И. Д. Зверева Леокум А. Скажи мне, почему…? Детская энциклопедия Леокум А. Все обо всем Популярная энциклопедия для детей Онегов А.С. Занимательная ботаническая энциклопедия: Цветущие  травы Петров В.В. Из жизни зеленого мира Пособие для учащихся Петров В.В. Цветы. Моя первая книга о природе Плешаков А.А. Зеленые страницы Книга для учащихся начальных  классов Г.К. Плотников. Животный мир Краснодарского края. Тайны живой природы. Рик Моррис Наглядные пособия 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 2 3 4 5 Иллюстрации растений,  животных  Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых. Гербарии; коллекции насекомых Изобразительные наглядные пособия – таблицы Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её  хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни  общества Технические средства обучения. 1 Компьютер, 2 Медиапроектор 3 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Экран Экранно­звуковые пособия Диск. «Звуки живой природы» Фильм «Многообразие животного мира» Фильм «Природа в разное время года» Фильм «Бережем природу» Презентация «Человек как часть природы» Презентация «Что такое снег» Презентация  «Мой город в разное время года» Презентация «Виды транспорта на улице моего города» Презентация  «Влияние света, тепла, воды на жизнь растений» 10 Презентация «Звери и растения нашего края». 11 Презентация «Красная книга» 2 3 5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1