дополнение к программе. Календарно-тематическое планирование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:
1Приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 26
декабря 2014 года №72 «Об утверждении и поэтапном переходе образовательных
учреждений ЛНР на временный государственный образовательный стандарт (ВГОС)»;
2Приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 04 июля
2016 г. № 258 «Об организованном начале 20162017 учебного года в
образовательных учреждениях Луганской Народной Республики».
3Примерной основной образовательной программой начального общего образования
4Методическими рекомендациями по переходу на новые образовательные стандарты
начального общего образования, утверждёнными на заседании Научнометодического
совета НМЦРОЛНР(протокол № 2 от 23.12.2014 г.).
5Методическими рекомендациями по организации проектной деятельности учащихся
начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности
Программой «Планируемые результаты начального общего образования».
6
7 Методическими рекомендациями по организации экскурсий и практических работ
учащихся начальных классов на уроках курса «Окружающий мир»
Программа «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых
знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в
свободном общении формировать у учащихся интерес к естественнонаучным
дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и
формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии
развития личности ученика средствами курс окружающего мира.
Программа строится на основе принципов:
целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников
понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку
стратегии поведения человека в ней;
междисциплинарности, который предполагает логическое включение и
форм и методов,
объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к
отражению экологических проблем;
соответствия содержания,
потребностям учащихся.
психологовозрастным
Программа кружка «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по
окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет
расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их
применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями
позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для
развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности,
познавательный интерес и дает возможность самим обучающимся оценить свои успехи.
Программа разработана на основе программы «Окружающий мир» (для14классов) А.А.
Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан образовательная система «Школа 2100» Москва:
«Баласс» 2011г, допущенной Министерством образования.
Программа строится на основе принципов:целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников
понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку
стратегии поведения человека в ней;
междисциплинарности, который предполагает логическое включение и
объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к
отражению экологических проблем;
соответствия содержания, форм и методов, психологовозрастным
потребностям учащихся.
Формы обучения: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
1
Индивидуальная работа
Участники – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя
заключаются в следующем:
выявить уровень знаний учащихся о природе;
выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинноследственные
связи и закономерности;
формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;
определять сформированность познавательного интереса учащихся.
2
Работа в парах
Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок,
составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им
работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по
проверенной работе.
3
Групповая работа
Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает
навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать
отрицательных сторон соревнования.
Организация групповой работы:
распределение работы между участниками;
умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;
владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
умение представить результат работы, обосновать выбор решения
Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, практический.
Технологии: личностноориентированная, развивающего обучения.
Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются
соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные
работы, выставки.
Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников
применять полученные знания
В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся
разнообразием форм познавательной деятельности.
Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов,
уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное
окружение.
Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития уменийнаблюдать, анализировать и обобщать к постановке опытов, проведению экспериментов.
Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего
природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.
Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде
схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные
конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися
результатов выполненной работы.
Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников.
В освоении экологических знаний программа предусматривает использование
туристской деятельности как вспомогательного средства.
Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся,
вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование
активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Задачи:
Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную
деятельность по изучению и охране окружающей среды.
Изучение природы родного края.
Развитие познавательного интереса учащихся к природе
Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к
окружающей среде.
Программа «Я познаю мир» рассчитана на 1 год обучения в объеме 34 часа в год.
Занятия проводятся один раз в неделю. Наполняемость группы от 15 человек.
Планируемые результаты
2 класс:
Личностные результаты :
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и
ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно
оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные
простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей
правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,
делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты.
Регулятивные
УУД:
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему совместно с
учителем Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие
приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная
информация (знания) для решения задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителемсловарях и энциклопедиях
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
Слушать и понимать речь других.
Вступать в беседу.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2 класс
Наша планета Земля (22 ч)
Мир живой и неживой природы. Почему день сменяется ночью? Почему бывает лето?
Где живут белые медведи и слоны? Прозрачный невидимка (воздух). Создание проекта
«Солнечная система» Путешествие по карте России. Адрес на глобусе и карте.
Проект «Моя страна» Путешествие по материкам и океанам. Куда текут реки?
Как рождаются горы? Моря и острова Обитатели морей.
Земля – наш общий дом (12 ч )
Великий круговорот жизни. Путешествие по природным зонам. Красная книга. Жизнь леса.
Хрупкая природа степей и пустынь. Где растут тропические леса. Жизнь в горах.
Путешествуем по Европе. Страны Африки и Америки. Австралия. Антарктида. Моя Родина –
Россия. Земля – наш общий дом. Проект «Всемирная выставка»
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
На первом уровне школьник должен уметь:
называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
называть основные особенности каждого времени года.:
перечислять особенности растений; животных (насекомых, пауков, рыб,
земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
На втором уровне школьник должен уметь:
объяснять, как люди помогают друг другу жить;
оценивать правильность поведения людей в природе;
оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ,
уличного движения).
На третьем уровне школьник должен уметь:
наблюдать и оценивать явления природы и общественной жизни,
выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера,
различные творческие задания.
моделировать правильное поведение на природе и в быту в различных ситуациях
уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа.
доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам
Материально техническое обеспечение
Наименование объектов и средств материальнотехнического
Количество
обеспечения
часов
№
п/п
1
2
3
Библиотечный фонд (для учителя)
Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. Береги природу!
Т.И.Жукова. Часы занимательной зоологии.
Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей.
4 Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Учебно
5
6
7
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
методическое пособие.
Л.Экономов. Мир наших чувств
Петров В.В. Растительный мир нашей Родины Книга для учителя.
А.А.Воскрушев. О.А.Бурсий. Мир человека
Библиотечный фонд (для учеников)
Гэнери А. Я познаю мир Детская энциклопедия. Растения
Губанов И.А. и др. Популярная энциклопедия растений
Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко. С любовью к природе:
/ Под ред.И. Д. Зверева
Леокум А. Скажи мне, почему…? Детская энциклопедия
Леокум А. Все обо всем Популярная энциклопедия для детей
Онегов А.С. Занимательная ботаническая энциклопедия: Цветущие
травы
Петров В.В. Из жизни зеленого мира Пособие для учащихся
Петров В.В. Цветы. Моя первая книга о природе
Плешаков А.А. Зеленые страницы Книга для учащихся начальных
классов
Г.К. Плотников. Животный мир Краснодарского края.
Тайны живой природы. Рик Моррис
Наглядные пособия
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
2
3
4
5
Иллюстрации растений, животных
Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых.
Гербарии; коллекции насекомых
Изобразительные наглядные пособия – таблицы
Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её
хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни
общества
Технические средства обучения.
1
Компьютер,
2 Медиапроектор
3
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Экран
Экраннозвуковые пособия
Диск. «Звуки живой природы»
Фильм «Многообразие животного мира»
Фильм «Природа в разное время года»
Фильм «Бережем природу»
Презентация «Человек как часть природы»
Презентация «Что такое снег»
Презентация «Мой город в разное время года»
Презентация «Виды транспорта на улице моего города»
Презентация «Влияние света, тепла, воды на жизнь растений»
10 Презентация «Звери и растения нашего края».
11 Презентация «Красная книга»
2
3
5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1