ПРОГРАММА КРУЖКА «Юные инспектора дорожного движения» для детей 10 – 13 лет
Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
воспитательная работа +1
5 кл—7 кл
07.03.2019
Программа нацелена на развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, различных видов памяти, мышления), систематизацию, расширение и углубление знаний по безопасности движения, формирование у детей уважение к общему закону дорог и улиц, воспитание дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и будущих водителей. Программа создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах.
программа кружка по ПДД.doc
государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области
«Асбестовская школаинтернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы»
I отделение
ПРОГРАММА
КРУЖКА
«Юные инспектора
дорожного движения»
для детей 10 – 13 лет
Составитель:
Юдина Ирина
Николаевна
руководитель кружка
«Юные инспектора
дорожного движения» город Асбест
2017 год
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка ………………………………………………………... 3
2. Педагогические условия реализации программы …………………………… 4
3. Основные формы, методы и приёмы используемые в работе с детьми……. 5
4. Методы, средства и способы оценки эффективности программы …………..6
5. Основные требования к результатам реализации программы ……………….7
6. Список литературы (основной и дополнительной) …………………………..9
7. Учебно – тематическое планирование ……………………………………….10
8. Приложение
Рабочая программа кружка «Юный инспектор дорожного движения» составлена на
основе:
Государственной программы по воспитательной работе в школах – интернатах,
рекомендованной Минобразованием РФ, Москва.
Методических рекомендаций «Организация работы по безопасности движения с
учащимися»
«Дорожно – транспортная безопасность школьника» программно – методические
2 материалы для учащихся 1 – 9 классов общеобразовательных учреждений, автор
Казаков В.И.
Программы «Дорожный патруль», автор Агафонова Г.Е.
Программы по изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно
транспортного травматизма в 111 классах (интегрированный курс) г. Ставрополь,
2009 г.
Пояснительная записка
Ежедневно в нашей стране совершается более 500 дорожно – транспортных
происшествий, в которых погибают свыше 100 человек и получают ранения около
600 . Количество погибших детей увеличивается ежегодно на 15 %, а более 80 % из
общего числа пострадавших становятся инвалидами.
ПДД – это государственный нормативный акт в области регулирования дорожно –
транспортных отношений. Поэтому знать правила и неукоснительно выполнять
обязаны все участники дорожного движения. Возрастной анализ детского дорожно –
транспортного травматизма говорит о том, что среди пострадавших доля учащихся
школ составляет 50 – 65 %, дошкольников 20%, детей без присмотра 15 %.
Следовательно, необходимо направить усилия на обучение и воспитание навыков
безопасного движения детей именно этого возраста и этих категорий. Таким образом,
только выполнение ПДД без осознания механизма возникновения ДТП и правильного
действия в каждой конкретной ситуации, без самодисциплины и самоконтроля, не
может гарантировать безопасности на дороге. Работа по программе «Дорожный
патруль» позволит решить многие из этих проблем. Знания и умения, полученные
ребёнком в ходе работы по программе, позволяет ему уверенно чувствовать себя на
улицах как небольших городов, так и крупных областных центров; будут
способствовать развитию познавательного интереса в области истории появления
дорог, автомобиля, ПДД; учащиеся обретут навыки общения в коллективе, где наряду
с умениями пропагандировать ПДД дети смогут реализовать свой творческий и
интеллектуальный потенциал, определятся в мире профессии и познакомятся ближе
со специальностями службы ОВД, усовершенствуют физическое развитие.
Помимо практических навыков программа способствует формированию активной
гражданской позиции, чувства ответственности перед коллективом за порученное
дело, дисциплинированности и законопослушанию.
Цель программы: объединение детей и подростков для овладения знаниями и
навыками безопасного поведения на дороге, пропаганды ПДД и значимой
деятельности на основе общих интересов и во взаимодействии со взрослыми.
Задачи:
1. Создать условия для коллективной деятельности, направленной на развитие
творческих, интеллектуальных и физических способностей личности.
2. Общественно – полезная деятельность на основе общих интересов.
3. Овладение навыками пропаганды безопасного поведения на дороге.
4. Ориентация по профессии ОВД.
Обучающие:
1. Ознакомление детей и подростков с основными правилами безопасного
3 движения на дорогах.
2. Ознакомление учащихся со специальной дорожной терминологией.
3. Ознакомление детей с методами и формами пропаганды безопасного дорожного
движения.
4. Ознакомление учащихся с правилами оказания доврачебной помощи при ДТП.
Развивающие:
1. Дальнейшее формирование и последующее развитие навыков безопасного
движения.
2. Формирование умения предвидеть экстремальные ситуации «ловушки» на
проезжей части, избегать их, а при необходимости принимать решения и
действовать в соответствии с дорожной обстановкой.
3. Развитие организаторских способностей учащихся при решении проблемы
безопасности дорожного движения.
4. Развитие общей культуры личности учащихся, расширение кругозора.
5. Психологическая подготовка к преодолению трудностей, к выстраиванию
отношений с различными субъектами, являющимися участниками дорожного
движения при выполнении порученных заданий.
Воспитательные:
1. Объединение детей и подростков на основе овладения знаниями и навыками
безопасного поведения на дороге.
2. Пропаганда ПДД в среде детей и подростков на основе общей
заинтересованности.
3. Социализация личности ребёнка через включение детей в различные виды
социальных отношений в общении, игре, творческой деятельности.
4. Формирование адекватной гражданской позиции, чувства, ответственности
перед коллективом за порученное дело, дисциплинированности.
5. Воспитание чувства сострадания и милосердия к пострадавшим в ДТП.
В содержании программы указываются конкретные маршруты, т. е. направления, по
которым предлагается пройти детям. В течении года участники программы
поработают на каждом маршруте, где – то задержаться дольше, где – то меньше,
исходя из заинтересованности ребят или из социального заказа, задания ГИБДД.
Отряд ЮИД «Дорожный патруль» работает по городской программе «Дорожный
патруль», которая имеет следующие направления:
1. школа
2. микрорайон
3. стадион
4. ГИБДД
Объект: Воспитанники группы (дети 10 – 13 лет)
Субъект: Администрация школы, руководитель кружка, инспектора ГИБДД города,
родители (законные представители).
Срок реализации программы: один год.
4 II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
При работе с детьми испытывающие затруднения в обучении, имеющие ограниченные
возможности здоровья, необходимо опираться на следующие принципы коррекционно
– развивающего обучения:
1. Принцип нормативности образования (обеспечение позиции на равных со
сверстниками не допускает снижения образовательной планки, обусловленной
стандартом образования).
2. Принцип личностно – ориентированного подхода (утверждает уникальность,
неповторимость, самоценность каждого ребёнка, необходимость прогнозировать
индивидуальной траектории развития ребёнка с опорой на сильные стороны,
способности, склонности, создание условий для реализации этих способностей.
3. Принцип приоритетного внимания к отношениям ребёнка в ситуации учения.
4. Принцип победности учения в условиях преодоления посильных трудностей
диктует необходимость индивидуализации и дифференциации педагогических
методов, приёмов и средств с целью учёта индивидуального темпа, характера
усвоения учебного материала, обеспечение чувства психологической комфортности в
ситуации учения.
5. Принцип педагогического оптимизма (важность высокого уровня ожиданий по
отношению к ребёнку, веры в его силы и возможности).
6. Принцип интегративного характера образовательного процесса (соединение
охранно – оздоровительных, диагностических коррекционно – развивающих и учебных
стратегий, как ведущие требования построения образовательного процесса.
Трудности в обучении, которые испытывают дети с задержкой психического развития
обусловлены как недостатками внимания, эмоционально – волевой регуляции,
самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации, общей познавательной
пассивностью, так и недоразвитостью отдельных психических процессов –
восприятия, памяти, мышления, низкой работоспособностью, несформированностью
операционных компонентов учебно – познавательной деятельности. Поэтому при
планировании урока ставлю триединую цель: обучающую, воспитательную и
обязательно коррекционную. Для осуществления коррекционной цели, в работе с
детьми я опираюсь на коррекционно – развивающие методы и приёмы, которые
нацелены на исправление какого – то конкретного психического процесса. На уроках
проходит:
• коррекция слухового и зрительного восприятия на основе упражнений в различии и
соотнесении;
• коррекция внимания, зрительной памяти на основе упражнений в узнавании,
различении;
• коррекция речи на основе упражнений в словообразовании;
• коррекция образной и вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и
воспроизведении;
• коррекция логического мышления на основе упражнений в классификации,
установлении причинно – следственных связей и отношений;
• коррекция пространственного мышления на основе упражнений в ориентировке;
5 • коррекция памяти на основе упражнений в запоминании;
• коррекция эмоционально – волевой сферы на основе отработки навыков адекватного
эмоционального реагирования;
• коррекция межличностных отношений на основе развития способности оказать
помощь и поддержку другим.
III. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
Реализация программы рассчитана на использование традиционных форм развития,
нестандартных технологий, коррекционноразвивающих форм, методов и приёмов.
Технологии, используемые в работе, реабилитационные:
Педагогика сотрудничества (Макаренко, Сухомлинский);
Личностноориентированного развивающего обучения (Якиманская);
Игровые технологии (Шмаков);
Технология КТД (Иванов);
Технология диагностики и развития психических процессов (Карпова);
Технология оказания психологической помощи (Овчаровой).
Технология нестандартных занятий предусматривает следующие формы:
экскурсии, встречи с интересными людьми, дискуссии, интеллектуальные игры,
практикумы, тренинги, моделирование ситуаций, КТД.
В соответствии с индивидуальнотипологическими особенностями детей с
отклонениями в развитии и поведении необходимо использовать в работе
коррекционноразвивающие методы и приёмы:
создание эмоциональнодоброжелательного комфорта;
ситуация успеха;
ориентация на зону ближайшего развития;
занимательность;
динамизм;
алгоритм;
посильные задания;
авансирование; индивидуальная помощь.
Для обеспечения результативности образовательного процесса необходимо соблюдать
следующие правила и приёмы ведения занятий:
1. На каждом занятии дети как можно больше читают вслух. Для этого даётся любой
текст: отрывок из литературы, вопросы для повторения.
2. Учебный материал подаётся небольшими частями. Только убедившись, что
учащиеся усвоили данную часть учебного материала, переходим к следующей его
части.
3. Как можно больше внимания уделяется повторению изученного материала. Каждое
занятие начинается с повторения пройденного материала.
4. При изучении учебного материала акцент делается на практические умения и
навыки, т. е. на жизненный опыт учащихся. Теоретический материал сводится до
6 минимума. Успешность обучения обеспечивается максимальной наглядностью,
практической работой.
5. При проведении любого нового вида работы проводится чёткая ориентировочная
основа действий, которая представляется учащимся памяткой, алгоритмом, схемой,
таблицей, планом.
6. Большое внимание уделяется наглядности: используются таблицы, плакаты,
рисунки.
7. На занятии используется материал отвечающий возрастным интересам учащихся.
В заключении хочется сказать, что если в системе использовать все методы и приёмы
ведения урока, то урок для учащихся будет познавательным и интересным.
IV. МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И СПОСОБЫ
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Методы используемые для определения уровня тех или иных качеств обученности
обучающихся:
Самая большая и популярная группа этих методов – это опросы. С их помощью
выявляются ценностные ориентации обучаемых, знания, установки, отношения к
правилам пожарной безопасности.
Метод наблюдения – наиболее доступный способ получения знаний об
обучающихся: сознательное отношение к знаниям и соблюдению ППБ.
Метод беседа – обязывает прислушиваться к суждениям окружающих ребёнка,
чтобы правильно определить сущность формирующейся личности.
Метод тестирования – позволяет выяснить не только мнение обучаемых по
интересующим вас вопросам, но и выявить их склонности, связи, оценочные
суждения.
Метод суждения взглядов, позиций. Форма данного метода позволяет обращаться
к обучаемым с просьбой, высказать своё мнение, дать совет, как относиться к
определённому явлению, поведению, проблеме.
Результатом реализации программы считать динамику продвижения в усвоении
требований программы.
Организация мониторинга отслеживается на основании показателей результата
образованности.
Динамика развития и воспитанности отслеживается 2 раза в год.
V. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К РЕЗУЛЬТАТАМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Итогом реализации задач является:
База отряда
Готовность членов детского объединения к выполнению различных социальных
ролей в обществе.
7 Умение оформить уголок отряда и документацию: паспорт, план, патрульный
журнал, летопись.
Умение выпускать наглядную агитацию по ПДД: газеты, плакаты, сообщения,
боевые листы.
Сформированность детского коллектива с наличием названия, девиза, песни,
элементов формы, эмблемы, традиций.
Школа
Знание ПДД и умение вести себя в опасных ситуациях на дороге.
Осознанное соблюдение правил безопасного поведения на дорогах, самодисциплина.
Помощь взрослым в работе с учащимися по пропаганде ПДД и с нарушителями.
Мотивация учащихся на выполнение ПДД сверстниками методами убеждения и
печальными примерами из жизни.
Умение составлять и проводить игры, конкурсы, викторины, беседы, праздники.
Микрорайон
Заполнение патрульного журнала по итогам рейда.
Предотвращение ДТП от детских игр на дорогах.
Создание у
государственному общественно – полезному делу.
Театр
Реализация творческого потенциала и возможность самовыражения личности
участников программы.
Приобретение актёрских навыков, знаний и умений.
положительное восприятие младшими школьниками ЮИДовцев и их вопросов по
ПДД.
Сан. пост
Чёткие действия при ч/с и ДТП.
Наличие практических навыков в оказании ПМП.
Знание лекарственных препаратов и их значение.
Стадион
Улучшение здоровья.
Формирование положительного отношения к ЗОЖ.
ГИБДД
Знание законов об ответственности за нарушение ПДД.
Знание устройства ГИБДД и механизма действия.
Проведение праздников, линеек, учёб, совещаний совместно с ГИБДД.
ЮИДовцев собственной значимости и причастности к
По окончанию курса дети должны
знать:
знать Правила дорожного движения;
знать права и обязанности пешеходов, пассажиров, водителей;
знать классификацию дорожных знаков;
8 знать разметку проезжей части улиц и дорог;
знать способы оказания первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно
транспортном происшествии.
уметь:
уметь оценивать дорожную обстановку;
выполнять Правила дорожного движения;
уметь предвидеть опасность и идентифицировать ее;
готовность к предотвращению и преодолению опасных ситуаций;
уметь принимать правильные решения в различных чрезвычайных ситуациях
дорожного движения;
уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим в ДТП.
Список литературы
1. Дорожно – транспортная безопасность школьников. / Екатеринбург 2002 г.
2. Игровой модульный курс по ПДД или Школьник вышел на улицу. /
В.И.Ковалько.
3. Классные часы по ПДД 5 – 6 классы / Москва 2004 г.
4. Красный, жёлтый, зелёный. / ПДД во внеклассной работе. «Феникс» 2006 г.
5. Методические рекомендации «Организация работы по безопасности движения с
учащимися». / Город Екатеринбург 1997 г.
6. Методические рекомендации по организации в школе отрядов ЮИД.
/Екатеринбург 2003 г.
7. Обучение детей правилам дорожного движения. / Екатеринбург 2003 г.
8. Правила дорожного движения / Москва 1999 г.
9. Программа «Дорожный патруль» / ДТЮ г. Асбест.
10.Программа по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма
«Юные инспектора движения». / Екатеринбург 2003 г.
11. Справочник классного руководителя – внеклассная работа в школе по изучению
ПДД / «Глобус». Москва 2006 г.
12. ПРОГРАММА по изучению правил дорожного движения и профилактике
9 дорожнотранспортного травматизма в 111 классах (интегрированный курс)
Авторы – составители: заведующий кафедрой физической культуры и
здоровьесбережения Р.С. Койбаев; старший преподаватель кафедры физической
культуры и здоровьесбережения М.С. Сидоренко, методист методического
отдела СКИПКРО Н.В. Пресс
Учебно – тематический план
№
Тема
1 четверть
2. Направление деятельности отрядов ЮИД.
Оформление отрядного уголка
Анкетирование по ППБ
Наиболее безопасный маршрут из школы
домой и из дома в школу.
3. Организация патрулирования.
Патрулирование.
4. Дорожные знаки
Всего:
Кол
во
часов
2
1
1
1
3
8
Теория Прак
тика
1
1
1
2
5
1
1
1
3
Дата
прове
дения
10 2 четверть
6. Кого называют пешеходом, водителем,
пассажиром? Как правильно перейти улицу,
по которой движется транспорт.
Какие опасности возникают на улицах и
дорогах
Советские автомобили, мотоциклы и
велосипеды.
Патрулирование
8. Основы актёрского мастерства
Всего:
3 четверть
9. Конкурс плакатов по ППБ
История автотранспорта и безопасности
движения.
Правила дорожного движения. Общие
положения.
Движения автомобиля: разгон, торможение,
занос. Влияние погодных условий на движение
автомобиля.
Обязанности водителя. Обязанности
пешехода.
Патрулирование
Назначение разметки проезжей части улиц и
дорог.
Тематическая игра « Мы шагаем по дорогам»
Всего:
4 четверть
Патрулирование
13. Правила движения велосипедистов. О
технических требованиях к велосипеду.
Советы велосипедистам.
15. Первая помощь при ДТП.
Конкурс «Волшебное колесо»
16. Основы актёрского мастерства
Всего:
Всего (за год):
1
1
2
1
2
7
2
1
1
1
1
1
2
1
10
1
1
2
2
2
8
33
1
1
1
3
1
1
1
1
1
5
1
1
1
3
16
1
1
2
4
2
1
1
1
5
1
1
1
2
5
17
11 12
ПРОГРАММА КРУЖКА «Юные инспектора дорожного движения» для детей 10 – 13 лет
ПРОГРАММА КРУЖКА «Юные инспектора дорожного движения» для детей 10 – 13 лет
ПРОГРАММА КРУЖКА «Юные инспектора дорожного движения» для детей 10 – 13 лет
ПРОГРАММА КРУЖКА «Юные инспектора дорожного движения» для детей 10 – 13 лет
ПРОГРАММА КРУЖКА «Юные инспектора дорожного движения» для детей 10 – 13 лет
ПРОГРАММА КРУЖКА «Юные инспектора дорожного движения» для детей 10 – 13 лет
ПРОГРАММА КРУЖКА «Юные инспектора дорожного движения» для детей 10 – 13 лет
ПРОГРАММА КРУЖКА «Юные инспектора дорожного движения» для детей 10 – 13 лет
ПРОГРАММА КРУЖКА «Юные инспектора дорожного движения» для детей 10 – 13 лет
ПРОГРАММА КРУЖКА «Юные инспектора дорожного движения» для детей 10 – 13 лет
ПРОГРАММА КРУЖКА «Юные инспектора дорожного движения» для детей 10 – 13 лет
ПРОГРАММА КРУЖКА «Юные инспектора дорожного движения» для детей 10 – 13 лет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.