ПРОГРАММА КРУЖКА «Юный пожарный» ( 5-6 лкасс)
Оценка 4.9

ПРОГРАММА КРУЖКА «Юный пожарный» ( 5-6 лкасс)

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
воспитательная работа +2
5 кл—6 кл
26.03.2019
ПРОГРАММА  КРУЖКА «Юный пожарный»   ( 5-6 лкасс)
Вопросы безопасности детей в наше время актуальны, т. к. самое ценное для нас - здоровье и жизнь детей. В настоящее время стало настоятельной необходимостью создание кружков «Юные пожарные». Реализация программы поможет:  Выработать у детей навыки грамотного обращения с огнём, учитывая их психологические и возрастные особенности.  Предполагает отсутствие случаев пожара по вине детей, детского травматизма при пожаре.  Повысить роль ответственности детей и их родителей за безопасность соб-ственной жизни и окружающих.
программа Юный пожарный 2017 - 2018.doc
государственное казенное  специальное (коррекционное) образовательное учреждение Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Асбестовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа­интернат» I отделение                     ПРОГРАММА  КРУЖКА «Юный пожарный»  для детей 11 – 13 лет с ОВЗ на 2017 – 2018 учебный год                                                                                   Составитель:                                                                                Юдина Ирина                                                                            Николаевна                                                                                                  руководитель кружка                                                                                               «Юный пожарный» город Асбест 2017  год СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка ………………………………………………………........ ..3 1. Педагогические условия реализации программы …………………………… …..5 2. Основные формы, методы и приёмы используемые в работе с детьми……….. .7 3. Методы, средства и способы оценки эффективности программы ……………...8 4. Основные требования к результатам реализации программы …………………..8 5. Учебно – тематическое планирование ……………………………………………10 Список литературы (основной и дополнительной) …………………………………11  Приложение  Программа кружка составлена на основе: ­ Государственной программы по воспитательной работе в школах – интернатах,  рекомендованной Минобразованием РФ Москва 2006 год,­ Программы «Юные друзья пожарных», автор Мельникова А.Ю. ­ К.­Уральский, 2003   ­ Программы по пожарной безопасности для основной общеобразовательной школы.  Автор В.И.Казаков – 2005 год,  ­ Программы «Дружина юных пожарных» автор С.В.Виноградова – 2007 год. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Разговор о шалости и о неосторожном обращении детей с огнём не новый. Кто­то может заметить: стоит ли возвращаться к этой теме. Нужно ли напоминать азбучные истины,   что   спички   в   руках   детей,   а   порой   даже   смертельная   игрушка.   Детская шалость   с   огнём   заявляет   ещё   пока   довольно   громко   и   нередко   трагично.   В последние   годы   количество   пожаров   увеличивается.   Часто   виновниками возникновения   пожаров   являются   дети,   а   зачастую   и   погибают   в   чрезвычайных ситуациях, т. к. они нередко переоценивают свои возможности и проявляют крайнюю беспечность при обращении с огнём и огнеопасными веществами. Воспитание у школьников привычки осторожного обращения с огнём – это не только средство предупреждения пожаров, это прежде всего то, о чём никогда не должны забывать взрослые: борьба за жизнь и здоровье наших детей. Вопросы безопасности детей в наше время актуальны, т. к. самое ценное для нас ­ здоровье и жизнь детей. Осторожное обращение с огнём со временем станет привычкой и сохраниться на всю жизнь. В нашей стране детские и подростковые организации имеют многолетнюю историю. В настоящее   время   стало   настоятельной   необходимостью   создание   кружков  «Юные пожарные».   Участие   в   движении   юных   пожарных   способствует   формированию   у подрастающего поколения моральных принципов, приобщает детей и подростков к общественно – полезным мероприятиям, отвлекает их от порочного влияния улицы, способствует   положительному   решению   важной   социальной   задачи  –  сокращению детской преступности. В   рамках   движения   юных   пожарных   закладывается   фундамент   пожарной безопасности будущего, ибо сегодняшние дети – это хозяева жизни ХХ века, и от того,   с   каким   багажом   и   какими   знаниями   и   навыками,   с   каким   нравственным зарядом, с каким отношением они вступят в жизнь, будет зависть очень многое. Юные пожарные на принципах соуправления активно участвует в познании пожарной опасности окружающей среды, вырабатывают у себя и своих сверстников бережное отношение к собственности, высокие морально – волевые и гражданские качества, самостоятельность и коллективизм. ДЮП   –   хорошая   школа   воспитания   у   детей   и   подростков   коллективизма   и творчества,   гражданственности,   мужества   и   находчивости,   физической   закалки, профессиональной ориентации. Работа с дружинами юных пожарных включает в себя:  обучение правилам пожарной   безопасности действиям в случае возникновения пожара.  изучение   первичных   средств   пожаротушения   и   ознакомление   с   пожарной техникой, ПТБ, средствами связи, системами автоматического пожаротушения, развитие технического творчества;  привлечение   к   массово   –   разъяснительной   работе   в   школах,   внешкольных учреждениях;  проведение противопожарных конкурсов, викторин, организация агитбригад;  посещение пожарно – технической выставки, музея, памятных мест, сбор новых материалов   по   истории   пожарной   охраны,   организация   встреч   с   ветеранами пожарной охраны отличительная особенность работы с детьми состоит в том, что она   не   может   носить   застывшие,     стандартные   формы,   которые   детей   быстро утомляют, притупляет их интерес к проводимому делу. ­   практическое. Работа кружка ведётся в трёх направлениях: 1­е направление ­ накопление   знаний. Во время работы на этом этапе члены кружка накапливают знания по пожарной безопасности. Дети прослушивают курс лекций по истории пожарной охраны, статистике возникновения пожаров, правилам оказания помощи на месте происшествия. Помощь на этом этапе могут оказать работники библиотеки (подготовить и провести цикл лекций по данным темам), сотрудники музея при МЧС в городе (провести ряд экскурсий для членов кружка и школы), сотрудники   пожарной   части   (они   проводят   ряд   бесед   по   противопожарной безопасности для членов кружка). 2­е   направление    Членами   кружка   отрабатываются последовательность   действий   при   пожаре   в   школе,   правила   эвакуации   в   случае пожара. Со всеми учащимися 1­6 классов проводится учебная эвакуация, а также разъяснения правил поведения в случае пожара, знакомство с планом эвакуации и расположением всех запасных выходов из школы; проведение дополнительных вне­ классных мероприятий, например: «Пожарная охрана в годы Великой Отечественной войны», конкурс на противопожарную тему. 3­е направление ­ пропаганда  знаний по противопожарной безопасности. Вся работа должна быть направлена на передачу ранее накопленных знаний. Члены кружка уже должны обладать достаточным опытом для ведения работы по противопожарной без­ опасности непосредственно в классах начальной школы. Предлагаемая   программа   рассчитана   на  цель:   ознакомление   детей   с   основами пожарного дела, прививать им основополагающие знания и умения, распознавать и оценивать   опасные   ситуации   и   вредные   факторы   среды   обитания   человека, определять способы защиты от них, формирование активной жизненной позиции в деле пропаганды противопожарных знаний. Другая  цель,   которая   преследуется   в   работе   с   детьми   –   это   воспитание   у   них активной   жизненной   позиции,   чувства   ответственности   за   порученное   дело, дисциплинированности, а так же объединение детей на основе общности интересов к овладению   знаниями   в   области   противопожарной   безопасности,   определенных познаний и навыков в области предупреждения пожаров, четкого представления об опасности,   которую   таит     в   себе   современный   пожар,   умения   правильно ориентироваться в чрезвычайно сложной обстановке пожара. Задачи программы: Обучающие: 1. Формирование навыков осторожного обращения с огнем. 2. Формирование умения   правильно ориентироваться во время экстремальной ситуации. 3. Ознакомление   с   методами   и   формами   пропаганды   противопожарной безопасности. Развивающие: 1. Развитие   способности   предвидеть   и   избегать   экстремальной   ситуации (возможности   возникновения   пожара),   быстро   и   умело   действовать   в соответствии со сложившейся пожароопасной обстановкой. 2. Развитие  организаторских способностей  детей в процессе профилактической работы по противопожарной безопасности   с окружающими людьми. 3. Расширение кругозора учащихся. Воспитательные: Осуществление   профилактической   работы   по   противопожарной Социализация   личности   детей   через   включение   их   в   различные   виды Объединение детей на основе общности интересов к овладению знаниями в 1. области противопожарной безопасности. 2. безопасности среди детей. 3. социальных отношений в общении, игре, творческой деятельности. 4. порученное дело, дисциплинированности. Формирование   активной   жизненной   позиции,  чувства   ответственности   за Поставленные   цели   реализуются   через   занятия,   проводимые   в   форме   бесед, экскурсий, наблюдений, игр. Реализация программы поможет:  Выработать   у   детей   навыки   грамотного   обращения   с   огнём,   учитывая   их психологические и возрастные особенности.  Предполагает   отсутствие   случаев   пожара   по   вине   детей,   детского травматизма при пожаре.  Повысить   роль   ответственности   детей   и   их   родителей   за   безопасность собственной жизни и окружающих. Очень важно, чтобы дети не только сами знали и неукоснительно соблюдали правила обращения с огнем, умели грамотно организовывать свои действия при возможном возникновении пожара, но и требовали того же от своих сверстников, разъясняли опасность игр с огнем и младшим школьникам, дошкольникам. Занятия по программе позволят детям овладеть необходимыми знаниями и умениями в области пожарной безопасности, которые позволят им более уверенно чувствовать себя в окружающем мире, будут способствовать развитию познавательного интереса к   пожарному   дела,   совершенствованию   навыков   общения   в   коллективе,   развитию творческого и интеллектуального потенциала детей, помогут ориентироваться им в многообразии   профессий   и   ближе   познакомиться   с   профессией   пожарного.   Дети должны  научиться ответственно  относиться к  своей  жизни и  здоровью  и  научить этому   других   (малышей   и   взрослых)   путём   проводимой   ими   массово разъяснительной работы по предупреждению пожаров. Программа   расчитана   на   34   часа   и   реализуется   в   течение   учебного   года. Теоретическая   часть   программы   предполагает   беседы,   встречи   с   работниками государственной   противопожарной   службы,   просмотры   видеофильмов   на противопожарную тематику. В практические занятия входят экскурсии в пожарную часть, на пожарно­технические выставки, формирование отрядов ДЮП, изготовление моделей,   макетов,   выпуск   газет,   листовок,   проведение   рейдов   по   выявлению   и устранению нарушений противопожарного режима, театрализованные представления, участие в конкурсах, спортивных соревнованиях. Реализация   программы   поможет   выработать   у   детей   навыки   пожаробезопасного обращения с огнем, учитывая их возрастные и психологические особенности. Программа составлена для детей 10 – 13 лет. Срок реализации: один  учебный год ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ          I. При работе с детьми испытывающие затруднения в обучении, имеющие ограни ченные возможности здоровья, необходимо опираться на следующие принципы  коррекционно – развивающего обучения: 1. Принцип   нормативности   образования   (обеспечение   позиции   на   равных   со сверстниками   не   допускает   снижения   образовательной     планки,   обусловленной стандартом образования). 2. Принцип   личностно   –   ориентированного   подхода   (утверждает   уникальность, неповторимость,   самоценность   каждого   ребёнка,   необходимость   прогнозировать индивидуальной   траектории   развития   ребёнка   с   опорой   на   сильные   стороны, способности, склонности, создание условий для реализации этих способностей. 3. Принцип приоритетного внимания к отношениям ребёнка в ситуации учения. 4. Принцип   победности   учения   в   условиях   преодоления   посильных   трудностей диктует   необходимость   индивидуализации   и   дифференциации   педагогических методов,   приёмов   и   средств   с   целью   учёта   индивидуального   темпа,   характера усвоения учебного материала, обеспечение чувства психологической комфортности в ситуации учения. 5. Принцип   педагогического   оптимизма   (важность   высокого   уровня   ожиданий   по отношению к ребёнку, веры в его силы и возможности). 6. Принцип   интегративного   характера   образовательного   процесса   (соединение охранно   –   оздоровительных,   диагностических   коррекционно   –   развивающих   и учебных стратегий, как ведущие требования построения образовательного процесса. Трудности   в   обучении,   которые   испытывают   дети   с   задержкой   психического развития   обусловлены   как   недостатками   внимания,   эмоционально   –   волевой регуляции,   общей познавательной   пассивностью,   так   и   недоразвитостью   отдельных   психических процессов   –   восприятия,   памяти,   мышления,   низкой   работоспособностью, несформированностью   операционных   компонентов   учебно   –   познавательной деятельности.   Поэтому   при   планировании   урока   ставлю   триединую   цель: обучающую,   воспитательную   и   обязательно  коррекционную.   Для   осуществления коррекционной цели, в работе с детьми я опираюсь на коррекционно – развивающие   низким   уровнем   учебной   мотивации,   самоконтроля, методы   и   приёмы,   которые   нацелены   на   исправление   какого   –   то   конкретного психического процесса. На уроках проходит: • коррекция слухового и зрительного восприятия на основе упражнений в различии и соотнесении; • коррекция   внимания,   зрительной   памяти   на   основе   упражнений   в   узнавании, различении; • коррекция речи на основе упражнений в словообразовании; • коррекция образной и вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении; • коррекция   логического   мышления   на   основе   упражнений   в   классификации, установлении причинно – следственных связей и отношений; • коррекция пространственного мышления на основе упражнений в ориентировке; • коррекция памяти на основе упражнений в запоминании; • коррекция   эмоционально   –   волевой   сферы   на   основе   отработки   навыков адекватного эмоционального  реагирования; • коррекция   межличностных   отношений   на   основе   развития   способности   оказать помощь и поддержку другим. II. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ Реализация программы рассчитана на использование традиционных форм развития, нестандартных технологий, коррекционно­развивающих  форм, методов и приёмов. Технологии, используемые в работе, реабилитационные:  Педагогика сотрудничества (Макаренко, Сухомлинский);  Личностно­ориентированного развивающего обучения (Якиманская);  Игровые технологии (Шмаков);  Технология КТД (Иванов);  Технология диагностики и развития психических процессов (Карпова);  Технология оказания психологической помощи (Овчаровой).  Технология   нестандартных   занятий   предусматривает   следующие   формы: экскурсии,   встречи   с   интересными   людьми,   дискуссии,   интеллектуальные игры, практикумы, тренинги, моделирование ситуаций, КТД. В   соответствии   с   индивидуально­типологическими   особенностями   детей   с отклонениями   в   развитии   и   поведении   необходимо   использовать   в   работе коррекционно­развивающие методы и приёмы:  создание эмоционально­доброжелательного комфорта;  ситуация успеха;  ориентация на зону ближайшего развития;  занимательность;  динамизм;  алгоритм;  посильные задания;  авансирование; индивидуальная помощь. процесса   необходимо Для   обеспечения   результативности   образовательного   соблюдать следующие правила и приёмы ведения занятий: 1. На каждом занятии дети как можно больше читают вслух. Для этого даётся любой текст: отрывок из литературы, вопросы для повторения. 2.   Учебный   материал   подаётся   небольшими   частями.   Только   убедившись,   что учащиеся усвоили данную часть учебного материала, переходим к следующей его части. 3.   Как   можно   больше   внимания   уделяется   повторению   изученного   материала. Каждое занятие начинается с повторения пройденного материала. 4.   При   изучении   учебного   материала   акцент   делается   на   практические   умения   и навыки, т. е. на жизненный опыт учащихся. Теоретический материал сводится до минимума.   Успешность   обучения   обеспечивается   максимальной   наглядностью, практической работой. 5. При проведении любого нового вида работы проводится чёткая ориентировочная основа действий, которая представляется учащимся памяткой, алгоритмом, схемой, таблицей, планом. 6.   Большое   внимание   уделяется   наглядности:   используются   таблицы,   плакаты, рисунки. 7. На занятии используется материал отвечающий возрастным интересам учащихся. В заключении хочется сказать, что если в системе использовать все методы и приёмы ведения урока, то урок для учащихся будет познавательным и интересным. III. МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ Методы  используемые для определения уровня тех или иных качеств обученности обучающихся?  Самая большая и популярная группа этих методов – это опросы. С их помощью выявляются ценностные ориентации обучаемых, знания, установки, отношения к правилам пожарной безопасности.  Метод  наблюдения  –   наиболее   доступный   способ   получения   знаний   об обучающихся: сознательное отношение к знаниям и соблюдению ППБ.  Метод  беседа  – обязывает прислушиваться к суждениям окружающих ребёнка, чтобы правильно определить сущность формирующейся личности.  Метод  тестирования   –  позволяет   выяснить   не   только   мнение  обучаемых   по интересующим   вас   вопросам,   но   и   выявить   их   склонности,   связи,   оценочные суждения.  Метод  суждения   взглядов,   позиций.  Форма   данного   метода   позволяет обращаться   к   обучаемым   с   просьбой,   высказать   своё   мнение,   дать   совет,   как относиться к определённому явлению, поведению, проблеме. Результатом реализации программы считать динамику продвижения в усвоении требований программы. Организация мониторинга отслеживается  на основании показателей  результата образованности. Динамика   развития   и   уровень   качества   обученности   обучающихся отслеживается 2 раза в год. IV. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Обучаясь по данной программе, обучаемые должны усвоить все темы и приобрести следующие знания и  навыки: Основные требования «академического» компонента: оснащение ребёнка с ОВЗ знаниями и умениями в большей степени для их применения в будущем, накопление потенциальных возможностей для их активной реализации.  Получит знания:  ­ основные направления, формы и методы работы ДЮП; ­ основные правила пожарной безопасности в жилье, в общественном месте, в лесу; ­ причины возникновения пожаров и меры предупреждения пожара при обращении с огнём и электрическими приборами; ­ специфика применения первичных средств пожаротушения; ­ порядок оказания первой  доврачебной помощи; ­ правила разведения костра в лесу; ­ значение профилактической работы с общественностью, с целью предупреждения пожаров по вине детей, гибели и травматизма детей при пожаре. Научится: ­ использовать различные формы профилактической работы по ППБ; ­ взаимодействовать с сотрудниками ГПС в процессе проведения профилактической работы; ­ оценивать пожароопасную обстановку; ­ правилам пожарной безопасности в жилье, в общественном месте, в лесу; ­   мерам   предупреждения   пожара   при   обращении   с   огнём   и   электрическими приборами; ­ правильно применять первичные средства пожаротушения; ­ грамотно оказывать первую помощь пострадавшим на пожаре; ­ правильно разводить костёр; ­   реализовать   свои   творческие   способности   при   проведении   профилактической работы   по   ППБ   (составлять   сценарии   выступлений,   сочинять   стихи,   выполнять рисунки); ­ изготовлять материалы и оборудование для проведения различных мероприятий по противопожарной профилактике (карточки, газеты, плакаты, листовки). Основные требования «жизненной компетенции»:  обеспечение ребёнка с ОВЗ практическими   знаниями,   умениями   и   навыками,   необходимыми   уже   сейчас   в повседневной жизни и формирующими основу дальнейшего развития отношений с окружением.  Применяет на практике:  ­ проводит профилактическую работу по ППБ; ­ соблюдает Правила пожарной безопасности в общественных местах, в школе, в лесу, в быту, дома; ­   самостоятельно   использует   электроприборы   в   соответствии   с   правилами безопасности; ­ при опасной ситуации действует в соответствии с правилами;  ­ использует первичные средства пожаротушения; ­ разводит костёр в соответствии с правилами безопасности; ­ оказывает первую помощь пострадавшим на пожаре; ­ реализует свои творческие способности при проведении профилактической  работы по ППБ (составляет сценарии выступлений, сочиняет стихи, выполняет рисунки); ­ изготовляет материалы и оборудование для проведения различных мероприятий по противопожарной профилактике (карточки, газеты, плакаты, листовки).   УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № тема I раздел – Общие знания 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Организационный сбор  Тестирование  по ППБ История пожарной охраны История пожарной охраны (просмотр в/ф) Пожарная охрана, её значение и задачи Права и обязанности граждан по соблюдению ППБ От дореволюцион. телеги до современной ракеты Знаки пожарной безопасности Повторение и закрепление знаний и умений по разделу «Общие знания» кол – во часов дата 8 1 1 1 1 1 1 1 1 II раздел – Безопасный дом Опасные факторы пожаров Наиболее частые причины пожаров  8. 9. 10. От чего происходят пожары (просмотр в/ф) 11. Потенциальные опасности на кухне, в спальной комнате и в общей комнате 12. Новый год. Горит огнями новогодняя ёлка Безопасный Новый год (просмотр в/ф) Безопасный Новый год ­ изготовление агитлистовок  Повторение и закрепление знаний и умений по разделу «Безопасный дом» 13 III раздел – Безопасное поведение 14. Противопожарный режим в школе  Просмотр в/ф  Рейд по школе (практическая часть) 15. Правила и способы эвакуации Правила и способы эвакуации (просмотр в/ф) Рейд 16. Первичные средства тушения пожара   17. Огнетушители Огнетушители (практическая часть) Рейд по школе (практическая часть) 18. Назначение и оборудование пожарного щита 19. Что делать, если на тебе загорелась одежда 20. Оказание помощи при ожогах 21. Оказание помощи при отравлении угарным и бытовым газом 22. Повторение и закрепление знаний и умений по разделу «Безопасное поведение» Агитлистовки 23. Проведение игры «Знатоки пожарного дела» 24. Всего: Тестирование.  Подведение итогов за год 8 1 1 1 1 1 1 1 1 18 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 34 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  Баженов В.Г. «Воспитание педагогически запущенных подростков» ­ Киев, 1986.  Ворошилова Т.А., Потёмкин В.Т. Основы противопожарной пропаганды. – М., 1984.  «Воспитание трудного ребёнка»/ дети с девиантным поведением – Под редакцией Рожкова М.И.­Москва, 2001.  Горбачёва Л.А. Занятия с учащимися 1­3 классов средней общеобразовательной школы по правилам пожарной безопасности. – Свердловск, 1991.  Горбачёва Л.А. Программа «Школа юного пожарного». – Екатеринбург, 1993.  Журналы «Наша защита ­ 01».  Журналы «Пожарное дело».  Карпова   Г.А.   «Методы   педагогической   диагностики»   ­   Учебное   пособие, Екатеринбург 2001.  Карпова Г. А. «Методическая диагностика взаимоотношений Учитель ­ Ученик» ­ Екатеринбург  Карпова   Г.А.   «Педагогическая   диагностика   воспитанности   и   ценностных ориентаций» ­ Екатеринбург  Карпова   Г.А.   «Педагогическая   диагностика   отклоняющегося   поведения»   ­ Екатеринбург, 1998.  Карпова Г. А. «Педагогическая диагностика самосознания » ­ Екатеринбург, 2000.  Карпова   Г.А.   «Педагогическая   диагностика   эмоционального   самочувствия школьника» ­ Екатеринбург, 1997.  Левин А.В. Обучение мерам пожарной безопасности. – М., 1986.  Матвеева О.А. «Развивающая и коррекционная работа с детьми» – Москва, 2001.  Мельникова А.Ю. Программа «Юные друзья пожарных». ­ К.­Уральский, 2003.  Методические   рекомендации   организаторам   внешкольной   работы   и   внеклассной работы,   учителям   общеобразовательных   школ,   руководителям   детских   клубов   по месту жительства. ­ Свердловск, 1986.  Методические   рекомендации   по   проведению   занятий   с   учащимися   по   изучению ППБ. ­ Свердловск, 1981.  Пассерман А.Б. «Пожарный». – М., Стройиздат, 1991.  Рекомендации   для   организации   профилактической   работы   с   детьми   школьного возраста   по   привитию   им   навыков   осторожного   обращения   с   огнём   в образовательных учреждениях. ­ К. –Уральский. 2003.  Роль   познавательной   игры   в   процессе   формирования   навыков   осторожного обращения с огнём у младших школьников. – Екатеринбург, 2002.  Скрипник Л.Ю. «Пожарная безопасность в школе» Методическое пособие. – М., Айрис Пресс 2005.  Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии.­ С – Пб, 2003.  Смирнов В.И. Как защитить жилой дом от пожара. – М., Россельхозиздат, 1974.  Смирнов В.И. Пособие для обучения жителей правилам пожарной безопасности. – М., Стройиздат, 1991.

ПРОГРАММА КРУЖКА «Юный пожарный» ( 5-6 лкасс)

ПРОГРАММА  КРУЖКА «Юный пожарный»   ( 5-6 лкасс)

ПРОГРАММА КРУЖКА «Юный пожарный» ( 5-6 лкасс)

ПРОГРАММА  КРУЖКА «Юный пожарный»   ( 5-6 лкасс)

ПРОГРАММА КРУЖКА «Юный пожарный» ( 5-6 лкасс)

ПРОГРАММА  КРУЖКА «Юный пожарный»   ( 5-6 лкасс)

ПРОГРАММА КРУЖКА «Юный пожарный» ( 5-6 лкасс)

ПРОГРАММА  КРУЖКА «Юный пожарный»   ( 5-6 лкасс)

ПРОГРАММА КРУЖКА «Юный пожарный» ( 5-6 лкасс)

ПРОГРАММА  КРУЖКА «Юный пожарный»   ( 5-6 лкасс)

ПРОГРАММА КРУЖКА «Юный пожарный» ( 5-6 лкасс)

ПРОГРАММА  КРУЖКА «Юный пожарный»   ( 5-6 лкасс)

ПРОГРАММА КРУЖКА «Юный пожарный» ( 5-6 лкасс)

ПРОГРАММА  КРУЖКА «Юный пожарный»   ( 5-6 лкасс)

ПРОГРАММА КРУЖКА «Юный пожарный» ( 5-6 лкасс)

ПРОГРАММА  КРУЖКА «Юный пожарный»   ( 5-6 лкасс)

ПРОГРАММА КРУЖКА «Юный пожарный» ( 5-6 лкасс)

ПРОГРАММА  КРУЖКА «Юный пожарный»   ( 5-6 лкасс)

ПРОГРАММА КРУЖКА «Юный пожарный» ( 5-6 лкасс)

ПРОГРАММА  КРУЖКА «Юный пожарный»   ( 5-6 лкасс)

ПРОГРАММА КРУЖКА «Юный пожарный» ( 5-6 лкасс)

ПРОГРАММА  КРУЖКА «Юный пожарный»   ( 5-6 лкасс)

ПРОГРАММА КРУЖКА «Юный пожарный» ( 5-6 лкасс)

ПРОГРАММА  КРУЖКА «Юный пожарный»   ( 5-6 лкасс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2019