Программа кружка "Занимательная математика"
Оценка 4.9

Программа кружка "Занимательная математика"

Оценка 4.9
Образовательные программы +3
doc
математика
6 кл
30.09.2017
Программа кружка "Занимательная математика"
Программа дополнительного образования детей 10-11 лет, кружка содержит полное описание целей, задач, форму организации и основные требования по организации кружка, методы, формы работы, основные формы проверки результатов, прогнозируемые результаты, учебно-тематический план и содержание программы в объеме 34 часов, использованная литература для педагогов и обучающихся, конспекты некоторых занятий.
кружок занимательная математика 5 класс.doc
Согласовано: Утверждаю: Заместитель директора по ВВР _______________/Н.Е.Маркова/  «__30__»    августа 2014 г. Директор МБОУ «Нискасинская СОШ» ___________________  /А.Н.Дмитриев/   «__30__»   августа 2014 г.  Программа дополнительного образования «Занимательная математика» образовательная, для детей 10 – 12 лет Срок реализации программы ­ 1 год Автор:  Сапожникова Ольга Олеговна, учитель математики 1 «Занимательная математика» Программа дополнительного образования Образовательная, для детей 10 – 12 лет Срок реализации программы ­ 1 год Автор:  Сапожникова Ольга Олеговна, учитель математики 1. Пояснительная записка Математический кружок – это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время. Математические   кружки   по   математике   являются   основной   формой внеклассной работы с учащимися в 5­6 классах. Для   занятий   математического   кружка   «Занимательная   математика» предлагаются несколько небольших фрагментов, которые, с одной стороны, тесно примыкают к основному курсу, а с другой – позволяют познакомить учащихся   с   новыми   идеями   и   методами,   расширить   представления   об изучаемом материале и, главное, порешать интересные задачи.  Уровень сложности этих заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных. Как показывает   опыт,   они   интересны   и   доступны   обучающимся,   не   требуют основательной предшествующей подготовки и особого уровня развития.  Для тех школьников, которые пока не проявляет заметной склонности к математике,   эти   занятия   могут   стать   толчком   в   развитии   их   интереса   к предмету и вызвать желание узнать больше.  Кроме того, хотя эти вопросы и выходят   за   рамки   обязательного   содержания,   они,   безусловно,   будут 2 способствовать  совершенствованию и развитию важнейших математических умений, предусмотренных программой.  Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для   работы   с   обучающимися   5   класса   в   возрасте   10   –   12   лет.  Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (34 часов в год). Цель: привитие  интереса учащимися к математике, систематизация  и углубление знаний по математике Задачи:  создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся   решать   нестандартные   задачи,   используя   различные методы и   приемы;  развитие   математического   кругозора,   логического   и   творческого мышления, исследовательских умений учащихся;  развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;  повышение математической культуры ученика;  воспитание настойчивости, инициативы. Организация работы кружка. В   основе   кружковой   работы   лежит   принцип   добровольности.   Он организован для всех желающих. Работа в кружке начинается в сентябре,  а заканчивается в мае. В течение года кружковые занятия увязаны с другими формами внеклассной работы по математике, в подготовке которых активное участие принимают члены кружка.  Основные требования к программе кружка: 3  связь   содержания   программы   кружка   с   изучением   программного материала;  использование занимательности;  использование исторического материала;  решение нестандартных, олимпиадных задач;  учет желаний учащихся;  наличие необходимой литературы у учителя.  упражнения,  беседа Методы работы: Формы работы:  групповые занятия;  индивидуальные занятия Содержание групповых занятий можно дополнять новыми темами, более интересными новыми упражнениями, которые будут востребованы детьми. Основные формы проверки знаний:  тестирование;  личная олимпиада;  математические соревнования Прогнозируемые результаты:  Решения   несложных   практических   расчетных   задач,   в   том   числе   c использованием   при   необходимости   справочных   материалов, калькулятора;  Решение     комбинаторных   задач     путем   систематического   перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения; 4  Проведение и успешное участие в математических соревнованиях 2.  Учебно – тематический план № Название темы Количество часов Текстовые задачи.  Графы на плоскости Принцип Дирихле Задачи со спичками 1. 2. 3. 4. 5. Математические   соревнования, Всего  14 4 5 4 7 Теория  4 1 1 Практика  10 3 4 4 7 ребусы                                  Итого: 34 6 28 3.  Содержание программы 34 часа Тема 1: Текстовые задачи (14 часов) Теория: Текстовые задачи. Задачи, решаемые с конца.  Геометрические задачи.   Задачи   на   разрезание.   Задачи   на   переливания.   Задачи   на взвешивания.  Логические задачи Практика:  Решение   задач.   Составление   задачника.   Конкурс   «Лучший решатель». Тема 2: Графы на плоскости (4 часа) 5 Теория: Теория графов. Элементы теории графов Практика: Решение задач Тема 3: Принцип Дирихле (5 часов) Теория:  Понятие   о   принципе   Дирихле.   Использование   Дирихле при решении задач Практика: Решение простейших задач   принципа Тема 4: Задачи со спичками(4 часа) Теория: Арифметические задачи. Геометрические задачи Практика: Спичечная олимпиада Тема 5: Математические соревнования, ребусы (7 часов) Теория: Ребусы. Математические ребусы Практика: «Устная   олимпиада»,   марафон». Личная олимпиада «Ребусомания»  «Математическая   драка»,   «Математическая   карусель»,   «Умники   и   умницы»,   «Интеллектуальный 6 4. Список литературы для педагогов 1. Генкин   С.А.,   Итенберг   И.В.,   Фомин   Д.В.   Ленинградские математические кружки. Киров.: АСА, 1994. 2. Внеклассная работа по математике в 4 – 5 классах. Под редакцией С.И.Шварцбурга, Москва: «Просвещение», 1974 3. Е.Г.Кононова.   Математика.   Поступаем   в   ВУЗ   по   результатам олимпиад 5 – 8 класс. Часть I. Под редакцией Ф.Ф.Лисенко. учебно– методическое   пособие.   Издательство   «Легион   –   М».ростов   –   на   – Дону, 2009   Задачи   для   внекласной   работы   по   математике   в   5­6   классах   / 4. сост.В.Ю.Сафонова, М.:МИРОС, 1995 5. Математика.   Дидактические   материалы,   Москва,   «Просвещение», 2000   Олимпиадные задания по математике 5­8 классы.( 500 нестандартных 6. задач   для   проведения   конкурсов   и   олимпиад.   Развитие   творческой сущности   учащихся).   автор­составитель   Н.В.Заболотнева.­ /   Волгоград: Учитель, 2006. 7. Спивак А. В. Математический кружок. М.: Просвещение, 2003. 8. Спивак А. В. Математический праздник. М.: Бюро Квантум, 2000. 7 9. Спивак А. В. Тысяча и одна задача по математике. М.: Просвещение, 2002. 10.Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. ­ Ярославль: Академия развития, 1996.  11.Фарков  А.  В.  Математические  кружки  в школе. 5 – 8  классы. М.: Айрис­пресс, 2006. 12.Ф.Ф.Нагибин,   Е.С.   Капин.   Математическая   шкатулка,   Москва, «Просвещение», 1984 13.Ф.Ф.Нагибин.   Математическая   шкатулка,   Москва,   «Просвещение», 1964 14.Холодова   О.   Юным   умникам   и   умницам:   Задания   по   развитию познавательных способностей (9 – 10 лет): Рабочие тетради: в 2 – х частях, часть 1/О. Холодова. – 3­е изд. – М.: Росткнига, 2008. 15.Холодова   О.   Юным   умникам   и   умницам:   Задания   по   развитию познавательных способностей (9 – 10 лет): Рабочие тетради: в 2 – х частях, часть 2/О. Холодова. – 3­е изд. – М.: Росткнига, 2008. 16.Холодова   О.   Юным   умникам   и   умницам:   Информатика,   логика, математика: Задания по развитию познавательных способностей (9 – 10 лет): методическое пособие к рабочим тетрадям /О. Холодова. – 3­ е изд. – М.: Росткнига, 2008. 17.  Шейнина   О.С.,   Соловьева   Г.М.   Математика.   Занятия   школьного кружка. 5­6 кл. М.:Издательство НЦ ЭНАС, 2003. С.208. 8 5. Список литературы для обучающихся и родителей 1. Задачи   для   внекласной   работы   по   математике   в   5­6   классах   / сост.В.Ю.Сафонова, М.:МИРОС, 1995  2. Математика.   Дидактические   материалы,   Москва,   «Просвещение», 2000  3. Олимпиадные задания по математике 5­8 классы.( 500 нестандартных задач   для   проведения   конкурсов   и   олимпиад.   Развитие   творческой сущности учащихся). / автор­составитель Н.В.Заболотнева.­Волгоград: Учитель, 2006. 4. Спивак А. В. Тысяча и одна задача по математике. М.: Просвещение, 2002. 5. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. ­ Ярославль: Академия развития, 1996.  9 6. Холодова   О.   Юным   умникам   и   умницам:   Задания   по   развитию познавательных способностей (9 – 10 лет): Рабочие тетради: в 2 – х частях, часть 1/О. Холодова. – 3­е изд. – М.: Росткнига, 2008. 7. Холодова   О.   Юным   умникам   и   умницам:   Задания   по   развитию познавательных способностей (9 – 10 лет): Рабочие тетради: в 2 – х частях, часть 2/О. Холодова. – 3­е изд. – М.: Росткнига, 2008. Занятие № 5 (Личная олимпиада) Приложение. 1. Витя сложил из карточек пример на сложение, а затем поменял местами две карточки. Какие карточки он переставил? З 1 4 1 5 9 + 2 9 1 8 2 8 = 5 8 5 7 8 7 2.   У  овец и кур вместе 36 голов и 100 ног. Сколько овец? 3.  Хозяин обещал работнику за 30 дней  9 рублей и кафтан. Через три дня работник уволился и получил кафтан. Сколько стоит кафтан? 4.   На какое наибольшее число частей можно разделить тремя разрезами: а) блин; б) булку? 10 5.     В бутылке, стакане, кувшине и банке налиты молоко, лимонад, квас и вода. Известно,  что вода  и молоко  находятся не в бутылке, в банке – не лимонад и не вода, а сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. Определите, где какая жидкость. 6.   Три подруги были в белом, красном и голубом платьях. Их туфли были тех же трех цветов. Только у Тани цвета платья и туфель совпадают. Валя была   в   белых   туфлях.   Ни   платье,   ни   туфли   Лиды   не   были   красными. Определите цвет платья и туфель каждой из подруг. 7.     Три товарища – Владимир, Игорь и Сергей – окончили один и тот же педагогический институт и преподают математику, физику и литературу в школах Тулы, Рязани и Ярославля. Владимир работает не в Рязани, Игорь – не в Туле. Рязанец преподает не физику, Игорь ­ не математику, туляк преподает литературу. Какой предмет и в каком городе преподает каждый из друзей?  8.       Как   из   бочки   с   квасом   налить   ровно   3   л   кваса,   пользуясь   пустыми девятилитровым ведром и пятилитровым бидоном? Занятие № 12 (математическая регата) 1 ТУР 1. В школе 30 классов и 1000 учеников. Докажите, что есть класс, в котором не менее 34 учеников.(2 балла) 2. Можно ли отмерить 8 литров воды, находясь у реки и имея два ведра: одно вместимостью 15 литров, другое – вместимостью 16 литров? (2 балла) 3. Найдите значение выражения (В∙А∙Р∙Е∙Н∙Ь∙Е) : (К∙А∙Р∙Л∙С∙О∙Н).(3балла) 2 ТУР 1. В магазин привезли 25 ящиков с яблоками трех сортов, причем в каждом ящике лежали яблоки одного сорта. Найдутся ли 9 ящиков одного сорта?(2 балла) 11 2.   Один   сапфир   и   три   топаза   ценней,   чем   изумруд,   в   три   раза.   А   семь сапфиров и топаз его ценнее в восемь раз. Определить прошу я вас, сапфир ценнее иль топаз? (3 балла) 3. Таня пошла покупать ручки и карандаши. На все деньги, которые у нее были,   она   могла   купить   6   ручек.   На   те   же   деньги   она   могла   купить   12 карандашей.   Но   она   решила   купить   одинаковое   количество   ручек   и карандашей. Сколько?(4 балла) 3 ТУР 1. В школе 400 учеников. Докажите, что хотя бы двое из них родились в один день года.(2 балла) 2.   Бутылка   и   стакан   весят   столько   же,   сколько   кувшин.   Бутылка   весит столько же, сколько стакан и тарелка. Два кувшина весят столько же, сколько три тарелки. Сколько стаканов уравновешивают одну бутылку?(4 балла) 3. Используя ровно пять раз цифру 5, представьте любое число от 0 до 10.(5 баллов) Занятие № 15 1. В городе Маленьком 15 телефонов. Можно ли их соединить проводами так, чтобы каждый телефон был соединен ровно с пятью другими? 2.   Двое   по   очереди   ломают   шоколадку   6х8.   За   ход   разрешается   сделать прямолинейный  разлом любого  из кусков вдоль углубления.   Проигрывает тот, кто не сможет сделать ход. Кто выиграет? 3. У Маши, Саши и Даши вместе 11 воздушных шариков. У Маши на 2 шарика меньше, чем у Даши, а у Саши на 1 шарик больше, чем у Даши. Сколько шариков у Даши? 12 5. Семья ночью подошла к мосту. Папа может перейти его за 1 минуту, мама – за 2 минуты, малыш – за 5, а бабушка – за 10 минут. У них есть один фонарик. Мост выдерживает только двоих. Как им перейти мост за 17 минут? (Если переходят двое, то они идут с меньшей из скоростей. Двигаться по мосту без фонарика нельзя. Светить издали нельзя. Носить друг друга на руках нельзя. Кидать фонарик нельзя.) 6. По контракту Гансу причиталось по 48 талеров за каждый отработанный день, а за каждый прогул взыскивались 12 талеров. Через 30 дней Ганс узнал, что ему ничего не причитается, но и он ничего не должен. Сколько дней он работал? 7. Вовочка собрал в коробку жуков и пауков – всего 8 штук. Если всего в коробке 54 ноги, сколько там пауков? (У жука – 6 ног, а у паука – 8 ног). 8. В коробке  лежат 10 красных  и 10 синих  шариков. Продавец,  не глядя, достает по одному шарику. Сколько шариков надо вытащить, чтобы среди вынутых из коробки шариков обязательно нашлись два шарика одного цвета? Занятие № 29 (устная олимпиада) 1. До царя дошла весть, что кто­то из трех богатырей убил Змея Горыныча. Приказал царь им явиться ко двору. Молвили богатыри: Илья Муромец: Змея убил Добрыня Никитич. Добрыня Никитич: Змея убил Алеша Попович. Алеша Попович: Я убил Змея. Известно, что только один богатырь сказал правду, а двое слукавили. Кто убил змея. 2. На улице, став в кружок, беседуют четыре девочки: Аня, Валя, Галя и Надя. Девочка в зеленом платье (не Аня и не Валя) стоит между девочкой в голубом 13 платье и Надей. Девочка в белом платье стоит между девочкой в розовом и Валей. Кто какое платье носит? 3. Из числа 382818 вычеркните две цифры так, чтобы получилось наибольшее возможное число. 4. Расставьте знаки арифметических действий и скобки, чтобы получились верные равенства:  а) 4 4 4 4=5;  б) 4 4 4 4=17;  в) 4 4 4 4=20;  г) 4 4 4 4=32;  д) 4 4 4 4=64. 5. Разделите 7 полных, 7 пустых и 7 полупустых бочек меда между тремя купцами, чтобы всем досталось поровну и бочек, и меда. (Мед из бочки в бочку не переливать!) 6.   Продолжите   последовательность   чисел:   1,   11,   21,   1112,   3112,   211213, 312213, 212223, 114213, … 7. Отлейте из цистерны 13 литров молока, пользуясь бидонами емкостью 17 и 5 литров. 8. Решите ребус: КНИГА + КНИГА + КНИГА = НАУКА. Занятие № 36 (заключительное занятие) 1. Костя разложил в ряд 5 камешков на расстоянии 3 см один от другого. Каково расстояние от первого до последнего камушка? 2. Мама положила на стол сливы и сказала детям, чтобы они вернувшись из школы, разделили их поровну. Первой из школы пришла Аня, взяла треть слив и ушла. Потом вернулся из школы Борис, взял треть оставшихся слив и ушел. Затем пришел Витя и взял 4 сливы – треть от числа слив, которые он увидел. Сколько слив оставила мама? 3. Расставьте скобки, чтобы получилось верное равенство: А) 3248:16 ­ 3∙315 ­ 156∙2=600 Б)  350 ­ 15∙104 – 1428:14=320 14 В)  1 ­ 2∙3 + 4 + 5∙6∙7 + 8∙9 = 1995. 4.   Сумма   уменьшаемого,   вычитаемого   и   разности   равна   26.   Найдите уменьшаемое. 5.  Турист проехал автобусом на 80 км больше, чем прошел пешком. Поездом он проехал на 120 км больше, чем автобусом. Какое расстояние он проехал автобусом, если поездом он преодолел в шесть раз большее расстояние, чем пешком? 6.  Найдите наибольшее натуральное число, а) все цифры которого различны, б) все цифры которого различны и которое делится на 4. 7. Из числа 1829 вычеркните одну цифру так, чтобы получилось наименьшее возможное число. 8.  Задумано трехзначное число, у которого с любым из чисел 543, 142, 562 совпадает   один   из   разрядов,   а   два   других   не   совпадают.   Какое   число задумано? 15

Программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружка "Занимательная математика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.