Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
ПРОГРАММА
предметного кружка
для 1 класса
«Занимательная математика»
1. Пояснительная записка.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники
должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать
свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет
учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики
на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы,
расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение
математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит
интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать
развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному
развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и
стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать,
думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки
аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям
младших школьников и предоставляет им возможность работать на
уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир
элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант
наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика.
Занятия математического кружка должны содействовать развитию у
детей математического образа мышления: краткости речи, умелому
использованию символики, правильному применению математической
терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии,
используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на
любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.
Данная практика поможет ему успешно овладеть не только
общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный
уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и
участвовать в различных конкурсах.
1Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для
эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в
малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с
последующим общим обсуждением полученных результатов.
при
создается
Кружок
класса.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше –
одна из важнейших задач учителя начальных классов.
участии
всего
2. Цели и задачи данного направления воспитательной деятельности:
Цель: придать предмету математика привлекательность, расширить
творческие способности учащихся, укрепить в них математические знания.
Привитие интереса к математике;
расширять кругозор учащихся в различных областях
Задачи:
элементарной математики;
расширять математические знания в области однозначных чисел;
учить правильно применять математическую терминологию;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать
собственные мысли.
3. Содержание воспитательной деятельности в выбранном направлении:
Интеллектуальная деятельность, основанная на активном обдумывании,
поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать
привычной для детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении
представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачишутки
уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над
числами, формирование временных представлений и т.д. формы организации
учеников разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и
индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий
проведения кружка, поощрении самостоятельных поисков решений задач,
стимулировании творческой инициативы. В данный кружок включены игры,
смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети
могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур,
перекладывании палочки или другие предметы по заданному образцу, по
собственному замыслу.
На данном кружке формируются важные качества личности ребенка:
самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность,
вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе
решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои
действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при
этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную
деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для
профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.
2В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и
профессиональной школы» намечена программа дальнейшего улучшения
воспитания и обучения детей: «Необходимо улучшать организацию
воспитания и образования детей. С ранних лет воспитывать у них любовь к
Родине, уважение к старшим, товарищество и коллективизм, культуру
поведения, чувство красоты, развивать у каждого ребенка познавательные
интересы и способности, самостоятельность, организованность и дисциплину»
в решении этих задач окажет помощь и данный кружок. Характер материала
определяет назначение кружка: Развивать у детей общие умственные и
математические способности, заинтересовать их предметом математики,
развлекать, что не является, безусловно , основным. Любая математическая
задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе
умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным
сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.
Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения,
отгадать число реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие
смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной
деятельности, основанной на непосредственном интересе. Занимательность
математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в
каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или
самая элементарная головоломка. Например, в вопросе: «Как из двух палочек
сложить на столе квадрат?» необычность его постановки заставляет ребенка
задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображения. Многообразие
занимательного материала игр, задач, головоломок, дает основание для
классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный
материал, созданный математиками, методистами и нами учителями.
Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и
значению, характеру мыслительных операций, а также по признаку общности,
направленности на развитие тех или иных умений. Исходя из логики действий,
осуществляемых решающим, разнообразный элементарный занимательный
материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные
группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие
(дидактические) игры и упражнения. Такие группы представлены в схеме.
Характер и назначение материала того или иного вида: Занимательный
материал
Развлечения: математические (логические) и дидактические игры, задачи.
Принципы реализации программы:
Индивидуально личностный подход к каждому ребенку;
Коллективизм;
Креативность (творчество);
Ценностносмысловое равенство педагога и ребенка; ∙ Научность;
Сознательность и активность учащихся;
Наглядность.
3Формы: Математические (логические ) игры, задачи, упражнения,
графические задания, развлечения загадки, задачишутки, ребусы,
головоломки, игры: «Пифагор», «Колумбово яйцо», дидактические игры и
упражнения (геометрический материал), конкурсы и др.
Методы:
Взаимодействие;
Поощрение;
Наблюдение;
Коллективная работа;
Игра.
Приемы: анализ и синтез; сравнение; классификация; аналогия; обобщение.
5. Требования к результатам освоения:
Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план
решения, решать задачи, делать выводы.
Решать задачи на смекалку, на сообразительность.
Решать логические задачи.
Работать в коллективе и самостоятельно.
Расширить свой математический кругозор.
Пополнить свои математические знания.
Научиться работать с дополнительной литературой.
6. Рекомендации по оснащению учебновоспитательного планирования:
А)Книгопечатная литература:
1. В. Волина «Праздник числа» Издательство Москва 1993г.
2. Т.К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике 1класс»
Москва «Просвещение»1985г.
3. Г.А. Лавриненко Задания развивающего характера по математике» Саратов
Издательство «Лицей» 2002г.
4.Александров М.Ф.,Волошина О.И. Математика.Начальная школа. –
М.:Дрофа, 1998.
5.Волкова С.И.,ПчелкинаО.Л. Математика и конструирование в 1 классе. –
М.:Просвещение, 1993.
6.Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 классе. –
М.:Новая школа, 1997.
7. Лавриненко Т.А. Как научить детей решать задачи. – С.:Лицей, 2000.
8. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. –
М.:Просвещение, 1975.
Б)Дидактические игры
В) Счетный материал.
44. Тематическое планирование.
№
п/п
1.
Тема занятия
Математика – царица
наук.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Как люди научились
считать.
Как люди научились
записывать цифры.
Все началось с пятерни.
Первобытный
«компьютер», который
всегда с нами.
Геометрия вокруг нас.
Игра – занятие
«Путешествие по стране
МАТЕМАТИКА»
Развивающие игры.
Путешествие по стране
«Красная Шапочка»
Цифра ноль. История
открытия ноля.
Экскурс в историю
чисел.
Основное содержание
каждой темы
Значение математики в
жизни людей и общества.
Применение математики в
разных сферах
деятельности человека.
Правила счета у древних
людей. Отношение
«много» и «один».
Счет – требование жизни.
Способы записывать
числа.
Запись чисел у разных
народов.
Первые пять цифр –
самые главные. Ручной
счет разных народов.
Геометрические фигуры.
Из истории круга.
Квадрата, треугольника.
Пространственные
представления.
Геометрические фигуры.
Решение математических
закономерностей.
Загадочная и необычная
цифра, которой
обозначают отсутствие
чего – либо.
История чисел от 1 до 10.
5
Виды учебной деятельности
Выступление учителя.
Обсуждение в группе
«Математика в жизни
людей».
Беседа. Рассказ учителя.
Практическая работа в
парах. Знакомство с научно
популярной литературой
связанной с математикой.
Рассказ учителя. Игры
«Сколько», «Поставь
числа».
Творческая работа. Игры:
«Правильно расставь
вагоны», «Рисунок и число»
Инсценировка «Круг и
треугольник». Игра
«Танграмм»
Математические
лабиринты. Инсценировки.
Магические квадраты.
Лабиринты.
Закономерности.
Графические диктанты.
Игры: «Что изменилось»,
«Найди то что спрятано»
Рассказ учителя. Работа с
энциклопедической и
справочной литературой.
Игры «Число и цифру я
знаю»
Рассказ учителя. Работа с
энциклопедической и
справочной литературой.
Математические цепочки.10.
История возникновения
знаков «+»,
«», «=».
11.
История линейки.
12.
13.
Праздник от 1 до 10.
Внеклассное занятие
«Кто нам в школе
помогает: чертит, пишет
и стирает?»
14.
Математические игры.
Откуда в тетрадках и
учебниках появились
простые знаки «+», «»,
«=».
Линейке исполнилось 220
лет.
Обобщение знаний о
числах.
Знакомство со
школьными
принадлежностями:
циркуль, ручка, линейка,
карандаш. Ластик.
Обобщение знаний о
числах.
Математические ребусы. Задания на развитие
15.
16.
Заседание Клуба
знатоков математики.
17.
Математический КВН.
математического
представления.
Отношения «больше»,
«меньше», «равно». Знаки
операций сложения и
вычитания.
Участие в конкурсах с
математической
направленностью.
18.
История игры
«Танграмм».
История игры
«Танграмм»
19.
Задачи в стихах.
Решение занимательных
задач в стихах.
20.
21.
Математические сказки. Как родилась линия?
Приключения точки.
Час веселой
математики.
Участие в
математических
конкурсах.
22.
Математический бой.
Участие в дидактических
играх соревновательного
характера.
23.
Проект «Создание
задачника по
математике»
Подбор задач о животных
и растениях нашего края.
6
Рассказ учителя. Работа с
энциклопедической и
справочной литературой.
Рассказ учителя. Работа с
энциклопедической и
справочной литературой.
Представление –
презентация «От 1 до 10»
Инсценировки, сообщения
детей, разгадывание
загадок, чтение
стихотворений.
Игры: «Бегущие минутки»,
«Угадай фигуру»,
«Угадайка».
Ребусы. Работа в парах и
группах.
Математический диктант,
игра «Рыбалка»,
Эстафета.
Конкурсы «Сосчитай
треугольники», «Бой
скороговорок»,
«Театрализованный»
Рассказ учителя. Работа с
энциклопедической и
справочной литературой.
Складывание фигурок.
Самостоятельное решение.
Работа в группах.
Индивидуальная работа.
Упражнения в черчении
разных отрезков, сравнение
по длине.
Конкурсы «Кто решит
раньше», «Таблица
сложения», «Не собьюсь»,
«По порядку номеров»,
«Узнай свое число».
Игры: «В какой дом
отнести телеграмму»,
«Найди себе пару», «Угадай
место игрушки»,
«Воздушные шары».
Работа в группах и парах.
Работа с
энциклопедической и
справочной литературой.24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
Решение олимпиадных
задач.
Математика и
профессии людей.
Знакомьтесь:
ПИФАГОР!
Задачи повышенной
сложности.
Знакомство с
профессиями людей .
Вклад Пифагора в
развитие математики.
Математические
цепочки.
Знакомьтесь:
АРХИМЕД!
Решение математических
цепочек.
Вклад Архимед в
развитие математики.
Практикум «Подумай и
реши»
Сложение и вычитание
чисел , решение задач.
Игра «Самый
внимательный»
Общественный смотр
знаний
Закрепление навыков
сложения и вычитания
через игру.
Решение математических
заданий.
Коллективная работа.
Работа в группах и парах.
Презентация – проект
«Профессии и математика»
Рассказ учителя. Работа с
энциклопедической и
справочной литературой.
Работа в парах и группах.
Рассказ учителя. Работа с
энциклопедической и
справочной литературой.
Самостоятельная работа,
решение задач и выражений
на заданные темы. Игра
«Лучший счетчик»
Коллективная работа
Веселый задачи, решение
примеров, математические
квадраты.
Просмотр видеофильмов, кинофильмов по математике. Работа в группе:
инсценирование загадок, решение задач.
7