Программа кружка "Занимательная математика"
Оценка 4.9

Программа кружка "Занимательная математика"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
математика
1 кл—4 кл
25.09.2019
Программа кружка "Занимательная математика"
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
программа кружка занимательная математика 1 класс.doc
ПРОГРАММА предметного кружка  для 1 класса  «Занимательная математика» 1. Пояснительная записка. Актуальность  программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои   интеллектуальные   возможности.   Данная   программа   позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических   задач,   связанных   с   логическим   мышлением   закрепит интерес   детей   к   познавательной   деятельности,   будет   способствовать развитию   мыслительных   операций   и   общему   интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление   развить   у   учащихся   умений   самостоятельно   работать, думать,  решать  творческие   задачи,  а  также  совершенствовать   навыки  аргументации   собственной   позиции   по   определенному   вопросу.   Содержание   программы   соответствует   познавательным   возможностям младших   школьников   и   предоставляет   им   возможность   работать   на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию. Содержание   занятий   кружка   представляет   собой   введение   в   мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее   актуальных   вопросов   базового   предмета   –   математика. Занятия   математического   кружка   должны   содействовать   развитию   у детей   математического   образа   мышления:   краткости   речи,   умелому использованию   символики,   правильному   применению   математической терминологии и т.д. Творческие   работы,   проектная   деятельность   и   другие   технологии, используемые   в   системе   работы   кружка,   должны   быть   основаны   на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная   практика   поможет   ему   успешно   овладеть   не   только общеучебными   умениями   и   навыками,   но   и   осваивать   более   сложный уровень   знаний   по   предмету,   достойно   выступать   на   олимпиадах   и участвовать в различных конкурсах. 1 Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых   группах   с   опорой   на   индивидуальную   деятельность,   с последующим общим обсуждением полученных результатов.     при   создается Кружок класса. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов. участии   всего   2. Цели и задачи данного направления воспитательной деятельности: Цель: придать предмету математика привлекательность, расширить  творческие способности учащихся, укрепить в них математические знания.  Привитие интереса к математике;  расширять кругозор учащихся в различных областях  Задачи: элементарной математики;  расширять математические знания в области однозначных чисел;  учить правильно применять математическую терминологию;  уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать  собственные мысли. 3. Содержание воспитательной деятельности в выбранном направлении: Интеллектуальная деятельность, основанная на активном обдумывании,  поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать  привычной для детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении  представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи­шутки  уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над  числами, формирование временных представлений и т.д. формы организации  учеников разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и  индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий  проведения кружка, поощрении самостоятельных поисков решений задач,  стимулировании творческой инициативы. В данный кружок включены игры,  смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети  могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур,  перекладывании палочки или другие предметы по заданному образцу, по  собственному замыслу.       На данном кружке формируются важные качества личности ребенка:  самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность,  вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе  решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои  действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при  этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную  деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для  профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.  2 В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и  профессиональной школы» намечена программа дальнейшего улучшения  воспитания и обучения детей: «Необходимо улучшать организацию  воспитания и образования детей. С ранних лет воспитывать у них любовь к  Родине, уважение к старшим, товарищество и коллективизм, культуру  поведения, чувство красоты, развивать у каждого ребенка познавательные  интересы и способности, самостоятельность, организованность и дисциплину» в решении этих задач окажет помощь и данный кружок. Характер материала  определяет назначение кружка: Развивать у детей общие умственные и  математические способности, заинтересовать их предметом математики,  развлекать, что не является, безусловно , основным. Любая математическая  задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе  умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным  сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.      Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения,  отгадать число ­ реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной  деятельности, основанной на непосредственном интересе. Занимательность  математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в  каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или  самая элементарная головоломка. Например, в вопросе: «Как из двух палочек сложить на столе квадрат?» ­ необычность его постановки заставляет ребенка  задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображения. Многообразие  занимательного материала ­ игр, задач, головоломок, дает основание для  классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, методистами и нами учителями.  Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и  значению, характеру мыслительных операций, а также по признаку общности,  направленности на развитие тех или иных умений. Исходя из логики действий, осуществляемых решающим, разнообразный элементарный занимательный  материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные  группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие  (дидактические) игры и упражнения. Такие группы представлены в схеме.  Характер и назначение материала того или иного вида: Занимательный  материал  Развлечения: математические (логические) и дидактические  игры, задачи.                                          Принципы реализации программы:   Индивидуально ­ личностный подход к каждому ребенку;   Коллективизм;   Креативность (творчество);  Ценностно­смысловое равенство педагога и ребенка; ∙ Научность;   Сознательность и активность учащихся;   Наглядность.  3 Формы: Математические (логические ) игры, задачи, упражнения,  графические задания, развлечения ­ загадки, задачи­шутки, ребусы,  головоломки, игры: «Пифагор», «Колумбово яйцо», дидактические игры и  упражнения (геометрический материал), конкурсы и др. Методы:  Взаимодействие;   Поощрение;   Наблюдение;   Коллективная работа;   Игра.  Приемы:  анализ и синтез;  сравнение;  классификация;  аналогия;  обобщение.   5. Требования к результатам освоения:  Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план  решения, решать задачи, делать выводы.  Решать задачи на смекалку, на сообразительность.  Решать логические задачи.  Работать в коллективе и самостоятельно.  Расширить  свой математический кругозор.  Пополнить свои математические знания.  Научиться работать с дополнительной литературой. 6. Рекомендации по оснащению учебно­воспитательного планирования: А)Книгопечатная литература: 1. В. Волина «Праздник числа» Издательство Москва 1993г. 2. Т.К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике 1класс»     Москва  «Просвещение»1985г. 3. Г.А. Лавриненко Задания развивающего характера по математике» Саратов       Издательство «Лицей» 2002г. 4.Александров М.Ф.,Волошина О.И. Математика.Начальная школа. – М.:Дрофа, 1998. 5.Волкова С.И.,ПчелкинаО.Л. Математика и конструирование в 1 классе. – М.:Просвещение, 1993. 6.Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 классе. –  М.:Новая школа, 1997. 7. Лавриненко Т.А. Как научить детей решать задачи. – С.:Лицей, 2000. 8. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. – М.:Просвещение, 1975.                                         Б)Дидактические игры                                          В) Счетный материал. 4 4. Тематическое планирование. №  п/п 1. Тема занятия Математика – царица  наук. 2. 3.  4.  5. 6.  7.  8. 9. Как люди научились  считать. Как  люди научились  записывать цифры. Все началось с пятерни.  Первобытный  «компьютер», который  всегда с нами. Геометрия вокруг нас. Игра – занятие  «Путешествие по стране  МАТЕМАТИКА» Развивающие игры.  Путешествие по стране  «Красная Шапочка» Цифра ноль. История  открытия ноля. Экскурс в историю  чисел. Основное содержание  каждой темы Значение математики в  жизни людей и общества.  Применение математики в разных сферах  деятельности человека. Правила счета у древних  людей. Отношение  «много» и «один». Счет – требование жизни. Способы записывать  числа. Запись чисел у разных  народов. Первые пять цифр –  самые главные. Ручной  счет разных народов. Геометрические фигуры.  Из истории круга.  Квадрата, треугольника. Пространственные  представления.  Геометрические фигуры.  Решение математических  закономерностей. Загадочная и необычная  цифра, которой  обозначают отсутствие  чего – либо. История чисел от 1 до 10. 5 Виды учебной деятельности Выступление учителя.  Обсуждение в группе  «Математика в жизни  людей». Беседа. Рассказ учителя.  Практическая работа в  парах. Знакомство с научно­ популярной литературой  связанной с математикой. Рассказ учителя. Игры  «Сколько», «Поставь  числа». Творческая работа. Игры:  «Правильно расставь  вагоны», «Рисунок и число» Инсценировка «Круг и  треугольник». Игра  «Танграмм» Математические  лабиринты. Инсценировки.  Магические квадраты. Лабиринты.  Закономерности.                    Графические диктанты.  Игры: «Что изменилось»,  «Найди то что спрятано» Рассказ учителя. Работа с  энциклопедической и  справочной литературой.  Игры  «Число и цифру я  знаю»  Рассказ учителя. Работа с  энциклопедической и  справочной литературой.  Математические цепочки. 10. История возникновения  знаков «+»,  «­», «=». 11. История линейки. 12. 13. Праздник от 1 до 10. Внеклассное занятие  «Кто нам в школе  помогает: чертит, пишет и стирает?» 14. Математические игры. Откуда в тетрадках и  учебниках  появились  простые знаки «+», «­»,  «=». Линейке исполнилось 220 лет. Обобщение знаний о  числах. Знакомство со  школьными  принадлежностями:  циркуль, ручка, линейка,  карандаш. Ластик. Обобщение знаний о  числах. Математические ребусы. Задания на развитие  15. 16. Заседание Клуба  знатоков математики.  17. Математический КВН. математического  представления. Отношения «больше»,  «меньше», «равно». Знаки операций сложения и  вычитания. Участие в конкурсах с  математической  направленностью. 18. История игры  «Танграмм». История игры  «Танграмм» 19. Задачи в стихах. Решение занимательных  задач в стихах. 20. 21. Математические сказки. Как родилась линия?  Приключения точки. Час веселой  математики. Участие в  математических  конкурсах. 22. Математический бой. Участие в дидактических  играх соревновательного  характера. 23. Проект «Создание  задачника по  математике» Подбор задач о животных  и растениях нашего края. 6 Рассказ учителя. Работа с  энциклопедической и  справочной литературой. Рассказ учителя. Работа с  энциклопедической и  справочной литературой. Представление –  презентация «От 1 до 10» Инсценировки, сообщения  детей, разгадывание  загадок, чтение  стихотворений. Игры: «Бегущие минутки»,  «Угадай фигуру»,  «Угадайка». Ребусы. Работа в парах и  группах. Математический диктант,  игра «Рыбалка»,  Эстафета. Конкурсы «Сосчитай  треугольники», «Бой  скороговорок»,  «Театрализованный» Рассказ учителя. Работа с  энциклопедической и  справочной литературой.  Складывание фигурок. Самостоятельное решение.  Работа в группах.  Индивидуальная работа. Упражнения в черчении  разных отрезков, сравнение  по длине. Конкурсы «Кто решит  раньше», «Таблица  сложения», «Не собьюсь»,  «По порядку номеров»,  «Узнай свое число». Игры: «В какой дом  отнести телеграмму»,  «Найди себе пару», «Угадай место игрушки»,  «Воздушные шары». Работа в группах и парах.  Работа с  энциклопедической и  справочной литературой. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. Решение олимпиадных  задач. Математика и  профессии людей. Знакомьтесь:  ПИФАГОР! Задачи повышенной  сложности. Знакомство с  профессиями людей . Вклад Пифагора в  развитие математики. Математические  цепочки. Знакомьтесь:  АРХИМЕД! Решение математических  цепочек. Вклад Архимед в  развитие математики. Практикум «Подумай и  реши» Сложение и вычитание  чисел , решение задач. Игра «Самый  внимательный»  Общественный смотр  знаний Закрепление навыков  сложения и вычитания  через игру. Решение математических  заданий. Коллективная работа.  Работа в группах и парах. Презентация – проект  «Профессии и математика» Рассказ учителя. Работа с  энциклопедической и  справочной литературой. Работа в парах и группах. Рассказ учителя. Работа с  энциклопедической и  справочной литературой. Самостоятельная работа,  решение задач и выражений  на заданные темы. Игра  «Лучший счетчик» Коллективная работа Веселый задачи, решение  примеров, математические  квадраты. Просмотр видеофильмов, кинофильмов по математике. Работа в группе:  инсценирование  загадок, решение задач. 7

Программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружка "Занимательная математика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.09.2019