Программа кружка "Занимательная математика"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 25.09.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Иконка файла материала программа кружка занимательная математика 1 класс.doc
ПРОГРАММА предметного кружка  для 1 класса  «Занимательная математика» 1. Пояснительная записка. Актуальность  программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои   интеллектуальные   возможности.   Данная   программа   позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических   задач,   связанных   с   логическим   мышлением   закрепит интерес   детей   к   познавательной   деятельности,   будет   способствовать развитию   мыслительных   операций   и   общему   интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление   развить   у   учащихся   умений   самостоятельно   работать, думать,  решать  творческие   задачи,  а  также  совершенствовать   навыки  аргументации   собственной   позиции   по   определенному   вопросу.   Содержание   программы   соответствует   познавательным   возможностям младших   школьников   и   предоставляет   им   возможность   работать   на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию. Содержание   занятий   кружка   представляет   собой   введение   в   мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее   актуальных   вопросов   базового   предмета   –   математика. Занятия   математического   кружка   должны   содействовать   развитию   у детей   математического   образа   мышления:   краткости   речи,   умелому использованию   символики,   правильному   применению   математической терминологии и т.д. Творческие   работы,   проектная   деятельность   и   другие   технологии, используемые   в   системе   работы   кружка,   должны   быть   основаны   на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная   практика   поможет   ему   успешно   овладеть   не   только общеучебными   умениями   и   навыками,   но   и   осваивать   более   сложный уровень   знаний   по   предмету,   достойно   выступать   на   олимпиадах   и участвовать в различных конкурсах. 1Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых   группах   с   опорой   на   индивидуальную   деятельность,   с последующим общим обсуждением полученных результатов.     при   создается Кружок класса. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов. участии   всего   2. Цели и задачи данного направления воспитательной деятельности: Цель: придать предмету математика привлекательность, расширить  творческие способности учащихся, укрепить в них математические знания.  Привитие интереса к математике;  расширять кругозор учащихся в различных областях  Задачи: элементарной математики;  расширять математические знания в области однозначных чисел;  учить правильно применять математическую терминологию;  уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать  собственные мысли. 3. Содержание воспитательной деятельности в выбранном направлении: Интеллектуальная деятельность, основанная на активном обдумывании,  поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать  привычной для детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении  представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи­шутки  уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над  числами, формирование временных представлений и т.д. формы организации  учеников разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и  индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий  проведения кружка, поощрении самостоятельных поисков решений задач,  стимулировании творческой инициативы. В данный кружок включены игры,  смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети  могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур,  перекладывании палочки или другие предметы по заданному образцу, по  собственному замыслу.       На данном кружке формируются важные качества личности ребенка:  самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность,  вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе  решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои  действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при  этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную  деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для  профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.  2В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и  профессиональной школы» намечена программа дальнейшего улучшения  воспитания и обучения детей: «Необходимо улучшать организацию  воспитания и образования детей. С ранних лет воспитывать у них любовь к  Родине, уважение к старшим, товарищество и коллективизм, культуру  поведения, чувство красоты, развивать у каждого ребенка познавательные  интересы и способности, самостоятельность, организованность и дисциплину» в решении этих задач окажет помощь и данный кружок. Характер материала  определяет назначение кружка: Развивать у детей общие умственные и  математические способности, заинтересовать их предметом математики,  развлекать, что не является, безусловно , основным. Любая математическая  задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе  умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным  сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.      Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения,  отгадать число ­ реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной  деятельности, основанной на непосредственном интересе. Занимательность  математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в  каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или  самая элементарная головоломка. Например, в вопросе: «Как из двух палочек сложить на столе квадрат?» ­ необычность его постановки заставляет ребенка  задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображения. Многообразие  занимательного материала ­ игр, задач, головоломок, дает основание для  классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, методистами и нами учителями.  Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и  значению, характеру мыслительных операций, а также по признаку общности,  направленности на развитие тех или иных умений. Исходя из логики действий, осуществляемых решающим, разнообразный элементарный занимательный  материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные  группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие  (дидактические) игры и упражнения. Такие группы представлены в схеме.  Характер и назначение материала того или иного вида: Занимательный  материал  Развлечения: математические (логические) и дидактические  игры, задачи.                                          Принципы реализации программы:   Индивидуально ­ личностный подход к каждому ребенку;   Коллективизм;   Креативность (творчество);  Ценностно­смысловое равенство педагога и ребенка; ∙ Научность;   Сознательность и активность учащихся;   Наглядность.  3Формы: Математические (логические ) игры, задачи, упражнения,  графические задания, развлечения ­ загадки, задачи­шутки, ребусы,  головоломки, игры: «Пифагор», «Колумбово яйцо», дидактические игры и  упражнения (геометрический материал), конкурсы и др. Методы:  Взаимодействие;   Поощрение;   Наблюдение;   Коллективная работа;   Игра.  Приемы:  анализ и синтез;  сравнение;  классификация;  аналогия;  обобщение.   5. Требования к результатам освоения:  Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план  решения, решать задачи, делать выводы.  Решать задачи на смекалку, на сообразительность.  Решать логические задачи.  Работать в коллективе и самостоятельно.  Расширить  свой математический кругозор.  Пополнить свои математические знания.  Научиться работать с дополнительной литературой. 6. Рекомендации по оснащению учебно­воспитательного планирования: А)Книгопечатная литература: 1. В. Волина «Праздник числа» Издательство Москва 1993г. 2. Т.К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике 1класс»     Москва  «Просвещение»1985г. 3. Г.А. Лавриненко Задания развивающего характера по математике» Саратов       Издательство «Лицей» 2002г. 4.Александров М.Ф.,Волошина О.И. Математика.Начальная школа. – М.:Дрофа, 1998. 5.Волкова С.И.,ПчелкинаО.Л. Математика и конструирование в 1 классе. – М.:Просвещение, 1993. 6.Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 классе. –  М.:Новая школа, 1997. 7. Лавриненко Т.А. Как научить детей решать задачи. – С.:Лицей, 2000. 8. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. – М.:Просвещение, 1975.                                         Б)Дидактические игры                                          В) Счетный материал. 44. Тематическое планирование. №  п/п 1. Тема занятия Математика – царица  наук. 2. 3.  4.  5. 6.  7.  8. 9. Как люди научились  считать. Как  люди научились  записывать цифры. Все началось с пятерни.  Первобытный  «компьютер», который  всегда с нами. Геометрия вокруг нас. Игра – занятие  «Путешествие по стране  МАТЕМАТИКА» Развивающие игры.  Путешествие по стране  «Красная Шапочка» Цифра ноль. История  открытия ноля. Экскурс в историю  чисел. Основное содержание  каждой темы Значение математики в  жизни людей и общества.  Применение математики в разных сферах  деятельности человека. Правила счета у древних  людей. Отношение  «много» и «один». Счет – требование жизни. Способы записывать  числа. Запись чисел у разных  народов. Первые пять цифр –  самые главные. Ручной  счет разных народов. Геометрические фигуры.  Из истории круга.  Квадрата, треугольника. Пространственные  представления.  Геометрические фигуры.  Решение математических  закономерностей. Загадочная и необычная  цифра, которой  обозначают отсутствие  чего – либо. История чисел от 1 до 10. 5 Виды учебной деятельности Выступление учителя.  Обсуждение в группе  «Математика в жизни  людей». Беседа. Рассказ учителя.  Практическая работа в  парах. Знакомство с научно­ популярной литературой  связанной с математикой. Рассказ учителя. Игры  «Сколько», «Поставь  числа». Творческая работа. Игры:  «Правильно расставь  вагоны», «Рисунок и число» Инсценировка «Круг и  треугольник». Игра  «Танграмм» Математические  лабиринты. Инсценировки.  Магические квадраты. Лабиринты.  Закономерности.                    Графические диктанты.  Игры: «Что изменилось»,  «Найди то что спрятано» Рассказ учителя. Работа с  энциклопедической и  справочной литературой.  Игры  «Число и цифру я  знаю»  Рассказ учителя. Работа с  энциклопедической и  справочной литературой.  Математические цепочки.10. История возникновения  знаков «+»,  «­», «=». 11. История линейки. 12. 13. Праздник от 1 до 10. Внеклассное занятие  «Кто нам в школе  помогает: чертит, пишет и стирает?» 14. Математические игры. Откуда в тетрадках и  учебниках  появились  простые знаки «+», «­»,  «=». Линейке исполнилось 220 лет. Обобщение знаний о  числах. Знакомство со  школьными  принадлежностями:  циркуль, ручка, линейка,  карандаш. Ластик. Обобщение знаний о  числах. Математические ребусы. Задания на развитие  15. 16. Заседание Клуба  знатоков математики.  17. Математический КВН. математического  представления. Отношения «больше»,  «меньше», «равно». Знаки операций сложения и  вычитания. Участие в конкурсах с  математической  направленностью. 18. История игры  «Танграмм». История игры  «Танграмм» 19. Задачи в стихах. Решение занимательных  задач в стихах. 20. 21. Математические сказки. Как родилась линия?  Приключения точки. Час веселой  математики. Участие в  математических  конкурсах. 22. Математический бой. Участие в дидактических  играх соревновательного  характера. 23. Проект «Создание  задачника по  математике» Подбор задач о животных  и растениях нашего края. 6 Рассказ учителя. Работа с  энциклопедической и  справочной литературой. Рассказ учителя. Работа с  энциклопедической и  справочной литературой. Представление –  презентация «От 1 до 10» Инсценировки, сообщения  детей, разгадывание  загадок, чтение  стихотворений. Игры: «Бегущие минутки»,  «Угадай фигуру»,  «Угадайка». Ребусы. Работа в парах и  группах. Математический диктант,  игра «Рыбалка»,  Эстафета. Конкурсы «Сосчитай  треугольники», «Бой  скороговорок»,  «Театрализованный» Рассказ учителя. Работа с  энциклопедической и  справочной литературой.  Складывание фигурок. Самостоятельное решение.  Работа в группах.  Индивидуальная работа. Упражнения в черчении  разных отрезков, сравнение  по длине. Конкурсы «Кто решит  раньше», «Таблица  сложения», «Не собьюсь»,  «По порядку номеров»,  «Узнай свое число». Игры: «В какой дом  отнести телеграмму»,  «Найди себе пару», «Угадай место игрушки»,  «Воздушные шары». Работа в группах и парах.  Работа с  энциклопедической и  справочной литературой.24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. Решение олимпиадных  задач. Математика и  профессии людей. Знакомьтесь:  ПИФАГОР! Задачи повышенной  сложности. Знакомство с  профессиями людей . Вклад Пифагора в  развитие математики. Математические  цепочки. Знакомьтесь:  АРХИМЕД! Решение математических  цепочек. Вклад Архимед в  развитие математики. Практикум «Подумай и  реши» Сложение и вычитание  чисел , решение задач. Игра «Самый  внимательный»  Общественный смотр  знаний Закрепление навыков  сложения и вычитания  через игру. Решение математических  заданий. Коллективная работа.  Работа в группах и парах. Презентация – проект  «Профессии и математика» Рассказ учителя. Работа с  энциклопедической и  справочной литературой. Работа в парах и группах. Рассказ учителя. Работа с  энциклопедической и  справочной литературой. Самостоятельная работа,  решение задач и выражений  на заданные темы. Игра  «Лучший счетчик» Коллективная работа Веселый задачи, решение  примеров, математические  квадраты. Просмотр видеофильмов, кинофильмов по математике. Работа в группе:  инсценирование  загадок, решение задач. 7