Программа кружковой деятельности «Хочу всё знать»

  • Образовательные программы
  • doc
  • 05.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Актуальность: программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры. Новизна: программа основывается на содержании историко-краеведческого материала с учетом регионального компонента. Педагогическая целесообразность: ориентировка на требования общества, раскрытие возможностей личностного роста дошкольников. Особенность программы: создание педагогом условий для активной самореализации, креативности обучающихся. Интеграция занятий. Работа с родителями, сотрудничество с социумом. Цель данной программы: развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательно-исследовательских навыков, приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Задачи: - Познакомить детей с характерными признаками времен года, приметами, пословицами и поговорками; - Познакомить с народными традициями, обычаями, праздниками, народными промыслами. - Знакомство с бытом, утварью, предметами старины; историей города, Родины; - Способствовать формированию всесторонне развитой личности. - Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою родину, край, культурное достояние народа.
Иконка файла материала Кружок. Хочу всё знать.doc
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10» г. Горнозаводска УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МАДОУ «Детский сад №10»  г. Горнозаводска ______________Е.А. Молокова «02» сентября 2014г.  Программа  кружковой деятельности «Хочу всё знать» Образовательная область «Познание» Возрастной диапазон: старший дошкольный возраст Срок реализации: 1 год (2014­2015 учебный год) Руководитель:  Костарева Ольга Васильевна воспитатель  1г. Горнозаводск, 2014 г.  СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка Цель, задачи  Содержание программы Ожидаемые результаты  Литература 3 3          6         10         11 2ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа «Хочу всё знать» реализуется на базе Муниципального автономно его   дошкольного   образовательного   учреждения   «Детский   сад   №   10»   г. Горнозаводска для детей старшего дошкольного возраста. Руководитель: Костарева Ольга Васильевна. Срок реализации – 1 год (2014­2015учебный год). Основной контингент:  дети подготовительной к школе группы. Возрастной диапазон:  6­7 лет. Занятия проводятся:  1 раз в неделю. Актуальность:  программа   определяет   новые   ориентиры   в   нравственно­ патриотическом   воспитании   дошкольников,   основанные   на   их   приобщении   к истокам русской народной культуры. Новизна: программа основывается на содержании историко­краеведческого материала  с учетом регионального компонента. Педагогическая целесообразность: ориентировка на требования общества, раскрытие возможностей личностного роста дошкольников. Особенность   программы:   создание   педагогом   условий   для   активной самореализации,   креативности   обучающихся.   Интеграция   занятий.   Работа   с родителями, сотрудничество с социумом.  Цель данной программы: развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательно­исследовательских навыков,  приобщение   детей   старшего   дошкольного   возраста   к   истокам   русской народной культуры.  Задачи:  ­ Познакомить детей с характерными признаками времен года, приметами, пословицами и поговорками; ­ Познакомить с народными традициями, обычаями, праздниками, народными промыслами. 3­   Знакомство   с   бытом,   утварью,   предметами   старины;   историей   города, Родины; ­ Способствовать формированию всесторонне развитой личности. ­   Воспитывать   чувство   патриотизма,   гордости   за   свою   родину,   край, культурное достояние народа. 1. 2. 3. 4. Специфика работы по данной программы: Стратегической   целью   является   формирование   чувства   патриотизма, формирование базиса культуры личности ребенка. Ключевой   категорией   формирования   базиса   является   «отношение». Система   отношений   ребенка   с   окружающим   миром   должна   носить созидательно­гармоничный характер. Отношение ребенка  к окружающему миру проявляется в процессе поиска и   выражения   собственной   индивидуальности   –   самоактулизации,   что выражается в его творчестве. Творческая деятельность ребенка является не самоцелью, а эффективным средством   формирования   эстетического   отношения   к   миру,   развития художественных способностей, любви к родному краю, знание его истории и культуры.  Общедидактические принципы программы:  Научность;  Систематичность и последовательность;  Доступность;  Наглядность;  Прочность;  Целесообразность;  Сознательность и активность.  Принципы педагогической системы:  Единство   сознания   и   практики,   развитие   психических   процессов   в деятельности;  Принципы гуманизма;  Принципы комплексности;  Принцип индивидуального подхода. Специфические принципы:  Принципы   взаимосвязи   краеведения   с   разными   видами   искусства: поэтическим, музыкальным, художественным творчеством; 4 Принципы   взаимосвязи   разных   разделов   образовательной   работы: развитие речи, ознакомление с окружающим миром;  Принцип сезонности;  Принцип региональности;  Принцип единства и взаимообусловленности восприятия,  исполнительства и творчества. Условия для реализации данной программы:  Отбор и наличие материала;  Социально­эмоциональные   условия   (создание   у   ребенка   чувства внешней   безопасности,   раскованности   и   свободы   за   счет   поддержки взрослыми его творческих начинаний);  Интеллектуальные   условия,   (создаются   путем   решения   творческих задач);  Мастерство и профессионализм  педагога. Методы и приемы, используемые для реализации программы:  Целевые прогулки и экскурсии;  Наблюдение;  Рассказы, объяснения с показом нужных объектов;  Беседы;  Использование художественных произведений;  Использование репродукций, фотографий, иллюстраций;  Использование  аудио  и  видео  материалов;   Встречи с интересными людьми.  Проведение викторин, праздников, развлечений  и т.д.  Программа   «Хочу   все   знать»   разработана   с   учетом   возрастных   и психологических   особенностей   детей.     Построение   занятий   программы предусмотрено   по   принципу   от   простого   к   сложному,   что   предполагает постепенное, заинтересованное усвоение детьми знаний, умений и навыков, т.е. материал усваивается сознательно, активно, прочно, в дальнейшем дети могут свободно реализовать полученные знания на практике. Данная программа заключает в себе неиссякаемые возможности для общего образования,  нравственного, эстетического и физического воспитания  детей. 5СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ Сроки № Тема Содержание  Результат  ь 1 р б я т н е С Вводное занятие. Инструктаж  по ОТ и ТБ. 2 3 4 «Что летом  родится – зимой  пригодится» «Гуляй – да  присматривай» «Знакомство с  горницей! Познакомить детей с предстоящей  работой в кружке «Хочу всё знать».  Проведение вводного инструктажа  по охране труда и технике  безопасности на занятиях. Беседа о лете. Повторение  пословиц, поговорок и песен о лете. Рассказ о первом осеннем месяце,  его приметах. Дидактическая игра  «Овощи­фрукты», песенка­попевка  «Урожайная». Посещение Русской избы в детском  саду. Приобщение к истории,  знакомство с историей жизни  предков, переносясь в далекое  прошлое. Создание положительного  настроя детей на занятия  по ознакомлению с  окружающим миром. Дети  познакомились с правилами поведения на занятиях.  Дети углубили знания о  времени года – лете.  Повторили  песни,  пословицы, поговорки,  стихи о лете, закрепили  знания о признаках лета.  Дети узнали о народном  месяцеслове. Разучили  песенку­попевку  «Урожайная» Дети посетили Русскую  избу в ДОУ, познакомились с предметами быта, с  историей жизни предков. 65 6 «Веселые  ложки» Продолжать знакомить детей с  предметами быта – деревянными  ложками, мисками, кринками,  коромыслом, горшками, ухват  и т.д. Загадывание загадок о предметах  обихода. «Хлеб ­ всему  голова» Знакомство со старинными  способами уборки хлеба (серп) ь 7 р б я т к О «К худой голове  своего ума не  приставишь» Побеседовать с детьми об уме и  глупости. Знакомство со сказкой  «Про Филю», словесная игра. 8 9 10 ь 11 р б я о Н «Мой любимый  город –  Горнозаводск» «Октябрь –  грязник, ни  колесе, ни  полоза не  любит» «Лучше один раз увидеть, чем сто  раз услышать» «Где живет перо  Жар­птицы?» Рассказ об истории г. Горнозаводска (что было раньше на месте нашего  города). Слушание песни о  Горнозаводске, чтение стихов о  городе (местные поэты),  фотовикторина. Беседа о характерных приметах  октября. Рассказать детям о  народном празднике Покрове. Экскурсия в краеведческий музей  города, раздел «Этнографический»  (природа, животные). Познакомить с декоративно­ прикладным искусством  «Хохломская роспись» 12 13 «Лиса  обманщица» Викторина по сказкам.  Разыгрывание сюжета сказки «Лиса  и козёл». Дидактическая игра  «Похвали лису» «Синичкин день» Заключительная беседа об осени.  Рассказ о народных праздниках  «Синичкин день» и «Кузьминка»  (книга «Круглый год») 7 Продолжили знакомство с  предметами быта. Познакомились с орудием  труда предков – серпом,  способами уборки хлеба. Познакомились на примере  народной сказки «Про  Филю» с поступками  людей. Дети познакомились с  историей появления  города, узнали о  строительстве первых улиц, домов, цементного завода.  Слушали стихи и песни о  городе. Дети продолжили  знакомство о народном  месяцеслове. Узнали о  народном празднике  «Покров день».  Расширили представлении  об истории города, природе и животных района В процессе деятельности  дети познакомились с  историей возникновения  хохломской росписи,  освоили элементы росписи  (травный рисунок, осочка,  ягодка, усик, кудрина). Дети рзакрепили знание  русских народных сказок,  разыграли сюжет сказки  «Лиса и козёл»  Дети продолжили  знакомство о народном  месяцеслове – ноябрем.  Отметили народный  праздник «Синичкин день», изготовили кормушки для  птиц.14   15 ь р б а к е Д «Друг за дружку  держаться –  ничего не  бояться» «Здравствуй,  зимушка­зима!» 16 «Светит, да не  греет» 17 18 «Пришла Коляда накануне  Рождества» «С Новым годом – со всем  народом» Рассказ о разных источниках  освещения (от старинных до  настоящих). Показать детям теневой театр с использованием  современного освещения –  настольной лампы. Беседа о рождественских святочных гаданиях. Разучивание с детьми  песенок­колядок. Рассказать детям о традициях  празднования Нового года на Руси.   19 ь р а в н Я «Гуляй – да  присматривай» 20 «Как жили люди  на Руси» 21 «Гжель  прекрасная» Беседа о характерных особенностях  января. Использовать сказку  «Мороз Иванович» или «Морозко».  Загадывание загадок о морозе,  явлениях природы. Пение и  инсценировка выученной  русской  народной песни «Как на тоненький  ледок» Приобщение детей к истокам к  русской народной культуры».  Отметить то общее, что сближает  нас с далекими предками, что  придуманное ими используем мы и  сейчас. Знакомство с гжельским народным  промыслом. 8 Беседа о взаимовыручке и  поддержке, чтение сказки  «Крылатый, мохнатый да масляный» Дети научились на примере сказки помогать друг  другу. Беседа о характерных особенностях  зимы с использованием  соответствующих пословиц,  поговорок. Разучивание русской  народной песни «Как на тоненький  ледок» Дети закрепили знания и  расширили представления  о характерных  особенностях зимней  природы, познакомились с  пословицами, поговорками  и народными приметами о  зиме; разучили песню «Как  на тоненький ледок» Познакомились с историей  появления лампы.   Познакомились с обычаем  русского народа –  колядованием. Разучили  песенки­колядки. Дети познакомились с  народной традицией  русского народа  –  празднованием Нового года (14 января). Дети продолжили  знакомство о народном  месяцеслове – январем.  Закрепили знание русских  народных сказок, загадок,  песен. Узнали о жизни людей в  старину, их обычаи,  традиции  и праздники. Дети познакомились с  историей гжельской  керамики; научились  расписывать эскизы посуды элементами гжельской  росписи (гжельские розаны  и петушки)22 «Составление  письма для  Петрушки»   23 ь л а р в е Ф «Живет в народе песня» Составление детьми письма  Петрушке – другу нашей группы.  Знакомство с народными  традициями – праздником  Масленица. Беседа о русской народной песне, ее значение в жизни русского человека. «Мудреному и  счастье к лицу» Знакомство со сказкой  «Семилетка». Загадывание загадок. 24 25 «Сказка для  Петрушки» 26 «Праздник  красного цвета»   27 т р а М «Нет милее  дружка, чем  родная  матушка» 28 «Путешествие на златогривой  тройке» Самостоятельное рассказывание  детьми русских народных сказок,  присказок, потешек и т.д. Показать  детям, как в пословицах метко  оценены жизненные позиции,  высмеиваются недостатки и  восхваляются положительные  качества людей. Рассказать детям, что значит  красный цвет для русского человека (красный угол, красна девица,  красно солнышко). Этическая беседа о маме с  включением народных пословиц,  поговорок, песенок. Изготовление  подарков для мамы. Знакомство с образом коня в  русском народном декоративно­ прикладном творчестве («Городец»,  «Палех», памятники, народное  катание на тройках). Слушание  народных песен, воспевающих  русскую тройку. 29 Праздник  «Масленица» Продолжить знакомство с  народными традициями – гулянием  «Масленица», проводы русской  зимы. 9 Учились составлять письмо для Петрушки, рассказывая о предстоящем народном  празднике – Масленице. Прослушали русские  народные песни,  побеседовали о её значении в жизни людей. Проанализировали сказку  «Семилетка» и сделали  выводы о нравственных  качествах человека. Дети научились оценивать  поступки героев русских  народных сказок,  сопереживать и  эмоционально откликаться  на содержание  произведений.  Познакомились со  значением красного цвета  на Руси. Побеседовали о маме, дети  рассказали о своей маме,  заботятся о маме и  помогают ей. Изготовили  подарки к 8 Марта.  Дети познакомились с  образом коня, воспетым в   народном творчестве, как  главного помощника в  крестьянском хозяйстве,  его величие, красота и  грация.  Прослушали   народные песни,  воспевающих русскую  тройку. Познакомились с народным праздником – Масленица,  его названиями каждого  дня праздничной недели.   Участие в празднике.30 «Человек без  Родины, что  соловей без  песни» ь 31 л е р п А «Беседа о  народном  юморе» 32 «Дело мастера  боится» 33 «Грач на горе –  весна на дворе» 34 Праздник  «Великая Пасха» й 35 Целевая  а М прогулка.  «Весенняя  капель» «Глиняная  фантазия» 36 37 Праздник  русской березки 38 Итоговое  занятие.  Диагностика  детей Беседа о прошлом нашего родного  края. Познакомить детей с малой  Родиной – Горнозаводском.  Объяснить детям, почему  Горнозаводск называют краем  зеленого золота; великанах леса,  пещерах и исторических природных  памятниках района. Рассказать детям докучные сказки,  небылицы. Прочитать перевертыши,  выучить песенку­дразнилку  «Андрей­воробей», скороговорки,  словесные игры. Рассказ о народном промысле ­   глиняной игрушке. Знакомство с  гончарным делом горнозаводского  цеха керамики. Чтение сказки  «Семь Семионов». Игра «Что нужно для работы» Беседа о весне, пение песен о весне.  Вспомнить с детьми русские обычаи встречи весны. Словесная игра  «Какие краски нужны весне?» Знакомство с народными  традициями, особенностями  празднования Пасхи.  Наблюдение в природе. Беседа об  изменениях в природе весной.  Приметы, поговорки, пословицы.  Дидактические игры. Познакомить детей со свойствами  пластичного материала – глиной (её  целебными и пластичными  свойствами). Самостоятельная  лепка изделий из глины Познакомить детей с исконно  русским деревом – березкой, её  целительными свойствами,  традициями вождения хоровода  вокруг дерева, завязывания  ленточек. Подведение итогов реализации  программы «Хочу все знать».  Выявить уровень освоения детьми  программного содержания  программы. 10 Знакомство с историей  Горнозаводского края. Празднование Дня смеха,  радости, улыбок. Познакомились с  работником гончарного  дела горнозаводского цеха  керамики. Узнали процесс  изготовления глиняной  посуды. Дети продолжили  знакомство о народном  месяцеслове – апреле.  Дети познакомились с  историей празднования  Пасхи на Руси. Освоили  основы декоративной  росписи пасхальных яиц. Продолжать наблюдать об  изменениях, происходящих в природе весной. Дети познакомились со  свойствами глины, освоили  технику и приемы работы  глиной.  Познакомились с символом России – русской березкой, праздником «Троица».  Участие в празднике.  Проведение праздника  «Когда мы вместе – нам  интересно и весело»ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ В итоге реализации программы дети:  Усвоили   материал   о   временах   года,   стали   использовать   в   играх   и   в самостоятельном наблюдении;  Овладели представлениями об истории родного города, Родины;  Узнали о традициях своего народа, стараются следовать им;  Познакомились с предметами старины и узнают их;  Объединение ДОУ и семьи;  Использование   средств   народной   педагогики   с   целью   формирования всесторонне развитой личности. 1.  Акимова А.П. «Экология» М.: 2001 г. ЛИТЕРАТУРА «Детский   Фольклор»    Библиотека   русского   фольклора.   М.Ю.  Новицкая,  И.Н. Райкова, Ф.С. Капица;   «Приобщение   к   истокам   народной   культуры»   О.Л.   Князева,   М.Д. 2. Маханева, «Детство­Пресс», С­П, 2001. 3. Русские   народные   детские   игры   с   напевами:   Сборник   фольклорных материалов. Г. М. Науменко. ­ М., 2003. ­ 544 с. 114. Знакомство   детей   с   русским   народным   творчеством.   Мет.   Пос.   для педагогов дошк. обр. уч. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова ­ СПб, 2008.­ 400 с, ил. 5. Народный календарь ­ основа планирования работы с дошкольниками. Пособие   для   педагогов   дошкольных   образовательных   учереждений. Николаева, Катышева, Комбарова ­ СПб., 2009.­ 304 с 12