Программа кружковой деятельности «Хочу всё знать»
Оценка 5

Программа кружковой деятельности «Хочу всё знать»

Оценка 5
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
Детсад
05.02.2018
Программа кружковой деятельности «Хочу всё знать»
Актуальность: программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры. Новизна: программа основывается на содержании историко-краеведческого материала с учетом регионального компонента. Педагогическая целесообразность: ориентировка на требования общества, раскрытие возможностей личностного роста дошкольников. Особенность программы: создание педагогом условий для активной самореализации, креативности обучающихся. Интеграция занятий. Работа с родителями, сотрудничество с социумом. Цель данной программы: развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательно-исследовательских навыков, приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Задачи: - Познакомить детей с характерными признаками времен года, приметами, пословицами и поговорками; - Познакомить с народными традициями, обычаями, праздниками, народными промыслами. - Знакомство с бытом, утварью, предметами старины; историей города, Родины; - Способствовать формированию всесторонне развитой личности. - Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою родину, край, культурное достояние народа.
Кружок. Хочу всё знать.doc
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10» г. Горнозаводска УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МАДОУ «Детский сад №10»  г. Горнозаводска ______________Е.А. Молокова «02» сентября 2014г.  Программа  кружковой деятельности «Хочу всё знать» Образовательная область «Познание» Возрастной диапазон: старший дошкольный возраст Срок реализации: 1 год (2014­2015 учебный год) Руководитель:  Костарева Ольга Васильевна воспитатель  1 г. Горнозаводск, 2014 г.  СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка Цель, задачи  Содержание программы Ожидаемые результаты  Литература 3 3          6         10         11 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа «Хочу всё знать» реализуется на базе Муниципального автономно его   дошкольного   образовательного   учреждения   «Детский   сад   №   10»   г. Горнозаводска для детей старшего дошкольного возраста. Руководитель: Костарева Ольга Васильевна. Срок реализации – 1 год (2014­2015учебный год). Основной контингент:  дети подготовительной к школе группы. Возрастной диапазон:  6­7 лет. Занятия проводятся:  1 раз в неделю. Актуальность:  программа   определяет   новые   ориентиры   в   нравственно­ патриотическом   воспитании   дошкольников,   основанные   на   их   приобщении   к истокам русской народной культуры. Новизна: программа основывается на содержании историко­краеведческого материала  с учетом регионального компонента. Педагогическая целесообразность: ориентировка на требования общества, раскрытие возможностей личностного роста дошкольников. Особенность   программы:   создание   педагогом   условий   для   активной самореализации,   креативности   обучающихся.   Интеграция   занятий.   Работа   с родителями, сотрудничество с социумом.  Цель данной программы: развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательно­исследовательских навыков,  приобщение   детей   старшего   дошкольного   возраста   к   истокам   русской народной культуры.  Задачи:  ­ Познакомить детей с характерными признаками времен года, приметами, пословицами и поговорками; ­ Познакомить с народными традициями, обычаями, праздниками, народными промыслами. 3 ­   Знакомство   с   бытом,   утварью,   предметами   старины;   историей   города, Родины; ­ Способствовать формированию всесторонне развитой личности. ­   Воспитывать   чувство   патриотизма,   гордости   за   свою   родину,   край, культурное достояние народа. 1. 2. 3. 4. Специфика работы по данной программы: Стратегической   целью   является   формирование   чувства   патриотизма, формирование базиса культуры личности ребенка. Ключевой   категорией   формирования   базиса   является   «отношение». Система   отношений   ребенка   с   окружающим   миром   должна   носить созидательно­гармоничный характер. Отношение ребенка  к окружающему миру проявляется в процессе поиска и   выражения   собственной   индивидуальности   –   самоактулизации,   что выражается в его творчестве. Творческая деятельность ребенка является не самоцелью, а эффективным средством   формирования   эстетического   отношения   к   миру,   развития художественных способностей, любви к родному краю, знание его истории и культуры.  Общедидактические принципы программы:  Научность;  Систематичность и последовательность;  Доступность;  Наглядность;  Прочность;  Целесообразность;  Сознательность и активность.  Принципы педагогической системы:  Единство   сознания   и   практики,   развитие   психических   процессов   в деятельности;  Принципы гуманизма;  Принципы комплексности;  Принцип индивидуального подхода. Специфические принципы:  Принципы   взаимосвязи   краеведения   с   разными   видами   искусства: поэтическим, музыкальным, художественным творчеством; 4  Принципы   взаимосвязи   разных   разделов   образовательной   работы: развитие речи, ознакомление с окружающим миром;  Принцип сезонности;  Принцип региональности;  Принцип единства и взаимообусловленности восприятия,  исполнительства и творчества. Условия для реализации данной программы:  Отбор и наличие материала;  Социально­эмоциональные   условия   (создание   у   ребенка   чувства внешней   безопасности,   раскованности   и   свободы   за   счет   поддержки взрослыми его творческих начинаний);  Интеллектуальные   условия,   (создаются   путем   решения   творческих задач);  Мастерство и профессионализм  педагога. Методы и приемы, используемые для реализации программы:  Целевые прогулки и экскурсии;  Наблюдение;  Рассказы, объяснения с показом нужных объектов;  Беседы;  Использование художественных произведений;  Использование репродукций, фотографий, иллюстраций;  Использование  аудио  и  видео  материалов;   Встречи с интересными людьми.  Проведение викторин, праздников, развлечений  и т.д.  Программа   «Хочу   все   знать»   разработана   с   учетом   возрастных   и психологических   особенностей   детей.     Построение   занятий   программы предусмотрено   по   принципу   от   простого   к   сложному,   что   предполагает постепенное, заинтересованное усвоение детьми знаний, умений и навыков, т.е. материал усваивается сознательно, активно, прочно, в дальнейшем дети могут свободно реализовать полученные знания на практике. Данная программа заключает в себе неиссякаемые возможности для общего образования,  нравственного, эстетического и физического воспитания  детей. 5 СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ Сроки № Тема Содержание  Результат  ь 1 р б я т н е С Вводное занятие. Инструктаж  по ОТ и ТБ. 2 3 4 «Что летом  родится – зимой  пригодится» «Гуляй – да  присматривай» «Знакомство с  горницей! Познакомить детей с предстоящей  работой в кружке «Хочу всё знать».  Проведение вводного инструктажа  по охране труда и технике  безопасности на занятиях. Беседа о лете. Повторение  пословиц, поговорок и песен о лете. Рассказ о первом осеннем месяце,  его приметах. Дидактическая игра  «Овощи­фрукты», песенка­попевка  «Урожайная». Посещение Русской избы в детском  саду. Приобщение к истории,  знакомство с историей жизни  предков, переносясь в далекое  прошлое. Создание положительного  настроя детей на занятия  по ознакомлению с  окружающим миром. Дети  познакомились с правилами поведения на занятиях.  Дети углубили знания о  времени года – лете.  Повторили  песни,  пословицы, поговорки,  стихи о лете, закрепили  знания о признаках лета.  Дети узнали о народном  месяцеслове. Разучили  песенку­попевку  «Урожайная» Дети посетили Русскую  избу в ДОУ, познакомились с предметами быта, с  историей жизни предков. 6 5 6 «Веселые  ложки» Продолжать знакомить детей с  предметами быта – деревянными  ложками, мисками, кринками,  коромыслом, горшками, ухват  и т.д. Загадывание загадок о предметах  обихода. «Хлеб ­ всему  голова» Знакомство со старинными  способами уборки хлеба (серп) ь 7 р б я т к О «К худой голове  своего ума не  приставишь» Побеседовать с детьми об уме и  глупости. Знакомство со сказкой  «Про Филю», словесная игра. 8 9 10 ь 11 р б я о Н «Мой любимый  город –  Горнозаводск» «Октябрь –  грязник, ни  колесе, ни  полоза не  любит» «Лучше один раз увидеть, чем сто  раз услышать» «Где живет перо  Жар­птицы?» Рассказ об истории г. Горнозаводска (что было раньше на месте нашего  города). Слушание песни о  Горнозаводске, чтение стихов о  городе (местные поэты),  фотовикторина. Беседа о характерных приметах  октября. Рассказать детям о  народном празднике Покрове. Экскурсия в краеведческий музей  города, раздел «Этнографический»  (природа, животные). Познакомить с декоративно­ прикладным искусством  «Хохломская роспись» 12 13 «Лиса  обманщица» Викторина по сказкам.  Разыгрывание сюжета сказки «Лиса  и козёл». Дидактическая игра  «Похвали лису» «Синичкин день» Заключительная беседа об осени.  Рассказ о народных праздниках  «Синичкин день» и «Кузьминка»  (книга «Круглый год») 7 Продолжили знакомство с  предметами быта. Познакомились с орудием  труда предков – серпом,  способами уборки хлеба. Познакомились на примере  народной сказки «Про  Филю» с поступками  людей. Дети познакомились с  историей появления  города, узнали о  строительстве первых улиц, домов, цементного завода.  Слушали стихи и песни о  городе. Дети продолжили  знакомство о народном  месяцеслове. Узнали о  народном празднике  «Покров день».  Расширили представлении  об истории города, природе и животных района В процессе деятельности  дети познакомились с  историей возникновения  хохломской росписи,  освоили элементы росписи  (травный рисунок, осочка,  ягодка, усик, кудрина). Дети рзакрепили знание  русских народных сказок,  разыграли сюжет сказки  «Лиса и козёл»  Дети продолжили  знакомство о народном  месяцеслове – ноябрем.  Отметили народный  праздник «Синичкин день», изготовили кормушки для  птиц. 14   15 ь р б а к е Д «Друг за дружку  держаться –  ничего не  бояться» «Здравствуй,  зимушка­зима!» 16 «Светит, да не  греет» 17 18 «Пришла Коляда накануне  Рождества» «С Новым годом – со всем  народом» Рассказ о разных источниках  освещения (от старинных до  настоящих). Показать детям теневой театр с использованием  современного освещения –  настольной лампы. Беседа о рождественских святочных гаданиях. Разучивание с детьми  песенок­колядок. Рассказать детям о традициях  празднования Нового года на Руси.   19 ь р а в н Я «Гуляй – да  присматривай» 20 «Как жили люди  на Руси» 21 «Гжель  прекрасная» Беседа о характерных особенностях  января. Использовать сказку  «Мороз Иванович» или «Морозко».  Загадывание загадок о морозе,  явлениях природы. Пение и  инсценировка выученной  русской  народной песни «Как на тоненький  ледок» Приобщение детей к истокам к  русской народной культуры».  Отметить то общее, что сближает  нас с далекими предками, что  придуманное ими используем мы и  сейчас. Знакомство с гжельским народным  промыслом. 8 Беседа о взаимовыручке и  поддержке, чтение сказки  «Крылатый, мохнатый да масляный» Дети научились на примере сказки помогать друг  другу. Беседа о характерных особенностях  зимы с использованием  соответствующих пословиц,  поговорок. Разучивание русской  народной песни «Как на тоненький  ледок» Дети закрепили знания и  расширили представления  о характерных  особенностях зимней  природы, познакомились с  пословицами, поговорками  и народными приметами о  зиме; разучили песню «Как  на тоненький ледок» Познакомились с историей  появления лампы.   Познакомились с обычаем  русского народа –  колядованием. Разучили  песенки­колядки. Дети познакомились с  народной традицией  русского народа  –  празднованием Нового года (14 января). Дети продолжили  знакомство о народном  месяцеслове – январем.  Закрепили знание русских  народных сказок, загадок,  песен. Узнали о жизни людей в  старину, их обычаи,  традиции  и праздники. Дети познакомились с  историей гжельской  керамики; научились  расписывать эскизы посуды элементами гжельской  росписи (гжельские розаны  и петушки) 22 «Составление  письма для  Петрушки»   23 ь л а р в е Ф «Живет в народе песня» Составление детьми письма  Петрушке – другу нашей группы.  Знакомство с народными  традициями – праздником  Масленица. Беседа о русской народной песне, ее значение в жизни русского человека. «Мудреному и  счастье к лицу» Знакомство со сказкой  «Семилетка». Загадывание загадок. 24 25 «Сказка для  Петрушки» 26 «Праздник  красного цвета»   27 т р а М «Нет милее  дружка, чем  родная  матушка» 28 «Путешествие на златогривой  тройке» Самостоятельное рассказывание  детьми русских народных сказок,  присказок, потешек и т.д. Показать  детям, как в пословицах метко  оценены жизненные позиции,  высмеиваются недостатки и  восхваляются положительные  качества людей. Рассказать детям, что значит  красный цвет для русского человека (красный угол, красна девица,  красно солнышко). Этическая беседа о маме с  включением народных пословиц,  поговорок, песенок. Изготовление  подарков для мамы. Знакомство с образом коня в  русском народном декоративно­ прикладном творчестве («Городец»,  «Палех», памятники, народное  катание на тройках). Слушание  народных песен, воспевающих  русскую тройку. 29 Праздник  «Масленица» Продолжить знакомство с  народными традициями – гулянием  «Масленица», проводы русской  зимы. 9 Учились составлять письмо для Петрушки, рассказывая о предстоящем народном  празднике – Масленице. Прослушали русские  народные песни,  побеседовали о её значении в жизни людей. Проанализировали сказку  «Семилетка» и сделали  выводы о нравственных  качествах человека. Дети научились оценивать  поступки героев русских  народных сказок,  сопереживать и  эмоционально откликаться  на содержание  произведений.  Познакомились со  значением красного цвета  на Руси. Побеседовали о маме, дети  рассказали о своей маме,  заботятся о маме и  помогают ей. Изготовили  подарки к 8 Марта.  Дети познакомились с  образом коня, воспетым в   народном творчестве, как  главного помощника в  крестьянском хозяйстве,  его величие, красота и  грация.  Прослушали   народные песни,  воспевающих русскую  тройку. Познакомились с народным праздником – Масленица,  его названиями каждого  дня праздничной недели.   Участие в празднике. 30 «Человек без  Родины, что  соловей без  песни» ь 31 л е р п А «Беседа о  народном  юморе» 32 «Дело мастера  боится» 33 «Грач на горе –  весна на дворе» 34 Праздник  «Великая Пасха» й 35 Целевая  а М прогулка.  «Весенняя  капель» «Глиняная  фантазия» 36 37 Праздник  русской березки 38 Итоговое  занятие.  Диагностика  детей Беседа о прошлом нашего родного  края. Познакомить детей с малой  Родиной – Горнозаводском.  Объяснить детям, почему  Горнозаводск называют краем  зеленого золота; великанах леса,  пещерах и исторических природных  памятниках района. Рассказать детям докучные сказки,  небылицы. Прочитать перевертыши,  выучить песенку­дразнилку  «Андрей­воробей», скороговорки,  словесные игры. Рассказ о народном промысле ­   глиняной игрушке. Знакомство с  гончарным делом горнозаводского  цеха керамики. Чтение сказки  «Семь Семионов». Игра «Что нужно для работы» Беседа о весне, пение песен о весне.  Вспомнить с детьми русские обычаи встречи весны. Словесная игра  «Какие краски нужны весне?» Знакомство с народными  традициями, особенностями  празднования Пасхи.  Наблюдение в природе. Беседа об  изменениях в природе весной.  Приметы, поговорки, пословицы.  Дидактические игры. Познакомить детей со свойствами  пластичного материала – глиной (её  целебными и пластичными  свойствами). Самостоятельная  лепка изделий из глины Познакомить детей с исконно  русским деревом – березкой, её  целительными свойствами,  традициями вождения хоровода  вокруг дерева, завязывания  ленточек. Подведение итогов реализации  программы «Хочу все знать».  Выявить уровень освоения детьми  программного содержания  программы. 10 Знакомство с историей  Горнозаводского края. Празднование Дня смеха,  радости, улыбок. Познакомились с  работником гончарного  дела горнозаводского цеха  керамики. Узнали процесс  изготовления глиняной  посуды. Дети продолжили  знакомство о народном  месяцеслове – апреле.  Дети познакомились с  историей празднования  Пасхи на Руси. Освоили  основы декоративной  росписи пасхальных яиц. Продолжать наблюдать об  изменениях, происходящих в природе весной. Дети познакомились со  свойствами глины, освоили  технику и приемы работы  глиной.  Познакомились с символом России – русской березкой, праздником «Троица».  Участие в празднике.  Проведение праздника  «Когда мы вместе – нам  интересно и весело» ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ В итоге реализации программы дети:  Усвоили   материал   о   временах   года,   стали   использовать   в   играх   и   в самостоятельном наблюдении;  Овладели представлениями об истории родного города, Родины;  Узнали о традициях своего народа, стараются следовать им;  Познакомились с предметами старины и узнают их;  Объединение ДОУ и семьи;  Использование   средств   народной   педагогики   с   целью   формирования всесторонне развитой личности. 1.  Акимова А.П. «Экология» М.: 2001 г. ЛИТЕРАТУРА «Детский   Фольклор»    Библиотека   русского   фольклора.   М.Ю.  Новицкая,  И.Н. Райкова, Ф.С. Капица;   «Приобщение   к   истокам   народной   культуры»   О.Л.   Князева,   М.Д. 2. Маханева, «Детство­Пресс», С­П, 2001. 3. Русские   народные   детские   игры   с   напевами:   Сборник   фольклорных материалов. Г. М. Науменко. ­ М., 2003. ­ 544 с. 11 4. Знакомство   детей   с   русским   народным   творчеством.   Мет.   Пос.   для педагогов дошк. обр. уч. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова ­ СПб, 2008.­ 400 с, ил. 5. Народный календарь ­ основа планирования работы с дошкольниками. Пособие   для   педагогов   дошкольных   образовательных   учереждений. Николаева, Катышева, Комбарова ­ СПб., 2009.­ 304 с 12

Программа кружковой деятельности «Хочу всё знать»

Программа кружковой деятельности «Хочу всё знать»

Программа кружковой деятельности «Хочу всё знать»

Программа кружковой деятельности «Хочу всё знать»

Программа кружковой деятельности «Хочу всё знать»

Программа кружковой деятельности «Хочу всё знать»

Программа кружковой деятельности «Хочу всё знать»

Программа кружковой деятельности «Хочу всё знать»

Программа кружковой деятельности «Хочу всё знать»

Программа кружковой деятельности «Хочу всё знать»

Программа кружковой деятельности «Хочу всё знать»

Программа кружковой деятельности «Хочу всё знать»

Программа кружковой деятельности «Хочу всё знать»

Программа кружковой деятельности «Хочу всё знать»

Программа кружковой деятельности «Хочу всё знать»

Программа кружковой деятельности «Хочу всё знать»

Программа кружковой деятельности «Хочу всё знать»

Программа кружковой деятельности «Хочу всё знать»

Программа кружковой деятельности «Хочу всё знать»

Программа кружковой деятельности «Хочу всё знать»

Программа кружковой деятельности «Хочу всё знать»

Программа кружковой деятельности «Хочу всё знать»

Программа кружковой деятельности «Хочу всё знать»

Программа кружковой деятельности «Хочу всё знать»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2018