Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"
Оценка 4.6

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
чтение
1 кл—4 кл
31.03.2018
Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"
Рабочая программа «Час чтения» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы начального общего образования по литературному чтению. Данная программа актуальна, потому что недостаточно ребенка научить бегло читать, анализировать художественный текст коллективно, главное - это привитие любви к чтению, потребности общения с литературными героями, а это возможно в том случае, когда ребенок имеет возможность самостоятельного формирования себя как грамотного читателя. А для этого учитель доверяет ему самому разобраться в тайнах тех произведений, которые специально подобраны и соответствуют тому, что изучалось на уроках.
РП Час чтения.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 имени Героя России Марка Евтюхина г. Североморска Мурманской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   «Утверждаю»                                                                                                                                                                           директор МБОУСОШ №7                                                                                                                                                                           ___________ Н.В. Кудрачинская                                                                                                                                                                           «01» сентября 2016г.                                                                             Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Час чтения» для 1­4 классов Составитель: Плешкова Елена Владимировна Принята на педагогическом совете протокол №1 31 августа 2016 года Пояснительная записка Рабочая программа «Час чтения» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образования по литературному чтению, Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России,  планируемых результатов начального общего образования, программы начального общего образования по литературному чтению. Общая характеристика курса Час чтения – время, отведённое в рамках внеурочной деятельности для самостоятельного чтения учащихся. В список книг для часа чтения включены книги из списка «100 книг для самостоятельного прочтения». Рабочая программа углубляет основной курс литературного чтения. Подбор произведений для самостоятельного чтения позволит глубже  исследовать языковые особенности слова, ставит ребенка в рефлексивную позицию, способствует развитию у учащихся познавательного  интереса, проникая в мастерскую авторов художественного текста.                                                                                                                            Данная программа актуальна, потому что недостаточно ребенка научить бегло читать, анализировать художественный текст коллективно,    главное ­ это привитие любви к чтению, потребности общения с литературными героями, а это возможно в том случае, когда ребенок   имеет  возможность самостоятельного формирования себя как грамотного читателя. А для этого учитель доверяет ему самому разобраться в тайнах тех произведений, которые специально подобраны и соответствуют тому, что изучалось на уроках.  Цели программы « Час чтения»:    развитие художественно­творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных  произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности,  умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать; овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших  школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного  опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.   Задачи:  формировать потребности чтения художественной литературы, читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной    читательской деятельности; развивать навыки чтения вслух и «про себя», устной и письменной речи, воображения, творческих способностей ребенка; освоить литературоведческие знания и различные способы деятельности, необходимые для «проникновения» в художественный  текст;  формировать эстетические чувства, художественный вкус; развитие эстетического отношения к жизни; нравственного сознания и  чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки, коммуникативной инициативы, готовности к  сотрудничеству; обогатить представления ребенка об окружающем мире.  Место курса «Час чтения» в учебном плане 1 час в неделю в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности, предусмотренной ФГОС НОО ( 33 часа – 1 класс;  по 34 часа – 2­4 класс). Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса Для решения поставленных задач была определена концепция содержания занятий курса «Час чтения». Отбор литературных текстов  осуществлялся на основе следующих литературно­педагогических принципов: ориентация на региональный список «100 книг для самостоятельного прочтения»; ориентация на читательские интересы ребенка; разнообразие тематики и жанров литературных текстов;  разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые на занятиях по внеклассному чтению, не дублируют, а расширяют и дополняют  литературный материал уроков классного чтения;  важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является принцип художественной значимости изучаемого  произведения. Планируемые  результаты освоения курса «Час чтения» Библиографическая культура является важной составляющей литературного развития согласно требованиям ФГОС . В примерной  перечислены планируемые результаты обучения базового и повышенного уровней, в которые включены умения работать с книгой. Личностные У обучающихся будут сформированы:  положительное отношение и интерес к занятиям  литературного чтения. Обучающиеся приобретают опыт: внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства, собственных  поступков, действий других людей; оценки своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.            У обучающихся могут быть сформированы: представление о добре и зле, общих нравственных категориях; умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями; ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей; внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания;  эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за природой. (внимательное и вдумчивое  отношение к произведениям искусства, явлениям природы) воспринимать на слух художественное произведение, определять произведенное им впечатление; читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию; пересказывать произведение кратко, выборочно, используя соответствующую лексику; объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием; вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы; объяснять действия персонажей; делить произведения на части, озаглавливать их (под руководством учителя); сравнивать героев разных произведений; ставить вопросы к тексту. в процессе размышления над произведением привлекать опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений. Предметные Речевая и читательская деятельность Обучающиеся научатся: • • • • • • • • • Обучающиеся получат возможность научиться: • Творческая деятельность Обучающиеся научатся: • • Обучающиеся получат возможность научиться: • • • • • Литературоведческая пропедевтика Обучающиеся научатся:  выделять рифмы в тексте стихотворения; рассказывать прочитанную сказку от лица персонажа по данному плану; выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста перед группой. читать по ролям художественное произведение; сочинять рассказы, загадки, сказки, продолжения прочитанных произведений; придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям; создавать рассказ на заданную тему по личным впечатлениям; участвовать в инсценировании литературных произведений; Обучающиеся получат возможность научиться:   объяснять переносное значение отдельных слов, фразеологизмов; находить сравнения в тексте произведения;    определять особенности жанра отдельных произведений фольклора; определять отношение автора к персонажам, определять, как оно выражено; выделять слова действующих лиц, автора, описание внешности, поступков героев, описание пейзажа; Метапредметные Регулятивные Обучающиеся приобретают опыт: самостоятельной оценки правильности выполненных действия, внесения корректив; планирования своих действий в соответствии с поставленной целью (например, участие в проектной деятельности).   Познавательные Обучающиеся научатся: прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам; самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике, в сносках к тексту; Обучающиеся получат возможность научиться: сравнивать произведения и героев; устанавливать причинно­следственные связи между поступками героев; находить объяснение незнакомых слов в словаре; находить нужные книги в библиотеке       Коммуникативные Обучающиеся научатся:  оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);    работая в паре, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнёра; задавать вопросы по тексту произведения; сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности (под руководством взрослого) Обучающиеся получат возможность научиться: обсуждать героев литературных произведений: высказывать свое отношение, оценивать высказывание партнера, вырабатывать  общую позицию; аргументировать собственную позицию; получать нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставлять полученные ответы.    Формы организации  занятий:    занятие­диспут,  занятие­спектакль,        занятие­праздник,  занятие­интервью, интегрированное занятие,  конференция,  устный журнал,  конкурсы, литературная игра Представленная   в   программе   система   работы   позволяет   осуществить   внедрение   новых   технологий,   нестандартных   форм   работы   во внеурочной   деятельности,   развить   речь   учащихся,   повысить   учебную   мотивацию   детей   и,   главное,   воспитать   грамотного   читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.  Для современного ребенка необходимо создавать условия, гарантирующие ему открытие целостной картины мира, развитие мотивации к чтению.  Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат: Данная программа реализуется в течение 4 лет во внеурочной деятельности. В конце учебного года проводится литературный праздник, защита читательского формуляра, литературная игра. В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела: 1. Круг чтения. 2. Работа с детской книгой (УУД) Круг чтения  от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально­ нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе­писателе, о теме читаемого произведения, его жанре.  Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребенка, умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять  товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный  характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка. Круг   чтения:  художественная   и   научно­популярная   литература,   произведения   для   самостоятельного   чтения   учащихся   про   себя   и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края. Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор   книг   по   заданным   признакам,   по   рекомендательному   плакату   и   книжной   выставке.   Закрепление   навыка   коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии   авторов   с   их   книгами.   Закрепление   положительного   отношения   к   самостоятельному   чтению   детских   книг   на   уроке   и   во внеурочное   время,   самостоятельное   разучивание   игр   из   книг­сборников,   участие   в   подготовке   выступления   на   утреннике,   умение содержать в порядке классный уголок чтения. Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний о детской литературе, знания детских писателей, названия произведений, знания героев.  Второй уровень результатов  – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, приобретение любимых книг о человеке, семье, Отечестве, природе, мире, знаниях, труде, формирование желания читать, регулярное чтение, рассказ ровесникам о своих любимых книгах, иллюстрирование произведений. Третий уровень результатов  – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия: самостоятельное составление викторины, кроссворда  по любимым произведениям, инсценирование эпизодов произведения, проведение литературных игр для младших товарищей.   Ведущие принципы программы   Художественно­эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших  школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто  познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство  окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в  ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими  видами искусства. Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится  объектом внимания читателя  и осмысливается им как средство создания   словесно­художественного   образа,   через   который   автор   выражает   свои   мысли,   чувства,   идеи.   В   начальной   школе   анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою. Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике. Коммуникативно­речевой   принцип  нацелен   на   развитие   речевой   культуры   учащихся,   на   формирование   и   развитие   у   младших школьников   речевых   навыков,   главным   из   которых   является   навык   чтения.   Задача   занятий   по   литературному   чтению   заключается   в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.  Условия реализации программы Реализация целей  невозможна без использования ресурсов: наличия художественной литературы в школьной, сельской и районной детской библиотеках, учебно­методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, Интернет, электронных презентаций. Учет возрастных и психологических особенностей детей. Отбор   и   расположение   учебного   материала,   применение   различных   методов   и   педагогических   технологий   в   данной   программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения. Программа   ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме  ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики. Ожидаемые результаты (ключевые и общепредметные компетенции). Ученик должен «уметь»: искать: опрашивать окружение; консультироваться у учителя; получать информацию; думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение; оценивать произведения искусства и литературы; сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности; приниматься за дело: включаться в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; организовать свою работу; адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения. Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт   взрослых,   проявить   способность   доказывать   (обосновывать   свою   точку   зрения),   суметь   организовать   взаимосвязь   прошлых   и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными. Тематический план 1 класс В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Произведения сгруппированы по жанрово­тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира. № Основное содержание работы Тема  занятия   1. Литературные сказки В.Берестов   « Мастер птица» 2. Из серии « Мои первые книжки» С.Маршак «Усатый   полосатый»,          «У  солнышка   в гостях». Словацкая сказка. 3. «Ни окошек, ни дверей». Загадки.  Народные и литературные загадки в стихах  и прозе. 4. Русские народные потешки и прибаутки. Литературное слушание, рассматривание книги, выделение понятий: автор,  обложка, страница, иллюстрация, заглавие. Пересказ сюжета по вопросам учителя.  Инсценирование одного эпизода по выбору: Птицы посылают аиста и соловья учиться пению. Аист у мудреца. Соловей у мудреца. Слушание и рассматривание книг, уточнение значений непонятных слов. Хоровое   проговаривание,   работа   с   иллюстрациями,   Разыгрывание диалогов, пересказ по серии картинок   оглавлением. Учимся разгадывать загадки различной тематики. Выделение тематических групп загадок, иллюстрирова­ние. Книжки – самоделки «Загадки для моих друзей Учимся читать  потешки и прибаутки 1 1 1 1 5. «Ребятам о зверятах». Книги о животных. Е.Чарушин «Волчишко» С. Маршак «Детки в клетке» 6. «О хороших людях» С.Сахарнов « Самый  лучший параход». Р.Сеф. «Необычный пешеход» А. Барто «Мы с Тамарой» 7. Русские народные игры. Игра «Вася –  гусёночек» 8 – 9 Ш.Перро «Красная шапочка» Ш. Перро «Мальчик с пальчик» «Лес не школа, а всему учит» Ю.Тувим  «Птичье радио» Н. Сладков «Лесные шорохи» М. Пришвин «Ёж».  Сказки о животных  Русская народная сказка «Петушок –  золотой гребешок»   С. Михалков «Как медведь трубку нашёл» Угадай ­ ка.  Стихи и загадки «Подскажи  словечко»  Стихи и загадки Е. Серова Друзья детства.  К.Чуковский «Бармалей», «Краденое  солнце» Из серии « Мои первые книжки»  К.Чуковский «Доктор Айболит» Ступеньки мастерства А. Томилин «Сказка 10 11 ­ 12 13 14 15 16 1 1 1 2 1 2 1 1 1 1 Слушание, чтение и рассматривание книги Слушание, чтение и рассматривание книги­сборника. Разучивание считалок для выбора ведущих ролей. Разучивание игры по всем  правилам. Чтение и рассматривание книги. Литературное слушание. Чтение, рассматривание книги. Чтение и рассматривание книги Чтение и рассматривание книги – сборника, отыскание знакомых загадок,  воспроизведение тех, которые запомнили. Знакомство с понятием «рифма». Чтение и рассматривание книги. Знакомство с понятием «Сказочный зачин». Чтение и рассматривание книги, выборочное чтение. Чтение и рассматривание книги, словарная работа «мастер на все руки». о Веселом мастере на все руки», Я Аким «Неумейка» О наших сверстниках. Н.Носов «Метро», «Телефон», «Леденец».   А. Соколовский «Бабушкина вешалка», Е.  Благинина «Бабушка­забота» Стихи о родном крае. И. Суриков «Вот моя деревня», А. Блок  «На лугу».  О   героях.  А.Митяев «Богатыри» О доброте.  В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие  листья».  «Поговорим о наших мамах» Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в  тишине», «Вот какая мама!», А. Барто  «Разлука» и др.. «В стране Вообразилии» Б. Заходер «Детям», Э. Успенский «Над  нашей квартирой». Знакомые незнакомцы. Н.Сладков «Как медвежонок сам себя  напугал». Б. Заходер «Русачок». Книги о животных. Е. Чарушин «На нашем дворе»,  Ю. Дмитриев «Дети всякие бывают».  В.Бианки «Хвосты». О любимых игрушках. Э. Успенский «Чебурашка», А. Барто  17 ­ 19 20 21 22 ­ 23 24 25 26 27 ­ 28 29 3 1 1 2 1 1 1 2 1 Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями,  составление характеристики главных героев. Рассматривание сборника стихов И. Сурикова, выразительное чтение.  Заучивание стихотворения наизусть. Литературное слушание, чтение и рассматривание книги, введение понятия  «былина»  Чтение и рассматривание книги. Придумать своё название сказки. Пересказ  сказки от имени девочки, петушка. Рассматривание сборника «О мамах», выразительное чтение.  Заучивание  одного стихотворения наизусть. Рассматривание сборника  Б. Заходера «В стране Вообразилии», выразительное чтение выбранного  стихотворения.  Чтение и рассматривание книги, воспроизведение содержания по  иллюстрациям. Рассматривание сборника книг «О животных», комментированное чтение.  Пересказ по серии картинок, выбрать самый радостный эпизод, самый  грустный. Выделение научно­познавательных сведений. Нарисуй рисунок к  произведению. Рассматривание сборника стихов «Игрушки», выразительное чтение  стихотворений. Вспомнить стихи про зайку, мишку и т.д Осмысление «Игрушки» содержания в форме разгадывания загадок. 30 31 32 33 О чем я мечтаю. В. Катаев « Цветик – семицветик»  Про школу. С.  Баруздин « Как Алёше  учиться надоело» Экскурсия в школьную библиотеку. Итоговое занятие.  Игра – викторина «Угадай сказку» 1 1 1 1 Литературное слушание, чтение и рассматривание книги. Разучивание  волшебной песенки. Рисование цветика ­ семицветика. Соотнесение  эпизодов сказки с лепестками волшебного цветка. Литературное слушание, рассматривание книги: содержание, иллюстрации;  творческое чтение. Знакомство с хранилищем книг. Работа с выставкой книг. В результате реализации программы учащиеся  1 класса должны уметь:  Узнавать   и   различать   такие   жанры   литературных   произведений,   как   сказка   и   рассказ,   стихотворение,   и   произведений   фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка,  прибаутка.  Сочинять собственные загадки, считалки. Коллективно придумывать различные концовки к известным сказкам.  Отвечать на вопросы по содержанию текста.  Воспроизводить содержания текста по вопросам или картинному плану.  Подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом.  Раскрывать   содержания   иллюстраций   к   произведению,   соотнесение   их   с   отрывками   рассказа,   нахождение   в   тексте   предложений, соответствующих им.  Уметь сопоставлять слова, близких по значению; понимать их значения в контексте: различение  простейших случаев многозначности слов,   Отыскивать   в   тексте   (с   помощью   учителя)   слов   и   выражений,   характеризующих   событие,   действующих   лиц,   картины   природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин.  Рисовать иллюстрации к произведениям, составлять рассказ по собственному рисунку.  Сравнивать предметы загадки и отгадки, находить в них общее, ценить образность в изображении предмета загадки. В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного  творчества: фольклор, русская  и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской 2 класс литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей. Среди произведений учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации. № 1 2 3 4 5 6 ­ 7 8 9 Тема  занятия Основное содержание работы Стихи о школе и детях     С.Я.Маршак  «Первый день календаря», «Про одного  ученика и шесть единиц» А.Плещеев «Чему в школе учат» Сказки о животных  В. Сутеев «Мышонок и карандаш». Р.  Киплинг «Слонёнок» Загадки о животных.                             Сеф «Ключ от сказки», К.И.Чуковский  «Загадки»,  Русские народные загадки. Учись дружить.                                  Е.Пермяк «Два рассказа», «Самое  страшное», В.А.Осеева «Пёрышко» Здравствуй, осень! М. Пришвин «Листопадничек» Худому делу ­ худой конец.   Итальянская сказка «Как осёл  петь  перестал», С. Баруздин «Кляксы», В.Берестов «Змей – хвастунишка» и др.  Стихи о Родине. Могилевская «Сказка о громком  барабане», Стихи о Родине. Весёлые стихи.                                                Д.Хармс « Иван Торопышкин»    1 1 1 1 1 2 1 Рассматривание книг в классном уголке чтения, приносить книги из дома,  показывать друзьям.  По желанию выучить одно стихотворение о школе  наизусть. Определение особенностей жанра сказок о животных.  Пересказ по  иллюстрациям. Принести в читательский уголок свою книгу сказок о  животных. Учить отгадывать загадки, находить ключевые слова, ориентировать в теме чтения по заглавию. Разучить одну загадку наизусть. Поиск загадок для  составления классного сборника загадок. Выразительное чтение с интонацией сочувствия, обиды, сопереживания.  Найти пословицы о дружбе и друзьях Определять жанр произведения и тему, составлять план произведения.  Подготовка рисунков «Здравствуй, осень, золотая!» Учить работать с книгой: обложка, иллюстрации, автор, тема, жанр.  Придумать своё оригинальное продолжение сказки. Чтение и рассуждение о прочитанном. Подготовить выразительное чтение  стихотворений  о Родине. Подбор книг для тематической выставки книг «О Родине» Обзор различных изданий одного произведения.  Придумать и нарисовать  свою обложку книги к понравившемуся произведению. Э. Мошковская «Хитрые старушки» С.Маршак «Пудель», «Багаж» «На ярмарке»  Малые фольклорные жанры. Сказки о животных.                               В.  Сутеев «Палочка – выручалочка», «Мешок  яблок», «Яблоко» Рассказы о животных.                                   Р. М.Пришвин «Лисичкин хлеб», «Гаечки»,  «Этажи леса» К.Ушинский Рассказы и  сказки, «Орел»  Забавные стихи. А.Барто « Дом  переехал»,  Хармс «12 поваров», «Иван   Иваныч Самовар», « Иван Торопышкин»    Э. Мошковская «Хитрые старушки» Сказки и стихи  о приключениях и  волшебстве.     Е.Благинина «Чудесные  часы», « Стихи о ёлке». Н. Носов  «Приключения Незнайки и его друзей» Рассказы и стихи о подвигах. М.Зощенко  «Самое главное» Емельянов «Храбрая  девочка» и др. 1 1 1 1                1 3 2 10 11 12 13 14  ­  16 17 ­ 18 Выделение отличительных особенностей русского фольклора. Выучить   потешку, считалку, небылицу. Определение темы чтения с опорой на иллюстрации, заглавие, фамилию  автора. Сочинение сказки о неживом предмете  ( портфель, кружка, ботинок, ручка и т.д.) Отработка связи « писатель ­ книги – тема». Принести картинки,  иллюстрации, фотографии с изображением птиц .  Выразительное чтение с интонацией юмора, радости.  Обратить внимание  на связь « тема – автор». Выбор отрывка для заучивания наизусть. Детальный анализ произведения. Отработка связи «жанр – книги», уметь  читать надписи на обложке при усложненном оформлении книг. Сочинить  стихи о своих друзьях Упражнять в умении предугадывать примерное содержание по названию,  началу, иллюстрациям ,используя внешние приметы или прежний опыт.  Характеристика поступка, героев. 19 20 21 ­ 22 Тебе смешно, а мне до сердца дошло.        Е. Чарушин «Кошка Маруська», В.Осеева « Кто всех глупее». Сказки о настоящей дружбе. Афганская  сказка « Волк – ябедник» Африканская  сказка «Вот так дружба!» О героизме и трусости.                         С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое»,  «Пожар», Артюхова                  « Трусиха»,  С.Михалков «Прививка»,                                К.Ушинский «Трусливый Ваня» 23 Нет лучше дружка, чем родимая  матушка.                                                          Е.Благинина « Вот какая мама», «Бабушка  ­ забота», Емельянов « Рассказы о маме»  Панькин « Легенда о матерях»   Трутнева «  Проталинки» 24 25 ­ 26 Жизнь дана на добрые дела.           Б.Житков « Помощь идет»  Е.Пермяк  «  Пичугин мост» Произведения о ребятах – сверстниках.  Киселев « Мальчик Огонек», С.Михалков   « Про мимозу» Н. Г. Гарин­ Михайловский  «Тёма и Жучка» 27 Родину – мать учись защищать.          А.Гайдар « Поход», «Сказка о военной  1 1 2 1 1 2 1 Умение найти название книги на корешке. Тема и жанр произведения.  Выразительное чтение с интонацией сочувствия, грусти, радости. Разграничивать книгу – произведение и книгу – сборник. Выделение  основных характеристик «настоящего друга» по прочитанным сказкам.  Составить рассказ о своём лучшем друге. Выборочное чтение характеристики главных героев. Озаглавливание  тематической выставки. Отбирать, рассматривать и приносить в класс  книги о храбрости.   Знакомство с понятием «легенда». Выразительное чтение стихотворений,  анализ содержания. Сочинение стихов о маме и для мамы. Выделение ключевых эпизодов по вопросам учителя.  Закрепление всех  приобретенных знаний. Составление рассказа о своём добром поступке. Установка на знакомство с книгой, начиная с фамилии автора (знаком –  незнаком). Интонированное чтение произведений. Составление  характеристики положительного и отрицательного героев. Пересказ от  лица главного героя. Детальный анализ произведений, характеристика черт характера. Учить тайне»   С.Могилевская «Рассказ о смелом  барабанщике» 28 Книги о ребятах и их делах.                           29 А.Барто « Было у бабушки 40 внучат»  С.Маршак «Чижи»  Там, где раз пророс вопрос, зреет крепкий  разум.                                                                Китайская народная сказка « Ребёнок и  мудрец»,  « Отчего у белого медведя нос  черный» Юсупов « Почему у лягушки нет хвоста» 30 Весна, весна на улице, весенние деньки!  Б.  Заходер «Товарищам детям», Э.  Шим    «  Чем встречают весну?» Э. Шим «Чем пахнет весна». 31 Знай и люби родную природу! Е. Чарушин «Большие и маленькие», «Про  Томку» Снегирев « Про пингвинов» Г. Скребицкий «Колючая семейка» 32 Произведения о растениях.                    Э. Шим «Неслышные голоса» Н.Павлова «  Живая бусина» 33 Сказки народов родного края. 34 Все  за одного, а один за всех, тогда и в  деле будет успех.                                             Н.Носов «Огурцы», А. Гайдар «Чук и Гек» озаглавливать тематическую выставку. Подобрать пословицы и поговорки   о Родине. Выделение для себя нравственных качеств. Выделение поведенческих характеристик героев для дальнейшего  инсценирования. Выбор для себя роли в инсценировке Умение находить в книгах общие признаки. Подумать, на какой вопрос вам хотелось бы получить ответ.  Обратить внимание на связь « тема – автор». Передача весеннего  настроения при выразительном чтении. Придумать своё название  стихотворениям. Словесное изображение весенних картин Обобщить прочитанное, нахождение логических связей в произведении.  Пересказ по плану. Устанавливать  связь « автор – книга – тема». Выделение ключевых  эпизодов произведений. Знакомство с особенностями сказок разных народов, их оформление. Формирование нравственной позиции младшего школьника. Повторение  правил гигиены чтения. Составление вопросов по произведению. 1 1 1 1 1     1 1  В результате реализации программы учащиеся 2 класса должны: знать названия, основное содержание изученных  литературных произведений, их авторов;                уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой  план; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой  на авторский текст,  оценивать события, героев произведения; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); создавать небольшой устный текст на заданную тему; приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные; различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный  лист, иллюстрация, аннотация); самостоятельного чтения книг; высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии); самостоятельного выбора и определения содержания книги по  ее элементам; работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).   Внутри литературных разделов выделяются тематические подборки произведений о природе и детях, юмористические произведения, а также   стихи   и   рассказы   из   детских   журналов.   Среди  произведений   классиков   русской   и   современной   литературы   учитель   выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации. 3 класс № 1. 2. Тема  занятия Основное содержание работы Стихотворные сказки. А.Пушкин «Сказка о золотом петушке»  Детские энциклопедии. Энциклопедии  о растениях, животных,  географии, истории и т.д. 1 1 Особенности стихотворных сказок. Сравнение сказок разных авторов.  Выучить отрывок наизусть Особенности энциклопедических публикаций. Находить в большом  потоке информации интересующую информацию 3. 4. 5 ­  6 7 8 ­  9 10 Стихи о природе. Страницы русской  классики.                                                      Ф.Тютчев, И.Суриков, А.Блок, И. Бунин, С.Есенин, А.Плещеев Рассказы современных писателей о  детях.  Т. Лихоталь «Синяк»,  Рассказы В. Драгунского «Сестра моя  Ксения», «Что я люблю», «….И чего не  люблю», «где это видано, где это  слыхано» Волшебный мир сказок Бажова. П. Бажов «Огневушка ­ поскакушка»,  «Змейка», «Каменный цветок» Произведения о тех, кто трудится.       Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», В. Осеева «Простое дело" Книги о природе и человеке.                  М.Пришвин «Гаечки»  Р.Киплинг  «Маугли»  Б.Житков «Мангуста» Рассказы о животных. Л.Толстой « Как волки учат своих  детей», К.Паустовский «Барсучий нос» 11 Книги о ребятах и их делах. А.Гайдар «Тимур и его команда». 12 Произведения о долге и храбрости. И. Тургенев «Капля жизни» 13 Произведения о мамах и детях. А. Милн «Непослушная мама» 1 1 2 1 2 1 1 1 1 Рифма, строфа, олицетворение, сравнение, эпитет. Основы  стихосложения: синквейн Рассуждать о прочитанном, сравнивать с реальными жизненными  ситуациями. Сочинить свой рассказ «Что я люблю» Выделение особенностей уральских сказаний. Мини­рассказ «Я умею, я могу» Рассуждать с опорой на прочитанное произведение. Находить ответы на  вопросы в произведении. Деление произведения на смысловые части. Находить в произведении  понравившиеся отрывки. Чувства, эмоции героев и  читателей. Мастерство писателя. Работа с текстом: выборочный пересказ, устное иллюстрирование.  Пересказ отрывка прочитанного произведения. Выставка книг  А.П.Гайдара. Составление характеристики героя по его поступкам и жизненным  ситуациям. Найти и принести книги с произведениями о долге и  храбрости. Выставка книг о долге и храбрости. Выразительное чтение стихотворений: передача любви и уважения  тембром  и темпом чтения. Выучить стихотворение о маме. Конкурс  стихотворений о маме. 14 15 16 Сказки  о приключениях детей. И. Сигсгорд « Палле один на свете» и др. Весёлые истории.                             М.Зощенко « Глупая история»                   И. Сухин «Вот такой затейник» Сказки народов разных стран. Арабская сказка «Синбад – мореход»,  «Али – Баба и сорок разбойников» 17  Книги о дружбе и взаимопомощи.           Ю. Куклачев «Мои друзья кошки» В. Дуров «Наша Жучка» и др. 18 Книги писателей, которые  иллюстрируют свои произведения.          Е.Чарушин,    В. Голявкин 19 Как рождается герой. Б.Заходер « История гусеницы», Ю.  Мориц « Жора Кошкин», Л.Яхнин «  Лесные жуки» 20 Люби живое. М.Пришвин «Рождение кастрюльки», Д.  Мамин – Сибиряк «Емеля – Охотник» 21 По страницам детских журналов. Ю.Ермолаев «Соседка по парте»,  журнал «Мурзилка» ­ «Уроки этикета» Твоя книжная полка. Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома», «Приключения Толи Клюквина»,  «Дневник Коли Синицына» Страна Фантазия.                                     Л. Кэррол «Алиса в Зазеркалье» 22  ­  23 24  ­  1 1 1 2 1 1 1 1 2 3 Литературное слушание. Анализ произведения. Иллюстрация с  комментариями, составление вопросов по тексту. Составление  кроссворда с использованием составленных вопросов Особенности произведений юмористического жанра. Особенности арабских сказок. Иллюстрация с комментарием (отрывок из  произведения к иллюстрации). Особенности произведений, написанных  не писателем, а людьми разных  профессий. Мини сочинение «Моя кошка», «Собака­друг человека».  Газета с фотографиями, рисунками и сочинениями «Мои друзья –кошки,  собаки» Работа художника­иллюстратора. Значение иллюстрации в раскрытии  содержания произведения.  Иллюстрирование понравившегося эпизода. Темп чтения, передача настроения голосом. Выразительное чтение  выбранного стихотворения. Конкурс на лучшего чтеца. Отражение биографии и интересов писателя в его произведениях.  Выразительное чтение отрывка произведения. Анализ поступков героев, предложение своего решения проблемы, ссоры  возникшей среди героев произведения. Формулирование своего  отношения к происходящему в произведении Детальный анализ произведения. КВН « С героями Н.Носова» Анализ произведения по вопросам учителя. Подготовка иллюстрации к игре   «   Угадай   произведение,   зачитай   отрывок»   Игра«   Угадай 26 27 28 29  ­  30 Д. Родари «Приключения Чиполлино»,  «Приключения голубой стрелы»  «Джельсомино в Стране Лжецов» Стихи о родине поэтов родного края. Разножанровые произведения о  ратных подвигах  родного народа. К.Ушинский «Александр Невский», А.  О. Ишимова «История России в  рассказах для детей». Зарубежные писатели детям.                «Пеппи длинный чулок», Р.Распе  «Самый правдивый человек на земле» 31 Мифы и легенды древней  Греции.Рождение героя, Геракл в Фивах, Немейский лев. Книги, которые надо читать долго. А. Волков «Волшебник изумрудного  города» 32  ­  33 34 КВН « В стране Читалии» произведение, зачитай отрывок» Патриотизм и любовь к родине в стихотворном жанре. Подготовка к  выразительному чтению. Конкурс на лучшего чтеца. История на страницах художественных произведений. Поиск  произведений по теме занятия. Оформление читательского уголка,  экскурсия к памятнику воинам ВОВ. Особенности произведений зарубежных писателей имена героев, бытовые  особенности, обычаи и т.д. Составление вопросов по услышанному  отрывку  произведения. Выразительное чтение  отрывка с коротким  комментированием общего сюжета. Литературное понятие «миф», «легенда». Сравнение  жанра «Мифы» со  сказкой. Пересказ выбранного мифа или легенды. Составление  кроссворда «О мифах и легендах». Особенности чтения книг большого объёма. Составление плана, опорные  слова и предложения. Читательская конференция по произведению  «Волшебник изумрудного города».  Читательская конференция по  произведению «Волшебник изумрудного города» 1 1 2 1 2 1 В результате реализации программы учащиеся  3 класса должны уметь:  Самостоятельно делить текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного, определять с помощью учителя темы произведения и его смысла в целом.  Составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя.  Словесно рисовать картины к художественным текстам.  Составлять рассказ о своих наблюдениях из жизни школы, своего класса.  Самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих  лиц, природы и описания событий.  Сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков (с помощью учителя).   Понимать образные выражения, используемые в книге.   Ориентироваться   в   книге:   самостоятельное   нахождение   произведения   по   его   названию   в   содержании,   отыскивание   в     книге произведений, близких по тематике, самостоятельное составление заданий к тексту.  Коллективная драматизация художественных произведений.   Введение игровых ситуаций, которые помогут детям выступить в роли поэта, писателя, исполнителя и зрителя;  Коллективное   обсуждение   творческих   работ,   воспитание   доброжелательного   отношения   детей   к   результатам   творческих   поисков одноклассников. 4 класс Расширяется   круг   произведений   отечественной,   зарубежной   классики   и   современной   детской   литературы,   усложняется   содержание произведений. Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации. Тема  занятия № 1 О чём рассказывают журналы? Детская периодическая печать:  журнал «Музрилка», «Юный  натуралист», «Весёлый затейник» и  т.д. «Где, что, как и почему?» Книги­справочники, энциклопедии 2 3 4 «Вчера и сегодня» Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах – ученых  изобретателях «Каким ты был, мой ровесник, в  годы Великой Отечественной  войны ?» Книги о ребятах­сверстниках,  участниках ВОВ. 1 1 1 1 Основное содержание работы Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгах ­ справочника. Изготовление книжки­самоделки  «Знаете ли вы?». Работа со справочной детской литературой. Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгах­справочниках. Изготовление книжки­самоделки  «Знаете ли вы?». Работа со справочной детской литературой. Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме.  Выделение из прочитанных книг особенно интересных сведений из науки и техники.  Анализ и оценка умения коротко, понятно, интересно рассказать о  прочитанной книге. Знакомство с аннотированным рекомендательным  указателем книг и приёмами аннотирования. Оформление аннотаций на  прочитанные книги. 5 6 ­ 7 8 ­ 10 11 ­ 13 14 ­ 16 «Из истории нашей Родины»               Книги о далеких по времени событиях и людях, оставшихся в памяти народа  на века. Знакомство с творчеством С.  Алексеева. «В путь, друзья!» Книги о путешествиях и  путешественниках, настоящих и  вымышленных «Обыкновенная биография в  необыкновенное время» Художественные произведения,  автобиографии, письма, дневники А.  Гайдара; воспоминания, заметки о А.  Гайдаре. «Родные поэты».                                   Стихи поэтов – классиков 19­начала  20 века для детей: В. Жуковский, К.  Рылеев, Е. Баратынский, А. Кольцов,   М. Лермонтов, Н. Огарев, Н.  Некрасов, С. Дрожжин и др. «Творцы книг»                                         Рассказы о писателях, о художниках  иллюстраторах и о тех, кто книги  печатает. (Н. Шер «Рассказы о  русских писателях», К. Паустовский  «Далекие годы»­ повесть о детстве и  юности, Г. Скребицкий «От первых  проталин до первой грозы»­ повесть о детстве.) 1 2 3 3 3 Рассказы о героях прочитанных книг, составленные по разным  источникам. Выделение книг С. Алексеева и знакомство с творчеством  этого писателя. Устное аннотирование книг по теме урока. Чтение  рассказов и очерков о героях наших дней из детской периодики, в  Интернете. Анализ книг. Выделение эпизодов, воспитывающих чувство юмора,  любознательность, наблюдательность, внимание. Подготовка и  проведение литературного марафона «В путь, друзья!» ­ по материалам  прочитанных книг Знакомство с новым видом издания – с собранием сочинений писателя. Выборочное   чтение,   пересказ,   декламация   отрывков,   воссоздающих образ   А.   Гайдара   –   бойца,   писателя,   гражданина.   Оформление презентации «Книги Гайдара и о Гайдаре». Знакомство с широким кругом поэтов­классиков, с тематикой их  творчества. Чтение избранных стихов наизусть. Чтение стихов ряда  поэтов­классиков. Отбор нескольких стихотворений для чтения вслух,  наизусть. Литературная игра «Знаешь ли ты поэтов­классиков?» Беседа о том, с какими книгами познакомились, кто какое направление  выбрал для самостоятельного чтения, о чем узнал. Коллективная  презентация «Творцы книг». Оформление выставки книг  приключенческого жанра. 17 ­ 19 20 ­ 22 23 ­ 24 «Бороться и искать, найти и не  сдаваться!» Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ»  Кир Булычов «Гостья из будущего»  В.Губарев «Путешествие на  Утреннюю Звезду» «От благодарных читателей»            М.Твен «Приключения Тома Сойера»  Д.Свифт «Путешествие Гулливера» «Современные писатели ­ детям» Е.Велтисов «Мальчик из чемодана»,  «Миллион  и один день каникул»  В. Медведев «Баранкин будь  человеком»    25 Мир детства в рассказах А. П.  Чехова «Вертел», «Скрипач Яшка»  «Детвора» «Каштанка» «С моей книжной полки»                     В. Гауф «Карлик Нос», «Маленький  Мук» Х.К.Андерсен «Русалочка» 26 ­ 28 29  Путешествие по сказкам братьев  Гримм.  Сказки братьев Гримм 30  Картины русской природы в  произведениях писателей родного  края 32 Мир детства на страницах русской  3 3 2 1 3 1 1 Углубленное рассмотрение книг приключенческого жанра.  Литературная викторина по произведениям раздела «Зарубежная  приключенческая классика» Анализ книг. Выделение эпизодов, воспитывающих чувство юмора,  любознательность, наблюдательность, внимание, уважение  к старшим.  Формулирование своего отношения к происходящему в произведении,  составление характеристики главных героев. Знакомство с широким кругом современных писателей, с тематикой их  творчества. Анализ произведений. Выбор отрывка, пересказ от своего  имени. Составление вопросов по данным произведениям. Оформление  выставки книг. Самопрезентация «Книга, которую советую вам  прочитать» Рассказы о героях прочитанных книг, составленные по разным  источникам. Выделение книг  А. П. Чехова  и знакомство с творчеством  этого писателя. Устное аннотирование книг по теме урока.  Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме.  Составление заданий по данным произведениям (вопросы, кроссворды,  ребусы, пиктограммы и т.д.  Литературная игра «Ты мне, я тебе» по  прочитанным произведениям. Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме.  Составление заданий по данным произведениям (вопросы, кроссворды,  ребусы, пиктограммы и т.д.   Литературная викторина по сказкам  братьев Гримм Знакомство с широким кругом современных писателей, с тематикой их  творчества. Анализ произведений. Выбор отрывка, пересказ от своего  имени. Составление вопросов по данным произведениям. Оформление  выставки книг.  Анализ и оценка умения коротко, понятно, интересно рассказать о ­ 33 классики 19 – 20 веков Д. Мамин – Сибиряк «Емеля –  охотник», А. Куприн «Белый   пудель», К. Станюкович «Максимка» 34 Викторина «По страницам  любимых книг». 2 1 прочитанной книге. Знакомство с аннотированным рекомендательным  указателем книг и приёмами аннотирования. Оформление аннотаций на  прочитанные книги. Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между Определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; передавать содержание прочитанного в виде краткого, В результате реализации программы учащиеся 4 класса должны:  частями прочитанного текста,  полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа;   Придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;   Составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);   Вводить в пересказы­повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;  Выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;  Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;  Уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;  К концу обучения в начальной школе, в результате освоения содержания программы литературного кружка «Как хорошо уметь читать…» у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы  познавательной деятельности, готовность обучающихся к дальнейшему образованию. Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания. Материально­техническое обеспечение 1. Региональный список «100 книг для самостоятельного прочтения». 2. М. Юдаева. Внеклассное чтение 1 класс. М.: Самовар, 2011г. 3.  Большая хрестоматия для начальной школы.­ М.: Издатель Махаон, 2010г. 4. Детские энциклопедии, журналы, справочники и другая аналогичная литература. 5. http:/mirknigsch.ru  6. http:/razumniki.ru 7. Мультимедийное оборудование. 26

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"

Программа курса по внеурочной деятельности "Час чтения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2018