ПРОГРАММА курса «Правоведение» для учащихся 5 – 9 классов
Оценка 4.8

ПРОГРАММА курса «Правоведение» для учащихся 5 – 9 классов

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
воспитательная работа +1
5 кл—9 кл
17.03.2019
ПРОГРАММА курса «Правоведение» для учащихся 5 – 9 классов
К числу наиболее острых проблем современной общественной жизни отно-сятся резкий, если не катастрофический всплеск преступности среди школьников, распространение аморализма и жестокости в молодёжной среде, трудности школы и учителя в попытках сдержать натиск антисоциальных проявлений. Трудно назвать другую проблему современной молодёжи, которая бы волновала общественное мнение так же, как проблема антисоциального поведения, правонарушения несовершеннолетних. Предлагаемая программа поможет решить ряд педагогических задач.
программа по граждановедению.doc
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное специальное (коррекционное) учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Асбестовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №5» ПРОГРАММА курса «Правоведение» для учащихся 5 – 9 классов                                                                    Составитель:                                                                           Юдина И.Н.                                                                     Должность                                                                                         воспитатель ГПД                                                                                      I квал. категории   Асбест 2015 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная записка ………………………………………………………… 3  2. Условия реализации программы ………………………………………………. 4 3. Содержание обучающего курса ………………………………………………... 4 4. Требования к результатам реализации программы …………………………... 5 5. Методы, средства и способы оценки эффективности программы …………... 6 6. Список литературы (основной и дополнительной) …………………………... 8 7. Учебно – тематическое планирование …………………………………….. 9 ­ 13 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА              К   числу   наиболее   острых   проблем   современной   общественной   жизни   относятся   резкий,   если   не   катастрофический   всплеск   преступности   среди школьников,   распространение   аморализма   и   жестокости   в   молодёжной   среде, трудности   школы   и   учителя   в   попытках   сдержать   натиск   антисоциальных проявлений. Трудно назвать другую проблему современной молодёжи, которая бы волновала общественное мнение так же, как проблема антисоциального поведения, правонарушения несовершеннолетних.         Тревога   общественности   заставляет   государство   искать   пути     её   решения. Реальная   борьба   с   безработицей,   решение   жилищной   проблемы,   повышение материального   уровня, организация   социальной помощи многодетным семьям, поддержка   воспитанников   детских     домов,   создание   условий   для   молодёжного досуга – всё это требует от государства больших денег, долгого времени и не даёт скорого   эффекта.   А   результаты   нужны   сейчас,   немедленно.   Понимая ограниченность   возможностей   школы   влиять   на   динамику   подростковой преступности,   государство   всё   –   таки   предпочитает   видеть   в   ней   наиболее удобный   инструмент   сдерживания   роста   преступлений.     Необходим   поиск специфической для каждой школы педагогической системы, адекватной местной специфике   и  особенностям   социальных  влияний   на  учащихся.  Отечественная   и мировая   практика   свидетельствует,   что   хорошо   организованная   воспитательная система,   включающая   современные   педагогические   технологии,   может   дать немалые результаты прежде всего в отношении подростков из группы риска. Это те   молодые,   социально   незрелые   люди,   развитие   которых   осложнено   влиянием отрицательных социально­ психологических факторов: сложностями адаптации к учебно­воспитательному   процессу   и   к   жизни   школы;   проблемами   семейных взаимоотношений; подверженностью негативному воздействию средств массовой информации; неблагоприятным социальным окружением и др.         В   нашей   коррекционной   школе   обучаются   и   воспитываются   социально   – депривированные дети и подростки: педагогически запущенные, с недостатками эмоционально – волевой сферы. Они имеют дефицит социализации в обществе, они легко   попадают   под   преступные   влияния.   Наши   обучающиеся   воспитанники особенно   нуждаются   в   получении   дополнительных   знаний   по   правовому воспитанию. Поэтому появилась необходимость для них разработать программу по правоведению.   Программа   составлена   на   основе   Федерального   компонента Государственного стандарта основного  общего  образования и программы курса права   для   общеобразовательных   учреждений   для   5   –   11   классов   (авторы составители:   В.В.Спасская,   С.И.Володина,   Е.А.Певцова   /   Российский   Фонд Правовых Реформ. Проект «Правовое образование в школе». – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2002). В основу программы 3 положены   материалы   Всеобщей   декларации   прав   ребёнка,   Конвенции   о   правах ребёнка, Конституция РФ, закона РФ «Об образовании». Рабочая программа рассчитана на 18 часов из расчета 2 часа в месяц.       Цель программы:  Создание   условий   для   формирования   у   воспитанников   гражданской ответственности   и   правового   самосознания,   духовности   и   культуры, самостоятельности,   толерантности,   способности   к   успешной   социализации   в обществе. Задачи:  Сформировать   у   воспитанников   представления   о   содержании   и   тенденциях развития отечественного уголовного права, необходимые гражданину России;  Создать   целостное   представление   о   личной   ответственности   человека   за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным правом;  Развить   отрицательное   отношение   к   правонарушениям   как   фактору, подрывающему материальное и психологическое благополучие граждан;  Предупредить   об   опасности   свойственных   подростковому   возрасту необдуманных действий, которые могут привести к совершению преступления. Планируемый результат:  Обучающиеся воспитанники владеют правовыми знаниями, используют знания в повседневной жизни.  Повышенный уровень самосознания воспитанников, чувство ответственности за свои поступки, за своё поведение.  Сокращение количества воспитанников входящих в группу риска.  УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Предлагаемая программа поможет решить ряд педагогических задач:  Способствовать  развитию навыков самостоятельного осмысления социальных явлений;  Развивать   независимость,   самостоятельность   и   критичность   суждений   об основных   сферах   жизни   общества:   организации   и   функционировании государственной   власти;   экономическом   развитии;   политике   в   области образования и культуры; защите прав человека;  Поддерживать   и   развивать   высокий   нравственный   уровень   в   классном коллективе, в отношениях педагога и учащихся;  Преодолевать   стереотипы   в   оценках   окружающих   людей   и   явлений, способствовать развитию гуманистического отношения к миру.  Условием решения образовательных задач являются: а)   образовательная   среда   (уклад   школы),   обеспечивающая   детям   умение отстаивать  свои права, участвовать  в выработке правил и норм, регулирующих отношения   в   школе;   возможность   реальной   пробы   себя   в   социально­правовых ситуациях; б) учебные мероприятия двух типов: 4 ­   учебный   курс,   включающий   элементы   теории   права,   обеспечивающие представление о праве как особой предметно­практической области, сведения об основных   правах   и   свободах   человека,   о   различных   отраслях   права,   способах реализации и защиты своих прав; ­ практикумы, способствующие формированию практических навыков правового поведения в реальной жизни. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧАЮЩЕГО КУРСА       Содержание программы развёртывается от человека к обществу, от учёта его личных качеств к развитию навыков и норм поведения, что приводит к осознанию и накапливанию жизненного опыта. Главный герой курса является человек во всей его многогранности и многоликости, живущих в обществе людей, где у каждого множество своих проблем; человек от которого, в конечном счёте, зависит очень многое:   личное   благополучие   его   семьи,   жизнь   местного   сообщества,   успехи   и достижения его страны.   Программа   предусматривает   формирование   у   воспитанников   общеучебных   умений   и   навыков,   универсальных   способов   деятельности   и   ключевых компетенций.   В   этом   направлении   приоритетами   в   области   познавательной деятельности являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата);   участие   в   проектной   деятельности,   в   организации   и   проведении учебно­исследовательской   работы:   выдвижение   гипотез,   осуществление   их проверки,   владение   приемами   исследовательской   деятельности,   элементарными навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…». В области информационно­коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной   информации   по   заданной   теме   в   источниках   СМИ;   извлечение необходимой   информации   из   источников,   созданных   в   различных   знаковых системах   (текст,   таблица,   график),   отделение   основной   информации   от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача   содержания   информации   адекватно   поставленной   цели  (сжато,  полно, выборочно);   умения   развернуто   обосновать   суждения,   давать   определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных   конкретных   примерах,   владение   основными   навыками   публичных выступлений.  В  области рефлексивной  деятельности   обеспечивается   понимание ценности   образования   как   средства   развития   культуры   личности;   объективное оценивание   своих   учебных   достижений,   поведения,   черт   своей   личности,   учет мнения   других   людей   при   определении   собственной   позиции   и   самооценке, владение   навыками   организации   и   участия   в   коллективной   деятельности: постановка   общей   цели   и   определение   средств   ее   достижения,  конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию. ТРЕБОВАНИЯ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 5 Результаты работы по программе приведены в разделе «Требования к уровню подготовки   обучающихся   воспитанников»,   который   полностью   соответствует стандарту. Требования направлены  на реализацию личностно ориентированного, деятельностного   и   практикоориентированного   подходов;   освоение   учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными   в   повседневной   жизни,   позволяющими   ориентироваться   в окружающем мире, значимыми для защиты прав и законных интересов граждан и подержания правопорядка в обществе. Рубрика   «Знать/понимать»   включает   требования   к   учебному   материалу, который усваиваются и воспроизводятся учащимися. Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности,   в   том   числе   творческой:   объяснять,   изучать,   распознавать   и описывать,   выявлять,   сравнивать,   определять,   анализировать   и   оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации.  В  рубрике  «Использовать   приобретенные   знания   и  умения   в   практической деятельности   и   повседневной   жизни»   представлены   требования,   выходящие   за рамки   учебного   процесса   и   нацеленные   на   решение   разнообразных   жизненных задач. Эти требования, как и некоторые другие результаты обучения, связанные с реализацией   целей   воспитания   и   развития   личности   учащихся,   могут   быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке. Требования к уровню подготовки В результате обучающийся воспитанник должен знать/понимать:  права   и   обязанности,   ответственность   гражданина   как   участника   конкретных правоотношений;   механизмы   реализации   и   способы   защиты   прав   человека   и гражданина   в   России,   органы   и   способы   международно­правовой   защиты   прав человека.  уметь:  правильно употреблять основные правовые понятия;  характеризовать:  основные   черты   отечественного   уголовного   права, вступления в силу законов;    объяснять:  взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства;   различать:  полномочия   правоохранительных   органов,   прокуратуры;   порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;  приводить   примеры:  различных   видов   правоотношений,   правонарушений, ответственности;  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной помощью;   анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации. 6  выбора   соответствующих   закону   форм   поведения   и   действий   в   типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;  изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;  решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций). МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ Методы  используемые   воспитателем   для   определения   уровня   тех   или   иных качеств подготовки обучающихся воспитанников?  Самая большая и популярная группа этих методов – это опросы. С их помощью выявляются   ценностные   ориентации   воспитанников,   знания,   установки, отношения к сверстникам, окружающему миру и себе.   Метод  наблюдения  –   наиболее   доступный   способ   получения   знаний   о воспитанниках.   Метод беседа – обязывает прислушиваться к суждениям окружающих ребёнка, чтобы правильно определить сущность формирующейся личности.   Метод анкетирования – позволяет выяснить не только мнение воспитанников по интересующим вас вопросам, но и выявить их склонности, связи, оценочные суждения.  Метод  суждения   взглядов,   позиций.  Форма   данного   метода   позволяет обращаться к воспитанникам с просьбой, высказать своё мнение, дать совет, как относиться к определённому явлению, поведению, проблеме. 7 УЧЕБНО ­ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5 КЛАСС Раздел. Тема. «О государстве и праве» № п/п I. 1.1 Документы международного и областного значения 1.2 Что такое государство. Что такое власть 1.3 Что такое федерация 1.4 Флаг. Герб. Гимн. П. 2.1 От чего зависят поступки человека. 2.2 2.3 Права человека и гражданина III. 3.1 Что такое общество 3.2 Нормы жизни в обществе «О человеке и гражданине» Гражданин. Обыватель. «Об обществе и людях» Кол­во часов 4 1 1 1 1 3 1 1 1 4 1 1 i 8 «Человек в обществе» 3.3 Что такое нация 3.4 Семья IV. 4.1 Достоинства и недостатки человека 4.2 Честь 4.3 Жадность 4.4 V. 5.1 Правонарушения 5.2 Курение. Пьянство. Наркомания. IV. Итоговое занятие. Игра «Человек и закон» Зависть «Жизнь даётся один раз» Итого: УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  6 КЛАСС Раздел. Тема. «О государстве и праве» Закон на нашей земле №  п/п I. 1.1 1.2 Диктатура. Демократия. 1.3 Для чего нужен суд. Какой нам нужен суд 1.4 Армия. Какая армия нам нужна. II. 2.1 Человек среди людей 2.2 Ребёнок и его права 2.3 Человек в семье 2.4 Мораль и право 2.5 Равноправие граждан «Человек в обществе» 1 1 4 1 1 1 1 2 1 1 1 18 Кол­во часов 4 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 9 «Реформы в обществе и государстве» «Достоинства и недостатки человека» III. 3.1 Совесть 3.2 Доброта и гуманность 3.3 Злобность и жестокость 3.4 Национализм и фашизм IV. 4.1 Для чего нужны реформы 4.2 Что такое рыночная экономия V. «Жизнь даётся один раз» 5.1 Здоровье человека 5.2 Токсикомания и наркомания VI. Итоговое занятие. Игра «Человек и закон» Итого: УЧЕБНО ­ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 7 КЛАСС Раздел. Тема. «О государстве и праве» «О правонарушениях и наказаниях» №  п/п I. 1.1 По страницам истории II. 2.1 Сколько стоит спокойная жизнь 2.2 Правонарушение и преступление 2.3 Что такое вина. Что такое ответственность. 2.4 Взыскания и наказания III. «О причинах правонарушений» 3.1 Что изучает криминология 3.2 Что такое правопорядок 3.3 Милиция 3.4  Аморализм. Бездуховность 3.5 Безнаказанность IV. 4.1 Корыстные и некорыстные преступления 4.2 Вымогательство V. 5.1 Преступление против чести и достоинства «О преступлениях против личности» «О преступлениях против собственности» 4  1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 1 18 Кол­во часов 1 1 4 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 2 1 1 3 1 10 «О преступной группе» 5.2 Преступления против здоровья и жизни 5.3 Преступления против половой неприкосновенности VI. 6.1 Как попадают в преступную группу 6.2 Ответственность за групповое преступление VII. Итоговое занятие. Игра «Человек и закон» Итого: 1 1 2 1 1 1 18 УЧЕБНО ­ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  8 КЛАСС Раздел. Тема. Кол­во часов 5 1 1 1 1 1 2 1 1 3 1 1 1 2 1 1 11 Гражданин, власть, демократия. №  п/п «О государстве и праве» I. 1.1 Листая старые страницы 1.2 О правовом государстве   1.3 1.4 Президент. Парламент. Правительство. 1.5 Что такое судебная власть. Прокуратура. II. 2.1 О счастье и смысле жизни. О гражданине. 2.2 Общение. Человек в неформальной группе. III. «О правах и свободах человека» 3.1 3.2 Право на жизнь. Право на свободу и неприкосновенность. 3.3 Свобода передвижения и эмиграция. IV. 4.1 Обязанности и ответственность 4.2 Уплата налогов. Служба в армии. «Об обязанностях гражданина» «Человек в обществе» Зачем человеку права «Современная семья» «Жизнь даётся один раз» V. 5.1 Создание семьи 5.2 Женщина в семье. Мужчина в семье. VI.  6.1 О курении и пьянстве 6.2 О наркомании 6.3 СПИД ­ чума XXI века VII. Итоговое занятие. Игра «Человек и закон» Итого: УЧЕБНО ­ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН    9 КЛАСС Раздел. Тема. «О государстве и праве» № п/п I. 1.1 ООН и международно ­ правовые аспекты 1.2 Политические права и свободы 1.3 Экономические права и свободы 1.4 Конституция ­ договор между гражданами 1.5 Суверенитет Российской Федерации 1.6 Президент России и его полномочия. Правительство. 1.7 Высшие судебные органы и прокуратура II. 2.1 Что такое личность 2.2 Правоспособность и дееспособность гражданина III. 3.1 3.2 Женщина в обществе и в семье 3.3 Мужчина в обществе и в семье IV. «Гражданин и собственность» «Современная семья» Заключение брака. Расторжение брака. «О человеке и гражданине» 2 1 1 3 1 1 1 1 18 Кол­во часов 7 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 3 1 1 1 3 12 4.1 Что такое гражданское право 4.2 Право собственности. Купля­продажа. 4.3 Права потребителя. Защита прав потребителя. V. 5.1 Уголовная ответственность 5.2 Преступления против личности VI. Итоговое занятие. Игра «Человек и закон» «Преступления и наказания» Итого: 1 1 1 2 1 1 1 18 ЛИТЕРАТУРА А.Б. ДрахлерГраждановедение. 7 класс: рабочая тетрадь к учебнику Я.В. Соколова «Граждановедение». – 7­е изд., доп. – М. : Дрофа, 2005. А.Б. ДрахлерГраждановедение. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику Я.В. Соколова «Граждановедение». – 4­е изд., доп. – М. : Дрофа, 2005. В.А.   Вакуленко,   Е.А.   Уколова,   Е.С.   Королькова.   Инновационные   методы преподавания права иколе. ­ М., 2002. Е.А. Певцова. Основы правовых знаний. Практикум. ­ М., 2001. Е.А. Певцова. Право. 8 класс. ­ М., 2001. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. ­ М., 2007; Комментарий к Трудовому кодексу. ­ М., 2007; Комментарий к Уголовному кодексу РФ. ­ М., 2007; Комментарий к Административному кодексу РФ. ­ М., 2007; Комментарий к Семейному кодексу РФ. ­ М., 2007; Н.Г. Суворова. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний». 8­9 классы: пособие для учителя. ­ М., 2002; Н.Г. Суворова. Методическое пособие к учебнику «Граждановедение». 7 классы: ­ М., 2005; Организация внеурочной работы по праву / Н.Н. Михайлова, А.Н. Иоффе, Е.С. Королькова. ­ М., 2002. Правовое образование в школе. Региональный опыт. Вып. 1,2. ­ М., 2002. Сборник образцов гражданско­правовых документов. ­ М., 2007. С. И. Володина, A.M. Полиевктова, В.В. Спасская и др. Основы правовых знаний: учебник для 9 классов. В 2­х кн. ­ М., 2002. 13 Теоретические и методические основы преподавания права в школе. ­ М., 2002; Я.В. Соколов. Российская Конституция. Пособие по курсу «Граждановедение» для учащихся основной и средней школы, их родителей и учителей. – М., Научно – внедренческий Центр «Гражданин», 1995. Я.В.  Соколов.   Граждановедение.  Учебное   пособие   для  учащихся 5  классов,   их родителей   и   учителей.   –   4­е   изд.   –   М.,   Научно   –   внедренческий   Центр «Гражданин», 1998. Я.В.  Соколов.   Граждановедение.  Учебное   пособие   для  учащихся 6  классов,   их родителей   и   учителей.   –   4­е   изд.   –   М.,   Научно   –   внедренческий   Центр «Гражданин», 1998. Я.В.  Соколов.   Граждановедение.  Учебное   пособие   для  учащихся 7  классов,   их родителей   и   учителей.   –   4­е   изд.   –   М.,   Научно   –   внедренческий   Центр «Гражданин», 1998. Я.В.  Соколов.   Граждановедение.  Учебное   пособие   для  учащихся 8  классов,   их родителей   и   учителей.   –   4­е   изд.   –   М.,   Научно   –   внедренческий   Центр «Гражданин», 1998. Я.В.  Соколов.   Граждановедение.  Учебное   пособие   для  учащихся 9  классов,   их родителей   и   учителей.   –   4­е   изд.   –   М.,   Научно   –   внедренческий   Центр «Гражданин», 1999. 14

ПРОГРАММА курса «Правоведение» для учащихся 5 – 9 классов

ПРОГРАММА курса «Правоведение» для учащихся 5 – 9 классов

ПРОГРАММА курса «Правоведение» для учащихся 5 – 9 классов

ПРОГРАММА курса «Правоведение» для учащихся 5 – 9 классов

ПРОГРАММА курса «Правоведение» для учащихся 5 – 9 классов

ПРОГРАММА курса «Правоведение» для учащихся 5 – 9 классов

ПРОГРАММА курса «Правоведение» для учащихся 5 – 9 классов

ПРОГРАММА курса «Правоведение» для учащихся 5 – 9 классов

ПРОГРАММА курса «Правоведение» для учащихся 5 – 9 классов

ПРОГРАММА курса «Правоведение» для учащихся 5 – 9 классов

ПРОГРАММА курса «Правоведение» для учащихся 5 – 9 классов

ПРОГРАММА курса «Правоведение» для учащихся 5 – 9 классов

ПРОГРАММА курса «Правоведение» для учащихся 5 – 9 классов

ПРОГРАММА курса «Правоведение» для учащихся 5 – 9 классов

ПРОГРАММА курса «Правоведение» для учащихся 5 – 9 классов

ПРОГРАММА курса «Правоведение» для учащихся 5 – 9 классов

ПРОГРАММА курса «Правоведение» для учащихся 5 – 9 классов

ПРОГРАММА курса «Правоведение» для учащихся 5 – 9 классов

ПРОГРАММА курса «Правоведение» для учащихся 5 – 9 классов

ПРОГРАММА курса «Правоведение» для учащихся 5 – 9 классов

ПРОГРАММА курса «Правоведение» для учащихся 5 – 9 классов

ПРОГРАММА курса «Правоведение» для учащихся 5 – 9 классов

ПРОГРАММА курса «Правоведение» для учащихся 5 – 9 классов

ПРОГРАММА курса «Правоведение» для учащихся 5 – 9 классов

ПРОГРАММА курса «Правоведение» для учащихся 5 – 9 классов

ПРОГРАММА курса «Правоведение» для учащихся 5 – 9 классов

ПРОГРАММА курса «Правоведение» для учащихся 5 – 9 классов

ПРОГРАММА курса «Правоведение» для учащихся 5 – 9 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2019