Программа лагеря дневного пребывания "Добродельцы"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 23.08.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа лагеря дневного пребывания предназначена для детей с 6 до 14 лет. Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к разнообразному социальному опыту, созданию в лагере стиля отношения сотрудничества, содружества, сотворчества, участие детей в управлении детским оздоровительным лагерем. Реализация цели и задач программы "Добровольцы" основана на добрых делах, акциях.Программа лагеря дневного пребывания "Добровольцы"
Иконка файла материала Муниципальное бюджетное образовательное учреждение.doc
РЕКОМЕНДОВАНО  на заседании методического совета Протокол № ___ от «   » _____ 201__ Председатель МС _____________ Т.П. Губкина УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Средняя  общеобразовательная школа №11» _______________ Т.А. Демидова приказ №______ от  «___»_____ 201__ г. Министерство образования и науки Российской Федерации Управление образования администрации Ангарского муниципального образования Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11»     Авторская педагогическая разработка комбинаторного  типа Программа лагеря дневного пребывания «Добродельцы» (для детей 6 – 14 лет) Автор разработки: Главаля Ирина Геннадьевна, социальный педагог высшей квалификационной категории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №11» г. Ангарскаг. Ангарск, 2018 год I. Пояснительная записка Актуальность  Разработка данной программы была вызвана актуальностью проблемы переоценки нравственных   ценностей   среди   подрастающего   поколения.   Программа   «Добродельцы» решает   не   только   общие   задачи   отдыха   детей   в   летний   период,   развития   их интеллектуальных и творческих способностей, но и воспитания у детей школьного возраста нравственных   качеств   (доброжелательности,   честности,   отзывчивости,   ответственности, любви и уважения), формирования у них потребности изучения духовно­ нравственных традиций. Перед   большинством   родителей   встает   вопрос   о   том,   каким   образом   дать полноценный, правильно организованный летний отдых своим детям.    Школа   находится   в   микрорайоне   частной   застройки,   где   нет   учреждений дополнительного образования и культурных центров. В микрорайоне живут, в основном, социально   незащищенные   семьи,   родители   работают   на   низкооплачиваемых   работах. Каждая пятая семья в школе ­ неполная. Поэтому так необходима непрерывная работа с детьми и подростками, нуждающимися в педагогическом контроле и помощи.  В   последние   годы   возросло   внимание   к   организации   детских   оздоровительных площадок   с   дневным   пребыванием   детей.   Они   выполняют   очень   важную   миссию оздоровления   и   воспитания   детей,   когда   многие   семьи   находятся   в   сложных экономических и социальных условиях.  Посещая школьный лагерь дневного пребывания, ребенок   не   отрывается   от   семьи,   находится   под   присмотром   педагогов,   своевременно накормлен, занят интересными делами, а вечером и в выходные дни находится в кругу семьи. Для родителей важен ещё и тот факт, что педагоги являются работниками школы, в которой учится их ребенок и им хорошо знакомы, поэтому мамы и папы спокойны за своих детей.       Образовательная деятельность  в рамках смены «Добродельцы» предусматривает воспитательные   мероприятия,   связанные   с   историей   добровольческой   деятельности   в России, изучением духовно нравственных традиций и истории родного края. Участвуя   в   различных   мастер­классах     по   интересам   («Оригами»,   декоративно­ прикладного творчества) предоставленные педагогами из Музея минералов, дети в летний период получают дополнительную информацию, приобретают     новые     навыки, имеют возможность реализовать свои способности. На основе развития навыков моделирования, конструирования,   изготовления   поделок   из   различных   материалов,   в   процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира. Оздоровительная   деятельность  способствует   формированию   культуры   физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своём здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока имеется   детская площадка на территории детского сада, работа  инструктора по физической культуре. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы.  Культурно­досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие   конкурсы   рисунков,   изготовление   плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.). Получение   новых   знаний   при   подготовке   к   мероприятиям   различной   направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою   очередь,   сказывается   на   изменении   личностного   поведения   каждого   члена коллектива.   частушек;   стихов,Социальная работа ­ общение в совместной деятельности для обеспечения партнерского взаимодействия   юных   волонтеров   и   людей  пожилого   возраста.   Умение   владеть, сформированными   качествами     личности   (доброжелательностью,   отзывчивостью, тактичностью,   ответственностью,   гуманизмом   и   др.)   необходимыми   для   социальной работы с людьми старшего возраста.  Новизна Новизна   программы   прослеживается   в   широком   приобщении   детей   к разнообразному социальному опыту, созданию в лагере стиля отношений сотрудничества, содружества,   сотворчества,   участия   детей   в   управлении   детским   оздоровительным лагерем. Разработка программы организации летней занятости обучающихся в пришкольном лагере дневного пребывания вызвана:  повышением   спроса   родителей   и   детей   на   организованный   отдых школьников;  работой   по   укреплению   здоровья   обучающихся   и   формированию   у   них потребности здорового образа жизни;  необходимостью   использования   богатого   творческого   потенциала подростков и педагогов в реализации целей и задач программы;  работой по приобретению социального опыта.  Коллектив   детской   оздоровительной   площадки   с   дневным   пребыванием «Добродельцы» ставит перед собой:  Цель: Создание   условий   для   приобретения   навыков   социальной     работы   с   одинокими стариками,   ветеранами.   Обеспечение   личностного   роста   подростков   путем активизации   их   творческого   потенциала,   самоопределения   и   самореализации   в различных видах деятельности.  Задачи:  1. Создать   условия,   благоприятствующие   формированию   личности,   способной самостоятельно строить свою жизнь на принципах добра, истины, красоты. 2. Развивать инициативу у ребят   по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании престарелым и одиноким людям, ветеранам и инвалидам. 3. Воспитывать   доброту,   чуткость,   сострадание,   сопереживание,   терпимость   и доброжелательность. 4. Организовать   сбалансированное   калорийное   питание,   активный   отдых   детей   в познавательном и развлекательном направлениях. 5. Пропагандировать здоровый образ жизни. Мотивационное обеспечение программы Данная программа – это система свободных, не организуемых жёстко пространств, в центре которой находится ребёнок. Она ориентирует каждого педагога на максимально внимательное отношение к каждому ребёнку, предоставляет ему возможность заниматься самостоятельными   поисками   и   добиваться   прогресса   в   самостоятельно   выбранном направлении.                 В этой системе основной акцент делается на удовлетворение интересов, желаний и потребностей ребёнка, самостоятельное планирование им своего времени, осуществление выбора занятия в соответствии со своими интересами Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены:  Безусловная безопасность всех мероприятий  Учет особенностей каждой личности Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой  деятельности всеми участниками лагеря  Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня  Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря  Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и  взрослых  Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать  свое мнение о прошедшем дне Условия реализации программы. 1. Нормативно­правовые условия: Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г. Положение о лагере дневного пребывания. Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания. Правила по технике безопасности, пожарной безопасности. Рекомендации   по   профилактике   детского   травматизма,   предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере. Инструкции по организации и проведению экскурсий. Приказы Управления образования. Должностные инструкции работников. Сан   Пин   «Гигиенические   требования   к   устройству,   содержанию   и организации   режима   работы   в   оздоровительных   учреждениях   с   дневным пребыванием детей в период летних каникул» Заявления от родителей. Приказы по лагерю. Акт приемки лагеря. Содержание и формы реализации Реализация   цели   и   задач   программы   «Добродельцы»   основана   на   добрых   делах, акциях.   Лагерь   «Добродельцы» состоит их 2 отрядов: со своими названиями, девизами, символикой и атрибутикой, которая обсуждается, выбирается и изготавливается детьми. Программа «Добродельцы» как   средство   реализации   поставленных   целей   и   задач включает в себя следующие направления: Патриотический. Спортивно­оздоровительный. Творческий ­ культурный.  Социальный ­ военный. 1. Патриотический блок:   позволяет в сочетании с духовно­нравственными  мероприятиями создать доброе, чуткое  отношение  у детей, развивать у них нравственные  качества, как ответственность, дружбу. Задачи: Знакомство с историей своего края;    Развитие чувства ответственности за себя и своих товарищей;   Формирования чувства патриотизма;  Основные формы проведения:  Игра «Поиск  клада на улицах Китоя»;  Китойская игротека;  Экскурсии по улицам Китоя. 2. Спортивно – оздоровительный  и лечебно­профилактический блок:                        основанием для посещения лагеря служат заключение и рекомендации врача­ специалиста. Система работы в данном блоке включает в себя: Организацию   двигательной   деятельности   ­   народные   игры   на   свежем   воздухе, спортивные игры в спортивном зале, спортивной площадке, в игровых комнатах;   Оздоровительный режим дня;  Комплекс профилактических и закаливающих мероприятий:        утренняя гимнастика (элементы дыхательной гимнастики) посещение бассейна принятие солнечных ванн принятие воздушных ванн босоногохождение витаминизация прием фиточая  Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного   момента,   помимо   физического   развития   и   закаливания,   ­   создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день. Народные   игры   способствуют   созданию   хорошего   эмоционально   окрашенного настроения у детей, развитию   физических качеств и воспитанию дружбы. Медицинский работник школы проводит с детьми профилактические беседы  « Вред табакокурения»,   «Здоровое   питание»,   «Последствия     пассивного   образа   жизни», «Осторожно – КЛЕЩ!»; с педагогами – «ПМП при солнечном ударе», «ПМП при ушибах, растяжениях» и другие. 3. Творческий – культурный  блок. Творческая   деятельность   –   это   особая   сфера   человеческой   активности,   в   которой личность   не   преследует   никаких   других   целей,   кроме   получения   удовольствия   от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков. Формы организации творческой деятельности:  Изобразительная деятельность (оформление отряда, конкурс рисунков «А в нашем лагере…»);  Дни театра;  Игровые творческие программы  к тематическим дням;  Театральные капустники.   Акция «библиотека»   4. Социальный – военный блок. В данном блоке ребята вместе выполняют важную и полезную работу (помогают  в уборке памятника павшим в ВОВ,  концерт с приглашением людей старшего возраста), а также общаются, узнают культуру  своего    народа (рассказы людей старшего возраста), обучаются новым интересным вещам и делятся опытом.   Акция «Встал утром – прибери свою планету»  Акция «Чтобы помнили» (уборка памятника)  Акция «Митинг» Мониторинг Игровая   цель   ­   приобретение   определенных   навыков   и   умений   в   какой­либо   области, проявление уже имеющихся способностей. За активное участие в жизни лагеря, каждый ребенок будет получать «Смайлик». «Смайлики» дают возможность ребенку продвигаться по лестнице своих успехов, получая «звания»:  Хороший товарищ­ 10 «смайликов»  Добродетель – 25 «смайликов»  Супер ­ Добродетель  50 «смайликов»   Успехи ребят учитываются в «личной трудовой книжке» каждого участника смены.Критерий результативности в лагере. Активность  оценивается  как  работа  всего  лагеря  в  сумме  очков, так  и  индивидуально каждого участника лагерной смены, которая отражается в «Летописи». «+» За участие во  всех акциях получает 10 очков «­» Теряет очки за нарушение дисциплины: самовольный уход из лагеря – 5 очков курение – 5 очков драку – 10 очков Снимаются очки со всего города за несоблюдение  чистоты: в отряде ­ 2 очка в буфете ­ 2 очка в лагере ­ 2 очка Опоздания на общие построения, мероприятия – (1  минута – 1 очко)       За занятые места в общелагерных спортивных  соревнованиях присуждаются: 1 место – 9 очков 2 место – 8 очков 3 место – 7 очков За участие в коллективных программах  получает: 1 место – 9 очков 2 место – 8 очков 3 место – 7 очков 4 место – 6 очков В играх – за каждый правильный ответ – 1 очко За несоблюдение правил техники безопасности – 4 очка В   конце   лагерной   смены   подводятся   итоги:   подсчитывается   количество   заработанных «смайликов», которые можно обменять на товар (сувениры и подарки) продаваемый на заключительной ярмарке. II. Календарный план профильной смены 05.06.2018 год Творческий  Минутка здоровья.  Подготовка визитной  карточки отряда  Шоу­программа «Ура,  каникулы!» (открытие  лагерной смены.)  Конкурсная программа  «Дорогою добра» (ДК). 11.06.2018 год Безопасный  Минутка здоровья.  Мастер –класс «Соленое  тесто».  Тематическая дискотека  «Нас предупреждают, мы  предупреждаем» (беседа  инспектора КДНиЗП).  Планетарий.  06.06.2018 год Художников 07.06.2018 год Кладов  Минутка здоровья.  Мастер – класс «Музей  асфальтовой живописи»  Конкурс рисунков на асфальте «А у нас хорошая погода».  Спортивные игры «Украденный  полдник», «Зеленая пятка».  Минутка здоровья  Бассейн.  Акция «Наша  безопасность».  Игра «Поиск  клада на  улицах Китоя». 13.06.2018 год Патриотический 14.06.2018 год Оздоровительный  Минутка здоровья.  Мастер – класс по технике чтения.  Конкурс чтецов «Я люблю тебя,  Россия»  Бассейн.  Минутка здоровья.  Акция «Здоровье не  купишь – его разум  дарит!»  Спортивные соревнования. 15.06.2018 год Театральный 18.06.2018 год Литературный 19.06.2018 год Сказки  Минутка здоровья.  Игра «Цветик – Семицветик».  Театральный капустник.  Бассейн.  Минутка здоровья.  Путешествие в литературный  Китой. к/т Родина    Подвижные игры на воздухе  Минутка здоровья.  Бассейн.  Акция «Библиотека»  (викторина по сказкам  Пушкина А.С.).20.06.2018 год Пожарная  безопасность  Минутка здоровья.  Акция «Честь пожарным»  Комический футбол.  21.06.2018 год Священная  Минутка здоровья.  Акция «Помощь старшим»  (украшение двора).  Бассейн. 25.06.2018 год Мастеров  Минутка здоровья.  Мастер класс «Поделки из  фантиков».  Конкурс на лучшую  поделку из фантиков.  Подвижные игры на  воздухе. 26.06.2018 год Творческий  Минутка здоровья.  Бассейн.  Фестиваль детского творчества  «Зажги свою звезду!»  Спортивная эстафета «Тропою  туриста» 22.06.2018 год Красоты  Минутка здоровья.  Акция «Встал рано –  прибери свою планету».  Акция «Чтобы помнили».  Митинг «Реквием» 27.06.2018год Прощальный  Минутка здоровья.  Мастер­класс   «Картины  из круп».  Выставка работ.  Ярмарка. IV.   Режим работы лагеря: 8.30 ­9.00 9.00 ­9.15 Сбор детей, утренняя гимнастика Общая линейка  9.15 ­10.00 Завтрак 10.00 ­12.00 Работа по плану отрядов (социально­значимая деятельность: акции) 12.00 ­13.00 Оздоровительные процедуры (бассейн, воздушные ванны) 13.00 ­14.00 Обед 14.00 ­15.00 (до 10 лет) 14.00 ­15.00 (старше 10 лет) 15.00 ­16.00 Дневной сон Занятия по интересам (чтение книг, просмотр фильмов, настольные игры) Общелагерное мероприятие 16.00 ­16.30 16.30 – 17.00 Полдник  Подготовка к походу домой (линейка) 17.00 Уход домой V.    Предполагаемые эффекты Ожидаемые результаты работы лагеря:  укрепление здоровья детей;  расширение социального опыта; формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира;  профилактика безнадзорности среди несовершеннолетних;  формирование интереса к истории своей «малой родины», чувства патриотизма и любви к своему родному краю.   проявление взаимного уважения во взаимоотношениях между детьми, между детьми и педагогами, между детьми и старшим поколением.  овладение    умениями   и   навыками   общения   в   совместной   деятельности   для обеспечения партнерского взаимодействия ребят и людей старшего возраста.  приобрести   навыки   самостоятельной   творческой   деятельности   по   программе «Добродельцы». Используемая литература. 1. 2. 3. Е.А. Гурбина. Летний оздоровительный лагерь: нормативно­правовая база  (планирование, программа работы, должностные инструкции, обеспечение  безопасности в пришкольных и оздоровительных лагерях). – Волгоград, 2006 Е.Н. Арсенина.  «Возьми с собою в лагерь…» (игры, викторины, конкурсы,  инсценировки, развлекательные мероприятия). – Волгоград, 2007 http://nsportal.ru/