Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
− необходимостью организовать отдых детей и подростков в каникулярное время по причине занятости родителей;
− обеспечением психологического сопровождения отдыха детей и приобщения их к труду;
− модернизацией старых форм работы и введением новых;
− необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Таким образом, главная идея создания летнего трудового лагеря – помочь учащихся использовать период летнего отдыха для укрепления здоровья, развития физических сил, обогащения знаниями и новыми впечатлениями. Предоставить возможность каждому подростку проявить свои творческие организаторские способности, приобщить учащихся к трудовой деятельности, расширить круг общения детей через совместное обсуждение тех или иных вопросов со своими педагогами, сверстниками.
Рабочая программа летнего трудового лагеря.doc
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6 им. С.Т.Куцева
Кущевский район Краснодарский край
Утверждаю:
Директор МАОУ СОШ №6
им. С.Т.Куцева
______________В.В.Триус
«___»__________2017г.
Программа
летнего спортивного лагеря труда и
отдыха дневного пребывания
« Север Кубани»
на базе МАОУ СОШ №6 им. С.Т.Куцева
Разработчик: классный руководитель
8 «А» класса МАОУ СОШ №6
им. С.Т.Куцева
Просучкова М. Г. 2017 год
Пояснительная записка
Лето – самая долгожданная пора в жизни любого школьника, ведь это
самые длинные в году каникулы. А каникулы это время восстановления
здоровья, восполнения сил, израсходованных в течение учебного года,
развития творческих способностей, открытий нового и интересного. Летнее
время препровождение это кардинальное изменение процесса формирования
личности. Психологи уверяют, что в личностном плане лето более
напряженный период, чем зима.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год
напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие
творческого потенциала. Эти функции выполняет ЛТО.
Такая форма активного отдыха содействует развитию и сплочению, как
временного детского коллектива, так и создает основу для развития
социального интеллекта учащегося и применения полученного опыта
взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной
деятельности.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного
отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
каникулярное время по причине занятости родителей;
− необходимостью организовать отдых детей и подростков в
− обеспечением психологического сопровождения отдыха детей и
− модернизацией старых форм работы и введением новых;
− необходимостью использования богатого творческого потенциала
приобщения их к труду;
подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Таким образом, главная идея создания летнего трудового лагеря –
помочь учащихся использовать период летнего отдыха для укрепления
здоровья, развития физических сил, обогащения знаниями и новыми
впечатлениями. Предоставить возможность каждому подростку проявить
свои творческие организаторские способности, приобщить учащихся к
трудовой деятельности, расширить круг общения детей через совместное
обсуждение тех или иных вопросов со своими педагогами, сверстниками.
Цель:
Задачи:
Стимулировать инициативность подростков в процессе
производительного труда в летний каникулярный период
способствовать организации активного отдыха; повышения степени самореализации личности через труд;
закрепление практических навыков сельскохозяйственных работ;
вовлечение в социальнозначимую деятельность;
популяризация здорового образа жизни;
формирование культуры межличностного общения.
Механизм реализации Программы.
1 этап
Подготовительный
Создание нормативноправовой базы.
2 этап
Основной
3 этап
Заключительный
Комплектование состава учащихся.
Работа с документацией (копии
документов учащихся, заявления от
родителей и др.).
Реализация плана работы ЛТО
Анализ результатов работы – отчёт о
работе ЛТО, ведомости; работа по
информационному направлению.
1. Последовательное движение воспитательного процесса к поставленной
Логика смены
цели через систему мероприятий.
2. Соотношение средств педагогической коммуникации и принципов
деятельности детского лагеря в сфере общения, отношений и
деятельности.
Организация деятельности педагогов и школьников.
Режим условий труда и отдыха в лагере устанавливается совместно с
медицинской сестрой МБУЗ «Кущевская ЦРБ» в соответствии с возрастом
учащихся.
Школьники допускаются к работе только после прохождения
соответствующего инструктажа по соблюдению Правил охраны труда и
техники безопасности.
Ежедневно:
1.
2.
Проведение инструктажа по технике безопасности
Организация горячего питания 3.
4.
5.
6.
Ведение «Уголка лагеря»
Утренняя зарядка
Контроль за сохранностью инвентаря
Организация трудовых дел
Еженедельно:
Корректировка плана работы в соответствии с погодными условиями и
1.
интересами ребят
2.
3.
Подведение итогов работы за неделю на собраниях ЛТО
Информирование родителей о ходе занятости учащихся в деятельности
ЛТО
График работы.
Временные работы будут осуществляться с 26.06.2017 г. по 11.07.2011 г. в
летний каникулярный период в соответствии с графиком выполнения
временных видов работ. В организации проведения работ особое внимание
уделяется качеству работы, культуре труда, строгому соблюдению техники
безопасности, трудовой дисциплине, организации культурно массовой и
спортивной работы.
Занятия в лагере требуют от учащихся проявления организованности,
самостоятельности, инициативы, что способствует приобретению навыков
находчивости, активности.
Занятия в лагере проводятся ежедневно согласно тематическому плану.
Лагерь труда и отдыха дневного пребывания для несовершеннолетних «Север
Кубани» располагается на базе Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №6
им. С.Т.Куцева.
Кадры, условия труда работника.
1.Руководитель (начальник) потока трудового лагеря назначается приказом
организатора смены лагеря на срок, необходимый для подготовки и
проведения смены, а также предоставления отчетности. 2.Подбор кадров для проведения смены трудового лагеря осуществляет
организатор смены трудового лагеря совместно с руководителем
(начальником) смены лагеря, органами управления здравоохранением,
образованием.
3.Начальник смены трудового лагеря:
обеспечивает общее руководство деятельностью смены лагеря, издает
приказы и распоряжения по смене лагеря, которые регистрируются в
специальном журнале;
разрабатывает и (после согласования с организатором смены лагеря)
утверждает должностные обязанности работников смены лагеря, знакомят их
с условиями труда; проводит инструктаж ( с регистрацией в специальном
журнале) персонала смены лагеря по технике безопасности, профилактике
травматизма и предупреждения несчастных случаев с воспитанниками;
составляет график выхода на работу персонала смены лагеря;
создает безопасные условия для проведения образовательной и
оздоровительной работы, занятости обучающихся и воспитанников, их
трудовой деятельности;
несет ответственность за организацию питания воспитанников и финансово
хозяйственную деятельность смены лагеря.
4. Воспитатель отряда несёт персональную ответственность за охрану жизни и
здоровья несовершеннолетних.
5. К педагогической деятельности в смене лагеря допускаются лица, как
правило, имеющие высшее или среднее профессиональное образование,
отвечающее требованиям квалификационных характеристик, определенных
для соответствующих должностей педагогических работников.
6.Медицинская сестра МБУЗ «Кущевская ЦРБ» осуществляет контроль за
санитарным состоянием лагеря, проведением спортивнооздоровительных
мероприятий.
7.Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.
Сроки и условия пребывания
Программа Летнего трудового оздоровительного лагеря для
несовершеннолетних «Север Кубани» реализуется на базе МАОУ СОШ № 6 им. С.Т. Куцева в течение одной лагерной смены: с 26.06.2017 г. по 11.07.2017
г.
График работы лагеря: с. 08.00. ч. до 14.00. ч.
В период отдыха детям организовано двухразовое горячее питание.
Участники программы
Основной состав ЛТО «Север Кубани» – это учащиеся школы в
возрасте 14 15 лет. Деятельность воспитанников во время лагерной смены
осуществляется в отряде из 20 человек.
Материальнотехническое обеспечение программы:
Территория,
помещения.
Территория МАОУ СОШ №6 им. С.Т.Куцева, спортивная
площадка, медицинский кабинет, кабинеты: комнаты
отдыха, кабинет информатики, библиотека, спортивный зал.
Оборудование. Перчатки для сельскохозяйственных работ, садовый и
Методическое
обеспечение
уборочный инвентарь, спортивный инвентарь, аппаратура,
предметы быта
наличие необходимой документации;
программы деятельности и план работы на смену;
проведение инструктивнометодических совещаний;
памятки и инструктивные карты для воспитателей.
Проект реализуется по пяти направлениям:
Направление
деятельности
Нравственно
этическое
Художественно
эстетическое
Спортивно
оздоровительное
Трудовое
Задачи
Формы работы
Снижение негативных социальных
явлений среди детей и подростков,
имеющих отклонения в поведении;
индивидуальное психологическое
консультирование и коррекция
поведенческих отклонений.
Часы общения
Этические праздники
и игры
Создание оптимальных условий для
организации оздоровления и участия
в спортивных мероприятиях
подростков в трудовом лагере.
Организация трудовой деятельности;
формирование трудовых навыков;
Праздники
Конкурсы
Утренняя зарядка
Соревнования
Эстафеты
Озеленение
школьного двора Волонтёрское
воспитание трудолюбия,
коллективизма, дружбы.
организация благотворительной
деятельности;
воспитание милосердия, уважения
к людям пожилого возраста;
воспитание чувства патриотизма.
Трудовые дела
Социально значимые
дела
Показатели эффективности (индикаторы) программы
1. Анкетирование учащихся, родителей, педагогов.
2. Наблюдение за участием детей в деятельности отряда.
3. Медицинский осмотр учащихся.
4. Психологические тесты.
5. Ежедневная рефлексия в отряде и лагере.
6. Оформление фотогазеты.
Режим работы лагеря
Элементы режима дня
Пребывание детей
с 8.00 до 14.00 часов
Встреча детей.
Инструктаж по технике безопасности.
Зарядка.
Завтрак.
Трудовая деятельность.
Культурномассовые и спортивные
мероприятия.
Обед
Линейка. Подведение итогов дня.
Планирование мероприятий на
следующий день.
Уход домой
08.00 – 08.15
08.15 – 09.00
08.30 – 08.15
09.00 – 9.30
09.30 – 11.00
11.00 – 13.00
13.00 – 13.30
13.30 – 14.00
14.00
Перечень объектов для подростков в рамках трудовой деятельности: 1. Работа на пришкольном участке: прополка цветников, овощных культур,
полив, прореживание, рыхление почвы.
2. Волонтерская работа: уборка памятников участников ВО войны, уборка
близлежащих улиц и родников.
3. Благоустройство территории школы: очистка бордюров и фундамента от
сорняков, очистка дорожек, уборка скошенной травы.
4. Благоустройство кабинетов школы: работа по оформлению фойе, уборка
классов, ремонт книг в библиотеке, озеленение классных комнат.
Ожидаемые результаты.
1. Формирование трудовых навыков и умений у подростков.
2. Благоустройство пришкольного участка, территории школы.
3. Снабжение столовой овощами, выращенными для школьной столовой.
4. Проявление добровольного желания у учащихся вести волонтерское
движение.
5. Уважительное отношение к жителям станицы, оказание им посильной,
бескорыстной помощи.
6. Взятие шефства над могилами ветеранов ВОВ, памятниками участников
ВОВ.
7.Обеспечение занятости подростков, предупреждение ими правонарушений в
период летней кампании.
Средства лагеря
Лагерь содержится за счет краевых средств.
Родительские взносы на содержание школьников в лагере не взимаются.
Название проводящей организации:
МАОУ СОШ №6 им. С.Т.Куцева
Сроки проведения: каникулярное время, с 26.06.2017 г. по 11.07.2017 г.
Количество детей: 20 человек. География участников: ст.Кущевская.
Район: Кущевский.
Условия размещения участников: школа.
Автор программы: Просучкова Марина Геннадьевна, учитель русского
языка и литературы, классный руководитель 8 «А» класса
Адрес организации: 352031Краснодарский край, Кущевский район,
ст.Кущевская, ул.Куйбышева ,48. Телефон: (886168)40304.
Форма проведения: лагерь труда и отдыха дневного пребывания на летних
каникулах. Список литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Гаврюшин Н.Б.
Страницы истории Воскресенского района
Нижегородской области, 1996.
Горбунова Н.А. Школьный лагерь. Разработки занятий с детьми в
школьном оздоровительном лагере. Волгоград: Учитель, 2003.
Журнал «Классный руководитель», №2, 2006, №1, 2007.
Иванова Т.А. Сценарии праздников в ДОЛ для детей и взрослых. М,
2005.
Лебедева И.А. Школа – наш дом. Сборник сюжетноролевых игр, ЙО:
КЛИО, 1999.
Марфина С. Летний лагерь от «А» до «Я». Ярославль, 2005.
Мищенкова Л. Калейдоскоп творческих. Ярославль, 2005.
Пашкович И.А. Патриотическое воспитание, Волгоград: Учитель, 2006.
Савинова С.В. Ах, лето! Работа с детьми в летних загородных и
пришкольных лагерях. Волгоград: Учитель, 2004.
10.
Титов С.В. Здравствуй, лето! Мероприятия в детском загородном
лагере, Волгоград: Учитель, 2004.
11.Воробьева О.Я. Коммуникативные технологии в школе: секреты
эффективного общения. – Волгоград: Учитель, 2009. – 141с.
12.Добротворский И.Л. Технология успеха. 1001 совет школьнику. М.:
Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 189с.
13.Искусство вести за собой… Тренинги и занятия по формированию у
юношества социальной активности и лидерских качеств. /Под ред. С.В.
Тетерского. – М.: АРКТИ, 2007. – 96с.
14.Кувватов С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе. Ростов н/
Дону: Феникс, 2005. 311с.
15.Орленок: книга вожатого. М., 2005.
16.Петрусинский В.В. Игры для активного обучения. М.: Гуманитарный
изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 125с.
17. Петрусинский В.В. Игры для активного отдыха в процессе обучения.
М.: Гуманитарный изд центр ВЛАДОС, 2007. – 127с.
18.Петрусинский В.В. Игры для активного общения. М.: Гуманитарный изд.
центр ВЛАДОС, 2007. – 157с.
19.Праздник своими руками. От совета до сценария. Ростов н/Дону:
Феникс, 2006. – 224.
20.Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. М.: Гуманитарный изд.
центр ВЛАДОС, 1999. – 176с.
21.Тыртышная М.А. Все лучшее – впереди… Ростов н/ Дону: Феникс,
2006. 285с. 22.Шмаков С.А. Дети на отдыхе: Прикладная «энциклопедия»: Учителю,
воспитателю, вожатому. – М., 2001.
23.
24.
План работы лагеря.
Оздоровительные,
спортивные,
развлекательные
мероприятия.
Инструктажи по
безопасности
жизнедеятельности
Линейка,
посвящённая
открытию лагеря.
Утренняя зарядка,
массаж стоп.
Определение законов
лагеря.
Знакомство с
режимом, планом
работы.
Инструктаж по охране
труда, пожарной и
антитеррористической
безопасности, ПДД.
Инструктаж по ПДД,
пожарной
безопасности,
правилам поведения в
лагере.
Беседа о правилах
поведения на
спортивной площадке.
Беседа о ядовитых
растениях и грибах
Оказание помощи
ветеранам ст.
Кущевской.
Утренняя зарядка,
солнечные ванны.
Соревнование по
минифутболу.
Дата
Труд
Благотворительные
мероприятия
26.06.
Благоустройство
территории
школы.
Определение
объемов социальных
работ.
Подготовка
помещения и
оформление
лагеря.
Работа на
пришкольном
участке.
Прополка
свеклы, полив
овощей
Уборка
пришкольной
территории
27.06
28.06
Прополка
цветочных
клумб.
Благоустройство
спортивной
площадки.
Операция
«Сорнякамнет!»
Утренняя зарядка,
обливание.
(Благоустройство
Школьного
переулка)
Конкурс рисунков на
асфальте
«Правила движения
знай и соблюдай» Игра «Счастливый
случай»
29.06
Прополка лука,
полив овощей
Участие в акции
«Сохраним землю»
Утренняя зарядка,
массаж стоп.
Проверка знаний по
пожарной
безопасности
Работа на
пришкольном
участке.
Викторина
«Национальные виды
спорта»
Подвижные игры на
площадке.
03.07
Работа на
пришкольном
участке.
Оказание помощи
пожилым людям в
прополке огородов
Утренняя зарядка,
массаж стоп.
Шахматный турнир.
Игры в шашки
04.07
Прополка
капусты,
полив овощей
Благоустройство
школьных
кабинетов
Операция
«Сорнякамнет!»
Утренняя зарядка,
закаливание.
(благоустройство
Парка при КДЦ)
Праздник «День
Нептуна»
05.07
Прополка
моркови
Оказание помощи
пенсионерам.
Утренняя зарядка,
обливание.
Уборка
пришкольной
территории
Конкурсы,
викторины «Знай
правила дорожного
движения»
Инструктаж по охране
труда при проведении
работ по уборке
школьной территории
Беседа по здоровому
образу жизни
«Полезные привычки»
06.07.
Работа на
клумбах.
Благоустройство
школьной
Утренняя зарядка,
закаливание.
Ежедневный
инструктаж детей по
выполнению
инструкций по технике безопасности
во время проведения
массовых
мероприятий,
экскурсий, походов
Беседа по выполнению
ПДД
Инструктаж по ГО и
ЧС
территории
Экскурсия
«Экологическая
тропа»
Посещение
кинотеатра «Дружба»
07.07.
Благоустройство
казачьего
дворика.
Приведение в
порядок памятника
участникам ВОВ.
Утренняя зарядка,
массаж стоп,
пробежка
Конкурс рисунков
«Моя семья!»
Экскурсия в
библиотеку.
10.07.
Благоустройство
казачьего
дворика.
Приведение в
порядок памятника
участникам ВОВ.
Утренняя зарядка,
солнечные ванны
Соревнование по
волейболу
11.07.
Прополка
цветочных
клумб
.
Благоустройство
улицы Куйбышева.
Утренняя зарядка,
солнечные ванны
Закрытие лагерной
смены.
Подведение итогов
Структура программы
Структурно программа может выглядеть следующим образом:
1. Информационная карта программы
2. Пояснительная записка (анализ, разъяснение актуальности и новизны по сравнению
с аналогами, указание сферы применения, функционального назначения, выявление
конкретной, локальной и решаемой проблемы). Цель и задачи программы
3. Концепция программы. 4. Содержание программы. Здесь должны быть представлены подпрограммы
(проекты, модули) работы с детьми.
5. Механизм реализации программы.
6. Мониторинг и диагностика.
7. Необходимые условия реализации (ресурсное обеспечение программы):
а) кадровое обеспечение;
б) материальнотехническое обеспечение;
в) учебнометодическое обеспечение;
г) нормативноправовое обеспечение.
8. Ожидаемые результаты программы.
9. Использованная (и рекомендуемая) литература, интернетресурсы
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛАГЕРЯ ТРУДА И ОТДЫХА
1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Полное название
программы
Цель программы
Адресат проектной
деятельности
Сроки реализации
программы
Направления деятельности
Краткое содержание
программы
Ожидаемый результат
Имеющийся опыт
реализации проекта
Дата создания программы
Название организации
Почтовый адрес
организации, фактическое
местонахождение
11. Ф.И.О. руководителя
организации
Телефон, факс,
электронный адрес
12.
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа лагеря является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую
деятельность детей и подростков, объединяет различные направления оздоровления, труда,
отдыха и образования детей в условиях лагеря. Для воспитания осознанной потребности в
труде в интересах общества, посильного решения проблемы охраны окружающей среды
будут созданы трудовые отряды. Основные направления деятельности участников лагеря по реализации данной
программы:
общественнополезное (в том числе трудовое);
художественноэстетическое;
научнотехническое;
спортивнотехническое;
экологобиологическое;
физкультурнооздоровительное;
туристскокраеведческое;
гражданскопатриотическое;
социальнопедагогическое;
культурологическое;
экономикоправовое
В работу лагерной смены органично вплетаются элементы традиционных
культурных мероприятий всероссийского,
областного и районного масштаба,
направленных на воспитание детей и подростков в духе гражданственности; любви к
Отечеству, родному краю.
Актуальность данной программы обусловлена повышенным спросом родителей и
подростков на организованный труд и отдых. Программа направлена на эффективную
организацию трудовой деятельности в условиях летнего лагеря. Трудовая деятельность –
это важный фактор социализации детей и подростков, т.к. способствует формированию
общетрудовых умений и навыков, положительного, сознательного и творческого отношения
к труду, потребности в труде. В то же время данная программа является неотъемлемой
составляющей учебновоспитательного процесса, в котором реализуется комплексный
подход к
развитию здоровой личности ребенка в процессе оздоровительных и
образовательных мероприятий.
Особенность программы состоит в том, что она продолжает реализацию таких
региональных проектов, как «Танцующая школа», «Поющий край», «Обучение через
предпринимательство» и др.; использует положительный опыт зарубежных лагерей (а
именно: в программу включены уроки обучения компьютерной грамотности, уроки
обучения иностранным языкам, уроки занимательной химии и др.) (см. Инструктивно
методическое письмо «О разработке программы деятельности летних лагерей
Пензенской области в 2013 году»).
Новизна программы (раскрывается специфика данной программы в контексте
выбранных направлений)
Педагогическая целесообразность программы состоит в создании такой
оздоровительнообразовательной среды, в которой каждый ребёнок чувствовал бы себя
максимально комфортно, имел бы широкие возможности для самореализации на пользу
себе и людям, приобретал бы опыт трудовой и профессиональной деятельности,
жизненного успеха.
Адресность программы. В лагере будет занято ___ подростков 8х, 9х, 10х
бригады (команды, звенья), которые будут заниматься
классов, разбитых на __
благоустройством территории лагеря (комнат, родника и т.д.), ремонтными работами в
помещении корпусов, работами в теплице (питомниках и т.д.), оказывать помощь
местному населению и т.д .
Сроки реализации программы. Продолжительность процесса одна лагерная
смена. Программа реализуется в 5 этапов. Цель программы (примерные формулировки целей – на выбор в соответствии
со спецификой программы):
Создание оптимальных условий,
обеспечивающих выполнение трудовых
обязанностей и полноценный отдых детей, их оздоровление и развитие в условиях
ЛТО;
Создание благоприятной среды для
и созидательных
потребностей детей на основе социальнозначимой трудовой деятельности, в
процессе отдыха и оздоровления;
самореализации
Создание единой развивающей среды ДОЛ, способствующей развитию социальной
компетентности всех участников в процессе труда и отдыха.
Задачи (примерные формулировки задач на выбор в соответствии со
спецификой программы):
способности;
Обеспечивать непрерывность образовательного процесса;
Развивать творческое отношение к делу, инициативность, организаторские
Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, предприимчивость, честность,
сознательность, ответственность за результаты своей деятельности, порядочность,
коллективизм (умения работать в команде), уважение к труду, культуру поведения
и бесконфликтного общения;
Закреплять у воспитанников в практической деятельности знания, полученных при
изучении основ наук, развитие навыков проектной, конструкторской и
художественноприкладной деятельности в сочетании с формированием готовности
к исполнительской деятельности;
Организовывать содержательный отдых;
Создавать условия для реализации творческих способностей детей;
Организовывать оздоровление детей, обеспечивать их физическое развитие,
содействовать процессу укрепления физического и духовного здоровья детей и
подростков через разнообразные активные формы, создавать условия для
формирования здорового образа жизни ребят в лагере;
Осуществлять профилактику безнадзорности, правонарушений и аддиктивного
поведения в процессе приобщения детей к трудовой деятельности и организованной
досуговой деятельности;
Создавать условия для профессиональной ориентации детей и подростков в
условиях лагеря.
Игровая инструментовка программы
Для того, чтобы реализовать потребность детей и подростков в самопознании,
самореализации, с целью развития творческого отношения к делу, трудолюбия,
самостоятельности, ответственности, воспитать в детях здоровый дух соперничества,
ребята вводятся в игровую атмосферу (описывается игровой замысел, правила игры,
игровая атрибутика).
3. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
Концепция – это предположение о путях решения проблемы (которую стараются
разрешить разработчики программы), описание основного смысла деятельности.
Необходима для получения представления о миссии и основных направлениях
деятельности лагеря.
концепция позволяет всем сотрудникам и
заинтересованным лицам иметь единую, целостное представление об основах содержания
Вопервых, деятельности учреждения. Вовторых, концепция является ориентиром, с которым
сверяется вся логика деятельности лагеря.
Пример концепции лагеря труда и отдыха
Организация и занятость подростков в летнем лагере труда и отдыха вносит свой
вклад в гармонизацию личностных устремлений и способностей подростков с
общественными потребностями и интересами.
Вопервых, это возможность занять ребят общественнополезным трудом, т.к., в
силу психофизиологических особенностей подростков, труд, с одной стороны, даёт выход
энергии, а с другой стороны, завершается конкретным, зримым и ощутимым результатом.
Вовторых, в программе лагерной смены создаются условия для воспитания
Человека Культуры, знающего и уважающего традиции и культуру своего народа, а так же
интернациональных элементов культуры.
При организации воспитательного процесса мы исходим из того, что позитивное
отношение к труду формируется в процессе воспитания трудолюбия, готовности и
способности выполнять полезную социальнообщественную работу,
осознание
ответственности за результаты труда, способности воспринимать интересы коллектива как
личные, добросовестно и творчески относиться к решению трудовых задач.
Методическое проектирование и повседневная практика лагеря опирается на
признанные достижения современной отечественной и зарубежной педагогики.
В основе подхода лежит методика коллективной творческой деятельности
И.П.Иванова (г. Санкт–Петербург), в свою очередь, развивающая идеи А.С.Макаренко о
социальной обусловленности воспитанности. В практике лагеря указанные концепции
претворяются в организации коллективного творческого взаимодействия каждого ребёнка
с разновозрастной группой.
Идеи и технологии педагогической поддержки каждого ребёнка (в частности работы
О.Г. Газмана) позволяют реализовать задачи по раскрепощению детской психики,
раскрытия самооценки каждого ребёнка, удовлетворения его интересов, раскрытия его
способностей.
Педагогические принципы Н.Е.Щурковой (г. Владимир) приводят к осмыслению
существования ребёнка в лагере, как принципиально творческого процесса.
Построение модели лагеря на основе данных базисных установок требует глубокого
психологического обоснования и обеспечения. Рассмотрение процессов взаимодействия
педагогов с детьми в лагере с психологопедагогических позиций
(личностно
ориентированный подход к коллективной творческой деятельности) сближает данный
проект с работами д. п. н. проф., С.Д.Полякова (г. Ульяновск).
Таким образом, с концептуальных позиций лагерь
это организационно
деятельностные игры, реализующиеся на материале летнего отдыха детей и подростков, и
погружение в профессиональную деятельность с целью организации профессиональных
проб и укрепления семейной экономики.
В нашем лагере реализуется проект, сочетающий традиционные и новаторские
методы в организации детскоюношеского отдыха и труда. Поэтому в деятельности лагеря
используются активные и интерактивные формы и методы такие, как КТД, сюжетные и
ролевые игры, драматизации, соревнования, тренинги, деловые игры, творческая
мастерская, творческая лаборатория, мастерклассы, тестирование.
Принципы, на которых строится воспитательная деятельность в лагере:
дифференцированный подход,
личностно ориентированный подход,
последовательное усложнение материала,
природосообразность, защищенность,
комфортность,
приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка,
добровольность
творчество,
сотрудничество
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основное содержание программы лагеря труда и отдыха включает в себя
следующие тематические блоки:
Цель:
Задачи:
Формы организации
трудовой
деятельности
1. Трудовой блок
Воспитание чувства собственной значимости от результатов
своего труда.
Создать условия для эффективной организации трудовой
деятельности в условиях лагеря;
Развивать организаторские способности,
коммуникативные способности в процессе трудовой
деятельности;
Воспитывать трудолюбие, самостоятельность,
ответственность;
Создать условия для профессиональной ориентации детей
и подросктов.
1. Для осуществления трудовой деятельности организуются
профильные бригады (звенья).
Например: «Юные экодизайнеры», «Очумелые ручки»
«Юный вожатый», «Трудовая бригада», «Ремонтная
бригада»,
«Сад палисад», «Тимуровец», «Трудовой
десант», «Юный парикмахер» и т.д.;
2. Вовлечение детей и подростков в трудовую деятельность
может осуществляться в форме экономической игры:
создание
кооперативов
сельскохозяйственной направленности и их конкурирование
на региональном рынке
фирм
детских
и
Реализация
региональных
проектов и курсов
Региональные проекты:
Промышленный туризм (экскурсии на предприятия)
Обучение через предпринимательство (игра «Что я знаю о
предпринимательстве», выставка продукции, встречи с
успешными предпринимателями и т.д.);
молодёжи
Проект развития технологического образования детей и
учащейся
области
«Технологическое образование: обучение, профессия,
карьера»
игр
производственнотехнической
направленности,
конструирование и моделирование с элементами ТРИЗа).
сюжетноролевых
Пензенской
(проведение Курс «Полезные навыки»:
Экофест «За чистоту нашего края»;
Ролевые игры «Мастерская ремёсел»,
урожая»;
«Праздник
Флешмоб «Сто нас – сто добрых дел»;
Экофест «Живи, родник»;
Программы («Веселые мастера», Приусадебное хозяйство,
«Огород на подоконнике», «Юные овощеводы» , «В мире
цветов», «Юные садоводы», «Ландшафтный дизайн»,
«Кролиководство»,
«Основы
«Основы животноводства и
тепличного хозяйства»,
агрономии в крестьянском хозяйстве», «Резьба
по
дереву», «Моделирование одежды», «Деревообработка»,
«Лозоплетение», «Парикмахерское искусство» и др.)
«Домашняя птица»,
Формы работы,
Мероприятия
1. Создание команд (бригад), тренинги на командообразование;
1. Проектная деятельность:
социальный проект, направленный на благоустройство
территории;
«Творческая мастерская»;
«Творим добро своими руками» (социально
педагогический проект, направленный на оказание
помощи);
Разработка предпринимательских проектов с/х
направленности;
2. Экономическая игра, бизнесигра;
3. Операция «Спасатель», акции (уборка улиц села, очистка
рек);
4. Конкурсы:
«Чья грядка чище?» (прополка огорода),
«Чистая борозда» (прополка картофельного поля),
«Битва с Колорадом» ( кто соберет больше колорадских
жуков),
«Чистый двор» (кто быстрее уберет свою территорию);
5. Экологические десанты:
«Природа просит помощи» (очистка зоны пруда),
«Звонкий ручей» (очистка русла речки и обустройство
места для купания),
«Муравейник» (защита леса);
6. Профориентационные игры, тренинги;
7. Тестирование, профессиональная диагностика
Учащиеся приобретут практические навыки труда, реализуют
свои созидательные потребности через социальнозначимую
деятельность
Предполагаемый
результат
В рамках реализации программы
следующих направлениях:
трудовая деятельность осуществляется в ландшафтный дизайн и благоустройство территории; уход за питомником; оказание
помощи библиотеке, детскому саду и др.; посильный ремонт помещений и мебели; помощь
воспитателям и вожатым; посадка и выращивание сельскохозяйственных культур (капуста,
лук, морковь, свекла и др.); цветоводство; работы в саду, в теплицах и т.д.
Примерный тематический план трудовой деятельности
Наименование
темы
Практическ
ие занятия
№
П\П
1.
2.
3.
4.
5.
6.
на
Вводное занятие.
Материал. Инструменты. ТБ.
Оформление дизайна клумб
территории лагеря. ТБ.
Благоустройство территории лагеря.
ТБ.
Уход за цветковыми растениями.
Рыхление. Полив.
Сбор семян цветковых растений
Подрезка кустарника-бордюра. ТБ.
2
16
20
25
2
5
Итого: 70 часов
Примерный план трудовой деятельности профильных бригад лагеря труда и отдыха
Дата
Виды работ
1.06
2.06
Бригада №1
Разметка клумб
Посадка цветов
3.06
Посадка цветов
6.06
Посадка цветов
Бригада №2
Прополка цветников,
Уборка в подвале
Уборка и поливка участка,
уборка территории укладка
дорожек
Изготовление открыток и
подарков для престарелых и
инвалидов
Полив клумб, уход за
комнатными растениями в
детском саду
7.06
Работа на клумбах Пошив
национальных
костюмов для кукол в
подарок детскому саду
Бригада №3
Уборка территории
Вынос мусора
Подготовка стен к покраске
Помощь в переноске мебели
Подготовка к ремонту
Снятие старых обоев
Примерный календарный план мероприятий лагеря труда и отдыха
Дата
2.07.
Трудовая деятельность
Прополка картофеля, полив овощей
Подготовка помещения и оформление
лагеря
Прополка свеклы, полив овощей
Социальная деятельность
Определение объемов социальных
работ
Оказание помощи пенсионерам села.
3.07. 4.07.
5.07.
6.07.
Уборка территории
Прополка цветочных клумб
Благоустройство территории
Прополка лука, полив овощей
Работа на участке.
Прополка лука
7.07.
Прополка капусты, полив овощей
9.07.
Прополка моркови
Уборка территории
10.07. Прополка моркови, полив овощей
11.07. Прополка помидоров
12.07. Прополка перца, полив овощей
13.07. Прополка цветочных клумб
14.07. Прополка картофеля, полив овощей
16.07. Прополка свеклы, полив овощей
17.07. Прополка цветочных клумб
18.07. Прополка
лука,
полив овощей
19.07. Прополка лука
20.07. Прополка
полив овощей
21.07. Прополка моркови
капусты,
23.07. Прополка моркови, полив овощей
24.07. Прополка помидоров
24.07. Прополка перца, полив овощей
25.07. Прополка цветочных клумб
Операция «Сорнякамнет!»
(благоустройство улицы)
Оказание помощи пожилым людям в
прополке огородов
Оказание помощи пожилым людям в
прополке огородов
Операция «Сорнякамнет!»
(благоустройство улицы)
Оказание помощи пенсионерам села
Уборка на кладбище (могилы
ветеранов войны).
Приведение в порядок памятника
участникам Гражданской войны
Приведение в порядок памятника
участникам Гражданской войны
Благоустройство улиц села
Оказание помощи пожилым людям в
прополке огородов
Благоустройство родника
День добрых дел
Оказание помощи пожилым людям в
прополке огородов
Благоустройство родника
Оказание помощи пожилым людям в
прополке огородов
Уборка на кладбище (могилы
ветеранов войны).
Оказание помощи пенсионерам села
День добрых дел
Оказание помощи пожилым людям в
прополке огородов
День добрых дел
Цель:
Задачи:
2. Образовательный блок
Формирование предметных компетенций детей и подростков
в условиях лагеря труда и отдыха.
Создать оптимальные условия для закрепления знаний и
умений детей и подростков по определённым предметным
областям;
Организовать деятельность
детей и подростков по
дополнительного материала по школьным
усвоению
предметам;
Развивать у детей способность использовать полученные
знания и умения в социальной и трудовой деятельности Формы организации
деятельности
Реализация
региональных
проектов и курсов
Проведение игровых учебных занятий по школьным
интервью,
предметам
презентации, конкурсы, артуроки, ролевые игры и др.);
(театрализованные уроки,
Проведение дополнительных занятий по предметам с
целью расширения кругозора (компьютерные курсы,
курсы иностранных языков,
школа «Архимеда»,
робототехника, занимательная биология, «Очевидное
невероятное», «Хочу всё знать» и др.);
Организация работы детских научных лабораторий
Региональные проекты:
молодёжи
(проведение
Пензенской
Проект развития технологического образования детей и
учащейся
области
«Технологическое образование: обучение, профессия,
карьера»
игр
направленности,
производственнотехнической
конструирование и моделирование с элементами ТРИЗа);
Проект «Школа Архимеда» (КВН «На старт,
смекалистые!», Интеллектуальное шоу, Конкурс сказок
на математические темы);
сюжетноролевых
Курс «Полезные навыки»:
Квест «Scientia»;
Презентация новых курсов «ТРИЗ», «Робототехника» и
др.;
Программы («Удивительный мир родной природы»,
«Человек – главное чудо света»; «Волшебная страна
Чувств»; «Мир аквариума»; «Мир шахмат»; «Домашняя
экономика»; «Тайны семейного очага: создаём уют в
доме»; «Что значит питаться правильно?», «Основы
медицинских знаний»; «Улица полна неожиданностей»)
Курсы «ТРИЗ – Технология инноваций», «Компьютерные
науки».
Викторины «Знаешь ли ты свой край», «Недаром помнит вся
Россия», «Подвигами славны твои земляки»;
Брейнринг «Пешком в историю»;
Интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?»;
«Путешествие в мир науки»;
Фестиваль достижений науки и изобретений;
Научные и исследовательские проекты;
Создание тематических газет и плакатов
Повышение уровня компетенций детей и подростков по
определённым предметным областям
Формы работы,
Мероприятия
Предполагаемый
результат
Вариативное поле программы
Следующие блоки соответствуют таким направлениям
деятельности лагеря как
художественноэстетическое; научнотехническое; спортивнотехническое; эколого
биологическое; физкультурнооздоровительное; туристскокраеведческое; гражданско
патриотическое; социальнопедагогическое; культурологическое; экономикоправовое. Направления выбираются с учётом специфики программы, особенностей местонахождения
лагеря и контингента детей и подростков. Каждое выбранное направление деятельности
лагеря оформляется в форме таблицы:
Цель:
Задачи:
Формы
организации
деятельности
Реализация
региональных
проектов и курсов
Формы работы,
мероприятия
Предполагаемый
результат
Для заполнения таблицы можно использовать Приложения 1 и 2, а также
литературные источники и интернетресурсы по данной тематике.
5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа реализуется в пять этапов:
1. Подготовительный (март)
Перспективное планирование работы лагеря труда и отдыха
Проведение совещаний
Посещение семинаров для организаторов летнего отдыха детей.
Комплектование участников лагерной смены (дети).
Информация на родительских собраниях.
2. Методический (апрель)
Разработка основной идеи лагерной смены труда и отдыха.
Разработка программы лагеря труда и отдыха.
Подбор методического материала.
Определение основных целей и задач работы трудовых бригад;
Составление общего и календарнотематического планирования работы.
Формирование пакета нормативных документов по жизнедеятельности лагеря
труда и отдыха.
Проведение семинара для воспитателей и педагогов.
Разработка теоретической части проектов
Изучение состояния здоровья учащихся.
Утверждение программы лагеря.
3. Организационный (май)
Подготовка материальнотехнической базы.
Подбор педагогических сотрудников для реализации программы.
Проведение совещания с персоналом лагеря.
Ознакомление с должностными обязанностями.
Подготовка
Роспотребнадзора.
помещений
в
соответствии
с
требованиями
Приемка лагеря районной комиссией.
Формирование трудовых бригад.
Подготовка оформления лагеря.
4. Основной (июнь)
Адаптация подростков к условиям жизнедеятельности в лагере;
Адаптация программы лагерной смены к особенностям ее участников.
Стимулирование детей к самореализации, создание позитивного эмоционального
настроя, обеспечение психологического комфорта детей.
Формирование структурноорганизационной модели смены: выявление лидеров,
«запуск» программы.
Постепенное включение выбранных лидеров в работу органов детского
самоуправления.
Реализация творческих проектов.
Открытие и работа творческих мастерских.
Проведение общелагерных КТД.
Оформление отрядных уголков.
Утренние и вечерние общие сборы лагеря.
Заседания детского совета лагеря.
Подведение итогов прожитого дня в отрядах, поощрение лучших.
Познавательные программы, викторины, конкурсы и т.д.
5. Итоговый (конец июня)
Выведение подростков из тематики лагерной смены.
Торжественное закрытие лагерной смены.
Подведение итогов работы лагеря, церемония награждения.
Проведение рефлексии лагерной смены.
Награждение активных участников смены.
Диагностика и мониторинг деятельности лагеря.
Проведение итогового педагогического совета лагеря.
Подготовка информационноаналитического отчета по реализации программы
лагеря.
Совещание при директоре по итогам проведения лагерной смены.
6. МОНИТОРИНГ И ДИАГНОСТИКА
Для мониторингового отслеживания можно разделить лагерную смену на пять периодов:
1 подготовительный;
2 организационный;
3 основной;
4 заключительный;
5 постлагерный.
Подготовительный период
В этот период идет "эмоциональная настройка" детей и взрослых на предстоящую смену,
работа с кадрами, планирование. На этом этапе важно определить: какой процент "старых"
вожатых возвращаются к вам на работу, каково будет количественное соотношение их и
новичков. Имеет смысл изучить направленность интересов, потребности вожатых. Полученная информация поможет продуктивнее провести подготовку, оптимальнее
произвести расстановку на отряды.
Организационный период
Первые 34 дня смены время адаптации. Задача педагога помочь ребенку раскрыться,
показать свои лучшие качества, установить адекватные среде лагеря отношения,
спланировать деятельность, наладить отношения. Этот период характеризуется:
неустойчивым общественным мнением;
адаптацией детей к специфике временного детского коллектива;
демонстрацией взрослыми стандартных норм поведения;
оказанием помощи ребенку в раскрытии потребностей и талантов.
Мониторинговая диагностика направлена здесь на выяснение следующего: какие дети
приехали; их ожидания и представления о лагере. Требуется также выявление негативных
настроев, прогнозирование конфликтных ситуаций.
Основной период
В первой половине основного периода 511й дни смены) деятельность в лагере направлена
на реализацию потребностей детей в отдыхе. Ведущий лозунг "Лагерь для тебя". Детям
предлагаются самые разнообразные виды деятельности: кружки, студии, спортивные
секции и т.д. Во второй половине оргпериода ( 1219й дни смены) ведущий лозунг
меняется на лозунг "Ты для лагеря". Деятельность детей становится деятельностно
практической, созидательной, то есть нацеленной на то, чтобы оставить после себя добрую
память в лагере. В целом же основной период это время "созидательных" конфликтов,
личностных самореализаций, многоплановой смены социальных позиций.
Мониторинговой диагностике в основной период подвергаются:
степень деятельностной активности детей;
дифференциация деятельностных потребностей детей;
выявление формальных и неформальных лидеров;
выявление степени сформированности ВДК, установление коммуникативного
потенциала отряда;
выявление сформировавшихся микрогрупп и наличие условий для реализации
принципа объединения детей в микрогруппы (по интересам, по совместному
проживанию, "примыкание" к сильному лидеру и т.д.).
Заключительный период
Последние дни смены направлены на подведение итогов. Отслеживается степень
реализации цели и задач смены. Этот период, как правило, характеризуется:
выявленностью общих интересов;
необходимостью усиления контроля за безопасностью детей;
повышенным вниманием участников воспитательного процесса к эмоциональному
фону.
Повторяется диагностика "Я в круге". Полученная информация сравнивается с первичной.
Фиксируется динамика для мониторингового измерения произошедших перемен.
Проводится рейтинг дружинных и отрядных мероприятий. Для этой исследовательской
технологии вспоминаются и записываются все дела смены. Детям предлагается расставить
их, проранжировать по местам, начиная с 1го, по порядку. Для подведения итогов
подсчитывается, сколько первых мест получило каждое мероприятие. Собранная
информация помогает разумнее спланировать последующие смены, принимая во внимание
симпатии, интересы детей.
Динамика отъезжающих до окончания смены детей помогает отследить, сколько (в
процентном отношении) детей осталось, сколько детей и по каким причинам уехали.
Результат этой диагностики один из критериев эффективности работы вожатых.
Постлагерный период Календарное окончание лагерной смены не является фактическим в личностно
психологическом плане. Дети, как правило, еще долго рассказывают о лагере друзьям и
знакомым, перезваниваются и переписываются с вожатыми и друг с другом. Продолжается
эмоциональное "перепроживание". Это этап рефлексии и разностороннего анализа.
Личное внимание участников смены фокусируется на самом значимом и самом важном
(положительном или отрицательном) из того, что произошло. Ребенок окончательно
определяется: оправдались ли его ожидания, поедет ли он в лагерь еще раз. Нередко
именно выводы постлагерного периода влияют на отношение ребенка к жизнедеятельности
во временном детском коллективе. Через год вновь встает вопрос о поездке на новую
смену (снова начинается подготовительный период).
Материалы для проведения диагностики представлены в Приложении 3.
7. НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ (РЕСУРСНОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ)
а) кадровое обеспечение:
Начальник лагеря труда и отдыха. Обеспечивает функционирование лагеря.
Воспитатели и вожатые. Организовывают работу отрядов.
Руководители профильных отрядов. Координируют работу групп.
Физкультурный работник. Организует спортивнооздоровительную работу.
Руководители кружков. Организуют занятость детей по интересам.
Работник школьной столовой. Обеспечивает питание детей.
Технический персонал. Обеспечивает санитарные условия в пришкольном лагере.
б) материальнотехническое обеспечение;
финансирование;
перечень материальных, технических объектов (здания и сооружения, техника,
игровой и спортивный инвентарь и т.д.)
в) учебнометодическое обеспечение:
Наличие необходимой документации,
программы деятельности лагеря,
календарного плана работы смены, плана трудовых работ;
Наличие учебнометодического сопровождения (методические рекомендации,
игротека, фотоальбомы, плакаты, презентации, сценарии и т.д.)
Конвенция о правах ребёнка.
Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №32661 «Об образовании».
Федеральный закон от 29.12.2012 n 273фз "Об образовании в российской федерации".
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
г) нормативноправовое обеспечение:
●
●
●
●
Российской Федерации».
●
благополучии населения».
●
Типовое положение о детском оздоровительном лагере, утверждённое поручением
Заместителя Председателе Правительства РФ А.Д.Жукова от 26 апреля 2011 г. № АЖ –
П122644.
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52ФЗ
«О санитарноэпидемиологическом ●
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 13.07.2001 N 2688 «Об
утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным
пребыванием, лагерей труда и отдыха».
●
Методические рекомендации по обеспечению санитарноэпидемиологического
благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным
транспортом, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской
Федерации, Главным государственным инспектором безопасности дорожного движения
Российской Федерации от 21.09.2006.
●
"Методические рекомендации "Методика оценки эффективности оздоровления в
загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей" МР 2.4.4.0011
10"(утв. Роспотребнадзором 24.09.2010).
●
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
18 марта 2011 г. N 22 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.284211 "Санитарно
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей
труда и отдыха для подростков".
●
организации работы детских лагерей палаточного типа".
●
Постановление Правительства Пензенской области от 16.02.2010 № 79пП «О мерах по
организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков» (с последующими
изменениями).
●
Постановление Правительства Пензенской области от 16 декабря 2010 г. n 846пп «Об
утверждении долгосрочной целевой программы "организация отдыха, оздоровления,
занятости детей и подростков в пензенской области на 2011 2015 годы" (в ред.
постановлений правительства пензенской обл. от 19.12.2011 n 925пп, от 10.02.2012 n 82
пп, от 03.12.2012 n 869пп, от 21.12.2012 n 932пп, от 13.03.2013 n 141пп).
СанПиН 2.4.4.304813 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству и
8. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
Для оценки результативности программы можно использовать следующие показатели:
количественные (охват общественности, количество конкретных дел, акций,
мероприятий);
показатели социального развития личности (не умел научился, не зналузнал,
качество продуктов социальнотворческой деятельности (поделки, рисунки,
походы, акции));
показатели социальной адаптации личности (активность, повышение уровня
успешности);
технологические показатели (уровень организации и координации деятельности);
экономические (уровень материальных затрат на реализацию);
уровень удовлетворенности обучающихся и их родителей качеством реализации
программы.
Также данные показатели можно дополнить следующими критериями оценки
результативности реализации программы (см. таблицу):
Критерии
Индикаторы
Формула
Уровень
Доля
детей, Отношение количества детей
Форма
определения
анкетирование комфортност
и
Уровень
самореализац
ии
Уровень
саморазвития
Уровень
оздоровления
Уровень
творческой
активности
детей
Оценка
лагерной
смены
которые чувствуют
себя комфортно
Доля
детей,
проявивших свои
способности
и
умения
Доля
детей,
которые приобрели
конкретные умения
и навыки
Прибавка детей в
массе и росте
детей,
детей
Доля
проявивших
творческие
способности
Доля
удовлетворенных
лагерной сменой
ответивших «да» к общему
количеству детей в лагере
Отношение количества детей
проявивших свои способности и
умения к общему количеству
детей в лагере
Отношение количества детей,
которые приобрели конкретные
умения и навыки к общему
количеству детей в лагере
Отношение количества детей с
оздоровительным эффектом к
общему количеству детей в лагере
Опросник «Каков Ваш творческий
потенциал?»
Модифицированные креативные
тесты Вильямса
Отношение количества детей,
которые удовлетворены лагерной
сменой к общему количеству
детей в лагере
анкетирование
анкетирование
мониторинг
массы и веса
Диагностика
социальной
активности;
анкетирование
Разработанная программа лагеря проходит экспертизу на уровне окружного или
городского экспертных советов и после этого, при положительном заключении,
реализуется в педагогическом процессе данного учреждения.
По данной программе составляется план действий (план работы лагеря на смену
(смены), планы работы отрядов (детских объединений).
9. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА, ИНТЕРНЕТРЕСУРСЫ
1. Афанасьев С., Коморин С. Чем занять детей в пришкольном лагере, или сто
отрядных дел. Кострома,1998 г.
2. Афанасьев С.П. Что делать с детьми в загородном лагере. М. 2009.
3. Беляков Ю.Д. Командные игрыиспытания / Сборник игр. М.: Педагогическое
общество России, 2004. 192 с. (Общественнопедагогический журнал "Вожатый
века");
4. Библиотека журнала "Методист" № 3, 2008./ Е.И.Чагина. Методические
рекомендации для вожатых детских оздоровительных лагерей./
5. Вердебер Р. Психология общения. М. 2003.
6. Винокурова Н.Лучшие тесты на развитие творческих способностей.М.1999.
7. Воспитательный процесс: Изучение эффективности /Под ред. Е.Н.Степанова. М.,
2001.
8. Галицкий В.Д., Кувшинкова И.А. Правовое и методическое обеспечение
деятельности летнего оздоровительного лагеря: Практическое пособие. М., 2008.
9. Гиринин Л. Е., Ситникова Л. Н. Вообрази себе. Поиграем – помечтаем. – М., 2001г.
10. Гончарова, Е.В. Савченко. Школьный летний лагерь. –М. 2004.
11. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. «Учебное пособие по организации детского
досуга в лагере и школе» М.: Педагогическое общество России, 2004. 224 с.
(Общественнопедагогический журнал "Вожатый века"); 12. Губина Е. А. Летний оздоровительный лагерь (нормативноправовая база).
Волгоград: издательство « Учитель», 2006
13. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград:
Учитель, 2007
14. Гусева Н. А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. – СнП., 2003г.
15. Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства. М. 2003.
16. Должиков И.И.
Физкультурнооздоровительные и спортивномассовые
мероприятия в детском лагере: Методическое пособие. / М.: Айриспресс, 2005.
176 с. (Методика)
17. Дубровина И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми М., 1999г.
18. Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин. М. 2008.
19. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание…
Воспитание! М. 1996.
20. Карел Поломи. Дети в пионерском лагере. М., 1990.
21. Кашеварова М.Ю. Организация летнего отдыха детей и молодёжи. Великий
Новгород, 2004.
22. Коваленко В. И. Младшие школьники после уроков. – М., 2007 г.
23. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В., Туристский клуб школьников: Пособие для
руководителя. М.: ТЦ сфера, 2004. (Библиотека вожатого)
24. Куликов В.М., Ротштейн Л.М., Школа туристских вожаков: Учеб.метод. пособие –
М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – (Воспитание и доп.образование детей).
25. Левашова С.А. Психолог и подросток; коммуникативнодвигательный тренинг. –
Ярославль. 2004.
26. Летний отдых детей: концептуальные и нормативноправовые основы / составитель
А.М.Парков. М., 1998.
27. Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М. 2008.
28. Лутошкин А. Н. Как вести за собой. М. 1978.
29. Мануйлов Ю.С. Воспитание средой. Нижний Новгород. 2003.
30. Материалы журналов « ПедСовет» 20022008 г.
31. Микляева А.В. Я – подросток. Встречи с самим собой. Спб. 2003.
32. Непомнящий Н. И. Становление личности ребенка. – М., 2004 г.
33. Никульников А.Н. «Школьная площадка». Новосибирск. 2006.
34. Отдых и оздоровление детей и подростков Сборник нормативных документов. /
Составитель С.В.Барканов. М., 2002.
35. Палазоло В. «Лучшие игры на отдыхе» М.: "РОСМЭНПРЕСС", 2006.
36. Панченко С.И. День за днём в жизни вожатого. М., 2008.
37. Приложение к журналу "Внешкольник. Дополнительное образование и социальное
воспитание детей. № 1, 2009 г. /Летний лагерь: вчера и сегодня./
38. Рекут В.А. Самые лучшие игры для умников и умниц М: РИПОЛ классик, 2007.
39. Ривкин Е.Ю. Организация туристической работы со школьниками. М., 2001.
40. Ривкин Е.Ю., Организация туристической работы со школьниками: Практическое
пособие. – М.: АРКТИ, 2001. – (Метод. бибка).
41. Родионов В.А. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Ярославль. 2003.
42. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М. 2004.
43. Романов А. А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей М., 2003 г.
44. Роткина Т.С., Курзова О.А. Уроки добра и милосердия. О. 2007.
45. Самохин Ю.С., Самохина Т.А. Туризм в детском оздоровительном лагере / М.:
Педагогическое общество России, 2003. /
46. Соколова Л. «Необычные праздники дома¸ в школе и во дворе». Новосибирск.
2007. 47. Соколова Н.В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и
подростков в условиях детского оздоровительного лагеря. О. 2009.
48. Солнцеворот99 или Сварожий круг: Настольная книга вожатого. – Н. Новгород:
Нижегородский гуманитарный центр,
49. Степанов Е.Н. Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях
воспитания. М. 2003.
50. Сысоева М. Н. Организация летнего отдыха детей. –М. 2003.
51. Таран Ю.Н. Каникулы: социальнопедагогические ориентиры. –Нижний Новгород:
издво ООО «Педагогические технологии». 2006.
52. Тимонин А.И., Тимонина Л.И. «Школа лидера». Нижний Новгород. 2008.
53. Титов С.В. Здравствуй, лето! Волгоград, 2007.
54. Титов. С.В. Добро пожаловать, игра! –М. 2004.
55. Управление проектами в социальной сфере: Методика разработки, выполнения и
оценивания проектов. – Нижний Новгород. 2007.
56. Фопелъ К. Как научить детей сотрудничать. М. 1999.
57. Цветкова И.В. Школа социального успеха. М. 2002.
58. Шмак Ани Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. Спб. 2004.
59. Шмаков С.А. Игрышутки, игрыминутки. М. 2009.
60. Щуркова Н.Е. Классное руководство: Игровые методики. –М. 2004.
61. Электронная версия газеты «1 сентября . Начальная школа»
Программа летнего оздоровительного лагеря
Программа летнего оздоровительного лагеря
Программа летнего оздоровительного лагеря
Программа летнего оздоровительного лагеря
Программа летнего оздоровительного лагеря
Программа летнего оздоровительного лагеря
Программа летнего оздоровительного лагеря
Программа летнего оздоровительного лагеря
Программа летнего оздоровительного лагеря
Программа летнего оздоровительного лагеря
Программа летнего оздоровительного лагеря
Программа летнего оздоровительного лагеря
Программа летнего оздоровительного лагеря
Программа летнего оздоровительного лагеря
Программа летнего оздоровительного лагеря
Программа летнего оздоровительного лагеря
Программа летнего оздоровительного лагеря
Программа летнего оздоровительного лагеря
Программа летнего оздоровительного лагеря
Программа летнего оздоровительного лагеря
Программа летнего оздоровительного лагеря
Программа летнего оздоровительного лагеря
Программа летнего оздоровительного лагеря
Программа летнего оздоровительного лагеря
Программа летнего оздоровительного лагеря
Программа летнего оздоровительного лагеря
Программа летнего оздоровительного лагеря
Программа летнего оздоровительного лагеря
Программа летнего оздоровительного лагеря
Программа летнего оздоровительного лагеря
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.