Программа музейного кружка
«Торгинские казачата»
Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.
Задачи:
Организация поиска материалов для пополнения музейного фонда.
Поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей семьи, школы, микрорайона, города, края;
Учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка;
Оформление и экспонирование материалов;
Организация экскурсий для детей, как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных. Проведение экскурсий для взрослых, посещающих школьный музей.
Организация научно-исследовательской работы
Развитие дополнительного образования детей средствами музейной педагогики.Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.
МБОУ «СОКШ с.Знаменка»
Утверждено
Решение педсовета протокол № ___
от «__» ___ __________ 20___ года
Председатель педсовета
________
Программа музейного кружка
«Торгинские
казачата»
Знаменка, 2017Пояснительная записка
Краеведение это всестороннее изучение какойлибо территории, проводимое на научной
основе. Объектами изучения являются социально экономическое, политическое,
историческое и культурное развитие села, города, района, края. История родного края
рассматривается как часть отечественной истории, а местные события как проявление
закономерности исторического процесса. Это означает, что краеведческий материал тесно
связывается с курсами школьных программ по региональному компоненту, краеведению и
отечественной истории.
Краеведение помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики
и общие требования к содержанию образования, сформулированные в законах образовании
РФ: воспитание гражданственности и любви к Родине: защите национальных, культурных и
религиозных традиций, формирование мировоззренческой, экономической и экологической
культуры, приоритета общечеловеческих ценностей, толерантности.
В этих условиях особую актуальность приобретает патриотическое воспитание,
основанное на культурных отечественных традициях. Учитывая специфику Забайкальского
края, имеет большое значение возрождение Забайкальского казачьего войска и воспитание
молодого поколения казаков. Традиции казачества, судьбы казаков Торгинской станицы
могут стать той основой, на которой будет строиться воспитатние.
Деятельность школьного музея одна из лучших форм общественнополезной
работы юных краеведовисториков, объединяющая не только членов кружка, но и
широкие массы учащихся, их родителей.
Минобразование России рассматривает музеи образовательных учреждений как
эффективное средство духовнонравственного, патриотического и гражданского
воспитания детей и молодежи, рекомендует образовательным учреждениям, органам
управления образованием всех уровней уделять внимание педагогическим и
памятникоохранительным аспектам организации и функционирования музеев в
образовательных учреждениях, осуществлять необходимое взаимодействие с органами и
учреждениями культуры.
Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического
воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной
активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково
исследовательскую краеведческую деятельность.
Задачи:
Организация поиска материалов для пополнения музейного фонда.
Поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с
историей семьи, школы, микрорайона, города, края;
Учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная
проверка, систематизация и методическая обработка;
Оформление и экспонирование материалов;
Организация экскурсий для детей, как обзорных для группового посещения, так и
индивидуальных. Проведение экскурсий для взрослых, посещающих школьный музей.
2
Организация научноисследовательской работы
Развитие дополнительного образования детей средствами музейной педагогики.
Музейная педагогика дает возможность:
осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к
исследовательской деятельности;
сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия,
исследовательскую работу в школьном музее и школе.
Практическая культурнообразовательная
деятельность музея
Осуществляемый в музее процесс передача культурных значений и смыслов, целью которого
является восприятие информации учащимися, в ходе которой раскрывается информационный
потенциал музейных экспонатов, реализуется образовательновоспитательная и другие
функции музеем.
Интеграция музейной педагогики, основного и дополнительного образования через
Обучение,
основные направления работы:
Информирование. Первичное получение сведений о музее, составе и содержании его
коллекций или об отдельных экспонатах. Создание электронных презентаций, электронных
архивовописей документов, информационных справок об отдельных экспонатах на уроках
истории, литературы, географии, создание информационного киоска на страничке сайта
школы.
Передача и усвоение знаний, приобретенных умений и навыков.
Обязательный фактор – неформальность и добровольность. Обучение осуществляется в
форме экскурсий, уроков, занятий кружка, проектных работ. Возможно привлечение уроков
истории, литературы, географии, технологии.
Творчество. Создание условий для стимулирования творческого процесса.
Общение. Встречи с целью знакомства и общения с краеведами, писателями и поэтами,
ветеранами , представителями казачьих обществ, сотрудниками Нерчинского краеведческого
музея.
По основной направленности программа является развивающей (построена на
выявлении и развитии научноисследовательских способностей учащихся, освоение ими
методов и способов познания мира средствами музейной культуры) и социально
адаптивной (помогает приобрести ребенку социальный опыт в познании материальных,
духовных культурных ценностей, направлена на формирование ценностных ориентиров в
сохранении, развитии и возрождении культурных традиций и воспитании нравственных
Отдых. Организация свободного времени учащихся и взрослых.
3качеств личности). Обучение строится на основе наблюдения, поиска и освоения окружающей
действительности. Это помогает учащимся построить целостную картину мира, позволяющую
принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций.
По сложности программа является интегрированной, т.е. объединяет знания из
областей: истории, краеведения, литературы, географии, культурологии с высокой степенью
межпредметных обобщений.
Программа переработана с упором на систему личностноориентированного
обучения с использованием трех базовых методик:
технологии задачного подхода (изучение любой темы представлено как цепочка задач,
которые необходимо решить);
технологии диалога (при работе над содержательной стороной необходимо представить
материал в форме конфликтнопроблемных вопросов и найти оптимальное решение,
способное не подавить учащихся, а обогатить педагога и ребенка);
технологии имитационной деловой игры (используется при организации деятельности
музея, при распределении обязанностей).
Последовательное изучение различных проблем проводится в соответствии с основными
педагогическими принципами.
Технологическую основу программы образует система организационных форм и
методов занятий по алгоритму творческой деятельности с учетом возрастных особенностей
школьников, которой присуще стимулирование и развитие познавательного интереса у
учащихся к казачьей истории и казачьим традициям родного края. Это обеспечивается
системой учебных занятий.
Направления деятельности:
к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.
экспозиции.
эффективно.
Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме
отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителейпредметников и
руководителей других кружков.
Формы организации работы с музейной аудиторией:
лекции;
экскурсии;
консультации;
литературные и исторические гостиные;
киносеансы;
встречи с интересными людьми;
исторические игры, викторины;
проектная и исследовательская деятельность;
использование интернет – технологий;
создание видеопрезентаций;
посещение школьных музеев и музеев района и края;
оформление выставок, обновление экспозиций.
Прогнозируемые результаты:
1) В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории
станицы Торгинской, Забайкальского казачьего войска, Забайкальского края и страны,
Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.
Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более
Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения
Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной
4умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти
факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории малой Родины,
судеб земляков с историей России.
2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к
истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед
людьми, защищавшими ее свободу и независимость, достижение учащимися высокого
уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края и
казачества.
3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и
навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих умений в
процессе поиска, научномузейной обработки, учету, описанию, классификации
предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по
экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном
(выставки, конкурсы, тематические классные часы) и межшкольном (семинары,
конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и
презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков
самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития
высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.
поисковоисследовательской деятельности учащихся
Организация
Работу по привлечению учащихся к краеведческой работе можно разделить на
несколько этапов (блоков). К работе в школьном музее учащиеся привлекаются только на
добровольной основе.
Первый этап – информационный или ознакомительный. Он рассчитан на учащихся 5
6х классов. Информация о работе музея должна быть предоставлена учащимся в доступной,
увлекательной форме. Это могут быть экскурсии в музей, встречи с активом музея,
презентации, короткие фильмы.
Блок №1 «Музей и история родного края»
№
1 Музей
Тема
Забайкальского
казачьего войска
Форма проведения
Экскурсия.
2 История основания
станицы
Торгинской.
3 Казачий быт
Беседа.
Экскурсия.
4 Обычаи и обряды
казаков,
сохранившиеся до
Театрализованное
представление.
5
Основные цели и задачи
Знакомство с работой музея,
правилами поведения в музее.
Воспитание бережного отношения
к культурному и историческому
наследию своего народа.
Воспитание патриотизма, интереса
к истории родного края.
Воспитание интереса к жизни,
быту и культуре своих предков.
Знакомство с орудиями труда,
предметами быта местных
жителей.
Приобщение учащихся к
ценностям и традициям народов,
населяющих наш край, воспитаниенашего времени.
5 Моя родословная.
Беседа, практическое
занятие.
уважения и бережного отношения
к ним.
Знакомство с правилами
составления генеалогического
древа, умение составлять
родословную.
Перечень тем может быть изменен или дополнен по желанию учащихся.
Целесообразно на этом этапе привлечение детей к выполнению несложных видов
работ. Это может быть участие в театрализованных представлениях, экспедициях по сбору
памятников истории и культуры, оформление альбомов, встречи с интересными людьми.
Диагностика интересов и склонностей учащихся проводится в процессе знакомства с
направлениями, методами работы музея. Ученики выбирают направление по интересам. Наш
школьный музей работает по нескольким направлениям. Это – «История заселения нашего
края», «История Забайкальского казачества в судьбах торгинских казаков», «Традиции и быт
казаков», «Топонимика».
Второй этап обучение методам и технологии учета и хранения основного и
вспомогательного фондов музея. Эту работу выполняют учащиеся 78 классов. Ребята
работают с архивом музея, создают и пополняют базу данных, составляют картотеки и
каталоги. Данная работа требует привлечения дополнительных знаний. Каждый экспонат
музея сопровождается краткой аннотацией, включающей историю создания, назначение
экспоната, имя его владельца, оценку состояния и т.д. (Приложение №2)
У школьников формируются начальные навыки исследовательской деятельности,
работы с архивами, справочниками, энциклопедиями.
Ребята знакомятся с правилами оформления документации, хранения экспонатов.
Тема
Форма проведения
Основные цели и задачи.
Блок №2 «Документоведение»
Фонды музея.
Лекция.
№
1
2
3
4
5
Лекция.
Учет и
обеспечение
сохранности
фондов музея.
Классификация и
систематизация
музейных
экспонатов.
Правила хранения
вещественных
исторических
источников.
Исторический
документ.
Воспитание бережного отношения к
музейным ценностям.
Знакомство с
основным и вспомогательным фондами
музея.
Знакомство с правилами учета
и хранения документов, ведения учетной
документации.
Практическое
занятие.
Формирование навыков составления
картотек и каталогов.
Лекция.
Практическое
занятие.
6
Воспитание бережного отношения к
памятникам истории и культуры.
Знакомство с правилами светового и
теплового режима музея
методикой
Вооружение
самостоятельной работы с документами.
Знакомство с правилами учета и хранения
документов.
учащихсяТретий этап привитие навыков коммуникативной деятельности. Учащиеся 89х
классов становятся экскурсоводами. Экскурсоводы, выбирая тему, разрабатывают планы и
методику проведения экскурсии, учатся составлению тематикоэкспозиционных планов.
Широко приветствуются новые формы деятельности. Экскурсии могут проводиться в форме
устных журналов, исторических гостиных, презентаций проектов. Одновременно с навыками
частичнопоисковой деятельности учащиеся приобретают опыт общения с аудиторией.
Исчезает скованность, неуверенность, каждый вырабатывает свой стиль общения.
Блок №3 «Методика подготовки и проведения экскурсий»
№
1
Тема
Форма проведения
Роль
экскурсовода в
работе музея.
Беседа.
2 Методика
подготовки
экскурсий.
Лекция.
Практическое
занятие.
3
4
Как провести
экскурсию.
Практическое
занятие.
Я – экскурсовод.
Психологические
тренинги.
Основные цели и задачи
Знакомство учащихся с работой
экскурсовода. Привитие интереса к
экскурсионной работе.
Развитие творческих способностей
учащихся. Формирование умения
составлять план экскурсии, отбирать и
систематизировать значимый материал.
Формирование навыков составления плана
экскурсии, подбора материала.
Обучение правилам проведения экскурсии
с учетом возрастных особенностей
экскурсантов.
Помочь учащимся преодолеть
неуверенность в своих силах, развитие
коммуникативных способностей.
Пройдя курс обучения учащиеся включаются в работу по проведению экскурсий.
Четвертый этап – организация поисковоисследовательской деятельности. При
организации творческой деятельности учащихся ставятся следующие задачи:
выявление детей, предрасположенных к исследовательской деятельности;
создание условий для плодотворного общения и получения интересующей
информации;
развитие познавательной активности и интереса обучающихся;
развитие творческих задатков и коммуникативных способностей учащихся;
развитие умений и навыков самопрезентации и публичных выступлений.
Большую помощь в выявлении учащихся, имеющих склонность к исследовательской
деятельности, оказывают учителяпредметники. Интересы детей помогают выявить родители.
Блок №4 «Введение в поисковоисследовательскую деятельность»
Тема
Основные цели и задачи
Форма проведения
Лекция.
№
1
Введение.
2
Источниковедение и
его роль в изучении
Лекция.
7
Формирование основ научного мышления.
Знакомство с основными понятиями и
терминологией: актуальность темы,
гипотеза, цели и задачи исследования,
методы исследования.
Сформировать целостное представление
об историческом знании, о роли работы систории.
3
Основные этапы
работы с
источниками.
Интервью, опросы,
беседы и другие
формы
исследовательской
деятельности.
Оформление
творческой работы.
Лекция и
практическое
занятие.
Лекция и
практическое
занятие.
Лекция.
Учимся строить
выступление.
Психологический
тренинг.
Представление
результатов
поисково
исследовательской
деятельности.
Презентация или
защита проекта,
выступление на
конференции,
конкурсе и т.д.
4
5
6
7
источниками в поисково
исследовательской работе.
Вооружить учащихся методикой
самостоятельной и творческой работы с
источниками, познакомить с
требованиями к работе с источниками.
Формирование коммуникативных
навыков. Знакомство с правилами
проведения интервью, составления
вопросников.
Знакомство с видами оформления
результатов поисковоисследовательской
работы, библиографией, критериями
оценки проекта.
Освоение приемов публичных
выступлений и способов снятия
эмоционального напряжения перед
выступлением.
Закрепление навыков публичных
выступлений.
Темы блоков распределены в учебно — тематическом планировании в течение года.
К концу обучения по данной программе предполагается, что обучающиеся, получив прочные,
глубокие знания по истории Забайкальского казачества, своего села и края, смогут
подготовить и выступить с сообщениями, докладами на уроках истории, районных и краевых
краеведческих конференциях, провести экскурсию в музее, а некоторые, возможно, выберут
профессию экскурсовода, учителя истории и т.п.
8Содержание программы кружка «Школьный музей»
Вводное занятие.
1 четверть.
1.
Теория: Постановка целей и задач работы музея. Изучение и анализ имеющегося
краеведческого материала. Организация учета экспонатов. Распределение по основным
темам. Совет музея. Экскурсовод.
Практика: Ведение музейной документации.
2. Музейный работник.
Теория: Знакомство с профессиями музейных работников. Музейный экспонат. Хранилище
музея. Создание исследовательских групп среди учащихся школы.
Практика: Правила ведения музейной документации. Оформление музейных экспозиций.
3. «Встреча с интересными людьми»
Теория: Записи историкокраеведческих наблюдений. Фиксирование исторических событий,
точность и историческая достоверность записей воспоминаний. Правила роботы в фондах
музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила хранения и использования
документов.
Практика: запись воспоминаний.
4. «Работа музея.»
Теория:
Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая). Работа
экскурсовода. Как вести занятия по экспозициям школьного музея (играэкскурсия,
лаборатория, интервью, викторина). Массовая работа музея.
Практика: составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка
9экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции
музея.
5. Историческое краеведение.
Теория: Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Фонды и экспозиция
школьного музея. Общественно полезный характер исторического краеведения.
Практика: фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов;
подготовка пособий и материалов для школьного музея.
6. Записи историкокраеведческих наблюдений.
Теория: Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с
очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания.
Практика: фиксирование исторических событий
воспоминаний; работа с первоисточниками; составление каталога и работа с ним.
в специальном дневнике; запись
7. Организация и проведение исторических экспедиций.
Теория: Как определять цели и район экспедиции. Как комплектовать группы и распределять
обязанности. Как разрабатывать маршрут экспедиции.
Практика: подготовка экспедиции.
8. Подведение итогов путешествия.
Теория: Как оформлять результаты практических работ кружка.
Практика: Фотоальбом. Аннотация собранных материалов, проверка фактов и дат.
Изготовление экспонатов для школьного музея. Организация отчетной выставки.
9.Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках.
Теория: Как вести сбор информации в музеях, архивах, библиотеках.
Практика: Работа в фондах школьного музея.
2 четверть.
10. «Я — житель села Знаменка».
Теория: История селастаницы. «Село прежде», «Село сегодня».
Практика: Акция «Серия фотографий», «Виды родного села». Выставка по итогам акции.
Подготовка экскурсий по экспозициям музея.
11. История моей семьи в истории страны.
Теория: Акцияконкурс «Самая интересная фотография нашей семьи».
Практика: Экскурсиялекция «Из семейного альбома».
12. «Казачий быт».
Теория: Изучение материальной культуры края. Казачья хата. Казачья утварь. Одежда
казаков.
Практика: Пополнение экспозиции «Казачий быт». Проведение экскурсии для учащихся.
13. Экспозиция «Листая страницы истории».
10Теория: Летопись Забайкальского казачьего войска. Изучение истории забайкальского
казачества.
Практика: Пополнение экспозиции.
14. Военная история казачества.
Теория: Изучение военной истории казачества, основные боевые действия, в которых
принимали участие забайкальские казаки. Подготовка экскурсии.
Практика: Пополнение экспозиции. Тематическая выставка.
15. Потомки казаков — герои Великой Отечественной войны.
Теория: Изучение воспоминаний ветеранов по материалам музея.
Практика: Оформление тематической экспозиции.
16. Наши земляки — участники боевых действий.
Теория: Сбор материала о выпускниках школы — участниках боевых действии.
Практика: оформление стенда.
3 четверть
17 – 18 . Структура и содержание учебноисследовательской деятельности.
Теория: Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура
исследовательской деятельности. Определение содержания.
Практика: определение содержания для исследования по темам исследовательских работ уч
ся.
19– 20. План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза
исследования.
Теория: Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект
исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез.
Практика: определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по
исследовательским работам учся. Проверка гипотез.
21. Основные источники получения информации.
Теория: Учебная литература – учебники, хрестоматии. Справочная литература – словари,
справочники, энциклопедии. Электронные пособия.
Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным
пособием.
22. Оформление списка литературы и использованных электронных источников.
Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка
использованных электронных источников.
23 – 24. Методы исследования. Мыслительные операции.
Теория: Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции,
необходимые для учебноисследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение,
обобщение, выводы.
25 – 26. Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.
11Практика: письменный отчёт структура и содержание. Визуальный отчёт – диаграммы,
таблицы, схемы, графики.
4 четверть.
27. Оформление работы. Подготовка доклада.
Теория: Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как
интересно подготовить устный доклад.
Практика: доклады по темам исследовательских работ. Проверка оформления работ.
2829. Как правильно делать презентацию.
Теория: Защита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио
или телепередача, презентация.
Практика: работа в программе Microsoft Power Point. Презентация по своим работам.
30 – 31. Пробная защита исследовательской работы.
Теория: Оппоненты. Правила дискуссии.
Практика: Защита своей исследовательской работы.
32. Стендовые экспозиции.
Теория: Отбор материалов для стенда. Правила оформления.
Практика: Оформление стенда.
33. Экскурсия.
Теория: виды экскурсий.
Практика: написание текста к экскурсии по материалам музея.
34. Итоговое занятие.
Теория: Итоги работы школьного музея.
Практика: Учет экспонатов и документального фонда.
№
1
2
3
4
5
6
Учебнотематический план
Название темы
Количество часов
теория
практика
Вводное занятие.
Музейный работник
«Встреча с интересными людьми»
«Работа музея.»
Историческое краеведение
Записи историкокраеведческих наблюдений.
12
1
1
1
1
1
1
17
8
9
Организация и проведение исторических экспедиций.
Подведение итогов путешествия.
Правила работы в фондах музеев, архивах и
библиотеках.
10 Я — житель села Знаменка.
11 История моей семьи в истории страны.
12 Казачий быт
13 Экспозиция «Листая страницы истории»
14 Военная история казачества.
15 Потомки казаков — герои Великой Отечественной
войны.
16 Наши земляки — участники боевых действий
17
18
Структура и содержание учебноисследовательской
деятельности.
План работы над учебным исследованием. Объект,
предмет и гипотеза исследования.
19
20
21 Основные источники получения информации.
22
литературы и
Оформление
использованных электронных источников
Методы исследования. Мыслительные операции.
списка
Обработка результатов исследования. Методика
оформления результатов.
Как правильно делать презентацию.
23
24
25
26
27 Оформление работы. Подготовка доклада.
28
29
30
31
32 Стендовые экспозиции.
33 Экскурсия.
34 Итоговое занятие.
Пробная защита исследовательской работы.
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
Всего программа рассчитана на 34 часа в год, 1 раз в неделю.
Список литературы:
131. Альтман И.А., Туманов В.Е. Документальные памятники в школьных музеях, М., 1977.
2. Артемов Е. Г. Музейнопедагогическая технология. СПб., 1999.
3. Артемов Е. Г. Музей и общество: пора интерактивного диалога. Красноярск, 2002.
4. Вельганенко Т.М. Организация работы музея образовательного учреждения.
Краснодар, 2001.
5. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина:
Сборник «Культурнообразовательная деятельность музеев». М., 1997.
6. Малявко И. В. Технология обучения школьников старших классов опыту
самостоятельной творческой деятельности путем особой организации научно
исследовательской работы в музее // Образовательная деятельность
художественногомузея. Вып.VI.СПб.,2000.
7. Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в
краеведческом музее. М., 2001.
Совершенствование программы деятельности музея
Приложение №1
Организация деятельности музея во многом опирается на законодательные акты,
включающие вопросы патриотического воспитания граждан Российской Федерации:
Государственную программу "Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 20062010 годы" от 11 июля 2005 года № 422;
Федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях) России" от 10 февраля
1995 г;
Основная работа нашего музея пропаганда боевых, трудовых, культурных традиций
14казачества. Они помогают расширять знания школьников об историческом прошлом и
настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувства уважения к ее истории.
Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей детей.
Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными
материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, землякам,
ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, передают свои
знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои
проекты в рамках деятельности школьного научного общества.
способствуют прочному овладению знаниями,
В числе важнейших мер предусматривается использование школьного музея в учебно
воспитательной работе с учащимися. Главная задача педагогического коллектива школы
состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебновоспитательной процессе.
Опыт многих школ подтверждает целесообразность проведения уроков в самом музее с
учетом его профиля или использования отдельных экспозиций в различных классах при
изучении определенных тем учебной программы по истории. Документальные материалы,
используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным
содержанием,
оказывают большое
эмоциональное воздействие на учащихся. Подлинные материалы музея школы помогают
учителю истории в освещении важнейших периодов Великой Отечественной войны,
преподавателям факультативных занятий в знакомстве детей с историей и традициями
казаков, классным руководителям в проведении внеклассных мероприятий (использование
экспонатов, материалов музея).
Для повышения эффективности урока, его воспитательного значения предлагается
учителям в перспективном планировании на учебный год или полугодие предусматривать
работу учащихся в музее и использовать музейные материалы в соответствии с учебной
программой и работой над исследовательскими проектами по истории и боевой летописи
забайкальского казачества.
Музей только тогда себя оправдывает, когда он становится организатором военно
патриотической работы. Поэтому предполагается усилить инициативу музея в организации
общественнополезных дел.
Механизм реализации программы развития музея
Руководство работой музея
Музей организует свою работу на основе самоуправления.
Работу музея направляет Совет музея, привлекая актив учащихся, совет:
направляет собирательскую работу для пополнения и дальнейшего развития музея,
организует учет и хранение существующих фондов, » проводит экскурсии по экспозициям
музея, разрабатывает план работы.
Осуществление целенаправленного систематического педагогического руководства
важнейшее условие повышения действенности музея в учебновоспитательном процессе.
Координацию деятельности совета осуществляет руководитель школьного музея.
Предполагается активнее привлекать ветеранские и творческие организации и союзы к работе
в школьном музее, полнее использовать их опыт и духовный потенциал в целях сохранения и
преемственности славных боевых и трудовых традиций.
Но главную координацию деятельности по развитию и организации работы музея
осуществляет заместитель директора по учебной работе. Она обеспечивают контроль над тем,
чтобы материалы школьного музея использовались в учебной, внеклассной, внешкольной
работе, чтобы все документы, особенно подлинники, бережно хранились.
15Использование музея
в учебновоспитательном процессе
Приложение № 2
Каким бы содержательным и современным по оформлению ни был музей, он только
16тогда станет неотъемлемой частью общешкольного организма, если учителя будут широко
использовать его экспозицию и фонды в учебновоспитательном процессе.
Эффективность использования школьного музея в обучении во многом определяется
разнообразием форм и методов классной и внеклассной работы, включающей музейный
материал в учебный процесс. В практике нашей школы сложились следующие её виды:
учебная экскурсия в музее;
урокэкскурсия в музее;
использование музейных предметов учащимися в качестве учебных пособий на уроке,
классном часе;
демонстрация музейных предметов во время беседы учителя;
подготовка докладов и сообщений учащимися для уроков по заданию учителя на
основе их самостоятельной работы в музее;
проведение учебнопрактических конференций.
Работа в музее проводится по ряду предметов: окружающему миру, краеведению,
истории, литературе, ИЗО, трудовому обучению и на классных часах. Учителя, используя
возможности музея, в процессе преподавания сочетают приемы обучения с методами
познания: они не только сообщают информацию, но и демонстрируют учащимся сложные
пути ее получения.
Школьный музей помогает воспитывать в учащихся исследовательскую активность,
развивает творческое мышление, прививает навыки самостоятельного приобретения знаний.
Музей является базой и для серьёзной воспитательной работы. Он хранит память о
традициях жизни наших прадедов и поддерживает те (традиции), на которых воспитываются
нынешние поколения.
Программа «Школьный музей»
Школьный музей это музей в миниатюре, отражающий узкие темы истории или природы
родного края. Он выполняет функции документирования, образовательновоспитательные,
17производит комплектование материалов в учебновоспитательном процессе. В нашей школе
создан музей истории Забайкальского казачества, в котором наравне с историей казачества
разворачивается широкая панорама истории родного села, района, края. Школьниками
следопытами собрано множество документальных материалов: фотографий, писем,
воспоминаний, газетных статей и других документов. Все эти материалы имеют огромное
историческое значение и являются национальным достоянием народа. Бережное отношение к
памятникам истории и культуры – патриотический долг каждого гражданина нашей страны.
Данная программа создана из необходимости включения работы школьного музея в систему
воспитательной работы школы. В последнее время у обучающихся заметно снизился интерес к
героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и
корням, событиям военной истории. Именно поэтому наш школьный музей состоит из
следующих отделов:
1. Уголок казачьей избы.
2. Краеведение.
3. Казачий быт и снаряжение.
4.История школы.
5. История села.
6. Воинская слава казаков и их потомков.
Цель: Воспитание патриотизма и повышение культурнопросветительского уровня учащихся
через использование музейных средств .
Задачи:
1.
Организация культурнопросветительской, методической, информационной и иной
деятельности, разрешенной законом;
2. Введение музейных уроков;
3. Развитие детского самоуправления через участие в деятельности Совета музея;
4. Расширение знаний в области профессий, связанных с музейной деятельностью.
Учебнотематический план для обучающихся начальных классов
(24 классы)
Тема
1. Мы пришли в
музей
2.Гости
прошлого
из
3.Документальн
ые
свидетели
жизни человека
Новые понятия
История, музей, прошлое,
настоящее,
экспонат,
экспозиция, экскурсовод
Память
Документ,
гражданственность
гражданин,
Форма проведения и его содержание
Обзорная экскурсия по музею
Беседа на тему «Музейный экспонат, его
значимость.
Экспонат как носитель
информации. Сохранность экспоната».
Беседа на тему «Документ. Документальная
информация. Подлинность документа. Копия
документа. Информация, содержащаяся в
документе. Отношение к документу, как
18чем
Реликвия, патриотизм
4.
О
рассказала
реликвия
источнику информации».
Самостоятельная работа на тему «Что
может рассказать обо мне мой дневник?»
На примере подлинного документа рассказ о
судьбе человека, его боевом пути и наградах.
Самостоятельная работа: интервью у
ближайших родственников на тему «Семейная
реликвия».
Малая Родина, Отечество Экскурсия на тему «Страницы истории
5.
Школа в
которой я учусь
6.
родословная
Моя
Род,
родословие, личность
родственники,
7. Моя семья
Сопереживание,
сопричастность,
уважение к старшим,
поколение
8. Герои вокруг
нас
Современник,
подвиг
герои,
9. Праздник со
слезами
на
глазах
занятие
школы»
Беседа на тему «Наша школа сегодня, ее
успехи и проблемы».
Практическое
на тему
«Знакомство с тетрадями выпускников,
дневниками, учебниками, школьной формой,
фотографиями учащихся».
Самостоятельная работа на тему «Рассказ
о ближайших родственниках,
бывших
выпускниках школы»
Беседа на тему «История страны — История
семьи».
Практическая работа на тему:
«Составление моей родословной».
Самостоятельная работа на тему
«Родословная моей семьи или рассказ о судьбе
одного из родственников».
Беседа на тему «Семья, ее роль в жизни
человека». Рассказы обучающихся о своей
семье.
Практическая работа на тему «Портрет
моей семьи»
Самостоятельная работа — написание
минисочинения «Моя семья».
Самостоятельная работа на тему «Поиск
информации о людях, принимавших участие в
имеющих награды
военных действиях,
воинские и трудовые (ордена,
медали,
почетные знаки, грамоты)
Встреча с ветеранами Великой Отечественной
войны.
Практическая работа на тему «Подготовка
текста поздравительной открытки».
Возложение цветов у памятника
19Учебнотематический план для обучающихся основной школы (59 классы)
Тема
1.
истории
Страницы
Ключевые и новые
понятия
Патриотизм,
гражданский
долг,
благодарность тем, кому
мы обязаны своим
существованием.
2. Забайкальский
край
3. Мое село в
истории
Забайкальского
края и России
4.
историография
Наука
5. Отчизны верные
сыны
реликвия,
Археология,
полевой
дневник,
геральдика, нумизматика,
раскоп
Историография, научное
исследование,
научный
поиск,
библиографический
указатель,
систематический
каталог,
литература
Отчизна, долг, мужество,
честь, патриот
справочная
6.
опаленное войной
Детство,
Пацифизм,
сострадание,
толерантность
мир,
уважение,
7.
фотография
Отзовись,
Школьная
трудолюбие,
профессия,
героизм
дружба,
память,
трудовой
8.
Поклонимся
великим тем годам
долг,
Подвиг,
свобода,
братство, отчизна
честь,
воинское
Роль
Форма проведения занятия и его
содержание
урок на тему «Музей —
Музейный
хранилище исторических источников,
документов.
исторических
источников в познании истории своей
страны, своего края, своей школы»
Исторические игры: «Известные люди
Забайкальской земли», «Праздники и
обычаи Забайкальских казаков»
Викторина
села.
Самостоятельная подготовка к викторине
по материалам музея, краеведческой
литературе
Музейный урок
на тему «Роль
историографии в изучении исторического
процесса.
Роль научной и научно
популярной книги в изучении истории и
научноисследовательской работе»
истории
об
Урок мужества на тему «Встречи с
выпускниками школы — участниками
очагов напряженности».
Урок памяти — встреча обучающихся с
людьми, пережившими ужасы военного
времени( обучающиеся узнают о Великой
Отечественной войне через восприятие ее
детьми того времени)
Музейный урок в отделе истории школы.
На встречу с обучающимися приглашаются
бывшие выпускники школы, которые
рассказывают ребятам о своей судьбе и
судьбе своих одноклассников
Урок нравственности на тему «Величие
подвига народапобедителя в Великой
Отечественной войне».
20Учебнотематический план для обучающихся старших классов
(1011 классы)
Тема
1.
Экология и
краеведение: грани
взаимодействия
2.
исполняя
долг»
3.
Портрет
молодежи начала
21 века
«Погиб,
свой
Форма проведения занятия и его содержание
Изучение истории сельского поселения,
экологии Нерчинского района.
Урок нравственности по материалам отдела воинской Славы.
Диспут, на котором обсуждаются следующие вопросы:
Критерии, по которым можно судить о формировании личности
человека
Чем отличаются интересы молодежи 7080гг. и нашего времени?
Какое место в воспитании надо отвести идеологии?
Что для нас значит патриотизм?
Какие ценности являются главными для современной молодежи?
Как вырастают герои?
Дороги
выпускников
школы
В дни испытаний и
побед
Лекция на тему «Знакомство с судьбами выпускников школы,
ставших ее гордостью» с использованием дневников, тетрадей,
фотографий бывших учеников, их воспоминаний о школе.
Урок мужества на тему «История края в годы Великой
Отечественной войны» по материалам отдела музея
21Примерное положение
о музее образовательного учреждения
(школьном музее)
Приложение №3
1.Общие положения.
Школьный музей – обобщающее название музеев, являющихся структурными
подразделениями образовательных учреждений Российской Федерации независимо от формы
собственности и действующих на основании Закона Российской Федерации «Об образовании»,
а в части учета и хранения фондов – Федерального закона «О Музейном фонде и музеях
Российской Федерации».
Школьный музей является систематизированным, тематическим собранием подлинных
памятников истории, культуры и природы, комплектуемых, сохраняемых и экспонируемых в
соответствии с действующими правилами.
В основе поисковой и собирательской деятельности музея лежит краеведческий принцип.
Школьные музеи создаются в различных типах образовательных учреждений под
руководством педагогов и при участии общественности.
Подлинные памятники истории, культуры и природы, хранящиеся в фондах школьных
музеев, входят в состав музейного фонда и Государственного архивного фонда России и
подлежат государственному учету и сохранности в установленном порядке.
2.Основные понятия.
Профиль музея – специализация музейного собрания и деятельности музея,
обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или
искусства.
Музейный предмет – памятник материальной или духовной культуры, объект природы,
поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.
Музейное собрание – научно организованная совокупность музейных предметов и научно
вспомогательных материалов.
Комплектование музейных фондов – деятельность музея по выявлению, сбору, учету и
описанию музейных предметов.
Книга поступлений – основной документ учета музейных предметов.
Экспозиция – выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы
(экспонаты).
3. Цели и задачи:
Школьный музей способствует:
воспитанию у детей и подростков края патриотизма, гражданственности, бережного
отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов;
приобщению детей и подростков к историческому и духовному наследию Красноярска
и края через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении и
благоустройстве памятников.
Задачами школьного музея являются:
использование культурных ценностей города и края для развития детей и подростков;
содействие в организации и проведении учебновоспитательного процесса;
22 охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного города, края;
активная экскурсионномассовая работа с учащимися, с населением, тесная связь с
ветеранскими и общественными объединениями;
формирование фонда школьного музея и обеспечение его сохранности.
4.Содержание и формы работы.
Школьные музеи в своей деятельности руководствуются документами:
Закон Российской Федерации об образовании от 13 января 1996года №12ФЗ;
письмо Министерства образования России №2851181/16 от 12 марта 2003г. О
деятельности музеев образовательных учреждений;
нормативные документы о фондах государственных музеев России;
Закон Российской Федерации «Основы законодательства РФ о культуре», постановление
ВСРФ №36121 от 09.11.1992г.
Школьные музеи принимают участие в плановых переаттестациях, выставках, конкурсах,
смотрах, включаются в программы культурнопатриотического и молодежного движения,
участвуют в традиционных городских краеведческих чтениях школьников, районных,
городских и краевых предметных олимпиадах, представляя на них результаты работы юных
исследователей по тематике музея.
Совет музея:
изучает литературноисторические и другие источники соответствующей профилю
музея, тематики;
систематически пополняет фонды и библиотеки музея путем активного поиска в
туристских походах, экскурсиях;
ведет строгий учет фондов в инвентарной книге, обеспечивает сохранность музейных
предметов;
создает и обновляет экспозиции, выставки;
проводит экскурсионнолекторскую и массовую работу для учащихся и населения;
работает в контакте с Нерчинским краеведческим музеем, устанавливает связь с
музеями соответствующего профиля, участвует в выполнении их заданий;
устанавливает и поддерживает связь со школьными музеями соответствующего
профиля;
проводит обучение по программе «Торгинские казачата».
5. Организация деятельности музея.
Создание школьного музея является результатом целенаправленной, творческой
поисковоисследовательской работы школьников и педагогов по теме, связанной с историей,
культурой, природой города и родного края, и возможно при наличии:
актива учащихся, способного осуществлять систематическую поисковую, фондовую,
экспозиционную, культурнопросветительскую работу;
руководителяпедагога и активного участия в этой работе педагогического коллектива;
собранной и зарегистрированной в инвентарной книге коллекции музейных предметов,
дающей возможность создать музей определенного профиля;
экспозиций, отвечающих по содержанию и оформлению современным требованиям;
помещения, площадки и оборудования, обеспечивающих сохранность музейных предметов
и условия их показа;
устава (положения) музея, утвержденного руководителем образовательного учреждения.
Профиль школьного музея определяется педагогической целесообразностью и
характером имеющихся коллекций памятников истории и культуры. Школьные музеи могут
иметь профили: исторический, комплексный краеведческий и естественнонаучный
( географический, охраны природы и т. д.), литературный, художественный, музыкальный,
театральный, народного творчества и т. д. Школьные музеи, создаваемые в память о
23выдающемся событии или лице, расположенные на месте события или в памятном здании,
независимо от профиля являются мемориальными.
Вопрос об открытии музея решается советом школы или педагогическим советом.
Решение об открытии музея согласовывается с районными управлениями по образованию и
культуре, и оформляется приказом директора образовательного учреждения.
Учет и регистрация школьного музея осуществляются в соответствии с инструкцией о
паспортизации музеев образовательных учреждений, утверждаемой Министерством
образования Российской Федерации.
Наличие школьного музея, имеющего паспорт и прошедшего очередную переаттестацию,
учитывается при определении объемных и качественных показателей при отнесении
учреждений и организаций образования к группам по оплате труда руководящих работников.
Основными функциями музея являются:
документирование природы, истории и культуры родного края;
осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению,
развитию, социализации обучающихся;
организация культурнопросветительской, методической, информационной и иной
деятельности, разрешенной законом;
развитие детского самоуправления.
6. Функции музея.
7.Учет и обеспечение сохранности фондов школьного музея.
Учет музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и
научновспомогательному фондам:
учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и
духовной культуры, объектов природы) осуществляется в книге поступлений музея;
учет научновспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т. п.)
осуществляется в книге учета научновспомогательного фонда.
Закрепление музейных предметов и музейных коллекций в собственность
образовательного учреждения производится собственником в соответствии с
законодательством Российской Федерации на праве оперативного управления.
Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель образовательного
учреждения.
Хранение в музеях взрывоопасных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности
людей, категорически запрещается.
Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и
камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Музейные предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем, должны
быть переданы на хранение в ближайший или профильный государственный музей, архив.
8. Руководство деятельностью школьного музея.
Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель образовательного
учреждения.
Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет
руководитель музея, назначенный приказом по образовательному учреждению.
Текущую работу музея осуществляет совет музея.
В целях оказания помощи школьному музею может быть организован совет содействия
или попечительский совет.
9.Реорганизация (ликвидация) школьного музея.
Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а также о судьбе его коллекций решатся
учредителем по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.
Для передачи фондов школьных музеев в государственный или общественный музей
создается специальная музейная комиссия.
2425