Программа по экологическому воспитанию "Друзья природы" разработана для обучающихся коррекционной школы. Программа построена с учётом психофизических особенностей детей с ОВЗ и рассчитана на два учебных года. Включает в себя два основных направления: «Человек и природа» (8кл.) и «Чистый мир» (9 кл.) В ходе реализации программы обучающиеся приобретут природоохранительные и экологические знания.
Пояснительная записка.
Актуальность.
Российская образовательная политика предусматривает, как одну из
составляющих, создание системы непрерывного экологического образования,
цель которого развитие экологической культуры подрастающего поколения.
В условиях ухудшения экологической ситуации в стране, доминирования
потребительской психологии остро встает проблема формирования осознанного
понимания молодым поколением своих обязанностей перед природой. Поэтому
формирование экологического сознания, экологических знаний и убеждений
одна из важнейших задач современной школы. Необходимо дать ребенку не
только знания об окружающем мире, но и научить его понимать законы природы,
определяющие жизнь человека, соблюдать нравственные и правовые принципы
природопользования.
Актуальна данная проблема, как в общеобразовательных школах, так и в
коррекционных образовательных учреждениях. У детей с ограниченными
возможностями здоровья нарушение познавательной деятельности, неумение
четко осознать причинноследственные связи затрудняют правильное
восприятие, обобщение и анализ явлений в природе. Поэтому основным
содержанием экологического образования и воспитания учащихся является
формирование осознаноправильного отношения к природным явлениям.
Содержание программы направлено на решение задач по развитию и
коррекции познавательной деятельности, нравственного и экологического
воспитания, адаптации к жизни в современном обществе детей с нарушением
интеллекта.
Цель:
Формирование у учащихся экологического мировоззрения, базирующегося на
элементарных экологических знаниях, основах нравственности и социальном
сознании.
Задачи:
Обучающая: углубить и расширить знания об экологии и задачах экологии, об
экологических факторах и их влияние на всё живое.
Развивающая:
− развивать умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою
познавательную активность;
− развивать умение анализировать глобальные, региональные экологические
проблемы.− выделять главное в изучаемом материале.
развивать память, внимание, речь, мышление, эмоционально волевую сферу.
Воспитательная: − привлечь внимание воспитанников к проблемам охраны
природы;
− помочь ощутить красоту и гармонию в природе;
−воспитать экологическую культуру, ответственное отношение к природе;
воспитывать потребность в общении с природой.
Процесс формирования экологической культуры школьников опирается
на принципы систематичности, непрерывности и междисциплинарности в
содержании и организации экологического образования.
Учитывая познавательные особенности детей, уровень их восприятия
новый материал дается во взаимосвязи с предыдущим, и только потом делаются
общие выводы. Акцент делается на сочетание доступности, повторяемости,
познавательного интереса и научной достоверности материала. В целях более
прочного усвоения материала темы ежегодно повторяются, причем, изложение
его идет от простого к сложному.
Структура и содержание программы определяется дидактическими,
имеющими
коррекционноразвивающими и воспитательными целями,
практическое значение.
Уделяется внимание коррекции и развитию психических процессов:
обогащению словарного запаса за счет усвоения новых слов и
введения знакомых в активный словарь;
развитию смысловой памяти;
коррекции мыслительной деятельности;
формированию эмоциональноволевой сферы.
Особенностью программы является его практическая направленность.
Важно сформировать у детей с интеллектуальной недостаточностью умения,
навыки выполнить самостоятельно отдельные трудовые действия на основе
понимания ситуации, включиться в совместную со взрослыми деятельность,
направленную на сохранение растений, животных и условий их жизни.
При реализации программы используются такие формы и методы
учебной деятельности, как практическая деятельность, наблюдение, организация
экскурсий, урокипутешествия, ролевые игры, викторины, заочные экскурсии,
просмотр видеофильмов и т.п., направленные на активизацию познавательной
деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и помогающие
создавать условия для моделирования сложившихся природных связей, правил
поведения детей в природе.Реализация данной программы будет способствовать формированию
экологических знаний и культуры, нравственной позиции учащихся в отношении
природной среды.
Структура программы.
Программа построена с учетом психофизических и возрастных
особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья и рассчитана на 2
учебных года.
Программа включает в себя два основных направления:
«Человек и природа» (8кл.)
«Чистый мир» (9 кл.)
Направление «Человек и природа» показывает разные формы взаимодействия
человека с природой .
Направление «Чистый мир» воспитывает ответственное отношение к
здоровью, природе, жизни; потребность к осуществлению экологически
сообразных поступков;
Ожидаемые результаты:
− Приобретение учащимися практических экологических и
природоохранительных навыков;
− Пропаганда здорового образа жизни.
− Формирование умений правильного поведения в природе.
− Распознание объектов природы.
В результате реализации программы учащиеся должны
знать:
объекты живой и неживой природы;
экологические проблемы своей страны, своего родного края .
обобщенные и конкретные названия предметов и явлений в
окружающей среде;
основные правила охраны природы и необходимость бережного
отношения к ней;
правила жизнедеятельности человека в условиях среды обитания;
правила безопасного поведения в природе и быту.
уметь:
называть конкретные явления в природе;
ухаживать за комнатными растениями;
наблюдать за явлениями в природе по сезонам года и делать
соответствующие выводы; соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила поведения на природе.
Уметь самостоятельно подготовить сообщение по экологической
теме (с помощью педагога).
Человек и природа (8кл.)
Тематика занятий
Цель
Сентябрь
1
Интерактивная игра «Что
растёт в моем краю»
Познакомить с растениями Рязанской
области, занесёнными в Красную Книгу
2. Экскурсия «Природа
моего города»
Октябрь
3. Кл. час «Всемирный день
защиты животных»
4. Акция «Банк семян»
Ноябрь
5. Кл. час «Зелёная аптека»
Закрепить знания о названиях и
разновидностях деревьев; познакомить
спарками и скверами Рязани, их
благоустройством
Знакомство учащихся с историей
возникновения Всемирного дня защиты
животных ; воспитывать
ответственность за состояние
природного окружения;
Сбор семян цветочных культур и
семян для кормушек.
Познакомить с лекарственными
растениями Рязанской области, с
правилами сбора растений.
6
Беседа «11 ноября
Международный день
энергосбережения»
Акцентировать внимание на
рациональном использовании
энергоресурсов
Декабрь
7. Кл. час к Всемирному
дню домашних животных
«Ты в ответе за тех,
кого приручил».
8. Беседа «В лесу родилась
ёлочка»
Январь
9.
Заочное путешествие
«Национальные
заповедники и парки»
Воспитание чувства ответственности за
прирученных животных.
Познакомить с историей появления
обычая украшать ёлку; воспитывать
бережное отношение к природе.
Расширить представления детей о
взаимосвязи природы и человека.(11января – День
заповедников и национальных
парков)
10 Просмотр и обсуждение
учебного фильма «Твой
вклад в защиту
окружающей среды»
Вызвать эмоциональную отзывчивость,
учить слушать, понимать содержание,
отвечать на вопросы.
Открытый классный час
«Пакет под запрет»
Привлечь внимание к проблеме
загрязнения окружающей среды
Февраль
11
.
12
Занятие практикум
«Домашняя экономия»
(решение задач по
экономии воды и
электроэнергии)
Март
13
.
Кл.час «Про берёзу и
берёзовый сок»
Научиться экономному использованию
электроэнергии в домашних условиях,
экономному расходу горячей и
холодной воды, эффективному
сбережению тепла.
Заложить основы экологической
грамотности через воспитание любви к
природе и бережное отношение к ней.
14 Интерактивная игра
«Голубая рубашка»
планеты Земля» (ко
Всемирному Дню воды)
Уточнить и расширить знания о воде, ее
роли в жизни живых организмов;
закрепить навыки бережного
отношения к природе;
Апрель
Май
15
.
16
.
17
.
Кл. час «Цветы просят о
помощи. День
подснежника» (19.04).
Расширить знания учащихся о
многообразии растений; воспитывать
бережное отношение к первоцветам
Трудовой десант
«Приведём в порядок
планету»
Кл. час «Природная
стихия – огонь»
Развитие стремления к активной
деятельности по охране окружающей
среды.
Углубить представления детей о роли
огня в жизни человека; закрепить
знания правил пожарной безопасности
в природе.
18 Акция «Украсим
школьный двор цветами»
Благоустройство школьной
территории, участие в выращивании
рассады для школьной клумбы.Чистый мир (9кл.)
Тематика занятий
Цель
Сентябрь
1
Кл. час «Как люди
захламили планету»
Привлечь внимание к проблеме
загрязнения окружающей среды
2. Беседа «Про воздух и про
воду»
Октябрь
3. Кл.час «Что мы знаем о
пыли».
4. Участие в городской
акции «Большая уборка»
Ноябрь
5. Классный час «Чистота –
залог здоровья?» (правила
пользования бытовой химией)
6
Беседа «Экология и
питание»
Декабрь
7. Кл час ««Экологическая
проблема мусорный
пластик»
8. Интерактивная игра
Учить различать объекты живой и
неживой природы, воспитывать
бережное отношение к природе
Определить от чего зависит уровень
запылённости помещений, узнать, как
пыль влияет на здоровье школьников.
Формировать потребность принимать
личное участие в охране окружающей
среды.
Выявить степень опасности препаратов
бытовой химии и научиться правильно
ими пользоваться; акцентировать
внимание на вреде, наносимом
природе.
Закрепить знания об овощных
культурах, об их пользе; сформировать
представление о нитратах.
Рассказать о вреде мусорного пластика
для природы и её обитателей; привлечь
внимание к необходимости раздельного
сбора мусора
Привлечь внимание к проблеме«Экологическое ассорти»
Январь
9. Кл. час «Азбука
бережливости»
10 Просмотр и обсуждение
учебного фильма «Спасём
планету вместе»
Февраль
11
.
12
Кл.час «История одной
батарейки»
10 лайфхаков с
пластиковыми бутылками.
«Вторая жизнь вещей»
Март
13
.
Кл час «Проблемы чистой
воды и здоровье человека»
загрязнения окружающей среды
Привлечь внимание детей к проблеме
рационального пользования продуктов
питания и вещей
Вызвать эмоциональную отзывчивость,
учить слушать, понимать содержание,
отвечать на вопросы.
Привлечь внимание к проблеме
загрязнения окружающей среды;
привлечь внимание к необходимости
раздельного сбора мусора
Формирование экологической
культуры; привлечение внимания к
проблеме загрязнения окружающей
среды
Уточнить и расширить знания о воде, ее
роли в жизни живых организмов;
закрепить навыки бережного
отношения к природе;
Апрель
Май
14
15
.
16
.
17
.
21 марта
Международный день леса
Привлечение внимания учащихся к
проблемам сохранения лесных
ресурсов.
Кл. час «Экологическая
катастрофа.
Чернобыльская АС»
Рассказать учащимся о чернобыльской
трагедии, способствовать
формированию экологических знаний
Трудовой десант
«Приведём в порядок
планету»
10 лайфхаков с бросовым
материалом. «Вторая
жизнь вещей»
Развитие стремления к активной
деятельности по охране окружающей
среды.
Формирование экологической
культуры; привлечение внимания к
проблеме загрязнения окружающей
среды
18 Акция «Украсим
школьный двор цветами»
Благоустройство школьной
территории, участие в выращивании
рассады для школьной клумбы.