Программа по экологическому воспитанию "Друзья природы"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 19.05.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа по экологическому воспитанию "Друзья природы" разработана для обучающихся коррекционной школы. Программа построена с учётом психофизических особенностей детей с ОВЗ и рассчитана на два учебных года. Включает в себя два основных направления: «Человек и природа» (8кл.) и «Чистый мир» (9 кл.) В ходе реализации программы обучающиеся приобретут природоохранительные и экологические знания.
Иконка файла материала Программа Друзья природы.docx
Пояснительная записка. Актуальность.        Российская образовательная политика предусматривает, как одну из  составляющих, создание системы непрерывного экологического  образования,  цель которого ­ развитие экологической культуры подрастающего поколения. В условиях ухудшения экологической ситуации в стране, доминирования потребительской психологии остро встает проблема формирования осознанного понимания молодым поколением своих обязанностей перед природой. Поэтому формирование экологического сознания, экологических знаний и убеждений ­ одна   из   важнейших   задач   современной   школы.   Необходимо   дать   ребенку   не только знания об окружающем мире, но и научить его понимать законы природы, определяющие жизнь человека, соблюдать нравственные и правовые принципы природопользования. Актуальна данная проблема, как в общеобразовательных школах, так и в коррекционных   образовательных   учреждениях.   У   детей   с   ограниченными возможностями   здоровья   нарушение   познавательной   деятельности,   неумение четко   осознать   причинно­следственные   связи   затрудняют   правильное восприятие,   обобщение   и   анализ   явлений   в   природе.   Поэтому   основным содержанием   экологического   образования   и   воспитания   учащихся   является формирование осознано­правильного отношения к природным явлениям. Содержание   программы   направлено   на   решение   задач   по   развитию   и коррекции   познавательной   деятельности,   нравственного   и   экологического воспитания, адаптации к жизни в современном обществе детей с нарушением интеллекта. Цель: Формирование   у   учащихся   экологического   мировоззрения,  базирующегося   на элементарных   экологических   знаниях,   основах   нравственности   и   социальном сознании. Задачи: Обучающая:  углубить и расширить знания об экологии   и задачах экологии, об экологических факторах и их влияние на всё живое. Развивающая:                                                                                                                −  развивать умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою  познавательную активность; −  развивать умение анализировать глобальные, региональные экологические  проблемы.−  выделять главное в изучаемом материале. ­ развивать  память, внимание, речь, мышление,   эмоционально ­ волевую сферу. Воспитательная:  − привлечь внимание воспитанников к проблемам охраны  природы; − помочь ощутить красоту и гармонию в природе; −воспитать экологическую культуру, ответственное отношение к природе; ­ воспитывать потребность в общении с природой. Процесс  формирования экологической культуры  школьников  опирается на  принципы  систематичности,   непрерывности   и   междисциплинарности   в содержании и организации экологического образования.  Учитывая   познавательные   особенности   детей,   уровень   их   восприятия новый материал дается во взаимосвязи с предыдущим, и только потом делаются общие   выводы.   Акцент   делается   на   сочетание     доступности,  повторяемости, познавательного интереса и научной достоверности материала. В целях более прочного усвоения материала темы ежегодно повторяются, причем, изложение его идет от простого к сложному. Структура   и   содержание   программы   определяется   дидактическими,   имеющими коррекционно­развивающими   и   воспитательными   целями, практическое значение.  Уделяется внимание коррекции и развитию психических процессов:  обогащению   словарного   запаса   за   счет   усвоения   новых   слов   и введения знакомых в активный словарь;  развитию смысловой памяти;  коррекции мыслительной деятельности;  формированию эмоционально­волевой сферы.  Особенностью программы   является его  практическая направленность. Важно   сформировать   у   детей   с   интеллектуальной   недостаточностью   умения, навыки   выполнить   самостоятельно   отдельные   трудовые   действия   на   основе понимания   ситуации,   включиться   в   совместную   со   взрослыми   деятельность, направленную на сохранение растений, животных и условий их жизни. При     реализации   программы   используются   такие  формы   и   методы учебной деятельности, как практическая деятельность, наблюдение, организация экскурсий, уроки­путешествия, ролевые игры, викторины, заочные экскурсии, просмотр видеофильмов и т.п., направленные на   активизацию познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и помогающие создавать условия для моделирования сложившихся природных связей, правил поведения детей в природе.Реализация   данной   программы   будет   способствовать   формированию экологических знаний и культуры, нравственной позиции учащихся в отношении природной среды.  Структура программы. Программа   построена   с   учетом   психофизических   и   возрастных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья и рассчитана на 2 учебных года.  Программа включает в себя два  основных направления:  «Человек и природа»  (8кл.) «Чистый мир» (9 кл.) Направление «Человек и природа»  показывает разные формы взаимодействия  человека с природой . Направление «Чистый мир»  воспитывает ответственное отношение к  здоровью, природе, жизни; потребность к осуществлению экологически  сообразных поступков; Ожидаемые результаты: − Приобретение учащимися практических экологических и  природоохранительных навыков; − Пропаганда здорового образа жизни. − Формирование умений правильного поведения в природе. − Распознание объектов природы. В результате реализации программы  учащиеся должны знать:   объекты живой  и неживой  природы;  экологические проблемы  своей страны, своего родного края .  обобщенные   и   конкретные   названия   предметов   и   явлений   в окружающей среде;  основные   правила   охраны   природы   и   необходимость   бережного отношения к ней;  правила жизнедеятельности человека в условиях среды обитания;  правила безопасного поведения в природе и быту. уметь:  называть конкретные явления в природе;  ухаживать за комнатными растениями;  наблюдать   за   явлениями   в   природе   по   сезонам   года   и   делать соответствующие выводы; соблюдать правила личной гигиены;  соблюдать правила поведения на природе.  Уметь самостоятельно подготовить сообщение по экологической  теме  (с помощью педагога). Человек и природа (8кл.) Тематика занятий Цель Сентябрь 1 Интерактивная игра  «Что растёт в моем  краю» Познакомить с растениями Рязанской  области, занесёнными в Красную Книгу 2. Экскурсия «Природа  моего города» Октябрь 3. Кл. час «Всемирный день  защиты животных» 4. Акция «Банк семян»  Ноябрь 5. Кл. час «Зелёная аптека» Закрепить знания  о названиях и  разновидностях деревьев; познакомить  спарками и скверами Рязани, их  благоустройством Знакомство учащихся с историей  возникновения Всемирного дня защиты  животных ; воспитывать  ответственность за состояние  природного  окружения; Сбор  семян цветочных культур и  семян для кормушек. Познакомить с лекарственными  растениями Рязанской области, с  правилами сбора растений. 6  Беседа «11 ноября ­  Международный день  энергосбережения» Акцентировать внимание  на  рациональном использовании  энергоресурсов Декабрь 7. Кл. час к Всемирному   дню домашних животных «Ты в ответе за тех, кого приручил». 8. Беседа  «В лесу родилась  ёлочка» Январь 9. Заочное путешествие   «Национальные  заповедники и парки»  Воспитание чувства ответственности за прирученных животных. Познакомить с историей появления  обычая украшать ёлку; воспитывать  бережное отношение к природе. Расширить представления детей о  взаимосвязи природы и человека.(11января – День  заповедников и национальных  парков) 10 Просмотр и обсуждение  учебного фильма «Твой  вклад в защиту  окружающей среды» Вызвать эмоциональную отзывчивость,  учить слушать, понимать содержание,  отвечать на вопросы. Открытый классный час  «Пакет ­ под  запрет» Привлечь внимание  к проблеме  загрязнения окружающей среды Февраль 11 . 12 Занятие ­ практикум  «Домашняя экономия»  (решение задач по  экономии воды и  электроэнергии) Март 13 . Кл.час  «Про берёзу и берёзовый  сок» Научиться экономному использованию  электроэнергии в домашних условиях,  экономному расходу горячей и  холодной воды, эффективному  сбережению тепла. Заложить основы экологической  грамотности  через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней. 14 Интерактивная игра  «Голубая рубашка»  планеты Земля» (ко  Всемирному Дню воды) Уточнить и расширить знания о воде, ее роли в жизни живых организмов;  закрепить навыки бережного  отношения к природе; Апрель Май 15 . 16 . 17 . Кл. час «Цветы просят о помощи. День подснежника» (19.04). Расширить знания учащихся о  многообразии растений; воспитывать  бережное  отношение к первоцветам Трудовой  десант  «Приведём в порядок  планету» Кл. час «Природная  стихия – огонь» Развитие стремления к активной  деятельности по охране окружающей  среды. Углубить представления детей о роли  огня в жизни человека; закрепить  знания правил пожарной безопасности  в природе. 18 Акция «Украсим  школьный двор цветами» Благоустройство школьной  территории, участие в выращивании  рассады для школьной клумбы.Чистый мир  (9кл.) Тематика занятий Цель Сентябрь 1 Кл. час «Как люди  захламили планету» Привлечь внимание  к проблеме  загрязнения окружающей среды 2. Беседа «Про воздух и про  воду» Октябрь 3. Кл.час  «Что мы знаем о  пыли». 4. Участие в городской  акции «Большая уборка» Ноябрь 5. Классный час   «Чистота – залог здоровья?»  (правила  пользования бытовой химией) 6 Беседа «Экология и  питание» Декабрь 7. Кл час ««Экологическая  проблема­ мусорный  пластик» 8. Интерактивная игра  Учить различать объекты живой и  неживой природы, воспитывать  бережное отношение к природе Определить от чего зависит уровень  запылённости помещений, узнать, как  пыль влияет на здоровье школьников. Формировать потребность принимать  личное участие в охране окружающей  среды. Выявить степень опасности препаратов  бытовой химии и научиться правильно  ими пользоваться; акцентировать  внимание на вреде, наносимом  природе. Закрепить знания об овощных  культурах, об их пользе; сформировать представление о нитратах. Рассказать о вреде мусорного пластика  для природы и её обитателей; привлечь внимание к необходимости раздельного сбора мусора Привлечь внимание  к проблеме«Экологическое ассорти» Январь 9. Кл. час «Азбука  бережливости» 10 Просмотр и обсуждение  учебного фильма «Спасём планету вместе» Февраль 11 . 12 Кл.час «История одной  батарейки» 10 лайфхаков с  пластиковыми бутылками. «Вторая жизнь вещей» Март 13 . Кл час «Проблемы чистой воды и здоровье человека» загрязнения окружающей среды Привлечь внимание детей к проблеме  рационального пользования продуктов  питания и вещей Вызвать эмоциональную отзывчивость,  учить слушать, понимать содержание,  отвечать на вопросы. Привлечь внимание  к проблеме  загрязнения окружающей среды; привлечь внимание к необходимости  раздельного сбора мусора Формирование экологической  культуры; привлечение  внимания  к  проблеме загрязнения окружающей  среды Уточнить и расширить знания о воде, ее роли в жизни живых организмов;  закрепить навыки бережного  отношения к природе; Апрель Май 14 15 . 16 . 17 . 21 марта ­  Международный день леса Привлечение внимания учащихся к  проблемам сохранения лесных  ресурсов. Кл. час «Экологическая катастрофа. Чернобыльская АС» Рассказать учащимся о чернобыльской  трагедии, способствовать  формированию экологических знаний Трудовой  десант  «Приведём в порядок  планету» 10 лайфхаков с бросовым  материалом. «Вторая  жизнь вещей» Развитие стремления к активной  деятельности по охране окружающей  среды. Формирование экологической  культуры; привлечение  внимания  к  проблеме загрязнения окружающей  среды 18 Акция «Украсим  школьный двор цветами» Благоустройство школьной  территории, участие в выращивании  рассады для школьной клумбы.

Посмотрите также