Программа по экологическому воспитанию "Друзья природы" разработана для обучающихся коррекционной школы. Программа построена с учётом психофизических особенностей детей с ОВЗ и рассчитана на два учебных года. Включает в себя два основных направления:  «Человек и природа»  (8кл.) и «Чистый мир» (9 кл.) В ходе реализации программы обучающиеся приобретут природоохранительные и экологические знания.
            
        
        
        
                    
                
                    Пояснительная записка.
Актуальность.
       Российская образовательная политика предусматривает, как одну из 
составляющих, создание системы непрерывного экологического  образования, 
цель которого  развитие экологической культуры подрастающего поколения.
В условиях ухудшения экологической ситуации в стране, доминирования
потребительской психологии остро встает проблема формирования осознанного
понимания молодым поколением своих обязанностей перед природой. Поэтому
формирование экологического сознания, экологических знаний и убеждений 
одна   из   важнейших   задач   современной   школы.   Необходимо   дать   ребенку   не
только знания об окружающем мире, но и научить его понимать законы природы,
определяющие жизнь человека, соблюдать нравственные и правовые принципы
природопользования.
Актуальна данная проблема, как в общеобразовательных школах, так и в
коррекционных   образовательных   учреждениях.   У   детей   с   ограниченными
возможностями   здоровья   нарушение   познавательной   деятельности,   неумение
четко   осознать   причинноследственные   связи   затрудняют   правильное
восприятие,   обобщение   и   анализ   явлений   в   природе.   Поэтому   основным
содержанием   экологического   образования   и   воспитания   учащихся   является
формирование осознаноправильного отношения к природным явлениям.
Содержание   программы   направлено   на   решение   задач   по   развитию   и
коррекции   познавательной   деятельности,   нравственного   и   экологического
воспитания, адаптации к жизни в современном обществе детей с нарушением
интеллекта.
Цель:
Формирование   у   учащихся   экологического   мировоззрения,  базирующегося   на
элементарных   экологических   знаниях,   основах   нравственности   и   социальном
сознании.
Задачи:
Обучающая:  углубить и расширить знания об экологии   и задачах экологии, об
экологических факторах и их влияние на всё живое.
Развивающая:                                                                                                               
−  развивать умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою 
познавательную активность;
−  развивать умение анализировать глобальные, региональные экологические 
проблемы.−  выделять главное в изучаемом материале.
 развивать  память, внимание, речь, мышление,   эмоционально  волевую сферу.
Воспитательная:  − привлечь внимание воспитанников к проблемам охраны 
природы;
− помочь ощутить красоту и гармонию в природе;
−воспитать экологическую культуру, ответственное отношение к природе;
 воспитывать потребность в общении с природой.
Процесс  формирования экологической культуры  школьников  опирается
на  принципы  систематичности,   непрерывности   и   междисциплинарности   в
содержании и организации экологического образования. 
Учитывая   познавательные   особенности   детей,   уровень   их   восприятия
новый материал дается во взаимосвязи с предыдущим, и только потом делаются
общие   выводы.   Акцент   делается   на   сочетание     доступности,  повторяемости,
познавательного интереса и научной достоверности материала. В целях более
прочного усвоения материала темы ежегодно повторяются, причем, изложение
его идет от простого к сложному.
Структура   и   содержание   программы   определяется   дидактическими,
  имеющими
коррекционноразвивающими   и   воспитательными   целями,
практическое значение.
 Уделяется внимание коррекции и развитию психических процессов:
 обогащению   словарного   запаса   за   счет   усвоения   новых   слов   и
введения знакомых в активный словарь;
 развитию смысловой памяти;
 коррекции мыслительной деятельности;
 формированию эмоциональноволевой сферы. 
Особенностью программы   является его  практическая направленность.
Важно   сформировать   у   детей   с   интеллектуальной   недостаточностью   умения,
навыки   выполнить   самостоятельно   отдельные   трудовые   действия   на   основе
понимания   ситуации,   включиться   в   совместную   со   взрослыми   деятельность,
направленную на сохранение растений, животных и условий их жизни.
При     реализации   программы   используются   такие  формы   и   методы
учебной деятельности, как практическая деятельность, наблюдение, организация
экскурсий, урокипутешествия, ролевые игры, викторины, заочные экскурсии,
просмотр видеофильмов и т.п., направленные на   активизацию познавательной
деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и помогающие
создавать условия для моделирования сложившихся природных связей, правил
поведения детей в природе.Реализация   данной   программы   будет   способствовать   формированию
экологических знаний и культуры, нравственной позиции учащихся в отношении
природной среды. 
Структура программы.
Программа   построена   с   учетом   психофизических   и   возрастных
особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья и рассчитана на 2
учебных года. 
Программа включает в себя два  основных направления:
 «Человек и природа»  (8кл.)
«Чистый мир» (9 кл.)
Направление «Человек и природа»  показывает разные формы взаимодействия 
человека с природой .
Направление «Чистый мир»  воспитывает ответственное отношение к 
здоровью, природе, жизни; потребность к осуществлению экологически 
сообразных поступков;
Ожидаемые результаты:
− Приобретение учащимися практических экологических и 
природоохранительных навыков;
− Пропаганда здорового образа жизни.
− Формирование умений правильного поведения в природе.
− Распознание объектов природы.
В результате реализации программы  учащиеся должны
знать: 
 объекты живой  и неживой  природы;
 экологические проблемы  своей страны, своего родного края .
 обобщенные   и   конкретные   названия   предметов   и   явлений   в
окружающей среде;
 основные   правила   охраны   природы   и   необходимость   бережного
отношения к ней;
 правила жизнедеятельности человека в условиях среды обитания;
 правила безопасного поведения в природе и быту.
уметь:
 называть конкретные явления в природе;
 ухаживать за комнатными растениями;
 наблюдать   за   явлениями   в   природе   по   сезонам   года   и   делать
соответствующие выводы; соблюдать правила личной гигиены;
 соблюдать правила поведения на природе.
 Уметь самостоятельно подготовить сообщение по экологической 
теме  (с помощью педагога).
Человек и природа (8кл.)
Тематика занятий
Цель
Сентябрь
1
Интерактивная игра  «Что
растёт в моем  краю»
Познакомить с растениями Рязанской 
области, занесёнными в Красную Книгу
2. Экскурсия «Природа 
моего города»
Октябрь
3. Кл. час «Всемирный день 
защиты животных»
4. Акция «Банк семян» 
Ноябрь
5. Кл. час «Зелёная аптека»
Закрепить знания  о названиях и 
разновидностях деревьев; познакомить 
спарками и скверами Рязани, их 
благоустройством
Знакомство учащихся с историей 
возникновения Всемирного дня защиты 
животных ; воспитывать 
ответственность за состояние 
природного  окружения;
Сбор  семян цветочных культур и 
семян для кормушек.
Познакомить с лекарственными 
растениями Рязанской области, с 
правилами сбора растений.
6
 Беседа «11 ноября  
Международный день 
энергосбережения»
Акцентировать внимание  на 
рациональном использовании 
энергоресурсов
Декабрь
7. Кл. час к Всемирному  
дню домашних животных 
«Ты в ответе за тех,
кого приручил».
8. Беседа  «В лесу родилась 
ёлочка»
Январь
9.
Заочное путешествие  
«Национальные 
заповедники и парки» 
Воспитание чувства ответственности за
прирученных животных.
Познакомить с историей появления 
обычая украшать ёлку; воспитывать 
бережное отношение к природе.
Расширить представления детей о 
взаимосвязи природы и человека.(11января – День 
заповедников и национальных 
парков)
10 Просмотр и обсуждение 
учебного фильма «Твой 
вклад в защиту 
окружающей среды»
Вызвать эмоциональную отзывчивость, 
учить слушать, понимать содержание, 
отвечать на вопросы.
Открытый классный час 
«Пакет  под  запрет»
Привлечь внимание  к проблеме 
загрязнения окружающей среды
Февраль
11
.
12
Занятие  практикум 
«Домашняя экономия» 
(решение задач по 
экономии воды и 
электроэнергии)
Март
13
.
Кл.час  «Про берёзу и
берёзовый  сок»
Научиться экономному использованию 
электроэнергии в домашних условиях, 
экономному расходу горячей и 
холодной воды, эффективному 
сбережению тепла.
Заложить основы экологической 
грамотности  через воспитание любви к
природе и бережное отношение к ней.
14 Интерактивная игра 
«Голубая рубашка» 
планеты Земля» (ко 
Всемирному Дню воды)
Уточнить и расширить знания о воде, ее
роли в жизни живых организмов; 
закрепить навыки бережного 
отношения к природе;
Апрель
Май
15
.
16
.
17
.
Кл. час «Цветы просят о
помощи. День
подснежника» (19.04).
Расширить знания учащихся о 
многообразии растений; воспитывать 
бережное  отношение к первоцветам
Трудовой  десант 
«Приведём в порядок 
планету»
Кл. час «Природная 
стихия – огонь»
Развитие стремления к активной 
деятельности по охране окружающей 
среды.
 Углубить представления детей о роли 
огня в жизни человека; закрепить 
знания правил пожарной безопасности 
в природе.
18 Акция «Украсим 
школьный двор цветами»
Благоустройство школьной 
территории, участие в выращивании 
рассады для школьной клумбы.Чистый мир  (9кл.)
Тематика занятий
Цель
Сентябрь
1
Кл. час «Как люди 
захламили планету»
Привлечь внимание  к проблеме 
загрязнения окружающей среды
2. Беседа «Про воздух и про 
воду»
Октябрь
3. Кл.час  «Что мы знаем о 
пыли».
4. Участие в городской 
акции «Большая уборка»
Ноябрь
5. Классный час   «Чистота –
залог здоровья?»  (правила 
пользования бытовой химией)
6
Беседа «Экология и 
питание»
Декабрь
7. Кл час ««Экологическая 
проблема мусорный 
пластик»
8. Интерактивная игра 
Учить различать объекты живой и 
неживой природы, воспитывать 
бережное отношение к природе
Определить от чего зависит уровень 
запылённости помещений, узнать, как 
пыль влияет на здоровье школьников.
Формировать потребность принимать 
личное участие в охране окружающей 
среды.
Выявить степень опасности препаратов 
бытовой химии и научиться правильно 
ими пользоваться; акцентировать 
внимание на вреде, наносимом 
природе.
Закрепить знания об овощных 
культурах, об их пользе; сформировать
представление о нитратах.
Рассказать о вреде мусорного пластика 
для природы и её обитателей; привлечь
внимание к необходимости раздельного
сбора мусора
Привлечь внимание  к проблеме«Экологическое ассорти»
Январь
9. Кл. час «Азбука 
бережливости»
10 Просмотр и обсуждение 
учебного фильма «Спасём
планету вместе»
Февраль
11
.
12
Кл.час «История одной 
батарейки»
10 лайфхаков с 
пластиковыми бутылками.
«Вторая жизнь вещей»
Март
13
.
Кл час «Проблемы чистой
воды и здоровье человека»
загрязнения окружающей среды
Привлечь внимание детей к проблеме 
рационального пользования продуктов 
питания и вещей
Вызвать эмоциональную отзывчивость, 
учить слушать, понимать содержание, 
отвечать на вопросы.
Привлечь внимание  к проблеме 
загрязнения окружающей среды; 
привлечь внимание к необходимости 
раздельного сбора мусора
Формирование экологической 
культуры; привлечение  внимания  к 
проблеме загрязнения окружающей 
среды
Уточнить и расширить знания о воде, ее
роли в жизни живых организмов; 
закрепить навыки бережного 
отношения к природе;
Апрель
Май
14
15
.
16
.
17
.
21 марта  
Международный день леса
Привлечение внимания учащихся к 
проблемам сохранения лесных 
ресурсов.
Кл. час «Экологическая
катастрофа.
Чернобыльская АС»
Рассказать учащимся о чернобыльской 
трагедии, способствовать 
формированию экологических знаний
Трудовой  десант 
«Приведём в порядок 
планету»
10 лайфхаков с бросовым 
материалом. «Вторая 
жизнь вещей»
Развитие стремления к активной 
деятельности по охране окружающей 
среды.
 Формирование экологической 
культуры; привлечение  внимания  к 
проблеме загрязнения окружающей 
среды
18 Акция «Украсим 
школьный двор цветами»
Благоустройство школьной 
территории, участие в выращивании 
рассады для школьной клумбы.