Программа по формированию понятий о семейных ролях, функциях семьи и ее ценностях «Азбука семейного воспитания детей в условиях детского дома».
Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
29.04.2017
Семейное воспитание детей в условиях детского дома - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса. Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека, она является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой Программа «Азбука семейного воспитания детей в условиях детского дома» призвана активно готовить воспитанников для адекватного вхождения в систему семейных отношений.
Предназначена для использования во внеурочной деятельности воспитателям, классным руководителям, педагогами дополнительного образования.
Программа азбука семейного воспитания.docx
Муниципальное казённое образовательное учреждение
для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей АнжероСудженского
городского округа «Детский дом «Росток»
Азбука семейного воспитания детей
в условиях детского дома
Анжеро-Судженск, 2017
Авторсоставитель:
Морозова Л. Л., воспитатель Программа по формированию понятий о семейных ролях, функциях семьи и ее
ценностях «Азбука семейного воспитания детей в условиях детского дома».
– АнжероСудженск, 2017. 7с.
Программа «Азбука семейного воспитания детей в условиях детского дома»
призвана активно готовить воспитанников для адекватного вхождения в систему
семейных отношений.
Предназначена для использования во внеурочной деятельности воспитателям,
классным руководителям, педагогами дополнительного образования. Пояснительная записка
Семейное воспитание детей в условиях детского дома это одна из наиболее важных,
актуальных и сложных проблем воспитательного процесса. Семья является для ребенка
первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей
личности. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь
комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека, она является
одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. В семье формируются те
качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут. Кроме того,
семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным
выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию.
Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота,
будущего семьянина, законопослушного члена общества.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеют опыта проживания в семье, у
них не сформировано понятие о полноценной семье, как правило, отсутствует
положительный пример родителей, нравственный опыт взаимоотношений в семье.
Семья для них не является актуальной ценностью, существенно деформирована сфера
нравственных ценностей.
Подготовка воспитанников детских домов к семейной жизни должна способствовать
семейной социализации воспитанников, освоению ими социальных ролей в семье. Под
семейной социализацией воспитанников понимается такое их социальное развитие, в
процессе которого они:
осваивают и учатся применять культурноисторический и социальный опыт семейных
отношений (знание семейной организации и культуры семейных отношений, умение
понимать социальные ситуации, владение нормами коллективных отношений,
коммуникативные умения);
осознают и принимают собственную полоролевую идентичность, приобретают опыт
поведения в семье;
приобретают качества и навыки зрелого семьянина, нравственное сознание которого
имеет гуманистическую направленность;
учатся устраивать семейный быт (оформлять уютные интерьеры жилых помещений,
планировать семейный бюджет, создавать «атмосферу семьи»).
Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной
социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. Такие представления у детейсирот,
поступивших в детские дома в основном из дезадаптированных семей, существенно
искажены. Эти дети воспитывались в домах ребенка, в дошкольных детских домах, а
те, которые поступили из семей, приобрели печальный опыт семейной жизни. Они
создают свой, часто неверный образ той или иной роли. Счастлив тот ребенок, который
родился в хорошей, доброй, умной семье. А как быть сотням детей, которые не по
своей воле лишены очага родной семьи, любви матери и заботы отца? Как вырастить из
таких детей хороших отцов и матерей, способных в дальнейшем создать свою
нормальную семью? Ведь для тех, кто провел свое детство в стенах детского дома,
создание своей собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой, однако
они чаще, чем их домашние сверстники, терпят неудачи, оказываются неспособными
создать благополучную семью, сохранить ее, если она возникает.
Для адекватного вхождения воспитанника учреждения интернатного типа в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа,
обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе
работа по семейному воспитанию. Для этого и была разработана программа воспитания
семейных ценностей в условиях детского дома.
Цель программы: способствовать формированию у воспитанников детского
дома понятия «семейные ценности» и подготовка их к будущей семейной жизни.
Задачи:
1.Воспитывать у подростков позитивное отношение к благополучной семье.
2.Формировать у ребят традиционное представление о семейных ролях, функциях
семьи и ее ценности.
3.Развивать умение и навыки правильного построения внутрисемейных
взаимоотношений.
4.Корректировать у воспитанников взгляды на семейное неблагополучие.
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
общественная направленность воспитания;
связь воспитания с жизнью, трудом;
опора на положительное в воспитании;
гумманизация воспитания;
личностный подход;
единство воспитательных воздействий.
Ожидаемые результаты:
1.Повысится уровень знаний воспитанников о семейных ролях, функциях семьи и ее
ценностях, уровень информированности по вопросам репродуктивного здоровья.
2.Произойдут позитивные изменения в отношении воспитанников к семье, улучшится
моральнонравственный климат в группе и в детском доме.
3.Сформируется умение управлять своим эмоциональным состоянием.
Методическое обеспечение программы
Программа обладает широкими возможностями для нравственноэстетического
воспитания детей. У воспитанников развиваются познавательные и практические
действия.
Воспитательноразвивающий процесс построен на развитии навыков поведения,
позволяющих установить контакт с другим человеком, расширение представления о
личной ответственности за близкого человека, определение границ.
Для реализации программы привлекаются следующие службы: медработники,
соцпедагоги, психологи, администрация и т.д.
Условия реализации программы
Содержание программы предполагает активное использование наглядных и
дидактических материалов в соответствии с тематикой программы: видеофильмы,
мультимедиаресурсы, использование ТСО, энциклопедии, учебная и художественная литература.
Программа предусматривает использование групповых, коллективных и
индивидуальных форм организации проведения занятий. Групповая работа
воспитанников обеспечивает творческое общение, сплочённость, своевременное
исправление допущенных ошибок своим товарищем. Коллективная форма
предусматривает подачу материала всей группе, где есть возможность каждому
ребенку самостоятельно оценивать свою работу, ее результаты. Коллективная
деятельность как игровой прием способствует активному вовлечению детей в
воспитательноразвивающий процесс. Индивидуальная работа обеспечивает
дифференцированный подход к каждому воспитаннику лично, что подразумевает
личностноориентированный подход в воспитании и обучении, который создаёт
благоприятные условия для развития наклонностей и способностей каждого
воспитанника. Работа в парах помогает приобрести навыки сотрудничества и
взаимопомощи.
Каждый педагог вправе посвоему использовать материалы данной программы:
вносить коррективы в тематику и содержание занятий, варьировать объём часов на
выполнение поставленных задач, определять формы, методы и принципы проведения
занятий.
Основные методы реализации программы:
Словесный:
объяснение нового материала; рассказ обзорный для раскрытия новой темы; беседы с
воспитанниками в процессе изучения темы;
Наглядный:
применение наглядных пособий, фотографий, предметов семейного быта,
технических средств;
Практический:
работа с макетами, иллюстрациями, предметами из повседневной жизни;
Игровой:
создание специальных ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой
воспитанникам предлагается найти выход;
Исследовательский:
выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятия.
Этапы программы:
1.Диагностический
Проводится анкетирование «Что такое семья», тестирование «Метод незаконченных
предложений», использование проективных рисуночных тестов для выявления
всевозможных проблем, связанных с семьёй, для оценивания знаний о семье и о самом
себе.
2. Основной
Даётся полный объём знаний, предусмотренный программой, освещение вопросов,
интересующих детей. Воспитанники обучаются анализировать взаимоотношения с
собственной семьёй, с окружающими. Проводится коррекция взаимоотношений друг с другом, формирование у подростков культуры взаимодействий между полами,
идентификация себя по половой принадлежности. Практические занятия помогут
почувствовать собственную значимость в обществе, ориентировать ребёнка на
сохранение семейных ценностей.
3.Оценочный
Оценивается качество полученных знаний. Анкетирование, тестирование и опрос
помогут выявить у детей объём знаний и качество полученной информации.
Разделы:
1.Моя семья. В этом разделе ребёнок раскрывает подробности своей семьи,
особенности взаимоотношений, что позволяет оценить дальнейшую перспективу
развития этого ребёнка в социальном плане. Темы занятий «Я и моя семья», «Древо
семьи», «Семейный фотоальбом», «Родственные мосты».
2. Родители. В этом разделе изучается позиция ребёнка по отношению к
биологическим родителям, оказывается помощь ребёнку в оценке и принятии их
настоящего положения. Осознание ролевых позиций матери и отца из положительного
семейного опыта на примере героев кинофильмов, книг и жизненного опыта,
подкрепляя позитивным настроем на будущее. Темы занятий: «Портрет матери»,
«Письмо матери», «Портрет отца», «Разговор с отцом»,
3. Дом. Третий раздел помогает детям научиться эффективному ведению домашнего
хозяйства, оптимально распределить семейный бюджет. Научиться простым житейским
мудростям. Темы занятий: «Тепло семейного очага», «Семейная экономика»,
«Семейная шкатулка полезных советов», «Радость совместного труда» «Дела
домашние».
4.Здоровье семьи – главная ценность. В этом разделе воспитанники познают
особенности здорового образа жизни, учатся определять здоровое состояние организма
и обозначать это состояние как главную ценность для себя и близких людей.
Обучаются элементарным знаниям оказания первой медицинской помощи. Темы
занятий «Здоровье своё и близких», «Если в семье ктото болен», «Стресс, депрессии,
кризис», «Вредные привычки».
5.Семейное воспитание. На занятиях пятого раздела у воспитанников формируется
представление о психологических особенностях семьи, оказывается помощь в
осознании семейных ценностей, в осмыслении и укреплении межпоколенных связей.
Дети обучаются использовать накопленный социальный опыт предыдущих поколений в
собственной жизни. Воспитывают в себе терпимое отношение к людям, участвующим в
их воспитании. Темы занятий: «Культура взаимоотношений в семье», «Споры не ради
ссоры», «Пожилые люди», «Братья и сёстры», «Седьмая вода на киселе», «Мы в ответе
за тех, кого приручили», «Ещё раз о строгости и доброте», «Семейный совет».
6. Дружная семейка. Этот раздел посвящён семейным традициям, накоплению
бесценного опыта празднования особых семейных дат. Передача культурного наследия
потомству. Темы занятий «Семейные праздники и традиции», «За столом как в
«Божьем царстве», «Семейный досуг», «Праздничные хлопоты», «Сказочные
превращения». 7.Приёмная семья. Все темы седьмого раздела раскрывают понятие приёмной семьи.
Дети имеют возможность узнать больше о приёмной семье, обо всех её особенностях и
отличиях от других форм устройства. Адекватно определить собственные
потребности. Обучиться бесконфликтному общению, решению проблемных ситуаций.
Темы занятий: «Ребёнок в приёмной семье», «Приёмные родители – наставники детей»,
«Мы выбираем – нас выбирают», «Семейные каноны», «Гармония отношений», «Мы
вместе – мы рядом ».
8.Взрослые и дети. Изучая восьмой раздел, дети познают свой собственный
внутренний мир и учатся достигать баланса между стремлениями к личной свободе и
уважением близких людей, воспитывать в себе сильные стороны характера. Осознать
свои ценности, установить приоритеты, поддерживать стремления для
самоусовершенствования. Стать более терпимым, гибким и внимательным, испытывать
меньше стрессов, страхов и чувствовать себя менее одиноким. Принять участие в
дискуссиях и самостоятельно выявить зависимость семьи от общества. Темы занятий:
«Непослушание», «Школьные проблемы», «Сверстники», «Семья – зеркало общества»,
«Отцы и дети», «Простые истины», «Если бы молодость знала, если бы старость
могла».
9.Подростки. Этот раздел освещает самый сложный жизненный период
подростковый. Объясняет многие непонятные явления этого возраста. Помогает менее
болезненно перенести все тонкости данного кризиса. Темы занятий: «Когда я буду
взрослым», «Мальчишки и девчонки», «В кругу друзей», «Почему так бывает часто»,
«Законы дружбы и любви».
10.Проект «Семья». Изучение этого раздела обучает воспитанников умению
выделять приоритеты, обучает семейным правилам, а возможно, создание собственных
правил, способствующих развитию счастливой благополучной семьи. Дети приобретают
теоретические знания о создании жизненного стратегического плана и о причинах
разрушающих и укрепляющих семейные отношения. Темы занятий: «Любовью
дорожить умейте», «Стерпится слюбится?», «Семейное планирование», «Хозяин в
доме», «Корабль с названием «семья».
В конце изучения этих разделов у детей должно быть сформировано:
представление о доме, понятие о благополучной семье;
глубокое уважение к родителям и людям, которые проявляют заботу о них;
культура общения со взрослыми, старшими, сверстниками;
навыки конструктивного общения и ролевого поведения.
Дети должны уметь:
проявлять заботу об окружающих, близких людях;
адекватно реагировать в различных ситуациях;
анализировать собственное поведение и выражать адекватно свои чувства;
организовывать собственный досуг и привлекать окружающих к рациональному
использованию свободного времени.
Дети должны знать:
понятия «семья, состав семьи, наличие родственных связей, значимость семьи в жизни
человека»;
способы бесконфликтного общения, особенности межполового общения; проблемы ребёнка из «неблагополучной семьи», проблемы доверия в семье.
Формы подведения итогов реализации программы на разных этапах:
предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков по
разделу, который будет изучаться, помогая определить индивидуальный подход к
каждому обучающемуся. Проводится в начале 1го и 2 го этапов;
текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения
материала и выявление пробелов в знаниях воспитанников;
тематический контроль осуществляется периодически по мере прохождения этапа и
имеет своей целью систематизацию знаний воспитанников;
итоговый контроль проводится по окончанию реализации программы.
Программа по формированию понятий о семейных ролях, функциях семьи и ее ценностях «Азбука семейного воспитания детей в условиях детского дома».
Программа по формированию понятий о семейных ролях, функциях семьи и ее ценностях «Азбука семейного воспитания детей в условиях детского дома».
Программа по формированию понятий о семейных ролях, функциях семьи и ее ценностях «Азбука семейного воспитания детей в условиях детского дома».
Программа по формированию понятий о семейных ролях, функциях семьи и ее ценностях «Азбука семейного воспитания детей в условиях детского дома».
Программа по формированию понятий о семейных ролях, функциях семьи и ее ценностях «Азбука семейного воспитания детей в условиях детского дома».
Программа по формированию понятий о семейных ролях, функциях семьи и ее ценностях «Азбука семейного воспитания детей в условиях детского дома».
Программа по формированию понятий о семейных ролях, функциях семьи и ее ценностях «Азбука семейного воспитания детей в условиях детского дома».
Программа по формированию понятий о семейных ролях, функциях семьи и ее ценностях «Азбука семейного воспитания детей в условиях детского дома».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.