Программа по краеведению. (5 класс)
Оценка 4.6

Программа по краеведению. (5 класс)

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
Междисциплинарный 3
5 кл
21.01.2017
Программа по краеведению. (5 класс)
Программа по краеведению предназначена для учащихся 5 класса. В процессе реализации программы учащиеся изучают свою малую родину. Процесс познания начинается с изучения экосистем родного края, с их многообразием. Знакомятся с многообразием растительного и животного мира. Второй раздел включает изучение истории родного края, начиная с семьи и заканчивая краем.
прогамма по краеведению 5 класс.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖЛЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА п. ПРИКАМСКИЙ»                                               Программа по краеведению. Возраст детей:                                    5 класс По учебному плану                           35 часа в год                              1 час в неделю Педагог                    Овчинникова Екатерина Анатольевна, учитель биологии 1 категории Чайковский  Пояснительная записка. Интерес к проблеме изучения родного края, своей семьи продиктован потребностями современного российского общества и  необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего  Отечества. «Самостоянье» человека, по мнению А.С.Пушкина, может быть основано на знании собственных корней, истории своего рода, своего  края. Появление в школьном учебном плане, наряду с основным федеральным компонентом, компонента регионального (локального) дает  возможность расширить и углубить знания школьников о своей малой Родине. Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, эстетического,  интеллектуального, трудового, личностного развития ребенка. Знакомство с прошлым и настоящим и предполагаемым будущим своей малой  родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьника  мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие, ­ гордость за это.         Именно поэтому в современных условиях необходимо усилить внимание к краеведению как методу патриотического воспитания. Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать  любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – родным и знакомым, сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине  начинается с признательности матери, окружающим людям, с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с переживания красоты  родных мест. По мере своего развития ребенок постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу класса, школы, народу. Краеведческая  работа наглядно показывает учащимся насколько  прошлое и настоящее своего края увлекательно  и интересно. А главное   –   все   это   здесь,   рядом   с   нами.   Не   нужно   ехать   за   сотни   километров,   нужно   только   внимательно   посмотреть   вокруг,   изучить окружающее. И  это помогает учащимся углубить и расширить свои знания, полюбить школу, свой населенный пункт и гордиться ими. А из этой любви развивается более глубокая любовь к своей великой Родине. Изучение родного края, района, населенного пункта, где человек родился и вырос, пробуждает гордость за свою малую Родину, желание сделать свой край процветающим, формирует чувство хозяина. Цель курса:    Углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края.              Задачи: 1. Образовательные: расширить кругозор, расширить познавательный интерес учащихся к изучению природы, истории и культуры родного  края; формировать межпредметные компетенции школьника, развивать общеучебные умения и навыки. 2. Воспитательные: воспитывать самостоятельность, сотрудничество, общительность, коммуникативность. 3. Развивающие: развивать внимание, память, речь, мышление, умение сравнивать,  сопоставлять; развивать воображение, фантазии,  творческие способности.     Программа курса «Краеведение” рассчитана на 35 часов в год в 5 классе (1 час в неделю). В программе названы учебные темы, для каждой из них перечислены подлежащие изучению вопросы. Указаны основные требования к усвоению знаний и умений. Программа ориентированна на деятельностный подход в обучении, что обеспечивается включением в нее ряда практических работ, экскурсий. Учебно­познавательная деятельность учащихся может быть индивидуальной и групповой.  МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.   ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ.     Особое место в программе занимают следующие формы обучения:        ­ словесные / лекции;        ­ практические работы / творческие, исследовательские;        ­ проблемно­поисковые / работа с дополнительной литературой, доклады, сообщения;        ­ наглядные / экскурсии.      На занятиях используются,  индивидуальные, коллективные, массовые работы:  викторины, игры, экскурсии, составление и разгадывание кроссвордов и  др.      В основу изучения положены такие методы как:        ­ работа под руководством учителя;        ­ самостоятельная учебная работа;        ­ репродуктивные;        ­ проблемно­поисковые;        ­ индуктивные;        ­ дедуктивные;        ­ словесные;        ­ наглядные; ­ практические;        ­ технология проектов.       При проведении практических работ большое внимание на правильное использование оборудования, ведение дневника наблюдений,  соблюдение техники безопасности.      Итогом работы учащихся могут быть выступления на уроках, рефераты, составление проектов, немаловажное значение уделяется игровым  моментам. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. Учебное пособие:  «Растения Прикамья», «Животные Прикамья»; «История Пермского края»; Микроскопы, лабораторное оборудование; Таблицы, схемы, диаграммы; Компьютеры, мультимедийный аппарат, телевизор. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ. «5» ставится если в ответе:    ­ полно раскрыто содержание материала в объёме программы;    ­ чётко и правильно дано определение и раскрыто содержание понятий, точно использованы научные термины;    ­ для доказательства использованы выводы из наблюдений и опытов;    ­ правильно и аккуратно оформлены отчёты по практическим и исследовательским работам;    ­ оформление проектов отвечает современным требованиям;    ­ возможны 1­2 неточности в вопросах второстепенного материала, которые исправляются с помощью учителя. ЗУН определяют в следующих формах контроля:    ­ контрольные работы;    ­ проверочные работы;    ­ тесты; ­ словарные диктанты;    ­ биологические диктанты;    ­ зачёт. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ  К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ. Учащиеся должны знать:         ­ планета Земля – дом живых организмов;         ­ основные среды обитания живых организмов;         ­ факторы окружающей среды;         ­ значение экологических факторов для жизни живых организмов;         ­ влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов;         ­ разнообразие живых организмов своей местности, примеры связей между ними;         ­ особо охраняемые природные территории Пермского края, их краткую характеристику;         ­ правила поведения в экосистемах;         ­ человек – природное существо и член общества;         ­ символику своего края, названия городов и рек;        ­ своих предков, их профессии, увлечения;        ­ название культурных центров, памятных мест, промышленных предприятий города.   Учащиеся должны уметь:         ­ выполнять правила поведения в природе;         ­ применять знания и умения в обращении с живыми организмами;         ­ наблюдать за предметами и явлениями окружающей среды по предложенному плану или схеме;         ­ оформлять результаты наблюдений в виде схем, рисунков, описаний;         ­ ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;         ­ использовать полученные на уроках знания  в различных ситуациях;         ­ находить на карте Пермского края столицу края, родной город, реку Кама и др. объекты; ­ пересказывать легенды края, провести игру;         ­ составлять родословную;         ­ разрабатывать простейшие  исследовательские проекты и реализовывать их.  Ожидаемый результат:    ­ расширение знаний о природе, экологии и истории своего края;    ­ сформирована система представлений о своём крае;    ­ овладение навыками наблюдений в живой природе;    ­ овладение навыками исследовательской и проектной деятельности. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. № п/п Содержание разделов. 5 класс Общее количество часов. В том числе практических. Введение. Что изучает краеведение? Экосистемы нашего края. Введение в экологию. Многообразие экосистем нашего края. Растительный мир нашего края. 1. 1.1 1.2. Экосистемы нашего края. 1.2. 1 1.2. 2 1.2. 3 1.3 II. История родного края 2.1 Малая родина. 2.2 Я и моя семья. Животный мир нашего края. Влияние человека на природу. 1 14 2 9 3 3 3 3 19 3 4 9 2 6 2 2 2 1 11 2 2 2.3 Наша школа. 2.4 Мой город. 2.5 Наш Пермский край. III. Повторение 3 4 4 2 35 Итого: 1 3 3 20 Раздел. Тема урока. Введение. Введение. Что изучает краеведение. Экосистемы нашего края. Ведение в экологию. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Диагностика Дидактический материал, наглядность, дополнительная литература Таблицы, иллюстрации Кол­во часов, дата 1 14 2 Введение в экологию. Методы познания природы. Практическая  Таблицы, иллюстрации № Разде ла урока 1. I. 1.1 2. 3. работа № 1. (в группах) «Методы изучения природы.  Эксперимент» Характеристика   сред   обитания,   выявление   приспособленности организмов к среде.  Практическая   работа   №2.   «Изучение   приспособленностей организма   к   среде   обитания   на   примере   организмов   местной флоры и фауны». Экосистемы нашего края. 1.2 1.2.1 Многообразие экосистем нашего края. 4. 5. 6. 1.2.2 7. 8. 9. Понятие об экосистеме, природном сообществе, биогеоценозе.  Экскурсия в лес. Практическая работа № 3. «Описание экосистемы смешенного  леса». Биотические связи в природе. Цепи питания Практическая работа № 4. «Выявление биотических связей в  сообществах» Агроэкосистемы. Практическая работа № 5. «Знакомство с  культурными растениями Пермского края» Растительный мир нашего края. Растения в пределах  школы и её окрестностей. Особенности  видового состава. Благоприятное влияние древесной растительности на микроклимат  посёлка.  Практическая работа № 6. «Изучение состояния озеленения  помещений» Охрана естественной растительности.  Практическая работа № 7. «Посадка деревьев и кустарников на  пришкольной территории». 1.2.3 Животный мир нашего края. 10. Животный мир нашего края. 11. Птицы нашего края. День птиц. Практическая работа № 8.  Таблицы, иллюстрации, инструктивные карточки Таблицы, иллюстрации, инструктивные карточки Таблицы, иллюстрации, инструктивные карточки Проверочная работа Таблицы, иллюстрации, инструктивные карточки Таблицы, иллюстрации Таблицы, иллюстрации, инструктивные карточки Таблицы, иллюстрации, инструктивные карточки Таблицы, иллюстрации Таблицы, иллюстрации, 9 3 3 3 «Изготовление кормушек для птиц» Экскурсия на СЮН. Практическая работа № 9. Влияние человека на природу. Влияние человека на природу. Красная книга. Виды охраняемых территорий. Редкие и охраняемые виды растений и животных нашего края.  Проектная деятельность. История родного края Малая родина. С чего начинается родина. Страницы истории села, в котором я живу.  Экскурсия в школьный музей. История и судьбы. Село в годы Великой Отечественной войны. Земляки­участники Великой Отечественной войны. Практическая работа № 10. «Сбор данных об участниках войны и  тружениках тыла» Совхоз «Прикамье». История и современность. Экскурсия в  сельскую библиотеку. Я и моя семья. Кто мы и откуда. Что означает моя фамилия, имя, отчество. Состав  моей семьи. Практическая работа № 11. «Сбор и обработка  материалов о фамилиях, именах, отчествах» Моя семья. Семейные традиции. Семейные гербы. Летопись семьи.  Проектная деятельность. Родословная: что это такое, как ее составить. Родословная моей  семьи. Практические работа № 12. « Составление родословной  своей семьи». Конкурс  мини­проектов «Летопись семьи»  Наша школа. 12. 1.3 13. 14. 15. II. 2.1 16. 17. 18. 2.2 19. 20. 21. 22. 2.3 3 18 3 4 3 инструктивные карточки Таблицы, иллюстрации, Красная книга Пермского края Дополнительный материал Таблицы, иллюстрации, инструктивные карточки Таблицы, иллюстрации, инструктивные карточки Таблицы, иллюстрации, инструктивные карточки Контрольная работа защита проекта 23. 24. 25. 2.4 26. 27. 28. 29. 2.5 30. 31. 32. 33. III. 34. 35. Моя школа  ­ мой дом. История моей школы. Первые выпускники.  Экскурсия в школьный музей. Символика родной школы. Школьные традиции. Учителя нашей школы. Учителя ветераны. Практическая работа  № 13. «Сбор материала о учителях» Мой город. Город Чайковский. История образования города. Памятные места города. Экскурсия в краеведческий музей. Промышленные предприятия города. Легенды и предания о реке Кама. Наш Пермский край. Топонимика. Что изучает? Мой край на карте страны. Практическая работа № 14. «Нанести на контурную карту  крупные районные центры Пермского края» Наш Пермский край. Народы Пермского края. Достопримечательности края. Проектная деятельность Повторение Итоговая контрольная работа. Игровое занятие. 4 4 2 Список литературы. Таблицы, иллюстрации, инструктивные карточки фильм презентация презентация Проверочная работа Контрольная работа

Программа по краеведению. (5 класс)

Программа по краеведению. (5 класс)

Программа по краеведению. (5 класс)

Программа по краеведению. (5 класс)

Программа по краеведению. (5 класс)

Программа по краеведению. (5 класс)

Программа по краеведению. (5 класс)

Программа по краеведению. (5 класс)

Программа по краеведению. (5 класс)

Программа по краеведению. (5 класс)

Программа по краеведению. (5 класс)

Программа по краеведению. (5 класс)

Программа по краеведению. (5 класс)

Программа по краеведению. (5 класс)

Программа по краеведению. (5 класс)

Программа по краеведению. (5 класс)

Программа по краеведению. (5 класс)

Программа по краеведению. (5 класс)

Программа по краеведению. (5 класс)

Программа по краеведению. (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2017