Программа по логоритмике
Оценка 5

Программа по логоритмике

Оценка 5
Образовательные программы
docx
Междисциплинарный 3
Все классы
03.11.2017
Программа по логоритмике
Рабочая программа по логоритмике "Веселая логоритмика". Программа рассчитана на год, ознакомительный. Возраст детей от 3 до 5 лет. Данная программа имеет социально-педагогическую направленность, способствует социализации (социальной адаптации) ребенка с речевым нарушением. Цель этой программы-преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции не речевых и речевых психических функций ребенка через музыку и движение, а также развитие коммуникативных качеств.
веселая логоритмикаа.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 556 (ГБОУ СОШ № 556) ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 117570, Москва, ул. Днепропетровская,  д.33 А    тел./факс (495)313­74­10     E­mail: [email protected]     http://sch556u.mskobr.ru УТВЕРЖДАЮ                ДИРЕКТОР ГБОУ СОШ №556                ЯКОВЛЕВ Г.С. <<_____>>____________ 2016г НАПРАВЛЕННОСТЬ: Социально­педагогическая. ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ « Весёлая логоритмика» Уровень усвоения программы: ознакомительный Педагог дополнительного образования                                                      Ахмедханова Наталья Низамиевна   СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 год  ВОЗРАСТ: 3 ­ 5 ЛЕТ                                                                                                                                      Программа принята  Педагогическим советом От “  26 “ __сентября___2016г «Согласовано» ________________ Методист СП ДО№3 _______________________ г. МОСКВА 2016 год Пояснительная записка Направленность программы Данная программа имеет cоциально­педагогическую направленность, способствует социализации (социальной адаптации) ребенка с речевым нарушением. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение, и от этого зависит адаптация ребенка к школе. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению. Известно, что дети   с   нарушением   устной   речи   при   поступлении   в   школу   испытывают определенные трудности в овладении письмом, чтением и другими дисциплинами. Таким   образом,   благоприятная   речевая   среда,   своевременное   выявление нарушения, правильно организованная коррекционная работа, взаимодействие всех специалистов,   создает   у   ребенка   эмоциональную   отзывчивость   и   желание участвовать   в   речевом   общении   как   со   взрослыми,   так   и   со   сверстниками,   в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки, тем самым облегчая протекания адаптации детей с нарушениями речи к условиям дошкольного образовательного учреждения и к школе.  Актуальность Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию  и  индивидуализацию  в  подходах  к  решению  проблем  конкретного ребёнка. Побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в   психофизическом   развитии,   обучении,   общении   и   поведении.   Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей   жизни   ребёнка.   Недостатки   звукопроизношения   могут   явиться причиной   отклонений   в   развитии   таких   психических   процессов,   как   память, мышление,   воображение,   а   также   сформировать   комплекс   неполноценности, выражающийся   в   трудности   общения.   Своевременное   устранение   недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед педагогами стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования   произносительных   возможностей,   сохранения   и   укрепления физического   здоровья   дошкольников,   создания   такой   артикуляционной   базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.   С   каждым   годом,   растет   количество   детей   с   различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена   живого   общения   с   ребенком   телевидением,   увеличение   частоты   общих заболеваний   детей,   плохая   экология   и   т.д.   Логоритмика   является   наиболее эмоциональным   звеном   логопедической   коррекции,   сочетающим   исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей.  Новизна Программа   «Весёлая   логоритмика»   разработана   на   основе   исследований физиологии   движений   и   физиологии   активности   Н.А.   Бернштейна,   сделавшего заключение о взаимозависимости и взаимосвязи общей и речевой моторики. Н. А. Бернштейн   относит   речь   к   высшему   уровню   организации   движений   – кортикальному   речедвигательному   уровню   символических   координаций   и психологической   организации   движений.   На   заключении   психологов   М.О. Гуревича А.А. Леонтьева А.Р. Лурии о связи речи и выразительности движений, двигательных и речевых анализаторов, на связи формы произношения с характером движений. Так физиолог М.М. Кольцов рассматривает кисть руки как орган речи – такой  же,  как  артикуляционный  аппарат.  С  этой точки зрения,  утверждает  он, проекция   руки   есть   еще   одна   речевая   зона   мозга.   Логоритмические   приемы, используемые   в   программе   «Весёлая   логоритмика»   позволяют   детям   глубже погрузиться   в   игровую   ситуацию,   создать   благоприятную   атмосферу   усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под   музыку.  Именно   комплексный   подход,   сочетание   двигательной,   речевой   и музыкальной   деятельности   очень   эффективен   для   становления   гармонично   – развитой личности. Занятия проходят в форме сюжетно­ролевой игры, сказочного повествования.   На   занятиях   дети   перевоплощаются   в   сказочных   персонажей, героев мультфильмов. Это стимулирует не только их двигательную активность, но и речь, воображение. Кроме того, используемые здоровьесберегающие технологии оказывают   благотворное   влияние   на   здоровье   ребенка.   Программа   также направлена на развитие у детей способности снимать физическое и эмоциональное напряжение. Педагогическая целесообразность С каждым годом, по наблюдению педагогов, в детском саду растет количество детей   с   различными   речевыми   патологиями.   Преодоление   нарушений звукопроизношения   в   дошкольном   возрасте   имеет   огромное   значение   в последующей   жизни   ребёнка.   Перед   специалистами,   работающими   с   детьми   с речевыми   нарушениями,   стоит   задача   поиска   наиболее   эффективных   методов формирования   произносительных   возможностей,   сохранения   и   укрепления физического   здоровья   дошкольников,   создания   такой   артикуляционной   базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения. Цель: Преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и  речевых психических функций ребенка через музыку и движение, а также развитие коммуникативных качеств. Задачи:  развитие слухового внимания и фонематического слуха;  развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха,  чувства ритма, певческого диапазона голоса;  развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики,  пантомимики, пространственных организаций движений;  воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений,  умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;  воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;   развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы  звуков, физиологического и фонационного дыхания;   формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в  различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание  связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;   формирование, развитие и коррекция слухо­зрительно­двигательной  координации;  Отличительные особенности содержание   данной   программы   охватывает   широкий   круг   деятельности   детей дошкольного возраста, что позволяет уже на раннем этапе дошкольного детства начать формирование у детей целостного представления  о музыке, развитии речи, физическом   развитии,   развитии   коммуникативных способностей.   о   здоровье,   ритме, Возраст обучающихся В   группы   набираются   дети   3­5   лет.   В   возрасте   3­5   лет   быстро   развиваются различные   психические   процессы:   память,   внимание,   восприятие   и   другие. В течение   дошкольного   периода   происходит   активное   развитие   речевых способностей.   Значительно   улучшается   звукопроизношение,   активно   растет словарный   запас,   достигая   примерно   двух   тысяч   слов   и   больше.   Речевые возрастные   особенности   позволяют   более   четко   выражать   свои   мысли   и полноценно общаться с ровесниками. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим   строем   языка:   понимают   и   правильно   используют   предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь.  Форма и режим занятий: Занятия проходят 2 раза в неделю, продолжительность занятия – 30 минут. Всего  38 учебных недель. В системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно  выделить 2 направления: 1) Развитие, воспитание, предупреждение и коррекция неречевых процессов:  слухового внимания и слуховой памяти, оптико­пространственных представлений,  общее оздоровление и укрепление организма, зрительной ориентировки на  собеседника, координации движений, чувства темпа и ритма в движении,  воспитание и перевоспитание личности.  2) Развитие речи и коррекция речевых нарушений: воспитание темпа и ритма  дыхания и речи, орального праксиса, просодии, фонематического слуха и т.п.,  речевых нарушений, в зависимости от этиологии, механизмов, симптоматики и  методики устранения. Срок   реализации   программы   ­  программа   рассчитана   на   один   учебный   год. Реализация   программы   в   течение   одного   года   позволяет   создать   оптимальные условия для развития речевых и коммуникативных способностей детей. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности: ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ­ интерес к новым способам выражения ­ способность ориентироваться в средствах и условиях общения ­   способность   к   самооценке   на   основе   наблюдения   за   собственной   речью   и движениями ­   умение   планировать   свои   действия,   работать   в   коллективе,   оказывать необходимую взаимопомощь ­ умение доводить начатое до конца ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ По прохождении данной программы учащиеся будут знать: ­настроение и характер музыки.  ­жанровые особенности музыки. ­ виды движений, используемые в процессе логоритмического  исполнения. ­ виды основных движений, используемые для передачи музыкального  образа. ­ артикуляционные упражнения ­ пальчиковые упражнения ­ дыхательные упражнения ­ упражнения для массажа и самомассажа ­ навыки культурного поведения в процессе группового общения. По прохождении данной программы учащиеся будут уметь: ­ориентироваться в пространстве: ходить и маршировать в различных  направлениях, ходить и бегать в колонне по одному и парами змейкой, по кругу,  врассыпную, выполняя несложные задания; ­ хорошо открывать рот, правильно  артикулируя гласный звук, четко  выговаривать звуки; ­ дифференцировать на слух гласные, свистящие и шипящие звуки речи; ­ выполнять упражнения на развитие общей и тонкой моторики, мимики,  пантомимики; ­ создавать пластические импровизации под музыку разного характера,  перевоплощаться согласно музыкальному сопровождению; ­ уметь самостоятельно составлять небольшие  рассказы  на определенную тему,  придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен ­ выполнять речевые упражнения без музыкального сопровождения; ­ переключаться с одного поля деятельности на другое; ­ дышать диафрагмой и произносить на одном выдохе предложения различной  структуры и четверостишия; ­ менять высоту и силу звучания голоса; ­ в движении и под музыку произносить скороговорки и стихотворный текст; ­ определять характер музыки, согласовывая ее с движениями; ­ правильно употреблять свистящие и шипящие звуки в соответствии с этапом  обучения. ­ определять звучание отдельных инструментов; петь выразительно; определять характер музыки, различать на слух низкие, высокие и средние звуки Способы   определения   результативности:  подведение   итогов   проводится   на основе   соблюдения   принципов   комплексности,   возрастного,   индивидуального подхода,   учёта   личных   особенностей   каждого   ребёнка,  выражается   в   форме проведения тематических итоговых занятий. Виды контроля: Начальный контроль  – с целью определения уровня развития; Текущий контроль – осуществляется регулярно преподавателем на занятиях , где учитывается темп  продвижения детей , исполнительность на занятиях  и качество выполнения заданий.  Итоговый контроль – с целью определения изменения уровня развития детей, их речевых и творческих способностей.  Формы подведения итогов ­ проводится открытое занятие для родителей. Это  мероприятие является контрольным  и служит показателем освоения детьми  программы, а также сплоченности детского коллектива. Теория Практика 0,5 Количество часов Всего 1 3 3 4 2 3 2 2 5 4 0,5 3 3 3 2 3 2 2 5 4 4 3 35,5 2 37,5 Учебно­тематический план: № Наименование разделов и тем 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Вводное занятие Общеразвивающие упражнения Общие речевые навыки Звукопроизношение Языковой анализ и синтез Грамматический строй речи Формирование словаря Связная речь Мелкая моторика Формирование двигательных умений и  навыков 11 Музыкально­ритмические умения и навыки 12 Упражнения на релаксацию Итого Организационные мероприятия Всего 13 4 3 36 2 38 0,5 0,5 Содержание: 1.Вводное занятие. Проведение инструктажа по технике безопасности.  Познакомить с атрибутами, музыкальными инструментами.  2. Общеразвивающие упражнения. Развивать координацию движений, чувства равновесия, ориентировку в  пространстве, скоростную реакцию, силу и гибкость. Выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе  стороны) и их развитие во время игровой активности детей.  Повышать устойчивость организма к воздействию различных факторов. Развивать умение управлять движениями. Воспитывать правильную осанку. 3.Общие речевые навыки Вырабатывать четкие, координированные движения органов речевого аппарата. Обучать детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щёки). Формировать диафрагмальное дыхание. Работать над просодической стороной речи. Развивать   динамическую   сторону   общения,   эмоциональность,   позитивное самоощущение 4. Звукопроизношение. Продолжать   разрабатывать   речевой   аппарат   (проведение   артикуляционной гимнастики).  Закреплять   правильное   произношение   гласных   и   согласных   звуков,   создавать условия для отработки произнесения шипящих, свистящих и сонорных звуков. Побуждать  детей употреблять  в речи слова и словосочетания в соответствии  с условиями и задачами общения, речевой  и социальной ситуацией, связывать их по смыслу. Работать   над   дикцией:   совершенствовать   отчетливое   произношение   слов   и словосочетаний (чистоговорки, скороговорки)  Совершенствование интонационной выразительности речи.   понятием   «гласные   –   согласные   звуки»,   «твердые­мягкие 5. Языковой анализ и синтез. Развивать речевое дыхание и  речевое внимания; Формировать правильное звукопроизношение;  Побуждать проводить анализ  артикуляции звуков по пяти позициям; Познакомить   с   согласные звуки». Развивать речевой  слух (фонематического и фонетического восприятия);  Познакомить со слоговой структурой слова;  Развивать просодическую сторону речи (силу, высоту, темп, тембр и громкость речи, силу голоса); Упражнять в качественном произношении слов и помогать преодолевать ошибки при формировании правильной постановки ударения  слов. Умение делить слова на слоги. Развивать   фонематический   слух:   умение   различать   на   слух   и   называть   слова, начинающиеся на определенный звук. 6. Грамматический строй речи. Отрабатывать падежные окончания имен существительных единственного числа. Развивать   умение   преобразовывать   существительные   в   именительном   падеже единственного числа в множественное число.  Развивать   умение   согласовывать   глаголы   с   существительными   единственного   и множественного   числа,   подбирать   действий   к   предметам,   проговаривать полученные нераспространенные предложения. Обучать согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже, подбирать признаки к предметам, проговаривать словосочетания. Обучать   согласовывать   существительные   с   притяжательными   местоимениями: мой, моя, моё, мои. Развивать умение образовывать существительные с уменьшительно­ласкательными суффиксами.  Развивать   умение   употреблять   в   речи   простейшие   виды   сложносочиненных   и сложноподчиненных предложений. 7. Связная речь. Обучать умению составлять простые распространенные предложения. Обучать умению участвовать в беседе, задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом. Обучать   описанию   предмета,   картины;   упражнять   в   составлении   рассказов   по картине,   созданной   ребенком   с   использованием   раздаточного   дидактического материала. 8. Формирование словаря. Развивать умение  называть предметы и их основные части, их качества и свойства. Развивать умение подбирать глаголы, связанные с движением и состоянием,  отвечающие на вопрос «Что делает?» Развивать умение подбирать прилагательные к существительным.  Развивать умение правильно использовать обобщающие понятия. Активизировать в речи антонимы и синонимы. 9. Мелкая моторика.  Развивать   пальчиковую   моторику, гимнастики. Делать массаж, используя мячи­ежики, су­джок.   посредством   проведенияпальчиковой 10. Формирование двигательных умений и навыков. Развивать навык свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения,   переходить   от   умеренного   к   быстрому   или   медленному   темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.  Продолжить совершенствовать навыки основных движений (ходьбы, бега). 11.Музыкально­ритмические умения и навыки. Развивать чувство ритма, внимание, умение передавать через движения характер музыки, её эмоционально­образное содержание.  Развивать   эмоционально­образное   исполнение   музыкально­игровых   упражнений, используя мимику.  Развивать   умение   исполнять   простейшие   мелодии   и   ритмические   фигуры   в коллективе, соблюдая общую динамику и темп. 12.Упражнения на релаксацию. Упражнения для снятия физического и эмоционального напряжения.  Методическое обеспечение: Для достижения оптимальных результатов логоритмических занятий,  целесообразно строить их в плане равномерного распределения психофизической  нагрузки и проводить по следующей схеме: I. Ритмическая разминка. II. Некоторые из видов музыкально­ритмических упражнений. 1. Упражнения для развития основных сторон внимания. 2. Упражнения, регулирующие мышечный тонус. 3. Упражнения для развития чувства темпа и ритма. 4. Упражнения для развития координации движений; упражнения на координацию  речи с движением. III. Упражнения оздоровительного характера. IV. Слушание музыки  V. Пение. VI. Упражнения для развития тонких движений пальцев рук. VII. Упражнения для развития речевых и мимических движений. VIII. Игра. IX. Заключительная ходьба или упражнения на релаксацию. Каждое логоритмическое занятие включает в себя элементы, имеющие  оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, основные виды  движения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса,  простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз). Дыхательные упражнения основаны на методе Б. Толкачёва (озвученный выдох),  звуковом дыхание М. Лазарева, доступных приемах по методу В. Емельянова. В  каждое занятие  включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, так как  мелкая моторика напрямую связана с речью. Средства, которые используются в логоритмике следующие: – ходьба и маршировка в различных направлениях; – упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; – упражнения, регулирующие мышечный тонус; – упражнения, активизирующие внимание; – счетные упражнения; – речевые упражнения без музыкального сопровождения; – упражнения, формирующие чувства музыкального размера или метра; – упражнения, формирующие чувства темпа; – ритмические упражнения; – пение; – игровая деятельность; – упражнения для развития творческой инициативы; – разнообразные виды движения; – творческие, сюжетно­ролевые, подвижные игры, творческие этюды для развития  волевых качеств, активности, самостоятельности, инициативы; – упражнения, подвижные игры с правилами для развития общей моторики,  моторики рук, кистей, пальцев; – упражнения для развития мимики лица и орального праксиса; – игры с пением, хороводы, игры­драматизации с музыкальным сопровождением  для развития просодии речи; – упражнения на релаксацию; – этюды для развития воображения, творческих способностей; – упражнения на ориентировку в пространстве; – ритмико­гимнастические упражнения; – танцевальные упражнения; – упражнения на снятие напряжения и успокоения детей; – чтение стихов, сопровождающееся движением; – мимические упражнения; – логопедические упражнения; – разные виды массажей; – коррегирующая гимнастика; – игры на развитие и коррекцию дыхания, голоса; – пластические этюды. Основной принцип построения всех перечисленных видов работы – тесная связь  движения с музыкой. Следующий принцип предполагает обязательное включение  речевого материала. Слово может быть введено в самых разнообразных формах:  это тексы песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировки на заданную  тему, команды водящего в подвижных играх, указания ведущего и т.п. Опираясь на свежесть восприятия ребёнка, в первой части занятия даются  музыкально­ритмические упражнения, которые направлены на тренировку  внимания, памяти, ориентировки, тормозных реакций, координации движения.  Особое место занимают упражнения, регулирующие мышечный тонус, которые  пронизывают все разделы занятия. По мере нарастания утомления идет переход ко  второй части занятия: слушанию музыки и пению. Слушание музыки целесообразно проводить в середине занятия, чтобы дать возможность детям отдохнуть и  подготовиться к игре. Вслед за спокойным видом деятельности переход к подвижной игре в целях  разрядки, а также закрепления выработанных навыков. Заключительная ходьба, а  также пластические этюды и релаксация нормализует дыхание, успокаивает детей, организует их для последующих занятий. В планировании логоритмических занятий используется принцип  концентрического наращивания материла по всем разделам изучаемых ежегодно  лексических тем. Основа занятий может быть разнообразной: сказочный сюжет,  воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники и т.д. Условия реализации программы:  Проектор, ноутбук, экран, музыкальный центр.   Магнитофон, диски с аудиозаписями (песенки, распевки по темам).  Набор музыкальных инструментов для ритмических игр: колокольчики,  бубны, барабан, треугольники, палочки.  Материал для дидактических игр: фланелеграф, геометрические фигуры  разных цветов и размеров, фигурки различных героев.  Атрибуты к танцам и играм – ленты, листочки, снежинки, звёздочки, юбочки.  Демонстрационный материал по лексическим темам.  Элементы костюмов.   пособия для развития мелкой моторики и проведения самомассажа   Су­Джок, резиновые мячи и кольца с шипами, шишки, прищепки, коврики. Список литературы Для педагога: 1. Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия (артикуляционные упражнения)  ТД «Издательство мир книги» 2008г. 2.Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников 3.Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3­4  лет. ­ М.: ТЦ Сфера, 2005; 4.Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое  пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;  5.Железнова Е.С.  «Веселая логоритмика» 6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа  дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.  Комаровой, М.А. Васильевой. – 3­е изд., испр. и доп. ­  М.: МОЗАИКА­СИНТЕЗ,  2014. ­368 с.  7. Алябьева, Е.А.  « Логоритмические  упражнения без музыкального  сопровождения»: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с. Для родителей:  1. Куликовская, Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие  для логопедов, воспитателей и родителей. ­ М.: «Издательство Гном и Д»,  2005,  2.  Лопухина, И.С. Логопедия ­ ритм, речь, движение: Пособие для логопедов и  родителей. ­ СПб.: « Дельта» ­ 1997.  3. Крупа ­ Шушарина, С.В. Логопедические песенки для детей дошкольного  возраста/ Ростов н/Д: Феникс, 2010, ­ 99  Для детей: 1. Гавришева, Л. Б. Нищева Н.В., Логопедические распевки. Музыкальная  пальчиковая гимнастика и подвижные игры. СПБ.: «ДЕТСТВО­ПРЕСС»,2005.  2. Куликовская, Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие  для логопедов, воспитателей и родителей. ­ М.: «Издательство Гном и Д»,  2005 3. Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников

Программа по логоритмике

Программа по логоритмике

Программа по логоритмике

Программа по логоритмике

Программа по логоритмике

Программа по логоритмике

Программа по логоритмике

Программа по логоритмике

Программа по логоритмике

Программа по логоритмике

Программа по логоритмике

Программа по логоритмике

Программа по логоритмике

Программа по логоритмике

Программа по логоритмике

Программа по логоритмике

Программа по логоритмике

Программа по логоритмике

Программа по логоритмике

Программа по логоритмике

Программа по логоритмике

Программа по логоритмике

Программа по логоритмике

Программа по логоритмике

Программа по логоритмике

Программа по логоритмике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2017