Программа "По малой родине моей"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 23.10.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Актуальность и практическую значимость данной программы в том, что работа по изучению «малой» родины привлекает внимание к проблемам села, помогает воспитанию поколения патриотов родной земли, что в будущем может способствовать возрождению сел и деревень. Программа реализует личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.
Иконка файла материала Программа по малой родине.docx
Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Краснобаковский детский дом» Принято на педагогическом совете « 05 » 09. 2012г. Протокол № 1 Утверждаю Директор детского дома _______И.Н. Бобарыкина « 05 » 09. 2012г. Программа «По малой родине моей» Профиль деятельности: туристко- краеведческий Возрастной состав: 9- 17лет2 Срок реализации: года Автор программы: Комиссарова М.М. педагог I категории Красные Баки 2017г. Воспитание любви к Родине и формирование гражданской позиции должны стать основными и по большому счёту главными составляющими в воспитательной работе. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина нена абстрактных идеях, а на конкретных примерах. Григорьева Н.В. Содержание: 1. Пояснительная записка 2. Цель и задачи программы 3. Механизм реализации 4.Предполагаемые результаты 5. Тематическое планирование 6. Используемая литератураПояснительная записка Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма детей. Последнее десятилетие 20 века радикально изменили облик планеты. В современном мире набирают силу процессы глобализации, интеграции, распространения информационных технологий. Огромные изменения происходят и во всех сферах российского общества. События последних лет привели ко многим негативным последствиям. Изменение нравственных ориентиров, душевная пустота стали признаком эпохи. Политизация общественной жизни, столкновение идеалогий на фоне экономического кризиса привели, с одной стороны, к радикализму в попытках решить стоящие перед обществом проблемы, а с другой стороны – к социальной апатии. Мировая практика показывает, что в таких условиях образование имеет для обществастабилизирующее и развивающее значение. Особенно мощным нравственным потенциалом обладают гуманитарные науки, в том числе история. В.О.Ключевский неоднократно указывал на её важность для человека и общества: «Чтобы идти твёрдо, надо знать почву, по которой идём». Почва – история, без нания которой мы не сможем найти свой путь в сложном меняющемся мире.В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Краснобаковской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Актуальность и практическую значимость данной программы в том, что работа по изучению «малой» родины привлекает внимание к проблемам села, помогает воспитанию поколения патриотов родной земли, что в будущем может способствовать возрождению сел и деревень. Программа реализует личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании,а также возможности семейной и народной педагогики и педагогики сотрудничества. Цели программы: - Познакомить детей с историко-культурным наследием Краснобаковского района; - Сформировать черты патриотизма и гражданственности; - Воспитывать духовность. Задачи программы: - Изучение прошлого и настоящего Краснобаковского района, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем районе;Выработка умений по ведению посильной - Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций; - Активизация поисковой деятельности воспитанников; - исследовательской работы в области краеведения; - Формирование у воспитанников навыков информационной культуры; - Использование Интернет и информационных технологий в изучении родного края; - Воспитание патриотизма у детей через краеведческие знания о районе. Механизм реализации Отличительной особенностью программы является то, что в её реализации задействован ряд специалистов детского дома – воспитатели, педагоги дополнительного образования, а также специалисты районной библиотеки, районного краеведческого музея, школьного музея. Их деятельность комплексно направлена на достижение общей цели. Программа предусматривает теоретические и практические занятия:1) теоретические: беседы; лекции; доклады; викторины; самостоятельная работа; круглые столы; 2) практические  организация экскурсий в районный краеведческий   музей; пешие экскурсии по посёлку; организация экспедиций по малым населённым пунктам Краснобаковского района;  встреча с ветеранами ВОВ и ветеранами труда;  встреча со снаменитыми людьми нашего поселка;  практикумы в библиотеке;  работа с компьютером и СМИ;  работа с документами;  работа в архивах;  создание «Книги памяти»;  создание и оформление «Уголка старины»;  участие в районных и областных краеведческих викторинах и конкурсах. Срок реализации программы: 2017-2019 года Предполагаемые результаты В ходе реализации прграммы дети преобретают ряд навыков и умений, которые служатпоказателем результативности работы. Знания, навыки и умения, приобретаемые детьми: 1. Знание истории своего края, посёлка школы,семьи, 2. Организация и проведение экскурсий, выставок, воспитательских мероприятий.3. Овладение приёмами исследовательской работы, обработки полученных материалов. К концу учебного года дети должны: Знать: -историю своего района; -знаменитых и интересных людей; -должны знать и уважать народные традиции; - исторические события и памятники; - должны знать и хранить историко-духовную память своего народа, любовь к родной земле, к своему дому, к старшим. Уметь: - анализировать факты из истории родного края; - сравнивать и обобщать разнообразный фактический материал; - применять теоретические знания при анализе фактов прошлого и современности; - конспектировать изучаемый материал; - высказывать мнение по изучаемому вопросу; - готовить сообщения; - использовать информацию из различных источников; - вести дискуссию. Учебный план занятий по программе «По малой родине моей» Первый год обучения «Дела давно минувших дней» Задача– развитие интереса к прошлому родного края, приобщение к культуре и быту народов,проживающих в нашем районе. Наши земляки – участники Великой Отечественной войны. Содержание работы № Диспут «Краеведение – наука о 1. родном крае». 2. Круглый стол «Помни корни свои» 3. Занятие-игра «Древние славяне» 4. Экскурсия в районный краеведческий 1. музей «Здесь пыль веков» Экскурсия в ЦРБ «О чем рассказали 2. книги?» 3. Презентация «Здесь русский дух, 1. здесь Русью пахнет» 2. Экскурсия в районный краеведческий музей «Материальная культура – 1. Мастер-класс «Гармония жилья и природы» 1. 2. 3. 1. 2. 3. 1. 2. 1. 2. л а р в е Викторина «История создания поселка» Пешая экскурсия по поселку «История моей малой родины в названии улиц» Ф Экскурсия в школьный музей «Наша школа» Видеоурок «Наш край в годы Великой Отечественной войны» Оформление «Книги памяти» «Я не участвую в войне, война участвует во мне» Проект «Я и мой поселок» Презентация «Большой России малый уголок» Литературный вечер «Слово о родном крае» л е р п А й а М Срок и е Ответственны Воспитатель Комиссарова М.М. р б я т к О ь р б а к е Д ь р б я о Н ь Воспитатель, библиотекарь, экскурсовод краеведческог Воспитатель, библиотекарь, экскурсовод краеведческог ь Воспитатель, педагог доп. образования Воспитатель, библиотекарь, р а в н Я ь т Воспитатель, Ветераны ВОВ, р а М ь Воспитатель ВоспитательВторой год обучения «Красотою мир спасется» Задача– накопление эмоциональных и эстетических впечатлений о своём поселке. Эстетической категорией на этом этапе выступает понятие красоты родной природы, понятие добра, понятие бережного отношения к земле. № 1. 2. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 1. 2. Содержание работы Устный журнал «Красотою славится наша земля» Краеведческая викторина «Мой край в легендах и преданиях» Вечер головоломок «Животные нашего края» Творческая работа «Красная книга родного края» Игра - путешествие «Жемчужина России» Экскурсия к святым источникам «Памятники природы» Литературно-краеведческая игра «Знатоки земли Нижегородской» Конференция «Топонимика нашего района» Ответственн ые Воспитатель Комиссарова М.М. р б я о Н ь Воспитатель, Чашина Г.Н. преподаватель лесхоза- Воспитатели Комиссарова М.М. ь ь Воспитатель Сро ки р б я т к О ь р б а к е Д р а в н Я1. 2. 3. 1. Экскурсия по поселку «Наш дом Викторина «Ветлуга – река чаек» Устный журнал «И у нас были храмы и парки» Экскурсия в краеведческий музей родной» 1. 2. 3. 1. 2. 3. Выставка «Краснобаковская земля в литературе, живописи, музыке» Вечер поэзии «Родной край в стихах поэтов» Творческое задание «От чистого истока» Творческая мастерская «Что ещё быть может краше, чем в краю родимом л е р п А й а М ь Воспитатель, л а экскурсовод р краеведческог в е о музея Ф т Воспитатели Комиссарова М.М., р а М ь Воспитатель, библиотекарь, Воспитатель Отличительной особенностью программы является то, что в её реализации задействован ряд специалистов детского дома: воспитатели, педагоги дополнительного образования, а также специалисты районной библиотеки, районного краеведческого музея. Их деятельность комплексно направлена на достижение общей цели. Используемая литература1. Концепция военно-патриотического воспитания молодёжи: (Сокращённый вариант) / Авт. Коллектив под руководством Мутовинова В.И., Синайского А.// Внешкольник. - №10. – С. 22- 28. 2.Корина И.С. Баковская основа / И.С. Корина. – Н. Новгород: Литера, 2013. 3.Балдин М.А. «Баковская старина», Красные Баки, 1997. 4.История России в лицах и датах: словарь-справочник. – СПб., 1995г. 5. Аббасов А.М. История и современность/ А. М. Аббасов, С.И. Долженко. – Воронеж: Центрально-Чернозёмное кн. изд-во, 1982. 6. Аббасов А.М. Семейный родословник/ А.М. Аббасов. - Воронеж: Центрально-Чернозёмное кн. Изд-во, 1994.