Программа по мхк
Оценка 4.7

Программа по мхк

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
МХК
10 кл—11 кл
22.09.2019
Программа по мхк
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования по мировой художественной культуре и Примерной программы среднего (полного) образования по мировой художественной культуре для базового уровня. Программа составлена на основании программы Рапацкой Л.А. «Мировая художественная культура 10-11 кл. – М.: Владос, 2015 г. с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художественная культура». Она создана с учетом современных процессов обновления содержания общего художественного образования в Российской Фе¬дерации, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов.
программа по мхк 10-11класс 19-20 год.docx
Пояснительная записка  Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)  образования по мировой художественной культуре и Примерной программы среднего (полного) образования по мировой  художественной культуре для базового уровня.   Программа составлена на основании программы  Рапацкой Л.А. «Мировая художественная культура 10­11 кл. – М.: Владос, 2015 г. с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художественная культура». Она  создана с учетом современных процессов обновления содержания общего художественного образования в Российской Федерации, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно­историческим традициям русского и других народов.     Рабочая программа предмета «МХК» разработана на основе документов: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273­ФЗ "Об образовании в Российской  Федерации"; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом  Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного  образовательного стандарта основного общего образования"; Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г. № 1644 "О внесении изменений в приказ  Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897 "Об утверждении ФГОС основного общего образования"; постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об  утверждении СанПиН 2.4.2.2821­10 «Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в  общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993); 1       Приказ Министерства образования и науки РФ  “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального  общего, основного общего, среднего общего образования”; Примерная ООП ООО, одобренная решением федерального учебно­методического объединения по общему  образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15) и внесённая в реестр примерных образовательных программ. Закон Тамбовской области от 04.06.2007 г. №212­3 «О региональном компоненте государственного  образовательного стандарта начального, основного общего и среднего общего образования Тамбовской области». Рабочая программа по МХК 10­11 класса составлена с учетом: письма Департамента государственной политики в сфере общего образования «О федеральном перечне учебников» Требований к оснащению образовательной деятельности в соответствии с содержательным наполнением учебных  предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта; Учебного плана МБОУ Заворонежской СОШ; Место учебного предмета в учебном плане: Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов на  обязательное изучение учебного предмета «Мировая художественная культура» на ступени среднего (полного) общего  образования на базовом уровне. В том числе в 10 и 11 классах по 35 часа, из расчета 1 учебный час в неделю. Задачи: 1. развивать чувства, эмоции, образно­ассоциативное мышление и художественно­творческие  2 способности; 2. воспитывать художественно­эстетический вкус, потребность в освоении ценностей мировой  культуры; 3. освоить знания о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных  особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре; 4. овладевать умениями анализировать произведения искусства, оценивать их художественные  особенности, высказывать о них собственное суждение; 5. использовать приобретенные знания и умения для расширения кругозора, осознанного  формирования собственной культурной среды. Изучение мировой художественной культуры на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: ­   развитие   чувств,   эмоций,   образно­ассоциативного   мышления   и   художественно­творческих способностей; ­ воспитание художественно­эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры; ­   освоение   знаний   о   стилях   и   направлениях   в   мировой   художественной   культуре,   их   характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре; ­   овладение   умением   анализировать   произведения   искусства,   оценивать   их   художественные особенности, высказывать о них собственное суждение; ­   использование   приобретенных   знаний   и   умений   для   расширения   кругозора,   осознанного 3 формирования собственной культурной среды. Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен: знать/понимать: ­ основные виды и жанры искусства; ­ изученные направления и стили мировой художественной культуры; ­ шедевры мировой художественной культуры; ­ особенности языка различных видов искусства; уметь: ­ узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением; ­ устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; ­ пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; ­ выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ­ выбора путей своего культурного развития; ­ организации личного и коллективного досуга; ­ выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; ­ самостоятельного художественного творчества; ­   понимания   взаимосвязи   учебного   предмета   с   особенностями   профессий   и   профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. (абзац введен Приказом Минобрнауки России от 10.11.2011 N 2643) 4 Общая характеристика предмета: Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных  учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного  искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре,  логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой  художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие  собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её  потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как  обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для  самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей  национальной и культурной принадлежности.  Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером  самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия,  запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую  составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на  развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию ­  исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и  усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства.   В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до  культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант  5 эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного ­ двух произведений или комплексов показаны характерные черты  целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой  мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость. Содержание тем учебного предмета МХК 10 класс (35 часов) ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: ВЗГЛЯД ИЗ РОССИИ Введение Восток  и Запад как  условные  ориентиры мировой художественной   культуры.  Особенности  художественно­образного освоения мира народами Востока и Запада. Устойчивые различия восточных и западных (европейских) художественных ориентиров   в   понимании   Вселенной,   общественного   устройства   жизни,   человека.   Мировые   религии   (христианство, буддизм, ислам) ­как основа развития художественной культуры разных народов. Повторяемость идей, тем, сюжетов в произведениях   искусства   при   тенденции   изменения   средств   художественной   выразительности   как   закономерность развития   мировой   художественной   культуры.   Основные   этапы   развития   художественной   культуры   народов   мира. Неравномерное «прохождение» различных этапов художественными культурами Востока и Запада. Особенности исторического облика и менталитета России. Положение России между Востоком и Западом. Сохранение европейской ориентации в развитии русской художественной культуры (связи с Византией, Болгарией, Сербией, Польшей, 6 Германией, Италией, Францией и др.) Христианские нравственные идеалы как основа развития художественной культуры России. Самобытность русского искусства. «Свой путь» русской художественной культуры от Древней Руси до XX в. РАЗДЕЛ I. ВОСТОЧНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ — ВЕРНОСТЬ ЗАВЕТАМ ПРЕДКОВ Тема 1. Древний Египет: художественная культура, олицетворяющая вечность Сохранившиеся   ценности   художественной   культуры   Древнего   Египта.   Искусство   Древнего   Египта   —   свидетельство религиозных   и   эстетических   исканий   мудрецов   древнейшей   Цивилизации.   Деспотическая   форма   общественного правления в Египте, обожествление власти фараона и художественное мышление египтян. Художественная картина мира, воссозданная египетским искусством, отражающая представления о жизни, смерти, бессмертии. «Книга мертвых». Культ загробного мира, его воплощение в канонических традициях архитектуры. Пирамиды. Древние храмы. Статичность и символичность изобразительного искусства. Предвосхищение в памятниках художественной культуры Египта будущих религиозных христианских представлений о сути мироздания. Тема 2. Художественная культура Древней и средневековой Индии Художественная культура Древней Индии, ее ритуальный характер. Поэмы «Упанишад» — стремление постичь смысл жизни. Древнеиндийский эпос. Поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна». Будда Гаутама и зарождение буддизма. Буддистский храм. Сохранение художественных традиций древности в эпоху средневековья. Храмовое зодчество. Самобытный мир народного танца. Песенное богатство. Индия — мир, издревле привлекающий к себе взоры русских людей. Афанасий Никитин («Хождение за три моря»). Духовные   откровения   индийских   мудрецов   и   творчество   Н.К.   Рериха.   Влияние   образов   индийской   культуры   на творчество А.Н. Скрябина (замысел «Мистерии»). Тема 3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая Своеобразие   художественных   традиций   китайского   народа.   Отражение   в   художественном   творчестве   религиозных представлений об устройстве мира. Философская подоплека искусства. Учение Лао­цзы и Конфуция. Великая китайская 7 стена как символ национальной самобытности, трудолюбия, мощи. Культ предков в Древнем Китае. Древние китайские поэзия и музыка. Устойчивость  древних традиций  в художественной  культуре средневекового Китая. Иероглифы, их роль в развитии философского   начала   искусства.   Обожествление   власти   императора.   Императорские   дворцы.   Искусство   садов   и водоемов. Живопись, шелкография. Китайский театр. Китайские народные музыкальные инструменты. Тема 4. Японская художественная культура: долгий путь средневековья Художественные   традиции   Японии.   Влияние   китайского   искусства   на   развитие   японской   художественной   культуры Храмы   Древней   Японии.   Нетрадиционные   виды   искусства   (единоборства,   чайная   церемония,   икебана).   Японский народный   и   профессиональный   театр.   Отражение   в   музыке,   живописи,   архитектуре   Японии   древних   самобытных верований. Сохранение национальной уникальности культуры на протяжении столетий; влияние европейского и русского искусства на развитие новых культурных идеалов во второй половине XX в. Тема 5. Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты Ислам — мировая религия, оказавшая влияние на развитие художественной культуры арабских стран. Нравственные законы ислама. Коран — основная книга мусульман. Пророк Мухаммед. Образы Иисуса Христа и христианских святых в Коране. Архитектурные особенности мечети, ее канонические формы, ориентация на Мекку. Сохранение принципов возведения мечети   в   наши   дни   (мечети   России).   Минарет,   его   предназначение   и   архитектурный   облик.   Запрет   на   изображение видимого мира и развитие орнамента в изобразительном искусстве Арабского Востока. «Книга песен». Высокая поэзия средневековья (Фирдоуси, Низами, Саади). Омар Хайям. Образы арабских, персидских, иранских сказок «Тысяча и одной ночи». Образы арабской культуры в русской музыке и поэзии (А.С. Пушкин, А.П. Бородин, Н.А. Римский­Корсаков). 8 РАЗДЕЛ   II.   ИСТОРИЯ   ХУДОЖЕСТВЕННОЙ   КУЛЬТУРЫ   ЕВРОПЫ:   СТАНОВЛЕНИЕ   И   ЭВОЛЮЦИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ Тема 6. Античность — колыбель европейской художественной культуры Мифологическая картина мира и древнегреческое язычество как основа развития античной художественной культуры. Вне­моральные   законы   жизни   в   древнегреческой   мифологии.   Народные   верования   и   высокая   философия   эллинских мудрецов,   поиск   разумного   вселенского   начала   и   единого   Бога   (Логоса).   Сократ   —   «христианин   до   Христа». Утверждение идеи двух миров в философии Платона. Учение о гармонии сфер Пифагора. Эволюция   взглядов   на   Вселенную   и   человека,   ее   отражение   в   древнегреческом   искусстве.   Стремление   к   гармонии, красоте, совершенству внешней формы. Образы языческих богов как устойчивые символы развития искусства. Основные этапы   развития   античной   художественной   культуры.   Древнегреческая   архитектура.   Ордер,   его   виды.   Памятники древнегреческого зодчества. Изобразительное искусство. Портреты. Вазопись. Искусство   театра.   Древнегреческая   трагедия   (Эсхил,   Софокл,   Эврипид).   Роль   музыки   в   театре.   Хоровые   эпизоды. Монологи героев с инструментальным сопровождением. Инструменты Древней Греции: лира, кифара, сиринкс (флейта Пана), авлос (инструмент типа гобоя). Теория музыки, учение о ладах и их влиянии на человека («грусть лидийского, приподнятость фригийского и воинственность дорийского лада»). Развитие древнегреческих эстетических идеалов в художественной культуре Древнего Рима. Архитектурные памятники «вечного города». Расцвет скульптурного портрета, черты реализма. Античные идеалы как основа представлений о совершенной красоте в европейском искусстве последующих эпох. Отношение к античному искусству в России: переводы античных поэтов, мифологические образы в музыке и живописи (Е.И.   Фомин.   Мелодрама   «Орфей»;   М.А.   Врубель.   «Пан»).   Избирательное   отношение   к   античному   наследию.   Роль древнегреческого ордера в русской архитектуре. Тема 7. От мудрости Востока к библейским заветам 9 Христианская   художественная   культура,   ее   истоки.   Библия   как   священная   религиозная   книга,   памятник   культуры. Ветхий   Завет   —   духовное   откровение   иудейского   народа.   Тексты   Ветхого   Завета,   их   разновидности   (Пятикнижие, Пророки, Писания). Шестоднев. Грехопадение и изгнание из рая Адама и Евы. Каин и Авель. Всемирный потоп и Ноев ковчег. Вавилонская башня. Образ патриарха Авраама. Ветхозаветная Троица. Моисей, его скрижали. Десять заповедей. Псалтирь. Новый   Завет,   Евангелия.   Основное   содержание   стихов.   Образ   Иисуса   Христа   —   Сына   Божия,   Спасителя   мира. Новозаветные заповеди любви. Притчи Иисуса. Нагорная проповедь. «Отче наш». Различие ветхозаветных и новозаветных нравственных требований к человеку. Учение о Царстве Небесном и спасении бессмертной души. Страсти Господни. Крестный   путь.   Распятие,   смерть,   воскрешение   Христа.   Евангельские   образы   в   западноевропейском   искусстве (становление основной иконографии). Тема 8. Средневековье и Возрождение: трудный путь гуманизма Христианские   основы   средневекового   европейского   искусства.   Рождение   новой   художественной   картины   мира, отражающей   представления   о   двух   порядках   бытия   и   духовной   жизни   человека.   Становление   новых   средств художественной выразительности, жанров и форм искусства. Разделение церкви, два типа христианской  культуры. Западная католическая церковь. Романский стиль в искусстве. Храмовое   зодчество.   Внутренняя   структура   и   символика   храма.   «Пламенеющая   готика»   европейских   соборов. Изобразительное   искусство,   развитие   живописи,   скульптуры;   мозаики   и   фрески.   Древнейшие   напевы   христианских храмов. Григорианский хорал. Средневековая секвенция «Dies irae», ее символика в мировой музыкальной культуре. Орган. Византийские   (восточные)   христианские   традиции.   Православие.   Художественный   канон   православного   храма. Иконопись, ее смысл. Гимнография. Общий образ храма. Византия и Русь. Эпоха Возрождения как новый этап в развитии европейской художественной  культуры. Периодизация  Возрождения: Проторенессанс, Ранний Ренессанс, Высокий Ренессанс. Гуманизм и идеалы Возрождения. Развитие светского искусства. 10 Предшественники   Возрождения.   Н.   Пизано,   Данте,   Петрарка,   Боккаччо,   Джотто.   Флорентийские   мастера:   Ф. Брунеллески,   Мазаччо,   Донателло.   Расцвет   живописи   во   второй   половине   XV   в.   (Ф.   Липпи,   П.   Перуджино,   С. Боттичелли). Мастера   Высокого   Возрождения.  Наследие   Л.  Да  Винчи,  Рафаэля,  Микеланджело.  Венецианская   школа   живописи   и архитектуры (Б. Джорджоне, П. Веронезе, А. Палладио). Собор св. Петра в Риме. Д. Браманте. Развитие музыки в эпоху Возрождения (хоровая полифоническая музыка, мадригал, инструментальная музыка для лютни, виолы, флейты, клавесина и др.). Рождение оперы, первые оперные композиторы (К. Монтеверди). Северное Возрождение, поиски правды о человеке. Мастера искусств Германии и Нидерландов (И. Босх, А. Дюрер, П. Брейгель ­ старший и др.). Возрождение во Франции и Испании. Тема 9. Художественная культура Европы XVII в.: многоголосие школ и стилей XVII в.   Как   «переходная   эпоха»   в   художественной   культуре   европейской   традиции,   вобравшая   в   себя   опыт средневековья   и   Возрождения.   Шекспир.   Его   значение   для   развития   мировой   культуры.   Стиль   барокко.   Пестрое сочетание   художественных   образов,   почерпнутых   из   античной   мифологии,   христианского   вероучения,   окружающей действительности. Стремление мастеров увидеть мир во всей его многогранности и противоречивости. Барокко   в   архитектуре   (Д.   Л.   Бернини).   Расцвет   светского   музыкального   искусства.   Опера   (К.   Монтеверди,   А. Скарлатти), инструментальные сочинения А. Корелли, А. Вивальди; творчество французских клавесинистов (Ж.Ф. Рамо, Ф.Куперена,   Л.К.   Дакена).   Титаны   музыкального   искусства:   И.С.   Бах   и   Г.Ф.   Гендель.   Философское   и   религиозное содержание музыки Баха. Духовные сочинения (Высокая месса си минор, Страсти по Матфею). Органная и клавирная музыка. «Хорошо темперированный клавир». Судьба наследия Баха. Классицизм как общеевропейский стиль. Эстетика классицизма, рожденная под влиянием рационализма и нормативных установок. Воплощение в эстетике классицизма представлений о главенстве общественного над личным, долга ­ над чувством. Канонизация античной классики как образца для подражания. Возрождение и классицизм — преемственность художественных традиций. Стремление к выражению возвышенных героических образов. Франция — родина классицизма. 11 Теория классицизма (Н.Буало). Классическая трагедия (П.Корнель и К.Расин). Классицизм в архитектуре. Дворцово­ парковые ансамбли. Версаль. Расцвет комедийного жанра, испанская комедия «плаща и шпаги» (Лопе де Вега, П. Кальдерон). Изобразительное   искусство  XVII   в.,  сочетание   сюжетов   и   образов,   обобщающих   развитие   художественной   культуры Европы предшествующих столетий. Европейские школы живописи и выдающиеся мастера (Караваджо, Эль Греко, X. Рибера, Ф. Сурбаран, Э. Мурильо, Д. Веласкес, П. Рубенс, Ф. Снейдерс, Я. Йордане, А. Ван Дейк, Рембрант, Ф. Хальс, «малые голландцы» и др.). Тема 10. Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума Просвещение   как   важнейший   этап   обновления   художественной   культуры   Европы.   Гуманистические   идеалы просветителей, их мечты о Свободе, Равенстве, Братстве всех народов и сословий. Критический анализ общественных отношений   и   нравственного   облика   человека  —  главный   смысл   культуры   Просвещения.  Наследие   энциклопедистов. Вольтер. Ж.­Ж. Руссо. Распространение классицизма в художественных культурах европейских стран. Рационализм как норма художественного творчества. Изобразительное   искусство,   парадоксы   несовместимой   образности   (сочетание   утонченности   и   изысканности   с грубоватостью, заземлённостью, простонародностью). Творчество Ж.А. Ватто, Ф.Буше, И.О. Фрагонара, Ж.Б. Греза, Ж.Л. Давида.   Скульптура   в   творчестве   Э.М.   Фальконе,   Ж.А.   Гудона,   А.   Ка­новы.   Архитектура   эпохи   классицизма,   роль античного ордера. Расцвет литературы. Романы Д. Дефо, Дж. Свифта. Поэзия И.В. Гете, Р. Бернса. Драматургия Ф. Шиллера, Р. Шеридана (по выбору учителя). Венский   музыкальный   классицизм.   Творчество   И.   Гайдна,   В.А.   Моцарта,   Л.В.   Бетховена.   Кристаллизация   форм классической сонаты и симфонии. Симфонизм, его философско­эстетический смысл. 12 Значение   искусства   европейского   Просвещения   для   развития   русской   художественной   культуры.   Классицизм   как важнейший стиль, освоенный русским искусством. РАЗДЕЛ III. ДУХОВНО­НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ Тема 11. Величие русской средневековой художественной культуры: приоритет духовных ценностей Древнейшие   памятники   художественной   культуры   языческой   Руси.   Культ   природы   и   матери­Земли.   Обрядовый фольклор, красота народных песен. Героический эпос. Былины. Формирование дохристианских нравственных установок и эстетических представлений. Восхождение русской художественной культуры от языческой образности к христианской картине мироздания. Опыт постижения духовного смысла бытия в древнерусском искусстве. Обращенность художественной культуры к «вечным ценностям». Православный храм и синтез храмовых искусств. «Мистический реализм» как общая стилевая основа древнерусского искусства. Воплощение в художественных образах высшей правды жизни и смерти. Надличностный характер художественной культуры. Основные   этапы   развития   художественной   культуры   Древней   Руси.   «Монументальный   историзм»   (Д.С.   Лихачев) искусствадревнего Киева. Памятники киевской литературы. Летописание. Нестор­летописец и его «Повесть временных лет».  Возвеличивание  духовных  подвигов, жанр  жития. Образы  первых  русских  святых  Бориса  и  Глеба. Памятники архитектуры. София Киевская. Фрески. Мозаики. Знаменное пение — хоровое одноголосие. Особенности интонирования богослужебного текста. Утверждение в искусстве Киевской Руси единства прекрасного и духовного. Продолжение традиций в художественной культуре древнерусских княжеств. Художественный облик древнего Новгорода. Памятники архитектуры. Новгородская София, Кремль. Георгиевский собор Юрьева монастыря. Одноглавое каменное зодчество. Искусство колокольного звона. Художественная   культура   Владимиро­Суздальского   княжества.   Архитектура.   Храм   Покрова   Богородицы   на   Нерли. Храмы древнего Владимира. Памятники зодчества и иконописи Пскова. 13 Расцвет   художественной   культуры   средневековья   в   эпоху   формирования   Московского   государства.   Роль   Троице­ Сергиевой   обители   в   развитии   духовных   основ   культуры.   Св.   Сергий   Радонежский.   Литература   Московской   Руси. Епифаний Премудрый и Максим Грек. Расцвет мелодизма в храмовом пении. Федор Христианин. Иконописные шедевры. Экспрессивная манера письма Феофана Грека. Наследие Андрея Рублева, значение «Троицы» в общественной,   духовной   и   художественной   жизни   Руси.   Мастер   Дионисий,   фрески   собора   Рождества   Богородицы Ферапонтова монастыря. Облик   Московского   Кремля;   сочетание   итальянских   и   русских   традиций.   Шатровое   зодчество.   Храм   Вознесения Господня в Коломенском. Покровский собор (Собор Василия Блаженного). Усиление   личностного   начала   в   искусстве  XVI   в.   Жанр   покаянного   стиха.   Творческие   школы   в   храмовом   пении   и храмовой живописи. Искусство «переходного периода» — «бунташного века»: противоречивое сочетание «старины и новизны». Обмирщение литературы XVII в. Повести. Ранние формы стихосложения. (С. Полоцкий). Церковная   реформа   и   ее   культурные   последствия.   Рождение   храмового   многоголосия.   Партесный   хоровой   концерт (творчество Н.П. Дилецкого, В.П. Титова). Новые  иконописные традиции, обмирщение  иконописи. Икона и парсуна: на пути к светской живописи. Завершение древнерусского   этапа   развития   искусства   в   русле   канонических   традиций   «мистического   реализма».   Разделение искусства на светское и церковное. Общность нравственных ориентиров русского искусства. Тема 12. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов Европейские   формы   культурной   жизни   как   эталон   в   русской   культуре   эпохи   Просвещения.   Новые   идеологические установки светского государства. Сохранение традиционных национальных ценностей при освоении европейских форм и жанров искусства. Феномен «русской европейкости». 14 Приоритетная роль слова в художественной культуре эпохи Просвещения. Писатели первой половины века (по выбору учителя).  Теория   классицизма   М.В.   Ломоносова   и  А.П.   Сумарокова:   общее   и   различное.  Значение   классицизма   для развития музыки. Вокальные жанры в культуре Просвещения: от петровских кантов и «книжных песен» к «российским песням» (Ф.М. Дубянский, И.А. Козловский). Опера: европейское и русское. Развитие жанра комической оперы, роль литературной основы, сочинение «на голоса» народных песен. В.А. Пашкевич, Е.И. Фомин — родоначальники русской оперы. Духовная музыка. Творчеством.С. Березовского и Д. С. Бортнянского. Классицистский хоровой концерт. Становление инструментальной музыки в России. «Русский Паганини» — И.Е. Хандошкин. Фортепианная музыка Д.С. Бортнянского. Развитие гуманистических идеалов русского Просвещения и «крестьянский вопрос». Крестьянские образы в русском искусстве.   Собирание   и   изучение   русских   народных   песен   (сборники   В.Ф.   Трутовского,   Н.А.   Львова­Прача). Антикрепостнические мотивы русской прозы (Н.И. Новиков, А.Н. Радищев), драматургии (Я.Б. Княжнин), поэзии (В.В. Капнист), музыки (В.А. Пашкевич). Комедия в творчестве Д.И. Фонвизина, сатирические образы и обличительный пафос (сатира «на нравы»). Творчество Г.Р. Державина (по выбору учителя). Развитие   театрального   искусства.   Крепостные   театры   и   крепостные   актеры.   Итальянская   и   французская   опера   в Петербурге. Неповторимость   и   самоценность   человеческой   личности   в   изобразительном   искусстве   эпохи   Просвещения. Портретнаяживопись (И. Я. Вешняков, И.П. Аргунов, А.П. Антропов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Академия художеств. Становление жанра исторической живописи. Творчество А.П. Лосенко. Скульптура — новый вид искусства в России. Творчество Ф.И. Шубина. Памятник Петру Великому Э. М. Фальконе. Работы Ф.Г. Гордеева и М.И. Козловского. Идеалы зодчества — прославление величия новой русской государственности. Смесь архитектурных форм — российских и   привнесенных   европейских.   Принципиальная   новизна   в   градостроительстве.   Облик   Санкт­Петербурга.   Барокко   в 15 зодчестве. Творчество В.В. Растрелли. Классицизм; творцы дворцов и общественных зданий (А. Ринальди, Д. Кваренги, Ч. Камерон — иностранные мастера в России). Школа отечественных зодчих (М.Г. Земцов. И.К. Коробов, П.М. Еропкин, СИ. Чевакинский, И.Ф. Мичурин, Д.В. Ухтомский, А.Ф. Кокоринов). Выдающиеся мастера В.И. Баженов, М.Ф. Казаков. Вхождение художественной культуры России в контекст европейской культуры. «Русская европейскость» — предвестие классического этапа в развитии искусства «золотого» XIX в. Содержание программы учебного курса в 11 классе Раздел 1. Основные течения в художественной европейской культуре 19 начала 20 века. 10часов.  Тема 1. Романтизм в художественной культуре Европы 19 века; открытие внутреннего мира человека.(3). Д.Байрон — властитель дум современников. Фантастический мир сказок Гофмана. Романтизм в художественной культуре Франции 19 века. Творчество   Ф. Гойи.  Борения  человека  со   стихией  в работе  яркого  романтика  Т.  Жерико.  Революционное вдохновение восставшего народа в работах Э. Делакруа.  Тема 2. Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма.(2) Воплощение в музыке сложных и противоречивых жизненных ситуаций. Вена и Париж — крупнейшие европейские центры развития музыкального искусства романтизма. Оперы­драмы.   Великие   композиторы   19   века   восточных   земель   Европы.   Жизнь   и   творчество   Ф.   Шопена.   Жизнь   и творчество Ф. Листа.  Тема3. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты.(2) Французский импрессионизм. Новая трактовка материала и формы в скульптуре. Музыкальный импрессионизм.  Тема 4. Экспрессионизм . Действительность сквозь призму страха.(1)  Экспрессионизм, его исторические истоки. Круг образов. Экспрессионизм в литературе. Экспрессионизм в музыке.  Тема 5. Мир реальности и «мир новой реальности»: Традиционные и нетрадиционные течения в искусстве 19­20 веков. (2) Постимпрессионистические искания французских художников. Группа фовистов. Кубизм П.Пикассо. Эстетика символизма Новые направления в живописи и скульптуре. Абстракционизм — новый взгляд на форму и цвет в живописи. Теоретики новой архитектуры В. Гропиус и Ле Корбюзье. Сюрреализм.  16 Раздел 2. Художественная культура России19­20 века. 11 часов.  Тема 6. Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века.(2) Хдожественная картина мира в искусстве пушкинской эпохи. Сохранение рационализма в литературе, зодчестве, музыке,   живописи,   переплетение   идеалов   классицизма   с   новыми   романтическими   общественными   взглядами.   А.С. Пушкин;   значение   его   творчества   для   развития   русского   искусства.   М.И.   Глинка   —   основоположник   русской классической музыки. Крупнейшие зодчие начала XIX в. Архитектурные ансамбли — новое слово зодчества (творчество К.И. Росси, В.П. Стасова). Черты кризиса монументального зодчества в про­екте Исаакиевского собора М.Ю. Лермонтов и русский романтизм. Переплетение романтических и реалистических тенденций в русском изобразительном искусстве. Венецианов — родоначальник бытового жанра. Творчество К.П. Брюллова. А. Федотова. А.С. Даргомыжского. М.П. Мусоргского.  Тема 7. Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа.(1) Литература пореформенной эпохи. Изменение общественного статуса живописи. Творчество В.Г. Перова. «Товарищество передвижных выставок». ТворчествоП. Чайковского.  Тема   8.   Переоценка   ценностей   в   художественной   культуре   «серебрянного   века»:   открытие   символизма.(2) Символизм ­ художественное и философское течений «серебряного века». Творчество B.C. Соловьева, К.Д. Бальмонта, Вяч.И. Иванова, В.Я. Брюсова, А.Белого, А.А. Блока, М.А. Врубеля, В.Э. Борисова­Мусатова. Музыка А.Н. Скрябина.  Тема 9.Эстетика эксперемента и ранний русский авангард. «Русский футуризм» (3). Союз московских живописцев «Бубновый валет». Кубизм в творчестве П.П. Кончаловского. Гротескно­грубоватые образы М.Ф. Ларионова. Красочный мир живописи А.В. Лентулова. Абстрактноя живопись В.В.Кандинского. «Черный квадрат» К.С. Малевича. Футуризм в поэзии. Творчество Б. Л. Пастернака. Поэзия В.Хлебникова.  Тема 10. В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм. (3)  Ретроспективные тенденции в художественной   культуре   «серебряного   века».   Акмеизм   в   поэзии.   Журнал   «Аполлон».   Идеи   неоклассицизма   в архитектуре. Стиль модерн. Творческое объединение «Мир искусства». С.П. Дягилев — антрепренер и тонкий знаток искусства.   В.   Идея   слияния   танца,   живописи   и   музыки;   ее   воплощение   в   спектаклях   «Русских   сезонов»   в   Париже. 17 Знаменитые   хореографы.   «Русский   период»   в   творчестве   И.Ф.   Стравинского   и   С.В.Рахманинова.   Тема   Родины   в творчестве русских художников.  Раздел 3. Европа и Америка: Художественная культура 20 века. 6 часов.  Тема 11. Художественная литература 20 века. Полюсы добра и зла.(1)  Творчество   Ф.Кафки. Экзсистенциализм. Творчество А.Камю; Ж.Сартр. Признанный классик английского модернизма Д.Джойс. Жанр «иптеллектуальный роман». Творчество Г.Гесса, Э.Ремарка, Р.Рильке, Г.Лорки Постмодернизм. Творчество Агаты Кристи и Жорж Сименон.  Тема12. Музыкальное искусство в нотах и без нот. «Музыкальный авангард»20 века. (2)  Творчество Г.Малера. Неоклассицизм в музыке П.Хиндемита, К.Орфа, М.Фалья. Творчество Б.Бартока, Б.Бриттена. Музыкальный авангард. Массовые музыкальные жанры. Рождение рок–н­ ролла.  Тема 13. Театр и киноискусство 20 века; культурная дополняемость (1).Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой Ч. С. Чаплин — выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино и национального кинематографа  Тема14.   .   Художественная   культура   Америки:   обаяние   молодости.   (2)  Сплетение   традиций   европейского, мексиканского, африканского и других народов. Расцвет американской литературы в XX в., Творчество Р.Кента. Статуя Свободы — символ США. Небоскребы разных стилей в Нью­Йорке, Лос­Анджелесе. Музыкальное искусство США. Жанр мюзикла: Ф. Лоу, Л. Бернстайн. Джаз и его истоки. Регтайм. Свинг. Эстетика импровизации.. Искусство Латинской Америки. Раздел 4. Русская художественная культура 20 века от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам. 7 часов.  Тема15.   Социалистический   реализм:   глобальная   политизация   художественной   культуры   20­30   гг.(2)  Русская художественная   культура   20   —   30­х   гг.   Рождение   советского   искусства   и   доктрины   социалистического   реализма. Насаждение атеизма и политизация изобразительного искусства. Творчество К.С. Петрова­Водкина, П.Д. Корина, А.А. Дейнеки, И.И.Машкова, М.В.Нестерова. Образы новой советской живописи в творчестве Б.В. Иогансона, А.А. Пластова, СВ. Герасимова. Монументальное зодчество и скульптура. Оптимизм массовых песен. Творчество И.О. Дунаевского.  Тема16. Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века(1). Искусство военных лет. Агитационные плакаты Кукрыниксов. Мощь русского народа в творчестве П.Д. Корина. 18 Символы   великой   Победы:   песня   «Священная   война»   (А.В.   Александров)   и   монумент   «Воин­освободитель»   (Е.В. Вучетич). Песни о войне в наши дни. Возвращение «русской темы» в искусство второй половины XX в. Судьбы писателей, композиторов,   художников   в   эпоху   застоя.   Диссидентское   движение   и   искусство.   Многонациональный   характер советской музыки. ТворчествоА.И. Хачатуряна. Творчество А.А.Пластова, И.Грабаря, Н.Крымова.  Тема17.Общечеловеческие  ценности и « русская тема» в советском искусстве периода «оттепели».(2)  Развитие живописи   и   музыки   в   60­е   годы.   Творчество   В.Попкова.   Д.Жилинского,   П.Оссовского.   Поэзия   Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенского,  Р.И.Рождественского, Н.М.Рубцов. Поэты – песенники Б.Ш.Окуджава, А.А.Галич, В.С.Высоцкий. Рождение лирической мелодрамы. Творчество Г.В. Свиридов. Четырнадцатая симфония Д.Д.Шостаковича. Творчество И.С.Глазунова.  Тема18. Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20 века.(2) Храм Христа Спасителя   в   Москве.   Противоречивый   облик   художественной   культуры,  экспансия   массовых   жанров.   Многообразие новых творческих  решений в живописи  и скульптуре. Поиск положительного героя в искусстве  постперестроечного времени. Развитие искусства на пороге нового тысячелетия. Молодежная субкультура. Планируемые результаты освоения предмета МХК . Личностные результаты изучения искусства в основной школе подразумевают: – обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта 19 человечества; – обобщенное представление об эстетических идеалах, художественных ценностях произведений разных видов искусства; – инициативность и самостоятельность В решении разноуровневых учебно-творческих задач; – наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству; – умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях социума; – соответствующий Возрасту уровень культуры Восприятия искусства Во Всем разнообразии его видов, основных форм и жанров; – сформированные навыки проектирования индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности; контроль собственных учебных действий и самостоятельность В постановке творческих задач; – активность по отношению к личностным достижениям В области разных видов 20 искусства; – участие В учебном сотрудничестве и творческой деятель;ности на основе уважения к художественным интересам сверстников. Метапредметные результаты изучения искусства в основной школе отражают: – понимание роли искусства В становлении духовного мира человека, культурно- историческом развитии современного социума; – общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.); развитие устойчивой потребности В общении с миром искусства В собственной Внеурочной и Внешкольной деятельности; – самостоятельность при организации содержательного и увлекательного культурного досуга; – соответствующий Возрасту уровень духовной культуры и уравновешенность эмоционально-волевой сферы; – оригинальный, творческий подход к решению различных учебных и реальных, жизненных проблем; 21 – расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие; – усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения; – эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты В человеческие отношения и др.). Предметными результатами занятий по курсу «МХК» являются: - формирование основ эстетических потребностей; - развитие толерантных отношений к миру; - актуализация способностей воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую мировой культур; -развитие навыков оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры; -организация личного досуга и самостоятельного художественного творчества. Раздел 1.  РАЗДЕЛ   I.   ВОСТОЧНЫЕ   ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ   КУЛЬТУРЫ   —   ВЕРНОСТЬ   ЗАВЕТАМ ПРЕДКОВ 22 Ученик получит возможность : узнать о роли мифов в культуре; живописи первобытного человека; религиозных верованиях первобытного человека; особенностях древней архитектуры Ученик научится :различать архитектурные памятники древности; описывать особенности живописи первобытного человека. Раздел 2. РАЗДЕЛ   II.   ИСТОРИЯ   ХУДОЖЕСТВЕННОЙ   КУЛЬТУРЫ   ЕВРОПЫ:   СТАНОВЛЕНИЕ   И ЭВОЛЮЦИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ Ученик получит возможность познакомиться : с природными особенностями Двуречья и Египта; письменностью древнего Двуречья и Египта;с пирамидами в Гизе, с храмом царицы Хатшепсут; Ученик научится: различать архитектурные памятники древности; описывать памятники архитектуры, скульптуры древности; соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической 23 эпохой. Раздел 3. РАЗДЕЛ   III.   ДУХОВНО­НРАВСТВЕННЫЕ   ОСНОВЫ   РУССКОЙ   ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ Ученик получит возможность узнать : значение Византийской культуры для Европы и Руси; выдающиеся произведения архитектуры: храм святой Софии, храм Неба в Пекине; особенности архитектуры Киевской Руси, крестово-купольный храм; выдающихся иконописцев и их произведения. Ученик научится: различать романский и готический стили в архитектуре; особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры; описывать памятники архитектуры. Раздел 4. Основные течения в художественной европейской культуре 19 начала 20 века Ученик получит возможность познакомиться с Итальянским Возрождением, архитектурой Флоренции; 24 титанов эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан; художниками северного Возрождения: А. Дюрер, Ян ван Эйк;с итальянской комедией дель арте, театр У. Шекспира. Ученик научится: описывать памятники архитектуры, живописи, скульптуры; соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической эпохой, направлением, автором. Раздел 5. Художественная культура России19­20 века Ученик получит возможность научиться: пониманию основных стилей в архитектуре: барокко, классицизм, ампир; основных направлений в живописи: академизм, реализм, романтизм, импрессионизм, постимпрессионизм в живописи. Ученик научится: соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической эпохой, направлением, автором. Раздел 6. Европа и Америка: Художественная культура 20 века 25 Ученик получит возможность научиться: пониманию основных направлений в культуре ХХ века, разнообразию художественных стилей; новым видам искусства: кинематограф, компьютерная графика, электронная музыка. Ученик научится: описывать памятники архитектуры, живописи, скульптуры; соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической эпохой, направлением, автором; различать основные музыкальные направления. № I Художественная культура древнего и  средневекового Востока II Художественная культура Европы:  Учебно­тематический план по МХК в 10 классе Тема раздела Количество часов  9 16 Количество контрольных работ 1­тест 1­тест 26 становление христианской традиции III Духовно­нравственные основы русской  художественной культуры: у истоков  национальной традиции Итого:  10 35 1­тест Учебно­тематический план по МХК  в 11 классе № Название раздела 1 Основные   течения   в   европейской   художественной   культуре   19 начала 20 века Художественная культура России 19 века 2 3 4 Европа и Америка: Художественная культура 20 века Русская художественная культура 20 века от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам Итого:  часы 11 11 6 7 35 Виды контроля Контрольная работа.Тест Контрольная работа.Тест Контрольная работа.Тест Контрольная работа.Тест 27 28 Календарно­тематическое планирование по МХК в 10 классе № Тема урока Часы  Вид контроля Дата проведения I Художественная культура древнего и средневекового Восток ­ 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Введение. Художественная культура Древнего Египта Художественная культура Древней и Средневековой Индии Культура Египта и Индии: сходство и различия Художественная культура Древнего и Средневекового Китая Художественная культура Японии: долгий путь средневековья Культура Китая и Японии: сходство и различия Художественные   традиции   мусульманского   Востока: абстрактной красоты Тестовая работа по изученной теме   логика II Художественная культура Европы: становление христианской традиции ­ 16 10,11 12 Античность: колыбель европейской художественной культуры От мудрости Востока к библейским заветам 13,14,15 Художественная   культура   европейского   Средневековья:   освоение 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 3 Текущий  Текущий Текущий текущий текущий текущий текущий текущий итоговый текущий текущий текущий 29 христианской образности Северное Возрождение 16­17 Художественная культура итальянского Возрождения 18­19 20­21 Художественная культура 17го века: многоголосие школ и стилей 22­23 Художественная культура европейского Просвещения 24 Тестовая работа по изученному материалу III Духовно­нравственные основы русской художественной культуры ­ 9 25 26 Художественная культура Киевской Руси Новгородская Русь 27­28 Московская Русь: утверждение общерусского художественного стиля 29­30 ­32 34 Русская художественная культура в эпоху Просвещения Культура на пороге новых открытий. Обобщение 31изученного по всему курсу 35 Итоговый тест  Календарно-тематическое планирование 11 класс 2 2 2 2 1 1 2 2 2 1 1 текущий текущий текущий текущий фронтальны й текущий текущий текущий текущий итоговый фронтальны й итоговый № Тема урока Кол­во часов Дата  Вид контроля 1 Романтизм в художественной культуре Европы 19 века 1 Итоговый  I Основные течения в Европейской художественной культуре 19 – начала 20 века ­ (10 ч.) 30 Романтизм в художественной культуре Европы 19 века 2 3 Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма 4 Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма 5­6 7­8 Импрессионизм: поиск ускользающей красоты Действительность   сквозь   призму   страха   и   пессимизма (Экспрессионизм ) 9­10 Мир реальности и мир «новой реальности»: традиционные и нетрадиционные направления в искусстве конца 19 – начала 20 века 1 1 1 2 2 2 II  Художественная культура России 19 – начала 20 века­ (6 ч.) 11­12 Шедевры   русской   художественной   культуры   первой половины 19 века­фундамент национальной классики 13­14 Художественная культура России пореформенной эпохи 15­16 Художественная культура «серебряного века» 2 2 2 III Европа и Америка: художественная культура 20 века ­  (10 ч.) 17­18 Эстетика эксперимента и ранний русский авангард 19­20 Неоклассицизм и поздний романтизм 21­22 Музыкальное искусство в нотах и без нот 23­24 Театр и киноискусство 20 века 25­26 Художественная культура Америки 2 2 2 2 2 IV Русская художественная культура 20 века ­  (8 ч.) 2 27­28 Социалистический   реализм:   глобальная   политизация итоговый итоговый текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий художественной культуры 20­30­х г 29­30 Образы искусства военных лет и образы войны в искусстве 2 второй половины 20 века 31 31­32 Общечеловеческие ценности и «русская тема» в советском искусстве периода «оттепели» 33­34 Противоречия   в   отечественной   художественной   культуре последних десятилетий 20 века Обобщающий урок 35 2 1 1 текущий текущий фронтальный 32

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк

Программа по мхк
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.09.2019