Настоящая рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного
образовательного стандарта основного общего образования ( приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении
в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России
от 29.12.2014 № 1644) примерной программы по музыке в соответствии с концепцией Д.Б.Кабалевского , реализуемой на основании учебно
методического комплекса , авторы: В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (2е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011).
I раздел . Пояснительная записка.
Цели:
формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;
воспитание эмоциональноценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к
Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре
своего народа и других народов мира;
развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения,
музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
обогащение знаний о музыке, других видах искусства и художественного творчества;
овладение практическими умениями и навыками в учебнотворческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных
музыкальных инструментах, музыкальнопластическое движение и импровизация).
Данные цели достигаются путем решения ключевых задач, отражающих личностное, познавательное, коммуникативное, социальное
и эстетическое развитие школьников.
Личностное развитие обучающихся направлено на: реализацию их творческого потенциала; выработку готовности выражать свое
отношение к искусству; формирование мотивации к художественному познанию окружающей действительности; проявление ценностно
смысловых ориентаций и духовнонравственных оснований; становление самосознания, самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма.
Познавательное развитие обучающихся связано с: активизацией творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии;
формированием целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе; познанием языка музыки, многообразия ее форм и
жанров; осознанием роли музыкального искусства в жизни человека.
Коммуникативное развитие школьников определяет: умение слушать, уважение к мнению других; способность встать на позицию
1 другого человека; готовность вести диалог; участие в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства; продуктивное
сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Социальное развитие растущего человека проявляется: в формировании у него целостной художественной картины мира; в
воспитание его патриотических чувств; в сформированности основ гражданской идентичности; в выработке готовности к толерантным
отношениям в поликультурном обществе; в овладении социальными компетенциями.
Эстетическое развитие учащихся направлено на: приобщение к эстетическим ценностям; формирование эстетического отношения к
действительности; развитие эстетических чувств; развитие потребности жить по законам красоты; формирование эстетических идеалов и
потребностей; воспитание художественного вкуса; выработку стремления быть прекрасным во всем – в мыслях, делах, поступках, внешнем
виде.
Ценностные ориентиры учебного предмета «Музыка» соответствуют основным требованиям стандарта:
Значение музыкального образования в основной школе заключается в расширении музыкального и культурного кругозора учащихся, в
II Предметные результаты учебного предмета «Музыка»5 класс..
углублении представлений о широте жизненного содержания музыки и силе ее влияния на человека, развитии у школьников особого чувства
творческого стиля того или иного композитора. Роль курса состоит в установлении внутренних связей музыки с литературой и
изобразительным искусством, осмыслении зависимости между содержанием музыки и формой его воплощения на примере разных типов
музыкальных образов, обобщенном понимании процессов интонационного и драматургического развития.
Эмоциональное, активное восприятие музыки как основа музыкального воспитания в целом, на данном этапе обучения становится
фундаментальной базой для дальнейшего разностороннего, интеллектуальнотворческого и духовного развития учащихся, формирования у
них основ художественного мышления и элементарных представлений о единых закономерностях развития музыки и жизни. Изучение музыки
в школе, ориентированное на освоение общечеловеческих ценностей и нравственных идеалов, творческое постижение мира через искусство,
обеспечивает в целом успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовность к
взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве.
Личностными результатами изучения музыки являются:
формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;
развитие музыкальноэстетического чувства, проявляющегося в эмоциональноценностном, заинтересованном отношении к музыке во
всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
2
совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального
искусства;
овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкальнотворческой деятельности;
наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное мышление, творческое воображение;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкальноучебной деятельности;
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкальнотворческих задач.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней;
размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному
самообразованию;
определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных
жизненных ситуациях;
применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественнотворческих задач;
наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной
музыкальной культуры;
участие в жизни класса, школы, города и др., общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
Предметными результатами изучения музыки являются:
общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;
устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкальнотворческой
деятельности;
понимание интонационнообразной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;
осмысление основных жанров музыкальнопоэтического народного творчества, отечественного и зарубежного
музыкального наследия;
рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального
искусства в целом;
применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;
3
постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;
расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкальнотворческой деятельности, включая информационно
коммуникационные технологии;
освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого
потенциала.
Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры
учащихся. Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания,
потребностей,уса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на
расширение опыта эмоциональноценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкальнотворческой деятельности, на
углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуальноличностного отношения учащихся к музыке, музыкального
мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание
потребности в музыкальном самообразовании.
В 5 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «Музыка и другие виды искусства», которая
раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство». Тематическое построение
предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи (песня,
романс, хоровая музыка, опера, балет, музыкальный портрет, пейзаж). Данная тема предусматривает изучение музыки «в единстве с тем, что
её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многиммногим
другим». Кроме того, она призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления
в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь.
Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и
педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:
метод художественного, нравственноэстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
4 метод интонационностилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод создания «композиций»;
метод междисциплинарных взаимодействий;
метод проблемного обучения.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки, II –
выполнение проблемнотворческих заданий, III – хоровое пение. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов
учебнометодического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов
деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
Музыка. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2011г.
Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 5 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 7е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007г.
Музыка. 5 класс. Фонохрестоматия.
Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая
музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен,
вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен.
Богатство идейнохудожественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 5 классе, должны непрерывно
возрастать. Художественный и жизненный кругозор пятиклассников должны расширяться. Разные искусства должны восприниматься
пятиклассниками как связанные общими корнями ветви единой художественной культуры, изучение которой предстоит учащимся в старших
классах.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:
литературой (сказки Х.К. Андерсена, поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер», «Вот
ветер, тучи нагоняя…», «музыкальная» басня Г.Малера «Похвала знатока», общие понятия для музыки и литературы – интонация,
предложение, фраза);
изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи – пространство,
контраст, нюанс, музыкальная краска);
историей (изучение древнегреческой мифологии – К.В. Глюк «Орфей»);
5 мировой художественной культурой (особенности художественного направления «импрессионизм»);
русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на
примере приёма «описание»);
природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).
III
Содержание программы по музыке 5 класс.
Содержание
Формы организации учебных занятий
«Музыка и литература».
I четверть.
Что роднит музыку с литературой. Сюжеты,
темы, образы искусства. Интонационная
особенность языка народной музыки.
Интонационные особенности языка
профессиональной музыки.
Фронтальная работа
лекция, практикум
групповая: спецпрактикум, групповое
занятие,
учебное исследование, проектирование;
индивидуальная: консультации, практическая
работа, собеседование
контрольная работа
самостоятельная работа
6
Основные виды
учебной деятельности
Знать о роли музыки в семье искусств,
повторить виды искусств.
Знать, что является источниками
вдохновения композиторов. Формулировать
своё отношение к изучаемому
художественному явлению. Знать основные
темы в искусстве, уметь приводить примеры
тем природы, родины, любви и т. д. в музыке,
литературе, изобразительном искусстве.
Выявлять общее и особенное между
прослушанным произведением и
произведениями других видов искусства «Музыка и литература».
II четверть.
Что стало бы с литературой если бы не было
музыки? Музыкаглавный герой сказки.
Почему сказки и песни , есть у всех народов
мира?
Музыкаглавный герой басни.
Чудо музыки в повестях К.Паустовского.
«Музыка и изобразительное
III
четверть.
искусство». Героические интонации в
музыке.
Музыкальный портрет
Богатырские образы в искусстве..
Архитектура застывшая музыка.
Фронтальная работа
лекция, практикум
групповая: спецпрактикум, групповое
занятие,
учебное исследование, проектирование;
индивидуальная: консультации, практическая
работа, собеседование
контрольная работа
самостоятельная работа
Фронтальная работа
лекция, практикум
групповая: спецпрактикум, групповое
занятие,
учебное исследование, проектирование;
индивидуальная: консультации, практическая
работа, собеседование
контрольная работа
самостоятельная работа
7
Знать понятие «песня без слов». Выявлять
общее и особенное между прослушанным
произведением и произведениями других
видов искусства.
Знать характеристику и виды песен, их
отличия от романса и серенады.
Формулировать своё отношение к
изучаемому произведению. Закрепить
вокальнохоровые навыки.
Уметь определять значимость музыки в
литературном произведении.
Понимать образность искусства на примере
музыкального произведения. Научить
находить общее и различное между музыкой
и живописью. Понимать значение выражения
«музыкальный портрет»
Знать о творческом содружестве «Могучая
кучка». Уяснить понятие «музыкальный
пейзаж», познакомиться с творчеством
композиторовимпрессионистов «Музыка и изобразительное
IV
четверть.
искусство».
Можем ли мы услышать живопись?
Музыкальная живопись. живописная музыка
Полифония в музыке и живописи. Творческая
мастерская композитора, художника.
Импрессионизм в музыке и живописи.
Тема защиты отечества в музыке и
изобразительном искусстве.
Фронтальная работа
лекция, практикум
групповая: спецпрактикум, групповое
занятие,
учебное исследование, проектирование;
индивидуальная: консультации, практическая
работа, собеседование
контрольная работа
самостоятельная работа
Уметь выразить в рисунке свои музыкальные
ощущения. Понимать роль музыки и
проявление её волшебной силы в сказках
Уметь определять и описывать услышанный
образ Уяснить понятие «музыкальные краски»,
уметь приводить примеры образов
«музыкальных картин».
Дата
1 четверть
.
Колво
часов
1ч
2ч
VI
раздел. Календарнотематическое планирование.
Разделы и темы
Что роднит музыку с
литературой.
Сюжеты, темы, образы
искусства
Интонационная особенность языка народной музыки.
8 II
четверть.
Казачьи песни.
Высказывать суждения
Интонационные особенности языка профессиональной музыки.
Что стало бы с литературой если бы не было музыки?
Музыкаглавный герой сказки.
Почему сказки и песни , есть у всех народов мира?
Музыкаглавный герой басни.
Чудо музыки в повестях К.Паустовский.
4ч
2ч
2ч.
2ч.
2ч.
2ч
.
9 III
четверть.
Музыка и изобразительное иску сство.
2ч.
2ч..
2ч
.
2ч.
2ч.
.
2ч.
1ч.
2ч.
1ч.
2ч.
34 часа.
IV
четверть
Взаимовлияние музыки с изобразительным искусством
Героические интонации в музыке.
Музыкальный портрет
Богатырские образы в искусстве..
Архитектуразастывшая музыка
Можем ли мы услышать живопись?
Музыкальная живопись.живописная музыка
Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника.
Импрессионизм в музыке и живописи.
Тема защиты отечества в музыке и изобразительном искусстве.
10 №
п/п
Название темы
Количество
часов
Даты прохождения темы
фактически
по плану
Лист
рабочей
корректировки
программы
РАССМОТРЕНО
Пр. № 1 от 28.08.2017год
Заседания методического
объединения учителей
гуманитарного цикла
МБОУ Грушевской ООШ
Руководитель ШМО
________ Коваленко Л.А.
СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УВР
________ Куцарь Н.Л.
29.08.2017год
СОГЛАСОВАНО
Пр. № 1 от 29.08.2017год
заседания методического совета
МБОУ Грушевской ООШ
Председатель методсовета
_________ Куцарь Н.Л.
11
Программа по музыке 5 класс.
Программа по музыке 5 класс.
Программа по музыке 5 класс.
Программа по музыке 5 класс.
Программа по музыке 5 класс.
Программа по музыке 5 класс.
Программа по музыке 5 класс.
Программа по музыке 5 класс.
Программа по музыке 5 класс.
Программа по музыке 5 класс.
Программа по музыке 5 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.