Программа по нравственно- духовному воспитанию " Истоки"
Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
4 кл
15.04.2018
Программа по духовно- нравственному воспитанию учащихся в 4 классе. Занятия ведутся 1 раз в неделю. Полностью с календарно- тематическим планирование. Полностью взят материал соответствующий возрасту детей. Занятия формируют такие качества как, любовь в Родине, долг своему Отечеству, любовь и уважение к родителям., к братьям своим меньшим, милосердие, уважение и помощь пожелым людям, знания праздников и традиций своего народа.Программа с календарно- тематическим планирование " Истоки" с УУдД
истоки 4 класс.doc
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по курсу «Истоки» для 4 класса разработана на основе:
• Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ
№1, утвержденной приказом №114 от 01.09.2015 года.
• Учебного плана на 20172018 учебный год МБОУ СОШ №1; утверждённого
приказом № 128 от 31.08.2017 г.
Авторской рабочей программы по курсу «Истоки», А.В.Камкина «Истоки »,
Москва «Просвещение» 2014 г.
«Истоки» – уникальный учебнометодический комплекс, развивающий
социокультурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого – научить
ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным
устоям российской цивилизации.
Направленность: духовно нравственная.
Место программы в структуре ООП
Основная общеобразовательная программа школы (ООП) реализуется МБОУ СОШ №1
через учебный план и внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность рассматривается в ООП школы отдельным блоком и
осуществляется во второй половине дня. Курс « ИСТОКИ возрождения» организуется по
направлению развития личности духовно нравственному.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, что составляет 34 часа (34 учебные недели)
Продолжительность
мин.
Учебный курс сочетается с системой воспитания на социокультурной основе во
внеучебной деятельности.
занятий
классах
4х
в
–
25
Актуальность: В наше время, когда во многом утрачены или разрушены идеалы и
нравственные ориентиры, когда деструктивные процессы захватывают общество, к
сожалению, приходится наблюдать, что проблемы воспитания и культуры перестали быть
приоритетными, но не утратили при этом своей значимости для общества в целом, и
особенно для педагогической деятельности.
Прекрасно то, что вокруг нас. Но есть и безобразное. Научить детей отличить одно
от другого; сохранять первое и бороться со вторым – одна из задач всей воспитательной
работы. Одним из решений этой задачи – создание системы духовнонравственных
ценностей у детей в начальной школе.
Новизна программы.
Отличительной особенностью
предлагаемой программы является результат совместной работы автора социокультурного
системного подхода в образовании И.А. Кузьмина, профессора Российской Академии
естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета
А.В. Камкина, доктора исторических наук.
Социокультурный системный подход в образовании позволяет:
развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней
школе;
создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.
Курс «ИСТОКИ» является одним из базисных курсов на основе системного подхода.
Курс предназначен для преподавания в 14м классах начальной школы.
Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и завершенности
курса «ИСТОКИ» в рамках начальной школы.
Формы работы можно разделить на теоретические (беседа, анализ ситуации, работа со
стимульным материалом (рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал)) и
практические (работа в тетрадях, рисунки на заданную тему, посещение библиотеки).
Занятия проходят по группам, парами, в «круге».
«Истоки»– уникальный учебнометодический комплекс. Он развивает приоритеты
образования
и общества в целом.
Подходы к реализации данной программы.
Программа курса «Истоки » охватывает весь период начальной школы с 1 по 4 классы.
Внутренняя целостность
и завершенность курса обеспечивается преемственностью содержательных линий
и методов работы педагога.
В программе реализуются три методологические линии социокультурного системного
подхода к истокам в образовании:
1. Развитие непрерывной связи прошлого – настоящего – будущего на основе
социокультурных принципов;
2. Развитие воспитательной функции социокультурных категорий, осваиваемых в предмете
«Истоки»;
3. Развитие управленческих и коммуникационных способностей, психических функций с
целью достижения значимых социокультурных результатов.
Активная форма воспитательного процесса позволяет развивать у учителей, учащихся и
родителей управленческие способности:
– структурировать время;
– анализировать информацию и осуществлять выбор с целью самоутверждения;
– стратегически мыслить;
– определять основу (стержень) личностного развития;
– воспринимать значимые социокультурные результаты;
– своевременно действовать с целью достижения конкретных результатов;
– аккумулировать ресурс успеха как ситуационный, так и стратегический;
коммуникационные навыки:
– общения на едином аналоговом уровне (освоение первых элементов);
– присоединения;
– толерантности;
– развития единого контекста в группе;
– развития целостного восприятия (смотреть и видеть, слушать и слышать, чувствовать
партнеров по общению).
Главными целями программы являются:
1. Присоединение учащихся и их семьи через совместную деятельность к единым
социокультурным ценностям.
2. Активное освоение социокультурных категорий.
3. Развитие целостного восприятия, чувственной сферы, элементов мышления,
управленческих и коммуникационных способностей. Развитие мотивации учащихся к
самосовершенствованию и самоутверждению. Создание своей ПЕРВОЙ КНИГИ. Общая характеристика программы по внеурочной деятельности духовно –
нравственного направления « Истоки»
Задачи курса– научить ребенка почувствовать
и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным устоям российской
цивилизации.
Программа «Истоки » оформилась на волне педагогических, философских
и духовных поисков нашего времени, когда все более очевидной становится потребность в
возвращении образования к его первоначальному смыслу.
Образовывать – значит, как говорили наши предки, помочь человеку восстановить в себе
«образ Божий», личность, для которой духовнонравственные приоритеты бесспорны.
Курс «Истоки» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень
выработанные в предшествующий период в региональном образовании подходы по
достижению учащимися социальной компетентности в культурноисторической,
социальноправовой, информационнометодологической, экологической
и сфере культуры здоровья. Выступая в качестве ключевых, эти компетентности нужны
человеку в различных видах деятельности независимо от того, какую профессию он
изберет в будущем. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности
и поведение человека, выступает конкретной формой духовнонравственной
направленности личности.
Методологическую основу данной программы
составляет социокультурный подход к содержанию образования.
Программа направлена на развитие социокультурных ценностей личности с приоритетом
духовной основы, формирование элементов управленческой культуры, эффективное
общение на основе принципа диалогизма.
Место программы в структуре ООП
Основная общеобразовательная программа школы (ООП) реализуется МБОУ СОШ №1
через учебный план и внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность рассматривается в ООП школы отдельным блоком и
осуществляется во второй половине дня. Курс « ИСТОКИ возрождения» организуется по
направлению развития личности духовно нравственному.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий в в 34 классах25 мин.
Учебный курс сочетается с системой воспитания на социокультурной основе во
внеучебной деятельности.
Содержательной целью курса «Истоки » является инициирование процесса становления
социокультурной компетентности учащихся, их творческого саморазвития, приобщение к
неизменным социокультурным ценностям Российской цивилизации
и истокам, формирующим
и сохраняющим эти ценности.
Ценностные ориентиры содержания программы во внеуросчной деятельности.
В качестве задач выдвигаются:
∙ освоение
и принятие духовнонравственных категорий внутреннего мира человека
и социума, в котором живет
и развивается ребенок;
∙ оснащение учащихся различными созидательными способами взаимодействия с
осваиваемыми социокультурными ценностями;
∙ личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовнонравственным ценностям своего народа, к
Православной культуре;
∙ развитие мотивации к саморазвитию.
Особенностью данного курса является его интегративный межпредметный характер.
Образование призвано обеспечивать
и отражать становление системы личностных смыслов учащихся, что возможно на основе
взаимодействия их с глубинными основами мира
и личностного осознания этого взаимодействия. Узловыми точками данного процесса
являются базовые социокультурные ценности, выступающие в качестве фундаментальных
образовательных объектов. Отбор в качестве «узловых точек» содержания общего
образования базовых ценностей отечественной культуры, вокруг которых концентрируется
осваиваемое содержание курса, инициирует процесс духовного восхождения учащихся
и предупреждает догматическое заучивание информации, не связанной с их личностной
активностью.
Программа представляет собой межпредметный уровень в целом предметно оформленного
содержания образования, который базируется на системе фундаментальных
образовательных объектов. В качестве последних
и выступают базовые социокультурные ценности.
Существенной характеристикой предлагаемой
программы является направленность на реализацию принципов природо, социо и
культуросообразности образования. С данных позиций воспитание тем эффективнее, чем в
большей степени оно вписано в контекст культуры, а ребенок активно овладевает
и творчески развивает лучшие образцы культуры региона, нации, страны, мировой
цивилизации.
Воспитание с социокультурных позиций раскрывается как восхождение ребенка к культуре
современного ему общества, имеющей глубинные духовнонравственные традиции,
вхождение с помощью педагога в контекст культуры
и развитие способности строить свою жизнь на основаниях, достойных Человека. Стать
субъектом культуры можно, только идентифицировав себя с ней, восприняв ее глубинные
основания —
истоки , и
выстраивая собственное развитие как свое жизнетворчество в ее контексте.
Возникающие в процессе развития содержания образования вопросы о приоритете тех или
иных национальных или общечеловеческих ценностей в принципе недопустимы, так как
провоцируют их противопоставление, исходят из их несовместимости. Наиболее
убедительным представляется подход, согласно которому в становлении личности
россиянина любой этнической принадлежности должен возникнуть органический сплав
национальных
и общечеловеческих ценностей. Опасно как отождествление этих ценностей, так
и их противопоставление. Развитие
и саморазвитие у подрастающего поколения истинных национальных
и общечеловеческих ценностей в сфере материальной
и духовной культуры становится необходимым способом их ориентации в мире.
Результатом освоения курса будет развитие системы гуманистических отношений на
различных уровнях:
межличностные отношения (ребенок ребенок, ребенок – учитель, ребенок –
родитель); ценностные отношения (ребенок – культура, ребенок – природа, ребенок –
социум);
Данная система отношений проявляется на вербальном и поведенческом уровнях, а
также на уровне переживаний:
изменения в речи (диалогичность, доброжелательность, расширение
лексических и психологических средств общения);
изменения в поведении – соответствие принятым нормам культуры;
обогащение мира переживаний – способность и готовность к сопереживанию,
к сочувствию.
Содержание работы по внеурочной деятельности
Программа предусматривает 4 раздела обучения:
1. Мир. Слово. Образ. Книга.
2. Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души.
3. Вера. Надежда. Любовь. София.
4. Традиции Слова, Образа, дела, праздника.
В четвертом классе осуществляется знакомство с истоками традиций народов
Московской области
и России в целом как важнейшим механизмом передачи из века в век базовых
социокультурных ценностей российской цивилизации.
Структурирование учебного материала органично осуществляется в соответствии с
содержательными линиями, которые дают возможность раскрыть образовательный
потенциал курса, обеспечивающий достижение социальной компетентности учащихся в ее
культурноисторической, социальноправовой, экологической, информационно
методологической
и здоровьесберегающей составляющих. Реализуя задачи развития культуры здоровья
учащихся,
программа нацелена на решение ряда связанных с этим задач, среди которых:
∙ формирование навыков
и умений, необходимых для сохранения
и укрепления духовного
и физического здоровья;
∙ укрепление желания каждого ребенка самостоятельно находить резервы здоровья в себе
самом в любых жизненных условиях;
∙ привитие любви к труду как значимой основе жизни
и личностного совершенствования;
∙ раскрытие индивидуальных наклонностей
и особенностей каждого ребенка, ориентация его на путь самосовершенствования.
В четвертом классе на новом уровне осуществляется повторное обращение к базовым
социокультурным ценностям, осваиваемым в предыдущие годы,
и , следовательно, актуализируются все содержательные линии.
Главными целями курса в 4 классе являются:
Концепт четвертого класса призван:
∙ суммировать
и обобщить все известное ученику из курса «ИСТОКИ»
в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных
и духовных ценностей.
Смысловым центром
программы в четвертом классе служат традиции как важный механизм передачи ценностей
новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком
понимании. Детям важно увидеть жизненную силу традиций в современной
действительности, в окружающем их мире.
По итогам четвертого года обучения учащиеся:
— осваивают систему базовых социокультурных ценностей в соответствии с
содержательными линиями национальнорегионального компонента Государственного
образовательного стандарта: культурноисторической, информационно методологической,
социальноправовой, экологической, культуры здоровья:
Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиг души.
Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, духовный, названный. Мать. Родная
мать, мать — хранительница очага.
Мир — Вселенная, мир — сообщество, мир — согласие. Отечество. Щит и меч.
Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище.
Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро.
Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет укор и укоризна. Праведники и мудрецы.
Подвижники.
Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза.
Традиции моей страны. Память народа. Человек, Традиции дела и служения. Гражданин.
Забота о Родном Крае — долг гражданина. Законы и нормы. Ответственность. Россияне.
Праздники Отечества. Государственные, национальные и народные праздники. Символы
Отечества. Гимн. Герб. Флаг. Памятный Знак. Символ. Памятные места. Святыни.
Служение Отечеству. Трудовое, воинское служение. Гражданское служение. Традиции
народов Московской области по сохранению духовного и физического здоровья. Мир
современный и мир старины. Связь поколений. Чувство Родины.
А также:
— истолковывают их смысл и сознательно употребляют в своей речи, общении, оценках;
— используют при создании первой авторской Книги;
— опираются на них в организации и оценке своей деятельности и общения;
— применяют их в поисковой и простейших формах исследовательской работы по
изучению традиций родного края.
Результатом освоения курса будет развитие системы гуманистических отношений на
различных уровнях:
∙ межличностные отношения (ребенок — ребенок, ребенок – учитель, ребенок – родитель);
∙ ценностные отношения (ребенок – культура, ребенок – природа, ребенок – социум).
Данная система отношений проявляется на вербальном
и поведенческом уровнях, а также на уровне переживаний:
∙ изменения в речи (диалогичность, доброжелательность, расширение лексических
и психологических средств общения);
∙ изменения в поведении – соответствие принятым нормам культуры;
∙ обогащение мира переживаний – способность
и готовность к сопереживанию, к сочувствию.
Ожидаемые результаты:
формирование системы духовнонравственных ценностей;
развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа
жизни;
умение вести продуктивный диалог и сотрудничать;
расширение кругозора и словарного запаса.
В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями
с помощью рабочей тетради. В этой тетради учащиеся выполняют рисунки, различные
задания. Тетрадь позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.
Четвертый класс
Введение (1 час)
Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи
и общества? Традиции, обычаи, права
и обязанности.
Тема «Родные образы» (16 часов)
ТРАДИЦИИ ПЕРВОГО ОБРАЗА.Отец: роль
и место отца в доме
и семье. Родоначальник
и род. Родовое дерево. Отец родной, духовный, названный. Мать: роль
и место матери в семье
и доме. Родная мать, мать — хранительница очага. Отечество. Родинамать. Мир —
Вселенная, мир — сообщество, мир — согласие. Щит
и меч на защите Отчизны. Щит
и меч как символ миролюбия
и справедливой кары.
ОБРАЗЫ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ
ИЛЮБВИ. Вера, Надежда
и Любовь в сердце человека. Праведники
и мудрецы — носители традиций Веры, Надежды
и Любви. Образы спасения в народной культуре
и традициях. Смыслы символов в храмостроительстве
и искусстве, их виды. Символы растений
и животных в орнаменте. Мотивы дерева, птицы, коня, ладьи в народном творчестве.
СВЯТЫЕ ОБРАЗЫ В НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ.Гимн, герб
и флаг — святыни Родины. Памятные знаки. Геральдика. Почитание святынь. Святыни
России. Особо памятные места родного края.
ОБРАЗЫ МУДРОСТИ
ИСВЕТА. Единение, любовь
и согласие. Красота образа.
Тема «Умелые Дела» (17 часов)
ТРУДОВЫЕ ТРАДИЦИИ.Крестьяне, ремесленники
и купцы — труженики России. Обычаи общего дела, распределение труда
и сил. Община, артель, сотни, гильдии, цехи — традиционные трудовые сообщества.
Современные трудовые сообщества. Современные профессии. Трудовые династии.
ТРАДИЦИИ СЛУЖЕНИЯ.
4 класс
Традиции отечества ТРАДИЦИИ
СЛОВА
Священные слова Труд
ТРАДИЦИИ
ОБРАЗА
Первые образы
Священные образы Сердечные слова Служение
Светлые образы
Творчество
ТРАДИЦИИ
ДЕЛА
Честные слова
Традиции праведного дела
ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА
Гулять всем
миром
Радоваться всей семьей
Помнить всем
Отечеством
Молиться всей
Церковью
Потрудиться душой
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету
«Истоки» к концу 4го года обучения
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание: определять его цель,
планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения,
самостоятельно оценивать. Использовать при выполнения задания различные средства:
справочную литературу. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать
самооценку.
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут
сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания;
планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Самостоятельно
предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого
материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем
словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков. Сопоставлять и отбирать
информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники,
электронные диски, сеть Интернет). Анализировать, сравнивать, группировать различные
факты. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,
представлять информацию на основе сообщений. Составлять сложный план текста. Уметь
передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать
свою точку зрения на события, поступки. Оформлять свои мысли в устной и письменной
речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Читать вслух и про себя
тексты учебников, других художественных и научнопопулярных книг, понимать
прочитанное. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении
проблемы (задачи). Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и
договариваться с людьми иных позиций.. Понимать точку зрения другого Участвовать в
работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия
коллективных решений. Предметные результаты
В 4 классе ученик научится:
понимать систему базовых социокультурных ценностей в соответствии с
содержательными линиями национальнорегионального компонента Государственного
образовательного стандарта: культурноисторической, информационно методологической,
социальноправовой, экологической, культуры здоровья:
Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиг души.
Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, духовный, названный. Мать.
Родная мать, мать хранительница очага.
Мир Вселенная, мир сообщество, мир согласие. Отечество. Щит и меч.
Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия,
училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро.
Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет укор и укоризна. Праведники и
мудрецы.
Подвижники.
Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза.
Ученик получит возможность научиться:
истолковывать их смысл и сознательно употребляют в своей речи, общении,
оценках;
опираться на них в организации и оценке своей деятельности и общения;
применять их в поисковой и простейших формах исследовательской работы по
изучению традиций родного края. Календарно тематическое планирование для 4 « Г » класса
№
урока
Наименование разделов
и тем
Характеристика основных видов деятельности ученика
( на уровне учебных действий) по теме
1.
Введение. (1 ч.)
поиск и выделение необходимой информации
Плановые
сроки
прохождения
темы
Фактические
сроки
прохождения
темы
«Родные образы»
(8 часов)
2.
3.
4.
5.
6.
Традиции образа.
Традиции первого
образа.
формулирование познавательной цели
планирование умение находить общее решение.
(составление плана и последовательности действий).
умение находить общее решение.
Священные образы.
Святые образы .
учиться удерживать цель.
строить логическую цепь рассуждений
извлечение необходимой информации из прослушанной беседы.
умение слушать.
Священные образы в
народной медицине.
умение слушать и вступать в диалог. 7.
8.
9.
Священные образы в
народной практике.
учиться удерживать цель урока
понятно и грамотно формулировать свою мысль;
говорить выразительно;
говорить самостоятельно;
высказываться экспромтом, без предварительной подготовки
учиться удерживать цель.
строить логическую цепь рассуждений.
Образы мудрости.
Образы света.
Традиции слова»
(7 часов)
10.
Священные слова.
извлечение необходимой информации из прослушанной беседы.
умение слушать.
11.
12.
13.
14.
15.
Священные слова в
присяге.
Сердечные дела.
Нежные слова.
планирование
(составление плана и последовательности действий).
Коммуникативные УУД: умение находить общее решение.
Честные слова.
умение слушать и вступать в диалог.
Честь и достоинство.
учиться удерживать цель урока учиться удерживать цель. 16.
Честь и доблесть.
строить логическую цепь рассуждений
«Умелые дела»
( 9 часов)
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Трудовые традиции.
Трудовые традиции
разных стран.
Служение народу.
Служение Отчизне.
Творчество.
Творчество в музыке.
Традиции .
Традиции праведного
дела.
Традиции в семье.
« Традиции праздника»
планирование
(составление плана и последовательности действий).
умение находить общее решение
умение слушать и вступать в диалог.
учиться удерживать цель урока
формулирование познавательной цели
планирование умение находить общее решение.
(составление плана и последовательности действий).
умение находить общее решение.
понятно и грамотно формулировать свою мысль;
говорить выразительно;
говорить самостоятельно;
высказываться экспромтом, без предварительной подготовки ( 9 часов)
Гулять всем миром.
поиск и выделение необходимой информации
Гулять всей страной.
Радоваться всей семьей умение слушать и вступать в диалог.
учиться удерживать цель урока
Радоваться всей
страной.
Помнить всем
Отечеством
Помнить и гордиться за
наш народ.
планирование
(составление плана и последовательности действий).
Коммуникативные УУД: умение находить общее решение.
Молиться всей
церковью.
умение слушать и вступать в диалог.
учиться удерживать цель урока
Молитва в годы войны.
Потрудиться душой.
поиск и выделение необходимой информации
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34. Материальнотехническое и учебно методическое обеспечение
рабочей программы
1.Методические пособия:
Камкин А. В. Истоки: 4 класс. – М., 2014.
Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки (1–11 классы): Программа и комментарии // Истоки.
Приложение № 2. – 2014. – Декабрь.
Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки. Программа для начальной школы (1–4 классы). – М.,
2014.
Камкин А. В., Котельникова Н. В. Истоки: 4 класс: Программа и комментарии // Истоки.
Приложение № 3(16). – 2014 – Ноябрь.
Котельникова Н. В. Истоки: 4 класс: Рабочая тетрадь. – М., 2014
Твардовская Н. Ю. Истоки: 4 класс. Активные формы обучения (системная разработка):
Методическое пособие. – М., 2014
Твардовская Н. Ю. Истоки: 4 класс. Активные формы обучения (системная разработка):
Дидактический материал. – М., 2014
Кузьмин И. А., Бандяк О. А., Синицына В. Н. Воспитание на социокультурном опыте:
Программа для начальной школы (1–4 классы) // Истоки. Приложение № 5. –2014–
Сентябрь.
2.Интернет ресурсы:
. edu
. ru
http://www.rusedu.ru/subcat_28.html
http://karmanform.ucoz.ru/index/025
http
. ru
:// catalog
. iot
http
. school
:// www
http
. ru
. edu
:// www
http://ims.ocpi.ru
http
http
http
http
http
http
http://www.edu.ru/info/text/goscom/dokum/doc98/12351.html
. rcde
:// method
. samara
. ru.
.1 september
:// nsc
. ru
. openworld
:// www
. school
2100.
:// www
ru / regions
. newmail
:// maro
. ru
:// www
. ug . ru
/ regions
_ main
. html.
. ru
3.Мультимедийные пособия: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
4.Методическое обеспечение:
разработка занятий, художественные произведения, иллюстрации, рабочие тетради.
Программа по нравственно- духовному воспитанию " Истоки"
Программа по нравственно- духовному воспитанию " Истоки"
Программа по нравственно- духовному воспитанию " Истоки"
Программа по нравственно- духовному воспитанию " Истоки"
Программа по нравственно- духовному воспитанию " Истоки"
Программа по нравственно- духовному воспитанию " Истоки"
Программа по нравственно- духовному воспитанию " Истоки"
Программа по нравственно- духовному воспитанию " Истоки"
Программа по нравственно- духовному воспитанию " Истоки"
Программа по нравственно- духовному воспитанию " Истоки"
Программа по нравственно- духовному воспитанию " Истоки"
Программа по нравственно- духовному воспитанию " Истоки"
Программа по нравственно- духовному воспитанию " Истоки"
Программа по нравственно- духовному воспитанию " Истоки"
Программа по нравственно- духовному воспитанию " Истоки"
Программа по нравственно- духовному воспитанию " Истоки"
Программа по нравственно- духовному воспитанию " Истоки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.