Данная Рабочая программа составлена к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание» 5 класс издательства «Русское слово». Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации (экспертное заключение РАН № 10106-5215/421 от 14.10.2011 г., экспертное заключение РАО № 01-5/7д-610 от 24.10. 2011 г.).
Структура Рабочей программы включает пояснительную записку, тематическое планирование, списки основной и дополнительной литературы, интернет- ресурсов.
Программа составлена в соответствие Программой курса обществознания для 5-9 классов издательства «Русское слово» - автор Агафонов С.В. («М., Программа курса обществознания для 5-9 классов издательства «Русское слово», М., 2012 г.).
Программа курса обществознания для 5-9 классов издательства «Русское слово» - автор Агафонов С.В. составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования 2010 г., Примерной программой основного общего образования, базисным учебным планом.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Кравченко А. И. Обществознание: учебник 5 класса общеобразовательных учреждений /А.И.Кравченко. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013 – (ФГОС. Инновационная школа).
Исходя из целей и задач обществоведческого образования в школе второй ступени и преемственности, контроль за уровнем ЗУН осуществляется в следующих формах: тестирование, зачеты, контрольные и практические работы, собеседования, защиты сообщений и презентаций, эссе, проектов.
Промежуточная аттестация проводится в форме итоговой контрольной работы.Данная Рабочая программа составлена к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание» 5 класс издательства «Русское слово». Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации (экспертное заключение РАН № 10106-5215/421 от 14.10.2011 г., экспертное заключение РАО № 01-5/7д-610 от 24.10. 2011 г.).
Структура Рабочей программы включает пояснительную записку, тематическое планирование, списки основной и дополнительной литературы, интернет- ресурсов.
Программа составлена в соответствие Программой курса обществознания для 5-9 классов издательства «Русское слово» - автор Агафонов С.В. («М., Программа курса обществознания для 5-9 классов издательства «Русское слово», М., 2012 г.).
Программа курса обществознания для 5-9 классов издательства «Русское слово» - автор Агафонов С.В. составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования 2010 г., Примерной программой основного общего образования, базисным учебным планом.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Кравченко А. И. Обществознание: учебник 5 класса общеобразовательных учреждений /А.И.Кравченко. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013 – (ФГОС. Инновационная школа).
Исходя из целей и задач обществоведческого образования в школе второй ступени и преемственности, контроль за уровнем ЗУН осуществляется в следующих формах: тестирование, зачеты, контрольные и практические работы, собеседования, защиты сообщений и презентаций, эссе, проектов.
Промежуточная аттестация проводится в форме итоговой контрольной работы.
программа обществознание 5 класс.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия
муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Председатель МО Зам. директора по УВР Директор
_____________ _____________ _____________
___ _________2015г. ___ _________2015г. ___ _________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Обществознание»
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(базовый уровнь)
Класс: 5 кл
Учитель: Рыжаков А.А. (высшая кв.категория)
Количество часов: 35 час.
Срок реализации: 20152016 у.г.
0 Пояснительная записка
Данная Рабочая программа составлена к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание» 5
класс издательства «Русское слово». Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством
образования и науки Российской Федерации (экспертное заключение РАН № 101065215/421 от
14.10.2011 г., экспертное заключение РАО № 015/7д610 от 24.10. 2011 г.).
Структура Рабочей программы включает пояснительную записку, тематическое
планирование, списки основной и дополнительной литературы, интернет ресурсов.
Программа составлена в соответствие Программой курса обществознания для 59 классов
издательства «Русское слово» автор Агафонов С.В. («М., Программа курса обществознания для
59 классов издательства «Русское слово», М., 2012 г.).
Программа курса обществознания для 59 классов издательства «Русское слово» автор
Агафонов С.В. составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования 2010 г., Примерной программой основного общего
образования, базисным учебным планом.
Рабочая программа ориентирована на использование учебнометодического комплекта:
Кравченко А. И. Обществознание: учебник 5 класса общеобразовательных учреждений
/А.И.Кравченко. – М.: ООО «Русское слово учебник», 2013 – (ФГОС. Инновационная
школа).
Исходя из целей и задач обществоведческого образования в школе второй ступени и
формах:
преемственности,
тестирование, зачеты, контрольные и практические работы, собеседования, защиты сообщений и
презентаций, эссе, проектов.
Промежуточная аттестация проводится в форме итоговой контрольной работы.
за уровнем ЗУН осуществляется в следующих
контроль
Характеристика предмета «Обществознание»
«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются
современные научные представления об антропосоциогенезе. Их раскрытие в школьном курсе
базируется на результатах исследований, понятийном аппарате группы общественных наук
(социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная
психология), а также философии. При этом основное внимание учащихся в основной школе
акцентируется на современных социальных явлениях.
Изучение «Обществознания» в основной школе опирается на пропедевтическую
обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебных предметов
«Окружающий мир» и «Основы духовнонравственной культуры народов России». В курсе
«Обществознание» для 5х классов А.И. Кравченко и Е.А. Певцовой осуществляется
преемственность с УМК «Окружающий мир» для 1–4 классов В.А. Самковой, Н.И. Романовой, а
также УМК «Основы духовнонравственной культуры народов России. Основы светской этики»
для 4 класса М.Т. Студеникина и «Основы духовнонравственной культуры народов России.
Основы религиозной культуры народов России» для 4 класса А.Н. Сахарова и К.А. Кочегарова
издательства «Русское слово».
Цели изучения «Обществознания» в основной школе заключаются в содействии:
1 воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной
приверженности ценностям,
правового самосознания,
ответственности,
закрепленным в Конституции Российской Федерации;
толерантности,
развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом
возрасте, повышению уровня ее духовнонравственной, политической и правовой культуры,
становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению
интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к
личному самоопределению,
самоконтролю; повышению мотивации к
высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
самореализации,
формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню
знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового
возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о
социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы
для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и
гражданина;
овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически
осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;
освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения
собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных
отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития
межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и
вероисповеданий, а также в семейнобытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и
поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными
законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать
предпрофильному самоопределению школьников.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
Место обществознание в системе школьного образования. Общество как предмет
обществознания. Обществознание как комплекс наук. Общество — особая часть реального мира.
Организация содержания школьного учебника обществознания. Знакомство с содержанием
учебника обществознания 5 класса.
Основные термины и понятия: общественные науки, обществознание.
Глава 1. ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ (19 часов)
Тема 1. Загадка человека (1 час)
Проблема происхождения человека. Биосоциальная природа человека. Соотношение
биологического и социального начал в человеке. Социальная среда обитания человека.
Основные термины и понятия: биологический, социальный.
Тема 2. Потребности человека (1 час)
2 Внутренний мир человека и его потребности. Разнообразие потребностей человека. Разумные и
неразумные потребности. Материальные, социальные и духовные потребности. Возвышение
потребностей.
Основные термины и понятия: потребности, возвышение потребностей.
Тема 3. Человеческие интересы (1 час)
Интересы в жизни человека. Формирование интересов. Иерархия интересов. Развитие и
тренировка интересов.
Основные термины и понятия: интерес, иерархия интересов.
Тема 4. Как человек оценивает себя и других (1 час)
Человек в оценке других людей. Самооценка и её разновидности: самоуважение и
самоуничижение. Самовоспитание. Значение представлений о добре и зле для оценки и самооценки
человека.
Основные термины и понятия: самооценка, мораль.
Тема 5. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями (1 час)
Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Причины инвалидности.
Жизнь с инвалидностью. Помощь инвалидам. Положение инвалидов в России. Выдающиеся
достижения инвалидов.
Основные термины и понятия: образование, самообразование, инклюзивное образование.
Тема 9. Социализация (1 час)
Быть человеком – учиться жить в обществе, учиться социальному. Культура. Культурные нормы
и ценности. Социальные роли. Социализация – процесс длиной в жизнь. Воспитание.
Основные термины и понятия: культура, культурные нормы, социальная роль, социализация,
ценности.
Тема 10. Положение человека в обществе (1 час)
Положение личности в обществе. Социальный статус. Взаимосвязь социальных статусов и
социальных ролей. Социальные «параметры личности». Прирождённые качества человека.
Приобретённые качества человека. Социальное положение школьника. Ответственность.
Разнообразие социальных статусов.
Основные термины и понятия: социальный статус, социальное положение, ответственность.
3
Основные термины и понятия: инвалид, инвалидность.
Тема 6. Деятельность (1 час)
Мотивы и виды деятельности.
Учение. Игра. Труд. Творчество. Общение. Структура
деятельности. Деятельность и поведение. Деятельность как способ существования человека.
Личность.
Основные термины и понятия: мотивы, деятельность, личность, поведение, поступок.
Тема 7. Как человек познает мир и самого себя (1 час)
Познание как человеческая потребность. Поиск информации. Как человек познает мир и самого
себя. Способы познания мира, человека, общества: чувственное и рациональное познание.
Самопознание.
Основные термины и понятия: познание, знания, мышление, самопознание.
Тема 8. Образование и самообразование (1 час)
Образование и самообразование. Экстернат. Современная школа. Школьное образование в
Российской Федерации. Инклюзивное образование. Тема 11. Возрасты нашей жизни (1 час)
Жизнь как возможность реализации человека. Проблема старения человечества. Основные
возрастные ступени жизни человека. Возраст человека и социальные отношения. Возможности и
ограничения возраста.
Основные термины и понятия: возрастной статус, возрастная роль, поколение.
Тема 12. Особенности подросткового возраста (1 час)
Возраст и положение человека в обществе. Особенности подросткового возраста. Права и
обязанности несовершеннолетних. Трудности взросления. Чувство взрослости. Отношения со
сверстниками.
Основные термины и понятия: подростковый возраст, несовершеннолетний, сверстники.
Тема 13. Что такое гендер (1 час)
Биологический пол: мужской, женский. Гендер как «социальный пол». Особенности мужского и
женского поведения. Гендерные роли.
Основные термины и понятия: гендер, гендерные роли.
Тема 14. Различия в поведении мальчиков и девочек (1 час)
Различия в поведении мальчиков и девочек. Особенности воспитания мальчиков и девочек.
Взаимоотношения мальчиков и девочек в подростковом возрасте.
Основные термины и понятия: гендерная социализация.
Тема 15. Национальная принадлежность (1 час)
Национальность. Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение
личности. Этнический фактор в государственном развитии. В чём проявляются национальные
различия. Как научиться уважать национальные различия. Миграции и мигранты. Толерантность.
Основные термины и понятия: национальность, познавательный туризм, миграция,
толерантность.
Тема 16. Юные граждане России (1 час)
Гражданин. Гражданство. Конституция Российской Федерации о гражданстве. Паспорт.
Гражданскоправовая сторона социального положения личности в обществе. Какие права человек
получает от рождения. Юные граждане России: права и обязанности.
Основные термины и понятия: гражданство, гражданин, права человека, паспорт.
Тема 17. Здоровый образ жизни (1 час)
Зачем человеку здоровье. Здоровье современных детей. Здоровый образ жизни. Слагаемые
здорового образа жизни. Здоровье и долголетие.
Основные термины и понятия: здоровый образ жизни.
Тема 18. Безопасность жизни (1 час)
Опасность и безопасность в жизни современного человека. Правила безопасной жизни. Вредные
привычки, угрожающие здоровью: как не допустить их возникновения.
Основные термины и понятия: опасность, безопасность, привычка.
Промежуточный контроль (1 час)
Глава 2. БЛИЖАЙШЕЕ ОКРУЖЕНИЕ ПОДРОСТКА (10 часов)
Тема 19. Самые близкие люди (1 час)
Человек и его социальное окружение. Товарищи и современники. Семья. Функции семьи. Брак.
Роли в семье. Роль подростка в семье.
Основные термины и понятия: семья, родство, семейные роли.
4 Тема 20. Семейные отношения (1 час)
Семья и семейные отношения. Супружество. Родительство. Родство. Семейные конфликты и их
причины. Конфликты между родителями и детьми. Пути разрешения семейных конфликтов.
Основные термины и понятия: семейные конфликты.
Тема 21. Семейные ценности и традиции (1 час)
Семейные ценности и традиции. Семейный альбом. Семейная родословная. Семейный совет.
Семейные праздники. Семейная культура.
Основные термины и понятия: семейные ценности, семейные традиции.
Тема 22. Забота и воспитание в семье (1 час)
Воспитание в семьях разных народов мира. Цели заботы и воспитания в семье. Гендерная
социализация человека в семье.
Основные термины и понятия: воспитание.
Тема 23. Государственная поддержка семьи (1 час)
Почему государство должно поддерживать семью. Материнский капитал и его предназначение.
Государственная социальная помощь. Центры социальной помощи семье и детям. Государственная
поддержка семьи. Социальные службы. Социальный работник.
Основные термины и понятия: материнский капитал, государственная социальная помощь.
Тема 24. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей (1 час)
Дети, оставшиеся без попечения родителей. Детисироты. Социальные сироты. Защита прав и
интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление (удочерение). Опека.
Попечительство. Приемная семья. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по
правам ребёнка.
Основные термины и понятия: дети, оставшиеся без попечения родителей, усыновление
(удочерение), приемная семья.
Тема 25. Человек в малой группе (1 час)
Общество как совокупность различных групп. Группа. Малая группа. Человек в малой группе.
Значение группы в жизни подростка. Межличностные отношения. Важнейший закон
межличностных отношений. Конформизм.
Основные термины и понятия: группа, малая группа, межличностные отношения.
Тема 26. Общение (1 час)
Общение как главная форма социального взаимодействия. Круг общения. Объём общения и его
содержание. Манера общения. Дружба. Особенности общения подростка со сверстниками.
Общение посредством мобильных телефонов и в Интернете. Интернетзависимость.
Основные термины и понятия: общение, манера общения, дружба.
Тема 27. Межличностные конфликты (1 час)
Что такое конфликт. Межличностные конфликты. Конфликты, в которых участвуют подростки.
Почему возникают конфликты? Пути разрешения конфликтов.
Основные термины и понятия: конфликт, компромисс.
Промежуточный и итоговый контроль (4 час)
Учебнотематический план
5 Наименование
разделов и тем
Всего
часов
уроки
В том числе на:
контро
ль ные
работы
практич
еские
работы
тесты зачет
Введение
1
Введение в курс обществознания
Загадка человека
Загадка человека.
Раздел I. Человек в социальном измерении (19 часов)
3
Потребности человека.
Деятельность и
поведение
человека.
Познание мира
5
Человеческие интересы
Как человек оценивает себя и
других.
Люди с ограниченными
возможностями и особыми
потребностями.
Деятельность.
Как человек познает мир и
самого себя.
1
6 Положение
человека в
обществе: что его
определяет
Возраст и его
влияние на
социальное
положение
человека.
Отрочество
Есть ли
социальные
преимущества у
мужчин?
Национальность.
Гражданство
Здоровье
в «социальном
портрете
личности»
Семья
в жизни
человека и
общества
Как
государство
заботится
о семье
Человек
в группе
2
2
2
2
2
1
Образование и самообразование.
Положение человека
в обществе.
Социализация.
Возрасты нашей жизни.
Особенности подросткового
возраста.
Что такое гендер.
Различия в поведении мальчиков
и девочек.
Национальная принадлежность.
Юные граждане России.
Здоровый образ жизни.
Безопасность жизни.
Урок контроля, коррекции и
оценки знаний по теме I.
1
Раздел II. Ближайшее социальное окружение (10 часов)
4
Самые близкие люди.
Семейные отношения.
Семейные ценности и традиции.
Забота и воспитание в семье.
Государственная поддержка
семьи.
Защита прав и интересов детей,
оставшихся
без попечения родителей.
Человек в малой группе.
Общение.
Межличностные конфликты.
Урок контроля, коррекции и
оценки знаний
Повторение. Урок
7
2
3
1
1
1
1 обобщения систематизации
знаний.
Резерв
Итого
4
35
1
1
1
1
Требования ФГОС к результатам обучения обществознанию:
Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества,
благополучия и процветания своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма , любви и уважения к Отечеству, на
отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально
философских позиций;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.
Предметными результатами освоения данного курса являются:
относительно целостное представление о человеке;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной
действительности;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать
собственную точку зрения.
Основная литература:
Кравченко А.И. Обществознание. 5 класс, Русское слово, М., 2012
Агафонов С.В. Программы курса обществознания. 56 класс (ФГОС), Русское слово, М., 2012
Агафонов С.В. Программы курса обществознания. 59 класс (ФГОС), Русское слово, М., 2012
Мультимедиа:
Сокольникова С.И. Мультимедийное приложение к учебнику Кравченко А.И. Обществознание. 5
класс, Русское слово, М., 2012
Дополнительная литература:
История религий. 1011 класс. Под ред. А.Н.Сахарова, Русское слово, М., 2010
Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. Русское слово, М., 2007
8 Кравченко А.И. Обществознание. 10 класс, Русское слово, М., 2011
Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание. 11 класс, Русское слово, М., 2011
Лазебникова А.Ю., Массовая культура. 1011 класс, Русское слово, М., 2006
Лосев А.Ф. Дерзание духа. Политиздат, М., 1989
Кауфман Б. Вверх по лестнице, ведущей вниз, Азбука, М., 2010
Корчак Я. Как любить ребёнка. Уфактория, М., 2007
Марков А.В. Эволюция человека. 1. Обезьяны, кости и гены, Династия, М., 2011
Марков А.В. Эволюция человека. 2. Обезьяны, нейроны и душа, Династия, М., 2011
Пчелов Е.В. Государственные символы России: герб, флаг, гимн. Русское слово, М., 2009
Райнерт Э.С. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными,
Высшая школа экономики, М., 2011
Тоффлер Э. Третья волна. АСТ, М., 2010
Ресурсы Интернета:
http://fcior.edu.ru/ федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.
http://www.schoolcollection.edu.ru/ цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной
школы.
http://www.russkoeslovo.ru/ сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.
http://antropogenez.ru/ сайт посвящён последним открытиям в области антропосоциогенеза.
http://www.ereport.ru/ сайт, освещающий современное состояние и перспективы развития мировой
экономики в целом и экономики отдельных стран, в том числе и России.
http://expert.ru/ сайт журнала «Эксперт» ведущего общественнополитического и экономического
журнала России.
http://www.polit.ru/ на сайте есть раздел, где публикуются тексты лекций ведущих российских и
зарубежных учёных, специализирующихся, в том числе, и в области общественных наук.
http://postnauka.ru/ сайт посвящён современной науке, в том числе, общественным наукам.
http://www.scepsis.ru/ сайт содержит актуальные материалы по истории и анализу общественного
развития.
9 №п/п
Тема урока
Учащийся должен знать, уметь
1.
Тип урока
Введение.
Место обществознания в системе школьного
образования. Общество как предмет
обществознания. Обществознание как
комплекс наук. Общество — особая часть
реального мира. Организация содержания
школьного учебника обществознания.
Знакомство
с содержанием учебника обществознания
5 класса.
2.
Загадка
человека.
Природа человека. Человек – биологическое
существо. Отличие человека от животных.
Наследственность. Социальная среда обитания
человека
Потребности и
человека.
Человек и его потребности.
Разумные, неразумные, материальные,
социальные и духовные
3.
4.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс
Характеристика основных видов деятельности ученика на уровне учебных действий
(предметные, регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные)
Д/з
П: Объяснить, что такое общественные науки, обществознание и связь между ними; какое
место обществознание занимает в системе школьного образования. Фиксировать
информации в различных знаковых системах.
Р: Объяснить с помощью схемы, чем общественные науки отличаются от других наук и от
школьного предмета «обществознание».
К: Представить в виде схемы значение науки в жизни общества; различия между
общественными и другими видами наук; взаимосвязь общественных наук с школьным
предметом «обществознание».
П.: Формулировать характеристики природы человека с т.з. современных общественных
наук. По алгоритму находить дополнительную информацию (памятка)
П.: Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни.
Л: Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и
социальное в природе человека.
К: Сравнивать свойства человека и животных
П: Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя
взрослости.
Л: Определять социальные факторы становления личности и конкретизировать их
примерами.
Р: Составить по алгоритму план по возвышению и расширению своих потребностей.
Интересы
человека.
Интересы в жизни человека. Формирование
интересов. Иерархия интересов. Развитие и
тренировка интересов.
Р:. Характеризовать основные этапы и факторы социализации личности. Аргументации
своей т.з.
П: Анализировать имеющиеся данные на основе работы с текстом (о Суворове).
10 5.
6.
Как человек
оценивает себя и
других.
Самооценка и её разновидности: самоуважение
и самоуничижение. Самовоспитание.
Представление о добре и зле для оценки и
самооценки
Люди с
ограниченными
возможностями
и особыми
потребностями.
Люди с ограниченными возможностями и
особыми потребностями. Причины
инвалидности Жизнь с инвалидностью.
Помощь инвалидам. Положение инвалидов в
России. Выдающиеся достижения инвалидов.
7.
Деятельность.
Мотивы и виды деятельности. Учение. Игра.
Труд. Творчество. Общение. Структура
деятельности. Деятельность и поведение.
Деятельность, как способ существования
человека. Личность
Р: Объяснитьс помощью схемы смысл понятия «самооценка».
П: Анализировать имеющиеся данные на основе работы с текстом (о Суворове)
Р.: Использовать элементов причинноследственного анализа при характеристике
социальных параметров личности. Обучение навыкам формулирования понятий.
Подготовить мини проект.
Л: Оценивать с позиции норм морали собственные поступки и отношение к проблемам
людей с ограниченными возможностями
К: Объединиться в небольшие группы и обойти окрестные дома и улицы, что в них
приспособлено для инвалидов, а что нет. Как бы вы переделали неудобные места?
П: Сформулировать предложения и отразить в проекте.
Выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные
виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека.
Р: Проанализировать используя схему «Структура деятельности» вид своей
деятельности по выбору.
П: Обосновать. Согласны ли вы с высказыванием «Отрицательный результат
(деятельности) тоже результат».
К.: Принять участие в дискуссии на тему «Делает ли самопознание человека
лучше».Обучения навыкам ведения дискуссий
П: Объяснить как человек познает мир и самого себя. Обучение формулированию
понятий.
Л: Оценивать себя и отличать истинное знание от ложного. Воспитание социальной
ответственности и гражданской компетенции.
Как человек
познает мир и
самого себя.
Познание как человеческая потребность.
Поиск информации. Как человек познает мир и
самого себя. Способы познания мира,
человека, общества: чувственное рациональное
познание. Самопознание.
8.
9.
Образование и
самообразование
.
Образование и самообразование. Экстернат.
Современная школа. Школьное образование в
РФ. Инклюзивное образование.
П.: Использование элементов причинноследственного анализа при характеристике
социальных явлений.
Р: Прогнозировать, что может дать хорошее образование человеку и обществу.
11 10.
Положение
человека в
обществе.
Положение личности в обществе. Социальный
статус. Взаимосвязь социального статуса и
социальных ролей. Социальные «параметры
личности». Прирожденные качества человека.
Приобретенные качества человека. Социальное
пол положение школьника. Ответственность.
Разнообразие социальных статусов.
Л: Выразить свое отношение к инклюзивному образованию.
П: Выписать работая в парах с текстом учебника права и обязанности и ответственность
человека в обществе. Определить от чего зависит положение человека в обществе.
Л: Составить перечень своих положительных и отрицательных черт характера.
Объясните свой выбор. Чтобы вы хотели изменить в своем характере. Оценить
собственный социальный статус и социальные роли с привлечением знаний
11.
Социализация.
Быть человеком учиться жить в обществе,
учиться социальному. Культура. Культурные
нормы и ценности. Социальные роли.
Воспитание.
П.: Характеризовать основные этапы и факторы социализации личности. Характеристика
собственных социальных ролей
К: Приводить примеры, на основе беседы с родителями или другими взрослыми, когда
хорошее воспитание помогло человеку в трудной жизненной ситуации.
12.
Возрасты нашей
жизни.
Жизнь, как возможность реализации человека.
Проблемы старения человечества. Основные
возрастные ступени жизни человека. Возраст
человека и социальные отношения.
Возможности и ограничения возраста.
П.: Сравнить и сопоставить на основе характеристики основных возрастных периодов
жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода.
Р: На основе работы с текстом учебника, соотнести себя, своих родителей с
соответствующей возрастной группой.
13.
Особенности
подросткового
возраста.
Возраст и положение человека в обществе.
Права и обязанности несовершеннолетних
Отношения со сверстниками.
14.
Что такое
гендер?
Биологический пол, мужской, женский.
Гендер, как «социальный пол». Особенности
мужского и женского поведения. Гендерные
К: Проводить опрос, выясняя музыкальные предпочтения каждой возрастной группы.
Обучение навыкам исследовательской деятельности
Р.: Определять правильность действия на основе учета выделенных учителем ориентиров
действия в новом учебном материале.
К.: Уметь договариваться
Л: Описывать отрочество как особую пору жизни.
П: Раскрывать на конкретных примерах значении самостоятельности как показателя
взрослости
П.: Описать гендер как социальный пол на основе приведения примеров гендерных ролей,
а также различий в поведении мальчиков и девочек.
12 роли.
К: Дать объяснение утверждениям: мужчина«сильный пол». Женщина«слабый пол» и
выполнить практикум, предложенный в конце параграфа.
Р: Подготовить коллективный портрет«Мужчины в древнем мире: образ жизни, манеры
одеваться, положение
в обществе», «Женщины в древнем мире: образ жизни, манеры одеваться. положение в
обществе».
Особенности воспитания мальчиков и девочек.
Взаимоотношения мальчиков и девочек
в подростковом возрасте.
Р:Представить варианты решения вопроса: «С чем связаны различия в поведении
мальчиков и девочек».Доказать, что различие в проведении мальчиков и девочек, связаны
с природными различиями и гендерной социализацией.
15.
Различия
в поведении
мальчиков и
девочек.
Урок
систематизации
знаний.
1617. Национальная
Национальность. Этнический фактор
принадлежность.
в государственном развитии. Миграция,
мигранты.
Толерантность. Этнический фактор
в государственном развитии. Национальные
различия: как научиться их уважать.
П: Подготовить сообщение «Воспитание мальчиков и девочек у разных
народов».Представить информацию в различных знаковых системах (по выбору).
Л: Представить ответ на вопрос: Что значит в вашем возрасте вести себя, как положено
мальчику, как положено девочке.
Р: Спланировать, что такое национальная принадлежность, пути решения ответа на
поставленный вопрос. Использовать элементы причинноследственного анализа при
характеристике социальных явлений.
П: Подготовить презентацию о культуре других народов, которую вы смогли узнать во
время путешествий, поездок, экскурсий.
Л: Оценивать собственные действия и отношения с другими людьми с позиции
толерантности
18.
Юные граждане
России.
Граждане. Гражданство. Конституция РФ
П.: Объяснять значение понятий гражданин, гражданство, права человека, паспорт.
о гражданстве.Паспорт. Права человека. Юные
граждане России: права и обязанности.
Р: Назвать права человека, работая с отрывками Конституции РФ, которые он получает от
рождения.
К: На основе парной работы научиться задавать вопросы контролируя партнера(меняясь
ролями: контролер и исполнитель).
19.
Здоровый образ
жизни.
Здоровье современных детей.Здоровый образ
жизни. Слагаемые здорового образа жизни.
Долголетие.
Л.: Формировать положительное отношение
к необходимости соблюдать здоровый образ жизни. Коррекция собственного поведения в
соответствии
13 с требованиями безопасности жизнедеятельности
Р:Спрогнозировать свою физическую активность к старости, сопоставляя свой
распорядок дня и основные составляющие зож.
П: Устанавливать причинноследственные связи, анализируя составляющие зож и
состояние своего здоровья.
К: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, проводя
опрос родственников или знакомых долгожителей, выяснив у них в чем секрет
долголетия.
20.
Безопасность
жизни.
Пагубные привычки, угрожающие здоровью:
как не допустить их возникновения.
Опасность, безопасность. Правила безопасной
жизни. Вредные привычки, угрожающие
здоровью.
Л: Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, мотивируя и обосновывая
свой ответ на вопрос «Опасен не то, кто вредит другим, а тот, кто вредит самому
себе».Корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями
безопасности жизнедеятельности. Воспитать культуру здорового и безопасного образа
жизни.
21.
22.
Контрольная работа.
Самые близкие
люди.
Человек и его социальное окружение.
Товарищи и современники. Семья. Функции
семьи. Брак. Роли в семье. Роль подростка в
семье.
П: Правила безопасной жизни. Вредные привычки, угрожающие здоровью
К: Планировать пути достижения целей анализируя свои привычки и пути избавления от
вредных привычек.
П.: Характеризовать основные роли членов семьи, включая свою собственную.
Л.: Воспитать социальную ответственность и гражданские компетенции
.Р: Оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы,
работая со схемой «Кто такие современники»?
К: Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь, работая в паре над разделом семья. Обучение навыкам продуктивного
взаимодействия с другими людьми.
23.
Семейные
отношения.
Семья и семейные отношения. Супружество.
Родители. Родство. Семейные конфликты и их
причины. Конфликты между родителями и
детьми. Пути разрешения семейных
конфликтов.
П.: Дать характеристику семейным отношениям, назвать причины конфликтов в семье и
пути разрешения конфликтов. Понимать переносной смысл выражений, объясняя смысл
пословиц, приведенных в конце параграфа.
Р: Спланировать пути решения проблемы, обозначенной в уроке: «В чем причина
14 24.
Семейные
ценности и
традиции
Семейные ценности и традиции Семейный
альбом. Семейная родословная. Семейный
совет. Семейные праздники. Семейная
культура.
25.
Забота и
воспитание
в семье.
Воспитание в семьях разных народов мира.
Цели заботы и воспитания в семье. Гендерная
социализация человека в семье
26.
Государственная
поддержка
семьи.
Государственная социальная помощь.
Материнский капитал. Социальные службы
помощи семье. Почему государство должно
поддерживать семью. Социальный работник
конфликтов между родителями и детьми», используя схему приведенную в учебнике.
К: Формулировать собственное мнение и позицию, координировать её с позицией
партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения вопроса: «Каким образом
родители могут контролировать поведение детей? Какой контроль влияет на детей лучше
всего?»
П.: Характеризовать значение семейных традиций и обычаев.
Р.: Обучить навыкам алгоритмизации деятельности; классификации информации;
исследовательской деятельности.
Л: Строить классификацию, выбирая основания и критерии при составлении
родословного древа своей семьи.
К: Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми составляя
родословное древо своей семьи.
П.: Развивать навыки «понимающего» чтения. Смогут объяснить понятие «воспитание»,
сравнить системы воспитания детей.
Р: Научатся основам изучающего, усваивающего и поискового чтения, работая с текстом
учебника, используя и материал учебника истории 5 класса, сравнивая воспитание детей у
древних спартанцев и воспитанием современных детей.
Л: Планировать общие способы работы в группах. Объяснять значение пословиц,
предложенных автором учебника в конце параграфа.
Л.: Научиться навыкам рефлексии и навыкам поиска и переработки информации при
помощи информационнокомпьютерных технологий.
П.: Использовать элементы причинноследственного анализа при характеристике
социальных явлений.
Р: Преобразовать практическую задачу в познавательную, отвечая на вопрос перед
параграфом «Почему государство должно поддерживать семью?»
К: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности при
подготовке ответа на вопрос «Какую помощь от государства получала или получает ваша
семья?»
15 27.
Защита прав и
интересов детей,
оставшихся без
попечения
родителей.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без
попечения родителей. Усыновление. Опека.
Попечительство. Дети сироты. Социальные
сироты. Приемная семья. Уполномоченный
при президенте РФ по правам ребенка.
28.
Человек в малой
группе.
Общество. Как совокупность различных групп.
Группа. Малая группа. Человек в малой
группе. Значение группы в жизни подростка.
Межличностные отношения. Важнейший закон
межличностных отношений. Конформизм.
29.
Общение.
Общение, как главная форма социального
взаимодействия. Круг общения. Объем
общения и его содержание. Манера общения.
Дружба. Особенности общения подростка со
сверстниками.
30.
Межличностные
конфликты
Конфликт. Межличностный конфликт.
Почему возникают конфликты. Пути
разрешения конфликтов
Р.: Нахождение и извлечение социальной информации о государственной семейной
политике из источников различного типа и знаковой системы. Обучение навыкам
исследовательской деятельности.
К: Исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов
детей, оставшихся без попечения родителей.
П: Планировать общие способы работы (с помощью родителей или других взрослых) при
оказании помощи детям, оставшимся без попечения родителей
К:Спрогнозироватьответ на поставленный вопрос авторами учебника «Каковы отношения
между людьми в малой группе?»
Л:Оценивать собственные отношения с другими людьми, в том числе для корректировки
собственного поведения.
Р:Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное подбирая
ответ на вопрос: «Какие проблемы могут возникнуть у подростка в группе».
П.: Обучение навыкам логических рассуждений.
К:Овладеть основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме
осознанного управления своим поведением . Обучение навыкам продуктивного
взаимодействия.
Р: Строить логическое рассуждение, отвечая на вопрос : «Есть в словах Платона
противоречие: «Сократ мне друг, но истина дороже».
Л:Формировать готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении
взрослых и сверстников.
П.: Научиться навыкам рефлексии и навыкам поиска и переработки информации при
помощи информационнокомпьютерных технологий.
Р:Устанавливать причинноследственные связи рассматривая конфликт как явление,
определяя причины, повод, и начало конфликта в предложенных учителем ситуациях.
К:Управлять собственным поведением и поведением партнера при разрешении
конфликтов.
Л:Формировать позитивную моральную самооценку и моральные чувствачувства
гордости при следовании моральным нормам, переживание вины и стыда при их
16 31.
Урок контроля, коррекции и оценки знаний по разделу II.
Тестовая проверка знаний
3233. Итоговое повторение
Зачет
3435. Резерв. (промежуточный контроль)
нарушении, социальной ответственности и гражданской компетенции.
17
Программа по обществознанию 5 класс
Программа по обществознанию 5 класс
Программа по обществознанию 5 класс
Программа по обществознанию 5 класс
Программа по обществознанию 5 класс
Программа по обществознанию 5 класс
Программа по обществознанию 5 класс
Программа по обществознанию 5 класс
Программа по обществознанию 5 класс
Программа по обществознанию 5 класс
Программа по обществознанию 5 класс
Программа по обществознанию 5 класс
Программа по обществознанию 5 класс
Программа по обществознанию 5 класс
Программа по обществознанию 5 класс
Программа по обществознанию 5 класс
Программа по обществознанию 5 класс
Программа по обществознанию 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.