Программа по окружающему миру
Оценка 5

Программа по окружающему миру

Оценка 5
Образовательные программы
docx
музыка
2 кл
10.04.2018
Программа по окружающему миру
Пояснительная записка Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований Феде¬рального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской программы Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир». Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе — предста¬вить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечело¬веческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодей¬ствия во всех сферах окружающего мира. В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:
rabochayaprogrammapookruzhayushchemumiru2klass.fgos_.nachalnayashkola21veka.docx
Пояснительная записка РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования (2009 г.) и авторской программы Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир». Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный  социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В программе представлены следующие ведущие содержательные линии: ­ ­ ­ ­ ­ Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями окружающего мира,  человек как биологическое существо; человек и другие люди; человек и мир природы; человек и общество; история родной страны. объединенными общими, присущими им закономерностями. Интегративный характер курса обеспечивает синтез знаний, полученных при изучении других  учебных предметов (изобразительного искусства, окружающего мира, русского языка, литературного чтения, основ безопасности жизнедеятельности), и  позволяет реализовать их в интеллектуально­практической деятельности ученика. Изобразительное искусство дает возможность использовать средства художественной выразительности для расширения духовно­культурного  пространства ребенка, для наполнения окружающего мира высокими образами искусства. Русский язык служит основой для развития устной речи: для использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных  текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов деятельности (описание, повествование на заданную тему; построение логически  связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов). Литературное чтение создает условия для формирования целостного образа изучаемого предмета или явления. Основы безопасности жизнедеятельности способствуют формированию личности гражданина, ответственно относящегося к личной  безопасности, безопасности общества, государства и окружающей среды. Программа рассчитана на проведение двух уроков в неделю, 70 часов в год. Программа обеспечена следующим учебно­методическим комплектом: Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Н.Ф. Виноградова. ­ 3 изд., испр. ­ М.: Вентана­ Граф, 2011. ­ (Начальная школа XXI века). Окружающий мир: 2 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Н.Ф. Виноградова. ­ 3 изд., испр. ­ М.: Вентана­Граф, 2011. ­ (Начальная школа XXI века). Наблюдаем и трудимся: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.В. Лихолат; [под ред. Н.Ф. Виноградовой ]. ­ М.:  Вентана­Граф, 2010. ­ (Начальная школа XXI века). Окружающий мир: 1­2 классы: методическое пособие для учителя  Н.Ф. Виноградова. ­М .: Вентана­Граф, 2009. ­ (Начальная школа XXI века). № Содержание программного материала Учебно­тематический план 1 2 3 4 5 6 Введение. Что тебя окружает Кто ты такой Кто живет рядом с тобой Россия — твоя Родина Мы — жители Земли Резерв Итого Количество часов 1 11 8 13 33 4 70 Содержание программы  (70 часов) № Тема Содержание Универсальные учебные действия 1 2 Введение.  Что тебя  окружает Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы  и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее. «Читать» информацию, представленную в виде схемы;  сравнивать внешность разных людей: выделять черты  сходства и различия. Описывать кратко особенности разных органов чувств;  сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией;  анализировать режим дня, рассказывать о его значении в  жизни школьника; различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты; характеризовать значение и особенности физической  культуры, закаливания; реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при  возникающих опасностях. Кто ты  такой Чем люди похожи. Что отличает одного человека от  другого. Каким родится человек. Что природа дает  человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я,  каковы другие люди. Можно ли изменить себя. Наши помощники — органы чувств. Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье  нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские  цифры). Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье  и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у  себя организованности, любознательности, желания  изменить себя. ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на  дорогах. Правила поведения при опасных жизненных си­ туациях (обращение с водой, огнем, электричеством).  Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения  при плохом самочувствии и несчастном случае. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как  человек открыл для себя огонь. 3 Кто живет  рядом с  тобой Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе,  взаимоотношениях членов семьи; характеризовать  правила поведения в среде сверстников, взрослых, со Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, старшими и младшими; реализовывать правила поведения в учебной, игровой  деятельности и житейских ситуациях. доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи. Правила поведения. Значение их выполнение для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья­одноклассники. Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный се­ мейный фольклор. Ориентироваться в понятии «Родина», приводить  примеры синонимов к слову «Родина»; различать флаг и  герб России, основные достопримечательности,  различать основные достопримечательности родного  края и описывать их; ориентироваться в понятии «Конституция РФ»:  называть основные права и обязанности граждан России,  права ребенка; воспроизводить в небольшом рассказе­ повествовании (рассказе­рассуждении) события, свя­ занные с историей Древней Руси. 4 Россия — твоя Родина Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России. Родной край — частица Родины.  Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые  люди родного края. Как сегодня трудятся россияне. Зачем  человек трудится. Ценности, которые человек создает в  процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба,  фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в  последние годы (экономист, программист). Города России. Москва — столица РФ, крупнейший  культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт­Петербург — северная столица  России. Достопримечательности Санкт­Петербурга.  Конституция — главный закон России. Права граждан  России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных  народов России (труд, быт, культура, язык) на примере  двух, трех народов. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как  Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне — предки рус­ ского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское  поселение в V­ IX веках. Первые русские князья: Рюрик,  Олег, Игорь; княгиня Ольга. Занятия славян. Первые  орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта  славян. Русская трапеза. Образование городов. Как Москва  возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита,  Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании  Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Дос­ топримечательности древних городов. Как возникло и что  обозначает слово «гражданин». 5 Мы — жители Земли Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля —  планета. Чем Земля отличается от других планет Солнеч­ ной системы. Царства природы. Животное и растение —  живые существа. Природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса  России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осин­ ник  и др. Леса родного края. Травянистые растения леса,  лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери),  насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их  жизнь в разные времена года. Использование леса че­ ловеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и  животных леса. Жизнь водоема. Вода как одно из главных  условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы,  особенности разных водоемов (пруд, озеро, океан, море,  болото). Типичные представители растительного и  животного мира разных водоемов (пруда, болота). Река как  водный поток. Типичные представители растительного и  животного мира реки. Использование водоемов и рек  Кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную  «семью»); называть отличия Земли от других планет  Солнечной системы; называть царства природы, описывать признаки  животного и растения как живого существа; различать  этажи леса: называть особенности каждого этажа;  узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья леса  (с ориентировкой на родной край); различать понятия  (без термина): сообщество, деревья, кустарники, травы,  лекарственные и ядовитые растения; составлять  небольшое описание на тему «Лес — сообщество»; моделировать на примере цепи питания жизнь леса;  конструировать в игровых и учебных ситуациях правила  безопасного поведения в лесу; отличать водоем как  сообщество от других сообществ; кратко  характеризовать его особенности; различать состояния воды как вещества, приводить  примеры различных состояний воды; проводить  несложные опыты по определению свойств воды; человеком. Правила поведения на водоемах и реках.  Охрана водоемов и рек. Жизнь луга. Растения и животные  луга. Характеристика типичных представителей луга (с  учетом принципа краеведения). Лекарственные растения  луга. Использование и охрана лугов человеком. Жизнь  поля. Какие бывают поля. Разнообразие культур,  выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля. Жизнь сада и огорода. Растения сада и  огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд  людей. Вредители сада и огорода. Природа и человек. Природа как источник пищи, здоровья,  различных полезных предметов для людей. Красота  природы. Отражение явлений природы в искусстве и  литературе. Роль человека в сохранении природных  объектов. Правила поведения в природе. Охранные  мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли. Путешествие в прошлое (исторические ведения). Как  человек одомашнил животных. отличать водоем от реки как водного потока; описывать представителей растительного и животного  мира луга (поля, сада); приводить примеры лекарственных растений луга;  узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные  для человека растения; отличать поле (луг, сад) как со­ общество от других сообществ. Приводить примеры  культур, выращиваемых на полях; «читать»  информацию, представленную в виде схемы; описывать  сезонный труд в саду и огороде (по проведенным на­ блюдениям); различать плодовые и ягодные „ культуры; составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни  человека; приводить примеры произведений живописи  (музыки), посвященных природе; приводить примеры из  Красной книги России (своей местности). Форма работы Экскурсии Практическая часть программы Содержание В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом  местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в  учреждение культуры и быта (с учетом местных условий). Практические работы Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей  местности; растения разных сообществ). Требования к уровню подготовки учащихся К концу обучения во втором классе учащиеся научатся: — составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи. — называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка; — оценивать жизненную или представленную в художественном произведении ситуацию с точки зрения этики и правил нравственности; — различать (соотносить) прошлое­настоящее­будущее; год­век (столетие); соотносить событие с его датой; — кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); — называть отличия Земли от других планет Солнечной системы; — называть царства природы; — описывать признаки животного и растения как живого существа; — моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания; — различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды; — устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества; — описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ; — сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания. К концу обучения во втором классе учащиеся могут научиться: — «читать» информацию, представленную в виде схемы; — воспроизводить в небольшом рассказе­повествовании (рассказе­описании) изученные сведения из истории Древней Руси; — ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья кустарники­травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и  ягодные культуры»; — проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой); — приводить примеры из Красной книги России (своей местности). Планируемые результаты освоения предмета Освоение программы «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения. Личностные результаты представлены двумя группами целей. Первая группа целей: освоение ребенком нового статуса как ученика и школьника. Готовность и способность к саморазвитию и самообучению. Достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность. Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности. Вторая группа целей: формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир. Формирование основ российской гражданской идентичности. Формирование понимания особой роли многонациональной России в объединении народов. Формирование понимания особой роли многонациональной России в современном мире. Формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры. Понимание особой роли России в мировой истории. Воспитание чувства гордости за национальные достижения. Воспитание уважительного отношения к своей стране. Воспитание уважительного отношения к истории страны. Воспитание любви к родному краю. Воспитание любви к своей семье. Воспитание гуманного отношения к людям. Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. Понимание роли человека в обществе. Принятие норм нравственного поведения в природе. Принятие норм нравственного поведения в обществе. Принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом  изменений среды обитания. Формирование основ экологической культуры. Понимание ценности любой жизни. Освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия: познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение,  анализ, доказательства и др.); регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой,  исследовательской, творческой), понимание специфики каждой; коммуникативные как способности в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего  мира; владение рассуждением, описанием, повествованием. Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение,  классификация, сериация, чтение), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). Предметные результаты обучения нацелены на решение образовательных задач: Осознание целостности окружающего мира. Расширение знаний о разных сторонах и объектах окружающего мира. Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе. Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в обществе. Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение). Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (опыт). Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (эксперимент). Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (измерение). Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности. Расширение кругозора и культурного опыта школьника. Формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно. Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания. Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно­познавательные и учебно­практические задачи. Оценка  достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.  При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием,  отражающим опорную систему знаний данного учебного курса. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе итоговых проверочных работ по окружающему миру и в ходе комплексной работы на  межпредметной основе. В этом случае выносится оценка сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с  информацией, а также опосредованная оценка сформированности некоторых коммуникативных и регулятивных действий. В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки опосредованно оценивается уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с  партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в  отношении объекта, действия, события и др. Во втором классе вводятся все виды контроля: текущий, тематический, итоговый. Основная цель текущего опроса ­ проверка того, как идет процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных  явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства и т.п.). Тематический контроль способствует введению формирующего оценивания освоения программы учеником. Второкласснику предоставляется  возможность, тщательнее подготовившись, переделать, дополнить работу, исправить отметку и улучшить итоговую отметку в четверти. , Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени ­ четверть, полугодие, год. Итоговые  контрольные проводятся четыре раза в год: в конце первой, второй, третьей и четвертой четверти учебного года. Опрос проводится в устной и в письменной форме. Устный опрос ­ это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом  (фронтальный опрос). Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических  работ даже с помощью учителя. Оценка тестов Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и  тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности. Проверка проводится как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками «зачет» или «незачет». Считается,  что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку («зачет»), если он дал не менее 75% правильных ответов. Варианты оценивания: Уровневая шкала Процентная балльная шкала выполнены отдельные задания 0­60% менее 17 баллов оценка «2» Низкий Средний выполнены все задания, с незна­ чительными погрешностями Высокий все предложенные задания выпол­ нены правильно 60­77% 18­22 балла оценка «3» 77­90% 23­26 баллов оценка «4» 90­100% 27­30 баллов оценка «5» Календарно­тематическое планирование по предмету «Окружающий мир» № Дата план Дата факт Тема урока Тип урока Цели урока Результаты Предметные Личностные Метапредметные 1. 2. 3. Умение сотрудничать Способность применять для в совместном решении проблемы. Способность успешно осуществлять Что тебя  окружает. Вводный  урок Введение. Что тебя окружает Создание условий  для уточнения  понятий «объект  природы », «живая ­  неживая природа». Называние объектов «живой», «неживой» природы. Я, ты, он,  она... Все мы  люди... Урок изучения  нового материала. Наши  помощники ­  органы чувств. Комбинированный урок. Кто ты такой учебную деятельность. Создание  условий для  ознакомления  с понятием  «физические  качества». Создание  условий для  уточнения  представлений  об органах  чувств (слуха,  зрения);  познакомить с  понятием  Рассказ о себе, со­ ставление словесного портрета. Освоение ребенком нового статуса как ученика и школьника. Называние органов чувств (слух, зрение), понятие «внешние чувства (ощущения)». Умение проводить наблюдения, делать выводы. Стремление иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и само­ оценки. решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой. Способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. «внешние  чувства  (ощущения)». 4. 5. 6 Что такое  здоровье? Урок­ исследование Урок­ практикум. Режим дня. Практическая работа «Составление  режима дня  для будней и  выходных». Создание  условий для  организации  сравнения  понятий  «здоровье»,  «болезнь»;  Создание  условий для  знакомства с  правилами  организации  труда и  отдыха. Понимание и воспро­ изведение нескольких правил здорового об­ раза жизни; составле­ ние режима дня. Понимание и воспро­ изведение правила  организации труда и  отдыха; правила по­ садки при письме, чте­ нии, во время слуша­ ния.  Готовность и способ­ ность к саморазвитию и самообучению. Владение рассуждением, описанием, повествованием. Способность успешно осуществлять взаимо­ действие с  участниками учебной  деятельности. Владение способами  получения, анализа и  обработки информации  (обобщение, классификация,  сериация, чтение). Физическая культура. Урок применения  знаний на  практике. Создание  условий для  знакомства с  понятием  «физическая  культура»;  определение  Понимание значения  понятие «физическая  культура». Понимание  роли физической  культуры для здоровья человека. Использование  информации для  решения учебных и  практических задач.  Стремление иметь  достаточно высокий  уровень учебной мо­ Владение методами  представления полученной  информации (моделирование,  конструирование, рассуждение, описание и др.). 7. 8. Урок­проект. Почему нужно правильно  питаться. Здоровье и  питание. Урок­диалог. тивации,  самоконтроля и  самооценки. Понимание и воспро­ изведение основных  правил здорового пи­ тания. Способность успешно осуществлять  учебную  деятельность.  Использование  информации для  решения учебных и  практических задач. Способность применять для  решения учебных и  практических задач различные  умственные операции  (сравнение, обобщение, анализ,  доказательства и др.). Понимание и воспро­ изведение основных  правил здорового пи­ тания. Умение объяс­ нить понятие «рацио­ нальное питание (ра­ зумное питание)». Использование  информации для  решения учебных и  практических задач.  Способность успешно осуществлять  учебную  деятельность. Владение способами  организации, планирования  различных видов деятельности  (репродуктивной, поисковой,  исследовательской,  творческой), понимание  специфики каждой из них. значения  физической  культуры для  здоровья  человека. Создание  условий для  знакомства  детей с  правилами  питания; объ­ яснение  понятия  «рациональное питание  (разумное  питание)». Создание  условий для  углубленного  знакомства  детей с  правилами пи­ тания;  закрепление  понятия «ра­ циональное  питание  (разумное  питание)». 9. 10. 11. Умеешь ли ты  есть? Урок­проект. Урок­ практикум. Комбинированный  урок. Почему нужно быть  осторожным.  Практическая  работа с  натуральными  объектами,  гербариями,  муляжами  (съедобные и  ядовитые  грибы). Здоровье и  осторожность.  Солнечный  удар. Практи­ ческая работа  «Первая  помощь при  ожогах, поре­ зах, ударах». Создание  условий для  знакомства  детей с  понятиями  «гигиена и  культура  питания». Создание  условий для  знакомства с'  правилами  поведения во  время болезни, правилами  безопасного  поведения. Создание  условий для  знакомства с  понятием  «солнечный  удар», с  правилами  пребывания на солнце. Понимание и воспро­ изведение основных  правил здорового пи­ тания. Осознание, что  такое гигиена и куль­ тура питания. Использование  информации для  решения учебных и  практических задач.  Освоение правил  индивидуальной безо­ пасной жизни. Понимание и называ­ ние некоторых мер  предосторожности и  безопасности, которые  нужно соблюдать на  улице, дома, в школе,  на природе. Умение  определять некоторые  опасные предметы,  объекты. Освоение правил  индивидуальной  безопасной жизни с  учетом изменений  среды обитания. Ис­ пользование  информации для  решения учебных и  практических задач. Понимание, когда  солнце Друг, а когда  недруг. Умение ока*  зать первую помощь  при ожогах, порезах,  ударах. Освоение правил  индивидуальной  безопасной жизни с  учетом изменений  среды обитания. Ис­ пользование  информации для  решения учебных и  практических задач. Способность в связной,  логически целесообразной  форме речи передать  результаты изучения объектов  окружающего мира. Владение методами  представления полученной  информации (моделирование,  конструирование, рассуждение, описание и др.). Владение способами  получения, анализа и  обработки информации  (обобщение, классификация,  сериация, чтение). 12. Можно ли  изменить себя. Урок­ исследование. Владение рассуждением,  описанием, повествованием. Понимание, как вы­ носливость, воля по­ могали людям пре­ одолевать недуги, из­ менять образ жизни и  состояние своего на­ рода. Умение состав­ лять небольшой рас­ сказ по теме. Умение сотрудничать в совместном  решении проблемы.  Готовность и  способность к  саморазвитию и  самообучению. Создание  условий для  обсуждения  проблемы  «Можно ли  изменить се­ бя?»; показать  на примерах из ху­ дожественных  произведений  и жизненных  очерков,  историй, как  выносливость,  воля помогали людям преодо­ левать недуги,  изменять образ жизни и  состояние  своего народа. 13. Урок вхождения в  новую тему. Что такое  семья?  Практическая  работа  «Составление  семейного  «древа». Кто живет рядом с тобой Создание  условий для  знакомства с  понятиями:  «поколение»,  «домочадцы»,  «старшее  поколение»,  Осознание понятий  «поколение», «домо­ чадцы», «старшее по­ коление», «младшее  поколение». Умение  составить рассказ о  своей семье. Воспитание любви к  своей семье. Способность применять для  решения учебных и  практических задач различные  умственные операции  (сравнение, обобщение, анализ,  доказательства и др.). 14. 15. 16. «младшее  поколение». Создание  условий для  знакомства с  понятиями:  «помощь»,  «обязан­ ность»;  объяснить их  различие. По­ знакомить с  понятием  «традиции». Проверка  качества  усвоения про­ граммного  материала и  достиже ния  планируемых  результатов. Создание  условий для  знакомства с  понятием  «правило», с  Урок­проект. Труд в семье.  Как семья  отдыхает? Проверочная работа. Контрольный урок. Урок­праздник. Твои друзья ­  взрослые и  дети. Понимание понятий  «помощь», «обязан­ ность», их различия.  Осознание понятия  «традиции». Умение  составить рассказ об  отдыхе своей семьи. Использование  информации для  решения учебных и  практических задач.  Воспитание любви к  своей семье. Владение способами  организации, планирования  различных видов  деятельности(репродуктивной,  поисковой, исследовательской,  творческой), понимание  специфики каждой. Достижение необходи­ мых результатов  обучения по  программе. Способность успешно осуществлять  учебную  деятельность. Знание понятие «пра­ вило», виды правил,  основные правила по­ ведения. Воспитание  гуманного отношения к людям. Ис­ пользование  информации для  Владение способами  организации, планирования  различных видов  деятельности(репродуктивной,  поисковой, исследовательской,  творческой), понимание  специфики каждой. Владение рассуждением,  описанием, повествованием. 17. 18. Твои друзья ­  взрослые и  дети. Урок­ театрализация. О правилах  поведения. Урок­проект. видами  правил, с  основными  правилами  поведения. Создание  условий для  объяснения  понятий  «вежливый»,  «приветли­ вый» Создание  условий для  знакомства с  правилами  поведения в  театре, музее,  цирке, на  улице, в  подъезде,  дома, на ле­ стнице. решения учебных и  практических задач. Знание понятия: «веж­ ливый», «приветли­ вый», «внимательный». Умение составлять  небольшой рассказ по  теме. Знание правила пове­ дения в театре, музее,  цирке, на улице, в  подъезде, дома, на  лестнице. Принятие норм  нравственного  поведения в природе.  Владение методами  представления полученной  информации (моделирование,  конструирование, рассуждение, описание и др.). Способность применять для  решения учебных и  практических задач различные  умственные операции  (сравнение, обобщение, анализ,  доказательства и др.). Использование  информации для  решения учебных и  практических задач.  Принятие норм  нравственного  поведения в  обществе. Воспи­ тание толерантности  к людям, независимо  от возраста,  национальности,  вероисповедания. 19. О дружбе. Урок­диалог. 20. 21. О дружбе.  Настроение. Урок­ практикум. Родина ­ что  это значит? Урок­ исследование. Создание  условий для  организации  обсуждения,  кто такой  друг, что  такое дружба,  умеешь ли ты  дружить. Создание  условий для  знакомства с  понятиями:  «мимика»,  «жесты»;  Понимать, кто такой  друг, что такое друж­ ба. Умение подобрать  пословицу и поговорку о дружбе. Принятие норм  правильного  взаимодействия со  взрослыми и  сверстниками. Владение способами  организации, планирования  различных видов  деятельности(репродуктивной,  поисковой, исследовательской,  творческой), понимание  специфики каждой. Понимание понятий:  «мимика», «жесты».  Узнавание настроения  друг друга по мимике. Принятие норм  правильного  взаимодействия со  взрослыми и  сверстниками. Способность в связной,  логически целесообразной  форме речи передать  результаты изучения объектов  окружающего мира. Россия — твоя Родина Понимание, что такое  Родина. Составление  небольшого рассказа  по теме. Формирование  социальной позиции  школьника, его  ценностного взгляда  на окружающий мир. Владение рассуждением,  описанием, повествованием. Подведение к  осознанию  понятия  «Родина»;  раскрытие  некоторых  возможные  формы  проявления  любви к  Родине. 22. 23. 24. Родной край ­  частица  Родины. Урок погружения  в тему. Урок­ экскурсия. Из истории  нашей Родины. Экскурсия в  исторический  музей. Урок­ путешествие. Из истории  нашей Родины. Виртуальная  экскурсия в  художественн ый музей. Создание  условий для  знакомства с  историческим и местами и  памятниками  родного  города;  формировать  интерес к тем  местам, где  проходит  детство. Создание  условий для  знакомства с  предками рус­ ских людей ­  древними  славянами, с  их образом  жизни, с пер­ выми  русскими  князьями. Создание  условий для  знакомства с  занятиями  древних  славян, срав­ нить труд в  Знание некоторых ис­ торических мест и па­ мятников родного го­ рода. Соотнесение  информации с имею­ щимися знаниями. Формирование основ  российской  гражданской  идентичности. Владение способами  получения, анализа и  обработки информации  (обобщение, классификация,  сериация, чтение). Формирование  понимания особой  роли много­ национальной России  в объединении  народов. Владение методами  представления полученной  информации (моделирование,  конструирование, рассуждение, описание и др.). Понимание, что пред­ ками русских людей  были славяне. Осоз­ нание некоторых осо­ бенностей образа жиз­ ни древних славян.  Понимание, кто такие  первые русские князья. Поиск информации,  оценивание ее. Называние основных  занятий древних сла­ вян. Сравнение, соот­ несение информации с  имеющимися  знаниями. Формирование  понимания особой  роли много­ национальной России  в развитии  общемировой  культуры. Способность применять для  решения учебных и  практических задач различные  умственные операции  (сравнение, обобщение, анализ,  доказательства и др.). городе и в  деревне. Формирование у школьников  ответственное  отношение к  важному  общество­ ведческому  понятию: труд  ­ основа  жизни. Создание  условий для  раскрытия  значения  хлеба,  важности  труда  земледельца. Понимание особой  роли России в  мировой истории. Понимание значения  труда. Составление  небольшого рассказа  по теме. Понимание роли  человека в обществе. Понимание значения  хлеба в жизни челове­ ка; важности труда  земледельца. Состав­ ление небольшого  рассказа по теме. Воспитание  уважительного  отношения к своей  стране. Умение сотрудничать в совместном  решении проблемы,  искать информацию. Владение способами  организации, планирования  различных видов деятельности  (репродуктивной, поисковой,  исследовательской,  творческой), понимание  специфики каждой. Способность в связной,  логически целесообразной  форме речи передать  результаты изучения объектов  окружающего мира. 25. 26. Зачем человек  трудится? Урок­ исследование. Урок­игра. Хлеб ­ главное богатство  России.  Виртуальная  экскурсия в  места  сельскохозяйс твенного  труда. 27. 28. Урок­ экскурсия. Как работают  в пекарне (на  хлебозаводе).  Экскурсия на  предприятие Урок закрепления  и систематизации  знаний. Все профессии важны.  Виртуальная  экскурсия в  учреждение  быта. Создание  условий для  знакомства с  профессиями  людей,  работающих  на  хлебозаводе; с  последователь ностью  производства  хлеба; с  машинами,  помогающими  производить  хлеб. Обобщение  знаний о  значении  труда в жизни  человека. Владение рассуждением,  описанием, повествованием. Называние профессий  людей, работающих на  хлебозаводе; знание  последовательности  производства хлеба;  машин, помогающих  производить хлеб.  Составление  небольшого рассказа  по теме. Воспитание  уважительного  отношения к своей  стране. Умение соотносить  информацию с  имеющимися  знаниями. Осознание значения  труда в жизни челове­ ка. Умение составлять  небольшой рассказ по  теме. Умение соотносить  информацию с  имеющимися  знаниями.  Воспитание  толерантности к  людям, независимо от возраста,  национальности,  вероисповедания. Владение способами  получения, анализа и  обработки информации  (обобщение, классификация,  сериация, чтение). 29. 30. Урок­диалог. О труде  фермера и  экономиста,  программиста. Урок­ экскурсия. Города  России.  Москва.  Экскурсия в  краеведческий музей. Понимание, для чего  нужны разные про­ фессии, какие качества необходимы людям  этих профессий.  Умение называть не­ сколько профессий. Понимание и воспро­ изведение некоторых  фактов из истории ста­ новления Москвы. Со­ ставление небольшого  рассказа об основателе Москвы ­ Юрии  Долгоруком. Создание  условий для  знакомства с  профессиями  фермера,  экономиста,  программиста; выяснить,  какие знания  необходимы  людям этих  профессий,  Создание  условий для  знакомства с  историей  становления  Москвы, с  основателем  Москвы ­  Юрием  Долгоруким. Умение сотрудничать в совместном  решении проблемы,  искать информацию.  Воспитание  толерантности к  людям, независимо от возраста,  национальности,  вероисповедания. Понимание особой  роли России в  мировой истории.  Воспитание чувства  гордости за  национальные  достижения. Умение  сотрудничать в  совместном решении  проблемы, искать  информацию. Владение методами  представления полученной  информации (моделирование,  конструирование, рассуждение, описание и др.). Способность применять для  решения учебных и  практических задач различные  умственные операции  (сравнение, обобщение, анализ,  доказательства и др.). 31. 32. Урок­проект. Древние  города ­  России. Создание  условий для  знакомства с  историей  возникновения Владимира и  Великого  Новгорода. Понимание и воспро­ изведение некоторых  фактов из истории  возникновения Вла­ димира и Великого  Новгорода.  Формирование  понимания особой  роли много­ национальной России  в развитии  общемировой  культуры. Владение способами  организации, планирования  различных видов  деятельности(репродуктивной,  поисковой, исследовательской, Способность в связной,  логически целесообразной  форме речи передать  результаты изучения объектов  окружающего мира. Осознание понятия:  «Конституция», «права граждан», «права де­ тей», название нашей  страны ­ Российская  Федерация. Знание  несколько националь­ ностей россиян. Со­ ставление небольшого  рассказа по теме. Формирование основ  российской  гражданской  идентичности.  Формирование  понимания особой  роли  многонациональной  России в  современном мире.  Умение сотрудничать в совместном ре­ шении проблемы,  искать информацию. Урок­ исследование. Мы ­ граждане России.  Народы  России. Виртуальная  экскурсия в  музей народов  России. Создание  условий для  знакомства с  понятиями:  «Кон­ ституция»,  «права  граждан»,  «права детей», с названием  нашей страны ­ Российская  Федерация.  Создание  условий для  знакомства с  разными  нацио­ нальностями  людей,  живущих в 33. 34. Проверочная работа. Контрольный урок. Солнечная система. Урок вхождения в  новую тему. России. Проверка  качества  усвоения про­ граммного  материала и  достижения  планируемых  результатов. Достижение заплани­ рованных результатов  обучения. Способность успешно осуществлять  учебную  деятельность. Способность в связной,  логически целесообразной  форме речи передать  результаты изучения объектов  окружающего мира. Мы — жители Земли Понимание понятия  «Солнечная система».  Умение назвать не­ сколько признаков от­ личия Земли от других планет. Умение соотносить  информацию с  имеющимися  знаниями. Формиро­ вание основ  экологической  культуры. Владение методами  представления полученной  информации (моделирование,  конструирование, рассуждение, описание и др.). Создание  условий для  знакомства с  понятием  «Солнечная  система», с  отличием  Земли от  других планет. 35. 36 37 Урок­ исследование Земля ­  планета  Солнечной  системы. Глобус­модель Земли. Царства живой природы. Бактерии. Создание  условий для  знакомства с  планетами  Солнечной  системы, с  условиями  жизни на  Земле. Практическая  работа с  глобусом.  Формирование представления детей о  глобусе как о  модели Земли, расширить  знания о  формах  земной  поверхности ­  морях, суше. Создание  условий для  системати­ зации знаний  детей о  царствах  природы.  Создание  условий для  Воспроизведение.  Названий планет Сол­ нечной системы, усло­ вий жизни на Земле.  Составление неболь­ шого рассказа по теме. Умение соотносить  информацию с  имеющимися  знаниями.  Формирование основ  экологической  культуры. Способность применять для  решения учебных и  практических задач различные  умственные операции  (сравнение, обобщение, анализ,  доказательства и др.). Осознание, что глобус  является моделью  Земли. Умение находить не­ сколько географиче­ ских объектов на гло­ бусе. Умение соотносить  информацию с  имеющимися  знаниями. Понимание ценности любой  жизни. Способность применять для  решения учебных и  практических задач различные  умственные операции  (сравнение, обобщение, анализ,  доказательства и др.). Понимание, что в при­ роде есть большие  разделы ­ царства.  Умение называть не­ которые из царств  природы. Умение сотрудничать в совместном  решении проблемы,  искать информацию.  Понимание ценности  любой жизни. Способность применять для  решения учебных и  практических задач различные  умственные операции  (сравнение, обобщение, анализ,  доказательства и др.). 38 Грибы. 39 Урок­диалог. Жизнь  животных.  Какие  животные  живут на  Земле. формирования первоначальны х  представлений о бактериях. Создание  условий для  системати­ зации знаний  детей о  царствах  природы.  Создавать  условия для  формирования первоначальны х  представлений о грибах. Создание  условий для  знакомства с  царствами  живой  природы;  уточнить  знания об  основных  качествах  животных. Умение сотрудничать в группе, в паре. Понимание, как устро­ ен гриб. Умение назы­ вать несколько съе­ добных и несъедобных  грибов. Владение методами  представления полученной  информации (моделирование,  конструирование, рассуждение, описание и др.). Называние царств жи­ вой природы. Состав­ ление небольшого  рассказа по теме. Умение соотносить  информацию с  имеющимися  знаниями. Понимание ценности любой  жизни. Владение способами  организации, планирования  различных видов деятельности  (репродуктивной, поисковой,  исследовательской,  творческой), понимание  специфики каждой из них. 40. 41. 42. Урок­проект, Как животные  воспринимают  мир. Как животные  защищаются,  питаются,  строят  жилища. Урок­проект. Как животные воспитывают потомство. Называние и узнавание  животных, с которыми  можно встретиться в  лесу. Составление  небольшого рассказа  по теме. I Умение сотрудничать в совместном  решении проблемы,  искать информацию.  Понимание ценности  любой жизни. Знание, как питаются,  живут и защищаются  животные. Составле­ ние небольшого рас­ сказа по теме. Понимание, как неко­ торые животные вос­ питывают своих детё­ нышей. Умение сотрудничать в совместном  решении проблемы,  искать информацию.  Понимание ценности  любой жизни. Умение сотрудничать в совместном  решении проблемы,  искать информацию.  Понимание ценности  любой жизни. Способность в связной,  Логически целесообразной  форме речи передать  результаты изучения объектов  окружающего мира. Владение рассуждением,  описанием, повествованием. Владение способами  получения, анализа и  обработки информации  (обобщение, классификация,  сериация, чтение). Создание  условий для  системати­ зации знаний  детей о  животных  леса, об их  образе жизни. Создание  условий для  знакомства с  питанием и  жизненными  условиями  животных. Создание  условий для  знакомства с  особенностям и воспитания  животными  своих  детенышей и  играми с  потомством. 43. 44. 45. Жизнь  растений.  Какие бывают  растения.  Практическая  работа с  натуральными  объектами,  гербариями,  муляжами  (редкие рас­ тения нашей  местности). Органы  растения и их  значение для  его жизни.  Практическая  работа с  гербариями  (части  растений). Что такое лес? Экскурсия. Урок изучения нового материала. Урок­ исследование. Создание  условий для  знакомства с  разнообразием растений:  водоросли,  хвойные,  лишайники,  цветковые. Создание  условий для  знакомства с  частями  растения  (листья,  корень,  стебель,  цветы, плоды). Осознание разнообра­ зия растительного  мира. Умение сотрудничать в совместном  решении проблемы,  искать информацию.  Понимание ценности  любой жизни. Владение методами  представления полученной  информации (моделирование,  конструирование, рассуждение, описание и др.). Называние частей  растения. Составление  небольшого рассказа  по теме. Умение сотрудничать в группе, в паре. Способность применять для  решения учебных и  практических задач различные  умственные операции  (сравнение, обобщение, анализ,  доказательства и др.). Составление неболь­ шого рассказа по теме. Урок­экскурсия Обобщение  знаний  учащихся о  растениях, о  лесе как  многоэтажном доме. Умение сотрудничать в группе, в паре.  Формирование основ  экологической  культуры. Владение способами  организации, планирования  различных видов деятельности  (репродуктивной, поисковой,  исследовательской,  творческой), понимание  специфики каждой из них. 46. 47. 48. 49. Как  развиваются  растения. Урок применения  знаний на  практике. Деревья леса. Урок­ исследование. Кустарники  леса. Урок­ наблюдение. Урок применения  знаний на  практике. Травянистые  растения.  Практическая  работа с на­ туральными  объектами,  гербариями,  муляжами. Организация  практической  ра: боты по  выращиванию  растения из  семян, наблю­ дение за их  ростом и  развитием. Организация  знакомства с  «паспортом»  дерева и его  осо­ бенностями. Создание  условий для  формирования представлений о втором  ярусе леса  (кустарниках). Обобщение  знаний детей о растениях, о  лесе как  многоэтажном доме. Практические умения  выращивать растения  из семян, наблюдать за  их ростом и развитием. Умение сотрудничать в группе, в паре.  Понимание ценности  любой жизни. Способность в связной,  логически целесообразной  форме речи передать  результаты изучения объектов  окружающего мира. Понимание, что такое  «паспорт» дерева. Осознание того, что  второй ярус леса ­  кустарники. Составле­ ние небольшого рас­ сказа по теме. Понимание, что такое  травянистые растения. Умение сотрудничать в совместном  решении проблемы,  искать информацию.  Понимание ценности  любой жизни. Умение сотрудничать в совместном  решении проблемы,  искать информацию.  Понимание ценности  любой жизни. Умение сотрудничать в группе, в паре.  Понимание ценности  любой жизни. Владение рассуждением,  описанием, повествованием. Владение способами  получения, анализа и  обработки информации  (обобщение, классификация,  сериация, чтение). Владение методами  представления полученной  информации (моделирование,  конструирование, рассуждение, описание и др.). 50. 51. 52. Лесная аптека. Практическая  работа с  натуральными  объектами,  гербариями,  муляжами  (растения  леса). Звери леса. Урок­игра. Урок­загадка. Проверочная работа. Контрольный урок. Организация  знакомства с  некоторыми  лекарст­ венными  растениями,  ядовитыми и  съедобными  грибами. Создание  условий для  знакомства  учеников с  хищными  животными  леса и их  повадками. Оценить  результаты  освоения  программы. Называние некоторых  лекарственных расте­ ний и съедобных гри­ бов.. Умение сотрудничать в группе, в паре;  искать информацию.  Формирование основ  экологической  культуры. Способность применять для  решения учебных и  практических задач различные  умственные операции  (сравнение, обобщение, анализ,  доказательства и др.). Воспроизведение на­ званий некоторых  хищных животных и  знание некоторых их  повадок. Составление  небольшого рассказа  по теме. Умение соотносить  информацию с  имеющимися  знаниями. Понимание ценности любой  жизни. Владение способами  организации, планирования  различных видов деятельности  (репродуктивной, поисковой,  исследовательской, твор­ ческой), понимание специфики  каждой из них. Достижение необхо­ димых результатов  освоения программы. Способность успешно осуществлять  учебную  деятельность. 53. 54 55. Урок­вопрос. Птицы ­  лесные  жители. Ужи ­  обитатели  леса. Насекомые  леса Урок  исследование Мы пришли в  лес.  Экскурсия. Урок­ экскурсия. Создание  условий для  знакомства  детей с  лесными  птицами, с  голосами  лесных птиц, с особенно­ стями их  поведения.  Создание  условий для  знакомства с  насекомыми,  их  особенностям и, внешним  видом,  повадками. Создание  условий для  знакомства с  правилами  поведения в  лесу Воспроизведение на­ званий нескольких  лесных птиц, их голо­ сов, некоторых осо­ бенностей поведения.  Составление неболь­ шого рассказа по теме. Умение соотносить  информацию с  имеющимися  знаниями. Понимание ценности любой  жизни. Способность в связной,  логически целесообразной  форме речи пере­ ; дать  результаты изучения объектов  окружающего мира. Владение  рассуждением, описанием,  повествованием. Называние и узнавание  насекомых.  Составление  небольшого рассказа  по теме Умение соотносить  информацию и с  имеющими знаниями. Владение методами  представления полученной  инфррмации Понимание и воспро­ изведение нескольких  правил поведения в  лесу. Умение соотносить  информацию с  имеющимися  знаниями. Способность применять для  решения учебных и I  практических задач раз­ :  личные умственные I операции  (сравнение, обобщение, анализ,  доказательства и др.). 56. 57. 58. 59. Путешествие капельки. Урок­сказка. Свойства  воды. Урок­ исследование. Урок­проект. Рыбы ­  обитатели  водоёмов. Урок­ экскурсия. Пресный  водоём.  Обитатели  пресных  водоёмов.  Экскурсия на  Создание  условий для  знакомства с  состояниями  воды (жидкое,  твёрдое,  газообразное),  круговоротом  воды в при­ роде. Создание  условий для  знакомства  детей со  свойствами  воды, с раз­ личным её со­ стоянием. Создание  условий для  знакомства с  обитателями  водоёмов  (рыбы), с  образом их  жизни. Создание  условий для  знакомства с  животным  миром  пресных водо­ Осознание и понима­ ние, что в природе  существуют три со­ стояния воды (жидкое, твёрдое, газообразное). Понимание, что такое  круговорот воды в  природе. Понимание и воспро­ изведение свойств  воды, различные её  состояния. Умение сотрудничать в группе, в паре;  искать информацию.  Понимание ценности  любой жизни. Владение способами  организации, планирования  различных  видов деятельности (репродуктивной, поисковой,  исследовательской, твор­ ческой), понимание специфики  каждой из них. Умение сотрудничать в группе, в паре;  искать информацию.  Формирование основ  экологической  культуры. Способность в связной,  логически целесообразной  форме речи передавать  результаты изучения объектов  окружающего мира. Узнавание и называние  нескольких обитателей водоёмов (рыбы),  знание некоторых  особенностей их об­ раза жизни. Умение соотносить  информацию с  имеющимися  знаниями. Владение рассуждением,  описанием, повествованием. Узнавание и называние  нескольких обитателей пресных водоёмов,  знание некоторых  особенностей их  образа жизни, приспо­ Понимание ценности  любой жизни. Владение способами  получения, анализа и  обработки информации  (обобщение, классификация,  сериация, чтение). 60. 61. Урок­ исследование. Комбинированный  урок. емов, с  особенно­ стями питания и обитания  животных. Создание  условий для  знакомства с  животным и  растительным  миром болот. Создание  условий для  знакомства с  растительным  миром луга, с  осо­ бенностями  жизни луга. собления к водной  среде обитания. Уме­ ние называть несколь­ ких представителей  животного и расти­ тельного мира пресно­ го водоема. Узнавание и называние  нескольких обитателей болота, знание  некоторых особенно­ стей их образа жизни,  приспособления к сре­ де обитания. Умение  называть нескольких Узнавание и называние  нескольких обитателей луга, знание некоторых особенностей их  образа жизни,  приспособление к  среде обитания. Уме­ ние называть несколь­ ких представителей  животного и расти­ тельного мира луга. водоем. Болото ­  естественный  водоём.  Практическая  работа с  натуральными  объектами,  гербариями,  муляжами  Растения и  животные  луга.  Виртуальная  экскурсия на луг. Практическая  работа с  натуральными  объектами,  гербариями,  муляжами  (растения  луга). Умение соотносить  информацию с  имеющимися  знаниями. Формиро­ вание основ  экологической  культуры. Владение методами  представления полученной  информации (моделирование,  конструирование, рассуждение, описание и др.). Умение искать  нужную информацию. Формирование основ  экологической  культуры. Способность применять для  решения учебных и  практических задач различные  умственные операции  (сравнение, обобщение, анализ,  доказательства и др.). 62­63 64­65 66  67 Растения и  животные  поля. Вирту­ альная  экскурсия в поле. Практическая  работа с  натуральными  объектами,  гербариями,  муляжами  (растения  поля). Растения и  животные  сада. Вирту­ альная  экскурсия в сад. Практическая  работа с  натуральными  объектами,  гербариями,  муляжами  Будем беречь  природу. Комбинированный  урок. Создание  условий для  знакомства  детей с расти­ тельным и  животным  миром полей. Комбинированный  урок. Создание  условий для  знакомства  детей с расти­ тельным и  животным  миром сада. Узнавание и называние  нескольких обитателей поля, знание  некоторых  особенностей их  образа жизни,  приспособление к  среде обитания. Уме­ ние называть несколь­ ких представителей  животного и  растительного мира  поля. Узнавание и называние  нескольких обитателей сада, знание некоторых особенностей их  образа жизни,  приспособление к сре­ де обитания. Умение  называть нескольких  представителей жи­ вотного и раститель­ ного мира сада. Умение искать  нужную информацию. Формирование основ  экологической  культуры. Владение способами  организации, планирования  различных видов деятельности  (репродуктивной, поисковой,  исследовательской,  творческой), понимание  специфики каждой из них. Умение искать  нужную информацию. Формирование основ  экологической  культуры. Способность в связной,  логически целесообразной  форме речи передавать  результаты изучения объектов  окружающего мира. Урок ­ защита  проектов. Создание  условий для  знакомства с  представител ями Красной  книги. Узнавание и называние  нескольких пред­ ставителей Красной  книги. Составление  небольшого рассказа  по теме. Умение соотносить  информацию с  имеющимися  знаниями. Формиро­ вание основ  экологической  Владение рассуждением,  описанием, повествованием. культуры. 68 Проверочная работа. Контрольный урок. Достижение необхо­ димого результата  обучения по програм­ ме во втором классе. Способность успешно осуществлять  учебную  деятельность. Владение способами  получения, анализа и  обработки информации. Проверка  качества  усвоения про­ граммного  материала и  достижения  планируемых  результатов. Материально­техническое обеспечение программы Печатные и другие пособия Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь в классе научно­популярные, художественные книги для чтения (в  соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественно­научного, обществоведческого, исторического содержания,  видеофильмы, звукозаписи. В соответствии с содержанием обучения, в классе желательно иметь: таблицы (строение растения, организм человека, стадии развития животных и др.); плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга;  ландшафтные картины Арктики, тундры, степи, пустыни; растения и животные материков; репродукции картин художников, отражающих общественные  явления, исторические события и др.); портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников, поэтов, композиторов, изобретателей и  др.); географические (физическую карту полушарий, карту России, природных зон) и исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; адаптированную карту звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток); рельефные модели равнины, холма, оврага; модели дорожных знаков, транспортных средств, часов; модель торса человека с внутренними органами;  муляжи грибов, фруктов и овощей; макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности); разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул; коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв; гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов; предметы  старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края); живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка). Учебно­практическое и учебно­лабораторное оборудование: демонстрационный экземпляр микроскопа; демонстрационный экземпляр глобуса; комплект луп для работы в группах; комплект компасов для работы в  группах; демонстрационный экземпляр флюгера; демонстрационный экземпляр барометра; демонстрационный экземпляр бинокля; демонстрационный  экземпляр весов с набором разновесов; демонстрационные экземпляры термометров разных видов (спиртового, биметаллического, медицинского) для измерения температуры воздуха, воды и  тела. Большинство уроков окружающего мира являются предметными. На них учащиеся действуют с различными предметами ­ рассматривают, определяют  признаки и свойства, сравнивают и группируют их. Для организации такой работы желательно иметь раздаточный материал на пару или группу учащихся.  Наряду с предметами различных коллекций, гербарными листами, можно использовать природный материал, собранный на экскурсиях. Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пластилин (гипс), глину, песок, цветную бумагу, клей и ножницы с  тупыми концами. Лабораторное оборудование и материалы для проведения опытов и демонстраций: посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.),  измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик), фильтры, магниты; песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть, семена  растений (подсолнечника, пшеницы, гороха, огурца и др.).

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2018