Программа по патриотическому воспитанию "Россия-Родина моя!"(2 класс)
Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
2 кл
18.02.2017
Программа внеурочной деятельности "Россия-Родина моя!"-программа патриотического воспитания и развития младших школьников, имеет духовно-нравственное направление. На данном этапе развития современной России особенно актуален вопрос о гражданско-патриотическом воспитании.В программе описаны цели, задачи, содержание программы, планируемые результаты,методическое обеспечение и источники информации.В программе значительное место уделяется изучению национально-региональных особенностей республики Хакасия.
Программа Россия-Родина моя!.doc
Программа
по патриотическому воспитанию
«РоссияРодина моя!»
1.Пояснительная записка
Программа «РоссияРодина моя!» разработана на основе следующих
нормативноправовых документов:
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с последующими дополнениями и
изменениями).
Закона Республики Хакасия «Об образовании в Республики
(с последующими
№60ЗРХ;
Хакасия» от 05.07.2013г.
дополнениями и изменениями)
СанПиН
2.4.2.282110
«Санитарноэпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»;
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от
12.05.2011 г. № 03296 «Об организации внеурочной деятельности
при введении федерального государственного образовательного
стандарта общего образования»
Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности
гражданина России.
Программа «РоссияРодина моя!» составлена с учетом требований примерной
общеобразовательной программы начального общего образования, программы
развития МБОУ МСШ, основной общеобразовательной программы
начального общего образования МБОУ МСШ и ориентирована на духовно
нравственное направление.
Программа патриотического воспитания и развития учащихся «Россия
Родина моя!» направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и
патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к
жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Развитие страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему
поколению чувство любви к своим родным, к своему народу, к Родине,
чувство ответственности перед будущим. Поэтому на данном этапе развития современной России особенно актуален вопрос о гражданскопатриотическом
воспитании.
Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной
край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание
малой родины – главный методологический принцип духовно
патриотического воспитания учащихся. В программе значительное место
уделяется изучению национальнорегиональных особенностей республики
Хакасия.
Гражданское и патриотическое направление – одно из самых сложных в
процессе воспитания, поэтому для повышения эффективности данной работы
мы сотрудничаем с поселковой библиотекой, музеем, ДК «Визит», Советом
ветеранов, общественной организацией «Дети войны». Цели программы
достигаются совместными усилиями семьи,
общественных
организаций. Данная программа рассчитана на детей начального школьного
возраста 810 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Программа имеет интегрированный характер.
школы,
Цель программы – воспитание и развитие высоконравственного,
ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина
России.
Основные задачи:
воспитание свободного гражданина с развитыми интеллектуальными
способностями;
воспитание любви к школе, району, краю, Отечеству; воспитание уважения к
культурному и историческому прошлому России, к традициям своего народа;
привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов
Российской Федерации, исторических святынь Отечества;
формирование у обучающихся сознательного отношения к здоровому образу
жизни;
формирование культуры межнационального общения;
формирование у обучающихся знаний и представлений о достижениях
нашей страны в области науки, техники и культуры;
формирование традиций в коллективе;
создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации
детей в процессе активной творческой деятельности.
Ценностные установки патриотического воспитания учащихся начальной
школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми
являются следующие ценности: патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой
родине; служение Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие
к людям; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание
родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении
рода);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и
настойчивость, трудолюбие, бережливость);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета
Земля);
человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов,
прогресс человечества, международное сотрудничество).
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и
ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла
той или иной ценности, определения собственного отношения к ней,
формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Программа «Россия – родина моя!» состоит из 6 разделов:
2.Содержание программы
1. С чего начинается Родина?
2. Мы живем в правовом государстве.
3. Культурное и природное наследие нашей страны.
4. Праздники.
5. Никто не забыт, ничто не забыто!
6. «Родина» в творчестве поэтов и писателей.
1 раздел: «С чего начинается Родина?» (воспитание гражданина, патриота
своего села, своей страны)
Воспитание любви к родной школе, республике, стране; знакомство с
географическим положением, развитие чувства патриотизма; развитие
личности гражданина, защитника Отечества, ответственного отношения к
семье, к людям; осознание своей значимости в судьбах нашей страны.
Формирование ценности знания, ориентированного на идею педагогики
сотрудничества; воспитание положительного отношения к труду как важной
ценности, развитие потребности в творческом труде; организация
самообслуживания, трудовые десанты; профориентация.
Формирование ценностного отношения к семье, её традициям; знакомство
с понятием культура поведения; воспитание почтения и любви к родителям и
окружающим; организация сотрудничества по вопросам формирования
духовнонравственных качеств и культуры поведения обучающихся; знакомство с историей своей родословной, составление генеалогического
древа ; привитие простейших навыков самоанализа; знакомство с
профессиями родителей.
2 раздел : « Мы живем в правовом государстве». ( формирование правовых
знаний и элементарных политических взглядов)
Предлагаемый раздел рассчитан на то, что ребенок ознакомился с:
государственными символами нашей страны, Конституцией РФ, правами и
обязанностями родителей и детей, политикой государства и видными
политическими деятелями.
Программа предполагает комплексный подход к развитию личности ,
предусматривая тесную связь нравственного, трудового и политического
воспитания. Чем младше возраст детей, тем глубже и разносторонней должна
быть эта связь.
3 раздел: «Культурное наследие нашей страны» (включение учащихся в
сферу осмысления культурных ценностей нашей страны).
Раскрытие духовнонравственной стороны познания окружающего мира,
его богатства, красоты и разнообразия; воспитание чувства
ответственности; формирование средствами предметов художественно
эстетического цикла разносторонней личности, способной отличать
внешнюю красоту от внутренней, стремящуюся к гармонии; осознание себя
частью единого общества. Знакомство с культурным наследием и
историческими памятниками Хакасии.
4 раздел: «Праздники» (включение учащихся в праздничную атмосферу,
осмысления главной идеи праздника)
Предлагаемый раздел рассчитан на ознакомление ребенком с разными
направлениями праздников: государственными, семейными религиозными,
профессиональными. Уделяется особое внимание национальным праздникам
хакасского народа : Чыл пазы, Урен хурты, Тунпайрам, Уртунтой, Айран
солындызы. На занятии «Традиции проведения семейных праздников» ребята
играют в игры, разгадывают кроссворды, участвуют в конкурсах; принимают
активное участие в праздниках, в конкурсе газет. На заключительном занятии
ребята своими руками делают подарки и дарят их друг другу. В процессе
работы учащиеся учатся договариваться, приходить к единому мнению,
сотрудничать.
5 раздел: «Никто не забыт, ничто не забыто!» ( воспитание истинного
патриота своей страны, чувство гордости за свой народ и великую силу духа;
осмысление разрушающей силы войны) Этот раздел рассчитан на то, что ребята соприкасаются с историей нашей
страны, а именно: с самой жестокой из войн – Великой Отечественной войной.
Яркие, красочные презентации погружают учащихся в атмосферу блокадного
Ленинграда, войны на Северном Кавказе. Ребята знакомятся с историей
наших земляковучастников локальных войн, которые учились в нашей школе
(Рабовича В.Н и Клюева В.В.). Принимают активное участие в городском
мероприятии «Эхо локальных войн», «Смотре песни и строя». Ребята
осваивают понятие «городагерои», встречаются с Ветеранами Великой
Отечественной войны, готовят проекты на эту тему. Ребята ведут активную
исследовательскую деятельность о своих родственниках – участниках ВОВ
(опрос родственников, розыск сведений через сайт «Подвиг народа»).
Заключительный этап – изготовление Стены Памяти с именами
родственниковфронтовиков, участие в шествии Бессмертного полка, защита
проекта. Каждый видит войну своими глазами: из этого складывается его
мировоззрение, воспитываются нравственные позиции и духовная близость с
невинно убиенными.
6 раздел: «Родина» в творчестве поэтов и писателей» ( воспитание
нравственной культуры через средства художественной выразительности)
Этот раздел рассчитан на то, что к ребенку осмысление великого и
дорогого понятия «Родина» приходит через художественное слово. Учащиеся
знакомятся с творчеством великих писателей и поэтов, посвятивших Родине
свои произведения. Анализируя и обсуждая наиболее значимые строки, ребята
приходят к выводу о том, насколько необъятна и многогранна любовь к
Родине. Мероприятие «Россия – Родина моя!» подводит итог данной
внеурочной работы.
3.Планируемые результаты
В результате реализации программы «Россия – Родина моя!»
обучающиеся получат возможность получить:
элементарные представления о политическом устройстве Российского
государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших
законах;
представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге
и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится
образовательное учреждение;
элементарные представления о правах и обязанностях гражданина
России;
начальные представления о народах России, об их общей исторической
судьбе, о единстве народов нашей страны;
элементарные представления о национальных героях и важнейших
событиях истории России и её народов; интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни
России
уважение к защитникам Родины;
умение отвечать за свои поступки;
различение хороших и плохих поступков;
уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное
отношение к сверстникам и младшим;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных
на взаимопомощи и взаимной поддержке;
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
элементарные представления об основных профессиях;
первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при
разработке и реализации учебных и учебнотрудовых проектов;
умение проявлять дисциплинированность, последовательность и
настойчивость в выполнении учебных и учебнотрудовых заданий;
умение соблюдать порядок на рабочем месте;
бережное отношение к результатам своего труда, труда других
людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе.
Личностные включают в себя:
развитие интереса;
действие нравственноэстетического оценивания ( что такое хорошо, что
такое плохо);
формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному
дому, семье, школе, городу, поселку;
формирование личностного отношения к окружающему миру (когда
ребенок задает вопросы);
формирование уважительного отношения к своей семье, развитие интереса
к истории жизни семьи;
формирование желаний выполнять действия;
Реализуется через знакомство детей с окружением – семья, дом, улицы,
город, поселок, природа.
Метапредметные включают в себя:
регулятивные
введение правил;
разный вид деятельности;
разучивание игр.
Реализуется через ориентирование учащихся на правила поведения дома, в
школе, на улице, в общественном транспорте (что такое хорошо, что такое
плохо), рассказ о своих интересах, увлечениях.
познавательные формирование практических умений ориентироваться в окружающей
среде;
формирование знаний о современных профессиях;
формирование знаний об истории города, поселка.
коммуникативные
формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы,
аргументировать;
формирование умения слушать и вступать в диалог;
формирование умения в постановке вопросов;
умение строить устный рассказ;
формирование умений работать в парах, малых группах.
усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об
обществе и роли человека в нем.
Предполагаемые формы подведения итогов реализации данной программы:
анкетирование, проектные работы, итоговое мероприятие.
4.Тематическое планирование
№п\п
Раздел.
Тема
Виды деятельности
Кол
во
часов
1.С чего начинается Родина? (14ч.)
1
2
34
5
67
Введение: Что такое
Родина?
Моя родина – Россия. Понятия
«родина», «страна»,
«государство».
Малая родина. Родное село.
Я и моя семья
Моя семья. История ее
возникновения.
Понятия «родственники»,
«предки», «потомки»
89
Генеалогическое древо моей
семьи
Роль семьи в жизни человека
10
1112 Профессии моих родителей
1314 «Дорожите именем своим».
Тайны наших имён.
1
1
2
1
2
2
1
2
2
Групповая работа
Групповая работа
Экскурсия в поселковый
музей, встреча со
старожилами.
Трудовой десант.
Групповая работа
Проектная работа
Практическая работа
Ролевая игра
Беседа. Экскурсия.
Исследовательская
работа 2.Мы живем в правовом государстве (6ч.)
15
16
Государственные символы
нашей страны: герб, гимн,
флаг.
Символика республики
Хакасия
1718 Конституция РФ .Что такое
права и обязанности человека,
его свобода и
ответственность?.
1
1
2
Групповая работа
Групповая работа
Ролевая игра
Беседа
1920 Что такое национальность и
народ? Политика государства.
Видные политические деятели.
Беседа
Встреча с интересными
людьми
3.Культурное наследие нашей страны ( 19ч.)
2122 Москва – столица нашей
2
2
Родины. Московский Кремль.
23
Абакан – столица Хакасии
2425 СанктПетербург. Эрмитаж.
Петергоф (Петродворец).
2627 Золотое Кольцо России.
2829 Хакасиядревняя земля.
Исторические памятники
Хакасии.
30
Природа родного края
3132 Игры народов России
33
3436 В мире сказок (сказки народов
Хакасские народные игры
России)
37
Хакасский народный эпос.
3839 Хакасияземля, где я живу.
Писатели и поэты Хакасии.
1
2
2
2
1
2
1
3
1
2
Беседа
Работа в парах
Беседа
Групповая работа.
Презентация.
Групповая работа
Групповая работа.
Презентация.
Беседа. Экскурсия.
Групповая работа.
Групповая работа
Групповая работа.
Групповая работа.
Групповая работа.
4.Праздники (8ч.)
40
41
Кто придумывает праздники и
почему их так любят люди?
Понятие «праздник».
1
1
Проектная работа.
Беседа Государственные, семейные,
религиозные,
профессиональные
Традиции проведения
семейных праздников.
42
4344 Праздники народов России
Праздники хакасского народа.
45
4647 Подарки.
1
2
1
2
Игра
Групповая работа.
Участие в празднике,
посвященному Дню
защитника Отечества,
изготовление газеты.
Групповая работа.
Практическая работа.
Экскурсия в магазин.
5.Никто не забыт, ничто не забыто! (11ч)
48
49
50
Великая Отечественная война
19411945гг. в истории нашего
народа.
Городагерои: Москва,
Волгоград, Брест, Керчь,
Севастополь.
Блокада Ленинграда.
1
1
1
Беседа
Групповая работа.
Групповая работа.
5152 У каждого народа свои герои.
2
53
Ветераны Великой
Отечественной войны.
5455 Дети войны.
Экскурсия в школьный
музей, экскурсия к
мемориальным доскам
участников локальных
войн. Участие в
городском мероприятии
«Эхо локальных войн».
Акция «Помоги
ветерану!»
Встреча с интересными
людьми.
Исследовательская
работа.
Проектная работа.
Защита проекта
6.«Родина» в творчестве поэтов и писателей (8ч.)
2
3
1
5658 Стена памяти.
59
Пословицы и поговорки о
Родине.
6061 Стихи о Родине (конкурс
1
2
Групповая работа.
Групповая работа. чтецов)
6263 Рассказы о Родине.
М.Пришвин «Моя Родина»
(Из воспоминаний детства),
К.Ушинский «Наше
Отечество», И.Тургенев
«Деревня»
Путешествие в мир мудрых
мыслей.
64
6566 Итоговое мероприятие:
«Россия – Родина моя!»
2
1
2
Беседа
Викторина
Групповая работа.
Викторина.
5.Материальнотехническое обеспечение
Для реализации данной программы имеется:
1) Кабинет начальных классов, который соответствует действующим
санитарным и противопожарным нормам и правилам обеспечивающий
проведение занятий;
2)Библиотека с читальным залом.
3)Школьный музей.
4)Необходимый картинный, фотовидео материал по краеведению.
6. Источники информации
―
1.Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности
гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А.
М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования.
М.: Просвещение,
2009.
2. Л.И. Гайдина, О.Е. Жиренко, В.А. Яровенко. Патриотическое
воспитание 14 классы. Москва. «ВАКО» 2009
3. В.Е. Саплина, А.И. Саплин. Введение в историю. Книга для учителя.
Москва. Дрофа, 1996
4. Википедия –свободная энциклопедия http:Wikipedia
5.А.Н.Балгазина.Моя Хакасия. Пособие для учся 12х кл.Абакан:
Хакасское кн.издво,8000.208с.
6. В.Я. Бутанаев, А.А. Верник, А.А. Ултургашев. Народные праздники
Хакасии.Абакан.1999г.
7.В.Я. Бутанаев «Традиционная культура и быт хакасов». Абакан. 1996г.
8.В.Я. Бутанаев, И.И. Бутанаева «Хакасский исторический фольклор».
Абакан. 2001г.
Абакан литературный. №3.1998г.
9.Сайт podvicnaroda.ru
. org
Программа по патриотическому воспитанию "Россия-Родина моя!"(2 класс)
Программа по патриотическому воспитанию "Россия-Родина моя!"(2 класс)
Программа по патриотическому воспитанию "Россия-Родина моя!"(2 класс)
Программа по патриотическому воспитанию "Россия-Родина моя!"(2 класс)
Программа по патриотическому воспитанию "Россия-Родина моя!"(2 класс)
Программа по патриотическому воспитанию "Россия-Родина моя!"(2 класс)
Программа по патриотическому воспитанию "Россия-Родина моя!"(2 класс)
Программа по патриотическому воспитанию "Россия-Родина моя!"(2 класс)
Программа по патриотическому воспитанию "Россия-Родина моя!"(2 класс)
Программа по патриотическому воспитанию "Россия-Родина моя!"(2 класс)
Программа по патриотическому воспитанию "Россия-Родина моя!"(2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.