Программа по патриотическому воспитанию "Россия-Родина моя!"(2 класс)
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

Программа по патриотическому воспитанию "Россия-Родина моя!"(2 класс)

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
2 кл
18.02.2017
Программа внеурочной деятельности "Россия-Родина моя!"-программа патриотического воспитания и развития младших школьников, имеет духовно-нравственное направление. На данном этапе развития современной России особенно актуален вопрос о гражданско-патриотическом воспитании.В программе описаны цели, задачи, содержание программы, планируемые результаты,методическое обеспечение и источники информации.В программе значительное место уделяется изучению национально-региональных особенностей республики Хакасия.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Программа Россия-Родина моя!.doc
Программа  по патриотическому воспитанию «Россия­Родина моя!»  1.Пояснительная записка Программа   «Россия­Родина   моя!»   разработана   на   основе   следующих нормативно­правовых документов:  Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273­ФЗ «Об образовании в Российской   Федерации»   (с   последующими   дополнениями   и изменениями).  Закона   Республики   Хакасия   «Об   образовании   в   Республики   (с   последующими   №60­ЗРХ; Хакасия»   от   05.07.2013г. дополнениями и изменениями)  СанПиН   2.4.2.2821­10 «Санитарно­эпидемиологические требования   к   условиям   и   организации   обучения   в общеобразовательных учреждениях»;    Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03­296 «Об организации внеурочной деятельности при   введении   федерального   государственного   образовательного стандарта общего образования»  Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа «Россия­Родина моя!» составлена с учетом требований примерной общеобразовательной программы начального общего образования, программы  развития МБОУ МСШ, основной общеобразовательной программы  начального общего образования МБОУ МСШ и  ориентирована на духовно­  нравственное направление. Программа   патриотического   воспитания   и   развития   учащихся  «Россия­ Родина   моя!»  направлена   на  воспитание   в   каждом   ученике   гражданина   и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.     Развитие страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению   чувство   любви   к   своим   родным,   к   своему   народу,   к   Родине, чувство ответственности перед будущим. Поэтому на данном этапе развития современной России особенно актуален вопрос о гражданско­патриотическом воспитании. Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой   родины   –   главный   методологический   принцип   духовно­ патриотического     воспитания   учащихся.   В   программе   значительное   место уделяется   изучению   национально­региональных   особенностей   республики Хакасия. Гражданское и патриотическое направление – одно из самых сложных в процессе воспитания, поэтому для повышения эффективности данной работы мы сотрудничаем с поселковой библиотекой, музеем, ДК «Визит», Советом ветеранов,   общественной   организацией     «Дети   войны».  Цели   программы достигаются   совместными   усилиями   семьи,   общественных организаций. Данная программа  рассчитана на детей начального школьного возраста 8­10 лет.  Занятия проводятся 2 раза в неделю по  1 часу.  Программа  имеет интегрированный характер.   школы, Цель программы – воспитание и развитие высоконравственного,  ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина  России. Основные задачи: ­ воспитание свободного гражданина с развитыми интеллектуальными  способностями;  ­ воспитание любви к школе, району, краю, Отечеству; воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям своего народа;  ­ привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов  Российской Федерации, исторических святынь Отечества; ­ формирование у обучающихся сознательного отношения к здоровому образу  жизни;  ­ формирование культуры межнационального общения;  ­ формирование у обучающихся знаний и представлений о достижениях  нашей страны в области науки, техники и культуры;  ­ формирование традиций в коллективе;  ­ создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации  детей в процессе активной творческой деятельности. Ценностные   установки  патриотического   воспитания   учащихся   начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:  патриотизм   (любовь   к   России,   к   своему   народу,   к   своей   малой родине; служение Отечеству);  социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям; справедливость, милосердие, честь, достоинство);  семья   (любовь   и   верность,   здоровье,   достаток,   почитание родителей,  забота   о   старших   и  младших,  забота   о   продолжении рода);  труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);  природа   (жизнь,   родная   земля,   заповедная   природа,   планета Земля);  человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество). Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той   или   иной   ценности,   определения   собственного   отношения   к   ней, формирования  опыта созидательной реализации этих ценностей на практике. Программа «Россия – родина моя!» состоит из 6 разделов: 2.Содержание программы 1. С чего начинается Родина?                                                                                    2. Мы живем в правовом государстве.                                                                      3. Культурное и природное наследие нашей страны.                                               4. Праздники.                                                                                                               5. Никто не забыт, ничто не забыто!                                                                          6. «Родина» в творчестве поэтов и писателей. 1 раздел: «С чего начинается Родина?» (воспитание гражданина, патриота  своего села, своей страны)       Воспитание любви к родной школе, республике, стране; знакомство с  географическим положением, развитие чувства патриотизма; развитие  личности гражданина, защитника Отечества, ответственного отношения к  семье, к людям; осознание своей значимости в судьбах нашей страны.       Формирование ценности знания, ориентированного на идею педагогики  сотрудничества; воспитание положительного отношения к труду как важной  ценности, развитие потребности в творческом труде; организация  самообслуживания, трудовые десанты; профориентация.       Формирование ценностного отношения к семье, её традициям; знакомство  с понятием культура поведения; воспитание  почтения и любви к родителям и  окружающим; организация сотрудничества по вопросам формирования  духовно­нравственных качеств и  культуры поведения обучающихся; знакомство с историей своей родословной, составление генеалогического  древа ; привитие простейших навыков самоанализа; знакомство с  профессиями родителей. 2 раздел : « Мы живем в правовом государстве». ( формирование правовых знаний и элементарных  политических взглядов)        Предлагаемый раздел  рассчитан на то, что  ребенок ознакомился  с:   государственными символами нашей страны, Конституцией РФ, правами и  обязанностями родителей и детей, политикой государства и видными  политическими деятелями.       Программа предполагает комплексный подход к развитию личности ,  предусматривая тесную связь нравственного, трудового и политического   воспитания. Чем младше возраст детей, тем глубже и разносторонней должна  быть эта связь. 3  раздел: «Культурное наследие нашей страны» (включение учащихся в  сферу осмысления культурных ценностей нашей страны).     Раскрытие духовно­нравственной  стороны познания окружающего мира,  его    богатства, красоты и разнообразия;  воспитание чувства  ответственности; формирование средствами предметов художественно­ эстетического цикла  разносторонней  личности, способной  отличать  внешнюю красоту от внутренней, стремящуюся к гармонии; осознание себя  частью единого общества. Знакомство с культурным наследием и  историческими памятниками Хакасии. 4 раздел: «Праздники»  (включение учащихся в праздничную атмосферу,  осмысления главной идеи праздника)  Предлагаемый раздел рассчитан на ознакомление ребенком с разными  направлениями праздников: государственными, семейными религиозными,  профессиональными. Уделяется особое внимание национальным праздникам  хакасского народа : Чыл пазы, Урен хурты, Тун­пайрам, Уртун­той, Айран  солындызы.  На занятии «Традиции  проведения семейных праздников» ребята играют в игры, разгадывают кроссворды, участвуют в конкурсах; принимают  активное участие в праздниках, в конкурсе газет. На  заключительном занятии ребята своими руками делают подарки и дарят их друг другу.  В процессе  работы учащиеся учатся договариваться, приходить к единому мнению,  сотрудничать. 5 раздел: «Никто не забыт, ничто не забыто!» ( воспитание истинного  патриота своей страны, чувство гордости за свой народ и великую силу духа;  осмысление разрушающей силы войны) Этот раздел рассчитан на то, что ребята соприкасаются с историей нашей  страны, а именно: с самой жестокой из войн – Великой Отечественной войной. Яркие, красочные презентации погружают учащихся в атмосферу блокадного  Ленинграда, войны на Северном Кавказе. Ребята знакомятся с историей  наших земляков­участников локальных войн, которые учились в нашей школе  (Рабовича В.Н и Клюева В.В.). Принимают активное участие в городском  мероприятии «Эхо локальных войн», «Смотре песни и строя».  Ребята  осваивают понятие «города­герои», встречаются с Ветеранами Великой  Отечественной войны, готовят проекты на эту тему. Ребята ведут активную  исследовательскую деятельность о своих родственниках – участниках ВОВ  (опрос родственников, розыск сведений через сайт «Подвиг народа»).  Заключительный этап – изготовление Стены Памяти с именами  родственников­фронтовиков, участие в шествии Бессмертного полка, защита  проекта. Каждый видит войну своими глазами: из этого складывается его  мировоззрение, воспитываются нравственные позиции и духовная близость с  невинно убиенными. 6 раздел: «Родина» в творчестве поэтов и писателей» ( воспитание  нравственной культуры через средства художественной выразительности) Этот раздел рассчитан на то, что к ребенку осмысление великого и    дорогого понятия «Родина» приходит через художественное слово. Учащиеся  знакомятся с творчеством великих писателей и поэтов, посвятивших Родине  свои произведения. Анализируя и обсуждая наиболее значимые строки, ребята приходят к выводу о том, насколько необъятна и многогранна любовь к  Родине. Мероприятие «Россия – Родина моя!» подводит итог данной  внеурочной работы. 3.Планируемые результаты В   результате   реализации   программы   «Россия   –   Родина   моя!» обучающиеся получат возможность получить:   элементарные  представления  о  политическом  устройстве  Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;  представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и   гербе   субъекта   Российской   Федерации,   в   котором   находится образовательное учреждение;  элементарные   представления   о   правах   и   обязанностях   гражданина России;  начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;  элементарные   представления   о   национальных   героях   и   важнейших событиях истории России и её народов;  интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России   уважение к защитникам Родины;  умение отвечать за свои поступки;  различение хороших и плохих поступков;  уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;  установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;  бережное, гуманное отношение ко всему живому;  элементарные представления об основных профессиях;  первоначальные   навыки   коллективной   работы,   в   том   числе   при разработке и реализации учебных и учебно­трудовых проектов;  умение   проявлять   дисциплинированность,   последовательность   и настойчивость в выполнении учебных и учебно­трудовых заданий;  умение соблюдать порядок на рабочем месте;  бережное   отношение   к   результатам   своего   труда,   труда   других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;  отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе.  Личностные включают в себя:  ­ развитие интереса; ­ действие нравственно­эстетического оценивания ( что такое хорошо, что такое плохо); ­   формирование   понятий   о   малой   родине,  воспитание   любви   к   родному дому, семье, школе, городу, поселку; ­   формирование   личностного   отношения   к   окружающему   миру   (когда ребенок задает вопросы); ­ формирование уважительного отношения к своей семье, развитие интереса к истории жизни семьи; ­ формирование желаний выполнять действия; Реализуется через знакомство детей с окружением – семья, дом, улицы, город, поселок, природа. Метапредметные включают в себя: регулятивные ­ введение правил; ­ разный вид деятельности; ­ разучивание игр. Реализуется через ориентирование учащихся на правила поведения дома, в школе, на улице, в общественном транспорте (что такое хорошо, что такое плохо), рассказ о своих интересах, увлечениях. познавательные ­ формирование практических умений ориентироваться в окружающей среде; ­ формирование знаний о современных профессиях; ­ формирование знаний об истории города, поселка. коммуникативные ­   формирование   умения   объяснять   свой   выбор,   строить   фразы, аргументировать; ­ формирование умения слушать и вступать в диалог; ­ формирование умения в постановке вопросов; ­ умение строить устный рассказ; ­ формирование умений работать в парах, малых группах. ­ усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем. Предполагаемые формы подведения итогов реализации данной программы: анкетирование, проектные работы, итоговое мероприятие. 4.Тематическое планирование №п\п Раздел. Тема Виды деятельности Кол­ во часов 1.С чего начинается Родина? (14ч.) 1 2 3­4 5 6­7   Введение: Что такое ­  Родина?  Моя родина – Россия. Понятия «родина», «страна»,  «государство».  Малая родина. Родное село. Я и моя семья  Моя семья. История ее  возникновения. Понятия «родственники»,  «предки», «потомки» 8­9 Генеалогическое древо моей  семьи Роль семьи в жизни человека 10 11­12 Профессии моих родителей 13­14 «Дорожите именем своим».  Тайны наших имён.  1 1 2 1 2 2 1 2 2 Групповая работа Групповая работа Экскурсия  в поселковый музей, встреча со  старожилами. Трудовой десант. Групповая работа Проектная работа Практическая работа Ролевая игра Беседа. Экскурсия. Исследовательская  работа 2.Мы живем в правовом государстве (6ч.) 15 16  Государственные символы  нашей страны: герб, гимн,  флаг. Символика республики  Хакасия 17­18  Конституция РФ .Что такое  права и обязанности человека,  его свобода и  ответственность?. 1 1 2  Групповая работа Групповая работа Ролевая игра Беседа 19­20 Что такое национальность и  народ?  Политика государства. Видные политические деятели. Беседа Встреча с интересными  людьми                 3.Культурное  наследие нашей страны ( 19ч.) 21­22 Москва – столица нашей  2 2 Родины. Московский Кремль. 23 Абакан – столица Хакасии 24­25 Санкт­Петербург. Эрмитаж.  Петергоф (Петродворец). 26­27 Золотое Кольцо России. 28­29  Хакасия­древняя земля. Исторические памятники  Хакасии. 30 Природа родного края 31­32 Игры народов России 33 34­36 В мире сказок (сказки народов  Хакасские народные игры России) 37 Хакасский народный эпос. 38­39 Хакасия­земля, где я живу.  Писатели и поэты Хакасии. 1 2 2 2 1 2 1 3 1 2 Беседа Работа в парах Беседа Групповая работа. Презентация.  Групповая работа Групповая работа. Презентация. Беседа. Экскурсия. Групповая работа. Групповая работа Групповая работа. Групповая работа. Групповая работа. 4.Праздники (8ч.) 40 41 Кто придумывает праздники и  почему их так любят люди? Понятие «праздник».  1 1 Проектная работа. Беседа Государственные, семейные,  религиозные,  профессиональные Традиции проведения  семейных праздников. 42 43­44 Праздники народов России Праздники хакасского народа. 45 46­47  Подарки. 1 2 1 2 Игра Групповая работа.  Участие в празднике,  посвященному  Дню  защитника Отечества,  изготовление газеты. Групповая работа. Практическая работа. Экскурсия в магазин. 5.Никто не забыт, ничто не забыто! (11ч) 48 49 50  Великая Отечественная война  1941­1945гг. в истории  нашего народа.  Города­герои: Москва,  Волгоград, Брест, Керчь,  Севастополь.  Блокада Ленинграда. 1 1 1 Беседа Групповая работа. Групповая работа. 51­52  У каждого народа свои герои. 2 53 Ветераны Великой  Отечественной войны. 54­55 Дети войны. Экскурсия в школьный  музей, экскурсия к  мемориальным доскам  участников локальных  войн. Участие в  городском мероприятии  «Эхо локальных войн». Акция «Помоги  ветерану!» Встреча с интересными  людьми.  Исследовательская  работа. Проектная работа.  Защита проекта 6.«Родина» в творчестве поэтов и писателей (8ч.) 2 3 1 56­58 Стена памяти. 59 Пословицы и поговорки о  Родине. 60­61 Стихи о Родине (конкурс  1 2 Групповая работа. Групповая работа. чтецов) 62­63 Рассказы о Родине. М.Пришвин «Моя Родина»    (Из воспоминаний детства),  К.Ушинский «Наше  Отечество», И.Тургенев  «Деревня» Путешествие в мир мудрых  мыслей. 64 65­66 Итоговое мероприятие:  «Россия – Родина моя!» 2 1 2 Беседа Викторина Групповая работа.  Викторина. 5.Материально­техническое обеспечение Для реализации данной программы имеется: 1)   Кабинет   начальных   классов,   который   соответствует   действующим санитарным   и   противопожарным   нормам   и   правилам   обеспечивающий проведение занятий; 2)Библиотека с читальным залом. 3)Школьный музей. 4)Необходимый картинный, фото­видео материал по краеведению.                                  6.  Источники информации ―           1.Концепция   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М.  Кондаков,  В.  А. Тишков. Рос. акад. образования.   М.: Просвещение, 2009.     2.       Л.И. Гайдина, О.Е. Жиренко, В.А. Яровенко. Патриотическое  воспитание 1­4 классы. Москва. «ВАКО» 2009     3. В.Е. Саплина, А.И. Саплин. Введение в историю. Книга для учителя.  Москва. Дрофа, 1996    4. Википедия –свободная энциклопедия http:Wikipedia    5.А.Н.Балгазина.Моя Хакасия. Пособие для уч­ся 1­2­х кл.­Абакан:  Хакасское кн.изд­во,8000.­208с.    6.   В.Я. Бутанаев, А.А. Верник, А.А. Ултургашев. Народные праздники   Хакасии.Абакан.1999г.                              7.В.Я. Бутанаев «Традиционная культура и быт хакасов». Абакан. 1996г.       8.В.Я.   Бутанаев,   И.И.   Бутанаева   «Хакасский   исторический   фольклор». Абакан. 2001г. Абакан литературный. №3.1998г.   9.Сайт podvicnaroda.ru  .  org
скачать по прямой ссылке