Принята на совете педагогов УТВЕРЖДАЮ
Протокол № заведующий МБДОУ
« » 20 г. ДС № 37 «Мальвинка»
О. Н. Кузьменкова
Рабочая программа по предоставлению дополнительной образовательной услуги по направлению
«Художественное творчество. Волшебная мастерская» .
Для одарённых детей.
г. Смоленск
Учреждение: МБДОУ «Детский сад №37 «Мальвинка»
Адрес:
Название программы: «Волшебная мастерская» - по обучению детей бумагопластике и приемам техники квиллинг, как художественного способа конструирования из бумаги.
Руководитель: воспитатель первой квалификационной категории Комиссарова Ольга Михайловна.
Тип программы: художественно-эстетический.
Вид программы: развивающий.
Направление деятельности: прикладное творчество, конструирование.
Продолжительность освоения программы: 4 года (2 раз в неделю)
Критерии отбора детей: на основе запроса родителей, педагогов.
Возраст участников: от 3 до 7 лет.
Количество участников: 12 человек.
Форма организации: подгрупповая
Продолжительность деятельности: 3-4 года (вторая младшая группа) – 15 мин.,
4-5 лет (средняя группа) – 20 мин.,
5-6 лет (старшая группа) – 25 мин.,
6-7 лет (подготовительная группа) – 30мин.
Оглавление
Информационная карта
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка
1.2. Структурно – содержательная характеристика программы
1.3. Принципы и подходы к формированию программы.
1.4. Характеристика возрастных возможностей детей 3-5 лет в детском творчестве
1.5. Характеристика возрастных возможностей детей 5 - 7 летв детском творчестве
1.6. Предполагаемые результаты реализации программы
1.7. Календарно-тематическое планирование
(1 год обучения)
(2 год обучения)
(3 год обучения)
(4 год обучения)
1.8. Формы, методы и средства реализации программы..
1.9. Способы и направления поддержки детской инициативы
1.10. Формы взаимодействия с семьями воспитанников
2. Организационное обеспечение реализации программы
2.1. Особенности организации совместной и самостоятельной деятельности.
2.2. Материально-техническое обеспечение
2.3. Методическое обеспечение
2.4. Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, наполняемость групп)
2.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
2.6. Расписание работы кружка:
3. Список используемой литературы:
Приложение1
1.1. Пояснительная записка
Программа «Волшебная мастерская» разработана в соответствии с законодательными нормативными документами:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17 октября 2013 года).
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).
Программа «Волшебная мастерская» разработана с учетом:
- Проекта примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – М.: «Мозаика – Синтез» - 2014г.
- Бумагопластика. Цветочные мотивы. Давыдова Г.Н. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007г.
- От салфеток до квиллинга. Нетрадиционные техники работы с бумагой. Черкасова И.А. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013г.
В проекте ФГОС общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определены как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения и навыки, и проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точки зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия дошкольника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью, а также наиболее доступно для дошкольников. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Приобщение детей к художественно-творческой деятельности происходит постепенно – от простого к сложному, от частного к общему, от игры к обучению с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В.А.Сухомлинский.
У современных детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики, а это является одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память, внимание и связная речь. У многих дошкольников особенно слабо развиты сложно-координированные движения ведущей руки, т.е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.
Ребёнок познаёт мир с помощью манипуляций, т.е. действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребенка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Объёмные картины и аппликации, чудесные цветы, птички, куклы, овечки, снеговики, рождественские ангелы, зайчики, новогодние ёлочки и другие чудесные превращения бумажных салфеток собраны в этом разделе. Кто бы мог подумать, что из обычных бумажных салфеток можно изготовить столько милых вещичек? Детишкам помладше предлагается делать обычные шарики из бумажной салфетки и клеить их на любой рисунок или контур – это могут быть животные, стебли растений, залпы салютов. Очень мило и трогательно выглядят открытки и приглашения для родителей из разноцветных бумажных салфеток.
Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Детям разных возрастов нравится работать с бумагой и творить свои уникальные шедевры искусства. Оригами — древнее искусство складывания бумаги, берущее начало в Японии, благодаря которому, дети научатся делать поделки из бумаги. Они будут развивать мелкую моторику рук, научаться читать простейшие схемы, и смогут сделать для себя, можно сказать, любую игрушку .
Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из салфеток, бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация, оригами). Программа рассчитана на 4 года обучения.
Курс предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Важным условием развития детского творчества при реализации предлагаемой программы является создание эмоционально-благополучной творческой атмосферы: образовательная деятельность должна вызывать у детей положительные эмоции, хорошее настроение, желание заниматься творчеством.
1.2. Структурно – содержательная характеристика программы
Содержание программы направлено:
• на создание условий для художественно-эстетического развития ребенка посредством применения различных нетрадиционных технологий ; развитие мотивации к познанию творчества;
• приобщение детей к миру искусства ; обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
• профилактику асоциального поведения; укрепление психического и физического здоровья;
• сотрудничество с семьей.
Новизна программы состоит в том, что
• в ней достаточно дополнено, расширено и систематизировано использование бумагокручения, конструирования, мозаики, аппликации, оригами через принципы, формы и методы обучения;
• раскрыта взаимосвязь разнообразных техник и здоровьесберегательных технологий.
Педагогическая целесообразность программы предназначена для развития творческих задатков детей с помощью разнообразных техник для формирования ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладения основами творческой деятельности, что дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир искусства.
В программе определены четыре этапа:
1-й этап – работа с бумажными салфетками. Этот этап возможно начинать осуществлять с детьми второй младшей группы. Занятия с салфетками способствует развитию художественно-эстетического вкуса, мелкой моторики, ручных умений, развитию речи, так как существует взаимосвязь общей и речевой моторики.
2-й и 3-й этап - квиллинг. Оригинальный вид рукоделия, суть которого заключается в накручивании и моделировании с помощью маленького инструмента (зубочистка), бумажных полос и при помощи полученных форм создавать различные композиции.
4 этап - модульное оригами древнее искусство складывания бумаги, берущее начало в Японии, благодаря которому, дети научатся делать поделки из бумаги. Они будут развивать мелкую моторику рук, научаться читать простейшие схемы, и смогут сделать для себя, можно сказать, любую игрушку .
Цель программы кружка «Волшебная мастерская» - создание всесторонне-интеллектуального и эстетического развития детей в процессе овладения техникой бумажной пластики и элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги; создать условия для развития творческой активности детей.
Задачи программы кружка:
Обучающие:
ü Учить основным приемам в аппликационной технике из салфеток и технике «бумагопластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок и др.)
ü Обучать дошкольников художественному моделированию из полосок бумаги.
ü Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
ü Формировать и обогащать сенсорные способности и впечатления (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги).
ü Формировать умения следовать устным инструкциям.
ü Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
ü Создавать композиции с элементами, выполненными в технике квиллинг.
Развивающие:
ü Повысить уровень развития мелкой моторики рук, координацию движений рук, глазомер.
ü Развивать художественный вкус. Творческую фантазию, эстетическое и цветовое восприятие.
ü Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Воспитательные:
ü Воспитывать интерес к бумажной пластике и искусству квиллинга.
ü Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
ü Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы.
Принципы, лежащие в основе программы:
ü доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
ü наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
ü демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ребенка в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
ü научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
ü «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
1.4. Характеристика возрастных возможностей детей 3-5 лет в детском творчестве
К 4 годам в рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Изменяется композиция рисунков: от хаотичного расположения до ритмично расположенных в ряд предметов. Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Схематично рисует дом, человека, дерево.
В процессе лепки дети могут раскатывать пластические материалы круговыми и прямыми движениями ладоней рук, соединять готовые части друг с другом, украшать вылепленные предметы, используя стеку.
Конструирование начинает носить характер целенаправленной деятельности (от замысла к поиску способов её исполнения). Они могут изготавливать поделки из бумаги, природного материала; начинают овладевать техникой работы с ножницами; составляют композиции из готовых и самостоятельно вырезанных простых форм.
Ребенок 4 лет может самостоятельно оценить предполагаемую композицию, а также подобрать нужные цвета для запчастей. Игра продолжает быть важным элементом в детском конструировании из бумаги, но теперь обыгрывается не цель, а выполнение задания.
1.5. Характеристика возрастных возможностей детей 5 - 7 летв детском творчестве
Старший дошкольный возраст – это период активного познания, творчества, общения. Но самое главное, это период подготовки к новому этапу жизни – школьному обучению. 6-7-летний возраст – «золотой век» детского творчества.
В творческой деятельности старших дошкольников замыслы становятся более устойчивыми, расширяются возможности использования материалов, которые ребенок выбирает. У детей появляется избирательное отношение к различным видам изобразительной деятельности.
В рисовании и лепке с натуры они передают характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. Движения рук приобретают уверенность, становятся более координированными. Это дает возможность свободно использовать технические приемы рисования, лепки, конструирования из бумаги.
Композиция рисунков, аппликации усложняется. Дети могут изображать предметы ближе или дальше. При этом они способны выделить главное, определить «место действия», передать особенности цветовой гаммы, характерные черты персонажа. Теперь они замечают недостатки и могут дать эстетическую оценку полученному результату. Иногда проявляют желание повторить определенный сюжет, добиваясь более качественного изображения.
Конструирование из бумаги у старших дошкольников может быть самостоятельным и творческим. Дети могут создавать достаточно сложные композиции, выбирать тему, способы конструирования, планировать и контролировать свои действия.
Инициатива, самостоятельность, самоорганизация позволяют детям выполнять индивидуальные и коллективные композиции.
Опыт изобразительной деятельности, творческого конструирования и социокультурные потребности, позволяют приобщать детей к декоративному дизайну, художественному оформлению быта.
1.6. Предполагаемые результаты реализации программы
В результате обучения по данной программе дошкольники:
ü научатся определять виды и свойства бумаги, картона;
ü овладеют основными приемами в технике «бумажная пластика» (разрывать, сминать, скатывать, скручивать);
ü будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
ü научатся следовать устным инструкциям;
ü научатся согласовывать свои усилия и действия;
ü научатся конструировать по образцу, по замыслу, проявлять творчество;
ü будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
ü уметь планировать свою работу;
ü разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
ü овладеют навыками культуры труда, будут соблюдать правила техники безопасности, порядок на рабочем месте;
ü улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы.
1.7. Календарно-тематическое планирование
(1 год обучения)
Месяц |
Число |
Тема |
Кол-во часов |
|
теория |
практика |
|||
сентябрь |
|
Знакомство с салфеткой |
1 |
|
|
Основные элементы |
1 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
||||
октябрь |
|
Проект «Листочки» |
1 |
7 |
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
ноябрь |
|
Коллективный проект «Осень» |
1 |
7 |
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Продолжение таблицы
декабрь |
|
Индивидуальные работы «Скоро новый год» |
1 |
7 |
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
ярварь |
|
Коллективная работа «Зима в лесу» |
1 |
3 |
|
||||
|
||||
|
||||
февраль |
|
Индивидуальные проекты «Подарок папе» |
1 |
7 |
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
март |
|
Работы «8 марта», «Весенние цветы» |
1 |
7 |
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Продолжение таблицы
апрель |
|
Объемная композиция «Одуванчики» |
1 |
7 |
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
май |
|
Объемная композиция «Встречаем лето» |
1 |
3 |
|
||||
|
||||
|
(2 год обучения)
Месяц |
Число |
Тема |
Кол-во часов |
|
теория |
практика |
|||
Сентябрь |
|
История квиллинга. Техника безопасности. |
1 |
- |
|
Основные элементы. Паспарту. |
- |
1 |
|
|
Карта основных элементов |
- |
2 |
|
|
||||
Октябрь |
|
Проект «Южный виноградник» |
1 |
7 |
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
Ноябрь |
|
Проект «Красная рябина» |
1 |
7 |
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Продолжение таблицы
Декабрь |
|
Индивидуальный проект «Новогодняя сказка» |
1 |
7 |
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
Январь |
|
Индивидуальная творческая работа «Белая снежинка» |
1 |
3 |
|
||||
|
||||
|
||||
Февраль |
|
Проект «Подарок папе» |
1 |
7 |
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
Март |
|
Индивидуальный проект «Букет для мамы» |
1 |
7 |
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Продолжение таблицы
Апрель |
|
Объемная композиция «Ландыши» |
1 |
7 |
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
Май |
|
Проект «На встречу лету» |
1 |
3 |
|
||||
|
||||
|
(3 год обучения)
Месяц |
Число |
Тема |
Кол-во часов |
|
теория |
практика |
|||
Сентябрь |
|
Композиция «Полевой букет» |
1 |
3 |
|
||||
|
||||
|
||||
Октябрь |
|
Проект «Букет осени» |
1 |
7 |
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
Ноябрь |
|
Проект «Гроздья рябины» |
1 |
7 |
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Продолжение таблицы
Декабрь |
|
Индивидуальные проекты «Скоро новый год» |
1 |
7 |
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
Январь |
|
Проект «Гжель» |
1 |
3 |
|
||||
|
||||
|
||||
Февраль |
|
Индивидуальные проекты «23 ФЕВРАЛЯ» |
1 |
7 |
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
Март |
|
Объемная композиция «Фиалки для мамы» |
1 |
7 |
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Продолжение таблицы
Апрель |
|
Проект «Анютины глазки» |
1 |
7 |
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
Май |
|
Мини-проект «Яблоня в цвету» |
1 |
3 |
|
||||
|
||||
|
(4 год обучения)
Месяц |
Число |
Тема |
Кол-во часов |
|
теория |
практика |
|||
сентябрь |
|
Знакомство с модульным оригами |
1 |
|
|
Знакомство со схемами |
1 |
1 |
|
|
Обучение складыванию |
|
1 |
|
|
||||
октябрь |
|
Коллективный проект «Лебедь» |
1 |
7 |
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
ноябрь |
|
Коллективный проект «Лебедь» |
|
8 |
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Продолжение таблицы
декабрь |
|
Индивидуальные работы «Здравствуй Новый год» |
1 |
7 |
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
январь |
|
Коллективный проект «Зима» |
1 |
3 |
|
||||
|
||||
|
||||
февраль |
|
23 февраля(поделка для папы) |
1 |
7 |
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
март |
|
Рамочка для фото |
1 |
7 |
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Продолжение таблицы
апрель |
|
Коллективный проект «Котик» |
1 |
7 |
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
май |
|
Коллективный проект «Котик» |
|
4 |
|
||||
|
||||
|
1.8. Формы, методы и средства реализации программы
Формы работы:
ü индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
ü групповая (при выполнении коллективных работ каждая микро группа выполняет определенное задание);
ü коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).
Формы подведения итогов реализации работы по программе.
ü составление альбома лучших работ;
ü изготовление подарков к праздничным мероприятиям проводимых в детском саду;
ü оформление выставки «Чудесный завиток» в детском саду;
ü участие в выставках детского творчества.
Методы работы:
Методы, в основе которых лежит способ организации деятельности:
ü словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
ü наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ (выполнение) педагогом или ребенком, работа по образцу и др.);
ü практический (выполнение работ по инструктивным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
ü объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
ü репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
ü частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с воспитателем;
ü исследовательский – самостоятельная творческая работа детей
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
ü фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
ü индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
ü групповой – организация работы в группах;
ü индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Среди приемов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует отметить:
ü активизация и индивидуализация обучения;
ü игры и игровые ситуации;
ü творческие работы и т.д.
1.9. Способы и направления поддержки детской инициативы
Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия педагога с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка является ключевым условием развития и поддержки детской инициативы.
Создание условий для самовыражения средствами искусства:
Ø планируем время в течение дня, когда дети могут создавать свои произведения;
Ø создаем атмосферу принятия и поддержки во время занятий творчеством;
Ø оказываем поддержку и помощь в овладении необходимыми для творческой деятельности техническими навыками;
Ø предлагаем задания, в которых детские произведения не стереотипны, и отражают их замысел;
Ø поддерживаем детскую инициативу в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств.
Участие детей в выставках детского прикладного творчества: «День пожилого человека», «День воспитателя», «Осень золотая», «День матери», «Новогодние сюрпризы», «Рождество», «Папу поздравляем», «Мама – лучший друг», «Весна», «День Победы», «Лето – лучшая пора», итоговые выставки, подарки для родных людей.
1.10. Формы взаимодействия с семьями воспитанников
Совместная работа родителей и детей по изготовлению поделок удовлетворяет потребность ребенка в активной деятельности, стремление выполнять работу, дает реальное воплощение мысли, фантазии.
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников:
Ø консультации в уголке для родителей: «Моторика и её роль в развитии ребенка», «Развиваем моторику. Несколько идей, чем занять ребенка», «Волшебный мир бумаги», «Салфеточная аппликация», «Такая разная аппликация», «Квиллинг – как искусство», «Квиллинг руками детей»;
Ø совместная работа родителей и детей по изготовлению поделок;
Ø совместные выставки, где родители и дети имеют возможность продемонстрировать свои умения, навыки, творческое воображение и поделиться опытом;
Ø мастер-классы по теме кружка.
2.1. Особенности организации совместной и самостоятельной деятельности.
В соответствии с Федеральными государственными требованиями творческое развитие дошкольников осуществляется через совместную образовательную деятельность педагога и детей, а также через самостоятельную деятельность ребенка.
«Совместная деятельность взрослого и детей» - основная модель организации детей дошкольного возраста. Это и занимательные показы, свободная художественная деятельность с участием воспитателя, индивидуальная работа с детьми, рассматривание произведений творчества, сюжетно-игровая ситуация, художественный досуг, конкурсы, экспериментирование с материалами (обучение, опыты, дидактические игры, наблюдения).
Самостоятельная деятельность – одна из основных моделей организации дошкольников. Особое место уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. С этой целью создана специальная предметно-развивающая среда, обеспечивающая индивидуальный выбор деятельности, а также взаимодействовать со сверстниками. Используются специальные приемы руководства самостоятельной деятельностью.
2.2. Материально-техническое обеспечение
Документация:
Ø Положение о кружковой работе;
Ø Приказ об организации работы кружка;
Ø Расписание;
Ø Рабочая программа;
Ø Перспективный план работы по возрастам;
Ø Методический материал (консультации для педагогов и родителей, анкеты, конспекты НОД, презентации, дидактический материал, фотосессии выставок детского творчества и т.п.);
Ø Экран посещаемости.
Для занятий в кружке необходимо иметь:
Инструменты:
Ø набор цветной тонированной бумаги;
Ø набор картона (цветной и белый);
Ø клей ПВА;
Ø линейки на каждого ребенка;
Ø инструмент для квиллинга (специализированный или самодельный: зубочистка или стержни для шариковой ручки с ращепленным концом).
Оборудование:
Ø столы, стулья;
Ø мольберт;
Ø иллюстрации и готовые объекты труда;
Ø инструкционные карты;
Ø салфетки влажные;
Ø клеенки;
Ø ножницы;
Ø карандаши простые и цветные;
Ø бумажные разноцветные полоски шириной 0,2 мм. - 1 см.
2.3. Методическое обеспечение
Учебные и методические пособия. Интернет ресурсы
1. Быстрицкая А. «Бумажная филигрань» - «Просвещение», Москва 1982.
2. Давыдова Г. И. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007г.
3. Джун Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с англ. С.В. Григорьевой – М: «Просвещение», 1979 г.
4. Хелен Уолтер. «Узоры из бумажных лент». _ «Университет», Москва 2000.
5. http:/stranamasterov.ru
6. festival.1september.ru
Материалы из опыта работы педагога
Ø Инструкционные карты и схемы изготовления поделок.
Ø Инструкционные карты сборки изделий
Ø Образцы изделий
Ø Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.
2.4. Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, наполняемость групп)
Программа кружка «Волшебная мастерская» рассчитана на 4 года (с детьми от 3 до 7 лет). Продолжительность занятий зависит от возраста детей и составляет:
1-й год обучения – дети 3 – 4 лет – 15 мин.
2-й год обучения – дети 4 – 5 лет – 20 мин.
3-й год обучения – дети 5 – 6 лет – 25 мин.
4-й год обучения – дети 6 – 7 лет – 30 мин.
Деятельность в кружке проводится во вторую половину дня. Занятия проводятся 8 раз в месяц с сентября по май.
Прием детей в кружок осуществляется по желанию детей и запросу родителей. Все занятия проводятся по подгруппам.
Занятие состоит из двух частей, объединенных одной темой: теоретическая и практическая части. Теоретическая часть включает - объяснение нового материала, беседы, рассматривание, демонстрация наглядных пособий, презентации, мастер-классы, общие сведения об используемых материалах. В теоретическую часть входят беседы по технике безопасности в обращении с острыми предметами (ножницы). Практическая часть – изготовление и оформление поделок, обыгрывание ситуаций по теме.
В процессе занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к каждому воспитаннику.
Программа способствует формированию умений по принципу «от простого к сложному». Педагог, в зависимости от уровня подготовки детей, интересов и пожеланий, вносит изменения в программу, сокращает материал по одной теме и увеличивает его по другой теме.
Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержанием программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет использовать индивидуальный подход к выполнению работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приучить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе дети могут совмещать и объединять в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение.
2.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Предметно-развивающая среда способствует и побуждает к данному виду творчества. Используются игры с различными материалами для закрепления цветовой гаммы; пальчиковые игры; упражнения на развитие мелкой моторики и сенсомоторики; рисование по трафаретам и с использованием фигурной линейки, штриховки разной сложности; лепка в сочетании с природным материалом; различные виды аппликаций, графические диктанты и т.д.
Для детского творчества отведено хорошо освещенное место. Здесь воспитанники в свободное время выполняют творческие работы. В доступности необходимый творческий материал. В распоряжении детей бумага разной фактуры, размера и цвета; картон, гофрокартон; клей ПВА и клей-карандаш; альбомы с иллюстрациями; инструкционные карты. Есть место для небольшой выставки выполненных творческих работ.
Детские работы выставляются на всеобщее обозрение для родителей на стенде «Наше творчество», а так же на стенде кружка «Волшебная мастерская». Организуется персональная выставка работ. Работы так же выкладываются на сайты. Наряду с детскими работами вывешиваю свои работы и работы родителей, что повышает самооценку воспитанников и способствует их самоутверждению.
2.6. Расписание работы кружка:
Понедельник, среда во второй половине дня согласно возрасту детей.
1. Быстрицкая А. «Бумажная филигрань». – М.: Просвещение, 1982.
2. Джексон Д. Узоры и мотивы из бумажных лент. – И.: Контэнт, 2010. – 48 с.
3. Долженко Г. И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль.: Академия развития, 2001.
4. Зайцева А. Искусство квиллинга. – И.: Эксмо – Пресс, 2009. – 64 с.
5. Петрова И. М. Волшебные полоски. – СПб.: Детство-пресс, 2000.
6. Стницина Е. Умные пальчики (Текст): пособие для родителей и воспитателей / Е. Синицина. – Москва. 1998
7. Ступак Е. Гофрированный картон. – И.: Айрис – Пресс, 2009. – 32 с.
8. Рогочевская Л. Ажурный квиллинг. Уникальная авторская техника. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014. – 96 с.: ил.
9. Черкасова И. От салфеток до квиллинга. Нетрадиционные техники работы с бумагой. – МОСКВА – И.: Скрипторий 2003, 2013 г.
Приложение1
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.