Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 38 «Апельсин»
Программа по профилактике речевых нарушений у детей
младшего дошкольного возраста
«Малые фольклорные жанры в развитии речи детей
младшего дошкольного возраста» Тамбов
Пояснительная записка
В последнее время увеличилось количество детей с низкой речевой
активностью. Это обуславливает необходимость дальнейшего поиска новых
эффективных подходов речевого развития воспитанников. Возраст от 3 до 4
лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.
Главная задача педагога в области развития речи детей младшего
дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть
родным языком. Считается, что при низкой речевой активности наиболее
Важнейшим
эффективными
оказываются стимулирующие методы.
источником развития выразительности детской речи являются
произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные
формы (загадки, потешки, считалки, сказки, чистоговорки).
Средства фольклора настолько разнообразны и выразительны, что
позволяют быстро найти эмоциональный контакт с ребёнком и построить
свою работу по развитию речи на ярком и интересном для ребёнка материале.
Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого
идеального сочетания труднопроизносимых звуков, такого продуманного по
звучанию расположения слов. Народные сказки дают образцы ритмичной речи,
знакомят с красочностью и образностью родного языка. Запоминание устного
народного творчества оказывает большое влияние на развитие словаря детей,
так как именно из них дети узнают об окружающем мире. Большую роль
устное народное творчество играет в развитии звуковой культуры речи, так
как учит детей правильно четко и отчетливо произносить
звуки и слова, переносить эти навыки в обычную разговорную речь. Этому
способствуют чистоговорки, скороговорки. Заучивание стихов, потешек,
считалок совершенствует речевой слух, вырабатывает правильное речевое
дыхание.
дразнилки оказывают влияние на
считалки,
Песенки, грамматический строй речи: правильное упоминание детьми падежных форм,
использование в речи различных форм: глаголов, предлогов, местоимений.
Устное народное творчество оказывает большое влияние на формирование
связной речи. Простота и лаконичность народного фольклора помогает
простыми средствами решать сложные задачи речевого развития.
Цель программы:
обогащение словарного запаса и повышение уровня речевого развития детей
через малые формы фольклора.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
широкое использование фольклорного материала: песен, загадок, пословиц,
поговорок, сказок и т.д;
развивать умение слушать и понимать содержание фольклорных
произведений, эмоционально реагировать на них;
создание разнообразной речевой среды соответственно возрасту.
Планируемые результаты:
Проделанная работа по данной программе позволит:
повысить у детей интерес к устному народному творчеству (песенки, сказки,
потешки, песенки); к заучиванию наизусть и рассказыванию по желанию
произведений фольклора;
сформировать умение слушать и запоминать новые произведения, желание
участвовать в театрализованных и подвижных играх, с интересом следит за
действиями героев кукольного театра;
сформировать потребность детей в самостоятельном использовании малых
форм фольклора в игровой деятельности. Литература
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения
родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000.
2. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных
форм // Дошк. воспитание.1991 № 9.
3. Ушакова О. С. "Развитие речи дошкольников», М., 2001.
4. Князева О. Л., Маханева М. Д. "Приобщение детей к истокам русской
народной культуры СанктПетербург, 2004.
5. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М.: Просвещение, 1987.
6. Орлова Н. «О роли малых фольклорных жанров в жизни детей», 2001.
7. Танкеев И. «Русские народные игры», М, 1999.
8. Шинкарь Г., Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми
младшего возраста // Дошк. воспитание.1990 №10.
Программа по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста
Программа по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста
Программа по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста
Программа по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.