Программа по семьеведению
Оценка 4.6

Программа по семьеведению

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
классное руководство
2 кл—4 кл
29.01.2017
Программа по семьеведению
Программа по семьеведению включает: пояснительная записка, цели и задачи, планируемый результат Содержание курса, календарно- тематическое планирование на каждый день. Программа составлена для проведения занятий в начальной школе по ФГОС.. Данная программа необходима учителям для проведения внеурочной деятельности в начальных классах.программа внеурочной деятельности
Программа по семьевведение Word (2).docx
Введенско­ Слободская основная общеобразовательная школа» Верхнеуслонского  муниципального района Республики Татарстан Рассмотрено на заседании СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ ШМО МБОУ «Введенско­ Слободская ООШ» Протокол №______ от Заместитель директора по ВР   МБОУ «Введенско­ Слободская ООШ» Директор МБОУ ««Введенско­ Слободская ООШ»____________Л.Э.Морозенкова «_____» ____________2015 года Руководитель ШМО  МБОУ «Введенско­Слободская ООШ» __________   В.В.Тяганова ________________ А.М.Ширяева «_____» ___________ 2015 года Приказ № __________ «_____» _______________ 2015 года РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  курса  «Семьеведение» по теме  «Я люблю свою семью»,  4 класс               муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения          «Введенско­ Слободская основная общеобразовательная школа »            Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан            Ширяевой Анны Михайловны,   учителя  начальных классов   Рассмотрено на заседании  педагогического совета  МБОУ ««Введенско­ Слободская ООШ» Протокол № ___ «___»_________2015 года 2015­ 2016 учебный год СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка  …………………………………………………………………….……………………..3­4     2. Место  учебного  курса…………………………………………………….…...............................................................5     3. Планируемые результаты освоения программы…………………………………………………………………6­7     4. Содержание  учебного предмета………………………………………………………………………………….....8     5.Учебно­тематический план………………………………………………………………………………………........9     6. Календарно­тематическое планирование ……………………………………………………………………....10­25     7.Учебно­методическое  и материально­техническое обеспечение образовательного процесса……………26­27   стр. 2 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса « Семьеведение» по теме  «Я люблю свою семью»,  ориентирована  на  учащихся 4  класса и разработана на  основе следующих нормативно­правовых   документов:    образования и науки Российской Федерации  от 06.10.09 №373  Федеральный закон от 29.12.2012 N 273­ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Закон Республики Татарстан « Об образовании» № 68­ЗРТ от 22 июля 2013 года Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом Министерства Рабочие  программы. «Семьеведение» Е.Ф.Купецковой,  Г.Н.Редя, И.Ф.Смирнова   Основная  образовательная программа  начального  общего образования МБОУ ««Введенско­ Слободская ООШ» . Положение о рабочей программе МБОУ ««Введенско­ Слободская ООШ»  Цель   курса:  подготовка   к   семейной   жизни,  формирование представлений о семье как частичке общества, как первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека Задачи:        ­  способствовать формированию  убеждения о важности семьи, в святости понятия «семья», необходимости беречь ее; ­ способствовать воспитанию чувства привязанности к членам семьи, гордости за их достижения; ­ способствовать осознанию учащимися важности значения семьи в жизни человека и общества, принятию ценностей семейной жизни, уважительному отношению к членам семьи; ­ развивать навыки терпимости к недостаткам членов семьи; ­ раскрыть основные признаки и принципы существования и сохранения счастливой семьи;  ­ определить роль членов семьи;  3                    ­ способствовать формированию самостоятельности в решении семейных проблем; ­ добиться понимания учениками значения как самого труда в семье для удовлетворения основных потребностей и обеспечения ее жизнедеятельности, так и важности сотрудничества, взаимопомощи членов семьи в его организации; ­познакомить учащихся с такими признаками семьи, как совместный труд и ведение домашнего хозяйства; ­ формирование у школьников представления о понятии семейное хозяйство; ­ способствовать формированию культурного поведения в семье; ­ познакомить с правилами, которых должен придерживаться рачительный хозяин и помочь овладеть ими; ­ побудить учащихся  к изучению истории своей семьи, ее традиций, бережному их сохранению, составления  родословной своей семьи; ­ способствовать воспитанию  уважительного  отношения к пожилым членам семьи; ­ снижение асоциального поведения среди подростков ­ формирование у учащихся основных представлений о семейной жизни; ­ содействие усвоению учащимися собственной системы семейных ценностей; ­ способствовать формированию бережного отношения к семейным документам и семейным реликвиям ­ пробуждение у учащихся желания создать крепкую, счастливую семью; ­ дать основы знаний по практической генеалогии и смежных с ней дисциплин; ­ прививать основные умения исследовательской работы; ­   научить   приемам   оформления   генеалогической   информации,   приемам   исследования   разных   генеалогических источников; ­ научить правилам оформления исследовательской работы ­ способствовать развитию родового самосознания детей, ценностного отношения к семейно­родовой истории. развитие сотруднических отношений между педагогами и родителями, формирование гуманных отношений между детьми и  родителями;  формирование убеждения о важности семьи в жизни человека,   укрепить привязанность к членам своей семьи; научить гордиться их достижениями, оказывать помощь старшим, заботиться о младших и стариках. Общая характеристика курса Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни. Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование.  4 Ценностные ориентиры содержания курса Ценность   труда   и   творчества  как   естественного   условия   человеческой   жизни,   состояния   нормального   человеческого существования.  Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.  2.МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ        На  изучение  курса «Семьеведение» в 4 классе отводится 8 часов в год, из расчёта 2 часа в четверть, 4 учебные четверти. Программа реализуется  на  классных  часах. Занятия   проводятся   в   следующих  формах:   изучение   и   обобщение   материала,   анкетирование,   интервьюирование,   а   также комбинированное   занятие   с   элементами   практической   работы,   исследование,   поиск,  беседы,   методы   театрализации,   игрового моделирования, опросы. Изучаются методы самодиагностики, обработки полученных данных. В личностно­психологическом плане занятия направлены на совершенствование общения, регуляцию настроения, и т.д. Виды   деятельности  разнообразны:   изобразительная,   художественная,   графическая,   чтение,   работа   со   справочным   и   архивным материалом. Формы контроля и проверки достижений ожидаемых результатов:    в качестве текущего контроля используются  опросы учащихся во время занятий, проверка их исследовательских работ; в качестве средств итогового контроля применяется защита учащимися своих творческих и исследовательских работ с  последующим обсуждением в группе; в качестве дополнительных средств контроля и проверки используются личные наблюдения педагога за учащимися, индивидуальные беседы с учащимися и их родителями. Формы подведения итогов реализации факультативной образовательной программы: выставка творческих и исследовательских работ, оформление летописи семьи, конкурс сочинений, фотовыставки   У   учащихся   продолжится     формирование   ряда   личностных   качеств:   любви   к   своей   семье,   к     ее   истории,   гордости   за   её достижения, за свою семью и предков.  5 3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Личностные результаты: ­  овладение  навыкам составления  герба семьи;  ­ овладение  навыкам составления  генеалогического  древа семьи; ­  овладение  приёмам  общения  с членами семьи; ­ формирование навыка  поиска  информации и надлежащим образом её оформлять; ­ формирование навыка работы в группах; ­ овладение  приёмам саморегуляции и конструктивного решения возникающих в семейной жизни проблем; ­ понимание  важности значения семьи в жизни человека и общества;   ­  понимание ценности семейной жизни, уважительно относиться к членам семьи; Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: ­определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. ­проговаривать последовательность действий на уроке.  ­учиться высказывать своё  предположение. ­учиться работать по предложенному учителем плану.  ­самостоятельно формулировать тему и цели урока.  ­ оставлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.  ­работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. 6 Познавательные УУД: ­находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. ­делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. ­преобразовывать информацию из  одной  формы в  другую: составлять план, таблицу, схему, подробно пересказывать небольшие тексты. ­осуществлять анализ и синтез. ­устанавливать причинно­следственные связи. ­строить рассуждения. Коммуникативные УУД: ­оформлять свои мысли в устной и письменной форме. ­слушать и понимать речь  других; пользоваться приёмами слушания. ­учиться работать в  паре,  группе; выполнять различные роли. ­адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач; ­высказывать и обосновывать свою точку зрения. ­слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения. ­договариваться и  приходить к общему решению в совместной деятельности. ­задавать вопросы. Предметные результаты: ­ знание истории своей семьи и своего рода в целом;  ­ знание основных понятий курса; ­ знание системы родства и свойства, термины русского родства; ­ знание происхождения имен и фамилий; ­ знание функций и виды семей;  ­ знание признаков счастливой семьи, принципы существования и сохранения счастливой семьи; ­ знание навыков культурного поведения в семье; ­ значение труда, важность сотрудничества, взаимопомощи членов семьи в организации труда, правила ведения домашнего хозяйства; ­ знание традиций своей семьи, семейные реликвии, семейные праздники; 7 4.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1. Семейная родословная Представление детей о родственных связях, о семейной родословной. Доброжелательное, уважительное отношение к своим родственникам, стремление поддерживать добрые семейные отношения. 2. Семья и здоровый образ жизни    Представление учеников о семье  и здоровом образе жизни, об отношениях членов семьи друг к другу. Интерес к семейным делам. Доброжелательное отношение к членам семьи и другим людям. 3. Особенности уклада, строя жизни семьи  Представление о ведении домашнего хозяйства. Планирование  и организация  домашних дел, осознанное отношение к своим обязанностям в семье. Уважение к труду старших. 4. Незаменимость семьи для человека Представления учеников о незаменимости семьи для человека, об отношениях членов семьи друг к другу. Доброжелательное отношение к членам семьи и другим людям. 5. Преемственность поколений 8 Представление о преемственности  поколений. Любовь и уважение к старшим членам  семьи. 6.   Содержание семейного общения  Представление о том, что семья – это коллектив людей, которым очень хорошо вместе. Любовь и забота  о  каждом члене семьи. 7.   Современная семья глазами ребёнка. Тест «Идеальная семья» Представление учащихся о семье с их точки зрения. Знакомство учащихся с особенностями семей своих одноклассников, семейными ценностями, традициями и реликвиями каждой семьи в классе. 8.Урок с родителями «Наша семья».  Интерес, почтение и уважение к особенностям своей семьи, чувство гордости за принадлежность к своей семье, школе, малой Родине, России. 5. УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №  п/п 1 2 3 4 5 6 7 Тема занятия Количество часов Теория Практика Семейная родословная Семья и здоровый образ жизни Особенности уклада, строя жизни семьи  Незаменимость семьи для человека Преемственность поколений Содержание семейного общения Современная   семья   глазами   ребёнка.  Тест 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 8 «Идеальная семья» Урок с родителями «Наша семья». Зачёт Всего 1 8 4 1 4 6.КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Тема урока Виды учебной  деятельности Кол­ во часов Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) Предметные  результаты Метапредметныерез ультаты УУД Личностные результаты Виды   контроля и  измерите ли Дата     План  Факт 1 1 Семейная родослов ная 1  1ч Формулировать представление детей родственных связях. Оценивать   о  Знать историю своей семьи,  знание традиций  своей семьи,  семейные реликвии,  семейные праздники;   Регулятивные УУД: ­Определять и формулировать  цель деятельности на уроке с помощью учителя. ­Проговаривать ­внутренняя позиция  школьника на уровне  положительного  отношения к школе,  понимания  необходимости учения; Текущий 28.09 10 доброжелательн ое, уважительное отношение к своим родственникам, стремление поддерживать добрые семейные отношения. ­учебно­познавательный интерес к предмету  своё последовательность действий на уроке. ­Учиться высказывать предположение. ­Учиться  работать по   предложенному учителем плану. ­Самостоятельно формулировать  тему и цели урока. ­Составлять   план решения учебной проблемы совместно с учителем. ­Работать  по   плану, сверяя   свои   действия с целью, корректировать  свою деятельность.     Познавательные УУД: ­Находить ответы на вопросы   в   тексте, иллюстрациях. ­Делать   выводы  в результате совместной работы   класса   и учителя. ­Преобразовывать информацию из  одной 1. 2. 3. 11 другую:   план, схему,   формы   в   составлять таблицу, подробно пересказывать небольшие тексты. ­Осуществлять анализ и синтез. ­Устанавливать причинно­ следственные связи. ­Строить рассуждения. Коммуникативные УУД: ­Оформлять  свои мысли   в   устной   и письменной форме.  и ­Слушать понимать  речь других;  пользоваться приёмами слушания. ­Учиться  работать в паре, группе; выполнять   различные роли. ­Адекватно использовать  речевые средства для  решения различных коммуникативных     4. 5. 6. 1. 2. 3. 4. 12 5. 6. 7. 8. 1 ч 2 2 Семья   и здоровый образ жизни Определять понятия семьи  и здорового образа жизни  Проявлять  интерес к семье и здоровому  образу жизни 7.  и  свою задач; ­Высказывать обосновывать точку зрения. ­Слушать и слышать других, пытаться   принимать иную   точку   зрения,   быть готовым корректировать   свою точку зрения.  и ­Договариваться приходить   к   общему решению в совместной деятельности. ­Задавать вопросы. Регулятивные УУД: ­Учиться  работать по   предложенному учителем плану. ­Самостоятельно формулировать  тему и цели занятия. ­Составлять   план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные УУД: ­Находить ответы на вопросы   в   тексте,   Текущий 19.10 Стремление к познанию нового, самооценка на  основе критериев  успешности учебной  деятельности 13 8. 9. 9. иллюстрациях. ­Делать   выводы  в результате совместной работы   класса   и учителя. Коммуникативные УУД: ­Оформлять  свои мысли   в   устной   и письменной форме.  и 10. ­Слушать понимать  речь других;  пользоваться приёмами слушания.     11. ­Учиться  работать в паре, группе; выполнять   различные роли. понимание здоровья  как важнейшего  условия саморазвития  и самореализации  человека; 1 ч Знакомиться   с особенностями уклада, жизни семьи   строя 3 3 Особенно сти уклада, строя жизни семьи Знание признаков  счастливой семьи,  принципы  существования и  сохранения  счастливой семьи; Регулятивные УУД: ­Учиться  работать по   предложенному учителем плану. ­Самостоятельно формулировать  тему умение адекватно  воспринимать причину  своего успеха/неуспеха; ­формирование эмпатии как осознанного  Текущий 28.11 14 понимания чувств   других людей и  сопереживания им,  выражающихся в  поступках,  направленных на  помощь и обеспечение  благополучия; Знать особенности  уклада, строя жизни  семьи   и цели занятия. ­Составлять   план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные УУД: 10. ­Находить ответы на вопросы   в   тексте, иллюстрациях. 11. ­Делать   выводы  в результате совместной работы   класса   и учителя. 12. Коммуникативные УУД: 12. ­Оформлять  свои мысли   в   устной   и письменной форме.  и 13. ­Слушать понимать  речь других;  пользоваться приёмами слушания.     14. ­Учиться  работать в группе; паре, выполнять   различные роли. понимание здоровья  как важнейшего  условия саморазвития  и самореализации  15 1 ч Определять понятия семьи 3 4 Незамени мость семьи для человека Знание признаков  счастливой семьи,  принципы  существования и  сохранения  счастливой семьи; Знать, что семья для  человека незаменима Текущий 14.12 способность управлять  своими эмоциями,  проявлять культуру  общения и  взаимодействия в  процессе занятий,  игровой и  соревновательной  деятельности; человека;    своё Регулятивные УУД: ­Определять и формулировать  цель деятельности на уроке с помощью учителя. ­Проговаривать последовательность действий на уроке. ­Учиться высказывать предположение. ­Учиться  работать по   предложенному учителем плану. ­Самостоятельно формулировать  тему и цели урока. ­Составлять   план решения учебной проблемы совместно с учителем. ­Работать  по   плану, сверяя   свои   действия с целью, корректировать  свою деятельность.     Познавательные УУД: 13. ­Находить ответы на 16 вопросы   в   тексте, иллюстрациях. 14. ­Делать   выводы  в результате совместной работы   класса   и учителя. 15. ­Преобразовывать информацию из  одной формы   в     другую: план, составлять   таблицу, схему, подробно пересказывать небольшие тексты.   16. ­Осуществлять анализ и синтез. 17. ­Устанавливать причинно­ следственные связи. 18. ­Строить рассуждения. Коммуникативные УУД: 15. ­Оформлять  свои мысли   в   устной   и письменной форме.  и 16. ­Слушать понимать  речь других;  пользоваться приёмами слушания. 17. ­Учиться  работать в 17 паре, группе; выполнять   различные роли. 18. ­Адекватно использовать  речевые средства для  решения различных коммуникативных задач; 19. ­Высказывать обосновывать точку зрения.  и  свою 20. ­Слушать и слышать пытаться других,   принимать   иную точку   зрения,   быть готовым корректировать   свою точку зрения. 21. ­Договариваться  и приходить   к   общему решению в совместной деятельности. 22. ­Задавать вопросы. 1 ч 5 5 Преемств енность поколени й Определять понятие поколение, преемственность поколений. Знание истории  своей семьи и своего  рода в целом. Знание традиций  своей семьи,  семейные реликвии,  семейные праздники; Регулятивные УУД: ­Учиться  работать по   предложенному учителем плану. ­Самостоятельно формулировать  тему и цели занятия. ­внутренняя позиция  школьника на уровне  положительного  отношения к школе,  понимания  необходимости учения; ­учебно­познавательный Текущий 25.01 18 интерес к предмету   ­Составлять   план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные УУД: 19. ­Находить ответы на вопросы   в   тексте, иллюстрациях. 20. ­Делать   выводы  в результате совместной работы   класса   и учителя. 21. Коммуникативные УУД: 23. ­Оформлять  свои мысли   в   устной   и письменной форме.  и 24. ­Слушать понимать  речь других;  пользоваться приёмами слушания.     25. ­Учиться  работать в паре, группе; выполнять   различные роли. понимание здоровья  как важнейшего  условия саморазвития  и самореализации  человека; 19 1 ч 6 6 Содержа ние семейног о общения Определять понятие семейного общения, учиться общаться членами семьи.   с Знание признаков  счастливой семьи,  принципы  существования и  сохранения  счастливой семьи Текущий 15.02 ­внутренняя позиция  школьника на уровне  положительного  отношения к школе,  понимания  необходимости учения; ­учебно­познавательный интерес к предмету Регулятивные УУД: ­Учиться  работать по   предложенному учителем плану. ­Самостоятельно формулировать  тему и цели занятия. ­Составлять   план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные УУД:   22. ­Находить ответы на вопросы   в   тексте, иллюстрациях. 23. ­Делать   выводы  в результате совместной работы   класса   и учителя. 24. Коммуникативные УУД: 26. ­Оформлять  свои мысли   в   устной   и письменной форме.  и 27. ­Слушать  речь понимать других;  пользоваться приёмами слушания. 28. ­Учиться  работать в 20 1 ч Определять понятие Современная семья 7 7 Современ ная семья глазами ребёнка. Тест «Идеальн ая семья» Знать,   что   такое современная   семья. Знание   признаков счастливой   семьи, принципы существования сохранения счастливой семьи.   и     паре, группе; выполнять   различные роли. понимание здоровья  как важнейшего  условия саморазвития  и самореализации  человека;    своё Регулятивные УУД: ­Определять и формулировать  цель деятельности на уроке с помощью учителя. ­Проговаривать последовательность действий на уроке. ­Учиться высказывать предположение. ­Учиться  работать по   предложенному учителем плану. ­Самостоятельно формулировать  тему и цели урока. ­Составлять   план решения учебной проблемы совместно с учителем. ­Работать  по   плану, сверяя   свои   действия   Тест 18.04 способность управлять  своими эмоциями,  проявлять культуру  общения и  взаимодействия в  процессе занятий,  игровой и  соревновательной  деятельности; 21 с целью, корректировать  свою деятельность. Познавательные УУД: 25. ­Находить ответы на вопросы   в   тексте, иллюстрациях. 26. ­Делать   выводы  в результате совместной работы   класса   и учителя. 27. ­Преобразовывать информацию из  одной формы   в     другую: план, составлять   таблицу, схему, подробно пересказывать небольшие тексты.   28. ­Осуществлять анализ и синтез. 29. ­Устанавливать причинно­ следственные связи. 30. ­Строить рассуждения. Коммуникативные УУД: 29. ­Оформлять  свои 22 мысли   в   устной   и письменной форме.  и 30. ­Слушать понимать  речь других;  пользоваться приёмами слушания. 31. ­Учиться  работать в паре, группе; выполнять   различные роли.     32. ­Адекватно использовать  речевые средства для  решения различных коммуникативных задач; 33. ­Высказывать обосновывать точку зрения.  и  свою 34. ­Слушать и слышать пытаться других,   принимать   иную точку   зрения,   быть готовым корректировать   свою точку зрения. 35. ­Договариваться  и приходить   к   общему решению в совместной деятельности. 36. ­Задавать вопросы. 23 Зачёт 16.05 проявление активности  во взаимодействии для  решения  коммуникативных и  познавательных задач 1 ч 8 8 Урок   с родителя ми «Наша семья». с Общаться     и родителями   знакомиться   с особенностями семей своих одноклассников       с Знакомство   особенностями семей своих одноклассников. Значение труда, важность   сотрудни­ чества, взаимопомощи членов   семьи   в организации   труда, правила   ведения   до­ машнего хозяйства    своё Регулятивные УУД: ­Определять и формулировать  цель деятельности на уроке с помощью учителя. ­Проговаривать последовательность действий на уроке. ­Учиться высказывать предположение.  работать ­Учиться по   предложенному учителем плану. ­Самостоятельно формулировать  тему и цели урока. ­Составлять   план решения учебной проблемы совместно с учителем. ­Работать  по   плану, сверяя   свои   действия с целью, корректировать  свою деятельность.     Познавательные УУД: 31. ­Находить ответы на вопросы   в   тексте, иллюстрациях. 24 32. ­Делать   выводы  в результате совместной работы   класса   и учителя. 33. ­Преобразовывать информацию из  одной   другую: формы   в   план, составлять   таблицу, схему, подробно пересказывать небольшие тексты.   34. ­Осуществлять анализ и синтез. 35. ­Устанавливать причинно­ следственные связи. 36. ­Строить рассуждения. Коммуникативные УУД: 37. ­Оформлять  свои мысли   в   устной   и письменной форме.  и 38. ­Слушать понимать  речь других;  пользоваться приёмами слушания. 39. ­Учиться  работать в паре, группе; выполнять   различные     25 роли. 40. ­Адекватно использовать  речевые средства для  решения различных коммуникативных задач; 41. ­Высказывать обосновывать точку зрения.  и  свою 42. ­Слушать и слышать пытаться   других, принимать иную   точку   зрения,   быть готовым корректировать   свою точку зрения. 43. ­Договариваться  и приходить   к   общему решению в совместной деятельности. 44. ­Задавать вопросы. 26 7. УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ  И МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 27 № Наименование объектов и средств учебно­ методического и материально­ Количество  № п/п 1. 2. 3 . 4. 5. технического обеспечения           Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) «Семьеведение». Е.Ф.Купецковой,  Г.Н.Редя, И.Ф.Смирнова Козлов Н. И. Как относиться к себе и людям М., 1994. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая школа, 1993. Печатные  и демонстрационные пособия Таблицы в соответствии с основными темами программы  обучения  Карточки с заданиями   для 4 класса  Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе  и  методических пособиях    Технические средства обучения (ТСО) ­ Мультимедийное оборудование / интерактивная доска/ ­ Ноутбук ­ Колонки ­ Персональный компьютер с принтером ­ Фотоаппарат Экранно­звуковые пособия и MULTIMEDIA – поддержка  ­ Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы:  электронное приложение к  учебнику, тренажеры, компьютерные игры, презентации   ­Презентации, соответствующие содержанию предмета  ­ Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ( http://school­ collection.edu.ru/       ) Оборудование класса ­ Классная настенная доска с набором приспособлений для крепления  картинок ­ Ученические двухместные столы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 28 29 ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Семьеведение»                     для учащихся 10­11 классов  Программа составлена учителем русского языка и литературы МБОУ «Ижевская СОШ» Галкиной Е.В. 30 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа рассчитана на 35 занятий для учащихся 10 и 11 классов.  У всех людей один большой общий дом – наша Земля, ещё один большой общий дом – наша Родина, страна, процветание которой зависит от каждого   из   нас.   А   есть   ещё   малый   дом   –   семья,   в   которой   должны   максимально   удовлетворяться разнообразные   духовные   и   материальные   потребности   личности,   осуществляться   всестороннее   и гармоническое её развитие. Учёные считают, что семья возникла примерно три тысячи лет назад. Главное в семье – не выгода, не совместная деятельность, а любовь. Сохраняя любовь и передавая это чувство другим поколениям, члены семьи создают в ней атмосферу счастья, уверенности, защищённости. Настоящие семейные ценности – это хорошие отношения между всеми её членами и постоянная поддержка близких людей.  Программа элективного курса «Семьеведение» предусматривает подготовку молодежи к семейной жизни, сосредоточение внимания на том, какие они, юноша и девушка, вступающие в брак, как они воспитаны, умеют ли они любить прежде всего не себя, а другого, жить для другого, смогут ли нести ответственность за будущую семью, детей, за счастье близкого человека, смогут ли правильно строить внутрисемейные отношения, ради будущих детей. 31 Среди непреходящих ценностей, созданных человечеством за десятки тысяч лет, семья является одной из величайших. Ни одна нация, ни одна культурная общность не сумели обойтись без семьи. Анализ причин разводов показывает, что три четверти семей распадаются из­за очень слабой нравственной и психологической подготовленности  к  браку.  Характерный  факт­ опросы  разведенных  также показывают преобладание среди них мнения, будто быть супругом легко, просто им лично не повезло.  Но хорошие семьи не рождаются сами собой. Они ­ результат неустанных усилий самих супругов. Основные направления курса. ­ раскрыть важность для молодежи подготовки к семейной жизни, ­ формировать культуру общения, взаимоотношения влюбленных, ­ дать понятия о характере , темпераменте личности, ­ показать дружбу как человеческую потребность, ­ дать понятия о браке, ­ раскрыть особенности молодой семьи, ­ познакомить с законами гражданского Кодекса о семье, ­ способствовать обогащению семьи лучшими семейными традициями. ­ находить причины семейных конфликтов и уметь выходить из них, ­ выработать умения заботиться о новорожденных детях, ­ формировать уважение к старшим в семье... Цель программы:  1. Создать представление о важной роли семьи в нашем обществе.  2. Создать условия для расстановки жизненных приоритетов, сохранения семейных традиций.  32 Задачи программы:   знакомство с понятиями традиционной и современной семьи;  эмоциональное и когнитивное включение в процесс саморазвития;  разрушение стереотипов восприятия, возникших во внутрисемейных контактах;   примерка роли партнёра в семейных отношениях.  Методы и техники работы:   мини­лекции;  беседы;  групповая дискуссия;  упражнения тренингового характера;  психологические игры;  работа в малых группах;  выполнение упражнений с фиксацией их на бумаге.  Ожидаемые результаты реализации программы.  По окончании ознакомления с курсом занятий по семьеведению учащиеся должны:  33  уметь получать необходимую информацию о себе, знать способы получения такой информации;  иметь осознанное желание планировать семью;  иметь навыки взаимодействия в межличностных партнёрских взаимоотношениях;  быть толерантным по отношению к людям противоположного пола. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 34 № п/п Тема занятия Содержание урока,  цели и задачи Кол­ во часов Дата П. Ф. 1 2 3 4 5 Введение в курс занятий.  Семья в современном  обществе. Функции семьи. Понятие о  личности Психологические характеристики личности. Темперамент Психология межличностных  отношений. 1 2 2 1 1 Раскрыть важнейшие  для молодежи вопросы  подготовки к семейной  жизни. Дать учащимся  представление о  личности в целом Раскрыть сущность  основных понятий,  характеризующих  личность, пробудить  стремление к  самопознанию Познакомить с  основными типами  темперамента,  определить их у себя. Показать роль и  значение общения в  жизни людей,  35 6 7 8 Нравственные основы взаимоотношений юношей и  девушек Дружба, влюбленность любовь. Культура поведения влюбленных способствовать  формированию  культуры общения, находить выход из  конфликтных ситуаций. Раскрыть понятия  «мужественность»,  «женственность»,  красота внутренняя и  внешняя. Раскрыть значимость  этих чувств в жизни  человека, показать  зависимость глубины и  характера этих чувств  от уровня развития  личности. Охарактеризовать  нравственную сущность поведения влюбленных,  способствовать  выработке умения  критически оценивать  свое поведение 1 2 1 36 Что такое готовность к  браку? 9 Свадьба. Медовый месяц. Общение в семье. Особенности молодой семьи. 10 11 12 13 1 1 1 1 1 Дать представление о  браке, нравственно­  этических основах  вступления в брак. Рассмотреть вопросы  подготовки и  проведения свадьбы. Показать «подводные  камни» первого месяца  жизни. Рассмотреть  особенности общения в  молодой семье,  обратить внимание на  умение выслушивать  друг друга Охарактеризовать  основные функции семьи Показать, что  супружество ­ это  новый этап развития  любви, когда из двух «я» формируется одно  целое. 37 Супружеская адаптация и  семейные кризисы 14 Нравственные устои семьи,. Планирование семьи. Досуг ­ это зеркало семьи Семейные праздники Семейный бюджет. 15 16 17 18 19 1 1 1 1 1 1 Как оставаться  интересными друг  другу. Дать понятие о  супружеской  адаптации и о  возможных  разногласиях Дать понятие о долге в  семье Обсудить главный  вопрос в молодой семье  ­ вопрос о детях. Поговорить о том, как  проводить свободное  время в семье. Вспомнить, какие  семейные праздники  отмечают в семьях  ребят Дать представление о  семейном бюджете, о  планировании,  подумать над тем, как  зарабатывать деньги.. 38 «Погода» в доме. Психологический  климат  семьи. Причины нарушения  семейных отношений. Последствия нарушения  семейных конфликтов. Воспитание детей в семье 20 21 22 23 24 Мать – главный зодчий человечества. 25 1 1 1 1 1 1 Выяснить , от чего  зависит уют в доме, как создать интерьер  комнат. Дать понятие о  факторах,  формирующих  психологический  климат семьи. Семейные конфликты­ выяснить их причины,  умение выходить из них. Раскрыть последствия  нарушений семейных  конфликтов, объяснить последствия развода Дать представление о  незаменимости  воздействия семьи на  развитие и воспитание  детей, раскрыть  ошибки семейного  воспитания и пути их  устранения. Дать представление об  особых функциях  матери как  39 Отец ­ опора семьи. Истоки родительской  мудрости. Бабушки и дедушки. Советы доктора Спока Новорожденный в доме. 26 27 28 29 30 1 1 1 1 1 воспитательницы,  прививать уважение к  матери с детства Раскрыть сущность  отцовства, своеобразия влияния отца на детей. Затронуть степень  участия отца и матери в воспитании детей,  начиная с рождения  ребенка Раскрыть значимость  старших в воспитании  детей в семье,  воспитывать уважение  к бабушкам и Познакомить ребят с  некоторыми советами  знаменитого педагога  Бенджамина Спока. Рассказать о приеме  новорожденного в доме  и уходе за ним,  познакомить с  особенностями  развития ребенка  первого года жизни. 40 Неполные семьи. Итоговое занятие 31 32 Раскрыть трудности  воспитания детей в  неполных семьях,  экономическое и  психологическое  состояние членов  семьи, помощь  государства этим  семьям 1 1 35 часов                            ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Ричардсон Р. Силы семейных уз. С. ­П. , 2004.  2. Дерябо С, Ясвин В. Гроссмейстер общения. М. , 2006.  3. Корнелиус Х. , Фэйр Ш. Выиграть может каждый. М. , 2002.  4. Шейнов В. П. Скрытое управление человеком М. , 2002.  5. Сибли Л. Чувства разные нужны – чувства разные важны. . . М. , 2009.  41 6. Кипнис М. Тренинг семейных отношений (в 2­х частях). М. , 2005.  7. Кроль Л. М. , Михайлова Е. Л. Человек­оркестр: микроструктура общения. М. , 2003.  8. Гласс Л. Как достичь взаимопонимания между мужчиной и женщиной. М. , 2004.  9. Верб Л. Я. Под одним кровом. П. , 2003.  10.Курьянски Д. Как сохранить любовь. М. , 2005.  11.Психотерапия семейных отношений Под ред. Райгородского Д. Я. У. , 2004.  12.Ретюнских Л. Т. “Школа Сократа”. Философские игры десять лет спустя. М. , 2003.  13.Зацепин В. , Цимбалюк В. Мы и наша семья. Книга для молодых супругов. – М.,2003.  14.Хухлаева   О.   ,   Кирилина   Т.   ,   Фёдорова   О.   Счастливый   подросток.   Программа   профилактики   нарушений психологического здоровья. – М. , 2000. Рецензия на программу элективного курса «Семьеведение»  учителей муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ижевская средняя общеобразовательная школа»  Менделеевского муниципального района Республики Татарстан Галкиной Елены Васильевны, Мифтаховой Эльзы Габденуровны 42 Рецензируемая программа элективного курса «Семьеведение» предназначена для учащихся 10­11 классов и предусматривает подготовку молодежи к семейной жизни, сосредоточение внимания на том, какие они, юноша и девушка, вступающие в брак, как они воспитаны, умеют ли они любить прежде всего не себя, а другого, жить для другого, смогут ли нести ответственность за будущую семью, детей, за счастье близкого человека, смогут ли правильно строить внутрисемейные отношения, ради будущих детей. Основные направления курса. ­ раскрыть важность для молодежи подготовки к семейной жизни, ­ формировать культуру общения, взаимоотношения влюбленных, ­ дать понятия о характере , темпераменте личности, ­ показать дружбу как человеческую потребность, ­ дать понятия о браке, ­ раскрыть особенности молодой семьи, ­ познакомить с законами гражданского Кодекса о семье, ­ способствовать обогащению семьи лучшими семейными традициями. ­ находить причины семейных конфликтов и уметь выходить из них, ­ выработать умения заботиться о новорожденных детях, 43 ­ формировать уважение к старшим в семье... Цель программы:  1. Создать представление о важной роли семьи в нашем обществе.  2. Создать условия для расстановки жизненных приоритетов, сохранения семейных традиций.  Задачи программы:  знакомство с понятиями традиционной и современной семьи;   эмоциональное и когнитивное включение в процесс саморазвития;  разрушение стереотипов восприятия, возникших во внутрисемейных контактах;   примерка роли партнёра в семейных отношениях.  Методы и техники работы:   мини­лекции;  беседы;   упражнения тренингового характера; групповая дискуссия;  психологические игры;  работа в малых группах;  выполнение упражнений с фиксацией их на бумаге.  44 Ожидаемые результаты реализации программы.  По окончании ознакомления с курсом занятий по семьеведению учащиеся должны:   уметь получать необходимую информацию о себе, знать способы получения такой информации;  иметь осознанное желание планировать семью;  иметь навыки взаимодействия в межличностных партнёрских взаимоотношениях;  быть толерантным по отношению к людям противоположного пола. Данная программа разработана творческой группой учителей  МБОУ «Ижевская СОШ» Галкиной Еленой Васильевной, Мифтаховой Эльзой Габденуровной. Считаю, что данная программа отвечает всем необходимым требованиям и может быть рекомендована для учащихся 10­11 классов. 45

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению

Программа по семьеведению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017