Программа по технике "Батик" предназначена для детей подготовительной группы и рассчитана на один учебный год. Данная программа предлагает занятия по рисованию с использованием нетрадиционных способов рисования на ткани. Все занятия направлены на развитие творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.
программа батик.docx
Рабочая программа на год для детей 67 лет.
Пояснительная записка
и с
Программа «Батик» разработана на основе примерной программы «От
рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С.
Комаровой
учетом федеральных государственных требований к
дополнительной рабочей программе в области изобразительного искусства
«Живопись». Срок реализации программы 1 год.
В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы
и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но
прежде всего, обогащает его представления о мире.
Данная программа предлагает занятия по рисованию с использованием
нетрадиционных способов рисования не только на бумаге, но и на ткани –
техникой «Батик».
Батик – это оригинальный способ украшения тканей, который заключается в
нанесении узора воском с последующей окраской полотна, которые остались
не закрашенными.
Эта техника может быть использована на занятиях с детьми в старших
группах детского сада при подготовке их к обучению в школе.
Все занятия направлены на развитие творчества, которое определяется как
продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое,
оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя
средства для его воплощения.
Занятия батиком способствуют развитию у ребенка:
1. мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на
речевые зоны коры головного мозга;
2. воображения;
3. логического мышления;
4. волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до
конца и т.д.);
5. художественных способностей и эстетического вкуса.
На занятиях дети приобретают практические навыки (владение резервом,
трафаретим, рейсфедером, различными художественными материалами,
клеем, ножницами), опыт рисования и ручного труда, получают знания о
композиции, эскизе, законах перспективы, закрепляют основы цветоведения и
имеют представления о цветовом круге, принципах стилизации. Знакомясь с
материалами, техникой и способами обработки ткани, дети более углубленно
знакомятся с канонами изобразительного творчества, закрепляя и расширяя
знания о форме, линии, цвете, композиции.
БАТИК это не просто искусство росписи ткани, это медитация, это умение
выразить себя и насладиться собой.
С первого же занятия создаются неповторимые изделия. Освоив основные техники батика, дети получают безграничную свободу
творчества, самовыражения.
1. Приобретение навыков различных техник росписи по ткани,
2. Развитие творческого воображения
3. Освоение ремесла, как вида заработка
Актуальность данной программы практическая значимость, применение
полученных знаний и умений в реальной жизни: умение выполнить, создать
панно, платок, шарф, скатерть, подушку, галстук, элемент одежды или
ансамбль в целом, абажур, ширму, декорацию и т.д. Участие в различных
видах деятельности помогает реализоваться личность ребёнка, стимулирует
творческое отношение к труду, помогает узнать культуру своего народа и
народов мира. В настоящее время очень важным для развития современного
общества является возрождение духовности. Приобщение детей к миру
прекрасного раскрывает в них всё светлое, доброе.
Ребёнок, создающий своими руками прекрасное, никогда не сможет разрушить
тоже прекрасное, но созданное другими. Душа его наполняется восторгом, он
учится видеть то, что скрыто от глаз многих, учится уважать традиции,
любить и беречь окружающий мир, природу.
Цель программы – Развития творческих способностей ребенка посредством
приобщения их к художественной росписи по ткани – одному из видов
декоративноприкладного творчества.
Программа позволяет решить следующие задачи:
развить творческое мышление;
углубить теоретические знания и практические навыки в работе с
декоративноприкладной композицией;
развить чувства пропорции;
научить навыкам росписи по ткани, наглядно, в мельчайших подробностях,
показать все этапы с использованием не обходимых материалов и
инструментов;
познакомить учащихся с основами декоративной композиции.
Требования к уровню подготовки: По окончанию обучения ребенок
должен ЗНАТЬ:
Историю художественной росписи тканей.
Способы, приемы и различные технологии росписи ткани.
Материалы, инструменты и оборудование, необходимые для росписи.
Основы цветоведения и композиции.
Технику безопасности при работе с различными материалами и
инструментами. Терминологию, используемую при обучении.
УМЕТЬ:
Отражать в изделиях особенности русской национальной культуры, ее
художественные традиции в искусстве росписи ткани.
Правильно пользоваться инструментом для росписи.
Выбирать и обрабатывать ткань для росписи.
Умение достигнуть результата.
Выполнять различные технологии росписи.
Организовать свое рабочее место.
Материальнотехническое обеспечение учеников:
Подрамник;
Ткани;
Кисти разных размеров;
Краски акварель и гуашь;
Простой карандаш;
Ножницы;
Трафареты.
Занятие проводятся два раз в месяц.
Время занятия 30 минут.
Перспективное планирование
Месяц
Сентябрь 1.Введение.
Тема занятия
2.Подготовка
росписи.
к
Ход занятия
Содержание работы в
процессе изучения курса.
Что такое батик. Рабочее
место и его организация.
Внутренний распорядок,
правила
общие
безопасности
труда,
производственной
санитарии и личной
гигиены.
Обработка ткани перед
росписью.
Закрепление
ткани на раме. Перенос
рисунка
на
ткань. Перенос рисунка
на ткань и работа с
красками.
Материал
Инструменты,
принадлежности,
материалы
и
оборудование,
необходимое для
работы
Инструменты,
принадлежности,
материалы
и
оборудование,
необходимое для
работы.
Трафареты. Октябрь 1.Основы
цветоведения
2.Основы
композиции.
Ноябрь
1.Трафаретная
техника «Зонтик»
о
выбор
цвете.
круг.
Понятие
Цветовой
Контрастные,
цвета.
родственные
Основные
и
дополнительные цвета.
Цвет и его значение в
произведении.
Символические цвета.
Понятие о композиции.
Пропорциональность,
масштабность,
главного
композиционного центра,
которому подчиняются
все элементы.
Виды
симметрии в композиции.
Применение на практике
знаний по композиции.
Работа над составлением
композиции. Разработка
эскиза.
Набивка трафаретного
рисунка и выбор цветов.
Разработка
и
изготовление трафаретов.
Трафаретная роспись по
ткани.
2.«Кленовый Лист» Перенос рисунка на
Выбор цвета.
ткань.
Рисование на ткани.
Декабрь
1.«Петушок»
дымковская
роспись.
Перевод рисунка на
ткань. Роспись ткани.
краски,
Кисти,
простой
карандаш.
Изготовление
образцов
палитры
(цветовой
карты).
Инструменты,
принадлежности,
материалы
и
оборудование,
необходимое для
работы.
Трафареты.
Кисти,
простой
карандаш.
краски,
Инструменты и
материалы.
Инструменты,
принадлежности,
материалы
и
оборудование,
необходимое для
работы.
Трафареты,
кисти,
простой
карандаш, ткань,
рамка. Трафарет.
краски, 2.«Зимний пейзаж» Художественное слово.
композиции.
Задумка
Рисование
простым
карандашом на ткани.
Рисование акварелью на
ткани.
Январь
1.«Тарелка»
гжель.
2.«Снегирь»
Февраль
1.«Портрет»
2.Композиционный
узор «Снежинка»
Март
1.«Ваза с цветами»
рисование с
натуры.
Рассматривание узоров
гжели, посуды. Рисование
рисунка
простым
карандашом на ткани.
Раскрашивание гуашью
рисунка на ткани.
Художественное слово.
Рассматривание снегиря.
Перенос рисунка на ткань
по
трафарету.
Раскрашивание рисунка
по ткани.
Художественное слово.
Рассматривание
Рисование
портретов.
простым карандашом по
ткани.
Рисование
акварелью по ткани.
Художественное слово.
Рассматривание
снежинки.
Рисование
снежинок карандашом на
ткани. Рисование гуашью
на ткани.
Рассматривание вазы с
цветами. Художественное
слово. Рисование простым
Инструменты,
принадлежности,
материалы
и
оборудование,
необходимое для
работы. Зимние
пейзажи
(иллюстрации).
Инструменты,
принадлежности,
материалы
и
оборудование,
необходимое для
работы.
Иллюстрации
гжели.
Инструменты,
принадлежности,
материалы
и
оборудование,
необходимое для
работы.
Картинка
снегиря.
Трафарет.
Инструменты,
принадлежности,
материалы
и
оборудование,
необходимое для
работы.
Портреты разных
художников.
Инструменты,
принадлежности,
материалы
и
оборудование,
необходимое для
работы.
Инструменты,
принадлежности,
материалы
и 2.«Натюрморт»
Апрель
1.«Игрушка»
хохломская
роспись.
2.«Павлин»
самостоятельный
выбор цветовой
гаммы.
Май
1.«Звездное небо»
2.«Бабочка»
самостоятельный
выбор цветовой
гаммы.
карандашом,
красками на ткани.
а затем
Рассматривание
натюрмортов.
Художественное слово.
Рисование
простым
карандашом,
а затем
акварелью на ткани
натюрморта.
Рассматривание
городецких узоров и
игрушек.
Перевод по
трафарету игрушку на
простым
ткань
карандашом.
Рисование
красками на ткани.
Рассматривание
иллюстраций.
Художественное слово.
Рисование карандашом, а
затем красками на ткани
павлина.
Художественное слово.
Рассматривание
иллюстраций. Рисование
простым карандашом, а
затем красками на ткани
звездного неба.
Художественное слово.
Рассматривание
иллюстраций. Рисование
карандашом,
а затем
красками на ткани.
оборудование,
необходимое для
работы. Ваза с
цветами.
Инструменты,
принадлежности,
материалы
и
оборудование,
необходимое для
работы.
Натюрморты
разным
художников.
Инструменты,
принадлежности,
материалы
и
оборудование,
необходимое для
работы.
Трафареты.
Альбом
городецкой
росписью.
Инструменты,
принадлежности,
материалы
и
оборудование,
необходимое для
работы.
Иллюстрации.
Инструменты,
принадлежности,
материалы
и
оборудование,
необходимое для
работы.
Инструменты,
принадлежности,
материалы
и
оборудование,
необходимое для
работы.
с Мониторинг отслеживания результатов ребенка
_____________________________________________________________
_____
(ФИ ребенка)
Параметры оценки
уровень
1.Теоретические знания ребенка
1.1. Знания в области техники безопасности
самостоятельно формулирует и правильно применяет правила
техники безопасности, противопожарной защиты и личной гигиены
при работе в творческом объединении.
1.2. Знания специальной терминологии
знает основные цвета, основы цветоведения;
знает основные понятия: краски, палитра, эскиз, орнамент,
композиция и т.д.;
знает виды росписи по ткани.
знает материалы и инструменты, используемые в работе.
1.3. Знает, что такое техника «Батик»:
знает «свободная роспись»;
2. Практическая подготовка ребенка
2.1. Владение материалами и инструментами.
умеет правильно использовать инструменты;
умеет подбирать и обрабатывать ткань.
2.2. Владение основами цветоведения.
владеет основными навыками использования красного, синего,
желтого цветов, их смешивания;
умеет подбирать краски в соответствии с настроением, замыслом
рисунка;
умеет работать в определенной цветовой гамме.
2.3. Владение основами композиции.
умеем составлять композицию по своему замыслу.
2.4. Владение навыками свободного способов росписи по ткани.
выполнять элементы росписи по ткани, составлять композиции.
3. Личностное развитие ребенка
3.1. Коммуникативность
ребенок при затруднениях обращается за помощью к другим
детям и педагогу; выражает готовность к коллективной деятельности;
проявляет организаторские способности
3.2 Толерантность
легко разрешает конфликты способен к сопереживанию и
взаимопомощи;
демонстрирует уступчивый, доброжелательный стиль поведения.
3.3. Трудолюбие
умеет организовывать рабочее место и соблюдать культуру труда;
ребенок регулярно и охотно занимается на занятии;
стремится самостоятельно исправлять ошибки, достигать
результатов;
стремится к совершенству и законченности в работе;
выполняет работу качественно и аккуратно.
3.4. Креативность
проявляет фантазию и творческий подход, художественный вкус
при создании своей работы.
3.5. Участие в выставках и конкурсах различного уровня.
Низкий уровень Ребенок не справился с заданием даже при помощи
взрослого, не получил эмоциональное удовлетворение.
Средний уровень Ребенок с трудом справился с заданием/ребенок справился
с заданием с помощью взрослого, получил/частично получил эмоциональное
удовлетворение.
Высокий уровень Ребенок самостоятельно без затруднений справился с
заданием без помощи взрослого, получил эмоциональное удовлетворение.
Из данной карты видно степень освоения рабочей программы ребенком и его
заинтересованность в данном направлении.
Заключение.
Таким образом, данная программа позволяет создать необходимые условия
для развития творческих способностей детей посредством приобщения их к
художественной росписи по ткани – одному из видов декоративно
прикладного творчества. А также, помочь начинающим, сориентировать их в
самостоятельной работе, придать уверенности в своих силах. Декоративно
прикладное искусство необходимо для расширения творческих возможностей
детей. Художественные приемы росписи ткани очень разнообразны, яркий мир
красок и материалов завораживает и увлекает, что хочется творить и творить.
Участие в различных видах деятельности помогает реализоваться личность
ребёнка, стимулирует творческое отношение к труду, помогает узнать
культуру своего народа и народов мира. В настоящее время очень важным для
развития современного общества является возрождение духовности. Приобщение детей к миру прекрасного раскрывает в них всё самое лучшее,
светлое, доброе.
Литература:
Искусство батика. — М.: «АСТ», 2001.
Синеглазова М. О. Распишем ткань сами. — М.: «Профиздат», 2001.
Синеглазова М. О. Батик. — М.: «МСП», 2004.
Гильман Р. А. Художественная роспись тканей. — «Владос», 2004.
Давыдов C. Батик: техника, приемы, изделия. — М.: «АСТПресс»,
2005.
Перелёшина И. А. Батик. От основ к импровизации. — СПб.:
«Паритет», 2007.
Погадаев, Виктор. Магия батика. — «Восточная коллекция», 2002 №
6. — М.: «Российская государственная библиотека». — С. 7174.
https://masterclassy.ru/rospis/15463rospispotkanibatikpoletbabochek
Электронные ресурсы
masterklass.html
https://www.livemaster.ru/masterclasses/rospis/batik
https://pedkopilka.ru/blogs/ekaterinaaleksandrovnagulkova/masterklas
rospistkanivtehnikeholodnyibatikznakomstvo.html
https://masterclassy.ru/rospis/16877masterklasspotehnikebatikrospis
potkani.html
http://sdelatlegko.ru/texnikabatik/
http://marusya78.gallery.ru/watch?ph=bnmrgR3ng
https://www.masterarukodeliya.ru/sharfsnejinka
https://in.pinterest.com/pin/365495325982144036/
https://www.livemaster.ru/topic/1502587hohlomamasterklasspo
holodnomubatiku
Программа по технике "Батик".
Программа по технике "Батик".
Программа по технике "Батик".
Программа по технике "Батик".
Программа по технике "Батик".
Программа по технике "Батик".
Программа по технике "Батик".
Программа по технике "Батик".
Программа по технике "Батик".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.