«Детский туризм в системе физкультурно-оздоровительной работы ДОУ» (из опыта работы)
Федеральный
закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (1999 год)
рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств профилактики
заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности
человека, воспитания патриотизма граждан, подготовке их к защите Родины.
В наш век стрессовых нагрузок и серьезных нарушений в экологии проблема
подрастающего поколения особенно актуальна. В последние годы ведется
целенаправленная работа, в рамках национального проекта, по оздоровлению
населения России.
В 2016году МБДОУ детский сад N 27 «Ягодка», в поиске инноваций, решила включить
в режим дня, кроме программных, новый вид занятий - детский туризм.
Была
поставлена цель
- содействовать физическому, интеллектуальному, нравственному развитию
ребенка.
Достижение цели предполагало решение следующих задач:
- расширять адаптационные и функциональные возможности детей путем развития
основных органов и систем организма в ходе выполнения физических
упражнений;
-совершенствовать естественные виды движении и обогащать двигательный опыт
(учиться простейшим упражнениям туристского многоборья, выполнять двигательные
задания педагога на ориентировку в пространстве);
- развивать координационные способности и выносливость как основу физической
подготовки ребенка- будущего туриста;
- способствовать развитию психических процессов и расширять объем знаний в
области физической культуры и туризма, краеведения;
-формировать межличностные, в частности, дружеские отношения дошкольников в
процессе игровой туристской деятельности, адаптированной к их
возможностям.
В своей работе опиралась на следующие программы:
-От
рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного
образования /Под.ред.Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой
- программа - парциальная программа «Играйте на здоровье» (авторы Л.Н.Волошина,
ТВ.Курилова)
Программа «От рождения до школы» предусматривает создание благоприятных
условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование
основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических
качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,
подготовка к жизни в современном обществе .Согласно программе, ребенок должен
почувствовать и полюбить движение, что поможет ему приобщиться к спорту, а
значит, к здоровому образу жизни.
Организуя
прогулки-походы (пешие, санках, самокатах, велосипедах, экскурсионных) в
природное окружение, создали условия для реализации природной активности,
потребности в самоутверждении, предоставили ребенку уникальную возможность
развиваться, обогащать двигательный опыт, формировать у дошкольников приемы
здорового образа жизни.
Участие в апробации парциальной программы «Играйте на здоровье» позволило найти
варианты использования элементов спортивных игр и упражнений для обеспечения
организационной и самостоятельной деятельности детей на привале и в различных
формах физкультурных занятий и туристских развлечений. Например, в сценарии
прогулки - похода «Путешествие по сказочному лесу» были использованы игры из
раздела программы: футбол. Юные туристята попадают в сказку «Колобок», где
находят много мячей и играют в игры в соответствии с сюжетом сказки: «Ловкие ножки»,
«Ловкие ребята», «Мяч под сетку». Для старичка Лесовичка («День леса») дети
исполняют танец с теннисными шариками (раздел программы - «Теннис»),
преодолевают «болото» по «кочкам» ракеткам для игры в настольный теннис, чтобы
собрать «бусы» ( мячи для настольного тенниса) для сказочной Бабуси - Ягуси ,
выполняют игровые задания из программы , продемонстрировав как «веселая ракетка
- мячи кидает метко» в играх «Отрази мяч», «Подбей мяч», «Попади мячом в цель».
В ходе прогулки - похода «Следопыты», игры поискового характера
организовывались, опираясь на полученные знания и умения в игре «Городки». Юные
следопыты ориентировались на знаки, выложенные в виде фигур: «ворота»,
«стрела», «самолет», «бочка» и др. При организации зимних прогулок - походов, туристских
развлечений , физкультурных занятий апробированы игры из программы «Играйте на
здоровье» с зимней тематикой из разделов: санки, хоккей, скольжение по ледяным
дорожкам .. В сценарии по сказке «Заюшкина избушка» туристятам помогали навыки
ведения шайбы разными способами, а игра «Забей в ворота» - для оказания помощи
зайчику в изгнании лисы, занявшей его избушку. В «Поиске волшебного сундучка»
участники прогулки - похода выполняли задание расчистить завал (размещенные на
лесной дороге шайбы) с помощью хоккейных клюшек и т.д.
Игры с элементами спорта из программы включаем в физкультурные занятия по
единому сюжету «Мы туристы», которое проводится в виде игры под сюжетный
рассказ воспитателя. В час двигательной активности на длительном привале,
включаем игры и соревнования с туристской тематикой: «Ловкий турист», «Болото»,
«Кто самый меткий», игры с элементами спорта.
Первые прогулки - разведки показали положительное влияние леса на самочувствие
детей их физическое, психическое и эмоциональное благополучие. В последствии,
прогулкам придали вид туристских: приобрели туристскую палатку, рюкзаки, коврики,
походную аптечку, компасы пополнили атрибуты для спортивных и подвижных игр,
что значительно повысило интерес детей к туризму.
Прогулки-походы в ближайшее окружение разрабатывали по темам:
- «К тайнам природы»;
- «В мире сказок и приключений»;
- «Лесной стадион»;
- «Туризм и экология»;
- «Памятники истории и культуры»;
- «Семейный туризм»;
- «Туристская кольцевая ДОУ».
Родители воспитанников принимали активное участие в организованных прогулках -
походах, что наполнило их новым содержанием, позволило использовать личный
пример взрослых в физическом воспитании дошкольников, изучить положительный
опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди родителей воспитанников.
Убедились, что туризм - это нечто большее, чем отдых. Туризм - это школа жизни,
школа мужества. Каждый поход требовал новых знаний и умений. В теоретическую
подготовку детей включили познавательные занятия на тему «Туризм».
Основы
физической подготовки детей- туристят.
1. Развитие силы:
- с сопротивлением партнера (упражнения в парах);
- с преодолением веса предметов (детские штанга, гантели, набивные
мячи, ядро, мешочки с песком);
- с сопротивлением упругих предметов (эспандер, резиновый бинт);
- с сопротивлением внешней среды (бег по траве, песку,в горку,
по пересеченной местности, по снегу);
- с преодолением веса собственного тела (подтягивание, сгибание и разгибание
рук в упоре лежа, лазание по канату, поднимание туловища или ног, выпрыгивание
вверх, приседание, упражнения на гимнастических снарядах и тренажерах).
1.2. Задачи силовой подготовки
- наибольшее внимание уделять развитию мышц живота и спины;
- чередовать упражнения, способствующие развитию силы различных
групп мышц; начинать с упражнений, развивающих более мелкие группы мышц;
-регулировать нагрузку, сопротивления, амплитуду повторений. Упражнения
тренировочного занятия.
2. Развитие ловкости.
Задача: совершенствовать координацию движений.
Средства: игры - мини - футбол, баскетбол, настольный теннис, бадминтон,
ловишки.
3. Развитие выносливости - одно из важнейших качеств туриста.
Средства развития выносливости: ходьба, кроссовый бег, прыжки, ориентирование,
ходьба на лыжах, плавание, спортивные и подвижные игры, аэробика.
Пешие прогулки - походы представляют собой один из важнейших организованных
двигательной деятельности. Они могут включать следующие составляющие:
- переход к месту отдыха с преодолением разных естественных препятствий;
- наблюдение в природе и сбор природного материала;
- беседа о лесе;
- выполнение имитационных движений;
- комплекс игр и физических упражнений, в том числе на полосе
препятствий;
- самостоятельные игры (на привале).
Структура и примерное содержание прогулки - похода в лес
1 часть. Сбор и движение до первого привала (30 мин.).
П часть. Остановка, привал (10-15 мин.).
ПI часть. Движение по разработанному маршруту, комплекс игр и
физических упражнений (25 - 30 мин.).
VI часть. Самостоятельная деятельность детей (15-20 мин.).
V часть. Сбор детей и возвращение в детский сад (20-25 мин.)
Пешие прогулки - по ходы с детьми старшего дошкольного возраста проводим: на
расстояния 1,5 - 4 км., длительностью 1-З часа.
Были разработаны правила поведения во время туристских походов :
-
строго подчиняться воспитателю;
- без разрешения не рвать растения, не собирать грибов и ягод;
- не оставлять товарища в беде, всегда приходить к нему на выручку,
помогать слабому;
- оставлять место отдыха всегда чистым.
Инструкция по охране жизни и здоровья детей:
- туристический поход проводится только после тщательного изучения маршрута;
- с детьми идут не менее двух взрослых;
- одежда дошкольников должна соответствовать сезону;
- каждый взрослый должен знать ядовитые грибы, ягоды, травы, растущие в
данной местности; содержание аптечки и правила пользования ею, чтобы при
необходимости оказать первую помощь;
- при переходе улиц, больших дорог, перекрестков, необходимо соблюдать правилa
дорожного движения;
- в походе учитывать индивидуальные физические возможности детей.
В системе физкультурно-оздоровительной работы МБДОУ д/с N 27 детский туризм
зарекомендовал себя, как эффективная форма активного отдыха, которая позволяет
при минимальных затратах времени, увеличить резервы здоровья ; восстановить
силы, работоспособность, расширить функциональные возможности детского
организма, обогатить двигательный опыт, пополнить объем знаний в области
физической культуры, туризма, краеведения.
Туризм помогает развивать у детей непосредственность и сообразительность, помогает открыть воспитателю индивидуальные черты и черточки, искать «ключик» к каждому ребенку. Мы каждый год ждем этого с нетерпением.
Была разработана программа для детей старшего дошкольного возраста «Детский туризм»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад комбинированного вида № 27 «ЯГОДКА»
Принята на заседании. Утверждаю
совета педагогов Зав.
МБДОУ №27 «Ягодка»
Протокол №_1
«_30августа_»2015г.
Волосовская Н.Н.
Программа
для детей старшего дошкольного возраста
Разработана воспитателем:
Зилиньковой Еленой Викторовной
2015-2016г.г.
Пояснительная записка.
В непрерывном экологическом образовании дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ответственного отношения к окружающей среде.
Предлагаемая программа ”Детский туризм ” разработана на основе эколого-краеведческого содержания при тесной взаимосвязи с программным материалом по дошкольному образованию Новизна программы в том, что впервые заложены и предлагается формировать эколого-туристские умения (норм и правил поведения в окружающей среде), предполагается постепенное формирование экологических знаний у туристят.
Содержание курса ”Детский туризм ” направлено на развитие познавательной активности дошкольников, формирование у детей осознанного правильного отношения к природе и понимания целостности природы.
Предлагаемая программа подготовки юных туристят рассчитана на детей от 5 до 7 лет. Для каждой возрастной группы своя программа занятий, в которой прослеживается преемственность.
Программа построена по ступенчатому принципу и включает в себя 2 года обучения. Всю работу по эколого-туристской подготовке детей автор предлагает организовать по циклам - временам года с практическими занятиями, экскурсиями в окружающей среде. Был также учтен опыт и других авторов, работающих по проблеме экологического образования дошкольников по привитию навыков туристской техники через подвижные игры .
Все содержание программы разбито на блоки :
1.Знакомство с “Книгой Природы” о “страницах” Книги Природы, о видах туризма и о роли туризма.
2. “Что, где растет и кто, где живёт?” - о растениях и животных и их роли в жизни человека, о нормах туристского природопользования: побочного природопользования (сбор дикорастущих растений и грибов), обращение с дикими животными.
3. “Я и мое здоровье” – санитарно-гигиенические и эколого-гигиенические знания, умения.
4. “Собирайся в поход” – начало туристской техники и туристского быта, жизнеобеспечивающие и нормы передвижения в окружающей среде.
5. “Без языка, - а разговаривает” – начальная топографическая подготовка, элементы ориентирования.
6. “Туристята – друзья природы” – нормы и правила туристского природопользования, “законы туристят”.
7. “По страницам “Книги Природы” ” – навыки и умения изучения природы, оформления материалов по наблюдениям.
Программа построена на принципах: краеведческий подход, преемственность, постепенность, экодеятельность. Изучение тем “сквозное” и содержание их взаимопроникаемо.
Формы и методы работы: экскурсии на экологическую тропу, уроки: доброты, мышления, конкурсы, КВН, викторины, трудовые десанты, составление экологических карт, экологический праздник, экологические сказки, инсценировки, походы, разнообразные игры.
Первый год обучения
Цель:
Дать элементарные знания в установлении закономерности, привлечь внимание детей на причинно-следственные связи, отношение явлений живой, неживой природы.
Развивать и поощрять стремления детей к установлению связи между изменениями в жизни растительного и живого мира и состоянием погоды
Формы проведения занятий:
беседа с использованием иллюстраций и демонстрацией опытов; наблюдения, экскурсии, игры (подвижные, дидактические: головоломки, “Кто это?”, “Что это?”, разрезные и объёмные головоломки и т.д.).
Задачи:
Формировать понимание зависимости между внешним строением растений и животных и условия их существования.
Формировать знания о приспособлении растений и животных к условиям среды обитания, адаптации к смене времён года.
Познакомить с разнообразием растительного и животного мира своего края, с красотой природы родного края.
Дать первые сведения о туризме, как о виде деятельности и форме познания природы.
Познакомить с видами туризма (пешеходном, велосипедном, лыжном), об их основных особенностях.
Начать формировать навыки и умения ориентирования в пространстве по плану маршрута, туристской техники, правила поведения в окружающей среде.
Связать подготовку по туртехнике и турнавыкам с программными знаниями по физической подготовке.
I. Книга удивительных открытий
Что такое живое и неживое. Встреча с растениями на туристской тропе. Растения цветут. Группы растений: травы, кустарники, деревья.
Природа рядом со мной (аквариум, огород на окне, уголок леса на участке). Представление о Земле как планете. День и ночь, зима и лето… Почему происходит их смена. Явления природы, связанные с сезонами.
Красота родной природы, её ландшафты, растения и животные края.
Тайные явления природы: радуга, облака, туман, гроза и т.д. Твой календарь природы.
Что мы знаем о пешеходном, велосипедном и лыжном видах туризма: способ передвижения туристов, средство передвижения и влияет ли время (сезон) года на эти виды туризма
II. Что мы о них знаем
Что у растений есть? Чем они интересны? Зачем нужны растения? Особенности жизни животных: кто живет в лесу, реке, болоте, озере, море, на деревьях, в комнате и т.д. Особенности среды обитания и строения растений аквариума, болота, реки, леса, пустыни и т.д.
Приспособленность растений к условиям внешней среды. Зависимость растения от отношения к нему человека. Разнообразие растений (группы). Взаимосвязь животных со средой обитания. Приспособление к среде обитания внутренних и внешних органов. Адаптация к смене времён года. Представление о группах животных (домашние и дикие); рыбы морские и речные. Первое представление о классах (группах) животных: млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые. Жизнь животных. Роль животных в природе и в жизни человека.
III. Кто я такой
Человек – живое существо (дыхание, движение, питание, размножение, рост, издает звуки, развивается). Чем мы похожи на животных. (внешний вид, внутренние и внешние органы, болеем, радуемся и т.д.). Я расту и все узнаю (факторы роста и развития, строение и функции частей тела). Юный турист должен закаляться, укреплять свой организм. О необходимости прогулок на свежем воздухе и выполнение культурно-гигиенических норм. Рождение ребёнка и его первые жизненные потребности, навыки, ощущения. Органы тела человека, признаки пола. Занятия юного туриста по закаливанию и физической подготовке. Комплекс упражнений утренней гимнастики. Зимний лесной воздух – его оздоровляющее значение. Что такое домашняя медицинская аптечка. Спортивные упражнения. Растения – лекари.
IV. За город начал турист собираться
Выбор необходимых вещей для “похода”, прогулки, (из предложенных и по рисунку). В поход идут и “дом” несут, в котором дома не живут (палатка). Палатка, рюкзак. Назначение и история этих вещей. Знакомство с ними при рассматривании.
Тренировки во время экскурсии, прогулок по закреплению правил передвижения в “походной жизни”: гуськом, переход дороги шеренгой.
V. Красный, желтый, зеленый
Учимся различать цвета, проезжую часть дороги, тротуар. Дидактическая игра “кубики”. План маршрута, игры с планом маршрута. Дидактические игры с планом комнаты: мозаика, кубики, “перестановка мебели в комнате” – накладывание цветных аппликаций, обозначающих предметы, на план; игра “Где белочка, зайка, мяч и т.д.?”
Игры с планом двора, детского сада, микрорайона: “Идем в магазин за хлебом”. “Вот моя улица – вот и мой дом”, “Я иду в детский сад” и т.д.
VI. Учимся любить и заботиться о растениях и животных
Туристята узнают о природе в труде и отдыхе, при наблюдении за явлениями природы во время экскурсий, при чтении книг.
Формирование элементарных норм и правил рекреационного природопользования (обращение с дикими животными, птицами; побочного природопользования: сбор дикорастущих растений – сбор листьев для занятий, гербария).
Юные туристы – друзья природы, участие их в выращивании и сборе фруктов, овощей. Разведении цветников и клумб, посадке деревьев и кустарников, заготовке корма для птиц. Правила сбора гербарного материала, изготовления гербария. Заготовка природного материала для творческих занятий. Забота и охрана животных.
Сохранение природы края: ландшафтов лесов, рощ, лугов, полей, “С голубого ручейка начинается река …”. Меры очистки воды от загрязнения. Очистка воздуха, воды, территории .
VII. Где мы бывали, что мы видали или
“путешествие”
(По
страницам “Книги Природы “ туристят”)
“Путешествуя” по “Книге Природы “ – изучаем. Учимся оформлять свои наблюдения: рисунки, лепка из пластилина, аппликация. Выставки творческих работ “Природа - Наш Дом“. При создании аппликации используем засушенные листья, цветы, веточки, семена и т.д. – собранные во время экскурсий.
Учимся рассказывать об увиденном и по иллюстрациям.
Природа – источник познания, эстетического наслаждения. Изучаем природу во время экскурсий, прогулок, при посещении выставок и музеев. Кинофильмы, книги, радиопередачи о природе. Обсуждения увиденного и услышанного.
Есть особые места для отдыха: скверы, парки, пляжи и т.д. Вот это – ели, а здесь… - ели! Правила поведения отдыхающих, туристят на природе “После - нас чище, чем до нас”. Встреча с кострищем: “почему здесь появились “дыры” …?”.
Оформление своих наблюдений в книгу “Моя Земля” (“Земля – мой край родной”) по “страничкам”.
IV. В поход идут и дом берут…
В поход идут и “дом” несут, в котором дома не живут (палатка). Палатка, рюкзак. Назначение и история этих вещей. Знакомство с ними при рассматривании.
Тренировки во время экскурсии, прогулок по закреплению правил передвижения в “походной жизни”: гуськом, переход дороги шеренгой.
2-й год обучения
Цель:
Углублять природоведческие и формировать эколого-туристские знания. Расширять и закреплять знания детей о природе как целостной взаимосвязанной системе, формировать эколого-туристские знания и умения природопользования, развивать поисково-исследовательскую деятельность.
Задачи:
Формировать знания о человеке как особом объекте природы, “существе тропического климата”.
Заинтересовать детей в поиске противоречия между имеющимися опытом и вновь полученными знаниями, побуждать их к постоянному желанию “открытий”.
Закрепить знания о видах туризма и туристском природопользовании, познакомить с “необычным” туризмом.
Связать подготовку по туртехнике и турнавыкам с программными требованиями о физической подготовке детей подготовительной к школе группы.
Учить выделять новые качества и свойства природных компонентов, устанавливать черты сходства и различия между объектами живой природы.
Научить приёмам составления плана детского сада, улицы, вычерчивания маршрута движения и развивать навыки, умения ориентирования на местности; закрепить навыки и умения туртехники, правил поведения в окружающей среде.
Закрепить навыки и умения работы с планом детского сада, микрорайона, города; научить работать с компасом;
Формы проведения занятий:
беседа с использованием иллюстративного и раздаточного материала, демонстрацией опытов и использованием технических средств, наблюдения, экскурсии, игры (с готовыми правилами: игры-соревнования, игры-состязания “Кто больше назовёт…!”, и “Кто быстрее” и др: разнообразные головоломки, конкурсы; сюжетно-ролевые игры). Практические занятия в помещении и на местности.
игры (спортивные, подвижные, дидактические
I. Книга Природы раскрывает свои тайны
Как появилась жизнь на Земле. Это удивительное вещество – вода!
Учимся изучать и разгадывать секреты природы (наблюдение за состоянием погоды). Грозовые явления природы (природные катастрофы). Катастрофы, возникающие под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Почему происходит смена дня и ночи, времён года. Тайны космоса. Экосистемы (пустыня, тундра, джунгли, степь, поле, лес, луг, море).
Виды туризма: горный, водный, автомобильный и др.
Земля как планета. Освоение космоса.
Какую пользу, приносят походы и экскурсии. Необычные виды туризма: спелеотуризм, конный, путешествие на воздушном шаре и т.д. “Межпланетный” (“космический”) туризм – возможно ли это!?.. “Путешествие” на свою планету (игра воображение).
II. Загадки в мире растений и животных
Значение растений в жизни человека: очищают воздух, лечат, используют как продукт питания. Изменения растений в связи со сменой времени года. Разнообразие растений в экосистемах: луга, леса, поля, моря, озера, болота, пустыни и др. Способы размножения. Среда обитания.
Растения обитают в горах и пещерах, в овраге, на деревьях и пнях. Разнообразны способы питания, опыления. Растения состоят из клеток, почему они зелёные. Разновидности стеблей “Живые барометры” – помощники туристят в определении изменения в состоянии погоды. Разнообразие растений в связи с почвенно-климатическими условиями. Растения родного края.
Поведение и повадки животных. Что общего в строении и поведении животных и человека. Способы приспособления к среде обитания. Группы животных: травоядные, хищники, всеядные.
Виды млекопитающих, пресмыкающихся, земноводных, рыб, птиц, насекомых. Развитие животных до и после рождения. Турист-следопыт: изучающий следы, животных-синоптиков. Что такое бионика? Зависимость строения органов от условий существования.
Лес – многоэтажный дом., где нет “полезных” и “вредных”.
III. Человек – загадка природы
Как я развивался до и после рождения. Как я устроен? – система пищеварения, дыхания, кровообращения; Органы восприятия и общения – общее строение глаза, носа, языка, уха, мозговых центров. От клетки до органа.
Что бы ни случилось беды – профилактика заболеваний и травматизма, отравлений. Помогу себе сам – гигиена, первая медицинская помощь (накладывание шины, перевязки и т.д.). Как правильно питаться. Юный турист учится правильно дышать, следить за осанкой. Влияние состояния погоды, чистоты атмосферного воздуха и воды на здоровье человека. Закаливающие процедуры. Комплекс упражнений юного туриста, укрепляющих организм
Растения – верные друзья (о зеленой аптеке юного туриста). Оказание первой медицинской помощи (перевязки). Ядовитые растения и несъедобные грибы. Как спастись от комаров, клещей.
IV. Друг походный за спиною…
Снаряжение туриста, КЛМН (кружка, ложка, миска, нож). Название вещей, несколько слов о их истории. Из какого материала пригодны для использования. Демонстрация укладки рюкзака, установка палатки.
Правила передвижения (направляющий, замыкающий). Нормы и правила хождения в природном окружении ( по склону, в лесу, у реки и т.д.). Распределение туристских обязанностей. Всё о рюкзаке, обуви и одежде туриста. Укладывание рюкзака детьми. Завязывание простейших туристских (морских) узлов.
Малый, большой привал, бивак. Организация привала. Чистота на привале. Правила поведения при передвижении в городе (посёлке, деревне), в лесу, у реки; спуске и подъёме по склону.
V. Реки есть, - а воды не напиться…Дороги имеются – ехать нельзя…
Топографическая карта, простейшие топографические знаки. Составление плана детского сада, улицы. Вычерчивание маршрута – сложной ломаной линии, стороны света. Работа с планом детского сада и прилегающей территории: игры – состязания на местности “Найти клад”, “Где находится…?” и др., дидактические игры (кубики, лото, мозаика, “Что лишнее и др.). Какие карты бывают. Работа с планом микрорайона, города. Что такое компас. Определение севера, юга по компасу
Работа с топографической картой: как изображается река, озеро, лес, и т.д.; дидактические игры (разрезанные, лото, кубики). Игра по топографическим знакам: домино, лото, “забавный рисунок”, “ошибка топографа” и т.д.
В мире ориентиров. Игры и соревнования на ориентирование по плану детского сада и прилегающей территории.
Нарисуй свой путь – маршрут пути в виде ломаной линии с нанесением топографических знаков.
VI. Книга Природы просит о помощи
Составление туристятами “Красной книги” родного края, своей местности (редко встречающиеся растения: купальница, ландыш, прострел, белая лилия и т.д.). Правила сбора растений для гербария; изготовление гербария.
Забота о растениях и животных, ботаников, охотников, лесников, зоологов. Участие юных туристов в охране растений и животных.
Организация отдыха на природе, особые места для отдыха, нормы и правила поведения на природе.
Выполнение туристятами норм и правил поведения на природе (туристского природопользования): побочного природопользования – сбора дикорастущих растений и грибов; жизнеобеспечивающих – обращение с огнём, обращение с дикими животными – в период насиживания с детёнышами, с насекомыми (муравьями), земноводными (лягушками)
Подземная кладовая Земли и её охрана. Охраняемые территории, зачем они нужны. “Красная книга” просит о помощи: редкие и исчезающие виды растений и животных.
Правильно ли мы делаем – осушение болот, вырубка леса, возведение плотин, городские свалки… - причины вымирания растительного и животного мира. Охрана природы – это охрана здоровья!
VII. Мы раскроем все тайны
Постоянно наблюдаем и изучаем. Природа – наш друг; источник нашего познания, отдыха и наслаждения. Откуда мы узнаём о природе: наши любимые книги о природе.
Почему не заросла “рана” от костра? … - встреча со знакомым кострищем. Почему образовался овраг? Оформление своих наблюдений, впечатлений о прочитанной книге, просмотренном фильме в книгу по “страницам” (“Земля – мой край родной”). Экологические праздники.
Юный турист исследователь природы. “Путевые заметки” – оформление своих наблюдений, впечатлений о прочитанной книге, просмотренном фильме. Участие туристят в природоохранных делах: очистке территории от мусора, “заживлении ран от костров” – восстановление мест старых кострищ и т.д. Поход туристят.
ТРЕБОВАНИЯ к минимально необходимому уровню эколого-туристской подготовленности дошкольника (модель выпускника)
I ступень “Азбука туризма и охраны природы” (МБДОУ)
I блок - вводный
Знать:
- характерные признаки различных видов туризма;
- что такое природные катастрофы;
- время суток, сезоны года;
- явления природы;
Понимать:
- какую пользу приносят походы и экскурсии;
- как пешеходный туризм влияет на природу;
- причины смены дня и ночи, сезонов года.
Уметь:
- применять свои знания о явлениях природы, хозяйственной деятельности людей, в ведении наблюдений.
II блок - эколого-краеведческий
Знать:
- типичные виды растений и животных края (больше объёма типовой программы); леса, луга, водоёма;
- этапы развития живого организма (сезонные);
- что такое лес;
- что такое “живые барометры”.
Понимать:
- значение растений в охране воздуха от загрязнения;
- влияние условий среды обитания на растения (разнообразие);
- что нет в природе “полезных” и “вредных” животных.
Уметь:
- определять типичные виды растений и животных края по описанию, по внешнему виду, по иллюстрированному материалу;
- делать устное описание растения(животного) по определённому плану.
III блок – эколого-валеологический
Знать:
- свой организм – как он устроен;
- о гигиене туриста;
- правила питания;
- особенности физической подготовки юного туриста;
- ядовитые и несъедобные растения и грибы своего края;
- типичные (распространенные);
- лекарственные и плодово-ягодные съедобные растения края.
Понимать:
- взаимосвязь всех органов и систем в организме человека;
- влияние факторов окружающей среды, загрязненности воды и воздуха на здоровье человека;
- роли зелёных растений в укреплении здоровья;
- необходимости соблюдения норм личной гигиены в сохранении и улучшении своего здоровья.
Уметь:
- определять по описанию, внешнему виду, иллюстрированному материалу широко распространённые лекарственные растения;
- определять по внешнему виду (гербарий, на природе) ядовитые и несъедобные грибы и растения;
- выполнять комплекс физических упражнений утренней гимнастики;
- оказывать первую медицинскую помощь при ранах, кровотечениях.
IV блок эколого-туристический
Знать:
- что такое поход, малый и большой привал;
- что взять с собой в поход;
- правила поведения при передвижении в городе (посёлке, деревне), в лесу, у реки; спуска и подъёма по склону.
Понимать:
- что неправильно выполненные правила передвижения - это причина разрушения, что правильное выбранное личное снаряжение – залог успешного похода, отдыха и отличного здоровья.
Уметь:
- укладывать рюкзак;
- завязывать простейшие узлы (морские);
- выполнять правила поведения при передвижении в природном и социальном окружении.
V блок топографо-картографический с элементами спортивного ориентирования
Знать:
- характерные признаки плана (комнаты, двора д/сада, города), топографической карты и туристической карты;
- устройство компаса;
- стороны горизонта;
- около 10 условных топографических знаков;
Понимать:
- плоскостное изображение предметов и объектов на листе бумаги: вид сверху;
- уменьшенное изображение предметов и объектов на листе бумаги: масштаб.
Уметь:
- определять свою точку стояния на плане;
- рисовать путь движения в виде сложной ломаной линии с нанесением топографических знаков или своих значков;
- определять север, юг с помощью компаса;
- изображать основные условные знаки;
- определять место нахождения предметов на плане микрорайона.
VI блок – нормативный
Знать:
- что такое “Красная книга”;
- что такое “нормы и правила поведения в природе”;
- дела, в которых участвуют юные туристы по охране растений и животных;
- что такое “охраняемые территории”;
- что такое “зоны туризма и отдыха”.
Понимать:
- что участие в охране природы - это долг каждого человека;
- необходимость охраны растений и животных, особенно редких;
- что охраняя природу, мы охраняем свое здоровье;
- взаимосвязь всех компонентов природы, что человек своей хозяйственной и рекреационной деятельностью может нарушить целостность в природе.
Уметь:
- взаимосвязь всех компонентов природы, что человек своей хозяйственной и рекреационной деятельностью может нарушить целостность в природе.
- выполнять правила отдыха на природе: обращение с дикими животными, огнем, сбора дикорастущих растений и грибов;
- выполнять правила сбора гербарного материала: листьев, плодов и семян;
- заготавливать корм для птиц;
- помогать выращивании и сборе фруктов, овощей, разведении цветников и т.д.
VII блок – экологический практикум
Знать:
- кто такой исследователь природы;
- что такое “путевые заметки”, как они оформляются.
Понимать:
- необходимость участия юных туристов в исследовании природы;
значение наблюдений за природой и деятельностью человека в развитии своего кругозора, становлении характера;
- роли природы как источника познания, отдыха и эстетического наслаждения;
- длительность периода “заживления ран” на земной поверхности.
Уметь:
- оформлять результаты наблюдений, впечатлений от прочитанной книги в виде творческой работы (рисунок, аппликация, лепка и т.д.);
- помогать в природоохранных делах: очистке территории от мусора, “заживлении ран от костров”;
- выполнять правила поведения отдыхающий, туристов: утилизации бытовых отходов, бесшумного поведения на природе.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
1. Авдеева Н., Князева О., Стеркина Р. Основы безопасности детей дошкольного возраста: Программа дошкольных образовательных учреждений // Дошкольное воспитание. - №3. - 1997. - С. 32-40; №4. - 1997. - С. 5-13.
2. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М.: Издательство “Российское педагогическое агенство”, 1997.- 132 с.
3. Глазачев С.Н., Грехова Л.И., Сотникова Н.Н. Экологическое образование в опыте работы дошкольных учреждений. (Минераловодский отдел образования: проблемы, поиск, опыт). - М.: Горизонт, Ставрополь: Сервис-школа, 1999. – 156 с.
4. Завьялова Т.П. Методические рекомендации по организации и проведению учебных занятий с использованием подвижных игр в процессе подготовки юных туристов ( из опыта работы). - Тюмень: ТГУ, 1993.
5. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада / Л.А. Каменева, А.К, Матвеева, Л.М. Маневцева и др.; Сост. Л.А. Каменева: Под. ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983 – 207 с.
6. Климова Т., Таранкова Н. Мы открываем мир: Программа экологического образования дошкольников / Дошкольное воспитание, - 1996 №7 - С. 20-25.
7. Королева А.Е., Кученева Г.Г. Экологическая дорожка (авторская программа) / Вестник Ас ЭКО, - 1994- вып. 3-4 - С. 3-7.
8. Мамонова Ю.Н. Программа краеведо-туристской деятельности в детском саду: В сб.: Краеведо-туристская работа с дошкольниками /Материалы научно-практической конференции, 16 февраля 1995. - М: ЭЦДЮТЭ “Родина”, 1995. - С.31-45.
9. Методика ознакомления детей с природой: Учебное пособие для педучилищ / Под. ред. П.Г. Саморуковой - М.: Просвещение, 1991.
10. Методические рекомендации к “Программе воспитания и обучения в детском саду” / Сост. Л.В. Русскова. - М.: Просвещение, 1986 – 400 с.
11. Мир природы и ребёнок. (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности “Дошкольное образование” / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева; Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Сморуковой. - СПб: АКЦИДЕНТ, 1998. - 319 с.
12. Михайленко Н.Я, Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Методические рекомендации. - М.; 1993. – 30 с.
13. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методические пособие для воспитателей детских садов и учителей, - Мн.: “Асар”, 1996. – 128 с.
14. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - 3-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1991. - 160с.
15. Николаева С.Н. Как ребёнка приобщить к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. - М.: Новая школа, 1993. – 64 с.
16. Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников - М.: Новая школа, 1993. – 16 с.
17. Николаева С.Н. Формирование экологической культуры. Старшая группа // Дошкольное воспитание. - 1996 - № 7-9.
18. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева - М.: Просвещение, 1985 – 174 с.
19. Прохорова Г.А. Программа дошкольного экологического воспитания Программы по экологии для общеобразовательных учебных заведений и детских дошкольных учреждений. - Курган.: ГУНО, Областной Комитет экологии и природных ресурсов, 1993. - С. 5-13.
20. Радуга: Программа и руководство для воспитателей первой младшей группы детского сада / Т.Н. Дронова, В.В. Гербова, С.Г. Якобсон и др.; Сост. Т.Н. Доронова - М.: Просвещение, 1993. – 224 с.
21. Цветкова И.В. Туристятам: Книжка - раскраска и книжка-подсказка маленьким любителям путешествий. - М.: ЭЦДЮТиЭ “Родина”, 1993 - 30 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.