Программа по учебному предмету "Ритмика"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 18.08.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа учебного предмета «Ритмика» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество». На занятиях по ритмике происходит непосредственное и всестороннее обучение ребенка на основе гармоничного сочетания музыкального, двигательного, физического и интеллектуального развития.
Иконка файла материала ПО.01.УП.02 Ритмика.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» ГОРОДА САЛЕХАРДА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО» Предметная область ПО.01. ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО ПРОГРАММА  по учебному предмету РИТМИКА ПО.01.УП.02 (8­летний срок обучения) Салехард 2013«Одобрено»  Методическим советом МАОУ ДОД «ДШИ» г.Салехарда дата рассмотрения «Утверждаю» Директор – Редкашов А.А. ______________  (подпись) дата утверждения Разработчик   –   Амелькова   Елена   Геннадьевна,   преподаватель хореографических дисциплин Рецензент – фамилия, имя, отчество, должность Рецензент – фамилия, имя, отчество, должностьI. Пояснительная записка Программа   учебного   предмета   «Ритмика»   разработана   на   основе   и   с учетом   федеральных   государственных   требований   к   дополнительной предпрофессиональной   общеобразовательной   программе   в   области хореографического искусства «Хореографическое творчество». На занятиях по ритмике происходит непосредственное и всестороннее обучение   ребенка   на   основе   гармоничного   сочетания   музыкального, двигательного, физического и интеллектуального развития. Уроки   ритмики   учат   детей   вслушиваться   в   музыку,   различать выразительные   средства;   формируют   умение   согласовывать   движения   с музыкой;   развивают   такие   музыкальные   данные   как   слух,   память,   ритм; помогают   выявлению   творческих   задатков   учеников;   знакомят   с теоретическими основами музыкального искусства. Дети получают возможность самовыражения через музыкально­игровую деятельность,   возможность   в   движении   передать   свое   отношение   к прослушанному   произведению.   Использование   разнообразных   движений, умение   согласовывать   их   с   характером   музыки   развивает   инициативу   и фантазию.  В   процессе   работы   над   движениями   под   музыку   формируется художественный вкус детей. Изучение   предмета   «Ритмика»   тесно   связано   с   изучением   предметов «Слушание музыки и музыкальная грамота», «Танец», «Народно­ сценический танец». Срок   освоения  данной   программы   составляет   2   года   (для   детей, поступивших в школу искусств в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет).  Объем учебного времени,  предусмотренный учебным планом Детской школы   искусств   на   реализацию   предмета  «Ритмика» (срок  реализации  – 2 года):Классы/количество часов 1 класс 2 класс Максимальная нагрузка Количество часов на аудиторную  нагрузку Недельная аудиторная нагрузка Консультации Количество Количество часов часов 130 64 2 2 66 2 2 Форма проведения учебных аудиторных занятий  ­ мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать   учеников,   их   возможности,   трудоспособность,   эмоционально­ психологические особенности. Рекомендуемая продолжительность урока ­ 40­ 45 минут. Цель  программы  ­ развитие музыкально­ритмических и двигательно­ танцевальных способностей учащихся через овладение основами музыкально­ ритмической культуры. Задачи:  овладение основами музыкальной грамоты  формирование танцевальных умений и навыков в соответствии с программными требованиями  воспитание   важнейших   психофизических   качеств,   двигательного аппарата   в   сочетании   с   моральными   и   волевыми   качествами личности ­ силы, выносливости, ловкости, быстроты, координации  развитие   творческой   самостоятельности   посредством   освоения двигательной деятельности  приобщение к здоровому образу жизни  формирование правильной осанки  развитие творческих способностей развитие темпо ­ ритмической памяти учащихся. Структура  данной   программы   обусловлена   существующими   ФГТ, которые отражают все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: ­ сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; ­ распределение учебного материала по годам обучения; ­ описание дидактических единиц учебного предмета; ­ требования к уровню подготовки обучающихся; ­ формы и методы контроля, система оценок; ­ методическое обеспечение учебного процесса. В   соответствии   с   данными   направлениями   строится   основной   раздел программы «Содержание учебного предмета». Для   достижения   поставленной   цели   и   реализации   задач   предмета используются следующие методы обучения: 1. Наглядный    наглядно­слуховой прием;  наглядно­зрительный прием. Методы   наглядного   восприятия   способствуют   более   быстрому, глубокому   и   прочному   усвоению   учащимися   программы   курса   обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К данному методу можно отнести:   показ   упражнений,   демонстрацию   рисунков   и   фотографий, видеозаписей,   прослушивание   ритма   и   темпа   движений,   музыки,   которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием   музыкальных   отрывков.   Всё   это   способствует   воспитанию музыкальной   памяти,   формированию   двигательного   навыка,   закрепляет привычку двигаться ритмично.Исполнение музыки должно сопровождаться показом. Показ движения нужно заранее хорошо продумать: сравнительно легко продемонстрировать действия отдельных персонажей­образов и намного сложнее развернуть сюжет игры или различные хороводные построения. 2. Словесный    средствах   ее выразительности,   объяснение,   обсуждение,   рассказ,   словесное (беседа   о   характере   музыки, сопровождение движений под музыку, напоминание, оценка и т. д.) Словесный   метод   —   универсальный   метод   обучения,   с   его   помощью решаются   различные   задачи:   раскрывается   содержание   музыкальных произведений, описывается техника движений в связи с музыкой и др.  Этот метод   широко   применяется   в   процессе   обучения   ритмике   как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и практическим методами. Применение   его   своеобразно   тем,   что   состоит   в   выборе   отдельных приемов и в дозировке их в зависимости от формы занятий и возраста детей. Так, к образно­сюжетному рассказу чаще прибегают при разучивании игры (особенно в младшей группе); к объяснению, напоминанию — в упражнениях, танцах. 3. Практические (основаны на активной деятельности самих детей)  метод   целостного   освоения  упражнений   и   движений   объясняется относительной   доступностью   упражнений.   Однако   использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.  поэтапный метод  широко используется для освоения самых разных   Практически   каждое упражнений   и   танцевальных   движений. упражнение   можно   приостановить   для   уточнения   двигательного движения,   улучшение   выразительности   движения   и   т.п.   Этот   метод может также применяться при изучении сложных движений. игровой метод используется при проведении музыкально­ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой   и   повышении   ответственности   каждого   за   достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения. Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задачей учебного предмета и основаны на проверенных   методиках   и   сложившихся   традициях   в   хореографическом образовании. Материально­техническая база образовательного учреждения должна соответствовать   санитарным   и   противопожарным   нормам,   нормам   охраны труда. В   школах   должны   быть   созданы   те   необходимые   материально­ технические   условия,   которые   бы   благотворно   влияли   на   успешную организацию образовательного и воспитательного процесса: ­ наличие танцевальных залов; ­ наличие оборудованных гардеробов и раздевалок для занятий; ­ наличие концертного зала; ­ наличие репетиционной и концертной одежды.II. Содержание учебного предмета «Ритмика» Сведения   о   затратах   учебного   времени,  предусмотренного   на освоение   учебного   предмета   «Ритмика»,   на   максимальную   нагрузку   и аудиторные занятия: Срок обучения 2 года Наименование Вид Объем времени в часах раздела учебного занятия Максимальная учебная нагрузка Аудиторные занятия 1­го Аудиторные занятия 2­го года обучения года обучения 1 I. 2 3 Основы урок музыкальной грамоты II. Упражнения на урок ориентировку в пространстве Упражнения с III. урок 4 130 37 8 8 5 64 19 4 4 6 66 18 4 4 музыкально­ ритмическими предметами (ложки, бубен, маракас, трещотки и т. д. на выбор преподавателя ) Упражнения с предметами танца (платок, IV . урок 4 2 2лента, мяч, обруч) V. Танцевальные урок урок VI . движения Музыкально­ ритмические игры Контрольные  уроки 67 4 2 32 2 1 35 2 1 Аудиторная нагрузка по учебному предмету распределяется по  годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ. Учебный   материал   распределяется   по   годам   обучения   ­   классам. Каждый   класс   имеет   свои   дидактические   задачи   и   объем   времени, предусмотренный для освоения учебного материала. Содержание разделов В   данной   программе   весь   материал   систематизирован   в   разделы, которые в той или иной степени взаимосвязаны друг с другом, что позволяет достичь необходимых результатов в комплексном развитии учащегося. Раздел I. «Основы музыкальной грамоты» Главная   цель   ­   научить   ребенка   слушать   и   слышать   музыку   и эмоционально   откликаться   на   нее.   Умение   слышать   музыку   и   понимать музыкальный   язык   развивается   в   разных   видах   деятельности   ­   пении, движении под музыку, исполнительской деятельности. Учащиеся усваивают понятия "ритм", "счет", "размер" и узнают, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, при этом дети овладевают навыками различения понятий «вступление» и «основная часть,  тема», что  позволяет  ребенку  вступать  в танец с начала музыкальной фразы. Раздел II. «Упражнения на ориентировку в пространстве»Основан   на   обучении   ребенка   ориентироваться   на   танцевальной площадке, с легкостью перестраиваться из рисунка в рисунок, работая сообща в коллективе детей. Умение овладевать разнообразными рисунками танца в дальнейшем позволяет ребенку свободно чувствовать себя на сцене. Раздел III. «Упражнения с музыкально­ритмическими предметами» (ложки, бубен, маракас, трещотки и т.д.) Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития   у   детей   подвижности   пальцев,   умения   ощущать   напряжение   и расслабление мышц, соблюдения ритмичности и координации движений рук, а также для формирования интереса к игре на музыкальных инструментах. С помощью   элементарных   инструментов   развивается   музыкальный   слух, чувство ритма, представление о звуковысотности, тембровых особенностях звучания,   регистрах,   расширяются   знания   о   музыкальных   инструментах ударной группы, а также формируются простейшие навыки игры на них. Раздел IV. «Упражнения с предметами танца» Более   насыщенно,   интересно   и   разнообразно   позволяет   донести   до ребенка предмет «Ритмика». Дети развивают моторику рук и координацию движения. Эти навыки необходимы для подготовки ребенка к более сложным изучениям движений и комбинаций. С использованием данных предметов у детей расширяются познания в области музыкального и хореографического искусства,   а   также   успешно   развивается   память,   мышление,   ловкость   и сноровка.   Дети   учатся   через   предмет   выражать   свои   эмоции,   действия   на площадке.   Преподаватель   в   соответствии   с   возрастными   особенностями подбирает тот или иной предмет и разучивает упражнения. Раздел V. «Танцевальные движения» Является основой данного курса и подготовкой к последующим большим выступлениям   ребенка   на   сцене.   В   ритмике   используются   несложныеэлементы   народных   плясок,   хороводов,   которые   составляют   основу современных детских композиций. Раздел VI. «Музыкально­ритмические игры» Данный   раздел   включает   важные   и   неотъемлемые   для   полноценного развития   ребенка   задачи.   Форма   игры   создает   условия   для   раскрытия эмоционального мира каждого ребенка и усвоения им необходимых знаний, понятий, формирования навыков в обстановке эмоционального комфорта. В процессе   игры   создаются   условия   для   общения   детей   в   паре,   в   группе, проявляются   личностные   качества,   а   педагог   в   процессе   игры   имеет возможность   корректировать   отношения   между   детьми,   активизировать творческую деятельность группы, создавать условия для наиболее полного проявления каждого ребенка в рамках заданных правил. Требования по годам обучения 1 класс (1­й год обучения) Наименование тем 2 Основы музыкальной грамоты Регистровая окраска. Понятие о звуке (низкие, средние и  высокие) Характер музыки: ­ грустный, печальный и т.д. ­ веселый, задорный и т.д. Динамические оттенки: ­ громко ­ тихо Музыкальный размер 2/4 4/4 Знакомство с длительностью звуков (ноты): ­ целая ­ половинная ­ четвертная ­ восьмая Музыкальный темп: №№ 1 I. 1) 2) 3) 4) 5) 6)­ быстрый ­ медленный ­ умеренный Понятие «сильная доля» Понятие «музыкальная фраза» Упражнения на ориентировку в пространстве Нумерация точек ­ линия ­ шеренга ­ колонна Упражнения с музыкально­ритмическими предметами (по  выбору преподавателя) ­ ударные (ложки, барабан и т.д.) ­ звенящие (бубен, маракасы, погремушка, бубенцы,  трещотка) Упражнения с предметами танца (по выбору преподавателя) Упражнение с платком Упражнение с лентой Танцевальные движения Поклон ­простой ­ поясной Шаги: ­ маршевый шаг ­ шаг с пятки ­ шаг сценический ­ шаг на высоких полупальцах с поджатой назад ­ на полупальцах с высоко поднятым коленом вперед Бег: ­ сценический ­ на полу пальцах ­ легкий шаг (ноги назад) ­ на месте Прыжки: ­ на месте по VI позиции ­ с продвижением вперед ­ в повороте на 180 градусов Работа рук: ­ понятие «правая» и «левая рука» ­ положение рук на талии 7) 8) II. III. 1) 2) IV. V. 1) 2) 3) 4) 5)6) 7) 8) 9) VI. ­ перед грудью ­ положение рук в кулаки Позиции ног: ­ понятие «правая « и «левая нога» ­ первая позиция свободная ­ первая позиция параллельная ­ вторая позиция параллельная Работа головы ­ Наклоны и повороты Движения корпуса ­ наклоны вперед, назад, в сторону ­ с сочетанием работы головы Музыкально­ритмические упражнения Притопы ­ простой ­ двойной ­ тройной Хлопки ­ Хлопки в ладоши (простые) ­ Хлопки в ритмическом рисунке ­ Хлопки в парах с партнером Изучение ударов стопой в сочетании с хлопками (стоя на месте) Музыкально­ритмические игры (по выбору преподавателя) Рекомендуемые: ­ «Музыкальная шкатулка» ­ «Самолетики­вертолетики» Контрольные уроки Основные   требования   к   знаниям   и   умениям   учащихся   1   года обучения: Ученики должны иметь следующие знания, умения, навыки:  определять характер музыки словами (грустный, веселый, спокойный, плавный, изящный);  правильно определять сильную долю в музыке и различать длительности нот;  знать различия «народной» и «классической» музыки;  уметь грамотно исполнять движения; выполнять основные движения упражнений с предметами и без них под музыку преимущественно на 2/4 и 4/4;  начинать и заканчивать движение вместе с музыкой;  уметь координировать движения ­ рук, ног и головы, при ходьбе, беге, галопе;  уметь ориентироваться в пространстве: выполнять повороты, двигаясь по линии танца;  четко определять право и лево в движении и исполнении упражнения с использованием предметов;  хорошо владеть движениями с платком и обручем;  уметь   свободно   держать   корпус,   голову   и   руки   в   тех   или   иных положениях;  уметь работать в паре и синхронизировать движения. Примерные требования к контрольным урокам: За   время   обучения   учащиеся   должны   приобрести   ряд   практических навыков: 1. Уметь выполнять комплексы упражнений. 2. Уметь сознательно управлять своими движениями. 3. Владеть упражнениями на развитие музыкальности, метроритма. 4. Уметь координировать движения. 5. Владеть изученными танцевальными движениями разных характеров и музыкальных темпов. №№ 1 I. 1) 2 класс (2­й год обучения) Наименование тем 2 Основы музыкальной грамоты Характер музыки: ­ торжественный, величественный и т.д.2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) 10) 11) II. III. 1) 2) IV. V. 1) ­ игривый, шутливый и т.д. ­ задумчивый, сдержанный и т.д. Музыкальный размер (2/4,4/4, 3/8,6/8) 3/8 6/8 Жанры в музыке: песня танец марш Понятие «сильная доля» Понятие «затакт» Знакомство с куплетной формой Понятие «музыкальная фраза» Характер музыки. Тоника: ­ мажор ­ минор Музыкальные паузы (половинная, четвертная, восьмая) Музыкальный темп: ­ умеренный Музыкальные штрихи: ­ легато ­ стаккато Упражнения на ориентировку в пространстве ­ диагональ ­ круг ­ два круга ­ «улитка» ­ «змейка» Упражнения с музыкально­ритмическими предметами (по  выбору преподавателя) ­ ударные (ложки, барабан и т.д.) ­ звенящие (бубен, маракасы, погремушка, бубенцы,  трещотка) Упражнения с предметами танца (по выбору преподавателя) Упражнение с мячом Упражнение с обручем Танцевальные движения Поклон ­ простой ­ поясной2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) 10) Шаги: ­ шаг на высоких полу пальцах с поджатой назад ­ на полу пальцах с высоко поднятым коленом вперед ­переменный ­ мелкий шаг с продвижением вперед (хороводный) ­ приставной шаг с приседанием ­ приставной шаг с притопом Бег: ­ легкий шаг (ноги назад) ­ на месте ­ стремительный ­ «лошадки» на месте и в продвижении ­ «жете» на месте и в продвижении с выводом ног вперед и назад Прыжки: ­ в повороте на 360 градусов ­ «разножка» ­ «поджатый» Работа рук: ­ за юбку ­ позиция рук 1,2,3 Позиции ног: ­ вторая свободная ­ третья Приседания Полуприседания Полуприседания с каблучком «ковырялочка» ­ в первоначальном раскладе ­ в сочетании с притопами Па галопа ­ прямой ­ боковой Музыкально­ритмические упражнения Притопы, дроби ­ простой ­ двойной ­ тройной Хлопки ­ хлопки в ладоши (простые) ­ хлопки в ритмическом рисунке ­ хлопки в парах с партнеромVI. Изучение ударов стопой в сочетании с хлопками (стоя на месте) Музыкально­ритмические игры (по выбору преподавателя) Рекомендуемые: ­ «Мыши и мышеловка» ­ «Волшебная шапочка» Контрольные уроки Основные   требования   к   знаниям   и   умениям   учащихся   2   года обучения: Учащиеся должны иметь следующие знания, умения, навыки:  термины:   громко—тихо,   высоко—низко,   характер   музыки   (бодрый, веселый,   печальный,   грустный),   темп   музыки   и   движения   (быстро, медленно, умеренно, подвижно), музыкальные размеры, длительности, понятия   «затакт»,   «сильная   доля»,   «фраза»,   музыкальные   жанры   ­ песня, танец, марш;  знать   названия   общеразвивающих   упражнений   пройденных   в   течение двух лет обучения;  знать   названия   простых   танцевальных   шагов,   а   также   уметь   их правильно   исполнить   (мягкий,   на   полу   пальцах,   приставной, переменный, галоп, полька);  выполнять основные движения упражнений с предметами и без них под музыку на 2/4, 4/4, 6/8;  слышать   изменения   звучания   музыки   и   передавать   их   изменением движения;  повторять на инструменте простейший ритмический рисунок;  выполнять с более четким исполнением подражательные движения;  уметь танцевать в ансамбле;  уметь правильно ориентироваться на сценической площадке;  уметь замечать свои ошибки и ошибки других учеников; уметь свободно и правильно держать корпус, голову в тех или иных позах, согласно выполнению движения или комбинации. Примерные требования к контрольным урокам. За время обучения учащиеся должны приобрести ряд практических навыков: 1. Уметь выполнять комплексы упражнений. 2. Уметь сознательно управлять своими движениями. 3. Владеть упражнениями на развитие музыкальности, метроритма. 4. Уметь координировать движения. 5. Владеть   изученными   танцевальными   движениями   разных   характеров и музыкальных темпов. III. Требования к уровню подготовки обучающихся Результатом   освоения   программы   «Ритмика»,   является   приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:  знания   основных   понятий,   связанных   с   метром   и   ритмом,   темпом   и динамикой в музыке;  знания понятия лада в музыке (мажор и минор) и умение отображать ладовую окраску в танцевальных движениях;  первичные   знания   о   музыкальном   синтаксисе,   простых   музыкальных формах;  представление   о   длительности   нот   в   соотношении   с   танцевальными шагами;  умение   согласовывать   движения   со   строением   музыкального произведения;  навыки   двигательного   воспроизведения   ритмических   движений посредством   воспроизведения   ударом   в   ладоши   и   музыкального инструмента; навыки   сочетания   музыкально­ритмических   упражнений   с танцевальными движениями;  навыки игры на музыкальных инструментах в сочетании с музыкально­ танцевальными упражнениями.IV. Формы и методы контроля, система оценок 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание Оперативное   управление   учебным   процессом   невозможно   без осуществления   контроля   знаний,   умений   и   навыков   обучающихся.   Именно через   контроль   осуществляется   проверочная,   воспитательная   и корректирующая функции.  Оценка   качества   реализации   программы   "Ритмика"   включает   в   себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся. Успеваемость   учащихся   проверяется   на   различных   выступлениях: контрольных уроках, концертах, просмотрах и т.д. Текущий   контроль   успеваемости   обучающихся   проводится   в   счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков. Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих   полугодие   учебных   занятиях   в   счет   аудиторного   времени, предусмотренного на учебный предмет. 2. Критерии оценок Для   аттестации   обучающихся   создаются   фонды   оценочных   средств, которые   включают   в   себя   методы   контроля,   позволяющие   оценить приобретенные знания, умения и навыки. Критерии оценки качества исполнения Оценка 5 («отлично») 4 («хорошо») 3 («удовлетворительно») Критерии оценивания выступления технически   качественное   и   художественно осмысленное   исполнение,   отвечающее   всем требованиям на данном этапе обучения отметка   отражает   грамотное   исполнение   с небольшими   недочетами   (как   в   техническом плане, так и в художественном) исполнение с большим количеством недочетов,а   именно:   неграмотно   и   невыразительно выполненное   движение,   слабая   техническая подготовка,   неумение   анализировать   свое исполнение,   незнание   методики   исполнения изученных движений и т.д. комплекс являющийся следствием отсутствия регулярных аудиторных недостатков,     занятий, а также интереса к ним, невыполнение программных требований отражает   достаточный   уровень   подготовки   и исполнения на данном этапе обучения. 2  («неудовлетворительно») «зачет» (без отметки) Согласно   ФГТ,   данная   система   оценки   качества   исполнения   является основной.   С   учетом   сложившихся   традиций   в   школе   искусств   и   с  учетом целесообразности   оценка   качества   исполнения   может   быть   дополнена системой   «+»   и   «­»,   что   даст   возможность   более   конкретно   отметить выступление учащегося. Фонды   оценочных   средств   призваны   обеспечивать   оценку   качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков. При выведении итоговой оценки учитывается следующее: • оценка годовой работы ученика; • оценка на контрольном уроке. Оценки   выставляются   по   окончании   каждой   четверти   и   полугодий учебного года.V. Методическое обеспечение учебного процесса 1. Методические рекомендации педагогическим работникам При   организации   и   проведении   занятий   по   предмету   «Ритмика» необходимо придерживаться следующих принципов:  принципа   сознательности   и   активности,   который   предусматривает, прежде   всего,   воспитание   осмысленного   овладения   техникой   танца; заинтересованности и творческого отношения к решению поставленных задач;  принципа   наглядности,   который   предусматривает   использование   при обучении комплекса средств и приемов: личная демонстрация приемов, видео и фотоматериалы, словесное описание нового приема и т.д.;  принципа   доступности,   который   требует,   чтобы   перед   учеником ставились   посильные   задачи.   В   противном   случае   у   обучающихся снижается интерес   к   занятиям.   От   преподавателя   требуется   постоянное   и тщательное   изучение   способностей   учеников,   их   возможностей   в освоении   конкретных   элементов,   оказание   помощи   в   преодолении трудностей;  принцип   систематичности,   который   предусматривает   разучивание элементов,   регулярное   совершенствование   техники   элементов   и освоение   новых   элементов   для   расширения   активного   арсенала приемов, чередование работы и отдыха в процессе обучения с целью сохранения работоспособности и активности учеников. Процесс   обучения   музыкально­ритмическим   движениям   включает   три этапа. На первом этапе   ставятся задачи: ­ ознакомления   детей   с   новым   упражнением,   пляской,   хороводом   или игрой;создания целостного впечатления о музыке и движении; ­ ­ разучивания движения. Методика обучения состоит в следующем: педагог прослушивает вместе с   детьми   музыкальное   произведение,   раскрывает   его   характер,   образы   и показывает музыкально­ритмическое движение, стремясь пробудить в детях желание   разучить   его.   Показ   должен   быть   точным,   эмоциональным   и целостным. На втором этапе   задачи расширяются, продолжатся: ­ углубленное разучивание музыкально­ритмического движения, ­ уточнение   его   элементов   и   создание   целостного   образа,   настроения музыкального произведения. Педагог дает необходимые разъяснения, напоминает последовательность действий, своевременно, доброжелательно оценивает достижения детей. Задача  третьего   этапа    заключается   в   том,   чтобы   закрепить представления   о   музыке   и   движении,   поощряя   детей   самостоятельно выполнять разученные движения. Методика  закрепления  и  совершенствования  музыкально­ритмического движения нацелена на работу над его качеством. Преподаватель, напоминая последовательность,   используя   образные   сравнения,   отмечая   удачное исполнение,   создает   условия   для   эмоционального   выполнения   детьми музыкально­ритмических движений. 2. Музыкально­ритмические игры 1) «Музыкальная шкатулка» Описание: Дети стоят спиной в круг, в центре круга ­ один из детей, у которого в руках   музыкальный   инструмент.   По   указанию   преподавателя   он   начинает играть на инструменте, а остальные дети слушают его. Затем определяют, чтоза инструмент прозвучал. Кто угадал, становится в круг, и преподаватель дает ему новый инструмент и игра продолжается заново. Игра развивает: музыкальный   слух, инструмента;   при   прослушивании   музыки   музыкального чувство   ритма,   когда   ребенок   исполняет   игру   на   инструменте   в разнообразном ритмическом рисунке; быстроту мышления, чтобы первым определить и стать лидером. 2) «Самолетики ­ вертолетики» Описание: Дети делятся на две команды с одноименными игре названиями. Каждой команде определяется свой музыкальный фрагмент, и когда музыка той или иной   команды   звучит,   то   они   начинают   хаотично   двигаться   по   залу   и   по окончании   должны   вернуться   на   исходное   место   и   выполнить   задания преподавателя.   Например,   прыжки   на   месте,   полуприседания,   исполнить хлопки или притопы. Если звучит музыка другой команды, то команда, чья музыка не звучит, стоит на месте («на аэродроме»). Игра развивает: умение владеть танцевальной площадкой; быстроту движений, реакцию; музыкальный слух; память,   так   как   ребенок   запоминает   задание   и   исполняет   его   спустя некоторое время. 3) «Мыши и мышеловка» Описание: Дети становятся в один общий круг, держась за руки. Далее по команде преподавателя они производят расчет на «первый», «второй» (это делается затем,  чтобы  дети   и  преподаватель   могли  определить,  кто   будет   являться«мышками»,   а   кто   ­   «мышеловкой»).   Далее   все   участники,   являющиеся «первыми»,   делают   шаг   в   круг   и   смыкают   его,   взяв   друг   друга   за   руки, образовывая замкнутую «мышеловку». А «вторые», т.е. «мышки» становятся за пределы «мышеловки». Начинается   игра.   Звучит   музыка.   На   вступление   «мыши»   еще   не двигаются   и   только   потом,   когда   зазвучала   основная   мелодия   «мыши» пробегают   посередине   «мышеловки»   и   проскакивают   в   воротца,   которые образуют игроки «мышеловки», подняв сцепленные руки вверх. Как только музыка   обрывается,   игроки   «мышеловки»   опускают   руки   и   закрывают «мышеловку».   Оставшиеся   «мышки»   внутри,   считаются   пойманными.   Они становятся   в   общий   круг,   присоединяются   к   «мышеловке».   Игра продолжается.   Можно   провести   игру   3­4   раза.   А   затем   поменять   игроков местами. «Вторые» становятся «мышеловкой», а «первые» ­ мышками. Игра развивает и учит: координацию движения ребенка; умение ориентироваться в пространстве; формировать рисунок танца – круг; коллективной работе, находясь в роли «мышеловки»; развивает музыкальность (так как начало и окончание движения связано с музыкой).VI. Список рекомендуемой учебно­методической литературы 1. Барышникова, Т. Азбука хореографии / Т. Барышникова. ­ М., 2000. 2. Бекина, С. И. Музыка и движение: упражнения, игры и пляски для детей 5­ 6 лет / Авт.­сост.: С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. – М.: Просвещение, 1983. 3. Бекина, С. И. Музыка и движение: упражнения, игры и пляски для детей 6­ 7 лет / Авт.­сост.: С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. – М.: Просвещение, 1984. 4. Бриске,   И.   Э.   Мир   танца   для   детей.   Методическое   пособие.   Изд.   2­е, дополненное и переработанное. – Челябинск, 2005. 5. Буренина,   А.И.   Ритмическая   мозаика.   Программа   по   ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. ­ 2­е изд., испр. и доп. / А.И. Буренина. ­ СПб: ЛОИРО, 2000. 6. Горшкова, Е. В. От жеста к танцу / Е.В. Горшкова. ­ М.: Издательство «Гном и Д», 2004. 7. Гурская,   Е.   А.   Использование   игровой   технологии   в   методике преподавания танца в группах дошкольного возраста: методич. пособие в помощь руководителям хореографических коллективов / Е. А. Гурская. – Челябинск, 2006. 8. Играем сначала. Гимнастика, ритмика, танец. ­ М., 2007. 9. Каплунова,   И.   Музыка   и   чудеса.   Музыкально­двигательные   фантазии: пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений / И. Каплунова, И. Новоскольцева. – СПб.: Издательство «Композитор», 2000. 10.Конорова,   Е.В.   Методическое   пособие   по   ритмике   в   I   и   II   классах музыкальной школы. Выпуск 1 / Е.В. Конорова. ­ Издательство "Музыка". М., 1972.11.Конорова, Е.В. Занятия по ритмике в III и IV классах музыкальной школы. Выпуск 2 / Е.В. Конорова. ­ Издательство "Музыка". М., 1973. 12.Конорова, Е. В. Танец и ритмика / Е.В. Конорова. ­ М: Музгиз, 1960. 13.Конорова, Е.В. Методическое пособие по ритмике. Занятия по ритмике в подготовительных классах. Выпуск 1 / Е.В. Конорова. ­ М.: Музгиз, 1963, 1972, 1979. 14.Колодницкий, Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для   детей.   Учебно­методическое   пособие   для   педагогов   /   Г.А. Колодницкий. ­ М, 2000. 15.Климов,   А.   Основы   русского   народного   танца   /   А.   Климов.   ­   М., Издательство «Московского государственного института культуры», 1994. 16.Лифиц, И. Методическое пособие по ритмике / И. Лифиц, Г. Франио. ­  М., 1987. 17.Михайлова, М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие   для   родителей   и   педагогов   /   М.   А.   Михайлова.   –   Ярославль: Академия развития, 1997. 18.Музыкальные игры и пляски в детском саду: Пособие для музыкальных руководителей   /   Составители:   Е.   Е.   Каява,   Л.   Н.   Кондрашова,   С.   Д. Руднева.   –   Л.:   Гос.   учебно­педагогическое   издательство   Министерства просвещения РСФСР, 1963. 19.Пуртова Т. В. Учите детей танцевать: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Т. В. Пуртова, А. Н. Беликова, О. В. Кветная. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 20.Пустовойтова, М.Б. Ритмика для детей. Учебно­методическое пособие / М.Б. Пустовойтова. ­  М., Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2008. 21.Программы для хореографических школ искусств. Составитель ­ Бахтов С. М., М.,1984.22.Радынова, О. П. Слушаем музыку: Кн.для воспитателя и муз. руководителя дет.сада. – М.: Просвещение, 1990. 23.Руднева, С. Ритмика. Музыкальное движение / С. Руднева, Э. Фиш. ­ М.: Просвещение, 1972. 24.Ткаченко, Т.С. Народные танцы / Т.С. Ткаченко. ­ М., 1975. 25.Франио, Г.С. Ритмика в детской музыкальной школе / Г.С. Франио. ­ М., 1997. 26.Франио, Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей / Г. С. Франио. ­ М., 1989. 27.Школа танцев для детей. – СПб.: «Ленинградское издательство», 2009. 28.Чибрикова­Луговская,   А.Е.   Ритмика  /   А.Е.  Чибрикова­Луговская.   ­   М., Издательский дом «Дрофа», 1998. Интернет­ресурсы 1.       http   ://   piruet    .  info  ://   www   .  ru   /  time  2   2.       http  3.       www   .  monlo    .  ru  .  psychlib    .  horeograf   4.       www   .  com 5.       www.balletmusic.ru 6.       http ://pedagogic.ru 7.       http:// spo. 1 september.ru 8.       http://www.fizkultura­vsem.ru 9.       http://www.rambler.ru/ 10.   11.    www   .  google    www.plie.ru  .  ru

Посмотрите также