Программа по учебному предмету "Ритмика"
Оценка 4.6

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
искусство +1
Взрослым
18.08.2018
Программа по учебному предмету "Ритмика"
Программа учебного предмета «Ритмика» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество». На занятиях по ритмике происходит непосредственное и всестороннее обучение ребенка на основе гармоничного сочетания музыкального, двигательного, физического и интеллектуального развития.
ПО.01.УП.02 Ритмика.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» ГОРОДА САЛЕХАРДА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО» Предметная область ПО.01. ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО ПРОГРАММА  по учебному предмету РИТМИКА ПО.01.УП.02 (8­летний срок обучения) Салехард 2013 «Одобрено»  Методическим советом МАОУ ДОД «ДШИ» г.Салехарда дата рассмотрения «Утверждаю» Директор – Редкашов А.А. ______________  (подпись) дата утверждения Разработчик   –   Амелькова   Елена   Геннадьевна,   преподаватель хореографических дисциплин Рецензент – фамилия, имя, отчество, должность Рецензент – фамилия, имя, отчество, должность I. Пояснительная записка Программа   учебного   предмета   «Ритмика»   разработана   на   основе   и   с учетом   федеральных   государственных   требований   к   дополнительной предпрофессиональной   общеобразовательной   программе   в   области хореографического искусства «Хореографическое творчество». На занятиях по ритмике происходит непосредственное и всестороннее обучение   ребенка   на   основе   гармоничного   сочетания   музыкального, двигательного, физического и интеллектуального развития. Уроки   ритмики   учат   детей   вслушиваться   в   музыку,   различать выразительные   средства;   формируют   умение   согласовывать   движения   с музыкой;   развивают   такие   музыкальные   данные   как   слух,   память,   ритм; помогают   выявлению   творческих   задатков   учеников;   знакомят   с теоретическими основами музыкального искусства. Дети получают возможность самовыражения через музыкально­игровую деятельность,   возможность   в   движении   передать   свое   отношение   к прослушанному   произведению.   Использование   разнообразных   движений, умение   согласовывать   их   с   характером   музыки   развивает   инициативу   и фантазию.  В   процессе   работы   над   движениями   под   музыку   формируется художественный вкус детей. Изучение   предмета   «Ритмика»   тесно   связано   с   изучением   предметов «Слушание музыки и музыкальная грамота», «Танец», «Народно­ сценический танец». Срок   освоения  данной   программы   составляет   2   года   (для   детей, поступивших в школу искусств в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет).  Объем учебного времени,  предусмотренный учебным планом Детской школы   искусств   на   реализацию   предмета  «Ритмика» (срок  реализации  – 2 года): Классы/количество часов 1 класс 2 класс Максимальная нагрузка Количество часов на аудиторную  нагрузку Недельная аудиторная нагрузка Консультации Количество Количество часов часов 130 64 2 2 66 2 2 Форма проведения учебных аудиторных занятий  ­ мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать   учеников,   их   возможности,   трудоспособность,   эмоционально­ психологические особенности. Рекомендуемая продолжительность урока ­ 40­ 45 минут. Цель  программы  ­ развитие музыкально­ритмических и двигательно­ танцевальных способностей учащихся через овладение основами музыкально­ ритмической культуры. Задачи:  овладение основами музыкальной грамоты  формирование танцевальных умений и навыков в соответствии с программными требованиями  воспитание   важнейших   психофизических   качеств,   двигательного аппарата   в   сочетании   с   моральными   и   волевыми   качествами личности ­ силы, выносливости, ловкости, быстроты, координации  развитие   творческой   самостоятельности   посредством   освоения двигательной деятельности  приобщение к здоровому образу жизни  формирование правильной осанки  развитие творческих способностей  развитие темпо ­ ритмической памяти учащихся. Структура  данной   программы   обусловлена   существующими   ФГТ, которые отражают все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: ­ сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; ­ распределение учебного материала по годам обучения; ­ описание дидактических единиц учебного предмета; ­ требования к уровню подготовки обучающихся; ­ формы и методы контроля, система оценок; ­ методическое обеспечение учебного процесса. В   соответствии   с   данными   направлениями   строится   основной   раздел программы «Содержание учебного предмета». Для   достижения   поставленной   цели   и   реализации   задач   предмета используются следующие методы обучения: 1. Наглядный    наглядно­слуховой прием;  наглядно­зрительный прием. Методы   наглядного   восприятия   способствуют   более   быстрому, глубокому   и   прочному   усвоению   учащимися   программы   курса   обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К данному методу можно отнести:   показ   упражнений,   демонстрацию   рисунков   и   фотографий, видеозаписей,   прослушивание   ритма   и   темпа   движений,   музыки,   которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием   музыкальных   отрывков.   Всё   это   способствует   воспитанию музыкальной   памяти,   формированию   двигательного   навыка,   закрепляет привычку двигаться ритмично. Исполнение музыки должно сопровождаться показом. Показ движения нужно заранее хорошо продумать: сравнительно легко продемонстрировать действия отдельных персонажей­образов и намного сложнее развернуть сюжет игры или различные хороводные построения. 2. Словесный    средствах   ее выразительности,   объяснение,   обсуждение,   рассказ,   словесное (беседа   о   характере   музыки, сопровождение движений под музыку, напоминание, оценка и т. д.) Словесный   метод   —   универсальный   метод   обучения,   с   его   помощью решаются   различные   задачи:   раскрывается   содержание   музыкальных произведений, описывается техника движений в связи с музыкой и др.  Этот метод   широко   применяется   в   процессе   обучения   ритмике   как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и практическим методами. Применение   его   своеобразно   тем,   что   состоит   в   выборе   отдельных приемов и в дозировке их в зависимости от формы занятий и возраста детей. Так, к образно­сюжетному рассказу чаще прибегают при разучивании игры (особенно в младшей группе); к объяснению, напоминанию — в упражнениях, танцах. 3. Практические (основаны на активной деятельности самих детей)  метод   целостного   освоения  упражнений   и   движений   объясняется относительной   доступностью   упражнений.   Однако   использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.  поэтапный метод  широко используется для освоения самых разных   Практически   каждое упражнений   и   танцевальных   движений. упражнение   можно   приостановить   для   уточнения   двигательного движения,   улучшение   выразительности   движения   и   т.п.   Этот   метод может также применяться при изучении сложных движений.  игровой метод используется при проведении музыкально­ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой   и   повышении   ответственности   каждого   за   достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения. Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задачей учебного предмета и основаны на проверенных   методиках   и   сложившихся   традициях   в   хореографическом образовании. Материально­техническая база образовательного учреждения должна соответствовать   санитарным   и   противопожарным   нормам,   нормам   охраны труда. В   школах   должны   быть   созданы   те   необходимые   материально­ технические   условия,   которые   бы   благотворно   влияли   на   успешную организацию образовательного и воспитательного процесса: ­ наличие танцевальных залов; ­ наличие оборудованных гардеробов и раздевалок для занятий; ­ наличие концертного зала; ­ наличие репетиционной и концертной одежды. II. Содержание учебного предмета «Ритмика» Сведения   о   затратах   учебного   времени,  предусмотренного   на освоение   учебного   предмета   «Ритмика»,   на   максимальную   нагрузку   и аудиторные занятия: Срок обучения 2 года Наименование Вид Объем времени в часах раздела учебного занятия Максимальная учебная нагрузка Аудиторные занятия 1­го Аудиторные занятия 2­го года обучения года обучения 1 I. 2 3 Основы урок музыкальной грамоты II. Упражнения на урок ориентировку в пространстве Упражнения с III. урок 4 130 37 8 8 5 64 19 4 4 6 66 18 4 4 музыкально­ ритмическими предметами (ложки, бубен, маракас, трещотки и т. д. на выбор преподавателя ) Упражнения с предметами танца (платок, IV . урок 4 2 2 лента, мяч, обруч) V. Танцевальные урок урок VI . движения Музыкально­ ритмические игры Контрольные  уроки 67 4 2 32 2 1 35 2 1 Аудиторная нагрузка по учебному предмету распределяется по  годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ. Учебный   материал   распределяется   по   годам   обучения   ­   классам. Каждый   класс   имеет   свои   дидактические   задачи   и   объем   времени, предусмотренный для освоения учебного материала. Содержание разделов В   данной   программе   весь   материал   систематизирован   в   разделы, которые в той или иной степени взаимосвязаны друг с другом, что позволяет достичь необходимых результатов в комплексном развитии учащегося. Раздел I. «Основы музыкальной грамоты» Главная   цель   ­   научить   ребенка   слушать   и   слышать   музыку   и эмоционально   откликаться   на   нее.   Умение   слышать   музыку   и   понимать музыкальный   язык   развивается   в   разных   видах   деятельности   ­   пении, движении под музыку, исполнительской деятельности. Учащиеся усваивают понятия "ритм", "счет", "размер" и узнают, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, при этом дети овладевают навыками различения понятий «вступление» и «основная часть,  тема», что  позволяет  ребенку  вступать  в танец с начала музыкальной фразы. Раздел II. «Упражнения на ориентировку в пространстве» Основан   на   обучении   ребенка   ориентироваться   на   танцевальной площадке, с легкостью перестраиваться из рисунка в рисунок, работая сообща в коллективе детей. Умение овладевать разнообразными рисунками танца в дальнейшем позволяет ребенку свободно чувствовать себя на сцене. Раздел III. «Упражнения с музыкально­ритмическими предметами» (ложки, бубен, маракас, трещотки и т.д.) Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития   у   детей   подвижности   пальцев,   умения   ощущать   напряжение   и расслабление мышц, соблюдения ритмичности и координации движений рук, а также для формирования интереса к игре на музыкальных инструментах. С помощью   элементарных   инструментов   развивается   музыкальный   слух, чувство ритма, представление о звуковысотности, тембровых особенностях звучания,   регистрах,   расширяются   знания   о   музыкальных   инструментах ударной группы, а также формируются простейшие навыки игры на них. Раздел IV. «Упражнения с предметами танца» Более   насыщенно,   интересно   и   разнообразно   позволяет   донести   до ребенка предмет «Ритмика». Дети развивают моторику рук и координацию движения. Эти навыки необходимы для подготовки ребенка к более сложным изучениям движений и комбинаций. С использованием данных предметов у детей расширяются познания в области музыкального и хореографического искусства,   а   также   успешно   развивается   память,   мышление,   ловкость   и сноровка.   Дети   учатся   через   предмет   выражать   свои   эмоции,   действия   на площадке.   Преподаватель   в   соответствии   с   возрастными   особенностями подбирает тот или иной предмет и разучивает упражнения. Раздел V. «Танцевальные движения» Является основой данного курса и подготовкой к последующим большим выступлениям   ребенка   на   сцене.   В   ритмике   используются   несложные элементы   народных   плясок,   хороводов,   которые   составляют   основу современных детских композиций. Раздел VI. «Музыкально­ритмические игры» Данный   раздел   включает   важные   и   неотъемлемые   для   полноценного развития   ребенка   задачи.   Форма   игры   создает   условия   для   раскрытия эмоционального мира каждого ребенка и усвоения им необходимых знаний, понятий, формирования навыков в обстановке эмоционального комфорта. В процессе   игры   создаются   условия   для   общения   детей   в   паре,   в   группе, проявляются   личностные   качества,   а   педагог   в   процессе   игры   имеет возможность   корректировать   отношения   между   детьми,   активизировать творческую деятельность группы, создавать условия для наиболее полного проявления каждого ребенка в рамках заданных правил. Требования по годам обучения 1 класс (1­й год обучения) Наименование тем 2 Основы музыкальной грамоты Регистровая окраска. Понятие о звуке (низкие, средние и  высокие) Характер музыки: ­ грустный, печальный и т.д. ­ веселый, задорный и т.д. Динамические оттенки: ­ громко ­ тихо Музыкальный размер 2/4 4/4 Знакомство с длительностью звуков (ноты): ­ целая ­ половинная ­ четвертная ­ восьмая Музыкальный темп: №№ 1 I. 1) 2) 3) 4) 5) 6) ­ быстрый ­ медленный ­ умеренный Понятие «сильная доля» Понятие «музыкальная фраза» Упражнения на ориентировку в пространстве Нумерация точек ­ линия ­ шеренга ­ колонна Упражнения с музыкально­ритмическими предметами (по  выбору преподавателя) ­ ударные (ложки, барабан и т.д.) ­ звенящие (бубен, маракасы, погремушка, бубенцы,  трещотка) Упражнения с предметами танца (по выбору преподавателя) Упражнение с платком Упражнение с лентой Танцевальные движения Поклон ­простой ­ поясной Шаги: ­ маршевый шаг ­ шаг с пятки ­ шаг сценический ­ шаг на высоких полупальцах с поджатой назад ­ на полупальцах с высоко поднятым коленом вперед Бег: ­ сценический ­ на полу пальцах ­ легкий шаг (ноги назад) ­ на месте Прыжки: ­ на месте по VI позиции ­ с продвижением вперед ­ в повороте на 180 градусов Работа рук: ­ понятие «правая» и «левая рука» ­ положение рук на талии 7) 8) II. III. 1) 2) IV. V. 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) VI. ­ перед грудью ­ положение рук в кулаки Позиции ног: ­ понятие «правая « и «левая нога» ­ первая позиция свободная ­ первая позиция параллельная ­ вторая позиция параллельная Работа головы ­ Наклоны и повороты Движения корпуса ­ наклоны вперед, назад, в сторону ­ с сочетанием работы головы Музыкально­ритмические упражнения Притопы ­ простой ­ двойной ­ тройной Хлопки ­ Хлопки в ладоши (простые) ­ Хлопки в ритмическом рисунке ­ Хлопки в парах с партнером Изучение ударов стопой в сочетании с хлопками (стоя на месте) Музыкально­ритмические игры (по выбору преподавателя) Рекомендуемые: ­ «Музыкальная шкатулка» ­ «Самолетики­вертолетики» Контрольные уроки Основные   требования   к   знаниям   и   умениям   учащихся   1   года обучения: Ученики должны иметь следующие знания, умения, навыки:  определять характер музыки словами (грустный, веселый, спокойный, плавный, изящный);  правильно определять сильную долю в музыке и различать длительности нот;  знать различия «народной» и «классической» музыки;  уметь грамотно исполнять движения;  выполнять основные движения упражнений с предметами и без них под музыку преимущественно на 2/4 и 4/4;  начинать и заканчивать движение вместе с музыкой;  уметь координировать движения ­ рук, ног и головы, при ходьбе, беге, галопе;  уметь ориентироваться в пространстве: выполнять повороты, двигаясь по линии танца;  четко определять право и лево в движении и исполнении упражнения с использованием предметов;  хорошо владеть движениями с платком и обручем;  уметь   свободно   держать   корпус,   голову   и   руки   в   тех   или   иных положениях;  уметь работать в паре и синхронизировать движения. Примерные требования к контрольным урокам: За   время   обучения   учащиеся   должны   приобрести   ряд   практических навыков: 1. Уметь выполнять комплексы упражнений. 2. Уметь сознательно управлять своими движениями. 3. Владеть упражнениями на развитие музыкальности, метроритма. 4. Уметь координировать движения. 5. Владеть изученными танцевальными движениями разных характеров и музыкальных темпов. №№ 1 I. 1) 2 класс (2­й год обучения) Наименование тем 2 Основы музыкальной грамоты Характер музыки: ­ торжественный, величественный и т.д. 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) 10) 11) II. III. 1) 2) IV. V. 1) ­ игривый, шутливый и т.д. ­ задумчивый, сдержанный и т.д. Музыкальный размер (2/4,4/4, 3/8,6/8) 3/8 6/8 Жанры в музыке: песня танец марш Понятие «сильная доля» Понятие «затакт» Знакомство с куплетной формой Понятие «музыкальная фраза» Характер музыки. Тоника: ­ мажор ­ минор Музыкальные паузы (половинная, четвертная, восьмая) Музыкальный темп: ­ умеренный Музыкальные штрихи: ­ легато ­ стаккато Упражнения на ориентировку в пространстве ­ диагональ ­ круг ­ два круга ­ «улитка» ­ «змейка» Упражнения с музыкально­ритмическими предметами (по  выбору преподавателя) ­ ударные (ложки, барабан и т.д.) ­ звенящие (бубен, маракасы, погремушка, бубенцы,  трещотка) Упражнения с предметами танца (по выбору преподавателя) Упражнение с мячом Упражнение с обручем Танцевальные движения Поклон ­ простой ­ поясной 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) 10) Шаги: ­ шаг на высоких полу пальцах с поджатой назад ­ на полу пальцах с высоко поднятым коленом вперед ­переменный ­ мелкий шаг с продвижением вперед (хороводный) ­ приставной шаг с приседанием ­ приставной шаг с притопом Бег: ­ легкий шаг (ноги назад) ­ на месте ­ стремительный ­ «лошадки» на месте и в продвижении ­ «жете» на месте и в продвижении с выводом ног вперед и назад Прыжки: ­ в повороте на 360 градусов ­ «разножка» ­ «поджатый» Работа рук: ­ за юбку ­ позиция рук 1,2,3 Позиции ног: ­ вторая свободная ­ третья Приседания Полуприседания Полуприседания с каблучком «ковырялочка» ­ в первоначальном раскладе ­ в сочетании с притопами Па галопа ­ прямой ­ боковой Музыкально­ритмические упражнения Притопы, дроби ­ простой ­ двойной ­ тройной Хлопки ­ хлопки в ладоши (простые) ­ хлопки в ритмическом рисунке ­ хлопки в парах с партнером VI. Изучение ударов стопой в сочетании с хлопками (стоя на месте) Музыкально­ритмические игры (по выбору преподавателя) Рекомендуемые: ­ «Мыши и мышеловка» ­ «Волшебная шапочка» Контрольные уроки Основные   требования   к   знаниям   и   умениям   учащихся   2   года обучения: Учащиеся должны иметь следующие знания, умения, навыки:  термины:   громко—тихо,   высоко—низко,   характер   музыки   (бодрый, веселый,   печальный,   грустный),   темп   музыки   и   движения   (быстро, медленно, умеренно, подвижно), музыкальные размеры, длительности, понятия   «затакт»,   «сильная   доля»,   «фраза»,   музыкальные   жанры   ­ песня, танец, марш;  знать   названия   общеразвивающих   упражнений   пройденных   в   течение двух лет обучения;  знать   названия   простых   танцевальных   шагов,   а   также   уметь   их правильно   исполнить   (мягкий,   на   полу   пальцах,   приставной, переменный, галоп, полька);  выполнять основные движения упражнений с предметами и без них под музыку на 2/4, 4/4, 6/8;  слышать   изменения   звучания   музыки   и   передавать   их   изменением движения;  повторять на инструменте простейший ритмический рисунок;  выполнять с более четким исполнением подражательные движения;  уметь танцевать в ансамбле;  уметь правильно ориентироваться на сценической площадке;  уметь замечать свои ошибки и ошибки других учеников;  уметь свободно и правильно держать корпус, голову в тех или иных позах, согласно выполнению движения или комбинации. Примерные требования к контрольным урокам. За время обучения учащиеся должны приобрести ряд практических навыков: 1. Уметь выполнять комплексы упражнений. 2. Уметь сознательно управлять своими движениями. 3. Владеть упражнениями на развитие музыкальности, метроритма. 4. Уметь координировать движения. 5. Владеть   изученными   танцевальными   движениями   разных   характеров и музыкальных темпов. III. Требования к уровню подготовки обучающихся Результатом   освоения   программы   «Ритмика»,   является   приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:  знания   основных   понятий,   связанных   с   метром   и   ритмом,   темпом   и динамикой в музыке;  знания понятия лада в музыке (мажор и минор) и умение отображать ладовую окраску в танцевальных движениях;  первичные   знания   о   музыкальном   синтаксисе,   простых   музыкальных формах;  представление   о   длительности   нот   в   соотношении   с   танцевальными шагами;  умение   согласовывать   движения   со   строением   музыкального произведения;  навыки   двигательного   воспроизведения   ритмических   движений посредством   воспроизведения   ударом   в   ладоши   и   музыкального инструмента;  навыки   сочетания   музыкально­ритмических   упражнений   с танцевальными движениями;  навыки игры на музыкальных инструментах в сочетании с музыкально­ танцевальными упражнениями. IV. Формы и методы контроля, система оценок 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание Оперативное   управление   учебным   процессом   невозможно   без осуществления   контроля   знаний,   умений   и   навыков   обучающихся.   Именно через   контроль   осуществляется   проверочная,   воспитательная   и корректирующая функции.  Оценка   качества   реализации   программы   "Ритмика"   включает   в   себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся. Успеваемость   учащихся   проверяется   на   различных   выступлениях: контрольных уроках, концертах, просмотрах и т.д. Текущий   контроль   успеваемости   обучающихся   проводится   в   счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков. Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих   полугодие   учебных   занятиях   в   счет   аудиторного   времени, предусмотренного на учебный предмет. 2. Критерии оценок Для   аттестации   обучающихся   создаются   фонды   оценочных   средств, которые   включают   в   себя   методы   контроля,   позволяющие   оценить приобретенные знания, умения и навыки. Критерии оценки качества исполнения Оценка 5 («отлично») 4 («хорошо») 3 («удовлетворительно») Критерии оценивания выступления технически   качественное   и   художественно осмысленное   исполнение,   отвечающее   всем требованиям на данном этапе обучения отметка   отражает   грамотное   исполнение   с небольшими   недочетами   (как   в   техническом плане, так и в художественном) исполнение с большим количеством недочетов, а   именно:   неграмотно   и   невыразительно выполненное   движение,   слабая   техническая подготовка,   неумение   анализировать   свое исполнение,   незнание   методики   исполнения изученных движений и т.д. комплекс являющийся следствием отсутствия регулярных аудиторных недостатков,     занятий, а также интереса к ним, невыполнение программных требований отражает   достаточный   уровень   подготовки   и исполнения на данном этапе обучения. 2  («неудовлетворительно») «зачет» (без отметки) Согласно   ФГТ,   данная   система   оценки   качества   исполнения   является основной.   С   учетом   сложившихся   традиций   в   школе   искусств   и   с  учетом целесообразности   оценка   качества   исполнения   может   быть   дополнена системой   «+»   и   «­»,   что   даст   возможность   более   конкретно   отметить выступление учащегося. Фонды   оценочных   средств   призваны   обеспечивать   оценку   качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков. При выведении итоговой оценки учитывается следующее: • оценка годовой работы ученика; • оценка на контрольном уроке. Оценки   выставляются   по   окончании   каждой   четверти   и   полугодий учебного года. V. Методическое обеспечение учебного процесса 1. Методические рекомендации педагогическим работникам При   организации   и   проведении   занятий   по   предмету   «Ритмика» необходимо придерживаться следующих принципов:  принципа   сознательности   и   активности,   который   предусматривает, прежде   всего,   воспитание   осмысленного   овладения   техникой   танца; заинтересованности и творческого отношения к решению поставленных задач;  принципа   наглядности,   который   предусматривает   использование   при обучении комплекса средств и приемов: личная демонстрация приемов, видео и фотоматериалы, словесное описание нового приема и т.д.;  принципа   доступности,   который   требует,   чтобы   перед   учеником ставились   посильные   задачи.   В   противном   случае   у   обучающихся снижается интерес   к   занятиям.   От   преподавателя   требуется   постоянное   и тщательное   изучение   способностей   учеников,   их   возможностей   в освоении   конкретных   элементов,   оказание   помощи   в   преодолении трудностей;  принцип   систематичности,   который   предусматривает   разучивание элементов,   регулярное   совершенствование   техники   элементов   и освоение   новых   элементов   для   расширения   активного   арсенала приемов, чередование работы и отдыха в процессе обучения с целью сохранения работоспособности и активности учеников. Процесс   обучения   музыкально­ритмическим   движениям   включает   три этапа. На первом этапе   ставятся задачи: ­ ознакомления   детей   с   новым   упражнением,   пляской,   хороводом   или игрой; создания целостного впечатления о музыке и движении; ­ ­ разучивания движения. Методика обучения состоит в следующем: педагог прослушивает вместе с   детьми   музыкальное   произведение,   раскрывает   его   характер,   образы   и показывает музыкально­ритмическое движение, стремясь пробудить в детях желание   разучить   его.   Показ   должен   быть   точным,   эмоциональным   и целостным. На втором этапе   задачи расширяются, продолжатся: ­ углубленное разучивание музыкально­ритмического движения, ­ уточнение   его   элементов   и   создание   целостного   образа,   настроения музыкального произведения. Педагог дает необходимые разъяснения, напоминает последовательность действий, своевременно, доброжелательно оценивает достижения детей. Задача  третьего   этапа    заключается   в   том,   чтобы   закрепить представления   о   музыке   и   движении,   поощряя   детей   самостоятельно выполнять разученные движения. Методика  закрепления  и  совершенствования  музыкально­ритмического движения нацелена на работу над его качеством. Преподаватель, напоминая последовательность,   используя   образные   сравнения,   отмечая   удачное исполнение,   создает   условия   для   эмоционального   выполнения   детьми музыкально­ритмических движений. 2. Музыкально­ритмические игры 1) «Музыкальная шкатулка» Описание: Дети стоят спиной в круг, в центре круга ­ один из детей, у которого в руках   музыкальный   инструмент.   По   указанию   преподавателя   он   начинает играть на инструменте, а остальные дети слушают его. Затем определяют, что за инструмент прозвучал. Кто угадал, становится в круг, и преподаватель дает ему новый инструмент и игра продолжается заново. Игра развивает: музыкальный   слух, инструмента;   при   прослушивании   музыки   музыкального чувство   ритма,   когда   ребенок   исполняет   игру   на   инструменте   в разнообразном ритмическом рисунке; быстроту мышления, чтобы первым определить и стать лидером. 2) «Самолетики ­ вертолетики» Описание: Дети делятся на две команды с одноименными игре названиями. Каждой команде определяется свой музыкальный фрагмент, и когда музыка той или иной   команды   звучит,   то   они   начинают   хаотично   двигаться   по   залу   и   по окончании   должны   вернуться   на   исходное   место   и   выполнить   задания преподавателя.   Например,   прыжки   на   месте,   полуприседания,   исполнить хлопки или притопы. Если звучит музыка другой команды, то команда, чья музыка не звучит, стоит на месте («на аэродроме»). Игра развивает: умение владеть танцевальной площадкой; быстроту движений, реакцию; музыкальный слух; память,   так   как   ребенок   запоминает   задание   и   исполняет   его   спустя некоторое время. 3) «Мыши и мышеловка» Описание: Дети становятся в один общий круг, держась за руки. Далее по команде преподавателя они производят расчет на «первый», «второй» (это делается затем,  чтобы  дети   и  преподаватель   могли  определить,  кто   будет   являться «мышками»,   а   кто   ­   «мышеловкой»).   Далее   все   участники,   являющиеся «первыми»,   делают   шаг   в   круг   и   смыкают   его,   взяв   друг   друга   за   руки, образовывая замкнутую «мышеловку». А «вторые», т.е. «мышки» становятся за пределы «мышеловки». Начинается   игра.   Звучит   музыка.   На   вступление   «мыши»   еще   не двигаются   и   только   потом,   когда   зазвучала   основная   мелодия   «мыши» пробегают   посередине   «мышеловки»   и   проскакивают   в   воротца,   которые образуют игроки «мышеловки», подняв сцепленные руки вверх. Как только музыка   обрывается,   игроки   «мышеловки»   опускают   руки   и   закрывают «мышеловку».   Оставшиеся   «мышки»   внутри,   считаются   пойманными.   Они становятся   в   общий   круг,   присоединяются   к   «мышеловке».   Игра продолжается.   Можно   провести   игру   3­4   раза.   А   затем   поменять   игроков местами. «Вторые» становятся «мышеловкой», а «первые» ­ мышками. Игра развивает и учит: координацию движения ребенка; умение ориентироваться в пространстве; формировать рисунок танца – круг; коллективной работе, находясь в роли «мышеловки»; развивает музыкальность (так как начало и окончание движения связано с музыкой). VI. Список рекомендуемой учебно­методической литературы 1. Барышникова, Т. Азбука хореографии / Т. Барышникова. ­ М., 2000. 2. Бекина, С. И. Музыка и движение: упражнения, игры и пляски для детей 5­ 6 лет / Авт.­сост.: С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. – М.: Просвещение, 1983. 3. Бекина, С. И. Музыка и движение: упражнения, игры и пляски для детей 6­ 7 лет / Авт.­сост.: С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. – М.: Просвещение, 1984. 4. Бриске,   И.   Э.   Мир   танца   для   детей.   Методическое   пособие.   Изд.   2­е, дополненное и переработанное. – Челябинск, 2005. 5. Буренина,   А.И.   Ритмическая   мозаика.   Программа   по   ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. ­ 2­е изд., испр. и доп. / А.И. Буренина. ­ СПб: ЛОИРО, 2000. 6. Горшкова, Е. В. От жеста к танцу / Е.В. Горшкова. ­ М.: Издательство «Гном и Д», 2004. 7. Гурская,   Е.   А.   Использование   игровой   технологии   в   методике преподавания танца в группах дошкольного возраста: методич. пособие в помощь руководителям хореографических коллективов / Е. А. Гурская. – Челябинск, 2006. 8. Играем сначала. Гимнастика, ритмика, танец. ­ М., 2007. 9. Каплунова,   И.   Музыка   и   чудеса.   Музыкально­двигательные   фантазии: пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений / И. Каплунова, И. Новоскольцева. – СПб.: Издательство «Композитор», 2000. 10.Конорова,   Е.В.   Методическое   пособие   по   ритмике   в   I   и   II   классах музыкальной школы. Выпуск 1 / Е.В. Конорова. ­ Издательство "Музыка". М., 1972. 11.Конорова, Е.В. Занятия по ритмике в III и IV классах музыкальной школы. Выпуск 2 / Е.В. Конорова. ­ Издательство "Музыка". М., 1973. 12.Конорова, Е. В. Танец и ритмика / Е.В. Конорова. ­ М: Музгиз, 1960. 13.Конорова, Е.В. Методическое пособие по ритмике. Занятия по ритмике в подготовительных классах. Выпуск 1 / Е.В. Конорова. ­ М.: Музгиз, 1963, 1972, 1979. 14.Колодницкий, Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для   детей.   Учебно­методическое   пособие   для   педагогов   /   Г.А. Колодницкий. ­ М, 2000. 15.Климов,   А.   Основы   русского   народного   танца   /   А.   Климов.   ­   М., Издательство «Московского государственного института культуры», 1994. 16.Лифиц, И. Методическое пособие по ритмике / И. Лифиц, Г. Франио. ­  М., 1987. 17.Михайлова, М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие   для   родителей   и   педагогов   /   М.   А.   Михайлова.   –   Ярославль: Академия развития, 1997. 18.Музыкальные игры и пляски в детском саду: Пособие для музыкальных руководителей   /   Составители:   Е.   Е.   Каява,   Л.   Н.   Кондрашова,   С.   Д. Руднева.   –   Л.:   Гос.   учебно­педагогическое   издательство   Министерства просвещения РСФСР, 1963. 19.Пуртова Т. В. Учите детей танцевать: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Т. В. Пуртова, А. Н. Беликова, О. В. Кветная. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 20.Пустовойтова, М.Б. Ритмика для детей. Учебно­методическое пособие / М.Б. Пустовойтова. ­  М., Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2008. 21.Программы для хореографических школ искусств. Составитель ­ Бахтов С. М., М.,1984. 22.Радынова, О. П. Слушаем музыку: Кн.для воспитателя и муз. руководителя дет.сада. – М.: Просвещение, 1990. 23.Руднева, С. Ритмика. Музыкальное движение / С. Руднева, Э. Фиш. ­ М.: Просвещение, 1972. 24.Ткаченко, Т.С. Народные танцы / Т.С. Ткаченко. ­ М., 1975. 25.Франио, Г.С. Ритмика в детской музыкальной школе / Г.С. Франио. ­ М., 1997. 26.Франио, Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей / Г. С. Франио. ­ М., 1989. 27.Школа танцев для детей. – СПб.: «Ленинградское издательство», 2009. 28.Чибрикова­Луговская,   А.Е.   Ритмика  /   А.Е.  Чибрикова­Луговская.   ­   М., Издательский дом «Дрофа», 1998. Интернет­ресурсы 1.       http   ://   piruet    .  info  ://   www   .  ru   /  time  2   2.       http  3.       www   .  monlo    .  ru  .  psychlib    .  horeograf   4.       www   .  com 5.       www.balletmusic.ru 6.       http ://pedagogic.ru 7.       http:// spo. 1 september.ru 8.       http://www.fizkultura­vsem.ru 9.       http://www.rambler.ru/ 10.   11.    www   .  google    www.plie.ru  .  ru

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"

Программа по учебному предмету "Ритмика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.08.2018